Эмоции здоровья вам будьте счастливы

Содержание
  1. Познание мира
  2. Какие эмоции связаны с счастьем?
  3. Положительные эмоции: главный ингредиент счастья
  4. Как мы можем определить «счастливого человека»?
  5. Постоянные перемены делают нас несчастными
  6. Женщины более эмоциональны, чем мужчины
  7. Как сохранить счастье?
  8. Самые счастливые эмоции
  9. Радость как одна из самых ярких эмоций счастливого человека
  10. Благодарность относится к счастливым эмоциям
  11. Спокойствие как счастливая эмоция
  12. Интерес также выделяют среди других счастливых эмоций
  13. Ещё одной позитивной эмоцией человека является Надежда
  14. «После отчаяния наступает покой, а от надежды сходят с ума» ©Анна Ахматова
  15. Гордость может быть счастливой эмоцией
  16. Также эмоцию Веселья проявляет каждый счастливый человек
  17. Ещё одной счастливой эмоцией считается Вдохновение
  18. Благоговение как счастливая эмоция
  19. И наконец самая счастливая эмоция — это конечно же Любовь
  20. «Если у вас будет мир, вы будете счастливы»
  21. Беседа с врачом Е.Н. Кулебякиной и руководителем общины «Спас» И.К. Лизуновым

Познание мира

Какие эмоции связаны с счастьем?

В течение десятилетий психологи фокусировались на негативных аспектах человека, таких как болезни. Однако в последние годы «позитивная психология» больше работала над положительными характеристиками и качествами людей. Примером этого является счастье.

Чувство юмора, привязанность, стойкость, любовь, гармония или благодарность — это психологические и эмоциональные состояния, которые помогают нам достичь наших целей и делают нас носителями положительных эмоций. Но сколько там эмоций и как сильно мы должны чувствовать их, чтобы быть счастливыми?

Положительные эмоции: главный ингредиент счастья

Некоторые авторы определяют положительные эмоции как те, в которых удовольствие или благополучие играют ведущую роль. Они позволяют нам развивать сильные и личные достоинства. И это всегда приводит к счастью.

Однако классификация эмоций на положительные или отрицательные имеет свои риски. Например, грусть не всегда должна иметь такую ​​негативную коннотацию. Чувство грусти по поводу потери любимого человека, естественны, адаптивны, необходимы и показывают зрелость человека.

Как мы можем определить «счастливого человека»?

Счастье — это состояние души, эмоциональное состояние и психическое состояние. Но как мы можем определить счастливого человека? Мы можем посмотреть на их эмоции и степень удовольствия или неудовольствия, которое они вызывают.

С точки зрения эвдаймонии («счастья»), самые счастливые люди — это не те, кто испытывает приятные эмоции более интенсивно. Вместо этого это те, у кого положительные эмоции с умеренной интенсивностью на частой основе. Приятные моменты высокой интенсивности необычны даже для самых счастливых людей. Итак, счастье связано с чувством внутреннего удовлетворения и психологического благополучия.

Если мы спросим окружающих нас людей, действительно ли они счастливы, они, вероятно, упомянут конкретные события, которые заставили их почувствовать мгновенный экстаз. Например, рождение ребенка или внука, покупка нового дома или выигрыш в лотерею — это события, которые обычно связаны с моментами радости и удовлетворения

Но будьте осторожны! Эти типы событий не случаются часто. Поэтому основание счастья на надежде на необычные события может закончиться несчастьем.

Мы говорим о людях, которые ценят положительные эмоции с умеренной интенсивностью на частой основе.

Постоянные перемены делают нас несчастными

Постоянно и в любом аспекте жизни поиск возвышенного или приятного приводит нас к ошибке, даже когда мы достигаем желаемых результатов. Люди, которые стремятся к «максимальному счастью или максимальному удовольствию» во все времена, имеют тенденцию менять партнеров или работу неоднократно и навязчиво. Они не вступают в длительные дружеские отношения.

