Психология. Эмоции и чувства. Тест для самопроверки
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. То, что эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения порождаются одновременно и их источником является гипоталамус, утверждает теория эмоций …
Кеннона — Барда
Джемса — Ланге
К.Изарда
П.В. Симонова
2. Основанием разделения эмоций на стенические и астенические является (ются)…
мобилизация ресурсов организма
потребности
сила и длительность проявлений
знак
3. Устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» в разных ситуациях характеризуется такое его эмоциональное состояние, как …
настроение
стресс
тревога
гнев
4. Процесс передачи эмоционального состояния между индивидами без решающего смыслового влияния, называется …
внушением
идентификацией
заражением
подражанием
5. Более или менее длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека называется ….
собственной эмоцией
аффектом
настроением
чувством
6. Переживание собственной неспособности оказаться на высоте тех требований, которые человек предъявляет к самому себе, переживание не удовлетворенности собой – это…
горе
стыд
гнев
страх
7. Сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им, называется …
аффектом
страстью
настроением
чувством
8. В том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды, выражается … функция чувств.
экспрессивная (выразительная)
сигнальная
регуляторная
интерферирующая
9. Эмоциональные процессы и состояния в жизни организма выполняют функцию (и):
только приспособительную
только мобилизационную
только приспособительную и интегративную
приспособительную, мобилизационную и интегративную
10. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, влияющее на всю личность, характеризующееся бурным протеканием, изменением сознания и нарушением волевого контроля – это …
аффект
страсть
фрустрация
стресс
11. Положительное эмоциональное переживание возникает, когда реальные результаты деятельности соответствуют ожидаемым, а отрицательные — когда не соответствуют, согласно теории…
П.К.Анохина
когнитивного консонанса
когнитивного диссонанса
Ч.Дарвина
12. Эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями согласно …теории эмоций
информационной
периферической
кибернетической
когнитивной
13. Первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются изменения физиологического характера, происходящие в организме согласно теории …
Кеннона — Барда
Джемса — Ланге
К.Изарда
П.К.Анохина
14. Эмоции, как оценка величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент рассматриваются в …
биологической концепции эмоций Ч.Дарвина
биологической теории эмоций П.К.Анохина
информационной теории эмоций П.В.Симонов
теории эмоций Джемса — Ланге
15. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются … чувствами
моральными
интеллектуальными
эстетическими
практическими
16. Показателем аффекта является …
незначительное изменение сознании
нарушение контроля воли за своими действиями
сохранение самообладания
сохранение контроля воли за своими действиями
17. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется …
рефлексией
идентификацией
эмпатией
симпатией
18. Чувства, связанные с переживанием прекрасного или уродливого в окружающем мире называются…
познавательные
эстетические
моральные
практические
Источник
Когнитивные теории эмоций
К числу когнитивных теорий эмоций относятся «теория Я» и теории, рассматривающие разум как причину или компонент эмоции.
Центральной переменной в «теории Я» является Я-концепция – восприятие индивидом самого себя и его размышления по поводу своего «Я».
Чем больше восприятие или познание связаны с ядром личности, тем в большей степени они включают в себя чувства или эмоции.
Если Я-концепция подвергается критике, то индивид склонен к страху или к принятию оборонительной позиции. Если Я-концепция одобряется, то индивид испытывает интерес или радость.
В «Теории Я» для понимания индивида необходимо изучение «чувственного содержания». Это особенно важно для психотерапевтов.
Этот принцип используется в современной психотерапии: в группах психологического тренинга, группах знакомств, в гештальттерапии.
Современные теории рассматривают эмоцию как комплекс ответов, обусловленных когнитивными процессами:
— человек – рациональное существо;
— рациональное по своей сущности хорошо, а эмоциональное – плохо;
— когнитивные процессы должны использоваться как фактор, контролирующий и замещающий эмоции.
Теория Арнолд является одной из наиболее разработанных теорий эмоций и личности. Эмоция возникает как результат последовательности событий, описываемых при помощи понятий восприятия и оценки.
