Эмоциональная адаптация обучающихся это

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ КАК КРИТЕРИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Эмоциональная сфера ребенка является важным критерием психологического здоровья младших школьников [12], предполагая полное удовлетворение потребности в межличностном общении, доброжелательных отношений в коллективе, а также создание благоприятного эмоционального контекста жизненных обстоятельств. Негативное эмоциональное самочувствие вызывает появление эмоциональной отстраненности, разрыв межличностных взаимоотношений вызывает одиночество и снижает жизненный тонус личности [7].

По результатам мониторинга муниципальных образовательных организаций, находящихся в ведении департамента образования мэрии города Архангельска, средний показатель адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения в 2015 году составил по городу Архангельску 85,5%. Среднее значение показателей по параметру «эмоциональное отношение к школе» у учащихся 1-х классов равняется 94,7% [20].

По мнению В.И. Медведева (1984), Ф.Б. Березина (1988), Ф.З. Меерсон (1991) некоторых исследователей, иногда весь ход адаптации определяют эмоции, так как их направленность обращена на мобилизацию вегетативного обеспечения адаптации и на формирование ее адекватного поведенческого и двигательного компонента [6].

Изучением эмоциональной адаптации занимались такие авторы как, З.В. Абаленская, Е.Н. Даниленко, К.Г. Мажирина, В.В. Гагай, К.Ю. Гринева, Л.А. Ясюкова, которые понимают под эмоциональной адаптацией степень сбалансированности эмоционального реагирования, эмоциональное самочувствие ребенка в школе и его эмоциональное отношение к основным видам деятельности.

На эмоциональное развитие первоклассника в условиях современного российского общества оказывает влияние большое количество факторов: ценности и установки в семье; усваиваемая стратегия поведения; уровень притязаний школьника и родителей к своему ребенку; система социальных отношений, пропагандируемая учителем в школе [11]. Как отмечает С.А. Черкасова (2012), эмоциональное здоровье школьника также зависит от внешних и внутренних факторов. Среди внешних, важнейшую роль играет школа (отбор в школу, внутришкольная дифференциация, публичный характер школьных достижений и неудач, особенности педагогического взаимодействия). Чувство тревоги неизбежно сопровождает ребенка в школе особенно в период адаптации. Среди внутренних факторов, влияющих на эмоциональное развитие, можно назвать индивидуальные особенности личности. Индивидуальные пути развития эмоциональной сферы складываются в значительной мере бессознательно и определяются внутренними механизмами, к которым человек не имеет доступа [19].

Считается, что недостаточный уровень сформированности эмоционального развития влечет за собой трудности в обучении, приводит к неадекватным реакциям ребенка на ситуацию обучения и снижение его познавательных потребностей. В результате такие дети могут демонстрировать негативное отношение к процессу обучения, острые, не соответствующие по силе и интенсивности реакции на критику и оценки, неожиданные и неадекватные поведенческие ответы. Из расстройств этой сферы наиболее часто встречаются повышенная тревожность и агрессивность, склонность к истерикам, асоциальное поведение, негативизм и демонстративность [5, 16].

Изучение особенностей эмоциональной адаптации первоклассников необходимо для комплексного изучения общих адаптационных возможностей первоклассников, прогнозирования дезадаптации и последующей реабилитации.

Цель нашего исследования — изучить эмоциональную адаптацию первоклассников города Архангельска. В исследовании принимали участиеобучающиеся первых классов МОУ СОШ №9 и МОУ СОШ №50 города Архангельска. Для выявления эмоциональной адаптации использовались следующие методики: опросник САН (самочувствие, активность, настроение) [3], в данной методике было продиагностировано 175 учеников (102 мальчика и 73 девочки) в возрасте 7-8 лет, а так же экспресс – диагностика «Лица» Н.В. Лукьянченко, Т.Л. Ядрышниковой [15], в ней принимало участие 184 первоклассника (110 мальчиков и 74 девочки) в возрасте 7-8 лет.

