- 6 признаков эмоциональной депривации у детей
- Эмоциональная депривация у ребенка оставшегося без попечения родителей
- Признаки эмоциональной депривации у детей
- 1. Неповиновение
- 2. Агрессия
- Депривация и здоровье
- Один из мифов об усыновлении: «в домах ребенка все дети больные и умственно отсталые». Второй миф – полностью противоположный по смыслу: «в семье все дети расцветают и становятся совершенно здоровыми».
- Факторы риска
- Врожденное или приобретенное?
- Что можно поправить
- Серьезные проблемы
- Простой вопрос без ответа
6 признаков эмоциональной депривации у детей
Представьте, что вы не получаете никаких проявлений любви от самых главных в вашей жизни людей. Именно так себя и чувствуют дети с эмоциональной депривацией. Будьте любящими родителями и заставьте своих детей почувствовать, насколько они важны для вас.
Поцелуи, объятия, ласка и добрые советы — это именно те признаки привязанности, которые родители должны демонстрировать своим детям. В противном случае, у них может возникнуть эмоциональная депривация. Это не пустая прихоть. Доказано, что демонстрация любви и заботы способствует хорошему психосоциальному развитию детей. Каким бы самостоятельным ни был ребенок, он практически полностью зависит от своих родителей или окружающих его взрослых.
Причем, не только с экономической или образовательной точки зрения, но и в эмоциональном и психологическом плане. Причины и последствия эмоциональной депривации у детей. Для нормального развития ребенка необходимо, чтобы родители демонстрировали ему свою любовь и понимание. Когда ребенок растет в здоровой эмоциональной среде, он перенимает хорошие привычки, которыми затем руководствуется в общении с другими людьми. Тем не менее, многие дети испытывают недостаток любви. В этом виновата либо семья, либо их непосредственное окружение. Когда происходит такая эмоциональная депривация, ее последствия непосредственно влияют на поведение детей. Эмоциональная депривация у детей и ее признаки.
В детстве дети нуждаются в знаках любви и принятия со стороны близких. Без этого они не могут чувствовать себя любимыми и защищенными. К сожалению, по мере того как ребенок растет, родители, как правило, проявляют все меньше признаков привязанности. Иногда усталость от работы и современный образ жизни, полный суеты, заставляют взрослых забывать некоторые из своих основных семейных обязанностей. Речь идет о том, чтобы демонстрировать детям любовь и заботу, напоминать им, насколько они важны. Эмоциональная депривация приводит к тому, что дети постоянно чувствуют себя одинокими или покинутыми. Связь между родителями и детьми ослабевает, и это сказывается, в том числе, на самооценке. Чтобы узнать, достаточно ли вашему ребенку проявлений любви и заботы, вам стоит проанализировать данные признаки: Ребенок постоянно испытывает беспокойство и имеет проблемы при взаимодействии с другими людьми. Он всегда занимает оборонную позицию и настороженно относится к тому, что происходит вокруг него. Ребенок страдает от стресса. Его иммунная система ослабевает из-за высокого уровня депрессии.
1. Неповиновение У детей с эмоциональной депривацией возникает потребность привлечь внимание любой ценой. Для того, чтобы их наконец заметили, дети демонстративно перестают слушаться родителей и ведут себя неадекватно в общественных местах. Например, закатывают истерику или плачут. Дети, которые хотят любви и внимания от своих родителей, часто устраивают сцены. Если они не достигают своей цели, то просто увеличивают интенсивность и частоту. Типичными признаками неповиновения у детей являются: слезы без причины агрессия гнев импульсивность внезапные перепады настроения
2. Агрессия В случае, когда дети проявляют агрессию, специалисты рекомендуют уделять им повышенное внимание и слушать, что они пытаются сказать. Таким образом, они будут чувствовать себя значимыми и обретут достаточную уверенность, чтобы рассказать о том, что их беспокоит.
3. Чувство незащищенности Столкнувшись с эмоциональным вакуумом, дети чувствуют себя крайне уязвимыми. У них появляются страхи при общении с другими людьми. Поскольку они не чувствуют себя в безопасности, то постоянно держат оборону. По этой причине недоверие со стороны ребенка является ясным сигналом о том, что что-то идет не так.
4. Страх Часто ребенок не способен самостоятельно справиться с эмоциональной депривацией. Из-за этого может возникнуть чувство пустоты и недоверия, которое будет усиливаться по мере взросления. Страх быть брошенным существует у каждого ребенка. Однако когда дети не видят знаков любви со стороны родителей, он лишь усиливается.
