Эмоции цвет дети ребенок

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЭМОЦИИ ДЕТЕЙ

ЭМОЦИИ ОСОБЫЙ КЛАСС СУБЪЕКТИВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих отношение человека к миру, людям, к процессу и результату практической деятельности. Эмоции включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности, практически от самого рождения, сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Главная функция эмоций состоит в том, что благодаря им мы лучше понимаем друг друга. Характер основных эмоций (радости, гнева, печали, страха, отвращения, удивления) является врожденным, а способность к пониманию экспрессии обусловлена генетически.

Эмоции неотделимы от личности и связаны с потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности в познании, общении, самосовершенствовании. По эмоциям можно определенно судить о том, что в данный момент волнует человека, является актуальным.

Особенно ярко эмоции проявляются в художественном творчестве. Многие психокоррекционные упражнения, психодиагностические методики связаны с рисованием, цветом. Хорошо известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Мы видим мир многоцветным. Цвета радуют, тревожат, возбуждают, успокаивают или погружают в печаль – по-разному воздействуют на человеческую психику.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА И ВЫБОР ЦВЕТА

Свойства цвета

Свойства каждого цвета можно рассматривать на трех уровнях: универсальном, культурном и личностном.

Универсальные свойства связаны с тем, что цвет является частью видимого спектра и воздействует на живые организмы.

Культурные факторы, включая место жительства человека и социально-экономические условия его существования, определяют избирательное отношение к цветам.

Личностный уровень цветовосприятия заключает в себе определенную систему ассоциаций, которую человек формирует с каждым цветом, а также с различной степенью предпочтения разных цветов.

Характеристика цветов

Характеристика цветов включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета. В основе трактовки лежит социально-историческая символика цветов.

Ночь, символом которой является синий цвет, издревле несла человеку покой, расслабление, сон. Солнце, яркость зарождающегося дня (желтый цвет) вызывали надежду, побуждали к активности. Красный цвет – окраска цветов, плодов, крови – отражал охотничьи инстинкты, стремление к обладанию благами жизни. Зеленый – цвет травы, кустарников, деревьев – мог служить символом защиты, маскировки, затаенности, серый – как отсутствие цвета – разделения, отгораживания. Черный цвет символизировал отрицание ярких красок жизни и самого бытия, коричневый – смешение цветов – стремление к комфорту, уюту. Фиолетовый – символ иррациональности, нереалистичных желаний.

Исследования последних лет внесли некоторые коррективы в историческую символику. Опыт показывает, что первый выбор цвета соответствует преобладающим тенденциям потребностной сферы, которая связана с эмоциональными переживаниями.

Синий

Синий – потребность в глубокой привязанности как инструмент достижения внешней защиты, эмоционального комфорта, покоя.

Зеленый

Зеленый – потребность в отстаивании собственной позиции, оборонительности, агрессивность защитного характера.

Красный

Красный – потребность в достижении, обладании, лидировании, наступательная агрессивность «завоевателя», целенаправленность, высокая поисковая активность.

Желтый

Желтый – потребность в эмоциональной вовлеченности и защищенности в социальном плане; яркость переживаний и общение как необходимый процесс, избегание ответственности.

Эти потребности являются основой, представляют собой самые главные человеческие потребности, актуализации которых необходима для нормального существования человека.

Фиолетовый

Фиолетовый – потребность в уходе от реальной действительности, иррациональность притязаний, нереальные требования к жизни, субъективизм, индивидуалистичность, эмоциональная незрелость. (Этот цвет можно не предлагать для выбора детям, так как он сам по себе диагностирует «деткость».)

Коричневый

Коричневый – потребность в снижении тревоги, стремлении к психологическому и физическому комфорту.

Читайте также:  Чем дольше спишь тем хуже себя чувствуешь

Черный

Черный – потребность в независимости через протест, негативизм по отношению к любимым авторитетам, давлению извне.

Серый

Серый – потребность в успокоении, отдыхе, пассивность.

