Эмоциональность – это реакция психики на различные обстоятельства жизнедеятельности, которая определяет направленность действий личности. С внешним миром она связана отношениями взаимозависимости: происходящее вокруг (обстановка, общая атмосфера, люди, события) непосредственно влияет на психоэмоциональное состояние, которое, в свою очередь, может оказывать влияние на окружающее пространство.
Между эмоциями и чувствами есть некоторые отличия: первые являются краткосрочными, вторые – устойчивыми, более продолжительными.
Эмоциональность — сложный психический процесс, состоящий из трех элементов:
Первые два компонента представляют собой внутреннее формирование эмоционального состояния, тогда как третий отвечает за его внешние проявления. Зачастую человек оказывается в ситуации, когда открыто выразить свои чувства он не может. Возникает необходимость в сдерживающем факторе или отсрочки во времени. Но так или иначе, выплескивать лишнюю энергию, возникающую внутри, нужно обязательно. Это можно сделать с помощью двигательной активности или осуществления бытовых действий (заняться уборкой, переключиться на хобби).
Эмоции имеют ряд особых характеристик:
На протяжении жизни мы испытываем колоссальное количество переживаний. Не все из них можно описать двумя словами, многие противоречивы и неоднозначны.
Существует множество различных подходов к систематизации и классифицированию эмоционального состояния. Самый простой из них представлен в таблице ниже.
Тип | Описание | Примеры |
Позитивные | Доставляют удовлетворение, в совокупности создают ощущение довольства происходящим, счастья. | Симпатия, влюбленность, восторг, вдохновение. |
Негативные | Создают общую неудовлетворенность, плохое настроение. | Страх, печаль, зависть, горе, грусть, обида, злость, тоска. |
Нейтральные | Напрямую не влияют на действия индивидуума. | Равнодушие, удивление, интерес. |
Эта схема более распространена в психологии и показывает распределение видов переживаний по функциям:
Согласно этому подходу, типы эмоций делятся исходя из породившего их источника. Переживания могут быть вызваны:
Однако этот вариант разделения вызывает множество вопросов, так как является нечетким. Например, что делать в случае, когда одно и то же ощущение может возникнуть в выстраивании отношений, и при самоанализе?
Более стабильным проявлением эмоциональности являются чувства. Они, как правило, возникают на базе потребностей второго уровня (духовных) и формируют определенную позицию, точку зрения человека. Классифицируются по предмету, на который направлены:
Существуют также такие понятия, как состояние и реакция. Они отличаются степенью длительности и соотносят потребности и стремления личности с ее возможностями и ресурсами на данный момент.
Ученый определил следующие фундаментальные переживания:
Существует также шкала, позволяющая определить преобладающее эмоциональное состояние у личности.
Проявления | Сумма баллов | Категория | |||||
Внимательный | Сконцентрированный | Собранный | С1 Интерес | ||||
Наслаждающийся | Счастливый | Радостный | С2 Удовольствие | ||||
Удивленный | Изумленный | Пораженный | С3 Удивление | ||||
Унылый | Печальный | Сломленный | С4 Горе | ||||
Возбужденный | Гневный | Безумный | С5 Гнев | ||||
Неприязнь | Отвращение | Омерзение | С6 Отвращение | ||||
Презрительный | Пренебрегающий | Надменный | С7 Презрение | ||||
Испуганный | В ужасе | В панике | С8 Страх | ||||
Застенчивый | Робкий | Стыдливый | С9 Стыд | ||||
Сожалеющий | Виноватый | Раскаивающийся | С10 Вина |
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Источник
Любимая забава в НЛП взять какую-нибудь человеческую характеристику – состояние, убеждение, поведение и т.д. – и разобрать на винтики, чтобы понять, как она работает. И на основе этого придумать, как ею управлять. Не обошло это веяние и эмоции. Одной из первых книг по НЛП была замечательная книга «Заложник эмоций» Лесли Камерон и Майкла Лебо. Где эмоции тщательно разбирались на винтики и гаечки. Но так на винтики и гаечки в НЛП можно разобрать разными способами, я хочу предложить немного другой вариант. Возможно он окажется более простым и удобным.
Подход здесь несколько более хитрый – разбирать не столько саму эмоцию, сколько причину её возникновения. А понимание причины поможет не только контролировать само переживание, но и изменить его. Изменив оценку причины.