Арнолд использовала термин восприятие в значении «простого понимания объекта». Необходимо знать, что из себя представляет данный объект вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего.
Объект должен быть воспринят и оценен до того, как эмоция возникнет. Эмоции возникают в ответ на оценку объекта как нерациональное принятие или отвержение.
«Последовательность восприятие – оценка – эмоция настолько жестка, что наш повседневный опыт не располагает строго объективным знанием вещей; это всегда либо знание и принятие, либо знание и неприязнь. Интуитивная оценка ситуации побуждает действие, что ощущается как эмоция, выражается в различных телесных изменениях и обычно может вести к внешнему действию» (Арнолд).
Арнолд обосновала различие между эмоцией и мотивом. Эмоция – это чувственно-действенная тенденция. Мотив – это действенный импульс плюс разум. Отсюда следует, что мотивированное действие является функцией и эмоцией и когнитивных процессов.
Шехтер и его соавторы обосновали эмоции как интерпретацию физиологического возбуждения. Они предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки.
Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение. Индивид оценивает ситуацию, которая это возбуждение вызвала.
Тип или качество эмоции зависит не от ощущения, которое возникло при физиологическом возбуждении. Роль играет то обстоятельство, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит.
Оценка («узнавание или определение») ситуации дает возможность индивиду испытать радость или гнев, страх или отвращение, а также любую другую подходящую к ситуации эмоцию.
По мнению Шехтера, подобное физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев в зависимости от трактовки ситуации. Мандлер предложил похожее рассмотрение эмоциональной активности.
Лазарус и его сторонники представили теоретическую конструкцию, в которой каждая эмоция служит комплексным ответом, составленным из трех различных подсистем. Активации или причины эмоции соответствуют принятым в классической психоаналитической теории Фрейда и идентичны схеме, предложенной Арнолд.
Первый компонент системы эмоционального ответа состоит из сигнальных переменных или стимульных свойств.
Второй компонент – оценивающая подсистема. Она определена как функция мозговых процессов, с помощью которых индивид оценивает стимульную ситуацию.
Третий компонент системы эмоционального ответа включает три типа категорий ответа: когнитивный, экспрессивный и инструментальный. Лазарус и его сотрудники определяют первый из них (когнитивные реакции) как синоним того, что обычно описывается как механизмы защиты, такие как подавление, отказ, проекция.
Экспрессивные ответы включают мимические выражения, которые рассматриваются как поведение, без определенной цели.
Третий тип ответа – инструментальная реакция – может относиться к одной из трех категорий: символам, средствам и обычаям. Функция символов – сигнализировать о наличии некоторого аффекта, когда нет других форм коммуникации.
Символы могут маскировать нежелательный аффект. Средства – сложные целенаправленные инструментальные действия, такие, как агрессия и избегание. Обычаи – культурально обусловленные средства: траур или способы ухаживания.
Источник
Когнитивные теории эмоций (Фестингер, Шехтер, Сингер, Арнольд, Лазарус)
1) Эмоции не являются самостоятельным психическим процессом.
2) Эмоции вторичны по отношению к когнитивным процессам.
Эти теории появились как следствие развития когнитивной психологии и отражают точку зрения, согласно которой основным механизмом появления эмоций являются когнитивные процессы.
Когнитивные теории эмоций позволяют вырваться из порочного круга вопроса «Что первично?». В данном случае вопрос звучит так: что было вначале — телесное изменение или субъективное переживание? Для когнитивных теорий важна именно взаимосвязь познавательных и физиологических процессов, при этом они допускают, что одно и то же физиологическое состояние мы можем переживать, как различные эмоции в зависимости от когнитивных факторов, что подтверждается во многих исследованиях. (Например, состояние сна является ежедневной потребностью, но оно может возникнуть в ситуациях, когда человеку скучно).
