Футбол – игра, которая не теряет актуальности и обладает огромной армией поклонников. Кумиры дарят болельщикам незабываемые эмоции, которые на протяжении 90 минут охватывают трибуны. Последние с восторгом приветствуют забитый гол представителями любимой команды. Ради незабываемых впечатлений фанаты футбола готовы ожидать часами своей очереди за билетами на матч. Невзирая на погодные условия: дождь или невыносимую жару, они готовы терпеть ради заветного пропуска на трибуны.
Что же побуждает жертвовать временем и комфортом ради футбольного состязания? В чем же притягательная сила этого вида спорта? Ответом на эти вопросы можно получить только, попав на один из матчей. Вам не помешает даже нежелание погружаться в футбольные правила или незнание состава команд. Когда вы окунетесь в атмосферу, которая властвует на территории стадиона, то не сможете остаться равнодушным к миру футбола.
Спектр эмоций, которые охватывают болельщика во время футбольного матча, сложно сравнить с еще каким-то подобным мероприятием. Начинается все с элементарного чувства радости оказаться там и заканчивается зарядом вдохновения после наблюдения за сильными и выносливыми спортсменами. А сколько переживаний охватывают фанатов в период игры! От возрождения надежды во время созданных футболистами опасных моментов возле ворот противника, несдержанной радости после забитого мяча в сетку и до горечи поражения после проигрыша фаворита. Невозможно остаться равнодушным к событиям, которые разворачиваются на поле.
Футбол побуждает не оставаться в стороне происходящего, а присоединяться и становиться в ряды тех, кого этот спорт уже поглотил. После посещение матча и созерцания его «вживую» львиная доля таких «зевак» решилась на покупку бутс и направилась на футбольные площадки. Положенный старт любители порой начинают, не зная элементарных правил футбола. Дело не в установленных нормах проведения игры, а во владении информацией, например, какая необходима амуниция для того, чтобы матч состоялся или какой мяч следует выбирать.
Любители стараются не упускать возможности выйти на поле, чтобы встретиться с командой противника и выяснить, кто же сильнее. Подготовка к матчу проходит со всей ответственностью. Накануне игроки регулярно тренируются. В том числе, заботясь о собственной безопасности, команды приобретают специальную экипировку. Например, актуальна сегодня форма сборных чемпионата мира 2018, которую можно купить в свободном доступе в магазинах футбольных товаров. Внешний вид игрока тоже определенным образом влияет на настроение участников команд.
Хоть изредка нам необходима эмоциональная встряска. Мы нуждаемся в ней, чтобы ощущать себя живыми. Оказавшись посреди неутихающих бушующих трибун, вы почувствуете себя частью грандиозного и важного события, что никогда не забудется. Именно ради этих ощущений стоит ждать своей очереди за заветным билетом. Многие могут сказать, что это лишь игра, но эта фраза может быть брошенная невпопад только теми, кто не находился посреди скандирующей толпы ее поклонников. Что уже говорить о любви к футболу того, кто сам не против погонять мяч по газону?
Источник
Вчера, точнее, уже сегодня, 30 июня, когда поздно ночью закончился футбольный поединок между сборными командами Украины и Швеции, не только Киев, но, пожалуй, вся Украина взорвалась фейерверком неистовой радости и эйфории от блистательной победы наших спортсменов.
Почему футбольные эмоции заражают даже тех, кто далек от футбола и, строго говоря, не принадлежит к числу его фанатов? В чем секрет этого невероятно волнительного явления? С этими вопросами Факты ICTV обратились к кандидату психологических наук, психологу высшей категории Ирине Шевченко.
— Прежде всего, футбол – это очень эффективный способ эмоционально выплеснуться, внутренне перезарядиться, перезагрузиться, — отмечает Ирина Шевченко.
По ее словам, спортивный стадион можно назвать, пожалуй, единственным местом, где люди могут не сдерживать себя в проявлении своих эмоций: кричать, даже орать, прыгать, петь, обниматься с совершенно незнакомыми людьми.
В наши коронавирусные времена, когда наполнение трибун футбольных арен ограничено, болельщики находят им замену в барах, кафе, перед домашними телеэкранами. Но градус накала футбольных страстей от этого нисколько не страдает. Зашкаливающая энергетика неистовых фанатов настолько сильна, что не оставляет окружающим ни одного шанса остаться равнодушным.
Понятно, что все это становится возможным, если мы говорим о знаковых играх, чрезвычайно важных для победы в том или ином футбольном турнире. Как это сложилось во время матча Украина-Швеция.
— Кроме того, футбол – невероятно зрелищен. И по специфике самой игры, с ее тактикой и техническими нюансами. И по эмоциональному состоянию футболистов, чьи реакции на поле – это эмоции в чистом виде, — говорит Ирина Шевченко.
Но самая главная магия футбола, по словам психолога, это его способность пробуждать чувство патриотизма, гордости за свою команду, за свою страну. И это тоже – эмоции в чистом виде, которых нам так не хватает в повседневности.
Футбол — это в своем роде праздник духа и единения. К слову, это ощущение национального единства присутствует не только в мгновения победы. Спорт, и футбол особенно, тем и уникален, что способен объединить людей даже на фоне ситуативных неудач.
Источник
Чемпионат мира по футболу захватил весь мир, а особенно — нашу страну. Пока многие следят за новостями матчей на экранах, сотни ставропольцев отправились болеть за любимые команды на стадионы. Мы попросили некоторых из них поделиться впечатлениями.
Екатерина Ерёменко, матч «Бразилия-Швейцария»
Я не могу назвать себя фанаткой футбола, в отличие от моего отца. Он большой любитель спорта, и поэтому, раз уж Чемпионат мира проходит у нас «под носом», я решила сделать ему подарок — билеты на игру. Поехать решили в ближайший город от нас — Ростов-на-Дону на матч «Бразилия-Швейцария».
