Лекция 14. Воля. Эмоции.
Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это — способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений. Основные признаки волевого акта : а) приложение усилий для выполнения волевого акта; б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта; в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения; г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя. В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью. Видимо, такое положение с изучением воли связано с ведущейся еще с начала XX века борьбой между реактивной и активной концепциями поведения человека. Для первой концепции понятие воли практически не нужно, ибо ее сторонники представляют все поведение человека как реакции человека на внешние и внутренние стимулы. Сторонники же активной концепции человеческого поведения, которая в последнее время становится ведущей, поведение человека понимают как изначально активное, а самого человека наделенным способностью к сознательному выбору форм поведения.
Волевая регуляция поведения. Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении. Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т.е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием. На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения), энергичность и др. Это — первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенческих актов. Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, волевые качества: решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения), смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе . Эти качества следует рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образом связанные с нравственными: ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении), обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину), организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей) и т. д. Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т. е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий. Волевые действия можно подразделить на простые и сложные . В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намерения его осуществить, составление плана его осуществления и т. д. Развитие воли у человека связано: а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные; б) с приобретением человеком контроля над своим поведением; в) с выработкой волевых качеств личности; г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени. Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным качествам.
Свобода воли и личностная ответственность. Рассмотрение психологической трактовки личности предполагает истолкование феномена духовной ее свободы. Свобода личности в психологическом плане — это, прежде всего свобода воли. Она определяется по отношению к двум величинам: по отношению к витальным влечениям и по отношению к социальным условиям жизни человека. Влечения (биологические импульсы) преобразуются в нем под влиянием его самосознания, духовно-нравственных координат его личности. Более того, человек — это единственное живое существо, которое в любой момент может сказать «нет» своим влечениям, и которое не должно всегда говорить им «да» (М. Шелер). Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен, занять позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обусловливают его полностью. От него — в пределах его ограничений — зависит, сдастся ли он, уступ» ли он условиям (В. Франкл). В этом плане свобода — это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, или уступить злу (Ф. М. Достоевский). Однако свобода — это лишь одна сторона целостного феномена, позитивный аспект которого — быть ответственным. Свобода личности может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности (В. Франкл). Человек обречен на свободу и, вместе с тем, не может уйти от ответственности. Иное дело, что для многих людей спокойствие оказывается дороже свободного выбор между добром и злом, и поэтому они с готовностью «списывают» свои грехи (неблагородные поступки, подлость, предательство) на «объективные условия» — несовершенстве общества, плохих воспитателей, неблагополучность семей в которых они выросли, и т. п. Марксистский тезис о коренной зависимости добра и зла в человеке от внешних (социальных) условий всегда был предлогом для ухода от персональной ответственности.
Виды и роль эмоций в жизни человека. Под эмоциями понимают, с одной стороны, своеобразное выражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающей действительности в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного (эмоции в широком значении слова), а с другой — лишь реакция человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, связанная с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей (эмоции в узком значении слова). Через эмоции как систему сигналов человек узнает о потребностной значимости происходящего. Эмоции могут быть положительными , связанные с переживанием приятного, и отрицательными , когда переживается неприятное; стеническими , повышающими активность личности, и астеническими , снижающими ее активность. Эмоции подразделяются на эмоциональный тон ощущений, эмоции в узком смысле слова (о чем говорилось выше), и чувства. Некоторые авторы в этот же ряд ставят и аффекты. Эмоциональный тон ощущений — это непосредственные переживания, сопровождающие отдельные ощущения (например, температурные, вкусовые, слуховые) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. Чувство — отражение в сознании человека его отношений к действительности, которые возникают при удовлетворении или неудовлетворении ваших потребностей. По направленности чувства делятся на: моральные (переживания, связанные с отношением человека к социальным учреждениям, к государству, определенной партии, к другим людям, к самому себе — любовь, ненависть и т. д.), интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью — сомнение, уверенность, любознательность и т. д., любовь к истине как вершина интеллектуальных чувств), эстетические (переживание прекрасного или безобразного, проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни — чувство красоты или безобразия, чувство величественного и т. д.). Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, возникшее в связи с резким и неожиданным изменением актуальных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождающиеся явно выраженными двигательными и висцеральными (внутриорганическими) проявлениями. Многие авторы выделяют и практические чувства, связанные с трудом, учением, спортом. Интеллектуальные, эстетические, практические чувства возникают вместе с нравственными и обогащаются за счет последних. Определим еще некоторые понятия, характеризующие человеческие эмоции. Амбивалентность — несогласованность, противоречивость переживаемых эмоций к определенному объекту (любовь, ненависть, радость и горе и т. д.). Апатия — вызванное утомлением, тяжелым переживанием или болезнью эмоциональное состояние безразличия, упрощения чувств, равнодушия к событиям окружающей жизни, ослабления побуждений. Депрессия — подавленное аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, снижением побуждений, заторможенностью интеллектуальной деятельности и двигательных реакций. Настроение — сравнительно устойчивое переживание каких-либо эмоций. Страсть — сильное, стойкое и всеохватывающее чувство, главенствующее над другими чувствами человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Стресс (эмоциональный) — эмоциональное состояние, возникшее в ответ на разнообразные экстремальные действия (стрессоры) — угрозу, опасность, обиду и т. д. Эмпатия — сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение, в чуствование в эмоциональный мир другого человека.