5. Плохая успеваемость Отсутствие внимания и любви может привести даже к проблемам с успеваемостью. Дети перестают уделять внимание учебе и делать домашние задания. По мнению психологов, у детей с эмоциональной депривацией часто появляются проблемы с речью и с учебой. В семьях, где не принято открыто проявлять любовь, как правило, дети начинают говорить гораздо позже. Кроме того, они испытывают проблемы с социализацией. Дети подвергают свои эмоции строгой цензуре и стараются избегать привязанности к кому-либо.
6. Зависимость от гаджетов Некоторые родители полностью передают воспитание цифровым устройствам. С практической точки зрения удобно, что дети тихо сидят, уткнувшись в планшет, телефон или телевизор. Однако, технологический пузырь, который их окружает, не оставляет места проявлению живых эмоций.
Заключение. Эмоциональная депривация у детей приводит к тому, что у них появляется страх потерять своих близких. В результате ребенок постоянно находится в напряжении. Он настороженно относится ко всему, что происходит вокруг него. Дети, которые растут в семьях, где не хватает любви, находятся в состоянии постоянной тревоги. Они постоянно стремятся к эмоциональным отношениям, которые могут удовлетворить их потребность чувствовать себя любимыми. Необходимо учитывать, что дети нуждаются в постоянном проявлении любви и привязанности. Они не могут нормально расти без ласки, поцелуев и объятий. Искренняя любовь и забота со стороны родителей имеют решающее значение для формирования личности и созревания мозга. Доказано, что если ребенок растет, не чувствуя любви, развитие нейронов идет медленнее, и это снижает познавательные способности. Эмоциональная депривация может привести к тому, что из ребенка вырастет очень неуверенный в себе человек. Он будет отличаться эмоциональной незрелостью, эгоизмом и проблемами идентичности. Когда дети растут в среде, где нет места проявлению чувств, у них в дальнейшем возникают проблемы с поддержанием стабильных отношений и часто случаются конфликты с окружающими.
Источник
Эмоциональная депривация у ребенка оставшегося без попечения родителей
Поцелуи, объятия, ласка и добрые советы — это именно те признаки привязанности, которые родители должны демонстрировать своим детям. При отсутствии этого у детей может возникнуть эмоциональная депривация. Демонстрация любви и заботы способствует хорошему социально-психологическому развитию детей. Ребенок практически полностью зависит от своих родителей или окружающих его взрослых в экономическом, образовательном, эмоциональном и психологическом плане.
Признаки эмоциональной депривации у детей
В детстве дети нуждаются в знаках любви и принятия со стороны близких. Без этого они не могут чувствовать себя любимыми и защищенными. Часто, по мере того, как ребенок растет, родители проявляют меньше внимания, заботы, любви. Несмотря на современный уклад жизни родителям необходимо постоянно демонстрировать своему ребенку, как он важен для них.
Эмоциональная депривация приводит к тому, что дети постоянно чувствуют себя одинокими или покинутыми. Связь между родителями и детьми ослабевает, и это сказывается, в том числе, на самооценке.
Чтобы узнать, достаточно ли вашему ребенку проявлений любви и заботы, вам стоит проанализировать данные признаки:
- Ребенок постоянно испытывает беспокойство и имеет проблемы при взаимодействии с другими людьми.
- Он всегда занимает оборонную позицию и настороженно относится к тому, что происходит вокруг него.
- Ребенок страдает от стресса.
- Его иммунная система ослабевает из-за высокого уровня депрессии.
1. Неповиновение
У детей с эмоциональной депривацией возникает потребность привлечь внимание любой ценой. Для того, чтобы их заметили, дети демонстративно перестают слушаться родителей, педагогов, могут вести себя неадекватно в общественных местах. Дети, которые хотят любви и внимания от своих родителей, часто устраивают сцены. Если они не достигают своей цели, то просто увеличивают интенсивность и частоту. Типичными признаками неповиновения у детей являются: слезы без причины, агрессия, гнев, импульсивность, внезапные перепады настроения.
2. Агрессия
В случае, когда дети проявляют агрессию, им нужно уделить повышенное внимание и слушать, что они пытаются сказать. Таким образом, они будут чувствовать себя значимыми и обретут достаточную уверенность, чтобы рассказать о том, что их беспокоит.