Они живут идеей, что «этого недостаточно» и «всегда будет что-то лучше». Именно этот непрерывный поиск превосходства и склонность к изменениям делает их отчаянными и скучающими.

Однако поиск моментов максимального благополучия не следует путать с отказом испытывать счастье. Многие люди не принимают удачу, потому что они думают, что жизнь должна всегда иметь баланс (карму), основанную на законе причины и следствия, в котором добро всегда следует за плохим.

Нечто подобное происходит с опытом, который доставляет много удовольствия. Переживание крайнего энтузиазма может быть недостатком, если сравнивать его с другими позитивными переживаниями. То есть то, что является приятным событием априори, может стать посредственным событием, если сравнить его с впечатляющим прошлым событием. Давайте не будем забывать, что мы унаследовали способ мышления, который связывает удовольствие — особенно сильное удовольствие — с грехом.

Женщины более эмоциональны, чем мужчины

Между мужчинами и женщинами также существуют различия в выражении и способе ощущения эмоций. Различные исследования показали, что женщины испытывают больше эмоций, а также эмоций большей частоты и интенсивности, чем мужчины. Что касается негативных эмоций, они склонны чувствовать больше страха и грусти, чем мужчины.

Интересно проанализировать, сколько аргументов в отношениях связано с жалобами на другой пол. Они вращаются вокруг того, как мужчины недостаточно выражают свои эмоции и как женщины слишком эмоциональны: «Я никогда не пойму тебя, если ты не скажешь мне, как ты себя чувствуешь» или «это не так плохо, ты слишком чувствительный».

Поэтому, зная, что мужчины не выражают свои эмоции, потому что они буквально не испытывают их так часто или так сильно, может помочь взаимопониманию и разрешению конфликтов.

Как сохранить счастье?

Когда мы достигаем цели, мы чувствуем удовлетворение. Но если мы не знаем, как с этим справиться, это может быть только мгновенным. Он может исчезать с огромной скоростью. Например, радость от получения повышения может быть отодвинута на второй план, если мы потратим много времени, чтобы найти парковку для машины и позволить себе испытывать негативные эмоции.

Чтобы достичь счастья и поддерживать устойчивые эмоции умеренной интенсивности, каждому событию должно быть уделено должное внимание. Умеренность, баланс, рассудительность и относительность являются ключевыми аспектами для правильного управления нашими чувствами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Самые счастливые эмоции

Руководитель Лаборатории позитивных эмоций и психофизиологии, президент Международной ассоциации позитивной психологии Барбара Ли Фредриксон провела многочисленные исследования позитивных эмоций человека и их значение в жизни. В результате проведённых исследований Барбара выделила 10 основных позитивных эмоций, которые приводят человека к ощущению счастья.

Радость как одна из самых ярких эмоций счастливого человека

Это чувство, когда что-то действительно хорошо складывается для вас, может быть даже лучше, чем ожидалось. Мы оцениваем ситуацию и мир как безопасный, знакомый и все время улучшающийся. Чувство радости вызывает потребность быть игривым. А ведь именно во время игры мы как раз и учимся. Так что в случае чувства радости исходом чаще всего бывает приобретение навыков.

Благодарность относится к счастливым эмоциям

Более спокойная счастливая эмоция, которая больше связанная с социумом. Она воспринимается человеком не просто как что-то хорошее, что могло с ним произойти, а как будто кто-то специально создал все условия для того, чтобы вам было хорошо. Сила благодарности

Мы ощущаем эмоцию благодарности как альтруистический подарок, который мы хотим как-то компенсировать. Поэтому благодарность ведёт к отдаванию, и результатом благодарности выступают социальные связи и навык близости и любви. Характерная особенность благодарности, при её нормальном протекании – это длительность и цикличность этого чувства, когда обмен добрыми поступками между людьми продолжается. Базовые эмоции человека: чувства, настроение, аффекты

Спокойствие как счастливая эмоция

Спокойствие ощущается нами как счастье именно тогда когда ваши текущие обстоятельства в жизни настолько правильны, что вы хотите продлить это чувство. Многие считают, что спокойствие приводит к пассивности, апатии и лени. Да, состояние безмятежности сопровождается ощущением безопасности, уверенности и низкой активностью, но основное достоинство чувства спокойствия – это способность наслаждаться, смаковать момент и интегрировать опыт в себе. Результатом разумного спокойствия являются изменение личности, мировоззрения и расстановка жизненных приоритетов.

