Эмоции во время выступления

17 секретов ораторского мастерства для эмоционального выступления

На курсах ораторского искусства учат, что эмоциональная связь с аудиторией не менее важна, чем умение хорошо говорить. Методы установления связи есть основные и дополнительные.

Основные методы для оратора:

  1. Выбирайте темы и подробности, которые воздействуют на эмоции.

У вас всегда есть выбор, с каких точек зрения подходить к теме выступления. Убедитесь, что хотя бы некоторые из них несут эмоциональную нагрузку.

Например, представьте, что вы подготовили 15 пунктов доводов в пользу того, почему ваши слушатели должны записаться на курсы ораторского мастерства. Но речь короткая, и вы сможете раскрыть только три или четыре пункта. Какие вы выберете? «Вы сможете победить страх публичных выступлений» пробуждает больше эмоций, чем «Научитесь ясно выражаться».

Страх, как одна из самых сильных эмоций, вызывает больший отклик и рисует в уме больше ярких картин.

  1. Подбирайте эмоционально окрашенные слова.

Одни слова звучат нейтрально, другие несут эмоциональную окраску. Подбирайте те, которые будут созвучны посылу вашего выступления.

Пример: Задумайтесь о разнице между словами, которыми разные воюющие стороны обозначают солдат-смертников.

Для одних это будут террористы-камикадзе, для других – мученики. Какое значение больше подойдет?

  1. Используйте содержательные аналогии и фигуры речи.

Если вы знаете, как создавать образы словами, это не только сделает речь живее и интереснее, но и образует эмоциональную связь, апеллируя к эмоциям, которые аудитория уже испытывала в прошлом.

Пример: Говоря о разбойных нападениях, можно сказать «В нашем городе есть проблема». А можно сказать «Это рак нашего города», апеллируя к сложившемуся отношению к раковым болезням.

  1. Рассказывайте истории.

Овладеть мастерством рассказа – кратчайший путь к эмоциональному отклику. Правильно подобранная история поможет вызвать почти любую нужную эмоцию. Поэтому истории – самая запоминающаяся часть любой речи.

  1. Используйте юмор.

Это перекликается с историями, ведь они нередко бывают смешными и поучительными. Однако у юмора своя цель. По-настоящему хороший юмор используется, чтобы вызвать удовольствие и удивить, поэтому часто связан с родственными чувствами – дружелюбием и спокойствием. Оратору нужно обязательно научиться шутить. Если аудитория смеется, значит, им весело. Если им весело, значит, им нравится вас слушать. Они внимательны. К тому же вы им нравитесь, иначе они бы не смеялись.

На своей пресс-конференции Владимир Путин не только ответил на вопрос журналиста, но и пошутил с ним, развеселив остальную аудиторию.

  1. Используйте наглядность.

Фото, картинка, наглядное пособие – все это будит эмоциональный отклик лучше, чем абстрактные слова.

Пример: Сравните части выступлений. Какая вызывает больше эмоций?

– Утверждение, что курение вызывает рак легких, и демонстрация фото пораженных легких.

– Утверждение, что окна в режиме проветривания смертельно опасны для кошек, и фото застрявшей между рамами кошки.

В первом случае аудитория видит только оратора. Во втором – им наглядно демонстрируют всю опасность.

Воздействие историй, шуток, картинок и прочего во многом зависит от манеры вашего выступления.

Например, вы можете подобрать грустные слова, показать соответствующее фото, но эффект усилится, если грусть будет еще и в вашем голосе, позе, выражении лица.

Дополнительные методы для оратора:

  1. Перед выступлением проводите анализ аудитории.

Все слушатели – люди. У всех людей есть эмоциональные крючки, за которые их можно зацепить. Выясните, в чем они могут заключаться. Это зависит и от возраста слушателей, и от профессии, и от жизненных обстоятельств. Данные анализа аудитории очень помогают улучшить выступление с учетом этой информации.

