Эмоции, чувства и сознание
Мы не обращаемся к словарям, которые написали другие люди — даже святые книги у всех народов написаны людьми. Все понятия здесь,на этом сайте и в книгах, рассматриваются исходя из положений энергетической этимологии русского языка. Русский язык отображает сам явления внешнего мира и не только, потому что то, что сейчас будет рассмотрено, считается принадлежащим миру внутреннему.
Итак, в чём различие между чувствами и эмоциями?
Ответ находится в самих этих словах.
Э-мо-ци-я — как правило, неконтролируемый умом ( я- эго) продукт этого эго, выделяемый в виде энергии(ци). Эта энергия является одной из низших энергий всеобщего(мо) Ко-с-МО-са. Эта Энергия быстра, скоротечна и Эфемерна(Э), Вы не сможете долго и нудно переживать эмоцию, иначе быстро загоните себя в гроб, — суть значения в этом буквы Э.
Итак, любая эмоция бурлива, быстротечна, подобна всплеску от прыжка дельфина в море.
Эмоции свойственны людям и высшим животным ввиду такового устройства физических тел этих существ.
Основой всех эмоций, с лёгкой руки незабвенной памяти Тимоти Лири является страх.
А что же такое чувство? Чувство есть более глобальное и длительное переживание.Как и эмоции, чувства бывают положительные и отрицательные
Чу- в-ст-во — это то к чему меня влекёт, к чему я испытываю предрасположение в данный момент ( влияние слога ВО).
В отличии от эмоций, чувство носить может длительный характер (Любовь, ненависть, горе,тоска и проч.) — влияние слоговой согласной связки постоянства СТ.
ЧУ — слог привязки к данному чувству и расход( влияние звука У) энергии человека на это «чувствование».
Так русский язык объясняет не только предметы и видимые субъеобъекты, но и любое трансцендентное понятие.
А сознание, спросите Вы?
Сознание — это просто: СО — слог соединения с чем?
Со знанием. У каждой сущности своё соединение, своё знание.
Всё в этом и «ином» мире есть сознание.
Сознание есть у ядра атома и ядра Земли, у дерева и человека.
Всё обладает сознанием. Жизнь без СОЗНАНИЯ НЕВОЗМОЖНА.
Здесь, в этом слове коренной, заглавный слог есть НИ, то есть Изначальная энергия пустоты, полноты, нирваны, безсмертия, нелокального порядка Дэвида Бома, внутренняя суть суперструн,- называйте как хотите, доценты с кандидатами!
Но главное это есть живое СОЗНАНИЕ,
Не забудьте осенью на тамбовщину за картошкой, доценты.
Гамма излучение пусть подождёт!
Источник
Эмоции являются частью сознания
Выберите верные суждения о сознании человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Сознание предполагает способность человека отражать действительность как в чувственных, так и в логических образах.
2) Сознание включает в себя все психические процессы, свойства и состояния человека.
3) Самосознание является одной из сторон сознания, отличающих человека от животных.
4) Эмоции являются одним из компонентов сознания.
5) Поведение человека полностью определяется сознанием.
1) Сознание предполагает способность человека отражать действительность как в чувственных, так и в логических образах. Да, верно, сознание представляет собой состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.
2) Сознание включает в себя все психические процессы, свойства и состояния человека. Нет, неверно, существуют бессознательное, то есть совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта, то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания.
3) Самосознание является одной из сторон сознания, отличающих человека от животных. Да, верно, у животных нет способности к самосознанию с точки зрения обществоведческой теории выносимой на ЕГЭ.
4) Эмоции являются одним из компонентов сознания. Да, верно.
5) Поведение человека полностью определяется сознанием. Нет, неверно, оно также определяется бессознательным.
Источник
Эмоциональное сознание
Вы будете перенаправлены на Автор24
Что такое сознание
Сознание – это свойство психики человека, которое отвечает за субъективные переживания тех событий, что происходят во внешней среде или же в теле самого человека.
