Эмоциональная агрессия у подростков

Эмоциональная агрессия у подростков

В детской психологии известен «эксперимент Джонса», проведенный группой исследователей в 1979 году. Психологи в лабораторных условиях оценивали поведение детей в возрасте 15, 21 и 39 месяцев. Ученым было важно понять, как общаются эти дети со своими мамами и с другими детьми.

Отмечали время реакции матерей на плач или просьбы о помощи своих детей, как быстро брали их на руки или иначе проявляли внимание и заинтересованность. Фиксировали и уровень агрессивности малышей: как часто они кого-то ударяли, кусали, толкали, отбирали чужие игрушки.

Дети, чьи мамы не спешили приходить на помощь, вели себя более агрессивно, чем тем, чьи мамы были чуткими и внимательными.

Не забывайте и про физиологию: подросток переживает гормональную перестройку, взрыв, который неизбежно сказывается на его поведении. Мамы, представьте, если бы вас ругали за ПМС. Глупо, правда?

Мы договорились, что подростковая агрессия как форма подросткового кризиса – этап взросления. Этап освоения и узнавания себя: Кто я? Где мое место? Какую роль я играю? Насколько я могу справляться с кризисами? Как я выхожу из конфликтов? И проявления подростковой агрессии встречаются и в семье, в школе при общении со взрослыми, и в кругу сверстников, в подростковой среде.

Но агрессия для ребенка как способ справиться со страхами, защитить свое мнение, адаптироваться в новой социальной среде. То есть агрессия может быть естественной, необходимой и «вредной». Задача – направить изменения в мирное русло.

В первом случае взрослые болезненно реагируют на проявления подростковой агрессии. Всплывают шаблоны, которые усугубляют конфликт.
«Мал на мать кричать!»
«Посмотрите, умный нашелся!»
«Уматывай! Потом на коленях обратно приползешь!»
«Ты меня в могилу загонишь, неблагодарный!»

Протест ведет к протесту – и так по кругу.

Во втором случае родители начинают игнорировать проявления подростковой агрессии. Из лучших, конечно, побуждений.
«Все мы такими были!»
«Он это перерастет, с возрастом пройдет»
«Перебесится»

Если он не научится преодолевать конфликты сейчас, в подростковом возрасте, дальше это сделать сложнее.

Родителям нужно найти золотую середину: не игнорировать, но и не реагировать слишком бурно на деструктивное поведение ребенка. На агрессию не стоит отвечать агрессией. Когда ваш ребенок был маленьким, вам говорили, как важно быть для него другом, наставником, опорой. Сейчас ничего не изменилось.

Источник

ЖЕСТОКОСТЬ И АГРЕССИВНОСТЬ У ПОДРОСТКОВ

Жестокость и агрессивное поведение у подростков может быть разовым явлением, требующем лишь времени и терпения от окружающих. Агрессия может быть первым симптомом душевного заболевания, проявившегося в период подростковой гормональной перестройки организма. В первом случае нужна помощь психолога, во втором — врача психиатра. Как разобраться? Что делать?

Что стоит за агрессией

Агрессивность, к сожалению, заложена в каждом организме. Способность к агрессивному поведению унаследовано нами от наших предков. Когда-то, много веков и тысячелетий назад, агрессивность была проявлением защиты от разрушающих внешних факторов, позволяла человеку приспосабливаться и выживать.

В процессе эволюции, с развитием цивилизованного общества потребность в агрессии для выживания резко уменьшилась. Поэтому в норме агрессивные инстинкты подавлены и не проявляются. Но это в норме. В случаях, когда нервная система начинает испытывать нагрузки, психика подвергается деформации, запускаются болезненные изменения и агрессивность может выливаться наружу.

Жестокость — разновидность агрессивного поведения, проявляющаяся в виде грубого и безжалостного отношения к окружающим. Жестокость, по мнению психологов, является следствием дефицита в эмоциональной сфере, сфере общения и планирования своего поведения и предвидения последствий своих действий.

И если агрессивность как более широкий по проявлениям феномен может быть болезненным симптомом, а может и временной обратимой реакцией здоровой психики; то жестокость часто оказывается признаком какого-либо заболевания нервной системы и психики.

