Методика рисуем страхи
Как правильно преодолеть страх с помощью рисования?
Один из эффективных способов преодолеть страх — это нарисовать его, а потом преобразовать прямо на бумаге во что-то новое и нестрашное (например, доброе или веселое).
Только кажется, что взять и перерисовать страх — легко. На самом деле это очень сложное задание. Меняя свой рисунок, человек проделывает огромную внутреннюю работу над своим представлением о пугающей ситуации.
Конечно, собаки в мире останутся такими же зубастыми, а коровы — рогатыми, но отношение к ним изменится.
Есть несколько способов нарисовать страх
1. Нарисовать образ страха.
Страх можно изобразить как существо, как предмет, как явление природы и т.д. Иногда представить страх помогают наводящие вопросы: «На что похож твой страх?», «Как он выглядит?», «А как тебе страшно?», «А какой он, твой страх?», «Если бы он был животным, то каким?».
Нарисовать портрет своего страха отлично получается у людей с хорошо развитым образным мышлением.
2. Изобразить ситуацию, в которой человек испытывает страх.
Самый стандартный подход — это нарисовать саму пугающую ситуацию. Это можно сделать даже схематично, поэтому получается практически у всех, даже у тех, кто упорно твердит, что «не умеет рисовать».
3. Нарисовать ощущение страха, возникающее в теле.
Если человек часто в разговоре описывает свои внутренние ощущения: «всё похолодело», «сердце в пятки ушло», «язык онемел», — предложите ему нарисовать эти самые ощущения. Ощущения можно нарисовать на схематическом рисунке тела, на самом теле или как образ ощущения. Например, ощущение холода можно изобразить как ведро со льдом.
4. Нарисовать самый первый случай, напугавший человека.
Предложите человеку вспомнить самый ранний случай, когда он испугался. Например, когда в детстве на него бросилась собака, или когда класс смеялся над его ответом, или когда он чуть не утонул. Нарисуйте именно тот, самый первый случай, сформировавший страх.
5. Изготовить маску, сделать костюм страха или отдельные элементы.
Такой реквизит помогает превратиться на время в свой страх, поиграть в него. Особенно подходит для страха темноты, привидений и людей определенных профессий (например, врачей). Этот вариант нравится детям, которые не любят рисовать.
6. Нарисовать лицо, выражающее испуг, ужас, страх.
Рисунок лица — один из самых сложных и в то же время очень показательных приемов, потому что прекрасно передает эмоции рисующего. Такой рисунок очень трудно переделать в позитивный, придется включить воображение на полную мощность!
Какой же способ рисования страха выбрать? Обратите внимание на то, что рассказывает человек про свой страх: про ситуацию, про ощущения, про своё прошлое или про монстров, которых представляет. Именно то, о чем он говорит, и надо нарисовать в первую очередь.
В дальнейшем, если понадобится несколько занятий, можно попробовать все способы — таким образом вы обработаете страх «со всех сторон».
Как определить, что страх прошел? Когда ваш художник начнет говорить и рисовать его легко, без напряжения и, может, даже со скукой (потому что «надоело», стало неактуально).
Важно!
Чтобы преодолеть страх, рисунок не надо стирать, рвать или сжигать. Страх — это часть психики. Если его просто вырвать оттуда, в психике образуется дыра, которая заполнится другой проблемой. Лучше заполнить ее самостоятельно, преобразовав страх в какое-то новое отношение — сделать его нейтральным, спокойным, веселым, добрым и т.д. Именно этот образ и закрепится в сознании рисующего.
Психолог-консультант Стаценко Л.В.
Источник
Как рисовать эмоции
Рисовать человека сложно, а его эмоции — еще сложнее. Персонаж может быть совсем простым по строению, но вот двигаться и меняться в лице должен как настоящий. Иначе даже неплохо прорисованный герой соберет больше зрительских «не верю», чем плохой актер бюджетной мыльной оперы.
Попробовали разобраться, как через мимику и жесты передавать то, что чувствует персонаж.
Зачем персонажу эмоции
Внешнее проявление эмоций — наглядная иллюстрация того, о чем думает и что чувствует герой. Если он грустит, внешние уголки глаз направляются вниз, губы дрожат, а если доволен — мышцы лица расслабляются, появляется легкая улыбка, а верхние веки немного опускаются.
Без яркой мимики и движений персонажам в разы сложнее вызвать у зрителя симпатию или любые другие чувства — а если не будет эмоционального отклика, не будет и настоящего интереса.
