- Виды эмоций в психологии: понятие, классификация, примеры, таблица
- Что это такое: понятие
- Роль и природа
- Функции
- Классификации: все основные виды эмоций
- Классификация Додонова
- Классификация Леонтьева
- Формы и примеры эмоциональных процессов
- Взаимосвязь чувственной и эмоциональной сторон
- Дифференциальные эмоции Изарда
- Виды эмоций. Управление эмоциональными состояниями.
Виды эмоций в психологии: понятие, классификация, примеры, таблица
От эмоционального состояния зависит многое: принятие решений, реагирование на поступки и поведение других людей, продуктивность и даже самочувствие. Если мы перестаем контролировать наши переживания, они начинают управлять нами, что зачастую приводит к не самым приятным последствиям. В этой статье я приведу классификацию и опишу виды эмоций, чувств человека в психологии, объясню их основные особенности в схемах и таблицах.
Что это такое: понятие
Эмоциональность – это реакция психики на различные обстоятельства жизнедеятельности, которая определяет направленность действий личности. С внешним миром она связана отношениями взаимозависимости: происходящее вокруг (обстановка, общая атмосфера, люди, события) непосредственно влияет на психоэмоциональное состояние, которое, в свою очередь, может оказывать влияние на окружающее пространство.
Между эмоциями и чувствами есть некоторые отличия: первые являются краткосрочными, вторые – устойчивыми, более продолжительными.
Роль и природа
Эмоциональность — сложный психический процесс, состоящий из трех элементов:
- Физиологический. Отражает изменения, происходящие в организме при проявлении тех или иных настроений: частота дыхания, сокращений сердечной мышцы, преобразования гормонального фона, обменных процессов).
- Психологический. Характеризует само переживание: гнев, радость, грусть.
- Поведенческий. Проявляется в мимике, жестикуляции и действиях (заторможенная реакция, активность, агрессия, плач).
Первые два компонента представляют собой внутреннее формирование эмоционального состояния, тогда как третий отвечает за его внешние проявления. Зачастую человек оказывается в ситуации, когда открыто выразить свои чувства он не может. Возникает необходимость в сдерживающем факторе или отсрочки во времени. Но так или иначе, выплескивать лишнюю энергию, возникающую внутри, нужно обязательно. Это можно сделать с помощью двигательной активности или осуществления бытовых действий (заняться уборкой, переключиться на хобби).
Эмоции имеют ряд особых характеристик:
- Полярность. Они обладают положительной или отрицательной окраской хотя возможно и наличие противоречий (можно любить человека, но вместе с тем испытывать по отношению к нему обиду, гнев или беспокойство).
- Энергетическая заряженность. Существуют стенические переживания (вызывающие повышение активности – разъяренность, раздражение, воодушевление, восторг) и астенические (порождающие пассивность – грусть, страх).
- Целостность. Эмоциональность предполагает взаимодействие всех психофизических сторон личности, которые оказывают воздействие на весь организм, проявляясь и в действиях, и в теле, и в образе мыслей.
- Неотчуждаемость. Эмоции невозможно отделить от остальных процессов, происходящих в психике. Они сопровождают все – и работу органов чувств (отделяют приятное от неприятного), и функционирование интеллекта (вызывают интерес или скуку).
Функции
- Субъективная. Эмоциональное состояние способствует формированию у индивида определенной точки зрения, а также позволяет устанавливать связи с внешним миром. Все происходящее воспринимается человеком через призму его ощущений.
- Коммуникативная.С помощью такого свойства психики, как эмпатия мы можем определять настроение, в котором находится другой индивид, что помогает налаживать контакт или даже манипулировать окружающими.
- Поведенческая. Определение вектора поведения, отделение приятного от неприятного, важного от неважного.
Классификации: все основные виды эмоций
На протяжении жизни мы испытываем колоссальное количество переживаний. Не все из них можно описать двумя словами, многие противоречивы и неоднозначны.
Существует множество различных подходов к систематизации и классифицированию эмоционального состояния. Самый простой из них представлен в таблице ниже.