Что происходит с психикой в подростковом возрасте

В период в среднем с 10 до 18 лет развитие внутренних органов и систем приобретают качественные изменения, запускается гормональная перестройка, начинают проявляться новые социальные инстинкты, формируется сексуальное поведение. Все это отражается на психической сфере. Меняются практически все психические функции.

Повышается внимание к вещам, которые ранее были не интересны. Возрастает нагрузка на эмоциональную и волевую сферу, из-за чего все труднее становится сдерживаться и приспосабливаться. Изменяется мышление и личностные особенности. Это способствует таким подростковым особенностям поведения как:

  • реакции протеста,
  • привлечение к себе внимания,
  • реализация неизрасходованной нормальным образом энергии,
  • нетерпимость.

Причины жестокости и агрессивного поведения подростков

Последствия органического поражения нервной системы вследствие травм, кислородного голодания (гипоксии), операций, инфекций и отравлений. Энцефалопатии. Гипертензионно-гидроцефальный синдром (гидроцефалия).

  • Патологически протекающий пубертатный криз. Гормональная перестройка приводит к перевозбуждению нервной системы.
  • Расстройства личности (психопатия).
  • Эндогенные заболевания: депрессия, биполярное аффективное расстройство, шизоаффективные расстройства, шизотипическое расстройство, шизофрения.
  • Нарушения пищевого поведения (анорексия, булимия).
Читайте также:  Интуиция или шестое чувство что это

Негармоничные отношения в семье, конфликты между родителями, психические расстройства у членов семьи также могут быть факторами, вызывающими нагрузку на психику подростка, способствуя агрессивному поведению.

У врачей психиатров изменения характера в подростковом периоде имеют большое диагностическое значение

В случае нормы наблюдаются изменения по типу заострения личностных черт. Это когда особенности характера, наблюдавшиеся много лет как — бы гипертрофируются. Малообщительный становится замкнутым. Нетерпеливый — несдержанным. Драчливый — агрессивным. Как правило, в таких случаях по завершению периода гормональной перестройки состояние выравнивается.

Особое внимание следует уделять резким переменам в поведении подростка. Если до этого ребенок был покладистым, добродушным и неконфликтным, и за короткое время переменился до неузнаваемости и стал «хладнокровным», безэмоциональным и безжалостным, это сигнализирует о болезненных изменениях в психике. Нужен врач!

Как помочь подростку

Основная тяжесть оказания помощи в таких ситуациях ложится на родителей или близких.

Прежде всего необходимо понимание причин таких нарушений поведения. Если налицо семейные проблемы (конфликты, гиперопека или гипоопека, психические расстройства у членов семьи), то нужно заняться «оздоровлением» атмосферы внутри семьи. Здесь помогут и совместное времяпровождение, и занятия семейной психотерапией, советы психолога и т.д.

Если нет видимых и объяснимых причин — то следует обратиться на консультацию к врачу психиатру чтобы исключить заболевания, требующие лечения. В случае если подросток отказывается идти на прием к врачу, имеет смысл сходит на прием к доктору без него.

Лечебные методики для агрессивности и жестокости у подростков

В арсенале специалистов большой набор «инструментов» для помощи при подобных нарушениях поведения:

  • Психотерапия. Индивидуальная и семейная. Занятия и тренинги, направленные на восстановление нарушенных психических функций.
  • БОС-терапия.
  • Медикаментозная терапия.
  • Физиотерапия.
  • Диетотерапия.

Психологическая, психотерапевтическая и психиатрическая помощь подросткам в клинике РОСА

  1. Работаем круглосуточно.
  2. Консультативная помощь. При необходимости госпитализация.
  3. Опытные подростковые психологи, психиатры и неврологи.
  4. Полное обследование психической сферы и нервной системы.
  5. Психологическая помощь семье и близким.
  6. Семейная терапия.

Источник

АГРЕССИЯ У ПОДРОСТКОВ: РЕКОМЕНДАЦИИ И УПРАЖНЕНИЯ

Самое важное — создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения.

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой.