До этого я ни разу не была ни в этом городе, ни на таком мероприятии — теперь захотелось повторить и первое, и второе.
Шум, кричалки иностранных болельщиков, желто-зеленые и красно-белые футболки повсюду — весь город буквально жил футболом. Бразильцы, поющие «Катюшу» в автобусе, швейцарцы, танцующие на площади, массовые «волны» на стадионе — эти эмоции передать невозможно. Надо будет повторить.
Александр Фастовец, матч «Австралия-Перу»
На матч я попал благодаря работе. Мне позвонили, сказали что за работу и помощь компании пишут заявку на получение билета на футбол. По результатам деятельности за год отобрали нескольких человек, и я стал одним из них. Так я оказался в Сочи. За день до матча город был полон иностранцев. Болельщики очень дружелюбные, веселые. Самым запоминающимся моментом стал гимн Перу — вернее, его потрясающе эмоциональное исполнение перуанцами на стадионе.
Игра была очень интересной. По общим впечатлениям Австралия была сильнее, но Перу выиграли со счетом 2:0. Перуанцев на стадионе было гораздо больше, около 35 тысяч, против 10 тысяч австралийцев. В общем, думаю, эмоции от матча останутся на всю жизнь! Латиноамериканцы умеют делать из футбола настоящее шоу: они очень громкие и веселые.
О фан-зонах, одиноком фанате Японии и языке, на котором говорит вся планета
Роман Жуков, матч «Бельгия-Панама»
Когда такое значимое событие в мире спорта проходит в нашей стране, как можно не воспользоваться шансом его посетить? Когда приезжаешь в город, который принимает ЧМ-2018, видишь множество людей из разных уголков мира, которые преодолели невероятное количество километров ради одной единственной цели – поддержать свою сборную на матче Чемпионата мира.
Мы с женой были в Сочи, Олимпийский парк и сам город преобразился к мундиалю и фан-зона на берегу Черного моря была очень теплой и доброжелательной.
18 июня мы посетили матч Бельгия-Панама. Поразила организация – никаких очередей (людей на стадионе было более 42 000 человек), всё очень строго, слажено и чётко, волонтёры и стражи правопорядка готовы были ответить на любой вопрос как на русском, так и на английском. Если возникали проблемы, то они быстро решались. За такой уровень можно только порадоваться.
В Сочи приехало просто невероятное количество панамцев! Их страна первый раз в истории вышла в финальную часть турнира Чемпионата мира по футболу и многие жители Панамы не могли пропустить такой момент. Абсолютно все были в футболках своей сборной, с флагами, со своим национальным колоритом . Они были настолько дружелюбными и добрыми! Так что все поддерживали их на стадионе, понимая, что шансов победить у сборной Панамы нет. Несмотря на поражение в матче, панамцы абсолютно не расстроились и продолжали дарить свое южно-американское настроение, танцевали и пели песни. В этом на самом деле весь Чемпионат мира – конечный счёт, который будет на табло, он не столь важен. Очень важная фраза вспоминается после посещения ЧМ-2018 в России: спорт вне политики. Какими бы не были отношения между странами, спорт и футбол в частности — это язык, на котором общаются люди из разных уголков нашей планеты.
Первый тайм матча сборных России и Египта мы смотрели в фан-зоне. Такого количества российских болельщиков мы не видели нигде и никогда. Все в унисон пели гимн, кричали «Россия!», и переживали за каждый момент в игре. Во время второго тайма мы уже были в поезде, отправлялись домой, но в каждом вагоне, возле телефонов и планшетов люди досматривали матч и болели. Атмосфера невероятная!
Чемпионат мира ещё идёт и можно купить билеты. Если у вас есть возможность, обязательно окунитесь в этот праздник и посетите какой-либо матч – это будет воспоминание на всю жизнь!
Ещё больше материалов можно найти на нашем сайте .
Источник
Эмоции являются важной частью жизни спортсмена, оказывают влияние на физиологию, мотивацию, когнитивную сферу, а, следовательно, на его работоспособность и результаты (Babkes Stellino, Partridge, & Moore, 2012; Uphill & Jones, 2012). А тогда, когда речь идет о командных видах спорта, влияя на межличностные отношения, эмоции становятся частью общения. Они показывают, как человек себя чувствует, в каком состоянии он находится, а способы выражения эмоций влияют на то, как на них реагируют другие люди (Crocker, Kowalski, Graham, & Kowalski, 2002; Jones, 2012). Поэтому эмоциональная саморегуляция оказывает большое влияние на результаты спортсмена, что делает ее развитие составной частью его подготовки. Фокус внимания спортивного психолога, может быть, направлен на то, как спортсмен воспринимает и регулирует различные эмоциональные состояния, например, тревогу до и во время соревнований. Или на то, как он проявляет способность эмоционального самовыражения в пылу командной борьбы. Цель этой статьи – знакомство с ключевыми аспектами межличностной эмоциональной саморегуляции спортсменов в команде.
Эмоции и эмоциональная регуляция в спорте
К эмоциональной саморегуляции относятся процессы, посредством которых человек влияет на возникающие эмоции, контролирует момент их возникновения, а также то, как он их переживает и выражает. Модель эмоциональной саморегуляции наглядно представляет процессы, направленные на управление интенсивностью переживаемых эмоций: снижение, поддержание в стабильном состоянии или увеличение, а также то, как они проявляются и влияют на окружающих людей. Термин «эмоциональная саморегуляция» используется в статье в значении автоматических или произвольных стратегий для инициирования, поддержания, изменения или проявления собственных эмоций, а термин «межличностное эмоциональное регулирование» — как автоматические или произвольные вербальные и невербальные действия, влияющие на эмоции других людей.