Эмоции наполняют нашу жизнь и делают её захватывающей и интересной.
Или.
Эмоции отравляют нашу жизнь и превращают её в сплошной кошмар.
Или.
Эмоции – это то, что позволяет нам воспринимать мир.
Или.
Эмоции манипулируют нашей жизнью.
В принципе, можно продолжать список таких высказываний. Но при этом важно то, что эмоции являются неотъемлемой и крайне важной частью человеческой жизни. А так же то, что управлять ими считается делом довольно сложным. Но крайне полезным.
Я не буду здесь давать абсолютно строгое определение того, что такое эмоция. Если хотите – его можно найти в энциклопедии. Для нас будет важно, что
и то, что оно сильно задействует тело.
Здесь я вступаю на довольно опасную стезю аналитического описания чувств. Мой опыт говорит, что карта здесь совсем не территория, и люди понимают эмоции очень сильно индивидуально. Тем более интерпретируют их, придают смысл. Так что воспринимайте написанное ниже именно как возможную карту, в которую стоит внести личные правки.
Эмоции выполняют сразу несколько функций.
Во-первых, они нас мотивируют. Положительные эмоции (радость, удовольствие, счастье) привлекают и поощряют нас на «правильное» действие, а отрицательные (страх, раздражение, горе) – наказывают за «неправильное» и отталкивают от него. В этом смысле эмоции нам дают необходимое топливо.
Во-вторых, эмоции дают нам доступ к определённым стратегиям поведения. Человек в злости будет действовать совсем не так, как в радости.
В-третьих, они сообщают определённую информацию. Например страх нам сообщает о том, что есть опасность и с ней можно справиться, счастье – что наши ценности удовлетворены, предвкушение – что желаемое событие точно произойдёт, раздражение сообщает о том, что ситуация развивается не так, как ожидалось, при чём в худшую сторону.
И в-четвёртых, эмоции крайне важны в коммуникации. Демонстрация эмоции сообщает окружающим об оценке ситуации, а это во многих случаях, намного важнее содержания.
Соответственно, мы получаем два основных направления использования эмоций. Эмоции внутрь (эмоции реакции) сообщают нам об оценке ситуации, мотивируют и предоставляют ресурсы. Эмоции наружу (эмоции-иллюстрации) – сообщают о моём состоянии окружающим. При чём одна из основ воспитания ребёнка как раз состоит в контроле эмоций – «нормальный» человек должен уметь демонстрировать окружающим «правильные» эмоции, а «неправильные» не показывать. А ещё лучше не испытывать.
Эмоции-реакции (ему сказали – он огорчился) более «искренние», но при этом зачастую менее выражены. Эмоции-иллюстрации предназначены для демонстрации состояния, и они боле нарочиты и гротескны, зато более понятны. «Неправильная» их демонстрация — это как говорить очень невнятно и неразборчиво: «Хчу сбщть вм вжную ность.» Общаться с таким человеком очень сложно: «речь» неразборчива, что хочет сказать непонятно.
И если эмоции-реакции как раз полезнее калибровать — они сообщают об «искренней» оценке ситуации, — то эмоции-иллюстрации стоит научиться «правильно» показывать (то есть так, как принято это показывать в данной культуре) и правильно расшифровывать. Но, самое главное, тренируйтесь отличать первые от вторых. Эмоции-иллюстрации для получения информации о «искренней» реакции годятся мало.
При этом эмоции-иллюстрации ни в коем случае не являются чем-то «плохим» — мы постоянно их используем. На то они и «иллюстрации» — они помогают лучше понять слова, удержать внимание, передать «интонацию» и т.д. «Правильные» эмоции-иллюстрации один из главных инструментов оратора, политика, актёра. Да и в повседневной жизни, когда мы рассказываем что-то, то должны правильно транслировать эту самую невербальную информацию. И когда слушаем — показывать, что мы слышим и сочувствуем. И ещё одна важная вещь:
По крайней мере эмоции-реакции. С эмоциями-иллюстрациями бывают проблемы, так как не все понимают, как их правильно демонстрировать.