Фестингер (Теория когнитивного диссонанса)
Любой человек стремится к сохранению достигнутой им внутренней гармонии. Существуют исключения из данного правила. (Пример: некто может считать, что дети должны вести себя тихо и скромно, однако он же испытывает явную гордость, когда его любимое чадо энергично привлекает внимание взрослых гостей). Связанные между собой установки человека всё же стремятся к согласованности. Также существует согласованность между тем, что человек знает и чему он верит, и тем, что он делает. (Например, человек, убежденный в том, что университетское образование – это образец наиболее качественного образования, будет всячески побуждать своих детей поступать в университет. Ребенок, который знает, что вслед за проступком неминуемо последует наказание, будет стараться не совершать его или, по крайней мере, попытается скрыть содеянное.)
Однако наше внимание привлекают различного рода исключения из последовательного в целом поведения. (Например, человек может сознавать вред курения для своего здоровья, но продолжать курить.) При этом очень редко случаи несогласованности признаются самим субъектом как противоречия в его системе знаний. Гораздо чаще индивид предпринимает более или менее успешные попытки каким-либо образом рационализировать подобное противоречие. Курильщик может считать, что удовольствие, которое получает от курения, слишком велико, чтобы его лишиться. Привычку к курению он вполне успешно согласует со своими убеждениями. Однако иногда попытки обеспечить согласованность могут быть неудачными, что неизбежно ведет к появлению психологического дискомфорта.
Когнитивный диссонанс может пониматься как условие, приводящее к действиям, направленным на его уменьшение (например, голод вызывает активность, направленную на его утоление).
Одной из концепций, объясняющей эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов, была теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера.
Согласно этой теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, представления воплощаются в жизнь, а планы выполняются, т.е. тогда, когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным или ожидаемым, согласуются, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех условиях, когда между ожидаемыми и реальными результатами деятельности имеется несоответствие — диссонанс.
Субъективное состояние когнитивного диссонанса переживается человеком как дискомфорт, и он стремится, во что бы то ни стало как можно скорее избавиться от него. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который согласовывался бы с прежними ожиданиями.
В современной социальной психологии теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. (Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека большая роль, чем органическим изменениям).
Основная суть теории диссонанса довольно проста и в краткой форме состоит в следующем:
1) Могут существовать отношения несоответствия между когнитивными элементами.
2) Возникновение диссонанса вызывает стремление к тому, чтобы его уменьшить и попытаться избежать его дальнейшего увеличения.
3) Проявления подобного стремления состоят в изменении поведения, изменении отношения или в намеренном поиске новой информации и новых мнений относительно породившего диссонанс суждения или объекта.
Шехтер, Сингер (Когнитивно-физиологическая теория эмоций)
Стэнли Шехтер и Джеферсон Сингер в 1962 году выдвинули когнитивную теорию эмоций. Шехтер и Сингер предположили, что эмоции есть следствие познавательной интерпретации многозначной физиологической активации.
Согласно всем известным источникам по психологии эмоций в появлении эмоции участвуют два компонента:
— физиологическое состояние (в простейшем случае – возбуждение организма);
— познавательные процессы (по крайней мере, на уровне восприятия).
Благодаря этим двум компонентам данная концепция получила название «двухфакторной».После выдвижения двух составляющих Шехтер и Сингер приняли решение манипулировать этими компонентами в эксперименте как независимыми переменными. Были сформированы группы, где созданы три независимые переменные:
— состояние возбуждения, вызываемое инъекцией адреналина;
— информация, которую получают или не получают участники;
— эмоциональное состояние партнера по эксперименту.
