Михаил.
Скачать книгу можно ЗДЕСЬ
Три ординарных центра и их части
Двигательный центр: Ординарный центр действия
Двигательный центр управляет функциями, приобретенными в процессе обучения. К ним относятся ходьба, речь, мимика, жесты, позы и механика полового акта. Любые движения, требующие непрерывного внимания, управляются двигательным центром.
Человек с двигательным центрированием имеет более тесный контакт со своим телом. Такой человек изначально воспринимает действительность в своем теле, а не через эмоции или мысли. Его тело подсказывает ему, что делать в той или иной ситуации. У каждого человека есть такая способность, просто у людей с двигательным центрированием она более развита: они лучше осознают эту способность и больше на нее полагаются. Например, человек с двигательным центрированием может, почувствовав боль в желудке, понять, что в комнате что-то не так. Фермер с двигательным центрированием может проснуться утром с острым чувством голода и понять, что этот день хорошо подходит для сбора урожая пшеницы. Часто такие люди не могут выразить свое знание словами, потому что оно не эмоционально и не интеллектуально и сам этот вид центрирования очень затрудняет интеллектуальное и эмоциональное выражение.
Люди полагаются на свое центрирование ради чувства стабильности. Если человек с двигательным центрированием находится в контакте со своим телом, ему кажется, что он все делает правильно и находится в контакте с реальностью. Тело сообщает ему, что происходит в окружающем мире. В противоположность ему, эмоционально центрированный человек полагается на свое чувственное восприятие происходящего, а человек с интеллектуальным центрированием основывается на своих мыслях о происходящем.
Эмоциональная часть двигательного центра
Эмоциональная часть двигательного центра управляет теми движениями, которые выражают или вызывают эмоции, — такими, как танцы и захватывающие спортивные упражнения, например, катание на роликовой доске или лыжах.
Люди, чье основное центрирование приходится на эмоциональную часть двигательного центра, делают движения не только для того, чтобы хорошо себя чувствовать. Из них-то и получаются хорошие спортсмены. Движение стимулирует их эмоции. Когда они расстроены, то могут убирать квартиру или делать какую-либо другую работу, что позволяет им почувствовать себя лучше.
На негативном полюсе это центрирование управляет азартными играми, безудержной страстью делать покупки, ритуальным поведением (например, бросанием соли через левое плечо), нервными или эксцентричными движениями и подергиваниями.
Интеллектуальная часть двигательного центра
Интеллектуальная часть двигательного центра управляет движениями, требующими мысленной концентрации, — например, вязанием сложного узора, в котором важно следить за счетом петель и сохранять высокую концентрацию внимания. Это центрирование ведает также подражанием и мимикой.
Часто это центрирование встречается у изобретателей. Они физически чувствуют, что есть и чего нет во Вселенной, и разрабатывают свои теории на этот счет. Они могут идти по улице и увидеть, что необходимо сделать, после чего у них внезапно возникает идея, позволяющая удовлетворить эту потребность; человек с другим центрированием в этой ситуации не увидел бы и самой потребности.
Люди с этим центрированием ориентированы на проекты, из них получаются хорошие архитекторы. Им нравится «осуществлять проекты», будь то починка машины или программирование компьютера. У многих актеров также есть это центрирование. Оно позволяет им думать о том, как нужно двигаться, чтобы быть похожим на другого человека.
Часто эти люди кажутся довольно гармонично развитыми. Они хорошо представляют себе как сделать так, чтобы их тело хорошо себя чувствовало. Они обычно не допускают серьезных нарушений равновесия в организме.
На негативном полюсе люди с этим центрированием могут попадать в ловушку горячечного, бесполезного движения, становятся все более разделенными со своими эмоциями. Вместо того, чтобы идти на вечеринку веселиться, они сидят и обдумывают шахматную партию. Они могут бесконечно возиться с машиной, даже после того, как ее ремонт полностью закончен. Они интеллектуально принуждены к выполнению определенного объема деятельности. Люди с крайним проявлением такого центрирования могут часами играть в компьютерные игры.
«Ловушка» для людей с таким центрированием заключается в том, что у них возникают сомнения в правильности сделанного. Они совершают действие, после чего думают: «Эх, зря я это сделал», после чего совершают новое действие и начинают размышлять уже о нем.
Двигательная часть двигательного центра
Хотя не существует людей с таким центрированием, двигательную часть двигательного центра «посетить» можно. Деятельность, которой управляет двигательная часть двигательного центра, — это такие действия, которые мы выполняем без мыслей и чувств, — например, уборка граблями листьев. Главное условие — нейтральное эмоциональное отношение к работе и отсутствие любых мыслей о ней.
Эмоциональный центр: Ординарный центр выражения
Эмоциональный центр управляет всеми эмоциями, здесь эмоции существуют в чистом виде (в эмоциональной части эмоционального центра). Восприятие — знание истины на невербальном, нефизическом, неинтеллектуальном уровне — также происходит через эмоциональный центр.
Восприятие и чистая эмоция являются позитивными полюсами эмоционального центра. Эмоциональный центр может расширяться и сокращаться, люди могут быть интровертами и экстравертами, могут быть счастливы или грустны без причины. Часто люди пытаются при помощи эмоционального центра найти причины своих эмоций.
Интеллектуальная часть эмоционального центра
На позитивном полюсе интеллектуальная часть эмоционального центра управляет ценностными суждениями и расстановкой приоритетов. В эмоциональном центре мы воспринимаем то, что истинно для нас: что одно задание более сложно, чем другие, что один определенный вид еды или одежды, какой-то конкретный цвет или иной объект больше подходит вам, чем все прочие. Интеллектуальная часть ставит это восприятие в рамки выбора или плана. Люди с таким центрированием, направляемые своим восприятием, могут добраться до ядра проблемы путем интеллектуализации воспринимаемой истины.