Для эмоциональной саморегуляции спортсмены используют ряд стратегий:
• Внутренний диалог (самовнушение);
• Вытеснение из сознания (подавление);
Известно, что способность спортсменов регулировать свои эмоции напрямую связана с их спортивными достижениями (Jones, 2012). Lane, Beedie, Devonport и Stanley (2011) говорят о том, что спортсмены с помощью стратегий саморегуляции, увеличивали интенсивность таких эмоциональных состояний, как гнев и тревога, если они интуитивно ощущали, что эти эмоции будут способствовать достижению результата. Исследования показали, что в спорте высших достижений индивидуальные программы саморегуляции чрезвычайно эффективны для улучшения результатов (Robazza, Pellizzari, & Hanin, 2004).
Таким образом, способность к эмоциональной саморегуляции ведет к достижению результата, а навыки реагирования в контексте спортивной ситуации (например, когнитивная оценка и целеполагание) могут быть использованы в качестве стратегий эмоциональной саморегуляции (Lane, 2012). Кроме того, попытки контролировать или подавлять свои эмоции могут привести к значительному снижению мышечной выносливости (Bray, Martin Ginis, Hicks, and Woodgate, 2008).
Влияние окружения на эмоциональные реакции и межличностные отношения спортсменов.
Обзор литературы, посвященной командным силовым видам спорта, таким как, регби, американский футбол и хоккей (Campo, Mellalieu, Ferrand, Martinent, and Rosnet, 2012) показал значимость влияния окружения на эмоциональное состояние спортсменов. Влияние значимых других через отрицательное отношение, критику, поведение партнеров по команде и т.д. было причиной возникновения негативных эмоций спортсменов более чем в 58% случаев. В то же время собственные ошибки спортсменов (физические или ментальные) – в 52,9%.
Имеется также свидетельство того, что на эмоции спортсменов влияет восприятие себя как члена какой-то группы. Например, восприятие футбольными фанатами себя как членов фанатского сообщества влияет на эмоции, которые они испытывали во время просмотра Чемпионата Мира по футболу. Примечательно, что позитивные переживания болельщиков, связанные с успехами команды сохранялись дольше, чем негативный эмоциональный опыт, связанный с ее неудачами (Jones, Coffee, Sheffield, Yanguez и Barker, 2010). Кроме того, идентификация зрителей со спортивной командой приводила к повышению самооценки и позитивному взгляду на жизнь, а также снижению депрессии и меньшему чувству одиночества (Branscombe & Wann, 1991).
Другое исследование свидетельствует о том, что восприятие спортсменами своей принадлежности к «элитной» группе было связано с эмоциональным переживанием гордости (Uphill and Jones (2007)).
Процессы межличностного эмоционального регулирования можно рассматривать с двух сторон.
Со стороны межличностных и контекстуальных факторов эмоционального реагирования значимы параметры группового взаимодействия (Wagstaff, Fletcher, & Hanton, 2012). Wagstaff со своими коллегами (2012) познакомился с членами пяти олимпийских спортивных команд и сообщил, что эмоциональная саморегуляция зависит от эмоциональных способностей спортсмена (способность идентифицировать, обрабатывать, осмысливать и управлять эмоциями) и социальных норм организации эмоционального самовыражения. Считается, что саморегуляция влияет как на индивидуальные параметры, такие как, собственное поведение, мотивация и эмоции, так и на результаты межличностного общения, от чего в свою очередь зависят отношения между членами группы.
В недавнем исследовании (K.A. Tamminen, P.R.E. Crocker / Psychology of Sport and Exercise 14, 2013) была поставлена цель изучить эмоциональную саморегуляцию и межличностную регуляцию эмоций в команде. Задача заключалась в том, чтобы понять «значение, которое люди придают происходящим с ними событиям и распознать те способы, с помощью которых осуществляется взаимодействие партнеров в команде» (Prus, 1996). В качестве участников были выбраны женщины, так как есть доказательства того, что женщины получают больше преимуществ от социального регулирования эмоций (Flores & Berebaum, 2012). Кроме того, женщины-спортсмены ищут поддержки в большей степени, чем мужчины (Crocker & Graham, 1995). Групповое взаимодействие исследовалось в команде по керлингу, так как здесь небольшой количественный состав команды предполагает, что ее члены взаимодействуют друг с другом во время каждой тренировки и игры, что может не произойти в более крупных командах, в которых есть деление на основных игроков и резервных, или в видах спорта, в которых спортсмены делятся на пятерки или линии (например, американский футбол или хоккей на льду).
Сбор данных включал интервью и наблюдения в течение сезона. Спортсмены участвовали в трех полуструктурированных интервью (перед началом, в середине и по окончании сезона). Темы для обсуждения включали: а) справочные вопросы (например, как долго вы занимаетесь керлингом?), б) индивидуальное регулирование эмоций (например, что вы сделали в прошлый раз, когда попали в напряженную и сложную ситуацию), в) межличностное регулирование эмоций внутри команды (например, расскажите мне о ситуации, которая была стрессовой или сложной для вашей команды; как ваша команда отреагировала на это событие?) и г) отношения с товарищами по команде (например, опишите отношения между членами вашей команды). По результатам наблюдения за соревнованиями, тренировками и командными встречами делались подробные заметки. Затем, в ходе интервью спортсмену задавались вопросы о его действиях в конкретных ситуациях. Например, почему спортсмен строил свои действия тем или иным способом? Какие условия привели к подобным действиям?
Анализ показал основные компоненты, требующие эмоциональной регуляции («язык тела» и самоцензура) и способы межличностного эмоционального регулирования. Спортсмены сообщили о некоторых трудностях (вызовах), связанных с регуляцией эмоций, а также выявили факторы, влияющие на эмоциональную саморегуляцию. (см. Рис. 1).