  1. Вызывайте интерес с помощью маркетинговых материалов.
Читайте также:  Развитие чувства ритма гимнастика для глаз

Если человек испытывает эмоции, это мотивирует его к действию. Так, если его эмоция – жалость, он скорее пожертвует деньги на благотворительность.

Если заинтересовать аудиторию маркетинговыми материалами, она будет склонна действовать. Что делает заинтересованный человек?

– Уделяет ей внимание.

– Берет что-то на заметку.

– Увлекается словами оратора и следует его советам.

Заинтересуйте аудиторию ярким высказыванием или поразительной статистикой, тогда они заинтересуются и вашей речью.

Как и любопытство, удивление мотивирует к действиям. Людям как минимум станет интересно, каким образом удивительный факт из начала речи соотносится с остальной ее частью. Поэтому им придется слушать внимательно.

Это не значит, что нужно сбивать аудиторию с толку. Удивительное должно быстро получать объяснение.

  1. Будьте искренни.

Чтобы заставить аудиторию почувствовать что-то, вы должны сами ощущать эти эмоции.

Не нужно дергать слушателей за эмоциональные ниточки, как марионеток. Людей отталкивает, когда они понимают, что вы играете с ними. Делитесь своими идеями так, чтобы слушатели прониклись ими вместе с вами.

Когда Владимир Путин прослезился во время своей речи на митинге, это подействовало лучше, чем слова. Люди видели, что он испытывает те чувства, о которых говорит.

  1. Модулируйте голос под стать эмоциям.

– Гнев нужно выражать громким вызывающим голосом.

– Грусть или отчаяние требуют более мягкого тона.

– Оптимизм или радостное возбуждение нуждаются в более быстром темпе речи.

  1. Подбирайте жесты и движения под стать эмоциям.

Это еще один способ донести идею и вызвать отклик. Используйте в выступлении 9 жестов и движений оратора-мастера. Если вы рассказываете историю о любви или радости, то не стойте, как манекен. Если рассказываете о разочаровании, плечи стоит опустить, а с лица убрать улыбку.

Хороший актер на сцене не притворяется, а вживается в роль и испытывает нужные чувства по-настоящему. Хороший оратор тоже должен не изображать, а заново пережить то, о чем рассказывает.

Некоторые ораторы находят это сложным, потому что говорят о прошлом, а все эмоции давно сгладились. Но аудитория слышит рассказ впервые, им важно показать, какие чувства бушевали в вас тогда.

  1. Поддерживайте зрительный контакт.

Зрительный контакт с аудиторией помогает передать взглядом разочарование, презрение или радость. В идеале тот человек, на которого вы смотрите, должен зеркально отразить эмоции. Это и будет признаком связи.

  1. Устраняйте физические барьеры между вами и аудиторией.

Выйдите из-за кафедры.

Кафедра – это барьер. Оратор словно закрывается ею от людей.

Подойдите к аудитории. Попросите их занять места в передних рядах. Если все же необходимо выступать за кафедрой, то делайте это правильно.

Чем ближе вы стоите к аудитории, тем более личным окажется для нее выступление. Чем более личным оно кажется, тем выше шансы установить сильную эмоциональную связь.

  1. Устраняйте эмоции-помехи.

Во время вашего выступления может происходить масса вещей, которые тоже вызывают эмоциональную реакцию у слушателей и соревнуются за их внимание. За окном может пройти шумный оркестр, который вызовет раздражение. Люди отвлекутся, связь с вами ослабнет. Нужно предусматривать возможные отвлекающие факторы, например:

– Голод и другие потребности организма. Если выступление длинное, следует делать перерывы.

– Шум, некомфортная температура (слишком жарко или холодно) и плохое освещение раздражают и злят. Заранее проверьте помещение для публичного выступления и постарайтесь по возможности улучшить условия.

– Если вы выступаете дольше, чем планировали, слушатели начинают нервничать, особенно если опаздывают куда-то. Следите за временем.

– Трудные слушатели, например, так называемые Снайперы в аудитории, могут раздражать, если вы слишком много времени тратите на пререкания. Научитесь справляться с ними.