На негативном полюсе интеллектуальная часть эмоционального центра приводит к рационализации: размышлению об эмоциях и восприятиях, которые у нас возникают, выдумыванию причин того, что мы воспринимаем или чувствуем. Ловушка для людей с такым центрированием заключается в том, что они испытывают эмоцию, затем выдумывают причину для нее, испытывают новые эмоции по поводу придуманной ими причины, что ведет к новым размышлениям по поводу причин этих эмоций и так далее.
Отождествление наших эмоций с тем, что мы о них думаем, — функция негативного полюса этого центрирования, так же, как ревность, предвзятость, затаенные обиды и постоянное возвращение к рассмотрению проблем.
Двигательная часть эмоционального центра
Двигательная часть эмоционального центра руководит действиями, непосредственно вытекающими из эмоций или восприятия. Массовые эмоции — например, когда на стадионе все вскакивают со своих мест и кричат, являются функциями такого центрирования. В этой части эмоционального центра у нас возникают чувства, после чего мы совершаем действия. При правильном пользовании этим центрированием мы действуем на основе восприятия — которое полагаем истинным — без размышлений между эмоциями и действиями. Например, если мы на эмоциональном уровне чувствуем, что со встречной полосы на нашу вот-вот вылетит машина, поворачиваем руль, чтобы избежать столкновения, а затем уже думаем: «Ой, вон машина выехала на встречную полосу как раз там, где я неожиданно свернул», мы пользуетемся этим центрированием.
Механические реакции на детей и животных — восприятие или эмоция с последующими действиями (такими, как объятия или поглаживания) — образуются благодаря этой центровке. Походы в кино, кафе, рестораны — тоже проявления деятельности двигательной части эмоционального центра. Сначала возникает эмоция: «Давай-ка пойдем, развлечемся», затем происходит действие. Действия на основе импринтов (автоматические действия в связи с эмоциями, которые даже не являются вашими собственными) происходят из этого центра.
На позитивном полюсе люди с этим центрированием воспринимают, а затем действуют, не останавливаясь, чтобы подумать. На негативном полюсе они действуют на основе своих суждений об эмоциях и восприятии. Примером негативного полюса этого центрирования является «суд Линча». Вспышки раздражения, стенания, причитания и бормотание, слишком быстрая езда, преступления на почве ревности и другие действия, построенные на сентиментальности или эмоциональности, являются проявлениями этого центрирования. Кроме того, проявлениями негативного полюса этого центрирования могут быть алкоголизм, наркомания, обжорство и другие психофизиологические зависимости, связанные с реакцией на определенные чувства.
Эмоциональная часть эмоционального центра
В этой части существуют чистые эмоции и чистое восприятие. Примеры — беспричинная радость, грусть или ощущение счастья.
Интеллектуальный центр: Ординарный центр вдохновения
И нтеллектуальный центр управляет мыслями, понятиями и речью. На позитивном полюсе интеллектуального центра находится мысль. Мысль предполагает сбор информации. Часто люди думают, что научились чему-то или узнали что-то при помощи собранной ими информации, хотя на самом деле просто имела место рационализация восприятия. Восприятие эмоционального центра — нерациональный элемент, хотя оно может соответствовать действительности. Люди с интеллектуальным центрированием могут принимать массивы своих мыслей о ком-то или чем-то за свои эмоции. Разница между мыслями и восприятием становится размытой и люди путают понятия «Я думаю» и «Я чувствую».
На позитивном полюсе интеллектуального центра у людей возникают нейтральные мысли: «Я утверждаю, что то, что существует, — существует». На негативном полюсе — рассуждения, интеллектуальные построения, не основанные на точной информации, и не обязательно основанные на информации вообще, которые принимаются за истину.
Эмоциональная часть интеллектуального центра
Эмоциональная часть интеллектуального центра управляет желаниями, интересами, эмоциональными реакциями на собственные мысли. Типичный пример деятельности эмоциональной части интеллектуального центра — выбор книги для чтения: у вас возникает эмоция желания прочитать книгу вследствие ваших мыслей по поводу темы, автора или даже просто обложки книги.
Тревога, депрессия, эмоциональные реакции, основанные на мыслях: «Не надо было мне этого делать» или «Отчего же все так получилось?» входят в область действия эмоциональной части интеллектуального центра. Смущение, эмоция, построенная на представлениях о произошедшем событии, также находится на негативном полюсе этого центрирования. Ловушка для людей с этим центрированием заключается в невозможности действовать. Они запутываются в своих чувствах по поводу какой-либо мысли и не знают, что им с этим делать.
Двигательная часть интеллектуального центра
Научные исследования, построение цивилизации, составление списков, выполнение задач и любая деятельность, основанная на мысли, являются функцией двигательной части интеллектуального центра. Не эмоциональная память — такая, как напоминание самому себе о необходимости сделать что-то или запоминание математической формулы, — происходит из этого центрирования.
Люди с этим центрированием могут казаться неэмоциональными и обычно чем-то заняты. Они реагируют не эмоционально, а интеллектуально. Часто они склонны думать, что эмоции нужно отставлять в сторону и пользоваться ими только там, где это действительно уместно. Они отстраняются от эмоций и продумывают необходимые действия, не позволяя эмоциям захлестнуть их. Они, вообще говоря, не доверяют эмоциям и относятся к ним свысока. Часто старые души начальных уровней пользуются этим центрированием, чтобы передохнуть после эмоциональности уровней зрелой души.
