Эмоции связанные с ситуациями опасности с потребностью рисковать это

Общая эмоциональная направленность (Додонов)

Результат теста

эмоция не выражена ⇒ эмоция выражена

Содержательная интерпретация

Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям. Альтруистические переживания хорошо отражены в таких высказываниях: «Если говорить честно, то я больше всего люблю испытывать… нежность, заботу, тревогу за кого-то. Просто необходимо мне чувство, что я кому-то нужна, что то, что я делаю, тоже нужно другим, тогда у меня и работа спорится и, кажется, делать ее легко и приятно». «Самое желанное чувство – когда сделаешь что-то приятное, нужное людям. В школе часто, даже регулярно, помогала друзьям в учебе. Ученик чего-то недопонимал, ты помог ему и видишь, как хорошо он отвечает на уроке… Такое ощущение, как будто душа рвется из меня, так хорошо».

Альтруистические эмоции люди могут испытывать, и не помогая другим реально, а лишь отождествляя себя в воображении с тем или иным благородным героем: «Меня приводит в умиление, в трогательно-восторженное состояние, даже вызывает слезы радости, когда я читаю те книги, в которых описаны добрые дела какого-либо человека».

Примеры эмоций: «Желание приносить другим радость и счастье». «Чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота». «Сопереживание удачи и радости другого». «Чувство нежности или умиления». «Чувство преданности». «Чувство участия, жалости».

Коммуникативные эмоции. Эти эмоции возникают на основе потребности в общении. В формулировках студентов коммуникативные переживания переданы так: «Больше всего люблю те чувства, которые у меня возникают среди людей, которых я уважаю. В это время испытываю приподнятое, возвышенное состояние». «Когда тот или иной человек делает тебе что-то приятное, то… прямо реветь хочется от счастья».

Коммуникативные переживания нередко близки к альтруистическим. Надо отметить, что не всякая эмоция, возникающая при общении людей, является непременно коммуникативной. В процессе общения могут возникать любые эмоции; коммуникативными же являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т. п.).

Примеры эмоций: «Желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик». «Чувство симпатии, расположения», «Чувство уважения к кому-либо». «Чувство признательности, благодарности». «Чувство обожания кого-либо». «Желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей».

Глорические эмоции (от лат. gloria – слава). Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе. Типичная для них эмоциональная ситуация – реальное или воображаемое «пожинание лавров». Она хорошо выявлена в следующем высказывании: «Наиболее приятные переживания я испытываю тогда, когда являюсь предметом всеобщего внимания и восхищения. В противном случае у меня возникают самые неприятные чувства».

Примеры эмоций: «Стремление завоевать признание, почет». «Чувство уязвленного самолюбия и желание взять реванш». «Приятное щекотание самолюбия». «Чувство гордости». «Чувство превосходства». «Чувство удовлетворения тем, что как бы вырос в собственных глазах, повысил ценность своей личности».

Праксические эмоции. Переживания, «вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения» (П. М. Якобсон).

Несколько описаний переживаний, которые мы относим к праксическим: «Совершение полезного и нужного с большим напряжением воли». «Наиболее приятным для меня чувством является увлеченность работой, когда эта работа выполняется строго по тому плаву, который я задумала, и приносит желаемые результаты; в этом случае появляется какое-то вдохновение и хочется сделать как можно больше и лучше. И особенно странно то, что абсолютно не чувствуется усталость, а наоборот, голова ясная и, как говорится, хорошо на душе». «У меня всегда хорошее настроение и бодрое состояние после того, когда работа уже закончена и я чувствую, что я выполнила ее добросовестно и добилась желаемого».

Примеры эмоций: «Желание добиться успеха в работе». «Чувство напряжения». «Увлеченность, захваченность работой». «Любование результатами своего труда, его продуктами». «Приятная усталость». «Приятное удовлетворение, что дело сделано, что день прошел не зря».