Столкнувшись с эмоциональным вакуумом, дети чувствуют себя крайне уязвимыми. У них появляются страхи при общении с другими людьми. Поскольку они не чувствуют себя в безопасности, то постоянно держат оборону.
Часто ребенок не способен самостоятельно справиться с эмоциональной депривацией. Из-за этого может возникнуть чувство пустоты и недоверия, которое будет усиливаться по мере взросления. Страх быть брошенным существует у каждого ребенка, но если дети не видят знаков любви со стороны родителей, он усиливается.
В семьях, где не принято открыто проявлять любовь, дети начинают говорить позже. Они испытывают проблемы с социализацией. Дети подвергают свои эмоции строгой цензуре и стараются избегать привязанности к кому-либо.
Некоторые родители полностью передают воспитание цифровым устройствам. С практической точки зрения удобно, что дети тихо сидят, уткнувшись в планшет, телефон или телевизор. Но все это не оставляет места проявлению живых эмоций.
Эмоциональная депривация может привести к тому, что из ребенка вырастет неуверенный в себе человек. Он будет отличаться эмоциональной незрелостью, эгоизмом и проблемами идентичности, постоянно будет стремиться к эмоциональным отношениям, которые могут удовлетворить его потребность чувствовать себя любимым, у него возникают проблемы с поддержанием стабильных отношений и часто случаются конфликты с окружающими.
Источник
Депривация и здоровье
Один из мифов об усыновлении: «в домах ребенка все дети больные и умственно отсталые». Второй миф – полностью противоположный по смыслу: «в семье все дети расцветают и становятся совершенно здоровыми».
Анна Никитина педагог, психолог, специалист по работе с приемными детьми
Один из мифов об усыновлении: «в домах ребенка все дети больные и умственно отсталые». Второй миф — полностью противоположный по смыслу: «в семье все дети расцветают и становятся совершенно здоровыми». Истина где-то посередине: воспитанники сиротских учреждений действительно сильно отстают от своих сверстников, как с точки зрения физического здоровья, так и с точки зрения умственного развития. Часть из этих проблем обратимы, часть — нет. Поговорим подробнее о здоровье сирот и их отличии от здоровья семейных детей.
Факторы риска
С точки зрения медицины, факторы риска для здоровья и умственного развития ребенка — это неблагоприятные условия, которые определяют предрасположенность человека к заболеваниям. Основные факторы риска — это:
- генетические (наследственные заболевания) От этих неприятностей не застрахован никто, будь то семейный ребенок или тот, кого оставили родители.
- биологические (особенности течения беременности и родов). Какие-то факторы не зависят от того, следила ли мама за собой во время беременности. К сожалению, больные детки рождаются и в благополучных семьях. Однако родители многих воспитанников сиротских учреждений ведут нездоровый образ жизни, и это сказывается на здоровье малышей. Форма и сила негативного воздействия бывает разной: от каких-то проблем можно избавиться навсегда, какие-то — только сгладить, что-то останется на всю жизнь.
- психолого-социальные. Малышу для полноценного развития необходима привязанность взрослого, телесный контакт, общение, поле для исследования и активности. Проблемы со здоровьем нужно решать оперативно и максимально экологичными методами. Всего этого лишены сироты и из-за этого их физическое и умственное развитие отстает от нормы, а последствия биологических факторов риска нарастают как снежный ком.
Врожденное или приобретенное?
При рождении будущие воспитанники сиротских учреждений и детки, которых мама не покидает, отличаются не так сильно, как можно подумать. Поражения центральной нервной системы и задержка внутриутробного развития у будущих сирот встречается на 3-4% чаще. Генетические проблемы у сирот несколько более частотны, но это связано с тем, что от детей-инвалидов чаще отказываются те, кто не оставил бы здорового ребенка в родильном доме.
Однако уже по итогам первого года жизни разрыв увеличивается. Недостаток массы тела и рахит у сирот встречается чаще почти в пять раз, причем формы этих заболеваний более тяжелые. В психоэмоциональном развитии отстают 98% воспитанников дома ребенка и 10% домашних детей — дети неактивны и нелюбознательны, плохо понимают речь, не гулят. Лор-заболевания у сирот встречаются в два раза чаще.
Разумеется, частично такое формальное ухудшение состояния здоровья зависит от того, насколько тщательно и добросовестно обследовали «ничейного» малыша после рождения. Но все же большую роль играет фактор депривации и условия жизни в сиротском учреждении.