Читайте также:  Evo lutio чувство юмора

Интерес также выделяют среди других счастливых эмоций

Да, мало кто причисляет интерес к позитивным эмоциям человека, да и к эмоциям вообще. Но это его законное место. Вы ощущаете, что окружающие вас люди, предметы, обстоятельства – безопасны, но в них есть элемент новизны, что-то, что вы ещё не знаете о них, что-то таинственное. Так что интерес провоцирует исследовательскую деятельность и результатом этой эмоции выступают новые знания и наполненность энергией.

Ещё одной позитивной эмоцией человека является Надежда

Уникальная счастливая эмоция, которая рождается в обстоятельствах, которые никак нельзя назвать положительными. Вы ощущаете, что следующей эмоцией вполне может быть отчаяние; это страх худшего и стремление к лучшему, что способствует развитию нашей изобретательности, повышает устойчивость во время и перед трудными временами.

«После отчаяния наступает покой, а от надежды сходят с ума» ©Анна Ахматова

Гордость может быть счастливой эмоцией

Здоровое чувство гордости ни в коем случае не связана с гордыней и высокомерием. Гордость всегда связана с общественно значимыми достижениями. Это не просто то, что вы сделали хорошо, но это что-то хорошее, что ценится в вашей культуре, что объединяет людей. Вы можете гордиться своими поступками, а также поступками членов своей семьи, друзей, коллег, сограждан. Это не хвастовство. Это чувство, которое воодушевляет вас и заставляет мечтать о великом. Результатом такой гордости выступают новые достижения и новые поводы для гордости.

Также эмоцию Веселья проявляет каждый счастливый человек

Не из веселья ли начинается удовольствие? Оно связано с несерьезностью, легкой социальной неуместностью. Ваш промах приводит не к самобичеванию и осуждению, а к совместному веселью, смеху, укреплению связей. Исход веселья не такой уж и незначительный – это создание дружеских связей, развитие креативности. Согласитесь, ради этого можно позволить себе совершить маленькую глупость! В чём заключается эмоциональный интеллект человека?

Ещё одной счастливой эмоцией считается Вдохновение

Эта позитивная эмоция просыпается в нас при соприкосновении с человеческим совершенством. При этом эмоция вдохновения больше связана с интерпретацией: когда вы видите, что люди умеют что-то делать очень хорошо, талантливо, вы говорит себе «Это здорово! Я бы хотел быть похожим на этого человека, делать так же!». То есть это своеобразная комбинация стремления к собственному совершенству и способность видеть и положительно оценивать превосходство другого человека. К чему приводит вдохновение? Конечно же к приобретению новых навыков, творчеству и развитию собственной нравственности.

Благоговение как счастливая эмоция

Эта позитивная эмоция человека похожа на вдохновение, но она более личная. Вы ощущаете себя ошарашенным величием, чувствуете себя крошечным по сравнению с тем невероятным, что происходит рядом с вами. Благоговение открывает ваше сердце и разум для восприятия нового и результатом этой эмоции является ощущение себя частью великого целого. Что такое эмоциональный рэкет?

И наконец самая счастливая эмоция — это конечно же Любовь

Это одна из самых позитивных эмоций человека. Её особенность заключается в том, что она аккумулирует в себе все остальные позитивные эмоции человека: это и радость, и безмятежность, и благодарность, и вдохновение, и гордость за любимого человека и т.д. Но это также не индивидуальный опыт – это совместный опыт двух людей. Позитивное чувство сопричастности, которое позволяет и мечтать, и исследовать, и наслаждаться. Любовь как счастливая эмоция дарует ощущение прочной связи, доверия, общности и здоровья в целом.

