Эмоции у годовалого ребенка

Развитие эмоциональной сферы детей в возрасте с 1–3 лет

Лариса Сордия
Развитие эмоциональной сферы детей в возрасте с 1–3 лет

В раннем возрасте дети уже умеют демонстрировать большой спектр эмоций: радость, страх, горе, интерес, восторг, гнев, и т. д. Задача родителей – показать им, как правильно управлять своими эмоциями и понимать свое состояние. Эмоциональное развитие детей раннего возраста зависит от того, в какой среде живет малыш.

Важно помнить, что отношения между родителями являются своеобразным шаблоном для него. Малыш перенимает их, использует для общения с другими. В возрасте 1-3 годика малыши способны на очень глубокие эмоции, которые трудно подавлять. Это особенность их психического развития. Эмоции очень важны для нормального функционирования психики. Каждый день в жизни ребенка должно быть что-то новое, способное подарить уникальные впечатления.

ВАЖНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Эмоции — одна из составляющих личности человека. Их можно сдерживать или демонстрировать слишком ярко. Так или иначе, эмоции окрашивают нашу жизнь. Они необходимы для правильного развития психики человека.

Причем речь идет не только о маленьких детях. Нам всем нужны эмоции, эмоциональные переживания. Где их взять? Все то, что мы видим, слышим, пробуем, с кем общаемся, приносит нам впечатления, вызывает чувства. Так функционирует нормальная психика.

Если же взрослого или малыша ничего не радует, не удивляет, не расстраивает, это не нормально. Такое состояние ведет к психической стагнации. Мир окрашивается лишь в серый цвет, пропадает стимул стремиться к чему-то, добиваться. Ведь нет радости от победы, нет гордости за свои достижения, не печалят и потери. Такая ситуация несвойственна для человека и очень опасна для психики.

В детстве малыши очень любознательны. Любая мелочь может произвести на них впечатление. Психика учится, начинает активно функционировать. Для детей раннего возраста характерны очень яркие эмоции.

Если в этот момент (1-3 года) подавлять эмоциональные переживания, лишать малыша вОсобенности детей 1-3 лет

Психическое развитие ребенка идет полным ходом.В этот период психическая деятельность характеризуется некоторыми особенностями:

• дети очень эгоистичны, для них существуют только собственные желания и интересы;

• деятельность направлена на поиск и получение удовольствия;

• важны только сиюминутные желания, нет планирования;

• плохо развита эмпатия, отсутствует способность переживать или радоваться за другого человека;

• нет самоконтроля, неустойчивое эмоциональное состояние, может переходить от радости к истерике;

• агрессивная реакция на трудности или невозможность получить желаемое.

В жизни малыша присутствует огромный спектр эмоций – от счастья и радости до обиды и гнева. Эмоций даже больше, чем у взрослого. Единственная проблема – малыш еще не умеет сдерживаться.

Для ребенка любое переживание имеет одинаковую эмоциональную силу. Дело в том, что его мозг воспринимает любое состояние как постоянное. Взрослому это тяжело понять. Например, вы хотите есть. Вы отлично понимаете, что нужно только добраться до дома, а там вас ждет ужин. Ваш голод — временное состояние.

В подобном случае малыш может от голода впасть в сильную тревогу, истерику, плач. Его мозг воспринимает сиюминутный дискомфорт как перманентный. Проще говоря, ему кажется, что так он будет чувствовать себя всегда. Дело в том, что у малышей раннего возраста еще недостаточно опыта для решения таких ситуационных задач. Поэтому детские слезы всегда такие искренние, а переживания глубокие. То же самое происходит и в моменты радости.

Эмоциональный климат дома

На эмоциональное развитие крохи влияет домашняя атмосфера. Он еще не всегда понимает, что происходит, но хорошо чувствует изменение настроения родителей. Дети улавливают мимику, жесты, перемену тона разговора.

Конечно, желательно, чтобы дома были ровные любящие отношения между родителями и членами семьи. Тогда развитие эмоций и психики будет следовать правильному образцу. Потом, попав в общество других детей и взрослых, малыш будет вести себя так, как привык, как научился от своих родителей и ближайшего окружения.

К 2-3 годам могут возникать аффективные реакции. Контроль гнева еще недостаточно развит. Тут нужно понимать, что если дома родители тоже не умеют контролировать свои негативные чувства, то ребенку очень тяжело будет научиться этому.Он видит пример: агрессию, злобу, проявления грубой силы. Для него это становится эталоном решения многих бытовых проблем. Очень важно, чтобы родители могли на своем примере показать, как правильно реагировать в сложной ситуации.