Тип | Описание | Примеры |
Позитивные | Доставляют удовлетворение, в совокупности создают ощущение довольства происходящим, счастья. | Симпатия, влюбленность, восторг, вдохновение. |
Негативные | Создают общую неудовлетворенность, плохое настроение. | Страх, печаль, зависть, горе, грусть, обида, злость, тоска. |
Нейтральные | Напрямую не влияют на действия индивидуума. | Равнодушие, удивление, интерес. |
Классификация Додонова
Эта схема более распространена в психологии и показывает распределение видов переживаний по функциям:
- Коммуникативные (возникают в процессе общения).
- Альтруистические (связаны с желанием приносить пользу людям).
- Праксические (появляются при успешном выполнении запланированного).
- Глорические (потребность в самоутверждении).
- Пугнические (тяготение к риску, опасности).
- Романтические (предполагают стремление к новому и необычному).
- Эстетические (возникновение определяется взаимодействием со сферой искусства).
- Гностические (формируются с тягой к познанию).
- Акизитивные (основаны на накоплении, собирательстве).
- Гедонистические (направлены на испытание удовольствия).
Классификация Леонтьева
Согласно этому подходу, типы эмоций делятся исходя из породившего их источника. Переживания могут быть вызваны:
- степенью удовлетворенности тех или иных потребностей;
- чужими желаниями и отношением к ним индивида;
- взаимоотношениями;
- презрением;
- проведением аналогий между собой реальным и идеальным (соответствие личности внутренним требованиям, ожиданиям, нормам);
- сравнение своего «Я» с общественными стандартами.
Однако этот вариант разделения вызывает множество вопросов, так как является нечетким. Например, что делать в случае, когда одно и то же ощущение может возникнуть в выстраивании отношений, и при самоанализе?
Формы и примеры эмоциональных процессов
- Сами эмоции. Могут появиться как в столкновении с действительно существующими ситуациями, так и при обдумывании воображаемых, несуществующих событий. Они позволяют выразить удовлетворенность или неудовлетворенность происходящим, дать ему оценку, основанную на личном опыте индивида.
- Чувства. Они всегда устойчивы (не сиюминутны) и отличаются яркостью выраженности. Можно чувствовать страсть, любовь, обиду.
- Настроение. Самое длительное состояние психики, которое влияет на действия и самочувствие личности в целом на протяжении долгого периода.
- Аффекты. Крайняя форма выражения переживаний, побуждающая краткосрочные неконтролируемые изменения в поведении. Полностью иррациональна и проходит очень бурно.
Взаимосвязь чувственной и эмоциональной сторон
Более стабильным проявлением эмоциональности являются чувства. Они, как правило, возникают на базе потребностей второго уровня (духовных) и формируют определенную позицию, точку зрения человека. Классифицируются по предмету, на который направлены:
- Интеллектуальные. Возникают во время умственной деятельности (удивление, сомнение, любопытство).
- Эстетические. Их развитие связано с восприятием прекрасного (любовь к искусству или некоторым его аспектам, восхищение красотой).
- Нравственные. Характеризуют отношение индивида к поведению других людей. Эта оценка в большинстве случаев зависит от существующих в обществе норм (гуманность, альтруизм, дружба, сострадание, жалость, любовь).
Существуют также такие понятия, как состояние и реакция. Они отличаются степенью длительности и соотносят потребности и стремления личности с ее возможностями и ресурсами на данный момент.
Дифференциальные эмоции Изарда
Ученый определил следующие фундаментальные переживания:
- Интерес. Это чувство напрямую связано с социальностью человека. Только с ним возможно обрести новые умения, знания, навыки, физически и умственно развиваться.
- Удовольствие. Является своего рода синонимом радости. Создает положительный фон, хорошее, бодрое настроение. Появляется при наличии возможности удовлетворить важную для индивидуума потребность. Способна повысить уверенность в себе, облегчить процесс налаживания коммуникации, избавиться от тревоги, стресса.
- Удивление. Краткосрочная реакция на только что произошедшее столкновение психики с определенным неожиданным событием, явлением или действием.
- Гнев. Негативное состояние, характеризующееся невозможностью получения желаемого, неудачей или неудовлетворенностью чьим-либо поведением. Неконтролируемой формой является ярость.
- Отвращение. Возникает из-за взаимодействия с неприятным для личности объектом. Сопровождается жаждой избавиться от провоцирующего фактора.
- Презрение. Проявляется в процессе возникновения разногласий убеждений и действий людей.
