Эмоции управляют разумом или разум эмоциями

Про превосходство разума над чувствами

У всех нас есть эта привычка противопоставлять белое и черное, холодное и горячее, эмоциональное и рациональное. Порой это действительно упрощает задачу (для этого мозг и использует стереотипы), однако далеко не все в мире устроено так просто.

В психике человека разум и эмоции существуют не изолированно друг от друга .

На физическом уровне мозговые структуры, отвечающие за мышление и эмоциональные реакции, имеют множество соединений.

В рамках психической деятельности это выглядит так: мысли влияют на появление эмоций, эмоции формируют убеждения человека о себе и окружающей среде, то есть влияют на образ мыслей.

К сожалению, в нашем обществе разум не только противопоставляют чувствам, но и ставят выше их.

Люди не хотят, чтобы их считали инфантильными или неуравновешенными, поэтому часто отказываются от проявления чувств, как будто чувства — это что-то плохое.

Что за этим следует?

«Больше нет объединений – разум и чувства, разум и тело, разум и Я, а есть противопоставления – разум против чувств, разум против тела, разум против Я», К. Хорни

Чем больше человек пытается управлять своей жизнью посредством интеллекта, тем более нестерпимо для него признание, что в нем существуют бессознательные процессы. Страх из-за невозможности все контролировать он пытается заглушить еще большими размышлениями. Так развивается невроз.

Человек, ставящий разум выше чувств, не понимает, что его неосознанные эмоции по-прежнему управляют его поведением. Просто он не замечает этого и считает каждое свое действие сознательным выбором.

Это быстро приводит к тому, что человек перестает понимать себя и других, у него появляются проблемы в межличностных отношениях, постоянное фоновое чувство тревоги или пустоты. Человек начинает прятаться от самого себя.

Что делать

Чтобы контролировать свои эмоциональные реакции, необходимо тренировать разум: выводить эмоции из неосознаваемых в осознаваемые.

И нужно дать себе разрешение на эмоции, чтобы они проживались в полном объеме, чтобы эмоциональный диапазон не сужался, тогда и мышление будет более глубоким.

Только содружество разума и чувств поможет вам эффективно решать различные задачи и жить в гармонии с собой и своим телом. Заботьтесь о себе.

Спасибо, что дочитали до конца. Я стараюсь для вас!

Источник

Чувства или разум: что управляет твоей жизнью?

Марина Михно – тренер женских психологических программ – об эмоциях и о том, как с ними совладать.

Есть притча о двух собаках и зеркальной комнате. Одна собака, войдя в комнату, зарычала и выбежала оттуда разъярённой. Другая собака вошла и через некоторое время выбежала, радостно виляя хвостом. Женщина, наблюдавшая за этим, заинтересовалась, почему комната так по-разному подействовала на собак, вошла туда и увидела, что стенами в этой комнате служат зеркала.

Мир – это наше зеркало. Нахмуритесь – все вокруг будет серым, засмеетесь – увидите, сколько вокруг вас цветных красок. Выбор всегда за нами. Поэтому перед нами встает важнейшая задача – научиться эффективно управлять своими эмоциями.

Головной мозг устроен так, что он всегда отдает приоритет эмоциям. Все, что мы видим, слышим, обоняем и осязаем, становится электрическими сигналами, которые передаются от клетки к клетке до тех пор, пока не достигают нашего мозга. На этом пути импульсы проходят через лимбическую систему – зону, в которой, помимо всего прочего, формируются эмоции. Поэтому перед тем как в действие вступает наше рациональное мышление, мы оцениваем происходящее с эмоциональной точки зрения. Никто из нас не может контролировать эту часть процесса. Но мы способны контролировать мысли, возникающие после появления эмоции, и именно от нас зависит, как мы будем реагировать на эту эмоцию. Именно связь между эмоциональной и рациональной зонами мозга является источником эмоционального интеллекта (EQ).