Эти потребности не главные. Они выходят на первый план как вынужденная, охранительная реакция на невозможность реализации первичных потребностей и связаны с защитными механизмами, направленными на противодействие тревог, давлению извне, усталости, уход от неприемлемых отношений или ситуаций в бездействие, протест, мир фантазий.

Основные принципы цветовых выборов детей

Нельзя сделать однозначное объективное заключение о состоянии эмоциональной сферы лишь по цветовому выбору, однако некоторые предположения об актуальном состоянии человека сделать можно. Используя основные принципы цветовых выборов, можно изучать эмоциональное состояние ребенка, который часто не может сам рассказать о своих чувствах, желаниях, потребностях.

Полезными ориентирами в работе с ребенком являются цвета, выбранные для рисунка. Однако имеют значение не сами цвета как таковые, а тот контекст, в котором они используются на рисунке. Ненормальное употребление или злоупотребление цветом или цветовой комбинацией помогает глубже понять эмоциональное состояние ребенка.

В то же время при толковании символики цвета необходимо учитывать, что у детей бывают цветовые причуды, современные цветовые пристрастия, находящие отражение в их рисунках. Кроме того, цветовые предпочтения изменяются в зависимости от возраста. Дети помладше отдают предпочтение теплым тонам красного и желтого цвета, дети постарше тяготеют к использованию прохладных тонов – синего и зеленого, все меньше отдавая предпочтения желтому цвету. Красный цвет доминирует на протяжении всех стадий жизни.

И самое главное – нужно остерегаться «слепого» анализа детских рисунков. Необходимо дать ребенку возможность объяснить смысл изображенного, а общие взаимосвязи использовать в качестве возможных гипотез, но при этом не навредить.

P . S . Если Вы хотите узнать цвет настроения Вашего ребенка – поиграйте с ним в игру «Радуга». Суть ее заключается в том, что малыш должен выбрать, на какой из восьми предложенных цветов больше всего сейчас похоже его настроение.

Может быть, эта игра станет вашим утренним (вечерним, воскресным) ритуалом и поможет найти ключик к доверию Вашего ребенка.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА С РЕБЕНКОМ «РАДУГА»

Цель: активизировать внимание взрослых к эмоциональной сфере детей.

Что это может значить?

Потребность активно действовать и добиваться успеха, стремление к доминированию; противодействие; возбуждение.

Дайте возможность ребенку реализовать себя в подвижных играх, труде. Хороши соревнования как спортивные, так и интеллектуальные. Хвалите его; негативные проявления гасите, не допускайте грубости, агрессии.

Потребность в самоутверждении, признании; настойчивость, упорство, уверенность.

Самое время заняться выработкой каких-либо умений, навыков. Можно вернуться к тому, что долго не получалось. Главное – положительный эмоциональный фон и Ваша уверенность в успехе.

Желание нравиться; веселость, стремление к общению; надежды на лучшее; эмоциональная неустойчивость.

Создайте доброжелательную обстановку, поговорите с ним, поиграйте, не важно о чем и как. Вашему ребенку хорошо, и если Вы разделите его радость – он будет счастлив.

Потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности.

Пришло время отдохнуть от забот. Приласкайте Вашего малыша, ему хочется тепла, уюта, спокойных игр, сказок и чтобы мама был рядом.

Эмоциональная напряженность, желание уйти из неблагоприятной обстановки; потребность в отдыхе.

У Вашего малыша нет сил сопротивляться напору неприятных переживаний. Будьте внимательны – ему одному не справиться. Очень нужны Ваше сочувствие, понимание, забота.

Протест, нетерпимость к окружающим, противодействие внешнему давлению; может быть чувство безнадежности.

Необходимо тщательно проанализировать последние события, в которые был вовлечен ребенок. Ему плохо. Капризы, непослушание, агрессия не возникают на пустом месте – когда-то были брошены семена. Постарайтесь разобраться бережно, терпеливо, не повредите ростков личности.

Читайте также:  Как избежать стресс ребенка

Эта игра поможет Вам более внимательно относиться к ребенку, уважать его потребности, эмоциональное состояние, бережнее относиться к его внутреннему миру. Успехов Вам!