Теории эмоций. Необходимо отметить, что число психологических теорий эмоций не существует. Все они затрагивают физиологические и иные связанные с ними вопросы, так как всякое эмоциональное состояние сопровождается многочисленными физиологическими изменениями в организме. Эволюционная теория (Ч. Дарвин) исходит из того, что эмоции появились в процессе эволюции живых существ как приспособительные (адаптационные) механизмы к обстоятельствам жизни. По концепции Джемса-Ланге, названной в честь американского психолога и физиолога Уильяма Джемса (1842-1910) и датского медика и физиолога Карла Георга Ланге (1834-1900) , развивающей эволюционную теорию, органические изменения являются первопричиной эмоций. У человека в динамике эмоций не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когниции (знания). Исходя из этого, были предложены новые концепции эмоций. Теория когнитивного диссонанса , автором которой является американский психолог, ученик К. Левина Леон Фестингер (1919-1989) исходит из того, что положительные эмоциональные переживания возникают тогда, когда ожидания человека сбываются и когниции претворяются в жизнь, то есть, когда реальные результаты поведения находятся в консонансе (соответствии) с намеченными. Отрицательные же эмоции возникают, функционируют и усиливаются тогда, когда между ожидаемыми и наступившими результатами имеется диссонанс (несоответствие, расхождение). По существу, когнитивистской является и информационная концепция , предложенная отечественным физиологом академиком П. В. Симоновым, исходя из которой, сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном итоге определяется силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в данной ситуации.
Эмоции и личность. Эмоции теснейшим образом связаны с личностью, неотделимы от нее. Эмоции, прежде всего, отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей. В эмоциональном плане люди как личности отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью, длительностью и устойчивостью возникающих эмоциональных переживаний, доминированием стенических или астенических, положительных или отрицательных эмоций и т. д. Но главное различие — в силе и глубине чувств, в их содержании и предметной отнесенности. Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность. Эмоциональность является врожденной, но аффекты, и, тем более, чувства развиваются в ходе жизни, что означает личностное развитие человека. Такое развитие связано: а) с включением в эмоциональную сферу человека новых объектов; б) с повышением уровня сознательного волевого управления и контроля своих чувств; в) с постепенным включением в нравственную регуляцию более высоких нравственных ценностей (совести, долга, ответственности, порядочности и т. д.).
Источник
2. Понятие эмоций как психологической категории.
Проблема классификации эмоций
Будучи проявлением высшей нервной деятельности человека, эмоции представляют собой сложную многоаспектную категорию, относящуюся к разным сторонам личности, что позволяет делать ее предметом изучения различных наук: психологии, физиологии, философии, лингвистики.
Существуют разные понимания природы эмоций.
Психологический словарь (1999) дает следующее определение: «Эмоции (от лат. еmovere – возбуждать, волновать) – особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности».
В отличие от психологов, физиологи при определении эмоций на первое место выдвигают реакции организма: «Эмоции (франц. émotion – волнение, от лат. emoveo – потрясаю, волную) – реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний» (Большой энциклопедический словарь 1997).
Наряду с термином «эмоции», в научной литературе используются термины «чувства», «психологические состояния», «эмоциональные состояния» и др., что создает некоторые сложности для исследователя.
Понятия эмоции и чувства в психологических работах обычно различают по следующим показателям:
«Эмоции возникли раньше чувств, они свойственны не только человеку, но и животным и выражают отношение к удовлетворению физиологических потребностей» (Лук 1972, 7), а чувства появились на основе высших социальных потребностей человека (Большой энциклопедический словарь 1997).