Эмоциональный интеллект лежит в основе множества важнейших навыков, он влияет почти на все, что мы делаем или говорим каждый день. EQ важен для достижения успеха, от него зависит около 60% результата любой выполняемой работы.

Есть интересный феномен: люди с самым высоким показателем IQ имеют преимущество над людьми со средним IQ лишь в 20% случаев, в то время как люди со средним IQ имеют больше шансов на успех в 70% случаев по сравнению с людьми с высоким IQ. Такое положение дел нанесло значительный удар по представлению о важности коэффициента IQ, который прежде считался основным источником успеха. Если разобраться, то IQ – это способность к обучению, которая остается неизменной, хоть в 10, хоть в 60 лет. Напротив, EQ – это гибкий навык, которому можно научиться. Несмотря на то, что некоторые люди от природы обладают более высоким эмоциональным интеллектом, чем другие, его уровень можно повысить.

Читайте также:  Психодиагностическое изучение эмоциональной сферы

Существует четыре навыка эмоционального интеллекта, которые можно разбить на две пары:

  • внутриличностная компетентность (самовосприятие и управление собой);
  • межличностная компетентность (социальная восприимчивость и управление отношениями).

Внутриличностная компетентность – это понимание своих эмоций и управление своим поведением. Если вы обладаете высоким самовосприятием, то вы чаще используете свои сильные черты для решения рабочих вопросов и не позволяете эмоциям удерживать вас.

Межличностная компетентность – это способность точно улавливать эмоции других людей и понимать, что на самом деле с ними происходит.

Как же управлять своими эмоциями, если это необходимо?

Самый главный рецепт настолько прост, что многие с трудом верят в его эффективность: чтобы снять ненужную эмоцию, необходимо убрать «неправильное лицо», поправить глаза и губы. Главное – сделать это сразу, пока эмоция еще не «раскрутилась». Если вы это умеете делать – накал эмоции сразу спадет. Если для вас это трудно – тренируйте навык спокойного присутствия.

Спокойное присутствие – умение быть в реальности, это прекращение всех эмоций, страхов в критической ситуации. В состоянии спокойного присутствия человек наблюдает (отчётливо видит, слышит и ощущает) всё, что происходит здесь и сейчас. Происходящее не цепляет наблюдателя душевно, а воспринимается им как последовательность фактов, которые можно просто констатировать.

Еще одна очень эффективная техника управления эмоциями, которая практически мгновенно изменяет эмоциональное состояние – это дыхание. Если вам нужно успокоиться, начните делать спокойные вдохи и выдохи.

О других техниках управления своими эмоциями, а их немало, вы можете узнать на тренинге «Я и мои эмоции: подавлять или проживать?».

Важно помнить одно ценное правило: человек сам выбирает, быть ему рабом своих эмоций или их повелителем.

Подписывайся на наш YouTube-канал и не пропускай самые полезные видео-материалы от Beauty HUB!

Источник

Связь эмоций и разума человека

Эмоции — то, что постоянно испытывает каждый из вас. Эмоции — это процесс, показывающий вам оценку определенных ситуаций человеком, иначе говоря, это реакции человека на обстоятельства. Некоторые подчиняются эмоциям, некоторые, наоборот, берут их под контроль. Именно благодаря чувствам и эмоциям ваша жизнь окрашена в разные цвета. Многие говорят, что сознание, речь, способности к прямохождению, труду. Но не в меньшей мере на вас влияет именно умение чувствовать и контролировать свои эмоции. Одной из самых важных характеристик появления эмоций в том, что они имеют не только психологическое, но и физиологическое проявление — каждой эмоции соответствует определенная физиологическая реакция организма.