Как же все-таки родителям вести себя с подростками, проявляющими агрессию? Вот несколько советов:

— Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии: полное игнорирование реакций подростка; выражение понимания чувств ребенка; переключение внимания, предложение какого-либо задания.

— Акцентирование внимания на поступках, а не на личности. После того, как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки.

— Контроль над собственными негативными эмоциями. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции — раздражение, гнев, возмущение. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний.

— Снижение напряжения ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: повышение голоса, изменение тона на угрожающий; демонстрация власти; крик, негодование; использование физической силы.

— Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность.

— Сохранение положительной репутации ребенка. Подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него — публичное осуждение и негативная оценка.
Для сохранения положительной репутации целесообразно публично минимизировать вину подростка, но в беседе с глазу на глаз.

— Демонстрация модели неагрессивного поведения. Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка — демонстрация моделей неагрессивного поведения. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Упражнения для выражения агрессии:

Упражнение 1: Крикотерапия
Завести «стаканчик гнева». В него можно громко кричать, а потом «выливать» содержимое.

Упражнение 2: Гневный человек
Попросить детей принять гневную позу. Затем, постепенно снимая напряжение в мышцах, отпустить гнев и принять позу спокойствия.

Упражнение 3: Рисование гнева
Пофантазировать, на что похож гнев и нарисовать его. Во время рисования выплеснуть на бумагу все отрицательные эмоции. Затем рисунок можно порвать, помять, выбросить.

Упражнение 4: Письмо гнева
Написать письмо тому, на кого ты злишься, описывая свои чувства с преувеличением. Затем это письмо порвать.

Упражнение 5: Рецепт злого ребёнка
Ребёнок должен сам придумать рецепт, как из хорошего ребёнка можно сделать злого 10 способами.

Упражнения на сдерживание агрессии:

Упражнение 1: Скажи себе «стоп»
Мысленно делаем значок «стоп» и кладём его в кармашек. Как только почувствуем, что не справляемся со своим гневом, дотрагиваемся до кармашка, и сразу успокаиваемся.

Упражнение 2: Досчитай до 10
Когда ребёнок злится, ему предлагают научиться считать до 10, а потом проявлять свою злость. Можно сжать 10 раз кулаки или подняться на носках.

Упражнение 3: Возьми себя в руки
Нужно научить ребёнка буквально брать себя в руки (обнимать, сжимать): чем больше злишься, тем сильнее сжимаешь.

Читайте также:  Что нужно для того чтобы было чувство счастья

Упражнение 4: Почувствуй землю
Когда злишься, постарайся встать всей стопой на пол и представь себя скалой или деревом.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения.
Главное условие — искренность взрослого и соответствие его невербальных реакций словам.

Источник

Агрессия в подростковом возрасте

Прежде всего, хотелось бы обозначить границы возраста, который мы называем подростковым.

Ранним началом переходного периода можно считать достижение ребенком 10-ти летнего возраста. Обычно самым сложным для подростка и его родителей является период от 12 до 14 лет. Как правило, к 16-17 годам эмоциональный накал спадает и обстановка в семье гармонизируется. Но бывает, что рамки сдвигаются в ту или иную сторону в силу особенностей эмоционального развития отдельного ребенка.

Агрессивное поведение подростков, как правило, является естественной реакцией эмансипации. Часто она возникает в отчет на давление со стороны взрослых. Агрессия может проявляться в открытой активной форме (требовательность, категоричность, повышенный тон, открытое сопротивление, разрушительные действия) а так же в пассивной форме (апатия, лень, игнорирование требований). Важно понимать, что любой вид родительской агрессии (физическая прямая, совестное оскорбление, унижение, ограничение свободы выбора и действий подростка и т.д.) поддерживает, а иногда и инициирует повышенный уровень агрессивности у подростка.

Одним из видов проявления деструктивного (негативного) поведения является агрессивность. В современной психологии существует проблема определения агрессии и агрессивности, т.к. эти термины подразумевает большое разнообразие действий. Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда.

Агрессивность — это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении конфликтной ситуации.

Агрессивное действие — это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.