Все эмоции выполняют информационную функцию – то есть сообщают о смысле события. При чем
При этом часть эмоций вполне социальны:
Эмоцию-реакцию удобно характеризовать через оценку ситуации, которая эту эмоцию вызывает. Потому что эмоции-реакции не существуют сами по себе –
Здесь предложен набор характеристик именно оценки ситуации, которых более-менее достаточно для описания большинства эмоций. Они будут проявляться в эмоции определённым образом. Например, такой параметр оценки как «важность», в эмоции будет характеризовать «уровень эмоционального возбуждения», иногда называемый «уровень адреналина».
Итак, основные характеристики.
Оценка ситуации может быть положительной (хорошо, нравится), нейтральной или отрицательной (плохо, не нравится). Соответственно и все эмоции можно разделить на
Если у эмоции знак положительный, она нас мотивирует приближением (как будет хорошо, если это сделать), если отрицательный – мотивирует уклонением (как будет плохо, если этого не сделать).
Насколько важно то, что произошло. В эмоции будет проявляться как уровень эмоционального возбуждения (адреналина). Для примера, можно построить цепочки изменения эмоции в зависимости от уровня важности ситуации
Ситуация может располагаться в прошлом, происходить сейчас или только предполагаться в будущем.
В соответствии с этим будут группироваться и эмоции: ностальгия, сожаление, горе, печаль – это чувства по поводу ситуации, которая была в прошлом; страх, надежда, опасение, предвкушение, вожделение, ожидание – по поводу ситуации в будущем, а испуг, раздражение, блаженство, удивление, разочарование, недоумение – по поводу того, что происходит прямо сейчас или только что произошло.
При этом часть эмоций «вневременные» — они могут быть связаны с ситуациями как в прошлом, так и в настоящем или будущем. Например: радость, счастье, сочувствие, жалость.
Следующая характеристика описывает, насколько достоверна информация. Или насколько я уверен в том, что было или произойдёт. Или с какой вероятностью произойдёт. С ситуациями в настоящем обычно всё проще – они сенсорно наблюдаемы и потому уверенность в них всегда высокая.
Нужно помнить, что эмоция не существует «сама по себе» — она результат оценки определённой ситуации. И, в первую очередь, желательно осознать, к какой именно ситуации эмоция относится. И определение ситуации уже даёт прекрасную возможность контроля – мы понимаем, как её оцениваем. И, если оценка нас не устраивает, может переоценить ситуацию. А
Для чего можно использовать любые инструменты НЛП:
Эмоции-иллюстрации – это то, что мы показываем другим людям. Для достижения своих целей. Соответственно, здесь уже рассказ,
Для описания удобно использовать основные невербальные сообщения – нюансов они не передадут, но общий смысл передать смогут вполне. Что удобно как для расшифровки эмоций других людей, так и для определения, какую мне эмоцию нужно показать.
У всех эмоций есть знак, мы их делим на «положительные» и «отрицательные». Положительные: симметричная улыбка. Отрицательные: поджатые губы, сморщенный нос, ассиметричная улыбка.
Важность сообщения проявляется в виде уровне эмоционального возбуждения – уровня «адреналина». Чем важнее – тем уровень выше. Демонстрируется как увеличение мышечного тонуса и интонационности (напряжённости) голоса.
Собственно, это переход к готовности к действию. Демонстрируется наклоном туловища вперёд (иногда назад, например при отвращении или испуге). И повышением тонуса мышц. Например, главное отличие внимания от интереса то, что интерес эмоция активная, в ней есть готовность к действию. А внимание — пассивная.
Эти три характеристики будут у всех эмоций. А вот остальные могут быть, могут не быть.
Такие «социальные» эмоции – сигналы о статусе. Превосходство демонстрируется задиранием подбородка, подчинение – опусканием головы. Гордость, надменность и презрение сообщают о превосходстве, а вина, стыд и униженность – о подчинении.
Уверен я в чём-то или нет. Уверенность: монотонный голос с понижением интонации в конце, симметричная поза, законченные жесты. Сомнение: голос изменчивый, покачивания и изменение позы, незаконченные жесты, почёсывания и поглаживания разных мест.
Эмоции, связанные с социальным контекстом, обычно различаются в зависимости от того, кто именно что-то сделал: сам человек или другие. Например, нарушение социальных договорённостей мной вызывает вину, а другими — отвращение. Моя большая потеря — это горе, потеря у другого человека — сочувствие (или злорадство).
При этом
ЕГО
Нарушение социальных договорённостей
Источник