Как же взаимосвязаны человеческие разум и эмоции? Этот вопрос волнует исследователей уже не одно столетие. Эта проблема интересовала даже философов античности, что уж говорить о современных психологах, психотерапевтах и даже простых людях. Что же все-таки контролирует действия человека — решения, принятые разумом, или же эмоции и чувства? Нет определенного мнения, некоторые считают, что разум контролирует наши действия, и любое отклонение в поведении — душевное неблагополучие, избавиться от которого поможет лишь «отключение» эмоций, оказывающих на человека слишком сильное влияние, и развитие в себе качеств постоянного самоконтроля, которые помогут подчинить «плохие» эмоции разуму. Другие считают, что человеком движут эмоции и причиной душевного недуга считают слишком большую долю разума в управлении действиями и постоянное подавление испытываемых человеком эмоций.

Другой не менее важный вопрос: зачем нужны эмоции и откуда они появляются? Одним из важнейших критериев появление у человека именно человеческих эмоций и разума является тесная взаимосвязь между детенышем человека, ребенком, и его матерью. Этот вид привязанности является сугубо человеческим, так как он основан не только на материнском инстинкте, но и на эмоциях. Эмоции — отношение, переживание по поводу чего-либо. Так и мать, услышав смех или плачь ребенка, испытывает определенные эмоции. Так же причиной появления эмоций может являться необходимость сообщить окружающим о своих потребностях, взглядах. Итак, причиной появления эмоций являются обстоятельства, которые вы не можете обойти стороной, а так же общепринятые нормы морали и воспитания.

Источник

Разум или чувства: чем руководствоваться?

Споры психологов и философов о том, чем же все-таки стоит человеку руководствоваться в жизни прежде всего – разумом или чувствами – не утихает до сих пор. Подолью и я масла в огонь размышлений.

Дело в том, что лично я руководствуюсь в этом вопросе двумя мыслями, двумя тезисами. И эти тезисы поначалу могут даже показаться противоречащими друг другу. Вот они:

  • Все чувства и эмоции создаются изначально человеком и управляются им же, особенно если он видит и осознает, как именно он эти чувства и эмоции создает.
  • Главное, чем руководствуется человек и ради чего он делает все в своей жизни – это чувства и эмоции.
Читайте также:  Что ухудшает наше настроение

И вот тут вы можете меня спросить: Денис, как же это так может быть, чтобы человек, умея создавать любую внутреннюю погоду, был при этом всецело зависим от своего эмоционально-чувственного фона?

Поясню, как я это вижу:

Для начала – скажу о логически-абстрактном мышлении, а точнее – о его полной зависимости от нашего чувственного опыта. Дело в том, что в основе любой абстракции лежит ощущение. Мы не можем воспринять ни одной логической, абстрактной модели или понятия без привязки к нашему чувственному опыту. Помните, какого физика-ядерщика называют «продвинутым»? – Того, кто может сложнейшие модели объяснить «на пальцах». Что значит «на пальцах»? – Это значит на простых, понятных даже ребенку примерах. На примерах, которые может наблюдать каждый человек в элементарной предметной реальности, данной нам в ощущениях. Помните, как Эйнштейн объяснял свой способ придумывания сложнейших теорий, в том числе теории относительности? – Я, говорит, просто представлял, как сажусь на луч света и лечу на нем, и пытался при этом сообразить, что же в таком случае может происходить со мной и вокруг меня.