- Стыд. Формируется из-за несоответствия тех или иных сторон личности с собственными требованиями или общественным мнением. Его часто сопровождает неприятное ощущение беспомощности.
- Вина. Возникает в результате осуждения собственного поведения. Влечет за собой раскаяние.
- Страх. Связано с осознанием возникшей или надуманно угрозы для жизни.
- Горе. Реакция на негативные события.
Существует также шкала, позволяющая определить преобладающее эмоциональное состояние у личности.
Проявления | Сумма баллов | Категория | |||||
Внимательный | Сконцентрированный | Собранный | С1 Интерес | ||||
Наслаждающийся | Счастливый | Радостный | С2 Удовольствие | ||||
Удивленный | Изумленный | Пораженный | С3 Удивление | ||||
Унылый | Печальный | Сломленный | С4 Горе | ||||
Возбужденный | Гневный | Безумный | С5 Гнев | ||||
Неприязнь | Отвращение | Омерзение | С6 Отвращение | ||||
Презрительный | Пренебрегающий | Надменный | С7 Презрение | ||||
Испуганный | В ужасе | В панике | С8 Страх | ||||
Застенчивый | Робкий | Стыдливый | С9 Стыд | ||||
Сожалеющий | Виноватый | Раскаивающийся | С10 Вина |
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Источник
Виды эмоций. Управление эмоциональными состояниями.
Эмоции – обычная форма переживания чувств. Чувства – отражение субъективного отношения человека, как субъекта потребности, к значимым для него объектам. Это более обще понятие и более устойчивая эмоциональная характеристика.
Причины возникновения эмоциональных явлений
1. наличие у человека какой-либо потребности. Эту связь выявил Симонов. Возникают «+» эмоции, если информация, которая необходима для удовлетворения потребности больше или = информации, которая имеется. Следовательно, «-» эмоции – если меньше.
Эмоциогенная (необычная) ситуация – при дефиците информации, не знает как себя вести. Внезапность события делает его эмоциогенным.
2. психическое заражение (например, при большом скоплении людей или при идентификации с 1-м человеком)
- стенические – повышение энергии жизнедеятельности
- астенические – торможение, снижение активности. Человек пассивен, всё валится из рук.
По знаку (полярности) все эмоции делятся на 4 группы:
1. позитивные Э – возникают по отношению к объекту, который способствует удовлетворению потребности
2. негативные Э – которые блокируют удовлетворение потребности
3. амбивалентные Э – эмоции смешанного знака – по отношению к объекту испытывают и «+» и «-» чувства
4. неопределённые Э – если не определено отношение к объекту.
Функции эмоций и чувств:
- сигнальная – сигналы значимости для человека
- регулятивная – регулируют деятельность в силу того, что они способствуют либо повышению, либо понижению нашей активности
Фоновые эмоциональные состояния (чувственный тон, настроение)
1. Чувственный тон – такая форма переживания чувств, при которой отражение субъективного отношения человека к объекту выступает как отражение объективных свойств этого объекта. Это эмоциональная окраска психических процессов. Делится на приятный и неприятный.
2. Настроение – относительно длительное и устойчивое общее эмоциональное состояние, влияющее на поведение и деятельность человека. Отличительные признаки: устойчивость, низкая интенсивность, беспредметный характер. Изменение настроения: факты и события жизни, определённые типы заболеваний (стенокардия), степень соответствия результатов деятельности и поведения актуальным потребностям, патологические физиологические процессы в организме, эйфория (из-за кислородного голодания или органического поражения ГМ), степень удовлетворённости жизнью. Искусственные способы изменения настроения: пища, алкоголь, музыка, хобби.