  1. Избегайте больных тем.

Ситуации, когда аудитория вам не знакома, потенциально опасны. Вы можете выступать перед сотрудниками компании, в которой только что прошли массовые увольнения. Или перед людьми другой культуры. Нужно быть осторожным, чтобы не допустить фразы или жеста, которые окажутся спусковым крючком для негативных эмоций.

Читайте также:  Помощь детям с расстройствами эмоционально волевой сферы

В лучшем случае аудитория посмеется, но если вы нечаянно обидите людей или наступите на больную мозоль, то эмоционального отклика достигнуть не удастся.

Лучшая подстраховка – анализ аудитории. Если такой возможности нет, будьте предельно внимательны к настроению людей, когда выступаете. Если случайно задели людей, нужно просто извиниться.

Источник

7 советов: как побороть страх публичных выступлений

Удивительно, но 95% людей на Земле боится выступать перед аудиторией. Такая статистика кажется странной, ведь еще со школы мы выходим с ответами к доске, защищаем свои проекты перед классом, участвуем в конференциях, защищаем курсовые работы в университете, рассказываем о себе работодателю и так происходит на протяжении всей жизни. Однако страх не притупляется. На вебинаре, организованном Центром личностного развития Университета ИТМО, преподаватель маркетинга и личной эффективности, бизнес-тренер Татьяна Афанасьева рассказала о природе страха, а также поделилась лайфхаками: как получать от выступлений удовольствие, а не каменеть от ужаса. Мы записали главные советы.

Триггеры страха

Страх публичных выступлений — это вторая по популярности фобия после страха смерти. Его испытывает более 90% всего человечества.

Секрет популярности этого страха в том, что он является проявлением более глубоких, подсознательных фобий. Например, человек может бояться сделать ошибку, потерять авторитет, быть высмеянным или не принятым сообществом. Внутренние предубеждения формируют негативный настрой на ситуацию, когда худший сценарий из ваших снов может стать реальностью. Выступление перед большой и незнакомой публикой, которая несомненно будет вас оценивать, как раз подходит под это описание.

Факторы, которые запускают страх публичных выступлений, можно описать тремя триггерами.

Источник: shutterstock.com

Неизвестность. Человека всегда пугает перспектива столкнуться с непонятной и непривычной для него обстановкой, незнакомыми людьми. Новизна лишает нас чувства контроля над положением, а значит и уверенности в себе.

Риск. Чувство тревоги нарастает, если вы готовитесь к ответственному выступлению, когда многое стоит на кону. Например, вам предстоит презентация проекта, над которым вы долго работали, защита диплома или представление бизнес-идеи инвесторам, тогда с большой вероятностью вы будете волноваться, даже если раньше спокойно выступали перед небольшими группами.

Условия. Не стоит списывать страх на обстоятельства, но и они играют важную роль в его формировании. Даже если вы хорошо знаете тему и несколько раз отрепетировали свою речь, вы можете начать волноваться. Например, если в момент выступления за окном начались шумные ремонтные работы, в аудитории стало невыносимо жарко или прямо перед вашим докладом организаторы предложили сменить локацию — то есть изменились условия выступления.

Страх нарастает постепенно. Если рассматривать его по шкале от 1 до 10, где 1 — это легкое волнение, 5 — реальный страх, а 10 — паническая атака, то со всеми уровнями напряжения до пятой отметки человек должен уметь справляться самостоятельно. Поэтому ваша главная задача — не допустить перерождения страха в панику, которая напрочь вас парализует.

Советы от эксперта

Источник: shutterstock.com

Определите природу вашего страха

Чтобы взять эмоции под контроль нужно выяснить, что их провоцирует. Постарайтесь ответить себе на вопрос: «Чего я больше всего боюсь на этом выступлении?» Пугает ли вас оценка публики или потеря ее внимания, возможно, вы боитесь не ответить на сложные вопросы или проявить свою некомпетентность, совершив ошибку. Как только вы поймете, что пугает вас в первую очередь, то сможете разработать план для обхода стрессовой ситуации.