Агрессия — это поведение человека в конфликтных ситуациях. Агрессия может варьировать по степени интенсивности и форме проявлений: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений («вербальная агрессия») и применения грубой физической силы («физическая агрессия») . Различают инструментальную и целевую агрессию. Первая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом, вторая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта.

Агрессию надо отличать от настойчивости и напористости.

Такие формы поведения, если они не наносят вред окружающим людям, могут быть вполне допустимыми. Агрессивность, кроме того, существует в двух формах: ситуативной и личностной, устойчивой и неустойчивой. Под ситуативной агрессивностью имеется в виду ее эпизодическое проявление у человека, а под личностной агрессивностью — наличие у человека соответствующей устойчивой индивидуальной черты поведения, выступающей везде и всегда.

Все многообразие форм агрессивности можно также объединить в гетероагрессию (направленность на других – крайнее проявление «самоубийство») и аутоагрессию (направленность на себя — психосоматические заболевания, болезни адаптации, и т.д.). В свою очередь и гетеро- и аутоагрессия подразделяются на прямую и косвенную формы.

Прямая гетероагрессия — это убийства, изнасилования, нанесение побоев и т.д.

Косвенная гетероагрессия — угрозы, имитация убийства, оскорбления, ненормативная лексика и т.д.

Каждая личность обладает определенной степенью агрессивности.

Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.

В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой ее делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми деятельность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходными, но их мотивационные компоненты — прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый — мотивационная агрессия, как самоценность, второй — инструментальная, как средство (подразумевается при этом, что и та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность). Определив степень агрессивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

Актуальными в наши дни остаются поиски причин агрессивного поведения:

  • внешние факторы, способствующие проявлениям агрессии;
  • выявление внутренних факторов, способствующих агрессии.

Сторонники первого подхода стремятся раскрыть природу действия внешних факторов, оказывающих существенное влияние на проявления агрессивности. Согласно итогам многочисленных экспериментов современные исследователи отводят большую роль в возникновении агрессивного поведения различного рода сигналам среды, с которыми так или иначе вынуждены взаимодействовать субъекты. Непосредственное социальное окружение, в котором они находятся, во многом приобретает роль и значение опосредствующего фактора, который, взаимодействуя с индивидами, побуждает их (или сдерживает) к агрессивным действиям.

Среди внутренних факторов, влияющих на степень агрессивности и особенности ее проявления, ученые выделяют генетическую обусловленность индивида.

Но, не смотря на великое множество исследований причин агрессивного поведения, большинство современных психологов считают правомерным выделение теории социального научения, как одной из наиболее правдоподобно объясняющих причины агрессии. В современной психологии эта теория подразумевает определенную роль наследственности и влияния процесса социализации. Авторы, занимающиеся этой проблемой, отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.

Читайте также:  Резкий перепад настроения у женщин при беременности

А. А. Бодалев считает, что оценка ребенком другого человека и его действий является простым повторением оценки авторитетных для ребенка взрослых. Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение. Опираясь на результаты исследований, можно заключить, что на развитие агрессии оказывают влияние два основных фактора: образец отношений и поведения родителей; характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.

Многие специалисты считают одной из основных причин агрессивности недостатки семейного воспитания:

1. Гиперопека/ гипоопека. Недостаточный контроль и присмотр за детьми (воспитание по типу гипопротекция) часто приводит к развитию стойких агрессивных форм поведения. Явление гиперопеки часто сопровождается рассогласованием предъявляемых к ребенку требований со стороны родителей, и это еще один дополнительный фактор развития детской агрессивности.

2. Физическое, психологическое или сексуальное насилие по отношению к ребенку или по отношению к одному из членов семьи, свидетелем которого стал ребенок. В данном случае агрессивного поведения ребенка может рассматриваться как механизм психологической защиты или являться следствием научения (копирование родительской модели отношений).

3. Негативное влияние сибсов (братья и сестры) (отвержение, соперничество, ревность и жестокость с их стороны).

4. Материнская депривация, так же может быть рассмотрена как фактор становления агрессивного поведения. Фрустрирование потребностей в родительской ласке, любви, заботе, приводит к развитию чувства враждебности. Поведение такого ребенка отличается агрессивностью, но эта агрессивность носит защитный, протестный характер.