Эмоции

Развитие эмоций важно для того, чтобы малыш мог жить в обществе, по его законам. Без эмоционального общения не может быть дружбы, любви, не получится построить даже самые простые отношения. Конечно, у крохи впереди еще много лет, чтобы научиться всему.

Читайте также:  Прикольные гифки для поднятия настроения с добрым утром ржачные

В 1-3 года родителям нужно уделять особое внимание эмоциональному развитию. Благодаря тому, что малыш испытывает положительные эмоции, происходит стимулирование памяти, речи. Еще до 1 года мамы и папы должны обеспечить малышу покой и уют, эмоциональное равновесие. Это несложно, ведь родители подходят к кроватке малыша с улыбкой, ласковыми словами. При их появлении он очень скоро начинает испытывать первые приятные впечатления.

Совершено нормально, если маленький ребенок любопытен, жизнерадостен. В этом возрасте большинство эмоций положительные – так и должно быть. В 1-3 годика не должно быть каких-то особенных страхов, тревожности – это говорит о том, что с психикой происходят нежелательные перемены.

Сейчас мы только учим детей сопереживанию. Им еще непонятно, как это — переживать за другого человека. Качественное развитие эмпатии уже началось, но только к 4-5 годам они смогут использовать ее. В детском садике уделяется много внимания данной теме. Дети общаются между собой, дружат, ссорятся. Они начинают понимать другого человека лучше только после длительного общения. Тут большое значение имеют совместные игры детей.

Начиная с возраста 2 лет малыши стараются получать удовлетворение от своей деятельности. Появляются новые эмоции, такие как гордость за достижения, желание быть первым. Только к 3-4 годам это желание станет осмысленным, а пока что ребенку просто нравится в чем-то быть лучше. Играя с родителями в догонялки, он стремится быть быстрее, добежать первым. Когда это получается, малыш испытывает радость.

Игры между детьми тоже носят легкий состязательный характер. Одновременно с этим развивается воля. Конечно, пока еще волевое развитие только начинается. Малыши не умеют контролировать себя. Настойчивость проявляется, только если речь идет о выполнении какого-либо желания.

Уже к 2 годам для малыша важно одобрение взрослых. Он обычно криками и жестами привлекает внимание к тому, что сделал. Нет ничего плохого в том, чтобы похвалить кроху. Это стимулирует его повторить правильное действие. «Успех» приносит ему радость – малыш готов каждому новому человеку показывать, как он сам кушает ложечкой, завязывает бантик или надевает сам ботиночки.

Тут главное не переступать грань. Хвалить постоянно лишь за 1-2 действия неправильно. Он совершает действие — получает бурные похвалы. Ребенку тогда не хочется учиться новому. Лучше похвалите его несколько раз, давая закрепить результат, а затем переставайте. Тогда у него будет стимул вновь заслужить похвалы — получить удовольствие, удовлетворение. Позитивные эмоции стимулируют развитие.

Развитие эмоциональной сферы

Нормальное эмоциональное развитие детей раннего возраста благотворно влияет на становление личности. С помощью своих эмоций малыш создает свое «я».Для этого необходимо:

• психическое и интеллектуальное развитие;

• новые впечатления (прогулки по парку, походы в детский театр);

• общение со сверстниками (дети учатся друг у друга);

• новая информация (малыш познает мир).

Родителям необходимо обеспечивать для ребенка позитивные изменения. Например, в выходной день погуляйте с ним по городу, сходите в парк, поиграйте вместе. Многие родители сильно устают – они включают детям мультики и занимаются своими делами. Такой опыт не самый позитивный. Сейчас основная масса эмоцийидет от живого общения с:

• детьми разного возраста.

Но малышу нужно научиться общаться. Покупая ему слишком много игрушек, давая возможность неограниченно смотреть телевизор, играть на телефоне, вы ограничиваете его эмоциональное развитие. Сейчас игрушки уже не вызывает так много радости у детей, как раньше. Они говорят, поют, танцуют – пропадает необходимость использовать воображение.

Дети радуются только моменту подарка, но скоро наступает эмоциональное пресыщение. Игрушки — это хорошо, однако ничто не заменит игр с другими детьми, от которых каждый раз море эмоций – от самых позитивных до негативных (ссоры, обиды). Сейчас важны все эмоциональные переживания.