Проанализировав результаты полученных материалов по методике САН было выявлено, что около 78% первоклассников чувствуют себя комфортно физиологически и психологически (рис. 1). Такие дети бодры, работоспособны и быстро восстанавливают затраченную энергию.

Рисунок 1 – Количество первоклассников (%) с разной степенью выраженности самочувствия, активности и настроения (по методике «САН»)

Так же около 17% детей находятся в переутомленном состоянии из-за перенагрузок в школе и многих других факторов. В состоянии переутомления у ребенка не могут полноценно функционировать память, внимание, мышление, нарушается адекватность реагирования, снижается способность к самоуправлению [2]. Некоторые дети проявляют функциональные поведенческие отклонения: агрессию, рассеянность, повышенную двигательную активность, плаксивость. Такие проявления связаны с повышенной нагрузкой, которую испытывает психика ребенка [4].

Примерно 69% первоклассников обладают высоким уровнем активности. У таких детей быстрая реакция, они активны в учебной деятельности, также они характеризуются высокой двигательной активностью. И почти 30% детей обладают низким уровнем активности. Нужно учитывать тот факт, что иногда это может быть сфера проявления темперамента. В основном такие первоклассники пассивны на уроках, более спокойны. В приподнятом настроении находится 76% учащихся, а в подавленном — 21%.

Анализ результатов по методике «Лица» Н.В. Лукьянченко, Т.Л. Ядрышниковой выявил, что 78% учащихся в школе находятся в состоянии эмоционального благополучия, тогда как 22% прибывают в состоянии эмоционального неблагополучия (табл. 1).

Таблица 1- Количество учащихся с разной выраженностью эмоционального благополучия

Источник

Адаптация ребенка к школе

Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем, как легче адаптировать ребенка к школе. Как правильно действовать, чтобы не испортить отношения, а помочь.

Дарья Кузнецова

Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

Психологическое состояние первоклассника, его физическое самочувствие и желание посещать школу в первый год обучения во многом определяется способностью к адаптации. У некоторых детей она происходит с определёнными трудностями, на которые нужно вовремя обратить внимание. В сложных случаях может потребоваться помощь психолога, но этого не следует пугаться. Своевременная работа со специалистом поможет избежать проблем в будущем.

Трудности школьного адаптационного периода

Адаптация к школе — это процесс физического и психологического привыкания ребенка к новым социальным условиям в рамках учебного учреждения и переход к систематическому школьному обучению. Длительность периода зависит от многих факторов и в среднем занимает 3-6 месяцев.

Читайте также:  Маточное кровотечение причины стресс

Первый класс считается самым важным годом в жизни школьника. Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.

Привыкнуть к школе после садика сложно практически всем. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и отводился час для сна и отдыха. В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия. Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов:

  • нового распорядка дня;
  • ограничения на подвижные игры в школе;
  • необходимости выстраивания отношений с одноклассниками и учителем;
  • новой обстановки и непривычных для ребёнка обязанностей.

Адаптация к школе сложнее протекает у детей с индивидуальными особенностями нервной системы. В группу риска входят:

  • Гиперактивные малыши. Концентрация внимания у них снижена, в силу особенностей психики им необходимо постоянно двигаться, и высидеть целый урок за партой для них – настоящий подвиг. Такие первоклассники чаще всего нарушают порядок в школе и первые месяцы учёбы практически не усваивают новый материал.
  • Дети с повышенным порогом утомляемости. Обусловлено это может быть индивидуальными особенностями личности или хроническими заболеваниями. Школьники с повышенной утомляемостью не могут долго концентрироваться на выполнении заданий, что снижает их успехи в учёбе.
  • Одарённые первоклассники. До поступления в школу у таких дошкольников уже есть обширный запас знаний, и первые месяцы в школе им может быть просто скучно. Из-за этого они могут баловаться, не слушать учителей. Именно таким первоклассникам часто рекомендуют перейти на индивидуальную программу обучения, в том числе дистанционно.

Проблемы адаптации в школе могут быть связаны с повышенными требованиями родителей. Не стоит ждать от ребёнка невозможного — привыкание может занять не один месяц, и это считается нормальным.