5. Наличие специфических семейных традиций, может стать причиной агрессивности ребенка. Речь идет об искаженных моделях воспитания, специфическом поведении родителей, и культивировании этих качеств (моделей воспитания), как единственно верных. По сути дела, речь идет о социальной изоляции ребенка, которая в свою очередь приведет к деформации картины мира, искажению индивидуально-личностных черт, агрессии, как реакции протеста.

На становление агрессивного поведения подростка во многом влияет стиль семейного воспитания, степень сплочённости семьи, близости с ребёнком, характер взаимоотношений братьев и сестёр, фильмы, игры, телепередачи, которые смотрит ребёнок. Ведь многие из них помимо образцов агрессивного поведения являют собой ещё и образцы циничного отношения к человеку. Взять хотя бы то множество «юмористических» передач, которыми сегодня переполнено центральное телевидение.

Причины агрессии у подростков

(рекомендации психолога для родителей)

Подростковый возраст не зря принято называть переходным. Это период преодоления детства и взросления человека как личности. И далеко не у всех эти метаморфозы проходят гладко. В зависимости от характера, воспитания и семейных отношений агрессия у детей и подростков может иметь разные формы:

  • обида: любое слово, сказанное невпопад, может стать причиной затаенной обиды. Причем не только на взрослых, но и на собственных ровесников;
  • раздражительность: один из наиболее ярких показателей переходного возраста. Выражается в грубости и вспыльчивости по любому поводу;
  • подозрительность: на определенном этапе переходного возраста любой подросток перестает доверять окружающему миру, считая, что «все настроены против него»;
  • скрытая агрессия: все просьбы, звучащие в адрес ребенка либо им игнорируются, либо он совершает действия, противоположные тем, которые прозвучали;
  • косвенная агрессия: подросток направляет свое раздражение на определенного человека, выражая его в виде травли, оскорблений, злых шуток;
  • физическая агрессия: использование против людей физической силы;
  • вербальная агрессия: у подростков она проявляется в виде негативного словесного потока — криков, угроз и слов. Является самым распространенным фактором переходного возраста.

Агрессия среди подростков — явление, от которого нельзя застраховаться. Даже если до переходного возраста отпрыск получал массу внимания и правильно воспитывался, нет гарантии, что он не изменится при достижении 12-13 лет. Поэтому профилактика агрессии у подростков должна проводиться в каждой семье.

Коррекция агрессии у подростков

К сожалению, диагностика состояния агрессии у подростков не всегда возможна в семейном кругу. Но и отвести к психологу резко изменившегося ребенка тоже будет проблематично. Поэтому заметив начальные проявления агрессии, стоит прибегнуть к некоторым правилам ее подавления:

  1. Не отвечайте агрессией на агрессию. Этот совет также актуален для родителей дошкольников. Даже если поведение ребенка заставляет изрядно нервничать, не стоит ему уподобляться, иначе ситуация совсем выйдет из-под контроля. Также родителям не стоит ругаться при ребенке, так как он может копировать их поведение.
  2. Главная задача родителей — постараться найти общий язык с ребенком, исключая навязчивость и контроль. Важно показать ребенку лучшие качества его личности — лидерство, стремление к цели, умение добиваться своего, и мотивировать ребенка на развитие этих качеств.
  3. Многие родители стараются направить энергию подростка в мирное русло. Для этих целей прекрасно подойдут различные секции: конструирования, танцев, занятия спортом и т.п.
  4. Всем своим поведением родители должны дать ребенку ощутить себя полноправным членом семьи, с мнением которого считаются и которого уважают. Ребенок должен чувствовать себя нужным и понятым.
  5. Уважайте взгляды ребенка на жизнь, не старайтесь навязать ему свое мнение. Помните, что он тоже личность, пусть еще не зрелая.

Приглашаем Вас посетить ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики»:

Получить более подробную информацию по работе специалистов,
а также записаться, можно по телефону: 46-85-00.

Статью подготовила педагог-психолог Марина Ларионова.

Источник

Оцените статью