Пугнические эмоции (от лат. pugna – борьба). Эмоции происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.

Яркое описание этих переживаний мы находим, например, в воспоминаниях генерал-полковника Глеба Бакланова, Героя Советского Союза, мастера спорта СССР: «Я обогнал тех восемь или десять человек, которые поднялись в атаку вместе со мной. Я испытывал необычайное, восторженное возбуждение. В горле пощипывало. Временами перехватывало дыхание. Разгоряченное лицо пылало огнем». Он же признается: «Конечно, все, что приходилось делать мне на войне, делалось отнюдь не из „спортивного интереса“… Но в самом ходе боя… часто возникали переживания и ощущения, сходные с теми, которые были знакомы мне по спорту».

Читайте также:  Образность эмоциональность экспрессивность отражают

Хорошо передает переживание названного типа перед прыжком с парашютом космонавт Алексеи Леонов: «Перед шестым прыжком в душе все равно рождается какое-то томительно-ликующее ожидание и вместе с тем захватывающее чувство высоты, власти над природой, опасности».

«…Я люблю это чувство – опасность», – сказал о себе укротитель Вальтер Запашный, объясняя, почему он предпочитает работать с хищниками.

Примеры эмоций: «Жажда острых ощущений». «Упоение опасностью, риском». «Чувство спортивного азарта». «Решительность». «Спортивная злость». «Чувство сильнейшего волевого и эмоционального напряжения, предельной мобилизации своих физических и умственных способностей».

Романтические эмоции. В настоящей классификации под романтизмом имеется в виду стремление ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному. Чувство таинственности как типичная «романтическая эмоция» появляется у нас в связи не с любой тайной, а только там, где мы живо «ощущаем» свою включенность в число объектов, на которые распространяется действие загадочного фактора, особенно когда ему приписывается сознательная воля, одухотворенность. Чувство таинственного почти всегда включает в себя ожидание: вот сейчас что-то произойдет, что окажет решающее влияние на мою судьбу (или судьбу лица, за которое я «болею»). Там, где этого ожидания (хотя бы подсознательного) нет, там нет и чувства таинственности. Описание секрета самого хитрого технического устройства у нас такой эмоции не вызывает. Познание тайн природы, очевидно, может сопровождаться чувством таинственности в зависимости от того, насколько личностно и философски значимо человек воспринимает объект исследования. «Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала», – писал М. Ю. Лермонтов. Романтические переживания раскрываются в таких выражениях: «Испытываешь всегда приятное, стремясь к неизвестному. Больше всего люблю быть там, где еще никто не был (гроты, пещеры и т. д.)». «Люблю чувство ожидания чего-то необыкновенного». «У меня особое волнение, подъем проявляются в том случае, когда чего-то ждешь, веришь, что скоро должно произойти что-то совершенно особенное».

Примеры эмоций: «Стремление к необычайному, неизведанному». «Ожидание чего-то необыкновенного и очень хорошего, светлого чуда». «Манящее чувство дали». «Волнующее чувство странно преображенного восприятия окружающего: все кажется иным, необыкновенным, полным значительности и тайны». «Чувство особой значительности происходящего». «Чувство зловеще-таинственного».

Гностические эмоции. Гностические (от греч. gnosis – знание) эмоции издавна описываются в учебниках психологии под рубрикой интеллектуальных чувств. Гностические эмоции связаны не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии». Суть ее в том, чтобы в новом, неизвестном, из ряда вон выходящем отыскать знакомое, привычное, понятное, приводя таким образом всю наличную, информацию к одному «общему знаменателю». Альберт Эйнштейн очень метко назвал это человеческое стремление «бегством от удивления». Типичная эмоциональная ситуация, возбуждающая гностические эмоции, – это проблемная ситуация. Гностические переживания могут быть описаны так: «Для меня самое приятное переживание – разобраться в трудном вопросе». «Самое приятное чувство – решить задачу, когда вначале казалось, что я её не решу».