На негативном полюсе люди могут пожертвовать общей перспективой ради действий. Они становятся механистичными, каждое действие приобретает интеллектуальную ценность, не получая оценки со стороны эмоционального центра. Они могут действовать, не чувствуя, или основываясь на ложных предпосылках. Такие люди могут лезть в чужие дела, добывать информацию и распространять ее, не думая о ее эмоциональном содержании.
Война за идею — типичный пример деятельности двигательной части интеллектуального центра. Суть войны — движение, основанное на мысли, без эмоционального чувствования последствий такого движения, — описывается функцией негативного полюса этого центрирования. Сюда же относятся интеллектуальные преступления, не имеющие эмоциональной мотивировки — такие, как уклонение от уплаты налогов, кражи со взломом, мошенничество.
Негативный полюс этого центра обусловливает поступки человека, отражающие его негативные представления о себе, — например, покупку одежды, которая ему не идет или не слишком лестные высказывания о себе. Само же понятие «собственной ценности» является эмоциональной категорией.
Интеллектуальная часть интеллектуального центра
Здесь начинается восприятие себя — возникает мысль о мысли: «Я мыслю, следовательно, я существую». Самоосознание и формирование понятий для описания чего-либо нового управляются из этой части интеллектуального центра.
Источник
Новости синтона
Новое на сайте
Подпишитесь
на нашу рассылку!
Человеческие типы. Сущность и эннеаграмма
ЧЕТЫРЕ ФУНКЦИИ
Гурджиев классифицировал людей в соответствии с типом разума, который у них преобладает, и учил, что одна из основных причин отсутствия в нас целостности состоит в том, что у нас не один, а как бы четыре различных мозга. Эти четыре мозга соревнуются друг с другом, чтобы получить больше энергии, и каждый ратует за то, чтобы быть истинной личностью человека, внутри которого он функционирует. Каждый из этих разумов называет себя «я» и пытается говорить от имени всего человека.
Гурджиев в своем описании объединил двигательную и инстинктивную функции и называл людей, которые обычно действуют в соответствии с этими функциями, человеком № 1. Эмоционально центрированных людей он назвал человеком № 2, а интеллектуально центрированных, тех, которые оперируют концепциями и идеями, — человеком № 3. Эти три типа представляют собой человеческие существа в их естественном состоянии 18 . (Интересно отметить соответствие между этими тремя типами и тремя психологическими типами Шелдона.) Все три находятся на одном и том же уровне механичности. Они не понимают друг друга, видят мир совершенно по-разному и действуют из совершенно различных побуждений.
Эти четыре низшие функции, или типа разума, в соответствии с которыми действуют люди, — это то, что у нас имеется вместо сознания. Эти функции могут действовать без участия внимания, и обычно так и бывает. Поскольку большинству мыслей, ощущений и действий внимание не уделяется, то они не оставляют следа в памяти. К концу каждого определенного дня, недели или всей жизни человек осознает, что какие-то события, должно быть, происходили, но поскольку он при этом не присутствовал — не уделял им внимания, когда они происходили, — то он их и не помнит. Если человек работает на шестом этаже здания и каждый день пользуется лифтом, то он предположит, что в какой-то день он, должно быть, ехал в лифте. Но он этого не помнит — он отсутствовал во время поездки в лифте, потому что был занят каким-то прошлым или воображаемым будущим событием.
Иногда, когда присутствует особенно сильное отождествление с каким-то внешним или внутренним стимулом, внимание уделяется, но это внимание контролируется объектом — например, когда мы очень голодны и нам приходится ждать в очереди, пока нас проведут за столик в ресторане. Наше внимание захватывается запахом и видом еды, когда ее приносят другие, и какие-то туманные впечатления об этом событии будут сформированы. И лишь изредка внимание может контролировать своим усилием сам человек. В этом последнем случае это будет началом, тем зерном, из которого может развиться сознание.
Четыре функции — это инстинктивная, двигательная, интеллектуальная и эмоциональная. Инстинктивный разум — это тот, который поддерживает жизнь организма. Он контролирует различные системы тела, кровообращение, пищеварение, борется с болезнями или инфекцией, заведует дыханием, обменом веществ — всем множеством тонко взаимосвязанных процессов, которые поддерживают нормальное движение жизненной силы в здоровом теле или пытаются вернуть его в норму в больном организме. Инстинктивный центр также получает чувственные ощущения, и не только зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и осязательные, но и ощущения тепла или холода, влажности, веса и так далее. Этот центр управляет энергиями тела. Инстинктивный разум может обеспечить огромные количества энергии в случае опасности и также может позволить телу перейти в первое состояние (сон. — Прим. перев.), когда нужно восстановить запасы энергии.
Двигательный ум управляет изученными движениями. Он сходен с инстинктивным мышлением, но отделен от него. Если есть какое-то сомнение в том, управляется ли какая-либо деятельность инстинктивным или двигательным мозгом, подумайте о том, сможет ли это делать новорожденный ребенок. Если да, то эта деятельность инстинктивна. Если же это что-то такое, чему ребенок должен учиться, то за это отвечает двигательный ум. Например, инстинктивный ум умеет сосать, но двигательному уму надо учиться держать бутылочку, а потом и чашку с ложкой. После того, как двигательный мозг научился определенным движениям, даже таким сложным, как водить машину, он может выполнять эти движения без участия внимания. Например, ребенку очень трудно научиться завязывать шнурки, но когда он этому научится и выполнит эти действия сотни раз, он будет делать это, даже не замечая, что делает.