Источник

«Если у вас будет мир, вы будете счастливы»

Беседа с врачом Е.Н. Кулебякиной и руководителем общины «Спас» И.К. Лизуновым

Екатерина Кулебякина

В наше время такие грехи, как гневливость и раздражительность, к сожалению, весьма распространены. Даже глубоко верующие и воцерковленные люди, призванные к хранению душевного мира, в повседневной жизни не всегда могут совладать с собой: волна эмоциональной раздражительности, подобно бушующей стихии, захватывает их целиком и несет в пучину греха, в царство ссор и распрей.

Если задуматься над тем, почему даже в православных семьях иной раз возникают проблемы с детьми и конфликты между супругами, то нетрудно прийти к выводу: люди просто не умеют обуздывать свои эмоции. Излишняя, неконтролируемая эмоциональность весьма отрицательно сказывается на семейных отношениях. Насколько важно для христианина сохранение душевного мира, видно из слов старца Алексия Зосимовского, которые были адресованы одной паре только что поженившихся супругов: «Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир, вы будете счастливы».

О причинах раздражительности и потери мира душевного так писал владыка Арсений (Жадановский): «Иногда вдруг у тебя появляется какая-то раздражительность, недовольство окружающими тебя людьми, а то и просто дурное, угнетенное состояние духа, тоска, разочарование. Малейший повод – и твое настроение испортилось. Отчего это? Очевидно, ранее душевная твоя почва была подготовлена к такому настроению. Раздражительность, недовольство людьми вызываются завистью, недоброжелательством к ним. Тоска, уныние, угнетенное состояние духа вызываются предшествующими греховными помыслами, чувствами, делами. Благодать Божия, как утренняя роса, прогоняет все это, освежая сердце и все внутреннее существо человека. Счастлив тот, кто умеет или, лучше сказать, способен быстро привлекать к себе эту благодать Божию: тот легко освобождается от тех душевных страданий, о которых мы говорим». Верующему не стоит забывать, что «раздражительность есть проявление оскорбленного самолюбия».

Однако душевный мир необходимо отличать от мира духовного, то есть дара Божия. В одном из писем архиепископ Феофан (Быстров) написал: «Вы спрашиваете о мире душевном: приходит ли он совне или зависит от усилий самого человека и является своего рода искусством жить мирно? Нужно различать мир собственно душевный и мир духовный, благодатный. Благодатный мир есть дар Святого Духа, а мир душевный зависит от нас самих. В чем заключается в последнем случае умение или искусство жить мирно? На это ответ дает Спаситель: “Придите ко Мне… и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим” (Мф. 11: 28–29)… Скорби всегда более или менее нарушают мир душевный, но духовно-благодатного мира они не могут нарушить никогда. Поэтому о стяжании этого мира и необходимо нам заботиться в продолжение всей нашей земной жизни».

Именно такой благодатный мир стяжал преподобный Антоний Великий. Обратимся к его житию, записанному святителем Афанасием Великим: «Около двадцати лет провел так Антоний, подвизаясь в уединении, никуда не выходя и все это время никем не видимый. После же, поскольку многие домогались и желали подражать его подвижнической жизни, какие-то знакомые его пришли и силою разломали и отворили дверь. Исходит Антоний, как таинник и богоносец из некоего святилища, и приходящим к нему показывается в первый раз из своей ограды. И они, увидев Антония, исполняются удивления, что тело его сохранило прежний вид, не утучнело от недостатка движения, не иссохло от постов и борьбы с демонами. Антоний был таким же, каким знали его до отшельничества. В душе его та же была чистота нрава; не был он скорбию подавлен, не пришел в восхищение от удовольствия, не предался ни смеху, ни грусти, не смутился, увидев толпу людей, не обрадовался, когда все стали его приветствовать, но пребыл равнодушным, потому что управлял им разум, и ничто не могло вывести его из обыкновенного естественного состояния».