Что можно поправить
Вот какие проблемы со здоровьем являются благоприобретенными и поддаются коррекции.
Отсутствие грудного вскармливания. О пользе грудного вскармливания знают все: здоровый пищеварительный тракт (а это и выработка необходимых для переваривания пищи ферментов, и бактериальная флора), следовательно, хороший иммунитет — все это заслуга маминого молочка. Если его нет и смесь подбирают по принципу «чтобы вес набирал», малыш приобретает проблемы с развитием внутренних органов, чаще страдает от простудных заболеваний, цепляет любую инфекцию. Впоследствии ему сложнее переваривать пищу со взрослого стола — его переводят на питание по возрастным нормам, а у него плохо усваивается пища, ребенок фактически голодает, хотя и получает обильные порции. Масса тела нарастает слабо; мышцы, ткани, костная ткань, кожа недополучают питания, плохо развиваются, хотя желудок полон вполне качественной пищи. Такие обменные процессы обычно «налицо»: волосиков у малыша меньше, чем у сверстников, ноготки слабые или почти отсутствуют, кожа слабая, мышцы вялые, малыш в целом выглядит ослабленным.
Особенности физического содержания. Сироты большую часть времени проводят спеленутыми в кроватках, лишенными движения. Их практически не берут на ручки, у них тяжелее протекают любые лор-заболевания. Недостаток физической активности приводит не только к психологической апатии, но и к общей ослабленности, проблемам с циркуляцией крови. Детишек обычно кутают и держат в тепле — они не научаются терморегуляции, не получают естественного закаливания. Наглядно это проявляется в виде постоянных насморков и хронических бронхитов, пониженном тонусе. У большинства малышей деформации скелета: сплюснутая головка от виска к виску — не расправилась после родов, поскольку малыш все время лежал то на одном боку, то на другом. Тельце в целом выглядит сдавленным, движения скованные и вялые — вполне здоровые дети производят впечатление неврологических больных.
Возрастные прививки. Сирот прививают строго по календарю, откладывая прививки лишь в случае тяжелой болезни. Но то, что может быть не опасно для здорового ребенка, ослабленного часто приводит к очередному заболеванию.
Гипердиагностика и гиперлечение. В сиротских учреждениях детей лечат по принципу «как бы чего не вышло». Это значит, что часто прибегают к агрессивной медикаментозной терапии, в частности, антибиотикам в тех случаях, когда домашний врач порекомендовал бы брызгать в носик спрэй, удалять слизь, побольше носить кроху на ручках, отказаться от плановой прививки и почаще давать грудь. В случае осложнений малышей обычно отправляют в больницу, где он получает питание через зонд и уколы антибиотиков, когда домашний ребенок был бы рядом с мамой под контролем участкового врача. Результат: устойчивые к антибиотикам штаммы бактерий, хронические заболевания дыхательных путей, глубокая депрессия из-за пребывания в изоляторе и больнице.
Нехватка реабилитационных мероприятий. Какой домашний ребенок не прошел через руки массажиста или остеопата? Практически все детки имели те или иные проблемы с неврологией, однако при правильном лечении избавились от них за первый год жизни. У сироты шансов на такой индивидуальный подход нет, а недостаток физической активности не позволяет компенсировать «неврологию» самостоятельно.
Шансы на коррекцию этих проблем весьма и весьма велики. Перезапустить пищеварительный тракт, который потянет за собой остальные обменные процессы — это работа надолго. И чем раньше ее начать, тем лучше. Физическое развитие, если дать ребенку свободу и обратиться к помощи мануальной терапии и лечебной физкультуры, также будет в норме. Хронические заболевания поддаются если не полному излечению, то хотя бы контролю. Словом, большинство детишек, если их взять в семью в первый год жизни, выправляются в течение года.
Серьезные проблемы
Однако было бы слишком наивно думать, что все настолько радужно и прекрасно, что любовь и забота лечит все. Конечно, в любом случае, в семейной обстановке любой ребенок будет развиваться лучше, чем в сиротском учреждении. Но многие проблемы, увы, коррекции до состояния «не хуже, чем у других» могут и не поддаться. И главная проблема в том, что не всегда можно определить одно от другого.