Интеллектуальный ум — это тот, который мы и считаем собственно умом. Хотя это только один из типов разума, которым обладают люди, и развивавшийся последним, самый хрупкий и ненадежный, мы все же именно его называем «умом». Это ум, работающий с идеями и концепциями, словами и числами. Это ум, который отличает людей от других животных, давая им способность манипулировать символами.
Эмоциональная функция — это та, при помощи которой мы связываемся с другими людьми и проводим эстетические различия. Там, где интеллектуальная функция производит слова, эмоциональная функция дает образы. Эти два ума пользуются разными типами символов, и им трудно общаться друг с другом.
Каждый из этих четырех типов разума имеет положительную и отрицательную половины, хотя это деление совершенно различно для разных функций. Для инстинктивного центра это контраст между комфортом и дискомфортом, удовольствием и болью. Для двигательного центра это контраст между движением и покоем. Для интеллектуального центра парными противоположностями являются «да» или «нет», «истинно» или «ложно». И для эмоционального центра контраст заключается в различии между «нравится» и «не нравится», любовью и ненавистью.
Каждый из центров может — и обычно так и происходит — работать «в одиночку», без связи с другими центрами, даже когда они действуют одновременно. Рассмотрим такой пример. Молодая женщина идет по улице. Ее кровь циркулирует, она дышит, ее волосы и ногти растут, — короче, все процессы тела идут как всегда. Она идет. Ее левая нога выносится вперед одновременно с правой рукой. Затем вес переносится на левую ногу, тело движется вперед, правая нога переносится вперед, в то время как правая рука возвращается назад и вперед выносится левая рука. Она не ощущает, где ее ноги и руки на данный момент и как они двигаются относительно друг друга, как не ощущает, что в ее желудке переваривается ленч. Она может не знать названия улицы, по которой идет, и не смотрит на других людей, если не считать минимума внимания, требующегося для того, чтобы не натолкнуться на них. Она расстроена. Она только что рассталась с приятелем в книжном магазине, где они поссорились. Чтобы избежать чувства разочарования и боязни остаться одной, если он ее бросит, она думает о том, сколько денег она получит в день зарплаты. Она думает, что получит достаточно, чтобы хватило на свитер, который видела вчера в магазине. В уме она подсчитала еще, сколько ей потребуется на еду и лекарства для матери.
Если вы остановите ее и спросите, сознательна ли она, то она ответит «да», потому что ее идея сознательности, как у большинства людей, состоит в том, что если она не находится в первом состоянии (сне), то она сознательна. И в этот момент, удивленная вашим вопросом, она несомненно будет более сознательна, чем до того, как вы ее остановили. Но до этого — что она сознавала? Ассоциативную деятельность мышления, то есть мысли о том, сколько она получит и сколько сможет потратить, вряд ли можно расценить как сознательность. Сейчас у нее еще нет денег, она не находится также поблизости от тех предметов, на которые она может их потратить или не потратить. Она, по сути дела, представляет собой четыре функции, действующие независимо, и ничто за ними не наблюдает и не осознает их.
Четыре низшие функции похожи на машину в машине, причем каждая работает на своем собственном топливе и со своей скоростью. Часто они действуют неэффективно, попадаясь друг у друга на пути, вмешиваясь в работу друг друга и стараясь делать то, для чего они не предназначены. Эта молодая женщина, например, использует свои подсчеты, хватит ли ей денег на красивый свитер, для того чтобы избежать чувства страха и горечи, которые испытывает ее эмоциональный центр. Она стремится избежать чувства неуверенности в том, действительно ли ее приятель ее любит. Другими словами, она использует один центр для того, чтобы избежать осознания другого центра. А поскольку она не обращает внимания на окружение, то она вскоре может споткнуться о поребрик, который окажется выше обычного.
У каждого человека преобладает одна из функций. Это называется центром тяжести, через который человек обычно воспринимает мир и взаимодействует с ним. Ни одна из функций не имеет преимущества перед другими, ни как средство восприятия, ни в отношении шансов человека развить сознание. У каждой есть своя правильная работа. Каждая, будучи доминирующей функцией, изменяет физически и психологически тип сущности человека. Тип тела человека весьма отделен от функций, действующих в нем. Каждый тип имеет все четыре низшие функции, и каждый человек чаще всего действует из одной из этих функций. Важно держать это в уме, когда стараешься определить тип человека.
Инстинктивно центрированные люди склонны быть более плотными, несмотря на их тип тела. Те, чей центр тяжести находится в двигательном центре, более стройны и, в то же самое время, мускулисты, тогда как интеллектуально центрированные люди часто худощавы и не особенно сильны. Эмоционально центрированные люди склонны быть полными и округлыми. Эти различия затрагивают, хотя бы до некоторой степени, внешний вид конкретного типа сущности. И, конечно же, центр тяжести — это неотъемлемая часть сущности.
В каждом человеке не только четыре отдельных типа разума, но каждый из этих разумов имеет три четких подразделения. Они различаются в соответствии с количеством внимания, необходимым для того, чтобы это подразделение действовало. На нижнем уровне осознания — который и осознанием-то не является — находится двигательно-инстинктивная часть каждого из центров, которая называется механической частью. Каждый из четырех центров обладает механической частью, которая может быть главным образом двигательной или главным образом инстинктивной, но в любом случае действует без участия внимания.
На следующем уровне каждого из центров находится эмоциональная часть. Эта часть действует с участием внимания, но это внимание захвачено объектом и отождествляется с этим объектом. Ничему другому внимания почти не уделяется. Эмоциональные части центров функционируют тогда, когда этот центр взял контроль в свои руки и зафиксировался на каком-то определенном проявлении. У человека, катающегося на «американских горках», все внимание захвачено ощущением движения и очень мало внимания уделяется чему-то другому. Это проявление эмоциональной части двигательного центра. Очень голодный человек, перед которым ставят горячую пиццу, все внимание уделит еде. Это действует эмоциональная часть инстинктивного центра, потому что внимание захвачено объектом, в данном случае свежей пиццей.