В статье очень много сказано об адаптации дошкольника к обучению в первом классе. Всё это правильно. Но есть совсем простые и действенные вещи. В этом возрасте дети любят играть, и элемент игры для них важен. Поставьте дома парту, и пусть мама сыграет роль учительницы. Ребёнок пришёл в придуманную школу, сел за парту. Его вызвали к доске – он вышел и ответил. Потом, когда то же нужно будет сделать «взаправду», это не станет сюрпризом или неприятной неожиданностью. А значит, снизит уровень стресса и тревоги у ребёнка.

Если в такую игру поиграть несколько раз в предшествующий школьным занятиям месяц, то адаптация, как правило, пройдёт легко и быстро.

Понятно, что в случае с дистанционным образованием проблема адаптации так остро не стоит – воспитание настойчивости и усидчивости происходит постепенно и без стрессов. Но хочется обратить внимание, что и само по себе дистанционное образование может стать хорошим тренингом адаптации. Есть разные популярные программы для дошкольников, многие из которых упираются в платёжеспособность родителей. Но в той же Домашней школе «ИнтернетУрок» предлагается целая неделя бесплатных занятий. И если немножко позаниматься по программе первого класса, то это пойдёт только в плюс.

Хорошо, если у ребёнка есть опыт посещения занятий танцами, актёрским мастерством и т. д. Тогда школьный класс не станет местом, где социализация будет носить взрывной характер. В этом плане и садик имеет преимущества. Оптимально походить в группу «по интересам» за полгода до школы. Или – в разные группы.

В статье нигде не отмечено, что адаптация в первом классе и при смене школы имеет принципиальные отличия. Адаптационный период ребёнка, меняющего школу, зависит от возраста. Когда мне задают вопрос об этом, то я обычно предлагаю ещё до зачисления прийти в новую школу (если, конечно, она не находится в другом городе) и просто посидеть на уроке-двух. Появится понимание того, куда ты переходишь. Это обеспечит психологическую подготовку и очень поможет при адаптации. Получается, что «я уже знаю этих людей, и они меня видели…».

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

начать заниматься!

Факторы адаптации ребенка к школе

В первые месяцы учебы ребенку предстоит привыкать ко многим изменениям в жизни: школьный режим, общение с одноклассниками и учителями, новые знания и пр. Поэтому и приспособление к школе нужно оценивать по совокупности показателей. Можно условно выделить следующие виды адаптации:

  • организационная – это способность приспособится к новому распорядку, обязанностям, школьным правилам;
  • учебно-мотивационная – формирование желания учиться, осваивать новые знания и навыки;
  • психологическая – нормализация эмоционального самочувствия малыша в разных школьных ситуациях, адекватное восприятие ребенка новой для него социальной роли школьника;
  • социальная – формирование адекватного поведения в новой социальной среде, установление нормальных отношений со взрослыми и сверстниками.

Поскольку каждый привыкает к новым для него обстоятельствам по-разному, у школьника могут быть отклонения в различных показателях. Например, он может с готовностью получать новые знания, но не завести друзей или с трудом переносить школьный режим. В таком случае родители должны понимать, что сами по себе хорошие оценки не означают нормальную адаптацию к школе. Отклонения в любом из приведенных показателей говорят о нарушениях приспособления к школьной жизни. Поэтому внимание нужно уделять каждому фактору.

Только при нормальных показателях по всем аспектам можно говорить о хорошей адаптации ребенка к школьной жизни.

Как быстро школьник приспособится? Это зависит от разных факторов:

  • особенности характера;
  • уровень сложности образовательной программы;
  • обстановка в семье;
  • наличие сторонних стрессовых факторов;
  • степень подготовленности малыша к школе и пр.
Читайте также:  Депрессия не дает мне жить

В связи с тем, что темпы адаптации индивидуальны, ребенку требуется внимание и посильная помощь от взрослых. Неудача может привести к развитию комплексов и страхов в детском возрасте, низким отметкам и другим негативным последствиям. Необходимо понимать всю ответственность периода адаптации, который важен для психического развития ребенка.