Примеры эмоций: «Стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления». «Чувство удивления или недоумения». «Чувство ясности или смутности мысли». «Неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему». «Чувство догадки, близости решения». «Радость открытия истины».

Эстетические эмоции. Категория эстетических чувств выделена давно. Тем не менее в вопросе о природе и самом составе эстетических переживаний остается еще много неясного. Сложность проблемы состоит в том, что эстетические отношения к изображаемому проявляются через все другие чувства – радость, гнев, тоску, отвращение, страдание, горе и т. д. Однако не ясно, «что представляет собой эстетическое чувство в чистом виде, без тех чувств, которые ему сопутствуют». Можно выделить два основных взгляда. Согласно первому, эстетических эмоций в чистом виде просто не существует. «Своеобразие эстетических переживаний заключается в специфическом и неповторимом сочетании различных по своей направленности, интенсивности и значению эмоций». Согласно второму взгляду, эстетическая эмоция есть отражение потребности человека в гармонии с окружающим, которая представляет собой «соответствие, совпадение мер человека и мер предметов». Соответствие это отражается в чувстве красоты.

Первый взгляд хотя и не лишен основания, все же представляется нам узким. Против него говорит уже тот факт, что эстетическое чувство у нас может вызвать созерцание самого простого предмета, например, дерева, цветка или даже красиво окрашенной ткани. Никакого столкновения противоречивых чувств в этом случае нет. Нам ближе вторая точка зрения, хотя ее и нельзя признать достаточно отчетливой. Думается, что в более или менее чистом виде эстетические эмоции вызываются только такими видами искусства, в которых форма и содержание совершенно неразделимы. К ним мы относим в первую очередь музыку. Такое же чисто эстетическое впечатление часто производит на нас красота природы.

Читайте также:  Букет от всей души для настроение

Примеры эмоций: «Жажда красоты». «Наслаждение красотой чего-либо или кого-либо». «Чувство изящного, грациозного». «Чувство возвышенного или величественного». «Наслаждение звуками». «Чувство волнующего драматизма» («Сладкая боль»).

Из состава эстетических переживаний можно выделить специальную модификацию – лирические переживания, в которых очень значителен (иногда он даже преобладает над эстетическим) компонент светлой, «опоэтизированной» печали, очевидно, возникающей в связи с подавленными коммуникативными интенциями людей.

К лирическим чувствам как разновидности эстетических относятся: «Чувство светлой грусти и задумчивости». «Поэтически-созерцательное состояние». «Чувство душевной мягкости, растроганности». «Чувство родного, милого, близкого». «Сладость воспоминания о давнем». «Горьковато-приятное чувства одиночества».

Гедонистические эмоции. К указанной категории мы относим эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. Гедонистические переживания и соответствующие им эмоциональные ситуации описывались так: «Очень люблю состояние покоя, благополучия, свободы от обязанностей». «Люблю наслаждаться покоем и хорошим физическим самочувствием». «Самые лучшие радости, на мой взгляд, радости самые простые: вкусно поесть, сладко поспать, понежиться под солнцем на пляже».

Примеры эмоций: «Наслаждение приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца». «Чувство беззаботности, безмятежности». «Нега» («Сладкая лень»). «Чувство веселья». «Приятная бездумная возбужденность» (на танцах, вечеринках). «Сладострастие».

Акизитивные эмоции (от франц. acquisition – приобретение). Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них. Конечно, коллекционирование предметов людьми чаще всего связано с удовлетворением не одной, а нескольких потребностей. Но в их числе, как мы думаем, можно выделить и чистую коллекционерскую потребность, проявляющуюся в том, что люди увлекаются коллекционированием чего угодно – от произведений искусства до зажигалок.

Примеры эмоций: «Стремление нечто многократно приобретать, накапливать, коллекционировать». «Радость по случаю увеличения своих накоплений». «Приятное чувство при обозрении своих накоплений, коллекций».