Смените фокус внимания

Нередко для борьбы со страхом люди прибегают к физическим уловкам — дышат, прыгают, ходят, пьют воду. На самом деле природа страха заложена в вашем сознании, а значит, побороть его можно только психологическими приемами. Один из самых действенных — смена фокуса.

Читайте также:  Маме цветы для настроения

Когда вы думаете о предстоящем выступлении, то постоянно прокручиваете в голове самые страшные для вас эпизоды: «я забуду слова», «у меня не откроется презентация», «я всё перепутаю и начну запинаться». Но попробуйте подумать о том, за что другие любят публичные выступления? Что их питает? Внимание, энергетика, новые знакомства? Порассуждайте, что из этого мотивирует вас. Постарайтесь отвлечься от страхов и сконцентрироваться на том, как это здорово выступать, что это редкий шанс сказать что-то людям, и если вам его дали, значит, вы этого достойны, ваши знания ценят, а мнение уважают.

Открытая лекция в Университете ИТМО

Поймите, зачем вам это выступление

Честно ответьте себе на вопрос: зачем я выступаю? Это обязанность, которую я просто должен выполнить, или я представляю свои наработки, и это очень важный и личный для меня шаг?

Если выступать приходится по необходимости, то волнения бессмысленны. Зачем вы накручиваете себя, переживаете, если для вас это просто очередная задача, формальность.

Если же выступление — ваше личное решение, и на кону серьезные цели, то обратитесь к совету №2, постарайтесь сконцентрироваться на положительных эмоциях и результатах, которые вас ждут.

Уделите больше времени подготовке

Погрузитесь в тему с головой: почитайте дополнительную литературу, посмотрите видео, поговорите с профессионалами, чтобы собрать прочную базу знаний вокруг вашей темы.

Практика показывает: когда человек заинтересован, увлечен и хорошо знаком с темой, то у него появляется естественное желание говорить о ней всем — от коллег до членов семьи. Постарайтесь настроиться на предмет выступления, найдите удивительные факты, придумайте неожиданный подход к теме, чтобы вам самому было интересно об этом рассказывать.

Научное стендап-шоу «Квантовый потанцевал»

Запишите видео своего выступления

Если вы в себе сомневаетесь, то взгляните на свое выступление со стороны. Запишите свою речь от начала и до конца, а потом проанализируйте, как вы говорили, какие жесты применяли, на что отвлекались. Главное, не относитесь к себе слишком критично — выступать всегда непросто, этот опыт приходит с годами тренировок. Но первый шаг к этому — научиться контролировать свои эмоции и страх.

Порепетируйте в том месте, где будет проходить выступление

Не всегда есть такая возможность, но если у вас появится шанс, например, подняться на сцену во время кофе-брейка или прийти заранее и хотя бы привыкнуть к обстановке зала, то вы уже окажете себе большую услугу. Так вы справитесь с одним из главных триггеров страха — неизвестностью.

Не будьте перфекционистом

Стремление к работе высокого качества — несомненный плюс и признак мастерства, но глупо изводить себя стремлением к идеалу. Публичное выступление — живой процесс. На вашу речь влияет подготовка, техника, организация мероприятия и конечно, зритель. Всё предусмотреть и спланировать невозможно, но в этом и прелесть доклада — это всегда что-то новое и удивительное. Не ставьте себе цель: сделать идеально, лучше ориентируйтесь на качественную работу и максимальную отдачу. И если что-то пойдет не по плану, то может, оно и к лучшему.

Подводя итог всех тезисов, помните, что выступление может и должно быть приятным для вас занятием. Никто не ждет от спикера ораторского мастерства и фокусов со шляпой. Ваша цель — донести свои мысли и при этом получить удовольствие от того, что вы делитесь интересной для вас темой и общаетесь с неравнодушным к вашим словам зрителю.

Источник

Оцените статью