Первоначальный опыт создания и использования понятий мы получаем в процессе освоения первых слов: мы называем маму – «мама», мы смотрим на предмет, из которого пьем сок, и с помощью взрослых называем это «чашка», трогаем «дерево», смотрим на «небо». Что происходит в нашем уме в этот момент? – Мы связываем конкретные чувственные образы (синеву неба, например) со звукорядом «небо». И потом, глядя на небо, мы называем его так, как его называют все в нашей культуре – «небо». Если бы жили в другой стране, называли бы его «the sky», например. Т.е. видим-то мы все одно и то же, но звукоряд, с которым мы связываем увиденное, в каждой культуре – свой. А ведь это и есть первый опыт создания «понятийной среды» в собственной голове. Это и есть начало формирования понятийного мышления. Далее мы узнаем, что одну и ту же связку чувственных образов (возникающих у нас, когда мы смотрим на небо), мы можем называть разными словами: небеса, небо, воздух, атмосфера. Эти понятия мы связываем с другими, находим их точки соприкосновения: появляются понятия «облака», «осадки», «молния», а потом – «молекулы», «разреженность воздуха», «сила притяжения», «планета». Мы всё добавляем и добавляем понятия, создавая в своем уме ветвистую систему взаимозависимых определений, и моделируем мы эту понятийную систему по ходу всей нашей жизни. Но факт остается фактом: в основе всей этой системы понятий, какой бы сложносплетенной она ни была, лежат наши, воспринятые нами когда-то чувственные образы, ощущения. Даже когда вы говорите слово «квинтэссенция», вы все равно привязываете его к знакомым вам ощущениям. А если не привязываете? – А тогда вы этого слова и не понимаете вовсе. Невозможно понять то, что не связано с собственным чувственным опытом.

Именно поэтому, когда я слышу о главенстве «логики» над «чувствами», для меня это звучит как «главенство ноутбука над электричеством»: дескать, чего там электричество, главное – мощь компьютерного железа, которым напичкан ноутбук. Да, железки тоже важны. Но без электричества, текущего по микросхемам и проводам, смысла в этой сложносоставной железке – нет. Без тока ноутбук попросту не будет работать. Так и с человеческим организмом: можно сколько угодно восторгаться красотой и мощью логики и абстракций, но если отсоединить их от чувственного опыта – останется звенящая бессмысленная пустота.

А теперь – о том, почему же эмоционально-чувственное является для человека самым главным.

Дело все в том, что за любым «логическим» решением всегда лежит решение эмоциональное. Повторюсь: за любым. Человек – не компьютер, и человек не может совершать ни каких действий и не может принимать ни каких решений, если под этими действиями и решениями нет мотивационной базы. А мотив как раз и рождается в чувственно-мотивационном поле. Вот вам пример: представьте, я бы вам сказал «создай новый файл эксель и создай на нем сложную таблицу со всеми статистическими данными по расходам электроэнергии в каждом из кварталов твоего города за последний год». Если вы не уснули от скуки во время прочтения самого этого задания, то что вы сделаете после этого? – Скорее всего, зададите вопрос «а нафига?». И правильно сделаете. Потому что вы человек, а не компьютер. Вы не подключены к постоянному источнику питания, вы запасаетесь силами и питательными веществами сами, и решение о каждом из действий принимаете исходя из связи этих действий с вашим мотивационным ядром, а не только лишь по приказу какого-то пользователя, который пришел и приказал. Т.е. вы, как человек, представляете собой живую систему, которая сама ищет себе питательные вещества, сама их перерабатывает в энергию и после этого старается максимально рачительно накопленные силы расходовать, выбирая то, что является наиболее приоритетным. Если не дробить на слишком мелкие детали весь сложный процесс образования мотивационно-подкрепленного решения, то можно сказать, что решение принимается в целом так: в первую очередь силы расходуются либо на то, что сохраняет жизнь и целостность организму (т.е. «от страха»), либо на то, что сулит мощный прилив сил и ресурсов в будущем (т.е. «к радости»). Страх и радость – это те самые полюса, по которым организм ориентируется при принятии решений о первоочередности каких-то действий. Соответственно, в каком случае вы ринетесь заполнять предложенную мной табличку? – Либо в случае, когда за неисполнение этого действия вам грозит что-то неприятное (потеря жизни или здоровья, например), либо когда за исполнение этого действия вам обещано что-то, что лично у вас вызывает радость и приятное предвкушение (большая сумма денег или еще что-то очень лично вам ценное и нужное). Если же ни угрозы, ни радости за действием не стоит, тогда… а нафига его вообще выполнять? «А смысл?» — спрашивают в таких случаях люди. Так вот, «смысл» — это слово больше из эмоциональной сферы, а не из чисто логической (потому что «чисто логической», как мы уже выяснили, не бывает вовсе). Можно сказать и так: «логика и абстракции – это производные эмоционально-чувственного опыта, они обслуживают нашу мотивационную систему, но никогда не играют роль первой скрипки».