К вопросу сознания можно подходить как в узком, так и в широком смысле этого понятия. В широком смысле под сознанием понимают отражение действительности в психике человека, не зависимо от того на биологическом, социальном, рациональной или чувственном уровне оно осуществляется. В узком смысле под сознанием понимают функцию мозга, которая занимается тем что отражает в нашей психике события и явления действительности. Сознание связано с речью человека, а также отвечает за целеполагание и планирование.
Вопросом человеческого сознания занимаются такие дисциплины как философия, психология, науки, изучающие искусственный интеллект. Перед учеными сегодня стоит ряд острых вопросов, на которые нет пока однозначного ответа:
- есть ли сознание у больных, находящихся в коме
- когда у человека зарождается сознание
- может ли компьютер достичь сознания
Что такое эмоциональное сознание
Эмоционально сознание несет ответственность за:
Мысли связаны как с глубинным сознанием, так и с интеллектом.
Эмоциональное сознание представляет собой достаточно сложную систему связей. Эмоциональное сознание берет на себя большую часть работы всего сознания. Человеку достаточно трудно сделать перевод с незнакомого ему языка на родной и наоборот даже имея перед собой словарь. Интеллекту сложно работать без поддержки эмоционального сознания, без эмоционального сознания человек становится весьма беспомощным. Зная эту закономерность не составит труда объяснить почему человек, который знает тысячу иностранных слов и все грамматические структуру иностранного языка, не в состоянии на нем общаться. Не стоит сомневаться, что эмоциональное сознание играет очень важную роль в жизни человека.
Готовые работы на аналогичную тему
Человек редко задумывается над вопросом почему он воспринимает мир определённым образом. Исходя из выражения «сколько людей, столько и мнений», можно сделать вывод что каждый человек воспринимает мир, ситуации, явления субъективным способом.
Древнегреческий мыслитель Платон сравнивал наш мир с пещерой, в которой заточены люди, они рождаются в это пещере и находятся в ней спиной к выходу, свои представления о мире они формируют на основе теней, которые они видят на стенах пещеры. Иными словами, они воспринимают мир в виде некой иллюзии. На самом деле это действительно так. Когда у человека хорошее настроение, то и весь мир кажется ему доброжелательным, люди приветливыми, и напротив, когда настроение подавленное, мир кажется враждебным, люди вызывают раздражение.
Человек испытывает огромный спектр различных эмоций, грубо их все можно разделить на две основные группы: положительные и отрицательные. В мире практически все явления и предметы вызывают у нас некое эмоциональное состояние, некоторые вызывают у нас радость, удовлетворение, счастье, другие же наоборот, — страх, тревогу, неприязнь, боль.
Роль осознанных эмоций достаточно велика в нашем сознании. Практически на все что мы встречаем в своей жизни мы первостепенно реагирует именно эмоциональным образом. Эмоции дают нам первое представление о предметах и явлениях действительности, они также определяют и наше дальнейшее отношение к окружающему миру. Помимо всего прочего есть в окружающем мире и вещи, которые для определённого человека могут вообще не существовать, так как эти предметы и явления не вызывают у человека вообще никаких эмоций. Эмоции так де еще отражают и нашу взаимосвязь с определенными людьми и предметами. Чем сильнее эмоции, тем крепче связь. Кроме того, чем сильнее связи, тем мы будем сильнее вовлечены и заинтересованы в процессе кооперации с важными для нас людьми, предметами, явлениями. Исходя из того какую эмоциональную оценку, мы даем явлениям окружающего мира, мы строим свои представления о нем. Безусловно это может быть не всегда объективным.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что наши эмоции имеют неразрывную связь с нашим сознанием. Эмоции — это посредники сознания, они изменяют реальность исходя из наших предпочтений и привычек.
Этапы развития эмоционального сознания
В развитии сознания можно выделить три основным этапа. На первом этапе наше сознание чувствует мир через ощущения, иными словами на этом этапе для человека существует только то что он в состоянии увидеть, услышать, ощутить, почувствовать, осязать. На этом этапе человек еще не способен связать впечатления и образ. Человек реагирует только на самый сильный раздражитель. На этом этапе «я», которое мыслит и принимает решения не существует. Поведение регулируется ощущениями, рефлексами и привычками. Данный этап характерен для детского возраста, но некоторые проявления могут встретится и во взрослой жизни, например, когда человек сталкивается с какой-то проблемой, полностью на ней зацикливается и не видит вокруг ничего кроме нее, для человека в этот момент» проблема» — это весь мир.