Спортсмены признали важность эмоциональной саморегуляции и то, что их эмоции могут повлиять на членов команды. Зная это, они старались управлять своими эмоциями через управление мимикой, жестами, речью. Например, лидер команды сказала: «Я могла бы злиться на себя в случае неудачи, но это состояние может легко перенестись на товарищей по команде. Поэтому я должна быть очень внимательна к тому, как я управляю своим гневом». Или еще одна цитата:
— Я очень разговорчивый человек. Поэтому, если я вдруг просто выключаюсь и молчу, они знают, что со мной что-то не так. Если я просто скажу «не беспокойтесь, все в порядке» они мне не поверят, потому что они привыкли, что я играю определенную роль.
— Что вы делаете в этой ситуации?
— Я стараюсь оставаться разговорчивой, я стараюсь не изменять свое поведение в такой ситуации. Сама себе я могу сказать «я не могу поверить, что сделала это, я не могу поверить, что сделала то», но партнерам по команде я скажу: «Хорошо, двигаемся дальше, давайте сделаем это».
Спортсменки описали самоцензуру как форму саморегуляции, в соответствии с которой они контролировали то, что говорили партнерам по команде или избегали высказывать опасения, относительно принятия стратегических решений, так как это может нанести ущерб игровому плану или уверенности в последнем броске. Иногда нежелание члена команды обременять своими трудностями партнеров воспринимается как социальное дистанцирование теми, кто хотел помочь своим товарищам справиться с негативными эмоциями. Лидер вспомнила такую ситуацию:
«Я сказала: «Как мы можем помочь справиться с этим?» Она сказала: «Никак». Я помню, что подумала: «Нет, ты можешь разделить этот груз с нами, тебе не нужно тащить это одной». Поэтому иногда негативные стратегии работы со стрессом, могут оказывать негативное влияние на команду, потому что спортсмен пытается все сделать самостоятельно, а команда говорит: «Нет, поделись с нами частью стресса, чтобы разгрузить себя! Мы хотим помочь тебе справиться с этим стрессом, поэтому просто поделись с нами!»
Таким образом, понятие эмоциональной саморегуляции связано с межличностной регуляцией эмоций, однако на выражение эмоции также влияет ряд факторов, описанных ниже.
Межличностная эмоциональная регуляция
Спортсмены описывали случаи, когда случайно или намеренно управляли эмоциями партнеров по команде или, когда их собственные эмоции регулировались действиями партнеров. Так, например, когда один из игроков сделала два важных броска плохо в трудный для команды момент и разочаровалась в себе, партнеры по команде продолжали шутить и смеяться. Это успокоило ее и показало, что все в порядке. Важная роль в такие моменты отводится лидеру команды. Однако необходимость управлять эмоциями партнеров по команде может вызывать у лидера трудности, потому что ему, в первую очередь, необходимо справиться с собственными эмоциями. Иногда, это настолько затратный процесс, что у лидера не остается энергии, чтобы справиться с поставленной задачей.
Пять стратегий межличностной эмоциональной регуляции
Все спортсмены указали такую стратегию, как позитивная или техническая обратная связь. То есть, если партнер по команде сделал неудачное действие, его все равно нужно поддерживать и сказать ему что-то, повышающее уровень уверенности, и в то же время сохранять спокойствие и не акцентировать внимание на неудаче. Иногда лидер не хочет давать негативную обратную связь, но партнеры по команде понимают, что что-то сделали не правильно. Таким образом, в идеале нужно сказать, что в следующий раз нужно сделать по-другому, чтобы все получилось. Например: «В следующий раз просто подкрути его сильнее».
Еще одной стратегией управлениями эмоциями в команде является юмор. Например, перед матчем можно рассказывать друг другу смешные истории, чтобы поднять настроение. Как правило, для использования юмора необходимо, чтобы партнерам по команде было комфортно друг с другом.
Еще одна стратегия – рассказывать товарищам по команде о своих эмоциях и реагировать на их эмоции во время соревнований. Тамминен и Крокер (K.A. Tamminen, P.R.E. Crocker / Psychology of Sport and Exercise 14, 2013) привели пример того, как такой стратегией воспользовалась участница их исследования после того, как команда набрала несколько очень важных очков в конца матча. Набор этих очков означал, что команда может пройти в более высокий раунд соревнований, если они сохранят свое преимущество в последних двух эндах. Тогда спортсменка сказала: «Отлично, девчонки, давайте сделаем глубокий вдох. Если мы проведем конец матча на хорошем уровне, следующий энд будет победным». В период соревнований команды также часто разрабатывают специальные аббревиатуры или используют сочетания слов, чтобы мобилизовать друг друга. Например, ДВД (дышать, верить, доверять) или «дыши, дыши, успокойся».
Просоциальные действия – это действия, принимающие в расчет потребности других людей и связанные с удовлетворением их потребностей путем приспособления и изменения собственного поведения. Одним из примеров просоциального действия является передача права броска, удара, если есть чувство неуверенности в своих действиях и тревога. Просоциальные действия иллюстрируют способы, с помощью которых спортсмены учитывали проблемы товарищей по команде и уделяли первоочередное внимание задаче регулирования их эмоций для получения положительного результата. Просоциальные действия также включают в себя управление своим телом, позволяющее давать позитивные сигналы в знак поддержки.
Скрытые действия включают действия по защите товарищей по команде от потенциальных стрессоров или прямой критики. Например, если есть необходимость заставить кого-то из команды двигаться быстрее или другим образом скорректировать действия, тогда свое обращение нужно обращать ко всей команде, а не к этому человеку: «Давайте двигаться быстрее! Нам всем нужно быть быстрее!» Но почему бы просто не обратиться к одному человеку? Чтобы в команде не было человека, который чувствует, что к нему обращаются не так, как к другим, и критикуют.
Факторы, влияющие на эмоциональную регуляцию
Продолжительность совместной работы. По мере увеличения времени существования команды и совместной работы, спортсмены используют стратегии более активно и более сдержаны в проявлении своих эмоций.