К сожалению, для простых мирян мир духовный (по сути, это бесстрастие) – состояние, практически недостижимое. Потому с врачом-психиатром Екатериной Николаевной Кулебякиной и руководителем Центра общинной педагогики «Спас» Игорем Константиновичем Лизуновым мы беседовали о том, как современному человеку сохранить мир душевный.

Читайте также:  Опиши свои чувства чем дорога тебе родина

Андрей Сигутин: Моя учительница русского языка говорила, что эмоции следует отличать от чувств, ибо последние характеризуются глубиной и устойчивостью. Чувства, в отличие от эмоций, развиваются, воспитываются, совершенствуются – вплоть до высших чувств, относящихся к духовным ценностям и идеалам. Поэтому мы и говорим о чувстве любви, а не об эмоции. Екатерина Николаевна, с точки зрения психологии, ощущения, чувства, эмоции – что это такое?

Екатерина Кулебякина: Эти понятия очень часто путают, может быть даже намеренно, поэтому я считаю необходимым дать точное определение каждому из них.

Ощущение – это та информация, которую человек получает через органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и мышечно-суставное чувство, определяющее положение тела в пространстве.

Эмоции – это ярко выраженные субъективные переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением каких-либо потребностей индивида. Эмоции могут возникать самопроизвольно, но поддаются контролю.

Чувства – высокодифференцированные эмоциональные переживания, имеющие отчетливо выраженный предметный характер, которые человек может контролировать.

А.С.: То есть чувства, в отличие от эмоций, всегда связаны с работой сознания и могут произвольно регулироваться?

Е.К.: Да. Страсти же – это чрезвычайно насыщенные, бурные переживания, которые субъективно оцениваются как исключительные, неподвластные самоконтролю, подавляющие волю человека.

А.С.: Неудивительно, что в мирском, обыденном понимании страсть как состояние человека имеет даже положительную окраску: нередко страстью называют любовь. В Православии же страстью называется страдание, порок, греховный навык.

Е.К.: Как видно из определений, основным критерием отличия чувств от эмоций и страстей является воля человека. Безусловно, свободное волеизъявление, в том числе осознанное подчинение своего внутреннего устроения морально-этическим нормам, является отличительной чертой здорового, независимого человека. Так, человек, подверженный страсти табакокурения, зависим от табака; подверженный сексуальной страсти (намеренно не называю это любовью) зависим от объекта влечения; подверженный азартной страсти – от игровых автоматов, казино; гордый человек зависим от чужого мнения и т.д. Характерно, что страсти всегда бесперспективны, у них нет будущего, только настоящее, которое отнимает у человека все силы, чувства, здоровье, а взамен ничего не дает, кроме кратковременной эйфории. Напротив, чувства, глубокие переживания обогащают человека не только информационно, но и подводят его к новой ступени развития, к самосовершенствованию. Наиболее яркий пример противопоставления страсти и чувства в литературе дан в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Страсть Анны и Вронского, неподвластная им, в итоге привела к опустошению, потерям, профанации счастья, завела в тупик. В противовес им Китти и Левин сохранили свои чувства, несмотря на препятствия; благодаря любви, они обогатились новыми добродетелями, создали основу для дальнейшего роста своих личностей. И все это происходило при полном самоконтроле с их стороны.

Напомню, что святые отцы Церкви настоятельно рекомендовали избавляться от страстей, но не от чувств.

А.С.: Надо ли бороться со своей эмоциональностью?

Е.К.: Человек, живущий среди людей, не может не реагировать на хамство, на чужие страдания; нельзя оставаться равнодушным и к чужой радости. Любой человек, а тем более православный, должен уметь сорадоваться и сострадать ближнему. Но свои эмоции надо уметь контролировать, в противном случае они будут управлять человеком. Как сказал мудрый Соломон, «…владеющий собою лучше завоевателя города» (Притч. 16: 32). Бороться же надо со страстями, имеющими внешнее эмоциональное проявление: гневом (проявляется раздражительностью, нетерпимостью к чужим недостаткам), унынием (проявляется отчаянием, депрессией), блудом (проявляется сексуальной распущенностью) и т.д.

