Мир психологии
психология для всех и каждого
Эмоции. Основные функции и виды эмоций.
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.
К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настроиться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.
Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя » и направляя ее.
Функции эмоций.
Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. и развития человечества. Рассмотрим наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций.
Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, – хорошо!»). И, наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.
Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.
Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е. аффекты как бы метят данную ситуацию. Мы получаем предупреждение».
Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей». Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях. Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная «ага-реакция» предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи.
Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова.
Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность.
Когда человек оказывается в ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию – получить «эмоциональный аванс».
Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.
Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций.
Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.
Виды эмоций.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его.
Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.
Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.
Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.
Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.
Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что “страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели”.
Источник
ФУНКЦИИ ЭМОЦИИ И ЧУВСТВ
Эмоции и чувства выполняют следующие функции:
Коммуникативную,
Регулятивную,
Отражательную,
Побудительную,
Подкрепляющую,
Переключательную,
7. Приспособительную.
Коммуникативная или сигнальнаяфункция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями:
Ø Мимическими (движения мышц лица)
Ø Пантомимическими (движения мышц тела, жесты)
Ø Изменениями голоса,
Ø Вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи).
Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек. Они же позволяют ему передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
2. Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).
3. Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.
4. Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.
5. Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции «успеха – неуспеха» обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.
6. Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга). Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность личности в ту или другую сторону.
7. Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.
В нашей психической жизни чувства занимают особое место:
Ø Разнообразные эмоциональные моменты входят в содержание всех умственных процессов – восприятия, памяти, мышления и др.
Ø Чувства обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Эмоционально окрашенные факты запоминаются быстрее и прочнее.
Ø Чувства непроизвольно активизируют или, наоборот, затормаживают процессы мышления. Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость.
Ø Чувства вызывают и стимулируют наши действия. Сила и настойчивость волевых действий в значительной степени обусловливается чувствами.
Ø Чувства обогащают содержание человеческой жизни. Люди с бедными и слабыми эмоциональными переживаниями становятся сухими, мелочными педантами. Положительные эмоции и чувства повышают нашу энергию и трудоспособность.
ЧУВСТВА И ЛИЧНОСТЬ
Чувства – одно из наиболее ярких проявлений личности человека. Содержание чувств составляют устойчивые отношения личности к тому, что она познает и что делает.
Давая характеристику личности, во многом означает сказать,
Ø что вообще данный человек любит,
Ø что он ненавидит, презирает,
Ø чем он гордится, чему радуется, чего он стыдится,
Ø чему завидует.
Предмет устойчивых чувств индивида, их интенсивность и характер раскрывают окружающим эмоциональный мир человека, его чувства и, тем самым, его индивидуальность.
Различия в чувственной сфере накладывают глубокий отпечаток на весь строй духовной жизни человека. Здесь следует сказать, что о личности мы судим не только по мыслям, действиям и поступкам, но и по ее эмоциям и чувствам.
В зависимости от развития волевых качеств трудности и неудачи вызывают у разных людей неодинаковые чувства:
Ø у одних – чувство неудовлетворенности собой, активности, бодрости, боевого возбуждения,
Ø у других – чувство беспомощности и досады, уныния, апатии.
Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей его жизни и связаны с развитием личности в целом. Важнейшими направлениями развития эмоций и чувств являются формирование высших положительных, моральных, интеллектуальных и эстетических чувств и формирование умения владеть своими эмоциями.
Интеллектуальные чувства формируются в процессе познания явлений и отношений окружающего мира и связаны с радостью открытия нового, удовлетворением от решения трудной задачи.
Моральные чувства развиваются по мере приобретения личностью социального опыта, опыта общения и взаимодействия с людьми и обществом в целом. Разрешая этически сложные ситуации, человек накапливает необходимый практический опыт морального поведения в коллективе, испытывает чувство морального удовлетворения от выполнения этических норм.
Эстетические чувства развиваются при восприятии художественных произведений, музыкальном воспитании, общении с природой.
Культура чувств предполагает умение владеть своими эмоциями. Любой человек в силах регулировать свое эмоциональное состояние, быть хозяином своих эмоций.
Психически нормальный человек эмоционален в любой деятельности, он ничего не делает равнодушно и безразлично, но частые и сильные эмоциональные переживания истощают нервную систему, снижают эффективность его работы, осложняют межличностные отношения. Испытывает ли человек бурную радость, сильный гнев или переживает тяжелое горе – все это отражается на его самочувствии, работоспособности, затрагивает его близких.
В состоянии аффекта человек теряет способность принимать рациональные, обдуманные решения, сильные эмоции становятся барьером в общении с другими людьми, причем независимо, положительные ли или отрицательные это эмоции. В то же время любое дело требует определенного уровня эмоциональной напряженности, необходимой для того, чтобы цель была достигнута.