Групповая динамика и сплоченность. Тамминен и Крокер говорят о том, что успех команды связан с навыками межличностного общения. Чем более сплочена команда, тем больше это способствует эмоциональной регуляции как каждого ее члена отдельно, так и между партнерами.
Контекст. Соревнования, разбор после игры или общение один на один. В контексте соревнования спортсмены старались больше контролировать свои эмоции, и, наоборот, в разборе после матча или в общении один на один спортсмены могли позволить себе выпустить пар. Одна из причин была в том, чтобы произвести на соперника впечатление сплоченной команды и показать, что партнеры доверяют друг другу.
Роли в команде. Роль лидера (капитана) возлагает на спортсмена дополнительную ответственность по регуляции эмоций, потому что его эмоциональное состояние передается партнерам по команде в первую очередь.
Наличие поддержки за пределами команды. Часто наличие поддержки вне команды (муж, родители, психолог, друзья) стимулирует к тому, чтобы показать эмоции именно им, а не партнерам по команде.
Взаимодействие между эмоциями и когнитивной обработкой было подчеркнуто не только в осознании спортсменами их эмоций, но и в мониторинге и изменении действий для достижения успешных результатов команды и поддержания позитивных отношений с товарищами по команде (Thompson, 1994). Эти результаты подтверждают, что построение межличностных отношений требует самоконтроля (см. Vohs & Ciarocco, 2004) и что эмоциональная саморегуляция может способствовать позитивным социальным связям между товарищами по команде.
4.1K постов 22.3K подписчиков
Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.
Задавайте любое количество уточняющих вопросов.
Ведите диалог уважительно.
Лучшие посты Лиги
Все посты и обсуждения по датам
Онлайн сейчас и за последние сутки
Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.
Женщина 34 года:
— Муж меня жутко бесит, — совершенно спокойным тоном сообщила клиентка. – Меня аж подмывает сказать ему что-нибудь плохое или еще хуже – сделать.
— У вас есть на это какие-то причины?
— Есть, но они такие несуразные, что мне стыдно о них говорить, — она выжидательно посмотрела на меня, но, не получив какой-либо реплики, продолжила. – До недавнего времени у нас был вполне счастливый брак. Познакомились на третьем курсе в универе, любовь с первого взгляда, что называется. Мне от бабушки досталась однушка неподалеку отсюда, туда мы и переехали. Через пару лет поженились, чтобы мои родители наконец успокоились. Я родила девочку, ей сейчас уже семь лет – знаете, у нас получилась эдакая образцовая семья, где все друг друга любят и ценят.
— Но что-то пошло не так?
— Мы с мужем самые настоящие домоседы и любители вкусно поесть, поэтому после окончания голодной студенческой жизни начали незаметно прибавлять в весе. Меня это коснулось в большей степени – после беременности набрала больше двадцати килограмм. Появилась одышка, стало трудно подниматься по лестницам и ходить по улицам, плюс начала серьезно болеть спина. Я всерьез задумалась о похудании, но взяться за него оказалось не так уж и просто.
— Трудно делать это в одиночку, особенно когда необходимо параллельно готовить мужу и ребенку привычные им блюда.
— Вот именно, — с досадой проговорила женщина. – Я помыкалась месяц-другой: уходила кушать из кухни в комнату, пыталась выкроить время для вечерних прогулок, пила кефир перед сном чтобы приглушить чувство голода и все в том же духе, — но ничего толкового не вышло, один сплошной стресс.
— Вы попросили помощи у мужа?
— Он сам предложил, потому что не смог больше выносить моих мучений, — усмехнулась Вера. – Решил, что начнет худеть вместе со мной и тем самым будет подавать хороший пример. Он начал считать калории, ходить по квартире с гантелями и стал ездить на работу на велосипеде – выходило чуть дольше, зато появились физнагрузки. Причем, в отличие от меня, ему почему-то хватало силы воли чтобы не срываться и продолжать заниматься этим каждый день в течение долгих месяцев.
— И он начал довольно быстро худеть, в отличие от вас.
— Результат появился очень быстро – теперь муж выглядит так, будто ему снова двадцать пять. И на его фоне я превратилась в жирную корову, неухоженную и уродливую. Я пыталась обратиться к диетологам, пила всякие БАДы – да чего я только не пробовала, ничего не помогает. А потом я начала подмечать что Саша стал проявлять какие-то новые качества и умения которых у него раньше не было – он неожиданно заиграл на гитаре, стал ездить два раза в месяц с друзьями в походы, получил новую должность. На мой вопрос, как у него это получилось – он отвечал, что все из-за энергии, которая появилась после похудения.
— И вас это начало раздражать?
— Не то слово, — грустно произнесла она. – И с каждым днем становится все хуже и хуже. Меня бесит его внешний вид, его таланты, отношение к окружающим, появившиеся из ниоткуда друзья, но больше всего – желание помочь мне преодолеть трудности и похудеть так же, как и он. А меня аж трясет, когда он говорит о том, что придумал для меня новый способ сбросить пару лишних кило или его предложения взять ребенка и махнуть куда-нибудь в парк погулять. Я начала скандалить, обижаться по поводу и без и всячески портить ему жизнь – причем дошло до такого что он начал меня избегать, даже перестал дома обедать.
— И вы боитесь, что дело дойдет до развода?
— Ну а какой мужчина будет терпеть жену с такими закидонами? – с горечью в голосе сказала Вера.
— Может стоит откровенно поговорить с ним и рассказать, что происходит у вас на душе? Если хотите, я могу выступить в качестве посредника между вами — уверена, это даст хорошие результаты.
— Да я бы с радостью, но тогда придется рассказать ему обо всем что я наделала.
— О чем вы говорите?