А.С.: Оптинский старец Никон говорил: «Когда на душе спокойно, тогда чего же еще искать?». Но как сохранять спокойствие? Екатерина Николаевна, дайте, пожалуйста, практические рекомендации.

Е.К.: Чтобы сохранять спокойствие, надо приучить себя соотносить серьезность события и глубину эмоциональной реакции.Например, разбитая чашка или случайная двойка в дневнике ребенка не стоят того, чтобы тратить на них свои нервы, а вот лень или ложь, грозящие сформировать греховный навык, заслуживают яркого проявления эмоций, но в воспитательных целях. Если в этой ситуации оставаться спокойным, то у ребенка может возникнуть ложное представление о вседозволенности. Кроме того,эмоции не должны продолжаться дольше самой ситуации. Традиционный этикет требует не демонстрировать свои эмоции, особенно негативные, подавлять, загонять их вглубь себя. Более современный подход рекомендует, наоборот, давать волю чувствам, чтобы сберечь нервную систему. Оба эти мнения я считаю ошибочными. Надо рассматривать конкретную ситуацию в каждом отдельном случае.

В жизни любого человека могут возникнуть обстоятельства, когда спокойствие превращается в преступное равнодушие, а проявление эмоций становится оправданным. Вспомним, ведь Господь выгонял бичом торгующих из храма, но принял крестную смерть и за них тоже. А святитель Николай? Как он спешил известить о невиновности осужденного! Как он, горя ревностью о чистоте веры, ударил Ария и, осужденный людьми, был оправдан Господом! Поэтому, отвечая на вопрос, надо или не надо эмоционально реагировать на то или иное событие, определите для себя: будет ли какая-либо польза от ваших эмоций, или это будет пустое сотрясание воздуха, тягостное и для вас, и для окружающих.

А.С.: Игорь Константинович, есть ли у вас какие-то рецепты, как выработать в себе спокойствие?

Игорь Лизунов

Игорь Лизунов: К спокойствию приводит борьба с раздражительностью. Совет один – только терпеть! Терпение бывает двух видов. Первый – когда терпим чисто психологически. Приведу пример, чтобы было понятно. Боксер на ринге; идет бой. Спортсмен один удар пропустил – упал, другой – снова лежит, как будто в нокауте. Кажется, он уже не поднимется. Но нет, опять встает… То есть поверженный боксер за счет сверхнапряжения всех своих сил и максимального усилия воли поднимается и, превозмогая себя, пытается продолжать поединок Но это не означает, что бойца наполняет терпение; в нем теперь осталось место лишь для нетерпения… Он свое напряжение не переработал, не трансформировал. Раздражительность, злость и негодование проигрывающего присутствует в душе у боксера. Психологи рекомендуют, чтобы снять раздражение, переключаться на иную деятельность: например, когда тебе плохо, ты принимаешься писать картины или колоть дрова, как это делал герой А. Челентано в известном фильме. Терпение православного человека – это особое состояние. Ведь православная аскетика имеет своей целью преображение. Верующий терпит не ради себя или культуры, не ради даже чувства такта, а ради Бога. Если же ты терпишь ради Христа, чтобы выполнить Его заповеди, то Господь подает тебе помощь, и ты как бы переплавляешь свое внутреннее «я». Особенно, если при этом используешь благодатные средства – покаяние, причастие. Однажды один духовный человек мне посоветовал: не можешь терпеть – кайся, что не можешь терпеть. Покаешься – и Господь даст силы. Причастишься – укрепит. Вот я по натуре человек «взрывной», очень эмоциональный. Но у меня этот способ борьбы с раздражительностью, слава Богу, «работает».

А.С.: Внешне вы очень спокойный.