Высшим уровнем каждого центра является интеллектуальная часть, которая выполняет познавательные функции, являющиеся специальностью данного центра. В интеллектуальных частях центров внимание удерживается при помощи усилия. Сам человек контролирует и направляет внимание. Способность держать внимание под контролем — это то, что мы имеем в качестве отправной точки в наших попытках стать более сознательным. Когда мы действуем из интеллектуальной части центров, мы гораздо больше осознаем не только то, чему мы уделяем наше внимание, но и окружающую обстановку и особенно те усилия и энергию, которые требуются для того, чтобы держать внимание под контролем. Любой, кто готовился к зачету, когда ему больше хотелось бы пойти на море и заняться серфингом, или кто менял замок во входной двери, когда ему хотелось посмотреть футбол по телевизору, действовал в соответствии с интеллектуальной частью интеллектуального и двигательного центров. Интеллектуальная часть центра пробуждается путем удержания внимания на необходимом виде деятельности.
В каждой части каждого центра есть еще более тонкие деления. Все три уровня каждого из центров делятся, в свою очередь, на механическую, эмоциональную и интеллектуальную части. Это можно проверить, но для того требуется много наблюдений в течение длительного времени. Для наших целей будет достаточно наблюдать три главных деления каждого из центров.
Когда во второй главе мы обсуждали карты Таро, мы упомянули, что можно использовать эти карты для передачи информации о четырех функциях и их частях. Эзотерические идеи часто должны были передаваться через символы в периоды господствования религии или правительства, враждебных им. Успенский полагал, что карты Таро были способом сохранения этого знания в средние века, когда церковь преследовала любого, говорившего подобные вещи, как еретика.
Существует или нет эта связь между Таро и системой Четвертого Пути, обычная колода игральных карт может быть использована как стенографическая система для обозначения различных функций и их частей. Это делает легче обсуждение и классификацию наблюдений, так как намного легче сказать, например, «пять бубей», чем «механическая часть эмоциональной части интеллектуального центра». В образе игральных карт представлено множество идей о центрах. Каждая карта имеет две половины — негативную и позитивную. (Это будет достаточно подробно обсуждено, когда будут обсуждаться конкретные центры и их части.)
Туз для каждой масти представляет центр в целом. Туз крестей — это инстинктивный центр, туз пик — двигательный центр, туз бубей — интеллектуальный центр, а туз червей — эмоциональный центр. Три фигуры каждой масти представляют три раздела каждого центра. Например, валет крестей представляет механическую часть инстинктивного центра, дама крестей — эмоциональную часть, а король крестей — интеллектуальную часть. То же самое и для остальных центров: валет — механическая часть, дама — эмоциональная часть, а король — интеллектуальная часть.
Как уже говорилось, карты с цифрами используются для представления более тонкого деления частей центров. Двойка, тройка и четверка — это механическая, эмоциональная и интеллектуальная части валетов, или механических частей центров. Пятерка, шестерка и семерка — это механическая, эмоциональная и интеллектуальная части дам, или эмоциональных частей. Восьмерка, девятка и десятка — это механическая, эмоциональная и интеллектуальная части королей, или интеллектуальных частей центров.
Каждая из четырех функций по-своему воспринимает мир и реагирует на него, и у каждого человека есть центр, в соответствии с которым он (или она) чаще всего действует. Этот преобладающий разум, называемый «центром тяжести» человека, похож на окно, из которого он смотрит на мир. Глядя на одну и ту же сцену и обладая одними и теми же возможностями наблюдения, люди с различными центрами тяжести обычно испытывают совершенно различные переживания. Одна из наиболее известных эзотерических историй — «История о слепых и о слоне» — иллюстрирует эту истину. Представим себе четырех человек, каждого с различным центром тяжести, сидящих в переполненном ресторане. Инстинктивно центрированный человек прежде всего заметит еду, оценит ее качество, достаточно ли она горяча и достаточно ли ее по количеству. Он также заметит, что в зале слишком жарко или слишком холодно и удобны ли стулья.
В то же время двигательно центрированный человек замечает совершенно другие вещи. Он замечает расположение столов, далеко ли они друг от друга, и легко ли официантам маневрировать между ними с подносами. Он заметит, что помощник, убирающий грязную посуду, испытывает трудности, так как ставит большие тарелки на маленькие, и затем будет смотреть, как тот, пытаясь войти в качающую дверь, из которой выходят официанты, чуть не устроит столкновение.
Эмоционально центрированный человек сосредотачивается на поведении людей в зале. Он услышит часть разговора, ведущегося за соседним столом, и поймет, что мужчина с женщиной препираются, хотя они и говорят очень тихо. Он заметит, что сидящий между ними их маленький сын выглядит очень несчастным. В то же самое время этот эмоционально центрированный человек пытается поддерживать беседу, которую начала за столом его интеллектуально центрированная жена, хотя предмет беседы ему не кажется особенно интересным.
Эта интеллектуально центрированная женщина обсуждает недавно прочитанную ею статью о соотношении биржевых курсов валют с политической нестабильностью в развивающихся странах. Ее двигательно центрированный собеседник автоматически кивает, а ее эмоционально центрированный муж внимательно на нее смотрит, хотя его внимание, на самом деле, поглощено разговором за соседним столом. Ее инстинктивно центрированная подруга будет то и дело послушно поднимать взгляд от тарелки, так что эта женщина так и не поймет, что ее никто не слушает. Она, вероятно, и сама себя не слушает.