Источник

Консультация педагога-психолога «Цвет в детском рисунке»

денисова ольга
Консультация педагога-психолога «Цвет в детском рисунке»

Совет от психолога

Цвет в детском рисунке

Примерно до 5-6 лет цвет является для ребёнка в большей степени средством выразительным, чем изобразительным. Поэтому цветовая палитра рисунка и в этом возрасте, и даже позже выбирается не случайно.

Психолог и исследователь Макс Люшер впервые доказал, что выбор цвета отражает психическое и физическое состояние человека. Он определил символические значения цветов и предложил по любимому цвету определять характер ребёнка, психологический тип его личности и даже эмоциональную обстановку в семье.

Конечно, он встречается в рисунках очень редко, но если ребёнок явно проявляет любовь к белой краске, о нём можно сказать, что он эмоционально и духовно развит, чувствителен, склонен к философским размышлениям и замкнут.

Голубой – символ мечты, свободолюбия и беззаботности. Этот цвет обычно предпочитают мальчики.

Жёлтый цвет вызывает положительные эмоции и о фанате этого цвета можно сказать, что он свободолюбив, любознателен, оптимист, фантазёр и большой оригинал. У него развито воображение, присутствуют лидерские качества, в то же время он может оказаться безответственным. Ребёнок чувствует себя комфортно в своём окружении, хотя вынужден постоянно бороться за право быть другим, отличаться от большинства.

Зелёный – символ настойчивости и даже упрямства, независимости, любознательности, уравновешенности, благородства и честолюбия. Предпочитающим в своих рисунках тёмно-зелёный цвет детям недостаёт внимания и любви. Если ситуация не изменится, ребёнок вырастет замкнутым, скрытным, боящимся любых перемен, апатичным. Но у такого ребёнка высокий интеллект и развитая фантазия.

Коричневый вызывает отвращение, чувство дискомфорта и другие отрицательные эмоции. Поклонники этого цвета стараются создать вокруг себя собственный мир, надёжный, но не приносящий тепла и нежности. Родителям следует выяснить причину, по которой их ребёнок стремится отгородиться от реальности.

Красный цвет противоречив. С одной стороны, он агрессивен, символизирует раздражение и гнев. С другой стороны, говорит о здоровье и силе. Его предпочитают люди энергичные и эмоциональные, самостоятельные, целеустремлённые, общительные, открытые. Часто фанатам красного цвета присущи эгоизм и лидерские задатки. Внезапная любовь к красному у скромного ребёнка означает напряжение, агрессию. Возможно, такому ребёнку требуется отдых – как физический, так и эмоциональный.

Цвет девочек, символ нежности, чувственности, слабости и одиночества. Любящий лиловый цвет ребёнок живёт в собственном мире.

Оранжевый цвет означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Выбор этого цвета свойственен детям открытым, эмоциональным, общительным, весёлым, непосредственным, часто меняющим своё мнение и увлечения. Неустойчивость нервной системы такого ребёнка делает его вспыльчивым и плаксивым.

Ещё один «женский» цвет, который, как и лиловый, ассоциируется с нежностью, а также с робостью, женственностью и эмоциональностью. Поклоннице розового требуется повышенное внимание, ей жизненно необходимо чувство безопасности. Следует насторожиться родителям мальчика, который часто выбирает розовый карандаш. Это может говорить о неприятии его в коллективе, настороженности, слабости, замкнутости.

Серый – это пустота, безразличие, грусть, тревога. Цвет простого карандаша – отсутствие всякого цвета, тревожный сигнал. Фанат серого, как правило, тихий, «невидимый» ребёнок, зависимый от взрослых, не умеющий и не желающий учиться общаться.

Этот цвет ассоциируется у психологов с тревогой, концентрацией, потребностью в покое. Синий – в некотором смысле противоположность красному. Ребёнок, у которого синее не только небо и море, но и деревья, и солнце, и люди, — спокойный, неторопливый, обстоятельный, склонен к размышлениям, любит порядок и последовательность. Бывает, дети выбирают краски и карандаши синих оттенков, когда ищут покой.