Что указывает на нормальное протекание процесса адаптации?

На нормальное протекание процесса адаптации явно указывает интерес к школе и занятиям. Хороший показатель, когда ребёнок много и взахлёб рассказывает о том, что происходит. Значит, он успешно занял своё место в кругу соучеников.

И важно, чтобы он рассказывал о ситуации, даже если не всё гладко. Тогда есть возможность ненавязчиво помочь советом. Оптимально посоветоваться с ребёнком: «Тебе нужна помощь? Мне сходить с тобой?». Сделать так, чтобы он сам это определил. Если скажет: «Да, помощь нужна», – то нужно сходить. И замечательно, если будет: «Я пока сам». Нужно понимать, что дети видят многое не так как взрослые. Когда они рассказывают свою версию событий, есть возможность своевременно разъяснить какие-то моменты. Подсказать иные трактовки или попробовать вместе посмотреть на события с другой точки зрения. То есть расширить возможности видения. Но для этого необходимо активное общение. Да и ребёнку будет легче. Ведь всегда лучше проговаривать проблему, а не держать её в себе.

Продолжительность привыкания малыша к новой для него школьной жизни по времени может занять от нескольких дней до 6-7 месяцев. Длительность периода адаптации зависит от характера ребёнка, степени его психологической готовности, типа школы, уровня сложности получения знаний, интеллекта и личностных качеств педагога. В первые месяцы для первоклассника очень важна и поддержка семьи – родителей, старших братьев и сестёр, бабушки с дедушкой.

На то, что ребёнку нравится в первом классе и дополнительной помощи в адаптации не требуется, указывают несколько признаков:

  • Малыш с удовольствием посещает школу, рассказывает об одноклассниках, учителе, уроках, вспоминает смешные и неловкие моменты. Но при этом он чётко понимает, что ходит на уроки с целью получения знаний, а не для развлечений.
  • Выраженной усталости после занятий нет. Малыш активен, у него сохраняется отменный аппетит, нет жалоб на головную боль, усталость, слабость.
  • Появились новые друзья, о которых школьник с удовольствием рассказывает.
  • Ребёнку нравятся педагоги и процесс получения знаний в школе.
  • У малыша отсутствует желание вернуться в детский сад.

Социальная адаптация ребёнка в первом классе пройдёт гораздо легче, если дошкольника подготовить к учебному процессу заранее. Нужно научить его без проблем справляться со своей одеждой — застёгивать пуговицы и завязывать шнурки, правильно надевать верхнюю одежду. Школьник должен уметь общаться с взрослыми, правильно ориентироваться внутри и снаружи зданий.

Продолжительность привыкания к учёбе в школе

Адаптация ребёнка к школе может быть длительным процессом, протекающим полгода и больше. Она подразделяется на физическую и психологическую:

  • Физическая адаптация оценивается родителями и учителем по уровню работоспособности, самочувствию в течение дня (в школе и дома), качеству сна и аппетита, частоте ОРВИ и обострению имеющихся хронических патологий.
  • Психологическая адаптация – это настроение, готовность школьника к получению знаний, его мотивация к учёбе, соответствие психических процессов возрасту, адекватность самооценки.

Сколько будет привыкать ребёнок к школе, заранее предугадать нельзя. По продолжительности привыкания выделяют три группы детей:

  • Малыши из первой группы привыкают к учебному процессу не более чем за 2 месяца. Они быстро и успешно вливаются в школьный коллектив, понимают правила поведения в учебном заведении и следуют им, заводят друзей. Требования учителя и домашние задания выполняют без затруднений. Первые недели возможен естественный психологический дискомфорт, который постепенно проходит. К концу первой четверти у таких детей стабильно хорошее настроение, они доброжелательны, у них нет внутреннего напряжения, они охотно выполняют домашние задания.
  • Адаптация первоклассников к школе во второй группе продолжается до 6 месяцев. У детей отмечаются проблемы с дисциплиной, возникают трудности с усвоением учебного материала. Нередко выявляются конфликты со сверстниками, негативная реакция на замечания. При правильно построенной работе с ребёнком все эти трудности почти полностью исчезают к третьей четверти учебного года.
  • К третьей группе относят первоклассников, у которых уровень психологической и социальной адаптации низкий. Информацию в школе они не воспринимают, крайне отрицательно реагируют на необходимость спокойно сидеть на уроках и замечания учителя. Нередко присутствует агрессия по отношению к одноклассникам. Они мешают учебному процессу в классе и негативно влияют на поведение других учеников.