— Ну, я со злости начала добавлять ему в еду специальные порошки для набора веса – ну знаете, такие спортсмены употребляют. Потом несколько раз прокалывала шины на велосипеде и еще много такого, о чем очень стыдно говорить. И я не смогу нормально жить с этим, если продолжу молчать. Понимаете, меня это гложет изнутри, будто я изменяла ему с другим мужчиной и держу все в тайне…
Всем привет! Это Дмитрий Чешев Я вам рассказывал о том как плавать когда ты парализован. И о том, что я зарегистрировался на свой первый заплыв на открытой воде. Так вот, заплыв состоялся несколько дней назад. Я и как и предполагал, я оказался единственным участником с инвалидностью.
Сегодня я хочу рассказать вам о том как прошёл этот заплыв
Я занимался плаванием с детства. С 6 лет я начал тренироваться в спортивной секции. Тренер разглядел во мне способности и меня взяли в спортивную школу. С тех пор я плавал каждый день и в итоге выполнил норматив первого разряда.
В возрасте 21 года в я получил травму спинного мозга в результате неудачного падения в спортзале и оказался в инвалидной коляске. Я не мог ходить, но я мог плавать
Я долго не мог попасть в бассейн, но со временем в городе появился бассейн с доступной средой. И я вновь начал плавать.
Я не хотел становиться профессиональным паралимпийцем, но понимал, что всё рано нужна какая-нибудь цель, которая зажигает. В последнее время во всём мире популярны заплывы на открытой воде
Кто-то переплывает Босфор, Ла-Манш, Волгу. Заплывов множество. В том числе в России. Я выбрал для себя заплыв, который прошел в Крыму в июне 2021 года и я сегодня хочу вам о нём сегодня рассказать
28 февраля я узнал, что летом в Крыму пройдут заплывы @swimcup в этот же день я зарегистрировался на дистанцию 500 метров. Говорят, что начинать нужно с небольшой дистанции — 500 метров отлично для этого подходит
1 марта я нашёл бассейн, в котором можно тренироваться. Он оказался в другом городе. До него нужно было добираться на автобусе, электричке, а потом на такси. Но это ничего, если ты сильно чего-то хочешь.
2 марта я купил абонемент. На 12 посещений. Решил, что 3 раза в неделю будет достаточно чтобы подготовиться к заплыву. Тренировался месяц.
4 апреля у меня воспалилась болячка на ноге и я выбыл на месяц из тренировок. Из-за парализации у меня проблемы с организмом ниже уровня груди и даже самая простая ссадина заживает очень долго
2 мая я вернулся в бассейн. Наконец-то! И со временем начал тренироваться 4 раза в неделю
11 июня я впервые в жизни натянул на себя гидрокостюм (посмотрите на видео как надеть гидрик если вы парализованы) и первый раз в этом году зашёл в море.
13 июня я проплыл свой первый заплыв на открытой воде
Ощущения от заплыва — просто восторг!
Больше всего я переживал за старт и финиш. Забегать и выбегать из воды как все я не мог. Я заранее договорился с ребятами, чтобы они мне помогли. Подкатили коляску к самой воде и занесли меня в воду.
Первые 200 метров я привыкал. Я 9 месяцев не плавал в море. После бассейна непривычно — волны, не понятно куда плыть, люди вокруг, впервые в гидрокостюме.
Потом я начал получать удовольствие. Я настолько кайфонул от заплыва, что забыл ускориться. Это реально круто, плыть со всеми в классном месте, чувствовать тепло солнца, приятную воду.
В итоге я пришёл на финиш 12 из 42 стартовавших. И вторым в своей возрастной категории. Неплохо для первого раза?
Как я и предполагал, я был единственным инвалидом среди всех участников.
Итог. Я влюбился в плавание на открытой воде.
Я точно знаю, что не важно можешь ли ты ходить, ты всегда можешь выйти на старт и победить.
Обязательно посмотрите видео о том как прошёл мой заплыв. Больше информации обо мне найдете в Инстаграме
— Я никак не могу похудеть! – заявил клиент с покрасневшим от солнца лицом. – За последние годы трижды был у диетолога, исключал из рациона различные продукты, не вылезал из спортзала, но все равно в какой-то момент срывался и отъедал все что сбросил.
— Давайте начнем с того, что проясним причины, по которым вы взялись за похудание. Это ваша личная инициатива или имеется назначение врача?
— Ну… во-первых, я устал от сложностей с покупкой одежды, надоело терпеть отдышку после того, как взберешься по лестнице на второй этаж. Достало, когда люди пялятся на то, как я пытаюсь вылезти из своей собственной машины – видели бы вы их взгляды! И это я еще молчу про родственников и друзей, рассказывающих что у меня такими темпами никогда не будет женщины и нормальных отношений! Бесит!
— Но при этом вы понимаете, что они отчасти правы, и поэтому отправляетесь покупать абонемент в зал и очередную порцию вегетарианской еды, верно?
— Верно, — опечаленно сказал он. – Мне совсем не нравится жить вот так – одному. А женщины в первую очередь смотрят на внешний вид и только потом на все остальное.
— Может в таком случае нужно попробовать найти те моменты, где ваша выдержка дает слабину? Вы не пробовали как-то уменьшать нагрузки, когда понимаете, что вот-вот сорветесь?
— Конечно пробовал – устраивал свободные дни, когда позволял себе есть «запрещенные» продукты и уменьшал физнагрузки до минимума. Но от них становится только хуже – желание бросить все становится просто невыносимым.
— Хорошо, а что насчет причин срывов?
— Я люблю поесть, по факту это – единственная радость в жизни. Придешь домой с работы, уставший как собака, откроешь холодильник и все — мир кажется не таким уж и серым. Заказываю еду, сам готовлю на выходных, хожу в кафешку напротив офиса и стараюсь хотя бы так поднимать себе настроение, — клиент тяжело вздохнул и продолжил. – С моим начальником, без такой вот отдушины – порой хочется сначала выть от безнадеги, а потом идти писать заявление.