И.Л.: На самом деле я весьма вспыльчивый. И мне эта школа терпения нелегко дается. Каждый день хочется вскипятиться. Но, опять-таки, когда моих душевных сил уже не хватает и думаешь: «Все, невозможно больше сдерживаться…», то Господь дает терпение, укрепляет. Это знаю по опыту. Жизнь-то христианская – благодатная. Вот это самое главное. Не мы все делаем, а Господь все делает с помощью нас, подавая благодатные силы. И поэтому получается преображение. Сегодня ты не стерпел, а завтра уже стерпишь – потихоньку, помаленьку. Других средств победить свой внутренний разлад нет. А то, первое, психологическое, терпение всегда заканчивается взрывом: рано или поздно чаша переполняется. Каким будет взрыв, зависит от человека: полезет ли он при этом в драку, как-то еще выплескивать из себя негатив станет, скандал ли устроит. Русские мужики, как правило, топят негатив в вине. Это обыденное, бытовое терпение – безблагодатное, оно не преображает человека. Можно всю жизнь так терпеть и внутренне не измениться. А христианское терпение преображает, и из вспыльчивого человека ты превращаешься в более спокойного, терпеливого. Весь вопрос в том, насколько у верующего есть рвение к этому, насколько он осознал необходимость борьбы со страстями. Неслучайно покаяние, по-гречески метанойя, переводится как «изменение» – изменение сознания, ума. А так как в аскетических трудах написано, откуда появляется раздражение, то, зная причины, надо их устранять с Божией помощью.

Читайте также:  Уроки по эмоциональному интеллекту для детей

Правда, сейчас очень много внешних факторов для раздражительности. Психология учит, что источник раздражения надо убирать. А это неверно, с точки зрения православной аскетики. Если меня раздражает мой любимый человек, я что, должен с ним развестись? Или отправить его в длительную командировку? Нет, наоборот. Надо быть еще более плотным в общении с ним, преодолевая свое раздражение.

А.С.: Игорь Константинович, как вы воспитываете в себе смелость, спокойствие, уверенность, самообладание?

И.Л.: Стараюсь выполнять заповеди. Много читал книг по аскетике, поэтому знаю, как необходимо поступать в соответствии с церковной традицией.

А.С.: То есть уповаете на волю Божию…

И.Л.: Я стараюсь делать все то, что должен исполнять православный христианин, для того, чтобы получить спасение. Больше этого я ничего не делаю. Господь милостив ко мне. Я давно убедился, что община «Спас», в которой нахожусь, – это самое лучшее место для меня. Она дает мне каждодневные возможности видеть свои недостатки и предлагает средства для борьбы с ними. Находясь в общине, ты постоянно взаимодействуешь с людьми. Каждый день возникают такие ситуации, где нужно проявить терпение и спокойствие. Всякий раз понимаешь, что ты их не проявляешь в должной мере. Также ежедневно надо проявлять милосердие, рассудительность и прочее.

А.С.: Значит, все-таки воспитываете в себе эти качества?

И.Л.: Да. Но это происходит естественным образом. Самое основное в общинной педагогике – это естественность. Человек специально не ставит перед собой никаких учебно-воспитательных задач. Сама жизнь заставляет работать над своей душой. Ведь Господь всеми управляет, именно Он воспитывает. Бог дает тебе возможность каждый раз обратить внимание: сегодня – на одно, завтра – на другое. То есть воспитательный процесс происходит как бы сам собой, естественно. Это очень важно. Понимаете, часто верующий начинает подвизаться не в меру и не по разуму. В своем духовном развитии он нередко упирается во что-то и… начинает буксовать. А все же на самом деле просто: живи внимательно, и увидишь, как сама жизнь заставит тебя воспитывать себя. К тому же, воспитание – процесс всегда обоюдный: ты воспитываешь, но при этом и тебя воспитывают.

А.С.: В Православии особо не принято говорить о том, что человек должен быть уверенным. А как вы считаете, это качество нужно верующему?