1. профилактика эмоций (предотвратить появление «-» Э)
- удовлетворять потребности
- избегать неприятных ситуаций
- подготовка к трудной ситуации
2. управление или регуляция (ослабление или устранение «-» Э
- рационализация (нахождение «+» моментов в «-» ситуациях)
- физические способы – аутогенная тренировка, наркотики, алкоголь
- выговориться, вытеснить, изменить настроение, отвлечься
Общая характеристика эмоций, их виды и функции. Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами человека и отражение в форме непосредственных субъективных переживаний, значимо действующих на человека объектов и явлений. Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, позволившее живым организмам определять биологическую значимость состояния самого организма и внешних воздействий. Таким образом, эмоции по своему происхождению представляют собой форму видового опыта, т.е. ориентируясь на них, человек совершает необходимые действия (избегание опасности, продолжение рода), целесообразность которых может оставаться для него скрытой. Существовали различные концепции возникновения эмоций. В.Вундт считал, что в психике человека можно выделить около 50 тыс. ощущений, а чувств можно выделить еще больше. При этом он полагал, что можно выделить 6 главных компонентов чувственного процесса, чувства можно описать при помощи 3-х основных измерений: удовольствие – неудовольствие; возбуждение – успокоение; напряжение – разряжение. Титченер различал эмоции (радость, заботу, ненависть, настроение, веселость, беспокойство, удрученность) и сложные чувства (интеллектуальные, религиозные, эстетические). Известными является биологическая теория эмоций Анохина и информационная теория Симонова. Отечественные психологи подчеркивали значимость физиологических механизмов, которые являются условием возникновения эмоциональных процессов. Павлов различал 2 вида эмоциональных процессов, процессы связанные с подкоркой (собственно эмоции) и процессы, связанные с корой (чувства). В отечественной психологии считается, что эмоциональные процессы включают в себя 2 аспекта: 1. Аспект отражения, т.е. эмоции (чувства) являются специфической формой отражения значения объектов для субъектов. 2. Аспект отношения, т.е. эмоции (чувства) являются формой активного отношения человека к миру. Рубинштейн считал, что эмоции являются субъективной формой существования потребностей (мотивов). Это означает, что мотивы могут открываться, представляться человеку в виде переживаний, которые сигнализируют ему о значимости объекта и побуждают его к активной деятельности. Эмоции могут возникать под влиянием внешних воздействий или процессов, которые происходят в самом организме. Факторы, вызывающие эмоциональный процесс подразделяют на 3 класса: 1. Факторы, которые могут вызвать эмоцию, вследствие врожденной чувствительности к ним организма (натуральные или безусловные раздражители) (сверхсильные звуки, человек может быть неприятным, негативные реакции, скрип по стеклу). 2. Факторы, которые приобрели способность вызывать эмоцию, вследствие того, что они стали сигналами важных для субъекта событий (еда для гурманов значима, на Востоке ритуал чаепития). 3. Факторы, которые приобрели способность вызывать эмоцию, вследствие того, что они соответствуют или противоречат приобретенном в опыте информации (познавательную структуру). Функции эмоций: Функция оценки; Сигнальная; Регулирующая; Функция побуждения; Функция активации; Синтезирующая; Экспрессивная; Смыслообразующая. Функция оценки непосредственно в субъективном переживании. Выражается значимость предметов и явлений для человека, для достижения цели и удовлетворения его потребностей. Эмоции являются той системой сигналов (языком) с помощью которых человек познает о значимости происходящего. Сигнальная функция выражается в том, что эмоции возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или организме человека. Функция побуждения в зависимости от знака оценки происходящего (отрицательная или положительная) действие человека будут направлены либо на достижение цели на овладение необходимым объектом, либо, наоборот, на прекращение неуспешных действий и выбор других действий. Функция активации всего организма в целом и нервных центров. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности в ЦНС и отдельных ее структур. Морфологической основой или механизмом эмоциональных процессов является блок регуляции тонуса и бодрствования (блоки выделил Лурия). Кроме того, эмоциональные состояния влияют на продуктивность деятельности и поведения (перепады в настроении говорят об эмоциональной неустойчивости). Регулирующая функция выражается в том, что стойкие эмоции направляют поведение человека, поддерживают его, позволяют преодолевать на пути встречающиеся препятствия. Синтезирующая функция, эмоции позволяют соединять синтезировать в единое целое разрозненные, разделенные во времени и пространстве события и факты. Экспрессивная (выразительная) функция выражается в том, что эмоции часто сопровождаются органическими изменениями (меняется вегетатика, проявление в изменении мимики, в локализации голоса, побледнение кожи, расширение, сужение зрачков). По всем этим показателям можно достаточно оценить внутреннее эмоциональное состояние человека, его скрытые намерения и желания. Смыслообразующая функция. Леонтьев считал, что эмоции «ставят задачу на смысл», т.