Источник

Классификация чувств

Наиболее распространенная классификация внутренних чувств выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, в которых они проявляются. Соответственно, различаются чувства интеллектуальные, нравственные, познавательные, религиозные, родительские, эстетические и другие.

Классификация по Б. Додонову

Вполне в русле этого подхода — классификация Б. Додонова, подразделяющая все эмоции на следующие группы:

  • Альтруистические эмоции (желание помогать другим людям).
  • Коммуникативные эмоции (возникающие при общении).
  • Глорические эмоции (связанные с потребностью в самоутверждении).
  • Праксические эмоции (связанные с успешностью деятельности).
  • Пугнические эмоции (связанные с ситуациями опасности, с потребностью рисковать).
  • Романтические эмоции (стремление к необычному, новизне).
  • Гностические эмоции (возникающие в познании).
  • Эстетические эмоции (связанные с восприятием произведений искусства).
  • Гедонистические эмоции (связанные с потребностью в удовольствии, удобствах, комфорте).
  • Акизитивные эмоции (связанные с интересом к накоплению, коллекционированию, собиранию).

Классификация по В. Леонтьеву

В. Леонтьев (не путать с А.Н. Леонтьевым!) предложил выделять группы эмоций по источнику их происхождения:

  • Эмоции, связанные с удовлетворением-неудовлетворением личных потребностей человека.
  • Эмоции, возникающие в результате сравнения некоторого объекта, самого себя или своих действий со своими же нормами, стандартами, правилами, убеждениями.
  • Эмоции, возникающие в результате сравнения объекта с общественными правилами и нормами.
  • Эмоции, возникающие в связи с чужими потребностями.
  • Эмоции, возникающие на основе взаимных отношений с другими людьми.
  • Эмоции, возникающие на основе презрения.

Источник

Критерии и классификации эмоций

Существуют различные подходы к классификации эмоций. История развития представлений о количестве и видах эмоций исходит от взглядов древнегреческих философов, так, например, Аристотель выделял любовь и ненависть, желание и отвращение, надежду и отчаяние, робость и смелость, радость и печаль, гнев. Авторские классификации предлагались в более поздние времена и философами (Б. Спиноза, Р.Декарт, Г. Спенсер и др.) и психологами (В. Вундт, Э. Титченер У. Джемс и др.), однако ни одна из них не получила широкого распространения.Единой классификации эмоций не существует. Наиболее распространенной в психологии классификацией является:

!по знакуположительные или отрицательные переживания. Это деление во многом условно и не соответствует положительной или отрицательной роли эмоций для данного человека в конкретной ситуации. (К. Изард отмечает положительную роль и такой отрицательной эмоции, как стыд).

!по модальности. наиболее разработанной, сфокусированной на отдель­ных эмоциональных модальностях, является «теория дифферен­циальных эмоций» К. Изарда, в которой выделяется десять фун­даментальных эмоций:

1) интерес— интеллектуальная эмоция, чувство вовлеченности, повышающее способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации, стимулирующее и упорядочивающее его активность;
2)радость — эмоция, характеризующаяся переживанием психологического комфорта и благополучия, позитивным отношением к миру и к самому себе;

Читайте также:  Многократное чтение произведений детям не показано повторение эмоциональных переживаний

3)удивление: не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно воз­никшие обстоятельства.

4)печаль — переживание утраты (временной/постоянной, реальной/воображаемой, физической/психологической) объекта удовлетворения потребности, вызывающее замедление умственной и физической активности, общего темпа жизни человека.

5)гнев — эмоциональное переживание, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения ис­ключительно важной для субъекта потребности (боль, ограничение свободы, физические воздействия и т.д.).

6)отвращение —отрицательное эмоциональное переживание, вызываемое объектами (предметами, людьми, обсто­ятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в рез­кое противоречие с идеологическими, нравственными или эстети­ческими принципами и установками субъекта.