«Эмоции более элементарны по психологической структуре процесса, они есть непосредственные переживания; чувства – это сложные эмоциональные личностные образования, включающие как эмоциональное ядро, так и интеллектуальный и волевой компоненты» (Маслова 1990, 151). Чувства бывают моральные, эстетические, интеллектуальные, родительские и др.
Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях, например, любовь порождает целый спектр эмоций: радости, восторга, гнева, печали и т.д. В одном и том же чувстве нередко сливаются противоположные (положительные и отрицательные) эмоции, и тогда говорят об их амбивалентности (двойственности).
Чувства надситуативны, эмоции ситуативны, то есть они возникают как отклик на конкретную ситуацию, реальную или воображаемую.
«Чувства устойчивы во времени, их существование в структуре личности может измеряться десятилетиями, эмоции кратковременны. В содержании чувств зафиксированы устойчивые отношения личности к предметам и явлениям объективной действительности» (Маслова 1990, 151). Чувства исключительной силы, стойкости, длительности, направленные на одну цель, называются страстью.
Чувства имеют ярко выраженный предметный характер, иначе говоря, связаны с конкретным объектом (предметом, человеком, событием и т.п.). По степени обобщенности объекта они подразделяются на конкретные (к определенному человеку, произведению искусства), обобщенные (к детям, музыке) и абстрактные (чувство прекрасного, справедливости, долга, юмора и т. п.). Эмоции конкретны и не всегда направлены на какой-либо объект.
Однако в лингвистике термины «эмоции» и «чувства» чаще употребляются как синонимы, поскольку не все вышеперечисленные нюансы значимы для лингвистического исследования.
Можно согласиться с замечанием И.А. Морозовой: «Не смешивая понятия «чувство» и «эмоция», мы все же считаем возможным чаще использовать термин «эмоция», так как независимо от того, назвать ли страх, удивление эмоцией, чувством или каким-нибудь другим словом, это явление будет представлять собой «переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям или к самому себе» (Морозова 1999, 13). Мы также выбираем термин «эмоция» в связи с его большей конкретностью. Понятие «чувство» многозначно. Например, в «Толковом словаре русского языка» (1997) зафиксировано пять значений этого слова: это и синоним эмоций, и «способность воспринимать внешние воздействия» (органы чувств, чувство боли), и синоним сознания (без чувств кто-либо – без сознания, в обмороке).
Что касается терминов «эмоциональное состояние» и «эмоциональное отношение», то это типы эмоций, различающиеся по субъектно-объектной направленности, то есть термин «эмоция» является по отношению к ним интегральным. К первому подвиду относятся, например, страх, радость, печаль, а ко второму – симпатия, ненависть, презрение.
Существует множество классификаций эмоций, в основу которых положены разные принципы.
Потребностно-информационная теория П.В. Симонова (1975, 1982), как видно из ее названия, связывает эмоции с двумя факторами: 1) мотивации, или потребности, и 2) разности между информацией, необходимой для удовлетворения данной потребности, и информацией, доступной субъекту. Речь идет об информации прагматической, по сути дела о средствах удовлетворения потребности.
1) Как правило, потребности субъективно неприятны. Отрицательные эмоции стимулируют субъекта, испытывающего ту или иную потребность, к ее удовлетворению. Удовлетворение же потребности оценивается положительной эмоцией.
2) Отрицательные эмоции возникают, когда субъект располагает недостаточным количеством информации, а положительные, когда информация оказывается в избытке. Отрицательные эмоции возникают чаще всего из-за неприятной информации и особенно – при недостаточной информации. Что касается положительных эмоций, то они возникают при получении достаточной информации, особенно тогда, когда она оказалась лучше ожидаемой.
По характеру действий все эмоции подразделяются на две основные группы: реализующие контактное взаимодействие с объектом или дистанционные действия по отношению к нему (овладение объектом, защиты объекта, борьбы за объект).
Вторая теория классифицирует эмоции на основе их ценностного содержания (Додонов 1978, 29–30), выделяя следующие типы: 1) альтруистические (нежность, радость за другого, сопереживание, забота, участие, жалость); 2) коммуникативные (желание общаться, симпатия, расположение, уважение, благодарность, признательность, обожание, желание заслужить одобрение); 3) глорические (стремление завоевать признание, уязвленное самолюбие, гордость, превосходство) 4) праксические (желание добиться успеха в работе, напряжение, любование результатами труда, приятнаяусталость); 5) пугнические (жажда острых ощущений, решительность, азарт); 6) романтические (стремление к необычному, ожидание чуда); 7) гностические (удивление, недоумение, догадка); 8) эстетические (жажда красоты); 9) гедонистические (веселье, беззаботность, безмятежность, нега и др.); 10) акизитивные (стремление коллекционировать).