Поскольку наш центр тяжести для нас — это реальность, это тот способ, которым мы смотрим на мир, и способ, которым, как мы считаем, будет наиболее разумно реагировать на переживания, то нам без посторонней помощи трудно видеть, что на самом деле представляет собой наш центр тяжести. Вот почему нашему самонаблюдению может очень помочь работа с другими людьми, так же заинтересованными в том, чтобы развить большее понимание и более высокий уровень сознательности. И вот почему жизненно важно работать под руководством учителя, который достиг этого понимания и высшего уровня и имеет опыт помощи ученикам в прохождении того же процесса. Поскольку другие люди видят мир по-другому, мы, путем сравнивания наблюдений, можем быстрее достичь понимания собственной субъективности, чем если бы мы работали в одиночку. Чем больше мы будем освобождаться от того мнения, что наш способ восприятия мира является единственным или, в любом случае, единственно правильным, тем больше мы продвинемся. Однако это очень трудный процесс, так как мы сделали огромный психологический вклад в свою собственную версию реальности, и мы защищаем ее, автоматически полагая, что не прав любой человек, который видит вещи не так, как мы.
Для того чтобы определить центр тяжести другого человека, я считаю полезным попросить его рассказать о своей жизни, если позволяют время и обстоятельства. Поскольку наше внимание обычно фокусируется на тех аспектах наших переживаний, которые относятся к нашему центру тяжести, и поскольку именно внимание создает след в памяти, то большинство людей, рассказывая о своей жизни, раскрывают свой центр тяжести. Если мы представим себе, что три разных человека рассказывают одну и ту же историю жизни, то вы можете услышать следующие варианты.
«Я родилась на базе ВВС, когда мой отец служил в Германии, но когда мне исполнилось три года, мы переехали на Филиппины. Когда мне было пять, мы переехали в Калифорнию, и там я пошла в школу. Я помню большой желтый автобус, который подбирал меня у угла моего дома и вез в школу. » Достаточно минуты, чтобы, послушав такой рассказ, прийти к выводу, что ее центр тяжести находится в двигательной функции.
«Когда я родилась, мои родители были уже старше среднего возраста, так что я оказалась единственным ребенком. Мне было одиноко, и я всегда хотела, чтобы у меня были братья и сестры. Я боялась того, что люди будут принимать мою мать за мою бабушку, — я хотела, чтобы она была такой же молодой и красивой, как матери моих друзей. Она была немкой, и ее акцент меня тоже тревожил. Больше всего я сожалею о том, что я не понимала, как трудно было моей матери справляться со всеми проблемами, когда она жила в чужой стране с дочерью, которая ее стыдилась. » После нескольких таких предложений вы придете к выводу, что слушаете эмоционально центрированного человека.
«Я родился в семье военного, так что наслушался достаточно авторитарных доктрин дома. Когда я пошел в школу, я встретил там окружение, воспитанное на идеях Дьюи и Пиаже, — это некое подобие снисходительно настроенных по отношению к ребенку теорий; и я совершенно запутался. Думаю, что эта возможность увидеть их практическое применение и возбудила во мне желание изучить различные психологические теории. » Здесь вы имеете, разумеется, интеллектуально центрированную версию той же истории.
В качестве иллюстрации приведены крайние примеры, но часто действительно бывает ясно, какая из функций записала львиную долю впечатлений, которые данный человек получил в детском возрасте. Я не дала иллюстрации рассказа инстинктивно центрированного человека, потому что эта функция не проявляется обычно с такой ясностью. Возможно, у инстинктивно центрированного человека больше воспоминаний в форме образов, связанных с ощущениями, но они не так часто выражаются, как впечатления других центров. Инстинктивный центр можно, в порядке гипотезы, считать центром тяжести, если рассказ о жизни не указывает явно на одну из других функций.
В попытках определить собственный центр тяжести может быть полезно систематически стараться рассказывать себе историю собственной жизни — но не механически ворошить прошлое, воссозданное отождествлением, а использовать направленное и контролируемое внимание, чтобы реконструировать свои воспоминания. Стараясь смотреть на себя объективно, как на персонаж в собственном фильме, сопротивляясь механическому желанию судить или сожалеть, восхвалять или обвинять, вы можете наткнуться на множество полезных наблюдений, которые укажут на то, в соответствии с какой функцией вы действуете большей частью. Представленное в последующих главах более детальное рассмотрение четырех низших функций может помочь вам определить, какие способы восприятия мира вам наиболее знакомы.
ИНСТИНКТИВНЫЙ УМ
Иинстинктивная функция, или разум, — это разум животного, разум, общий для людей и для других членов животного мира. Это крайне могучий ум, который может возобладать над всеми другими типами разума, когда возникают обстоятельства, угрожающие выживанию организма. Поддержание жизни — это первоочередная задача этого центра, и он непреклонен в выполнении этой своей обязанности, хотя и не знает о своем конечном поражении.