Испытуемым была сделана инъекция гормона адреналина (первая переменная), вызывающая активацию симпатической вегетативной нервной системы. Одной половине испытуемых сообщили о том, какие симптомы вызывает инъекция, в то время как другой половине сказали, что им введен физиологический раствор (вторая переменная). Затем каждый из испытуемых по очереди попадал в помещение, где находился актер, изображавший либо гнев (он читал некое письмо и будто бы в припадке бешенства рвал его на мелкие кусочки), либо эйфорию (он читал письмо и начинал прыгать от радости) — третья переменная. Испытуемые были отделены от актера прозрачной перегородкой и поэтому не могли вступить с ним в контакт. Впоследствии эксперимента, Шехтером и Сингером были выдвинуты три гипотезы:
1) Участники, получившие возбуждающую инъекцию, но не информированные о последствиях этого, будут интерпретировать свое актуальное состояние. Так, если познавательные элементы будут предрасполагать к радости, то участники скорее будут испытывать радость, если к гневу, то, скорее всего у них тоже будет возникать гнев.
2) Если участники, получившие возбуждающие инъекции, информированы о последствиях инъекции, то в скором времени они будут ощущать ожидаемые эмоциональные переживания.
3) Если участникам возбуждающая инъекция не была сделана, то эмоции у них не будут возникать, даже, несмотря на то, что в ситуации присутствуют располагающие к этому познавательные элементы.
Шехтер считал, что висцеральная реакция вызывает эмоцию опосредованно.
Возникновение эмоций может обусловливаться словесными инструкциями и эмоциогенной информацией, предназначенной для изменения оценки возникшей ситуации.
Было выявлено, что висцеральные реакции, которые обуславливают увеличение активации организма, хотя и являются необходимым условием для возникновения эмоционального состояния, недостаточны, так как определяют лишь интенсивность эмоционального реагирования, но не его знак и модальность.
В соответствии с этой теорией, какое-то событие, объект или ситуация вызывают возбуждение, и у человека возникает необходимость оценить его содержание, т. е. ситуацию, которая вызвала это возбуждение (память же, потребностное состояние человека влияют на то, что он испытывает к ситуации).
На возникновение эмоций влияют:
— воспринимаемые стимулы и порождаемые ими физиологические изменения в организме;
— прошлый опыт человека;
— оценка им наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов.
В пользу когнитивных теорий эмоций говорит тот факт, что висцеральные реакции, вызванные введением адреналина, зависели от ситуации эксперимента и характера инструкций. Было также показано, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в значительной степени зависит от того, как сопереживают этому человеку другие находящиеся рядом люди. Причем этот эффект зависит от того, как сопереживающий относится к тому человеку, которому сопереживает.
По мнению Шехтера, эмоциональные состояния – это результат взаимодействия двух компонентов: активации и заключения человека о причинах его возбуждения на основе анализа ситуации, в которой появилась эмоция. Однако проверка гипотезы Шехтера во многих случаях не подтверждала ее. (Например, приписывание причины эмоционального состояния нейтральному фактору не во всех случаях приводило к снижению интенсивности переживания. Отрицательные результаты в этих экспериментах были получены на лицах с высокой личностной тревожностью, а также на находящихся в состоянии стресса.) Данный метод не сработал и в клинике, что объясняют сильной концентрацией внимания больных на истинных причинах их болезней.
Арнольд, Лазарус (Познавательная теория эмоций)
У М. Арнольда в качестве познавательной детерминанты эмоций выступает интуитивная оценка объекта. Эмоция, как и действие, следует за этой оценкой. «Сначала я вижу нечто, потом я представляю, что это «нечто» опасно, — и как только я представляю это, я напугана и бегу».
Таким образом, мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают. Он считает, что как только человек непосредственным и интуитивным способом придет к выводу, что тем или иным предметом стоит овладеть, он сразу ощущает привлекательность этого предмета. Как только человек интуитивно заключает, что нечто угрожает ему, он сразу чувствует, что оно приобрело отталкивающий характер и что его нужно избежать.
Возникающая тенденция действовать, будучи выражена в различных телесных изменениях, и переживается как эмоция. Оценка, по Арнольду, характеризуется мгновенностью, непосредственностью и непреднамеренностью, т. е. интуитивностью. Эта интуитивная оценка понимается автором как «чувственное суждение», в отличие от абстрактного «рефлексивного суждения».