Если выявляются признаки, указывающие на то, что ребёнок может входить в третью группу адаптации, желательно своевременно воспользоваться помощью школьного психолога. Социальный педагог привлечёт к работе и родителей, так как большинство проблем адаптации связано с ролью семьи.

Проблемы адаптационного периода

Трудности адаптации в школе в большинстве случаев вполне преодолимы, если своевременно обратить на них внимание. Подготовка малыша к учёбе должна начинаться задолго до его поступления в первый класс. Но и проблемы, возникшие в процессе учёбы, можно устранить.

Признаки того, что у ребёнка не всё в порядке с учёбой и вливанием в социум:

  • Неуспеваемость. Ребёнок может отставать или полностью не воспринимать школьную программу. Проблема усугубляется, если родители ожидают слишком высоких результатов. Завышенные требования и даже скрываемое недовольство ухудшают период привыкания, делают первоклассника неуверенным в себе, мешают полноценно воспринимать учебные материалы. К успеваемости малышей в первом классе нужно относиться мягко, лояльно, желательно хвалить их даже за малейшие успехи. Не следует заострять внимание на неудачах.
  • Лень. Причин для неё достаточно много. Это отсутствие мотивации, то есть увлечение школьника другими делами или играми, природная медлительность, неуверенность в собственных силах, боязнь сказать или что-то сделать неправильно. Лень может быть и следствием избалованности. Избавиться от неё можно только систематической работой дома с ребёнком. Желательно чем-либо мотивировать первоклассника и всячески избегать скандалов и выдвижения жёстких требований.
  • Низкий уровень продуктивной деятельности. Присутствие ребёнка на уроке и его спокойное поведение не означают, что он понимает и усваивает сказанное учителем. Проблема может быть связана с личностными качествами, излишней отвлекаемостью, семейными проблемами. Пребывание в школе некоторые первоклассники воспринимают как возможность отвлечься от конфликтов дома. Решить такую проблему можно, только уделяя больше внимания малышу, показывая ему свою любовь и создавая спокойную обстановку в семье.
  • Непослушание. Такая проблема чаще всего затрагивает избалованных вниманием детей. Привычка всегда быть в центре вселенной, неприятие общепринятых правил приводит к конфликтам в классе. Естественно, что всё заканчивается вызовом в школу мамы, беседой с социальным педагогом и директором. То есть ребёнок опять получает порцию пусть и негативного, но внимания. Проблему в большинстве случаев это не решает, а только усугубляет. Поэтому единственно правильное решение – какое-то время не обращать внимания на проделки малыша. Разумеется, если они не критичны для окружающих и не мешают учебному процессу. Родителям желательно выработать свою тактику поведения вместе с опытным социальным педагогом.
  • Вербализм. Данным термином обозначают высокий речевой уровень ребёнка, протекающий с задержкой мышления. Бойкая речь первоклассника и даже заучивание длинных стихов не указывают на то, что он по умственному развитию способен адекватно воспринимать школьную программу. Ребёнку в такой ситуации необходимо развитие образного и логического мышления, что достигается систематическими занятиями – наклеиванием аппликаций, лепкой, рисованием, несложными тестами.
Читайте также:  Химия чувств тинктура доктора джекила

Школьная адаптация –сложный процесс для многих дошкольников. Задача учителя и родителей состоит в скоординированной помощи первокласснику. При выявлении сложностей мамам и папам нужно не бояться подойти к педагогу и рассказать о своих сомнениях и страхах. Учитель, в свою очередь, должен говорить о том, что его беспокоит, и предлагать варианты решения проблемы.