Инстинктивный центр не любит находиться под наблюдением и употребляет разные уловки, чтобы избежать внимания как со стороны других людей, так и со стороны других центров, функционирующих в том же самом теле. Как любое животное, этот центр чувствует себя спокойнее, когда он скрыт, и беспокоится, когда знает, что за ним наблюдают. Когда мы еще маленькие, нам говорят, что неприлично пристально глазеть на кого-то, когда мы взрослеем, мы осознаем, что долгий взгляд понимается как акт враждебности. И все же нам хочется смотреть на других, чтобы знать, что они делают, как выглядят, — особенно если в них есть что-либо странное. С любопытством, похожим на навязчивую идею, мы смотрим на несчастные случаи, потому что инстинктивный центр понимает, что другой член нашего вида получил травму, и хочет знать об этом. Нам хочется смотреть на инвалидов и уродов, и, даже если мы не покупаем газеты, посвященные сенсационным уродцам и ужасным извращениям, мы тем не менее прочитываем заголовки в этих газетах, стоя у газетного ларька. Мы чуть ли не немеем от страха, когда у нас возникает необходимость общения с жестоко изуродованными людьми, потому что наш собственный инстинктивный центр занят выяснением причины этой беды и озабочен тем, не может ли такое произойти с ним.
Гурджиев называл инстинктивный центр «волком» и предупреждал, что волка надо кормить. Инстинктивные нужды можно игнорировать только до тех пор, пока этот центр не заберет контроль в свои руки и не разрушит усилия других центров. Важно наблюдать и начать понимать инстинктивную функцию, иначе мы не будем обладать точной информацией о своих ограничениях. Другие центры склонны не принимать во внимание инстинктивный центр и поэтому воображают, что мы способны на гораздо большее, чем это есть на самом деле. Мы обладаем конечным запасом энергии, и этот запас должен постоянно пополняться при помощи еды и сна. Другие центры обычно недооценивают количество внимания, которого требует инстинктивный центр.
Двигательный центр, например, любит путешествовать, исследовать новые места. Пройтись с рюкзаком по Уралу — это перспектива, которая привела бы в восторг двигательный разум. Но когда вы окажетесь на Урале, то инстинктивный центр будет воспринимать действие внезапных дождей, жужжащих и кусающих комаров, несварение желудка, вызванное непривычной едой и водой, боль в мышцах и исцарапанных ногах после нескольких дней путешествия. Через четыре — пять дней после начала этой идиллии проверьте, какая из четырех функций требует максимального внимания и энергии.
Или: эмоциональный центр может быть уверен, что нет ничего такого, чего он не сделал бы для любимого человека, когда тот в беде. Проверьте это после двух-трех дней постоянного, днем и ночью, сидения рядом с больным близким человеком, когда у вас ни минуты нет для себя, вам некогда поесть что-нибудь горячее, и когда вы спите не более, чем по полчаса урывками время от времени. Другой пример: интеллектуальный центр уверен, что мы ни за что на свете не предадим свою веру, свои принципы, свои убеждения. Но то, что мы знаем о боли, может убедить нас в том, что мы вряд ли сможем оказаться сильнее тех, кто сломался под давлением пыток.
Инстинктивный центр во многом похож на другие типы разума человека и во многом не похож. Как и у других типов разума, или центров, у него есть положительная и отрицательная половины. Положительная половина центра регистрирует ощущения правильной жизнедеятельности, здоровья, удовольствия и всего, что полезно для организма. Отрицательная определяет опасное, нездоровое, болезнетворное и болезненное. Как и другие центры, инстинктивный центр осознает, что такой же центр действует в других людях, и в других он может осознать даже больше, чем они видят в себе (это бывает с людьми, являющимися целителями от природы). Этот центр также делится на три части, в зависимости от внимания, требующегося для функций этого центра, и направления этого внимания.
Инстинктивный центр отличается от других центров тем, что он не только требует энергии для своей работы, но до определенной степени контролирует энергию, отпускаемую другим центрам. Например, когда мы заболеваем, когда у нас температура или грипп, инстинктивный центр заберет себе большую часть энергии, поставляемой другим центрам. Пока болезнь не будет побеждена, иммунная система будет управлять всей имеющейся в организме энергией. У человека не будет желания двигаться, говорить с друзьями, читать или думать о каких-либо идеях. Нормальное функционирование других центров разума будет приостановлено, пока не будет преодолена болезнь. Поэтому хронически больные люди редко бывают приятными в общении или интересными для окружающих, потому что в борьбе за выживание их инстинктивный разум сведен до животного.
Инстинктивный центр — самый трудный для наблюдения, потому что, как уже упоминалось, он не хочет, чтобы за ним наблюдали. Мы все склонны больше осознавать инстинктивные привычки других людей, чем свои. Мы замечаем, когда другие неправильно едят, не так ведут себя за столом, обладают неприятными привычками кашлять или вздыхать, слишком много времени проводят в ванной и так далее. Чем ближе наши контакты с другими, особенно с теми, с кем мы делим жилое или рабочее пространство, тем сильнее мы осознаем их инстинктивные проявления, о которых они могут не иметь ни малейшего понятия. Требуется длительное и напряженное наблюдение, прежде чем мы сможем осознать собственные инстинктивные привычки так же, как осознаем привычки работающего за столом напротив нас человека.
Механическая часть инстинктивного центра отличается от механических частей других центров тем, что она полностью программируется в момент рождения человека. Наши возможности вмешаться весьма малы в том случае, если инстинктивная функция ребенка в чем-то неправильна. В отличие от других типов разума в людях инстинктивный разум не учится и не накапливает изученное в механической части центра. Вместо этого механическая часть инстинктивного центра является основой для всех центров. Ее возможности и ограничения определяют эффективность других центров. Из-за того что работа инстинктивного центра так сложна и так мало изучена, весьма неразумно вмешиваться в работу механической части. Эксперименты с дыханием, диетой, которые воздействуют на метаболизм, длительное голодание и прочие приемы, ведущие к нарушению нормальной работы этого центра, следует проводить с крайней осторожностью и только под наблюдением специалистов.