И.Л.: Обязательно. Святой Феофан Затворник пишет об этом. У апостола Иакова также написано: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1: 8), на такого человека надеяться невозможно – он сам на себя опереться не может. А философ Иван Ильин вообще выработал чеканную формулировку: христианин должен быть именно уверен в себе, каждый его шаг должен носить религиозное обоснование. Если же твой шаг, как Ильин говорит, религиозно оправдан, то появляется уверенность. Это тот самый стержень, который дает тебе возможность смело обращаться к Богу с дерзновением и говорить: «Вот я перед Тобой, Господи». Любое наше действие, даже малозначащее, нужно переводить в религиозную плоскость – мы к этому призваны. Тогда будем тверды, и у нас появится четкий и ясный внутренний критерий выбора: «да» или «нет», – основанный на понимании: нравственно или безнравственно что-либо. У нравственности есть только две категории, третьей не дано.

Конечно, надо быть уверенным, но это не самоуверенность. Это уверенность в правоте своих деяний. Некоторые люди свою уверенность черпают не из религиозного, а из самостного источника, то есть они действуют по принципу: «Я сказал. ». И тогда это очень плохо и губительно для души, потому что человек становится самодуром.

А.С.: В Священном Писании сказано: «Благоразумный хладнокровен» (Притч. 17: 27). Излишняя, неконтролируемая эмоциональность ведь отрицательно сказывается и на семейных отношениях?

И.Л.: Конечно. Человек, как правило, просто не может обуздывать себя, сдерживать, управлять собой. Вот в чем дело. Ведь вообще к каждому человеку нужно относиться бережно и в то же время быть с ним предельно осторожным, как с огнем, – один старец давал именно такой совет. Бережно, чтобы не погасло пламя, а осторожно – чтобы не обожгло. А в семейной жизни придерживаться сего принципа, думаю, наиболее важно. Между эмоциональной, будем так называть, сферой и телесной – очень тесная связь. Как ты можешь иметь телесные отношения с женщиной, если вы с ней в ссоре? Здесь сразу же возникает первая проблема. А если нарушаются супружеские взаимоотношения, играющие немаловажную роль в браке, то этот негатив сразу же распространяется на бытовую сторону семейной жизни. В этом случае происходит разделение на два постоянно противоборствующих лагеря: женщина – потребленческая сторона, потому что она как хранительница очага подсознательно отождествляет себя с семьей: все, что надо ей, – нужно семье, и мужчина – снабжающая сторона (то есть муж как охотник). И соответственно, отношения складываются примитивные: охотник пришел, а сколько добычи принес? Если принес мало добычи, значит, охотник – плохой, а если плохой охотник, значит – негодный мужчина. Отношения складываются весьма тривиальные. Их может преобразить лишь устремленность супругов ко Христу и взаимопонимание друг друга.

А.С.: Я имел в виду несколько иную эмоциональность, когда человека так допекают, что его уже как бы «несет».

И.Л.: Ну, склонность к истерии и подобному присуща, в основном, женщинам, среди них это достаточно распространенное явление. На то она и представительница слабого пола, чтобы ее «несло». Нельзя ей ставить это в вину. Просто у нее природа такая. А мужчина должен как бы «структурировать ее», ему необходимо постепенно гасить в ней эту нездоровую эмоциональность, всячески успокаивать жену. Каким образом? Это уже искусство семейной жизни.

А.С.: Но для этого сначала мужчине надо научиться быть спокойным.

И.Л.: Конечно. Эмоции необходимо контролировать. Что такое эмоции? Это ответная реакция на что-либо, отрицательная или положительная. И даже если положительные эмоции «зашкаливают», это тоже плохо. Здесь тоже нужно идти «срединным путем».

А.С.: Екатерина Николаевна, что такое душевный мир с позиции православного врача?

Е.К.: В этом вопросе мнение православного врача ничем не отличается от мнения любого православного человека. Это единство эмоций, воли и разума вкупе с чистой совестью. Кому-то это может показаться недостижимым, но на самом деле надо лишь следовать одной мудрой молитве: «Господи! Дай мне сил, чтобы сделать то, что я могу сделать; дай мне смирения перед тем, что я не могу сделать; и дай мне мудрости, чтобы отличить первое от второго!».

Источник

Оцените статью