е. эмоции позволяют определять личностный смысл происходящего для человека. С биологической точки зрения эмоции закреплялись, как своеобразный инструмент, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающие разрушительный характер недостатка или избытка каких-то факторов. Форма проявления эмоций: 1. Эмоции проявляются в форме выразительных движений (мимика, пантомимика, жестикуляция); 2. в форме эмоциональных (экспрессивных) действий (дама любит отшвыривать вещи). 3. В форме вербальных высказываний, об эмоциональных переживаниях (признание в любви). 4. В форме определенного эмоционального отношения к окружающим (чувство патриотизма). Классификация видов эмоций: Критерии по активности: стенические (стен – сила); астенические. Стенические эмоции – это эмоции активизирующие деятельность поведения, повышающие их эффективность, мобилизующие организм. Астенические подавляют продуктивность, деятельность организма. По степени сложности и происхождению выделяют: собственно эмоции (низшие эмоции); чувства (высшие эмоции). Собственно эмоции часто связаны с удовлетворением биологических потребностей. Чувства, их возникновение связано с социальными потребностями. Выделяют несколько признаков отличающих эмоции от чувств. Эмоции носят врожденный характер. Чувства прижизненно формируемы. Чувства всегда предметны. Эмоции не опредмечены. Чувства более стойкие и глубокие в отличие от эмоций. В свою очередь чувства могут подразделяться по содержанию. Выделяют следующие виды чувств: 1. Праксические (пракс–практика) (чувство профессиональной гордости); 2. Интеллектуальные; 3. Моральные (этические). 2.Эстетические (чувство прекрасного). По регулирующей функции эмоции подразделяются на следующие виды: 1. Эмоциональный тон ощущений; 2. Эмоциональный отклик: Настроение; Конфликтное эмоциональное состояние: стресс, аффект, фрустрация. Эмоциональный тон ощущений – это отношение человека к качеству ощущений, т.е. различные ощущения являются для человека приятным, неприятным или нейтральным (запах розы – приятным, запах помойки – неприятным). Эмоциональный тон различных воздействий закрепляется в памяти, выступает составной частью в представлении памяти, участвует в формировании эмоциональной памяти. Эмоциональный отклик – это оперативная реакция человека на изменение в окружающей среде (багровое солнце). Одной из разновидностью эмоционального отклика является эмпатия (синтония) – умение сопереживать эмоциональное состояние других людей. Настроение – это ситуативно-обусловленное доминирование какого-либо состояние, которое усиливает или ослабляет психическую деятельность человека на протяжении определенного периода времени. Настроения могут вызваться позитивными или негативными воздействиями (комфортная обстановка, успех или не успех в работе, в отношениях между людьми). Настроение всегда причинно обусловлено, хотя человек не всегда может осознавать эту причин
Аффект – внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерно нервное психическое перевозбуждение, которое проявляется во временной дезорганизации сознания и крайней импульсивности поведения. Аффект – это взрыв. Состояние аффекта характеризуется следующими чертами: 1. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а теми эмоциями, которыми полностью захватывают личность. 2. Резко снижается логичность мышления и поведения, нарушается способность установить внутренние логические взаимосвязи между явлениями. 3. В сознании начинает доминировать одно часто искаженное представление, происходит сужение сознания. 4. Крайняя импульсивность поведения, т.к. эмоции теряют контроль со стороны сознания. Может возникать частичная или полная амнезия и страдает логика. Аффект может возникать и при непосредственном воздействии, а также он может быть результатом длительного воздействия, суммации травмирующих событий, запустить его может незначительный повод. Субъективно аффект переживется как состояние, происходящее помимо воли, как навязанное извне. Усиленный волевой контроль в начальной стадии развития аффекта может помочь его избежать. Фрустрация – это стойкое, глубокое негативное эмоциональное состояние, которое вызывается крушением значимых целей для человека, срыва его жизненных планов. Состояние фрустрации со значительной дезорганизацией психических процессов (депрессивное состояние, ослабление памяти). Труднопреодолимость фрустрации связано с тем, что человек не может преодолеть причины, связанные с этим. Фрустрационная толерантность – готовность человека к фрустрационным воздействиям, готовность их преодолеть
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Виды эмоций. Управление эмоциональными состояниями.
Виды эмоций. Управление эмоциональными состояниями.
Источник