Общаясь, мы получаем эмоциональный отклик. Даже взрослый человек, лишенный нормального общения с другими, постепенно теряет способность к эмпатии. Его начинают заботить только свои проблемы, а на переживания других он смотрит равнодушно. Очень плохо, если малыш в раннем возрасте ограничен в общении. Он просто не сможет научиться эмоциональной связи с людьми.

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.

Читайте также:  Как выразить настроение погоды

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Интегрированное занятие по развитию эмоциональной сферы детей старше-подготовительной группы «Путешествие в мир театра» «Путешествие в мир театра.» Цель занятия: развитие эмоциональной сферы детей с использованием театрализованной деятельности. Задачи: — развитие.

Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : — продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения» Предлагаю Вашему вниманию мастер – класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения».

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Источник

Годовалый ребенок – отражение ваших эмоций

Начала, заложенные в детстве человека,
похожи на вырезанные на коре молодого
дерева буквы, растущие вместе с ним,
составляющие неотъемлемую часть его.

Когда я впервые увидела Василису, она показалась мне угрюмым, меланхоличным, малоподвижным ребенком, с грустными глазами и статичной мимикой. Глядя на нее, самой становилось как-то тоскливо. Я человек жизнерадостный, целеустремленный, с активной жизненной позицией, поэтому с воодушевлением принялась за работу няни. Первоначально мне захотелось развеселить годовалого ребенка. Я попросила маму Василисы, включать в течение дня какую-нибудь веселую музыку. Мама охотно откликнулась и купила дочери диск с детскими песенками. И вот уже на второй день моего общения с девочкой мы включили этот диск, заиграла музыка и ребенок ожил. Мы вместе с мамой, пританцовывая и показывая различные движения, стали подбадривать юного танцора:

– Чижик-пыжик, чижик-пыжик, как не стыдно ай, ай, ай! – доносился голос из динамика.

Василиса расплылась в уморительной улыбке, покачивая корпусом, отклячив попу, дергалась из стороны в сторону.

Периодично, в течение дня, я рассказывала ей всякие стишки: «Мишка косолапый», «Гуси-гуси, га, га, га», «Идет коза рогатая», «Водичка, водичка, умой мое личико» и т.п., сопровождая декламацию эмоциональными интонациями и подходящими движениями. Подкидывала, прихлопывая в ладоши, мячик над головой, жонглировала мягкими игрушками, катала диски от большой пирамидки по полу и т.д. Улыбка не сходила с лица малышки. Она за какие-то три дня стала веселой, жизнерадостной и даже какой-то хулиганистой.

В чем же дело, что произошло с ребенком за столь короткое время? Оказывается, до меня у Василисы была другая няня – женщина в возрасте меланхоличного типа уставшая от жизни, недовольная работой и со слабым здоровьем. Несложно представить, как с таким набором жизненных установок, она общалась с годовалым ребенком. Девочка нервничала, мало спала и плохо ела.

К концу первого года жизни у детей, обычно, исчезают признаки неврозов, приобретенные во время беременности и родов. Если в семье все хорошо и нет никаких поводов для приобретения новых неврозов, ребенок меньше беспокоится по ночам, крепче спит, хорошо ест. В семьях, где родители, бабушки и дедушки конфликтуют между собой, ребенок хоть и не понимает, но эмоционально воспринимает конфликт, испытывая острое чувство беспокойства. Семья Василисы – очень дружная, спокойная, благополучная, родители – люди занятые, все время работают, поэтому близким человеком на период их отсутствия для девочки стала няня. Эмоциональное напряжение близкого человека, будь то мама, папа, бабушка, дедушка, няня и т.п. сразу передается ребенку, неблагоприятно отражаясь на его самочувствии, вот почему Василиса отказывалась от пищи, беспокойно спала днем, была малоподвижна и угрюма.

Проявлению эмоций дети в возрасте от одного до трех лет учатся у близкого взрослого, подражают мимике, движениям, его звуковым интонациям (смеются, хмурятся, плачут), быстро заражаются чувствами.

Читайте также:  Реклама что ты чувствуешь

– Пэу! – говорит мама Василисы, пиная мячик.

– Пэу! – тут же воспроизводит малышка.