Хотя механическая часть инстинктивного центра во многом и отличается от механических частей других центров, она все-таки дает прекрасную иллюстрацию работы других механических частей. Совершенно ясно, что все многочисленные, замысловатые и крайне сложные функции, которыми управляет эта часть инстинктивного центра, осуществляются без малейшего участия внимания. Если что-то в организме не выйдет из строя, то большинство из нас большую часть времени совершенно не осознает биение сердца, дыхание, рост волос и ногтей, пищеварение или как заживает небольшой порез. Мы можем иногда ощущать заметные отклонения в количестве гормонов в крови, как, например, выброс в кровь адреналина в момент опасности. Однако мы обычно обращаем внимание не на работу эндокринных желез, а на причину, вызвавшую эту реакцию, — водителя, который нахально влез перед нашим автомобилем на дороге, странный крик внизу, на первом этаже, и т. п.
Из всего, что можно было бы знать о механической части инстинктивного центра, медицинская наука знает сравнительно немного. В своем неведении мы создали своего рода мифологию, наделив врачей статусом знатоков, и мы платим им за их труды много больше, чем обычно платим другим работникам. Таким способом мы буферируем наш страх того, что мы практически беспомощны перед лицом неспособности инстинктивного центра работать правильно и бесконечно.
В стенографической системе, использующей обычные карты для обозначения частей центров, механическая часть инстинктивного центра обозначается валетом крестей. У людей, которые обычно действуют из этой части центра, которые основывают свои оценки на функционировании телесных органов, именно в этой части центра расположен «центр тяжести». Отнюдь необязательно, что человек, центрированный в валете крестей, будет ипохондриком, хотя это может быть и так. Просто этому аспекту жизни будет уделено много энергии. Этот человек, вероятно, будет обладать большими познаниями о сбалансированных диетах, физических упражнениях, оптимальной дозе витаминов и минеральных веществ, траволечении и т. д. В его понятии проявлением дружбы будет поделиться с вами новым рецептом, где используются лимонный сок, вода и ром с патокой, при помощи которого вы сможете очистить свою печень. Работает он обычно в сфере, связанной с обслуживанием или лечением людей.
Из-за того что он заботится о правильном функционировании организма, человек, центрированный в валете крестей, обычно находится в добром здравии и может реально помочь практическими советами друзьям и родственникам. Поскольку его заботит стабильность работы тела, он обладает ровным темпераментом, хотя и не является особо веселым компаньоном. Этот человек относится с некоторой тревогой и не любит путешествовать, приключений, знакомств с другими культурами, новыми людьми, экспериментов с экзотическими блюдами, исследований новых проблем.
Этот тип центра тяжести иногда трудно распознать, так как его интересы — функции тела — тихие и ненавязчивые. Большую часть времени мы не представляем себе, что занимает умы даже наших ближайших родственников. И, по сути дела, большую часть времени мы не осознаем нашу собственную механичность. Человек, центрированный в валете крестей, может казаться загадочным, недоступным, даже отстраненным, потому что его совсем не интересуют ни новые идеи, ни спорт, ни новые люди. Он может быть профессионалом в своем деле, но не выше уровня незаинтересованного участия. Если ему все же приходится путешествовать, он обычно поднимает большой шум, укладывая вещи, потому что для него крайне важно, чтобы у него было все, что может потребоваться в связи с его телесными нуждами. Даже если он едет в ближайший город, он не уверен, что сможет найти там нужный вид витаминной добавки или нужное средство от каких-либо проблем с желудком, вызванных незнакомой пищей. Короче, для такого человека хорошо то, что знакомо и здорово, а все остальное подозрительно или откровенно враждебно.
В то время как механическая часть инстинктивного центра вялая и обычно пассивная настолько, что может умерить активность даже в целом активного человека, эмоциональная часть этого центра совершенно отлична от нее. В инстинктивном центре, как и во всех других, эмоциональная часть — наиболее заметная в проявлениях, самая легкая для наблюдения. Когда эмоциональная энергия активизирует какой-либо центр, он активен и ярко выражен. Эмоциональные части живо заботятся о функциях своих центров. Когда мы говорим, что кто-то к чему-то относится с энтузиазмом, мы отмечаем, что активизировалась эмоциональная часть какого-то центра.
Эмоциональная часть инстинктивного центра с энтузиазмом относится к ощущениям. Это та часть организма, где расположены пять органов чувств и которая получает впечатления извне и определяет, хорошие ли они, — что выражается в словах, подчеркивающих, насколько они хорошие или плохие, то есть насколько они приятны или неприятны и болезненны. Однако, эмоциональная часть может быть не очень хорошим судьей в деле, касающемся того, что хорошо насчет здоровья или благополучия тела. Она оценивает объект только на основе природы стимула — приятен ли он на ощупь, на вкус, как он пахнет, звучит или выглядит, — но не на основе того, полезно или вредно это для здоровья человека. Хорошая на вкус пища — жиры и сахара — почти всегда предпочитается пище, которая может быть менее вкусной, но зато более питательной. Если человек погряз во вредных привычках, то эмоциональная часть может действовать во вред телу. Так и происходит в случае злоупотребления вредными веществами. Первоначальное ощущение приятно, поэтому эмоциональная часть центра хочет испытать его снова и снова. В конце концов, когда речь идет о таких веществах, как наркотики, алкоголь или никотин, количество удовольствия снижается, но отсутствие этого вещества вызывает крайне неприятное состояние, поэтому инстинктивный центр вынужден использовать это вещество скорее для того, чтобы снять боль, чем для того, чтобы испытать удовольствие. Именно потому, что инстинктивный центр обладает весьма большой силой в человеческих существах, как и во всех животных, вредные привычки так трудно преодолеть.
Источник