Читайте также:  Психологическая коррекция эмоционально волевой сферы ребенка

Фиолетовый – цвет фантазёров, людей творческих, с отличной интуицией. В то же время, он может говорить о незрелости эмоциональной и интеллектуальной, что свойственно маленьким детям. Этот цвет тайны предпочитают ранимые и скрытные дети, ощущающие эмоциональное напряжение.

Пожалуй, наибольшую озабоченность вызывает у родителей появление в детских рисунках чёрного цвета в больших количествах. И не зря, ведь он означает депрессию, враждебность, протест и чувство безнадёжности. Дети, рисующие чёрным, переживают стресс, им необходима забота и обязательно – консультация психолога.

Можно также обратить внимание на то, какие в целом оттенки чаще всего использует ваш ребёнок в своём творчестве.

Пастельные тона – это знак спокойствия, зависимости, инфантильности. Их, а также тёмные оттенки, любят тихие и скромные дети.

Хорошо, когда ребёнок чаще рисует и раскрашивает такими цветами, как розовый, жёлтый, оранжевый, синий, голубой и зелёный. Эти цвет говорят о спокойствии и положительном настрое.

Не делайте ошибки, пытаясь найти в рисунке вашего ребёнка все цвета и, таким образом, приписав ему все возможные состояния и проблемы. Цвет имеет значение лишь когда он преобладает или когда выделяется на фоне остального рисунка. А также, если конкретный цвет используется при изображении одного и того же человека на разных рисунках.

И, конечно, не стоит беспокоиться, если вы сегодня нашли в рисунке своего ребёнка что-то настораживающее. Волноваться стоит тогда, когда определённый цвет или цветовая гамма используются постоянно на протяжении более чем двух недель.

Кроме того, любые сделанные по рисуночным тестам выводы – это лишь предположения, подтвердить или опровергнуть которые может только опытный специалист на основании полноценного обследования.

Консультация «Роль педагога-психолога в детском саду» Говорят, что все мы родом из детства. …Из такого прекрасного, маленького, волшебного, и такого короткого кусочка из всей киноленты в нашей.

Консультация педагога-психолога для родителей «Укрепляем иммунитет осенью» Консультация педагога-психолога для родителей: «Укрепляем иммунитет осенью» 1. Проследите, чтобы у ребенка был хороший сон Режим дня.

Фотозарисовка «Цвет как способ выражения в детском рисунке» Знакомясь с публикацией Натальи Сергеевны Поповой о картинах В. В. Кандинского, событиях жизни, которые привели художника к абстракционизму,.

Консультация педагога-психолога для воспитателей ДОУ «Если ребенок кусается» Консультация педагога-психолога для воспитателей ДОУ «Что делать воспитателю, если ребёнок кусается…» Увидеть, что ребенок обижает других.

Консультация педагога-психолога для педагогов «Дошкольник и мир социальных отношений» Консультация педагога-психолога МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 10 «Сказка» для педагогов по теме: «Дошкольник и мир социальных.

Консультация педагога-психолога для родителей «Развитие творческих способностей ребенка» Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов.

Консультация «Арт-терапия как метод работы педагога-психолога в ДОУ» Методическое объединение на тему: «Арт-терапия как метод работы педагога-психолога в ДОУ» (выступление из опыта работы) подготовила.

Консультация педагога-психолога «Ребенок ворует. Как быть?» Почти каждый ребенок хотя бы один раз пробует что-нибудь украсть. И во многом от реакции взрослых зависит, чем станет для ребенка эта ситуация.

Консультация педагога-психолога «Воспитание начинается с семьи» Выступление педагога-психолога на тему: «Воспитание начинается с семьи» Цели: Обратить внимание родителей на моменты воспитания ребёнка.

Тренинг педагога-психолога на родительском собрании в детском саду во второй младшей группе «Давайте знакомиться» Выступление психолога на родительском собрании в младшей группе «Давайте знакомиться»Цель: выстраивание отношений родителей и ребенка.

Источник

Оцените статью