Включаем музыку, начинаем танцевать:

– Василиса, давай покружимся, – показываю, как надо кружиться, ребенок тут же подхватывает и вращается вокруг своей оси.

– Фонарики, фонарики, – кружась, я поворачиваю из стороны в сторону поднятые кисти рук. Василиса моментально поднимает ручки вверх и крутит ладошками.

Я очень осторожно наблюдала за Василисой, беспокоясь, как бы общаясь со мной, ребенок не стал гиперактивным после длительного пребывания в меланхолии. Сначала она и правда стала очень активной, везде лезла, куда ранее ей было запрещено, раскидывала игрушки, позволяла себе некоторые вольности. Когда я кормила ее супом, все время рассказывала какие-нибудь прибаутки, вскоре ребенок начал воспринимать обед как баловство: плевалась, издавала непонятные звуки, размазывала суп по столику, а потом терла грязными ручками лицо и волосы, такой чумазик получался отвязный. Спать идти не хотела, капризничала, долго ворочалась, но спала хорошо, по два с половиной часа.

Поначалу я даже испугалась столь резкого изменения в поведении, поделилась своими опасениями с мамой, которая меня успокоила: при ней дочь вела себя хорошо, стала очень веселая, жизнерадостная, теперь всем гостям хвастаются, как Василиса угарно танцует. Но я все-таки решила поэкспериментировать. На другой день я поумерила свой пыл и была спокойна как удав, не смеялась громко и не выкрикивала прибаутки. Но ребенок все равно был настроен игриво, видимо, такую реакцию я у нее вызывала. Она настаивала на своем и капризничала, если я вела себя не так, как она хотела. Видимо, девочка каким-то образом почувствовала, что я внутренне беспокоюсь в поисках выбора подходящего настроения для общения с ней. Притирка друг к другу шла месяц.

Не скрою, что я тоже живой человек и настроение у меня также меняется каждый день. Были случаи, что я приходила в подавленном настроении, и ребенок это как-то чувствовал, тогда она мало спала днем, нервничала. Порой, я приходила в приподнятом настроении, и мы бесились как оголтелые, после чего ребенок крепко засыпал. Вскоре я нашла золотую середину, освоилась, стала уверенной и сдержанной, в меру веселья, в меру тишины, в меру тревожности и в меру спокойствия. Василиса стала меня воспринимать, как родную. Иногда, она упорно настаивала на чем-то своем, но меня не проведешь, командую здесь все-таки я! Баловать ее я тоже не собиралась, поэтому порой изображала полное равнодушие к ее капризам, и девочка поняла, где можно проявлять упрямство, а где нет. Так мы выстроили партнерские отношения, подстроившись друг под друга. За обедом я так же выбрала спокойную тактику: это прием пищи, а не развлечение, поэтому никакого шума и прибауток, покушаем, потом будем играть. К новому обряду приема пищи девочка тоже вскоре привыкла, поэтому у нее теперь чистый столик и суп не размазан по всему лицу. Но, если у меня вдруг появлялись какие-то гнетущие мысли, я тщательно их скрывала, рядом с ребенком я беззаботна и беспечна, а волю своим негативным эмоциям буду давать в другом месте. Мама Василисы осталась довольна моей работой.

Если ребенок здоров, то в годовалом возрасте у него нет повода быть тревожным и неуравновешенным. Причину беспокойства надо искать в ближайшем окружении малыша, это может быть вечно недовольная бабушка, ревнивый старший брат или задерганная няня. Когда близкий человек раздражителен, тревожен, постоянно фыркает, дергается, это состояние незримо передается ребенку. Если негативные чувства сопровождают малыша с самого рождения, то он, вырастая, будет вести себя очень нервно и неустойчиво. Поэтому родителям по возможности необходимо оградить ребенка от проявления негативных эмоций, создав доброжелательную атмосферу вокруг драгоценного чада, так как основы эмоционального развития ребенка закладываются именно в этом возрасте. От того, какие эмоции наиболее часто испытывает ребенок в раннем детстве, зависит, насколько успешно он будет строить в будущем отношения со сверстниками. Если взрослые поддерживают ребенка, принимают его, сопереживают его неудачами и радуются успехам, при этом оставаясь справедливыми и в меру строгими, ребенок чувствует себя уверенно, а это приводит к нормальному развитию личности. Такие дети легко адаптируются в детском коллективе и доброжелательны к окружающим.

Источник

Оцените статью