- Тяжелая внутриутробная интоксикация. Дети, рожденные от наркозависимых матерей довольно часто имеют серьезные поражения центральной нервной системы, которые не всегда поддаются коррекции. Внешне у крохи выражена брахицефалия (соотношение длины и ширины головы, при котором ширина составляет более 80,9% длины), недоразвитие нижней челюсти, нависающий лоб, косоглазие, дефект ушных раковин. В анамнезе — абстинентный синдром, то есть послеродовая ломка, судороги. Обычно при таких ярких внешних дефектах развитие ребенка будет очень проблемным. Однако некоторые проблемы не видно невооруженным взглядом — они аукнутся лишь в будущем.
- Аутизм. Это заболевание встречается во всех социальных слоях, причины его возникновения до конца не ясны. Однако те проявления, которые у домашних детей определенно свидетельствуют об аутизме той или иной степени (не реагирует на приближение мамы, не улыбается, не гулит, не смотрит в глаза в возрасте полугода, совершает монотонные укачивающие движения с отсутствующим видом в более старшем возрасте), для сирот может быть и нормой — последствием депривации.
- Детский церебральный паралич. У новорожденных далеко не всегда можно поставить этот диагноз, если форма заболевания не особенно тяжелая. Это касается и домашних детей, и сирот. Также сложно дать прогноз на коррекцию.
- Умственная отсталость. У малышей выявить или предположить разные формы истинной, органически обусловленной умственной отсталости, если она не сопровождается другими заболеваниями, вызвавшими очевидные изменения лица и тела, — невозможно. Фактор депривации делает «отсталыми» практически всех сирот.
- Пороки развития внутренних органов. На глаз их не увидишь, нужно тщательное обследования малыша. Да и то оно даст результат, только если знать, что именно нужно искать.
Простой вопрос без ответа
Так как же разобраться, малыш условно здоров или нет. А если проще: это у него лечится? Гарантии того, что вы заберете из Дома ребенка кроху, с которым все будет хорошо, вам не даст никто. Вы можете лишь сделать максимум того, что зависит от вас.
- У вас есть право изучить медицинскую документацию о ребенке. Обратите внимание на сведения о наркозависимости его био-родителей и заболеваниях, передающихся половым путем. Обсудите полученную информацию с главным врачом Дома ребенка и отдельно со специалистом, которому вы доверяете.
- Сопоставляйте факты о здоровье и развитии ребенка и с фактами его биографии. Очевидно, что ребенок, который проводил большую часть времени в изоляторе и больнице, будет выглядеть отсталым даже по сравнению с детьми из Дома ребенка. Ребенок, которого не так давно изъяли из семьи, будет демонстрировать откат в развитии. Обсудите с доверенным врачом полученную информацию.
- Вы имеете право провести независимое медицинское обследование ребенка, и это нередко бывает обоснованно, поскольку диагнозы или их отсутствие имеет смысл перепроверять. По закону — в государственной клинике. По факту часто можно договориться о том, чтобы свозить малыша к вашему врачу, если вы обеспечите транспорт и возможность проезда сотрудника дома ребенка вместе с вами. В крайнем случае под видом родственника можно привести в Дом ребенка своего врача. Это незаконно, поскольку направление выдается исключительно кандидатам в усыновители, однако по факту в Дом ребенка часто допускают членов семьи.
- Если вы уже начали общаться с ребенком, обращайте внимание на то, насколько он меняется от ваших визитов. Довольно часто уже после недели ежедневных посещений, личного общения со взрослым малыш начинает «расцветать» — это хороший знак. Это вовсе не значит, что если пока подвижек нет, малыш безнадежен, или что оживление малыша говорит об огромном потенциале, но все же определенную надежду такое оживление дает.
Возможно, кому-то наша статья кажется кощунственной, мол, детей не выбирают. Ведь невозможно быть уверенным даже в том, что собственнорожденный ребенок от здоровых родителей будет умненьким, здоровеньким и счастливым. Однако задумываться о здоровье и потенциале ребенка, которого вы хотели бы усыновить, все же стоит, чтобы соразмерить свои силы с реальными потребностями ребенка. С точки зрения психологов, предупреждения о возможных рисках, которые сделает грамотный врач, очень важны для дальнейших отношений ребенка и приемных родителей. Во-первых, предупрежден — значит, вооружен. Во-вторых, отсутствие завышенных ожиданий помогает принять кроху таким, каков он есть и радоваться его успехам.
Анна Никитина
Консультант: Ольга Ткач, заведующая педиатрическим отделением
Центра традиционного акушерства
Источник