На втором этапе индивидуальное «Я» становится более сильным и независимым. Переход к этому этапу происходит достаточно постепенно и неосознанно. На втором этапе человек может разделить свои ощущения и свое «я». Наша жизнь уже перестает быт разделенной на два противоположных полюса, на черное и белое, теперь в центре нашего мира стоит наше «Я». На данном этапе эмоции связывают нас и то что происходит вокруг. Эмоции отражают наше отношение к окоряющим событиям. Такой мир является субъективным и эгоцентричным. Для этого тапа характерны механизмы психологической защиты. Цель нашего сознания получать максимальное удовольствие и ограждаться от негативного воздействия. Так или иначе на этом этапе нашим сознанием все еще руководят эмоции.
Третий этап называется этапом зрелости. Теперь человек стремится не к удовольствиям, а к реальности жизни. Психически и эмоционально зрелый человек в состоянии отделить свое сознание от своих потребностей, эмоций и чувств. На этом этапе человек умеет разграничивать свои собственные субъективные ощущения и мысли от реального мира. Он может сознательно контролировать свои эмоции и чувства. Эмоции на этом этапе становятся элементами творчества. Такие способности наблюдаются у музыкантов, художников, поэтов. Они могут передавать через свои произведения искусства глубокие идеи другим людям.
На этом этапе человек преодолевает власть эмоций, начинает понимать и осознавать суть вещей. Теперь проводниками нашего становятся не эмоции, а разум, интеллект.
Источник
Нейронное обеспечение поведения. Сознание и эмоции. Часть 1
Юрий Иосифович Александров — профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психофизиологии Государственного университета гуманитарных наук, заведующий лабораторией Института психологии РАН в своей лекции рассматривает несколько подходов в изучении поведения организма. Рассматриваются организм в целом и его клетки в частности нейроны. Подробно обсуждаются положения «активностной» парадигмы, восходящие к трудам П.К. Анохина и В.Б. Швыркова. Вводятся системные представления о функциях нейронов и поведенческой специализации нейронов, даётся системное решение психофизиологической проблемы. Вводятся представления о континууме сознания и эмоций, даются определения сознания и эмоций, как разных уровней дифференциации индивидуального опыта. Автор приходит к обоснованным и революционным идеям о взаимосвязи сознания и эмоций.
Первая часть:
Я начинаю свой рассказ о сознании с нейронного обеспечения поведения. Потому что, с моей точки зрения, представление о сознании и вообще психических процессов зависит от того, как вы себе представляете работу мозга, как вы представляете себе, что такое наш внутренний мир и наш индивидуальный опыт. Вы можете подумать, что эти точки зрения у разных авторов немножко отличаются, и, причём, в таких деталях, которые не могут влиять на понимание таких глобальных проблем, как проблема сознания. Поскольку, какую бы книжку вы ни открыли, вы видите примерно одно и то же, во всяком случае, с высоты птичьего полёта. Те представления, о которых я хочу рассказать, о том, как работает мозг, что такое наш индивидуальный опыт, как он складывается, и какое соотношение работы мозга и сознания существует, – они будут отличаться от тех точек зрения, с которыми вы часто сталкиваетесь. Поэтому и требуется это введение.
И второе, что я бы хотел пояснить в этом названии, – это эмоции. Я не ограничиваюсь только рассказом о сознании, включаю сюда и эмоции, потому что те концептуальные представления, которые я вам изложу, просто не позволяют мне рассказывать о сознании, и не коснуться проблемы эмоции. Это абсолютно жёстко связанные рассмотрения, жёстко связанные проблемы. Я бы хотел сказать ещё о культуре, потому что это ещё один аспект рассмотрения, без которого предыдущие тоже кажутся мне неполными (но это программа максимум, я не уверен, что смогу её выполнить).