В концепции Р. Лазаруса центральной тоже является идея о познавательной детерминации эмоций. Он считает, что когнитивное опосредование является необходимым условием для появления эмоций. Однако он критикует Арнольда за то, что понятие «оценка» остается у него субъективным и не связывается с фактами, которые поддаются непосредственному наблюдению. Это ведет к игнорированию вопроса об условиях, детерминирующих оценку. Кроме того, Лазарус не согласен с Арнольдом по поводу того, что оценка признается им чувственной (эмоциональной) по характеру.
Два положения являются главными в концепции Лазаруса:
— каждая эмоциональная реакция, независимо от ее содержания, есть функция особого рода познания или оценки;
— эмоциональный ответ представляет собой некий синдром, каждый из компонентов которого отражает какой-либо важный момент в общей реакции.
Центральным понятием концепции Лазаруса является «угроза», понимаемая как оценка ситуации на основе предвосхищения будущего столкновения (конфронтации) с вредом. Причем предвосхищение основано на сигналах, которые оцениваются с помощью познавательных процессов. По существу, Лазарус рассматривает аффективные реакции, а не только переживание, так как для него эмоция является синдромом, включающим три основные группы симптомов – субъективные переживания, физиологические сдвиги и моторные реакции. Как только некоторый стимул оценивается как угрожающий, тут же приводятся в действие процессы, направленные на устранение или уменьшение вреда, т. е. процессы преодоления угрозы. Тенденции к действию по поводу наличия угрозы и ее устранения отражаются в различных симптомах эмоциональных реакций.
Таким образом, схема возникновения эмоции выглядит так:
По Лазарусу, каждая отдельная эмоция связана с различной, присущей ей оценкой. Поэтому та или иная структура эмоционального возбуждения является производной от импульсов к действию, выработанных посредством оценки ситуации и оценки возможных альтернатив действия. При этом оценка может осуществляться на любом уровне сознания. Положительным в представлениях автора является то, что детерминантами оценки являются как ситуативные факторы, так и диспозиционные, т. е. свойства личности. Отсюда одна и та же ситуация вызывает у разных людей разную оценку и как следствие – разную эмоциональную реакцию.
Детальный критический разбор концепции Лазаруса дал И. А. Васильев (1976). Оценивая в целом эту концепцию как шаг вперед на пути сближения эмоции и действия, эмоциональной сферы и поведения, он делает и ряд замечаний. Наиболее существенные следующие.
1. Эмоция появляется не только в конце познавательной деятельности как ее итог, но и в ходе познавательной деятельности, способствуя ее успешности. Лазурус это игнорирует.
2. Имеется два значения понятия «оценка», в одном из которых эмоция сама выполняет оценочную функцию (эмоциональная оценка). Лазарус не соотносит свое понимание оценки с существующим в психологии, что создает неопределенность в ее трактовке.
3. Лазарус доказывает зависимость возникновения эмоций от оценки, используя в экспериментах примитивную познавательную деятельность. Поэтому действительные процессы оценки остаются в концепции автора гипотетическими.
4. Лазарус, отождествляя мотивацию только с побуждением, т. е. сузив это понятие, не совсем обоснованно критикует мотивационную теорию эмоций.
5. Если эмоция является конечным этапом процесса оценки, то остается не объясненным, для чего она нужна.
Наконец, вряд ли оправдано связывать возникновение эмоций только с познавательной активностью.
Вывод: Когнитивные теории не учитывают наличие эмоций, возникающих безусловно-рефлекторно. Биологически значимые стимулы являются источником различных эмоциональных переживаний. По крайней мере, все переживания, связанные с эмоциональным тоном ощущений (приятное – неприятное, боль и т. д.) вызывают эмоциональное реагирование сами по себе, без когнитивных процессов. Многие эмоции не требуют участия коры головного мозга и процессов осознанной переработки информации.
Таким образом, часто мы сначала ощущаем, переживаем ощущение, и только потом узнаем и понимаем то, что мы переживаем. Следовательно, путь возникновения эмоции может быть не только таким, как описывается когнитивными теориями:
Источник