Для оптимизации эмоционального состояния психологи предлагают следующие методы:
Ø различные техники нервно-мышечной релаксации (расслабления),
Ø дыхательные упражнения (различные техники регуляции дыхания для снижения чрезмерного стресса),
Ø различные техники самовнушения,
Ø аутогенную тренировку (АТ),
Каждый человек может выбрать наиболее подходящий ему метод и, применяя его, сделать свою жизнь более полноценной, эмоционально насыщенной и оптимизированной для использования в своих целей.
ЛЕКЦИЯ 18
Тема: ХАРАКТЕР
1. Понятие о характере. Свойства и физиологические основы характера.
2. Структура характера.
3. Проявление в структуре характера темперамента, воли, убеждений, чувств и эмоций.
4. Черты характера.
5. Проявление характера в системе отношений.
6. Индивидуальные особенности черт характера.
7. Акцентуация характера.
1. ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ. СВОЙСТВА
И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХАРАКТЕРА
В психологии понятие «характер»(в переводе с греческого «печать», «чеканка)означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.
Понятия характера весьма различается в теоретических построениях отдельных авторов. Сформировалось даже отдельное научное направление, получившее название характерология. Рассмотрим сначала зарубежные направления характерологии.
В современной зарубежной характерологии можно выделить три направления:
1. конституционально-биологическое. В этой теории, связанной с именем Э. Кречмера, характер сводится к сумме конституции и темперамента;
2. психоаналитическое. Характер объясняется исходя из бессознательных влечений человека, ее авторы З.Фрейд, К. Юнг и др.;
3. идеологическое (психоэтическая теория Р. Ребека). Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяется этико-логическими санкциями. То, какие именно инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности.
Устойчивые черты личности выражают отношение человека окружающему миру, другим людям и к самому себе. Эти отношения закреплены в привычных для человека формах поведения общения и деятельности. Они стали типичными для конкретного человека и проявляются в различных условиях его жизни и деятельности. Так, настойчивость, решительность, чуткость, смелость вежливость можно считать чертами характера, если они стали устойчивыми свойствами, типичными для данной личности.
Другие исследователи в качестве отличий характера одного человека от другого отмечают такие особенности, как индивидуальные сочетания существенных свойств личности:
Ø показывающих отношение человека к окружающему миру,
Ø выражающихся в его поведении и поступках.
По мнению А.Г. Ковалева, характер — это своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности.
В характере каждого человека следует видеть единство устойчивых и динамических свойств. Основа характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становится типичной для данного человека. Конкретные проявления характера динамичны и могут видоизменяться:
Ø в зависимости от ситуации, в которой находится человек,
Ø под влиянием людей, с которыми он общается.
Решающим для понимания характера является направленность личности, которая определяет отношение между общественно и личностно значимым для человека. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности и силы характера.
Однако характер и направленность личности не одно и то же.
Главное условие образования характера — наличие целей жизни. Бесхарактерному человеку свойственна отсутствие или разбросанность целей.
Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. В этой сформировавшейся системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминирует в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.
Важнейшее теоретическое и практическое значение для понимания и изучения характера и определения психолого-педагогических средств воздействия, имеет правильное понимание его природы и входящих в него компонентов.
Согласно учению И.П. Павлова, привычное поведение человека — это система прочно закрепившихся его ответных реакций на многократно повторяющиеся воздействия окружающей социальной среды. Эти биологические и даже генотипические свойства индивида определяют темперамент (по И.П. Павлову), который составляет основу характера.
Таким образом, в отечественной психологии существуют следующие точки зрения на природу характера:
Ø одни считают, что он наследственно обусловлен,
Ø другие, – что характер целиком определяется условиями жизни,
Ø третьи, – что характер имеет как наследственно обусловленные, так и приобретенные свойства.
Первой точке зрения свойственна биологизация характера, вторая является другой крайностью – социологизацией характера, сводящей на нет роль биологического фактора.
В настоящее время считается, что эти обе точки зрения ошибочны, поскольку не соответствуют действительности. Более реально отражает природу характера принятая в отечественной психологии точка зрения, согласно которой характер не врожден, но в проявлениях характера сказываются особенности его организации, в первую очередь нервной системы и генотипа.
Так, по мнению Ю.Б. Гиппенрейтер, необходимо рассматривать определенные свойства организма как биологические или генотипические предпосылки характера. Согласно положениям современной генетики, наследуется лишь «норма реакции», т.е. набор различных способов реагирования на влияние среды.
Анализ проблемы «биологических основ характера» позволяет сделать следующие выводы:
Ø детерминанты свойств характера следует искать как в особенностях генотипа, так и в особенностях воздействия среды;
Ø степень относительного участия факторов наследственности и влияния среды в формировании характера может быть различной;
Ø генотипические и средовые влияния на характер могут привести к эффекту «алгебраического сложения».
Как отмечает Ю.Б. Гиппенрейтер, при неблагоприятном сочетании обоих факторов развитие характера может дать сильные степени отклонения вплоть до патологических форм. Зато, при благоприятном сочетании даже сильная генотипическая предрасположенность к отклонению от нормы может не реализоваться или не привести к патологическим отклонениям характера.
Источник