Я привожу точку зрения Сёрла – это один из крупнейших философов в области изучения сознания. С этой точкой зрения, я думаю, многие из вас согласятся. Мне она кажется совершенно очевидной, что: изучение мозга без изучения сознания – это всё равно, что изучение желудка без анализа пищеварения. А если мы посмотрим на то, как понимали эту психологию некоторое время назад, то увидим, что именно эти состояния сознания являются предметом психологии. Таким образом, эта проблема, которая может казаться кому-то посторонней и не имеющей прямого отношения к физиологии, на самом деле является центральной и для физиологии, и для психологии.
Я говорил, что начну своё изложение с рассказа о том, как я себе представляю работу мозга в рамках той парадигмы, в которой нахожусь. И здесь я уже могу точнее сказать о том, почему, с моей точки зрения, это совершенно необходимо. Это необходимо потому, что представление о первичности фактов по отношению к теории является иллюзией. На самом деле факты являются производными теории, поскольку они являются интерпретациями эмпирических явлений в терминах той или иной теории. В связи с этим одно и то же эмпирическое явление, будучи интерпретировано термином двух разных теорий, может оказаться двумя различающимися фактами. Если вы не знаете данной парадигмы и читаете описание поведения животных, описываемое в терминах этой парадигмы (хотя это раздел результатов), вы можете даже не понять, о чём идет речь, что это животное делает. И, естественно, это касается в большей мере того, что называется «проблемным полем» сознания и даже самого определения «сознания». Я считаю, что определение сознания абсолютно необходимо, нельзя ориентироваться на интуитивные представления.
И первый приступ к тому, в чём я вижу множественность и эти довольно серьёзные различия между разными точками зрения. Все понимают, что множественность точек зрения на реальность не устранима. Вряд ли можно надеяться, что мы когда-нибудь придём к тому, что эта точка зрения будет одна, но в данном случае я говорю о двух парадигмах, хотя для этих двух точек зрения даже слово «парадигма» слишком мелкое. Вообще, это два разных мировоззрения. И можно было бы в специальном цикле лекций показать, как отличаются взгляды великих представителей изнутри одной или другой парадигмы буквально на всё: начиная от того, как работает нейрон, что такое восприятие, память, обучение, что такое психология, и как она соотносится с физиологией. Всё зависит от того, в рамках какой парадигмы вы находитесь. Серьёзная проблема состоит в том, что это всё в чистом виде выделено в эти два мировоззрения. На самом деле разные авторы находятся на разном расстоянии от этих двух полюсов. В их представлениях эклектично смешаны две этих парадигмы. И эклектика («смешение»), которая является отрицательной вещью для науки (некоторые авторы, например, Ярошевский называет её «антинаукой»), есть только одна положительная черта – она появляется в период смены парадигм, и в этом смысле её можно приветствовать.
Что значат две эти парадигмы при рассмотрении целостного организма? При его рассмотрении с позиции парадигмы реактивности, вы рассматриваете поведение организма, как последовательную реакцию на стимул: стимул – реакция, стимул – реакция, или континуум этих реакций в ответ на континуум стимулов. С точки зрения парадигмы активности, ваше поведение детерминировано целью или моделью будущего результата. Я даю более современную трактовку этой активностной парадигмы, если начать с Аристотеля, то там будет немножко иначе. Рассмотрим два случая, кто вперёд. В одном случае будет вперёд стимул, потом реакция. В другом случае – сначала действие, а на втором месте результат, то есть то новое состояние среды, которое вы сотворили с помощью своего действия.
В соответствии с рассмотрением целостного организма рассматриваются нейроны в рамках двух этих парадигм. В рамках парадигмы реактивности нейрон абсолютно логично рассматривается, как маленький организмик внутри целостного большого организма, который реагирует на внешние стимулы реакциями. Внешние стимулы для него – пресинаптическая импульсация. Его реакция – это его ответ на эту импульсацию. Такой нейрон элементарно вставляется в голову реактивного организма, и никаких проблем в этом нет. Существует представление о том, что эта идея, которую я только что изложил (реактивностное поведение и нейрон, отвечающий на входную импульсацию соответствующими импульсами), — очень ясная, чёткая и понятная. И существует впечатление, что если идея ясная и чёткая, и такая красивая – это значит, что она правильная. Такая простота идеи, и её правильность практически равны – что не так? И эту точку зрения Луи де Бройля о том, что нет ничего более обманчивого, чем ясная и отчетливая идея, я целиком отношу к тем представлениям, о которых я говорил.