Более общая классификация эмоций распределяет их на три группы: а) «психо-эмоциональный настрой человека» (радость, страх, зависть, жалость и др.); б) интеллектуальные эмоции (интерес, уверенность, сомнение, удивление и др.); в) морально-нравственные эмоции (раскаяние, угрызения совести, уважение, гордость и др.) (Ежова 2002, 11).
В «список эмоций» разные ученые включают различные психологические состояния. К. Изард (1999, 64) считает, что исследовать нужно только базовые эмоции, к которым он относит интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. Все остальные являются производными от базовых. Эмоции «редко выражаются в единственном варианте, – пишет В.И. Шаховский, – и чаще всего реализуются пучком: группа гнева, группа радости, группа печали, группа страха» (Шаховский 1987).
Другие ученые, напротив, выделяют большое количество эмоций, учитывая их тончайшие оттенки или степени интенсивности (например, недовольство – возмущение – гнев – ярость – бешенство) либо привлекая такие чувства, которые в разной степени осложнены интеллектуальными, моральными, волевыми компонентами (например, догадка, желание заслужить одобрение, стремление коллекционировать). В.А. Шаховский (1987, 7) упоминает, что «психологи насчитывают более пятисот различных эмоций человека», а Е.Ю. Мягкова (2000, 18) ссылается на работу P. Johnson-Laird & K. Oatley «The Language of Emotions: an Analysis of Semantic Field (1989)», где приводится 590 английских слов, называющих эмоции.
Р.И. Яранцев (1997), помимо «традиционных» эмоций, называет еще такие: приветствие, ободрение, любезность; предупреждение, предостережение, угроза; утомление, усталость и некоторые другие.
В этой работе мы ориентируемся в основном на классификацию эмоций А.Н. Лука (1972, 1982), который представляется нам одним из наиболее адекватных (см. ниже, в пункте «Полярность»), в то же время мы в какой-то мере ориентируемся на концепцию «базовых эмоций» и полагаем, что многие эмоции образуют «базовые группы» или пары, которые во фразеологических наименованиях эмоций в одних случаях дифференцируются, а в других – сливаются, например: гнев – возмущение (негодование)
, ярость; страх – боязнь, испуг, ужас; удивление – недоумение, изумление; восхищение – восторг; отвращение – омерзение, неприязнь – ненависть и т. д.
Эмоции характеризуются следующими параметрами:
Длительность. Эмоции обычно кратковременны. «Более или менее устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания», называется настроением (Психологический словарь 1999).
Интенсивность. Самую высокую степень интенсивности имеют аффекты – «сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными
проявлениями» (Психологический словарь 1999). В языке для номинации одной и той же эмоции разной степени интенсивности существуют пары лексем: восхищение / восторг, симпатия / любовь, удивление / изумление, страх / ужас, отвращение / омерзение, неприязнь / ненависть и т. д. Различные фразеологизмы также обозначают разные степени интенсивности одной и той же эмоции.
Диффузность. Психика человека такова, что он способен испытывать одновременно несколько эмоций (симпатия и восхищение, гнев и горе, страх и стыд и т.п.). Иногда человек не в состоянии четко дифференцировать «клубок эмоций», которые он переживает в тот или иной момент.
Полярность. Почти все эмоции имеют свое противопоставление, то есть образуют пары по типу оценочного знака. Положительные и отрицательные эмоции «связаны с удовлетворением или неудовлетворением различных потребностей организма» (Большой энциклопедический словарь 1997), таким образом, они классифицируются не по нравственному признаку, а сообразно понятиям «приятное – неприятное». Так, например, злорадство считается положительной эмоцией, а жалость, сострадание – отрицательными.
«Можно выделить еще психические состояния человека, когда он, находясь в ясном сознании, не испытывает ни приятных, ни неприятных чувств. Обозначим эти состояния как чувственно нейтральные» (Лук 1982, 25).
К положительным эмоциям относятся: удовольствие, радость, блаженство, восторг, ликование, восхищение, симпатия (приязнь), нежность, любовь (половая), любовь (привязанность), умиление, благодарность, гордость, самодовольство, удовлетворенность собою, уверенность, доверие, уважение, спокойная совесть, чувство облегчения, чувство безопасности, предвкушение, злорадство, чувство удовлетворенной мести.