В современном мире мы пестуем уникальность наших детей, но на деле она часто выходит им боком. Плохо, когда все общаются, а ты, такой уникальный, где-то на выселках. И хорошо, когда уникальность на начальном этапе проявляется в умении находиться в группе. Находить общие темы для общения, со всеми дружить и контактировать. Со временем это может перерасти и в умение управлять, но это уже не про уникальность. Что точно плохо влияет – так это смущение. Тем, что «у меня бутерброды, а у всех упакованные шоколадки». «У меня – бутылка с морсом, а у всех – сок с трубочкой». «У меня сменка какая-то не такая, а у всех красивая». Это тот редкий случай, когда «быть как все» совсем не плохо, а для этого маме нужно быть в тренде происходящего.

Конечно, тут встаёт вопрос здоровья ученика и финансовой составляющей, но есть и масса вещей, в которых те же деньги не играют существенной роли. Например, если в классе принято носить завтрак в пластиковом контейнере, то не нужно вводить по этому поводу новые правила.

Важно соблюдать баланс уникальности и похожести.

Помощь ребёнку в период адаптации

Подготовка малыша к школе должна начаться задолго до его поступления в первый класс. Больше к учебным занятиям готовы дети, посещающие дошкольные учреждения. Однако им сложнее перестроиться с игровой формы обучения на ту, что принята в школе.

Дома с ребёнком следует периодически заниматься. Он не должен проводить все время возле телевизора или планшета. Домашним детям необходимо научиться общаться со сверстниками, их следует приучить к дисциплине и самостоятельности.

Что делать, чтобы время адаптации протекло без особых сложностей:

  • Чаще хвалить малыша, а за промахи не осуждать.
  • Организовать правильный режим дня. У первоклассника должно быть достаточно времени для сна, подвижных игр, общения с друзьями.
  • Не сравнивать его успехи с учёбой других детей.
  • Не игнорировать жалобы ребёнка на плохое самочувствие. В первое время первокласснику можно раз в одну-две недели разрешить не посещать школу.
  • Не предъявлять повышенных требований.
  • Прислушиваться к замечаниям учителя и стараться дома спокойно обсудить возникшую проблему.

Если первоклассник не может полностью адаптироваться к школе, а его успехи оставляют желать лучшего, целесообразно рассмотреть альтернативный вариант обучения. Это может быть онлайн-школа, уроки в которой проходят дистанционно.

По данным опроса Homeschool Report 2017 респонденты назвали основные причины перехода на домашнее обучение.

Таким образом, выбор альтернативной формы обучения поможет избежать многих проблем адаптационного периода ребенка при поступлении в первый класс.

Плюсы такой формы учёбы для ряда детей очевидны. Занятия проходят в домашней обстановке. Программа в каждом случае подбирается индивидуально. Нет психологического давления, которое непременно присутствует в школьном коллективе. Дистанционное обучение приравнивается к обычному. Программа позволяет в любой момент перейти на общепринятую форму учёбы или, при желании, продолжить так учиться до конца школы.

Очень часто невысказанные переживания отражаются на физическом здоровье ребёнка. Многим известна ситуация, когда у школьника перед контрольной вдруг поднимается температура и это отнюдь не симуляция. В адаптационный период важно наладить хорошие контакты с учителем, и это то, на что родители вполне в состоянии повлиять. Прийти. Познакомиться, пообщаться, объяснить особенности будущего ученика и попросить отнестись к ним с пониманием.

Важна поддержка со стороны матери – разъяснения, что всё хорошо и всё образуется. Их можно повторять день за днём, и в конце концов это даст свой позитивный результат. Вера родителей отражается на ребёнке.

Переходный период – как указано в статье – может длиться шесть месяцев. Если же и после этого очевидно, что хорошо далеко не всё и улучшений не предвидится, стоит подключать учителя или классного руководителя.

Источник

Оцените статью