Организм активен – это давным-давно ясно в психологии (я не знаю, кто думает иначе, хотя это дело специального анализа). Но а с нейроном, что делать? Ведь нейрон, который находится внутри организма, очень сложно рассмотреть, как клетку, которая имеет некие свои цели и эти цели достигает. Мы вряд ли можем перенести на отдельный нейрон то представление, с которым мы подходим к целостному организму. И эта проблема, эта дырка в представлениях была довольно долго. А иначе – это был целостный, активно ведущий, целенаправленно ведущий себя организм, целиком состоящий из элементов, которые реагировали. Можно было выкрутиться из этого положения таким образом: что целенаправленность – это такое эмерджентное свойство, которое возникает, если мы возьмем реактивные нейроны, соединим их вместе, то получится целенаправленный организм.
Первый шаг к другому типу устранения этой проблемы сделал Анохин Пётр Кузьмич в своей потрясающей статье «Интегративная деятельность нейрона», в которой было много чего интересного. Эта статья требует специального изучения, но я из неё беру самое главное, что мне сейчас надо. Там он выступал против представления о нейроне сумматоре, который суммирует возбуждение на мембране, пусть и с помощью этой мембраны её чувствительность регулируется изнутри, как сейчас совершенно ясно. Но суть была в том, что этот нейрон сумматор, который проводит возбуждение и обучение, если сделать ещё один шаг, то это изменение этого проведения, скажем, повышение эффективности синусов. И Анохин в процессе критики этой мембранной теории сделал вывод о том, что межклеточные контакты служат обмену метаболическими субстратами между контактирующими клеточными образованиями. Здесь речь идёт не только о нейроне, здесь речь идёт о любой клетке организма. И это положение послужило основанием для следующей стадии в устранении дырки. Под «дыркой» я понимаю отсутствие целенаправленного нейрона в голове целенаправленного организма. И это устранение дырки было сделано моим учителем Вячеславом Борисовичем Швырковым, который рассмотрел активность нейрона, также как и поведение организма. Он рассмотрел его, как действие, и он рассмотрел действие этого нейрона, то есть активность, направленную во внешнюю среду, как устранение рассогласования между метаболическими потребностями, которые есть у клетки (вспоминается точка зрения Анохина, что коммуникация между клетками – это метаболический обмен). Но практически все клетки, также как и вы, потребляют из среды некие вещества, которые нужны для того, чтобы поддержать их жизнедеятельность, регулируют свою жизнедеятельность. А способ воздействия на эту среду – с помощью импульсных коммуникаций, в отличие от одноклеточных, которые бегают куда-нибудь, или от людей, которые могут протянуть руку. Соответственно, если это действие нейрона, а именно импульсная активность, приводит к устранению рассогласования между его потребностями и микросредой, то активность нейрона останавливается.
Я хочу сказать, показывая вам эту замечательную мысль Шеррингтона, что идея-то не новая о нейронах, которые живут, воссоздают утраченные части и вообще ведут индивидуальное существование (Шеррингтон говорит даже об эгоистичном существовании). Шеррингтон её высказывал, и до него о ней высказывались, и нечто подобное я встречал в учебниках по физиологии конца XIX века. Дело было в том, чтобы привести эти представления, которые у всех были в рамках этой клеточной вирховской теории, в соответствии с представлением о нейроне, как элементе, который находится в организме целенаправленного человека. Нейрон сам не может обеспечить свои потребности, и для того, чтобы обеспечить свои потребности нейроны должны объединяться друг с другом и работать совместно. Их активность оказывается взаимосодействием, которое обеспечивает потребные изменения метаболической среды. Эти потребные изменения метаболической среды на уровне целостного организма выступают, как достижение организмом внешнего результата, который вы можете наблюдать, если я совершаю внешнее поведение, а не внутреннее, например, я хватаюсь за угол трибуны. Когда я хватаюсь за угол, то я, в общем, представляю себе, что там происходит, поскольку много-много поведений такого типа мы регистрируем в нашей лаборатории. Там происходит вот что: вначале моей целостной активности возникает активность целой группы нейронов, которая нарастает к моменту схватывания. Когда я завершаю поведенческий акт, эта активность обрывается, и начинает работать следующая группа нейронов. Эта совместная работа эгоистичных организмиков, импульсная активность которых направлена на изменение своего соотношения с метаболической средой, – является целенаправленным поведением индивидов. Таким образом, хватание за угол – это результат целостного организма на уровне отдельной клетки, этот результат есть в создании ими той метаболической среды, которая для них необходима.