В группу «любовь» мы включаем еще увлечение, влюбленность, обожание (Яранцев 1997).
К отрицательным эмоциям относятся: неудовольствие, горе, отчаяние, тоска, печаль (грусть), уныние, скука, огорчение, разочарование, тревога, боязнь, испуг, страх, ужас, жалость, сострадание, сожаление, досада, обида, гнев, ярость, презрение, возмущение (негодование), неприязнь, зависть, злоба, злость, ненависть, ревность, неуверенность (сомнение), растерянность, смущение, стыд, неудовлетворенность собою, раскаяние, угрызения совести, нетерпение, горечь, отвращение, омерзение.
К нейтральным эмоциям относятся: состояние спокойного созерцания, равнодушие (безразличие), интерес (любопытство), удивление, изумление (Лук 1982, с. 24–25; Рогов 1999, с. 70–71).
Эмоции тесно связаны со всеми остальными аспектами личности. «Эмоция складывается из трех компонентов – физиологического процесса, экспрессивного поведения и переживания» (Изард 1999, 107).
1. Связь эмоций с физиологической деятельностью организма. «У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица. Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем. … Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма» (Изард 1999, 34). При этом наблюдается учащение пульса, прерывистое дыхание, красное или бледное лицо, боль в груди, дрожание рук и т. п.
Наличие напряжения, возбуждения или противоположных им состояний вносит в эмоции существенную дифференциацию. Эмоции традиционно делят на стенические, повышающие жизнедеятельность организма, и астенические – ослабляющие ее.
Многие фразеологические наименования эмоций, как мы увидим далее, связаны с описанием (обычно метафорическим) их физиологического протекания.
2. Эмоции и поведение. Эмоции могут выражаться вербально или невербально (мимикой, жестами, действиями).
У въезда на мост в толчее стоял громадного роста человек, без фуражки, с наганом в руке. Он был вне себя и, задерживая людей и машины, надорванным голосом кричал, что он, политрук Зотов, должен остановить здесь армию и он остановит ее и расстреляет каждого, кто попробует отступить! (Симонов, т.1, 17).
Увидев, в каком состоянии прибыло пополнение из Казахстана, командир полка схватился за голову и долго бегал вдоль состава, скрипя бурками (Астафьев, Прокляты и убиты, т. 1, 82).
3. Связь эмоций с интеллектом. Интеллект и эмоции активно взаимодействуют в структуре нашей мыслительной деятельности. «Когда эмоция возникает как отклик на конкретный ментальный образ, будь то символ, понятие или мысль, можно говорить о возникновении связи между чувством и мыслью, или об аффективно-когнитивной структуре» (Изард 1999, 28). Известно, например, что лучше всего запоминаются те события, та информация, которые были связаны с определенными эмоциями. Дело в том, что «обработка информации начинается с эмоциональных программ. Они дают самую общую оценку ситуации и тем «сужают пространство» для обработки по логическим программам» (Лук 1982, 16). Таким образом, одна из важнейших функций эмоций – их участие в процессе обучения и накопления опыта.
Исследователи сходятся в том, что эмоции способны существенно изменять субъективное состояние человека. Например, более тонко начинает работать интеллектуальная сфера: если в состоянии покоя мышление нередко бывает шаблонным, стереотипным, то в моменты эмоционального подъема приходит вдохновение, переживается радость творчества. И наоборот, отрицательные эмоции могут дезорганизовать деятельность человека.
4. Связь эмоций с волей. Человек способен управлять своими эмоциями, однако их подавление связано с применением волевых усилий, тем более значительных, чем сильнее эмоция. Во фразеологической сфере языка есть обороты, имеющие значение «контролировать или преодолевать свои эмоции, мысли, желания»: бороться с собой, брать себя в руки, владеть собой, держать себя в руках, держать себя в узде, не давать воли (чувствам, слезам и т.п.), переламывать себя, пересиливать себя, собираться с духом.
5. Эмоции и индивидуальность человека. «Одна и та же причина может вызывать разные эмоции. Это зависит от индивидуальных вкусов, интересов, нравственных установок и опыта, а также от темперамента людей и, наконец, от ситуации, в которой они оказываются. Например, опасность у одних вызывает страх, а у других – радостное, приподнятое настроение» (Багдасарова 2004).
Источник