— Не выдерживаете рабочих тягот, хм… Еще что-нибудь?
— Да, есть кое-что, — мужчина вздохнул еще тяжелее чем в предыдущий раз. – Жареная картошечка.
— Жареная картошка – ее часто готовит моя соседка, Катя. Запах на весь подъезд такой, что можно слюной захлебнуться. На сальце, с лучком, а бывает к этому еще и мяско сделает. Эх… И как, скажите, после такого усидеть на диете?
Детский футбол, это всегда эмоции и после неудачных игр или тренировок настроение не всегда бывает хорошим. Это абсолютно нормально когда ребёнок переживает за свои успехи, куда хуже если проявляется равнодушие и безразличие.
Но в то же время, ближайшие часы после тренировки, это не самое лучшее время для анализа и разбора полётов. Необходимо иметь определённое время, чтобы остыть и с холодной головой углубиться в то, что произошло. Как для тренера, так и для футболиста и его родителей.
Но некоторые родители используют это время для критики своих детей, тренера, соперника или судьи, вдаваясь в подробности и на эмоциях делая какие-либо выводы.
В книге Джона О’Салливана «Изменение игры», есть хороший отрывок, который подтверждает негативное влияние подобных разговоров на дальнейшее желание заниматься футболом:
«Одна из самых печальных вещей, которые мне пришлось делать в качестве директора коучинга многочисленных футбольных клубов, — проводить выездные встречи с игроками, которые решили покинуть клуб. Дети бросали спорт по целому ряду причин, и моя работа заключалась в том, чтобы посмотреть, чему мы можем научиться, чтобы мы могли улучшить опыт других детей.
Когда я спрашивал их: «Какой твой самый нелюбимый момент в спорте?», я часто получал очень похожий и печальный ответ: Поездка домой после игры».
Поэтому подобные разговоры имеют крайне негативные последствия, футболисту нужно время чтобы остыть, восстановиться не только физически, но и эмоционально. Не стоит забывать, что ребёнку не нужно чтобы его родитель выполнял функции тренера-аналитика, в первую очередь, родитель должен выполнять роль близкого человека, не создавать стрессовых ситуаций и максимально спокойно и сдержанно оказывать поддержку.
Снизу я приведу ещё несколько отличных цитат из этой книги:
Понимание механизмов работы собственного мозга может наделить людей уникальными возможностями для позитивных изменений.
Данные рекомендации даются новым клиентам на психотерапии. Если комплекс не дает результата и лучше не становится, психотерапия не дает результата, то это повод отправить клиента к медицинским специалистам — психотерапевтам и псхиатрам.
Данные рекомендации основаны на исследованиях на различных фокус — группах. Результаты были опубликованы и подтверждены. Если вас интересует более глубоко этот вопрос, обратите внимание на Нейрофизиологию.
ПО статистике 80% клиентов становится значительно и значительно лучше. А 20% либо уходят к другим специалистам или заканчивают психотерапию в принципе и далее у меня нет данных о результатах, либо направляются к другим мед. специалистам.
Нейрофизиология — это наука о мозге, в том числе о биологических основах мыслей, чувств и действий, механизме работы нейронных связей мозга, отвечающих за возникновение депрессий, и наши знания о том, как можно на это повлиять.
Научные исследования показывают, что небольшая коррекция образа жизни и поведения человека может изменить работу и нейрохимическую составляющую деятельности определенных наборов нейронов. А по мере того как меняется работа мозга и продуцируемых им нейрохимических веществ, меняется и течение депрессии.
Вводную часть закончим, теперь конкретно — Что делать.
Ч1 = Физические упражнения.
Заниматься спортом никому не хочется. И чем больше на диване сидишь, тем сложнее себя заставить. Становится хуже, выходить даже на прогулки становится все сложнее и сложнее. На этом этапе некоторые начинают даже откладывать поход в магазин до степени, когда есть совсем ничего уже не остается.
Дело в том, что наш мозг не существует в отдельной «банке». Он плотно связан с телом. И его нейрохимия напрямую зависит от того, как мы относимся к своему телу. Он активизируется вместе с телом и хочет, чтобы оно его поддерживало. Ведь даже во сне оно отвечает за все бесперебойные процессы — дыхание, кровоток и прочие жизнеобеспечивающие вещи.
Что дают физические упражнения
С точки зрения физического состояния:
— во время депрессии вы сонный и усьалый. Физ нагрузка дает энергичность и жизнестойкость
— во время депрессии нередко нарушается сон. Сложно засыпать, просыпаться и спать не просыпаясь. Физические упражнения его улучшают, так как восстанавливают работоспособность мозга в участках, отвечающих за сон
— во время депрессии страдает аппетит. Как результат — вы едите или чрезмерно много, или аппетита нет совсем. Нет сил готовить и начинаются перекусы (доказано, что люди, едящие много фабрикатов часто оказываются в группе риска с точки зрения вероятности возникновения депрессий, так как не дают организму достаточно микроэлементов). А физическая активность повышает аппетит, нормализует питание и улучшает состояние здоровья.
— во время депрессии сложно концентрироваться. Упражнения делают работу ума острее и продуктивнее. Улучшаются функции планирования и принятия решений
— во время депрессии . сложно думать о чем-то, кроме депрессии. делая еще еще крепче. Физические упражнения улучшают общий настрой. Они также снижают тревожность,
уменьшают стрессовую нагрузку и повышают самооценку
С точки зрения межличностных отношений:
— во время депрессии обычно чувствуется одиночество. Физические занятия возвращают к
активному взаимодействию с социумом.