Я приведу свой любимый пример (хотя он не из нашей лаборатории – это его минус, во всём остальном он хороший): крысы, путём нажатия на педаль, вводят в вену кокаин. Это самовведение кокаина, но таким образом организовано любое поведение. Как развивается эта активность? Когда эта активность нарастает, то это соответствует тому, что животное бежит к педали, поднимает лапку и жмёт на педаль. Нажатие этой педали означает введение кокаина и соответствующее изменение среды, которое обрывает активность, затем концентрация кокаина начинает падать. Когда концентрация кокаина падает, то вновь появляется активность этих клеток и так далее, по кругу.
Итак, утверждение, которое я хочу сейчас сделать, что: нейроны в нервной системе специализированы. Всем видна их избирательность, как только вы переходите к регистрации активности нейронов у кого хотите: у кроликов, крыс, обезьян, людей, — вы видите избирательные связи активности этих клеток с теми или иными поведениями. Проблема состоит в том, относительно чего они специализированны. И тут это представление, к чему привязать активность нейронов, связано напрямую с тем, а что вы понимаете под «функцией»? Ясно, что эти нейроны, которые активны, обслуживают реализацию некоторых функций. Если вы думаете в соответствии с традиционным представлением, что функции бывают, например: сенсорные, моторные, функция внимания, функция компарации, функция обеспечения сознания, функция обеспечения эмоций, любви (романтической отдельно, к Родине отдельно). Я не шучу, а цитирую вполне серьезные работы с картированием мозга и выявлением структур, которые ответственны отдельно за романтическую любовь, отдельно за любовь к Родине и к матери. Так вот если вы думаете, что существуют такие функции, то вы будете связывать активность нейронов с реализацией этих функций и будете их находить во множестве. И чем больше вы будете искать, тем больше функций вы будете обнаруживать. Вот 30 лет назад функции, которые использовались в лимбической системе, только их перечисление занимало 20 страниц типографского текста. Заметьте не описание этих функций, а просто перечисление через запятую (я не знаю, сколько сейчас страниц, но точно больше). Этих функций можно изобрести сколько угодно, и эти функции будут зависеть от всего: от истории вашей жизни, а также от вашего образования, какой вуз вы закончили. Если вы закончили психологический вуз – это будут одни функции, если физиологический вуз – это будут другие функции. И, кстати говоря, и те и другие авторы эти функции найдут, и соответствующие им нейроны тоже найдут.
Ещё один из моих любимых примеров – это специализированный нейрон, который активируется при предъявлении человеку образа актрисы, причём ясно, что это ни с какими физическими параметрами не связано. И можно даже не образ актрисы, а имя актрисы показать, допустим, Холли Берри, и будет активирован тот же самый нейрон. Если вы стоите на той позиции, о которой я только что говорил, то вы скажете: «Ага, значит, кроме тех нейронов, что он перечислил, ещё существуют нейроны концепций. И это концепций, например, вот этой Берри».
Если вы стоите на традиционном представлении о функции, то вы будете искать субстрат, который эта функция обслуживает, и вы найдете структуры, которые генерируют сознание. Если ещё поработаете, как следует, то вы найдете нейроны сознания и можете пальцем указать тип нейронов, которые обеспечивают сознание. А если ещё поработаете, то вы найдете субнейронные структуры, которые обслуживают сознание. Например, будете изучать специфические состояния белков микротрубочек, и связывать состояние этих белков с возникновением феномена сознания. Таким образом, просто от вашей тщательности, от вашей специализации будет зависеть то, в какую часть организма вы поместите сознание. И я вам уже сказал, что нейроны сознания обнаруживаются при фронтальной коре, а некоторые авторы считают, что у человека есть специфические нейроны сознания. Но позже будет видно, что мои представления совершенно этому не соответствуют.