7)презрение — отрицательная эмоция, возникающая в межличност­ных отношениях и порождаемая рассогласованием жизненных по­зиций, взглядов и поведения с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта переживаний.

8)страх— отрицательная эмоция, проявляющаяся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

9)стыд —переживание собственной неадекватности, некомпетентности и неуверенности в ситуации социального взаимодействия, своего несоответствия требованиям ситуации или ожиданиям окружающих,

10) вина — эмоция, возникающая при нарушении моральных и эсте­тических норм.

!по влиянию на поведение и деятельностьстимулирующее или тормозящее, одни эмоции вызывают прилив сил (стенические), другие – упадок сил, нежелание что-либо делать (астенические).

!по степени осознанности и предметности. В зависимости от степени осознанности эмоции подразделя­ются на осознаваемые и неосознаваемые.Полное осознание предполагает как исчерпывающую характеристику самой эмоции, так и понимание связей между эмоцией и вызвавшими ее факторами, с одной сто­роны, и между эмоцией и действиями, к которым она побужда­ет,— с другой.

В психоанализе впервые были сформулированы положения о том, что не все пси­хические явления (в том числе и эмоции) регистрируются в соз­нании.

!по связи эмоциональных пере­живаний с конкретным объектомэмоции бывают предметные и беспредметные.

В. К. Вилюнасом была предложена функциональная классификация эмоций. Рассматривая эмоции в качестве посредника между потребностями и деятельностью по их удовлетворению, автор подразделяет их на: 1) ведущие – переживания, окрашивающие в образе среды предметы потребности и превращающие их тем самым в мотивы. Ведущие эмоции предшествуют деятельности, побуждают к ней и отвечают за общую ее направленность; 2) производные – ситуативно значимые переживания, возникающие в процессе деятельности и выражающие отношение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или затрудняющим ее осуществление, к конкретным достижениям в ней, к сложившимся или возможным ситуациям.

!по степени произвольности– бывают произвольные и непроизвольные. Предмет, который хорошо знаком может управлять эмоциями, т.е. перестроив деятельность, контекст; не выходя за рамки культурной нормы нужно регулировать межличностные отношения.
!по происхождениюврожденные, связанные с реализацией инстинктивных программ поведения и приобретенные, обусловленные индивидуальным и социальным опытом. уровню развития.

!По уровню развития эмоции подразделяются на низшие — связанные преимущественно с биологическими процессами в ор­ганизме, с удовлетворением/неудовлетворением витальных потреб­ностей человека, и высшие — связанные с удовлетворением/не­удовлетворением социальных и духовных потребностей человека.

!по длительностиэмоций характеризуется время протекания эмо­циональной реакции. Кратковременные эмоциональные реакции по­являются обычно при однократном воздействии и отличаются не­устойчивостью, временным, преходящим характером. Длительным, эмо­циональным переживаниям присущи устойчивость и постоянство.
!по интенсивностиэмоции характеризуют силу переживания и со­путствующих экспрессивных и физиологических реакций. При сла­бых эмоциональных переживаниях не наблюдается существенных физиологических изменений и экспрессивных проявлений в поведе­нии человека. Сильные эмоциональные переживания сопровождают­ся выраженными физиологическими и экспрессивными реакциями.

Классификация Б. Додонова, подразделяет все эмоции на следующие группы:
Альтруистические эмоции (желание помогать другим людям).
Коммуникативные эмоции (возникающие при общении).
Глорические эмоции (связанные с потребностью в самоутверждении).
Праксические эмоции (связанные с успешностью деятельности).
Пугнические эмоции (связанные с ситуациями опасности, с потребностью рисковать).
Романтические эмоции (стремление к необычному, новизне).
Гностические эмоции (возникающие в познании).
Эстетические эмоции (связанные с восприятием произведений искусства).
Гедонистические эмоции (связанные с потребностью в удовольствии, удобствах, комфорте).
Акизитивные эмоции (связанные с интересом к накоплению, коллекционированию, собиранию).

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Источник

Оцените статью