Многие вчера писали, что выхода из депрессии нет, так как нет сил ни на что. Но это не так:
1. тренировки улучшают сон
2. следовательно, повышают настроение человека, усиливают его энергичность, облегчают боль
3. Способность справляться с болью и напряжением позволяет увеличивать
физическую нагрузку и получать от этого большее удовлетворение.
4. чем больше удовлетворения и удовольствия (даже в минимальных количествах это больше, чем у вас было до этого), тем больше сил у вас и стремления к повышенной двигательной активности.
Круг замкнулся, но теперь движение в обратную сторону — по выходу из депрессивного состояния.
Для точности информации привожу цитаты из различных источников науч. популярной литературы и свои заметки. Если вам интересно, то изучите подборки книг издательства МИФ, очень интересные и познавательные издания у них:
Точно так же как тренировки укрепляют мышцы, они развивают и ваш
мозг. Упражняя мозг, вы создаете дополнительные возможности для
развития новых нейронов. В результате увеличивается содержание
специфического белка, кодируемого геном BDNF, который служит для
мозга своеобразным стероидом. Этот гормон делает мозг сильнее и
устойчивее к самым разным проблемам, а не только к депрессии.
Важно, что позитивный эффект от физической активности, дает рост нейронов и сопровождается повышением объема серого вещества в префронтальной коре. В мозгу увеличивается количество гормона BDNF. Также содержание этого гормона растет при приеме антидепрессантов. Особенно это касается передних долей коры головного мозга. То есть физическая активность оказывает на мозг такое же воздействие, как и препараты, снимающие признаки депрессии.
Взаимосвязь между физическими упражнениями и эффектом естественных антидепрессантов для вашего мозга не заканчивается увеличением содержания в нем гормона BDNF. Большинство антидепрессантов нацелены на систему выработки серотонина, пытаясь повысить его содержание в организме. Как известно, высокий уровень
серотонина предполагает усиление мотивации на конкретные действия и
повышение волевых качеств. Физические занятия могут увеличить выработку серотонина.
Движения повышают активность серотониновых нейронных цепей и заставляют их вырабатывать больше этого нейромедиатора. И чем больше его вырабатывается, тем активнее он удовлетворяет наши потребности. Интересно, что синтез серотонина увеличивается при любых движениях, а не только во время специальных физических упражнений. Это означает, что, даже убирая в доме, или занимаясь в саду, или прогуливаясь до отдаленной автостоянки, вы оказываете услугу своему мозгу. Важно, что и серотонин, и нейротрофический фактор мозга (BDNF) направляют ваше психоэмоциональное состояние в нужном направлении:
Серотонин стимулирует синтез гормона BDNF, а этот гормон, в свою очередь, укрепляет нейроны, производящие серотонин. Таким образом, высокая физическая активность порождает своего рода «снежный ком», в который вовлекаются все новые нейронные связи.
Трудности с концентрацией внимания и вообще с мыслительной деятельностью, обычно сопровождающие депрессии, чаще всего оказываются результатом ослабления деятельности системы, вырабатывающей норэпинефрин. Поэтому антидепрессанты нацелены на активизацию этой системы не меньше, чем на повышение уровня серотонина. К счастью, физические упражнения активизируют выработку и норэпинефрина тоже. Во время эксперимента, проведенного в Германии, его участников изучали на отдыхе, при беге трусцой и скоростном спринте. Было установлено, что любые физические упражнения способствуют дополнительной выработке норэпинефрина, но самый значимый эффект в
этом плане давали интенсивные занятия спортом. И если вы сумеете заставить себя быть физически активным, мозг воздаст вам сторицей.
ПОЭТОМУ: если вы начали хоть какую физ. активность, то первые 2 недели занимайтесь пн, ср, пт. Если у вас не будет сил, к примеру, идти бегать / в зал / другое. То оденьтесь, припаркуйтесь, зайдите в зал, обойдите круг, поднимите гантелю 1 раз. Если вы устали на столько, что не сможете продолжать — со спокойной душой едьте назад и продолжайте сидеть в интернете )
А теперь то самое сладкое, что я присылаю своим клиентам после 1 консультации. (Информацию выше я кратко рассказываю во время встречи):
ЧЕК ЛИСТ: КАК НАЧАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ
1. Всегда выполняйте намеченный план тренировки. Добавляйте физические занятия в список своих дел и всегда отмечайте их выполнение. Планирование активизирует процессы в префронтальной коре головного мозга, а отметка о выполнении намеченного приводит к выбросу в мозг дополнительной порции дофамина
2. Занимайтесь физическими упражнениями за вознаграждение. да, вам не хочется идти на прогулку. но когда вы это сделаете то вознаградите себя чем-то приятным.
3. Выполняйте простые физические упражнения. гораздо проще убедить себя выполнять простые, посильные физические упражнения, чем сложный комплекс, требующие ехать в зал или на какие-то занятия. когда сопротивление уйдет — усложняйте.
4. Если работа сидячая, обязательно каждый час вставайте и совершайте небольшую прогулку по комнате. А каждые двадцать минут растягивайте свои руки, плечи и спину. поставьте будильник на телефон.
5. Каждый час, можно совмещать с п 4, проветривайте помещение. Дайте мозгу кислорода!
6. ПОМНИТЕ! Во время нагрузки мозг наслаждался приливами нейрохимических веществ: серотонина, дофамина и норэпинефрина, растет содержание гормона BDNF. В результатеулучшается аппетит и еда начинает казаться все более вкусной.
Надеюсь данная статья поможет вам в преодолении ваших негативных состояний и откроет путь на кайфовую сторону жизни ) На первый взгляд может показаться, что это все фигня и решение должно быть каким-то сложным. Но давайте вспомним, что все самое удачное и эффективное — очень просто )
Впереди еще частей 6-7 примерно. Напишите что думаете. Какой уровень физ нагрузки у вас сейчас? Может вопросы есть какие и надеюсь было интересно и полезно )
Источник