Читайте также:  Кто больше подвержен эмоциям мужчина или женщина

Когда человек говорит «я принимаю решения только разумом и не поддаюсь эмоциям», задайте ему простые вопросы: А для чего ты принял вот это решение? А вот это следующее для чего? А потом вот это для чего? И пройдя вместе с ним к смысловому фундаменту, вы упретесь в какое-то ощущение: либо в страх («делал что-то, чтобы не случилось страшное»), либо в радость («делал что-то, чтобы было больше приятностей и радости»). А тогда – зачем говорить про «не поддаюсь эмоциям и чувствам», если изначально все на них и строится?

Другое дело, когда человек говорит про промежуточные, случайные, автоматические эмоциональные реакции. Да, есть целый набор социальных эмоций, которые рождены на базе основных состояний (на базе состояний радости/воодушевления или страха/угнетенности), но представляют собой лишь формы, оттенки этих основных состояний, и вот этими эмоциями можно и нужно управлять, модифицировать. И в этом случае мы говорим об управлении формой, но не об управлении сутью. Мы не можем выключить в себе мощные механизмы, создающие полномасштабные реакции страха или радости. Но управлять формами, которые создаются на основе этого механизма, можем вполне. Это я и называю «управление эмоциями». Большую часть нашей эмоциональной жизни составляют именно они – формы-эмоции, которые мы разучиваем вместе с другими социально-культурными шаблонами взаимодействия. Именно так из общего состояния страха появляются «отростки-формочки» типа страха публичного выступления, испуг от громкого хлопка рядом, волнение за родного человека, который всё не приходит домой, и ужас от осознания того, что ребенок вот-вот упадет с высокой горки; именно так из общего состояния радости получается восторг красками неба, радость от встречи с любимым, счастье от победы, удовольствие от поедания долгожданного арбуза, радостное предвкушение отпуска и счастье от первого «агу» малыша. Эти формочки создаются на пересечении освоенных нормативов («в этих ситуациях пугаться – это нормально», «по этому поводу радоваться – правильно»), оценок и интерпретаций («если я без денег, то мне будет нечего есть и я останусь ни с чем», «когда у меня есть любимый человек, это счастье»), телесных паттернов, привычных или воспроизводимых именно сейчас (сгорбленные плечи, «бровки домиком», напряженный живот – для страха; расправленные плечи, грудь вперед, «открытое лицо», полуулыбка – для радости) и их сочетаний. И процессом создания этих формочек – можно и нужно управлять. Нужно всего лишь осознание, внимательность и привычка это отслеживать.

Но – но! – мы в этих случаях все равно говорим не про «превосходство логики над чувствами», а про «модификацию отдельных фрагментов нашей эмоциональной жизни с помощью логики и разума».

И вообще, я думаю, пора уже перестать делить человеческую личность на «разум» и «чувства», потому что само это разделение вносит больше неразберихи, чем порядка. Ведь, как мы уже говорили выше, разделить то, что изначально является частями одной и той же системы, — это значит запутывать себя еще больше и множить проблемы, а не решать их. Логика и абстракции, которые мы используем, изначально построены на чувственно-эмоциональном опыте, а сложносоставные эмоциональные формы, в свою очередь, могут быть легко скорректированы при участии логики и абстракций (которые позволяют корректировать целые пласты мировоззрения, наводя там нужный порядок и очищая личность от вредных мировоззренческих наводок со стороны). Вот и хорошо 🙂

Источник

Оцените статью