Чем отличается системное понимание функции от того, которое я только что комментировал, временами иронически? Оно отличается тем, что под функцией понимается достижение целостного результата. Если вы на секунду задумаетесь, а почему академик Анохин назвал теорию функциональной, то вы сразу увидите, что он её назвал так, потому что традиционное понимание функции он заменил системным пониманием. Функциональная система – она функциональная, потому что она реализует соответствующую функцию. Какую? Достижение результата. Какого результата? Целостного результата в соотношении организма и среды. Это не обработка сенсорных параметров или подготовка моторного ответа и так далее, это всегда целостный результат. Взятие стакана, сгоняние мухи (если на вас сидит муха), взятие яблока и его откусывание, и так далее – это целостное отношение вашего организма со средой. Эту функцию нельзя поместить, не только в определенную структуру мозга (это системная функция, которая обеспечивает соотношение целостного организма со средой), её нельзя поместить даже в мозг, потому что она соотносима с организмом, как с целым, а не с какой-либо его частью. Но я не думаю, что мозг и тело – это одно и то же. Чем они различаются – это можно специально разговаривать. Интересная проблема. Таким образом, с позиций этого представления о функции, нейроны поведенчески специализированны, то есть они специализированны относительно реализации той или иной системной функции, достижение того или иного результата. И с этой точки зрения научение – есть формирование новой функциональной системы, новых элементов памяти. Я сейчас перечисляю некие положения, каждое из них – это значительное число работ, как эмпирического материала, так и теоретических разработок, но я вынужден это высказывать, как некие тезисы. Я просто хочу подчеркнуть, что они могут быть аргументированы.
Итак, формирование новой функциональной системы – это и есть научение. В основе этого формирования лежит специализация нейронов, то есть процесс становления нейронами – специалистами в отношении достижения того или иного поведенческого результата. Эта системная специализация нейронов постоянна, и означает их участие в реализации соответствующих функциональных систем. То есть если вы будете тысячу раз регистрировать активность этого нейрона, он тысячу раз будет активироваться при достижении этого результата. И поскольку она постоянна, то отсюда следует и другое, что наш индивидуальный опыт – это накопление этих систем, когда появляются новые, они не вытесняют предыдущие, не переучивают их (хотя изменяют, но это особый вопрос). И ваше накопление опыта – это некие напластования всё более и более новых его кусков, всё более и более дифференцированных, соотносящих вас с миром.
И примерчики, о которых я говорил, — это примеры новых нейронов, то есть тех, которые сформировались при обучении животного в нашей клетке инструментальному и пищедобывательному поведению. Животных обучают тянуть за колечко или нажимать на педальку. Научите нажимать на педальку – получите нейроны, которые специфично связаны с нажатием педали, причем конкретной педали, для другой – будут свои нейроны. Они будут специфичны по отношению либо к тому, либо к другому объекту, хотя кажется, что одна, что другая педаль совершенно одинаковы. То же самое и с подтягиваем кольца – это будут нейроны, которые связаны с подтягиванием. И теперь обратите внимание, как эта активность развивается, — это тот же самый кокаиновый нейрон. То есть когда животное совершает движение подхода и захвата кольца, этот нейрон активируется, достижение результата, обрыв. Это не вообще обрыв, а это появление следующей группы нейронов, которые обеспечивают достижение следующего результата и специфичны относительно него. Нейроны, которые, с нашей точки зрения, формируются на довольно ранних стадиях развития, так называемые «старые» нейроны. Феноменологически это будет выглядеть таким образом, что тот новый нейрон – он ужасно специфичен, активируется только при нажатии на одну педальку, а старый будет активироваться, чего бы он ни делал, было бы движение направо (правое движение).
Автор Юрий Иосифович Александров — профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психофизиологии Государственного университета гуманитарных наук, заведующий лабораторией Института психологии РАН
Вторая часть лекции Юрия Иосифовича Александрова
Транскрибацию подготовила Анна Круговая
Источник