Исследования в области нейробиологии показали, что, если зритель считывает эмоцию персонажа и верит ему, его организм реагирует на уровне химии. Выделяются кортизол и окситоцин — гормоны, отвечающие за концентрацию и радость. А значит, через эмпатию зрители вовлекаются в анимацию, рекламу или игру еще сильнее.
Привлекательность, или харизма — это один из 12 принципов анимации, которые разработали аниматоры студии Disney Олли Джонстон и Фрэнк Томас еще в 1981 году. Принцип заключается в том, что герой должен приковывать к себе внимание зрителей и вызывать эмоциональный отклик.
И это история совсем не про милых кроликов в центре сюжета. Злодеев и второстепенных героев она тоже касается. Каждый персонаж должен обладать харизмой. В кино она передается через актерскую игру, а в анимации — через мимику и жесты, которые рисует иллюстратор.
Карта эмоций
Самый простой способ передать эмоцию — через выражение лица, потому что каждая эмоция приводит в движение большой набор мышц. Например, когда мы улыбаемся, то не только приподнимаем уголки губ, но и щуримся, а когда злимся — губы плотно сжимаются, а глаза превращаются в щелочки.
Максимально полную карту эмоций составила лондонская художница и иллюстратор Джумана Медлей — раньше она делала проекты для Leo Burnett и Saatchi & Saatchi, а сейчас работает консультантом в Apple.
Карта показывает, как от нейтрального выражения лица поэтапно перейти к максимально экспрессивному. На ней — 58 эмоциональных состояний, разделенных на тематические группы: удивление, радость, гнев, грусть и расслабленность. Для каждой эмоции есть иллюстрация и краткое описание того, что происходит с разными частями лица в момент этого переживания:
Выражение лица по деталям
«Как представить персонажа, который переживает какую-то эмоцию? Попытайтесь спроецировать на себя его чувства. Берите кадры из фильмов, наблюдайте за людьми и чаще смотритесь в зеркало. Всё это плюс понимание индивидуальных особенностей персонажа поможет при создании выражения лица», — говорит аниматор Дана Боадвей-Массон, которая делала ролики для игр Halo 3 и ODST.
Изгиб брови или вдруг появившиеся ямочки на щеках и правда могут изменить лицо персонажа и передать эмоцию, которую он испытывает. Пройдемся по отдельным частям лица — глазам, рту и носу, — чтобы понять, как они могут передавать чувства персонажа.
Глаза и брови
Полностью изменить выражение лица можно с помощью одних только зрачков. Например, суженный зрачок передаст страх, а расширенный — заинтересованность и симпатию:
Брови тоже помогают передать эмоции. Бровь делится на две части: основание и изгиб, которые способны двигаться независимо друг от друга. Они могут быть в состоянии покоя, подняты или опущены, и эмоциональный фон персонажа от этого меняется в широком спектре, от разочарования до дикого гнева:
«Реакцию» бровей видно быстрее, и ощущается она острее, чем изменения других частей лица и тем более — тела. Брови как бы запускают мимическую цепочку. Так что, если движений головы и тела будет мало для передачи нужных эмоций, продуманная анимация бровей в этом здорово поможет.
Губы окружены множеством групп мышц, поэтому один только их изгиб может придать новый оттенок выражению лица персонажа. С их помощью легко выразить радость и восторг (слева) или гнев и отвращение (справа):
Схема мимики рта. Изображение: clipstudio.net
Кроме того, рот может двигаться ассиметрично — и это добавляет еще больше оттенков. Например, улыбка одним уголком рта выйдет более сдержанной, чем двусторонняя.
Когда анимируешь нос, важно помнить, что он двигается синхронно с губами. Чтобы анимировать нос, художник работает с его кончиком (тянет его вверх, вниз и в стороны) и ноздрями (сужает и расширяет их).
Чтобы выразить отвращение, кончик носа должен быть приподнят, а переносица немного сморщена (2 и 3), а для эмоции гнева нужно нарисовать персонажу ноздри расширенными(4):
Схема мимики носа. Изображение: clipstudio.net
I like to move it, move it
Если лицо персонажа в кадре не крупным планом, то брать на себя роль «выразителя эмоций» должно тело. Оно будет передавать их через позы и активные движения.
Например, в «Симпсонах» герои часто выражают радость через танец, а выражение лица остается статичным. Тот же прием используют в «Гравити Фолз»:
Чтобы передать чувства движением, нужно подумать о том, как они проявляются в теле. От страха или холода кожа становится гусиной, от волнения на лбу выступает пот, а от злости пальцы сжимаются в кулаки. Опущенные плечи выражают грусть и усталость, от прилива уверенности выпрямляется осанка — и так далее.
Икона анимации — Хаяо Миядзаки — передавал эмоции через едва заметные движения, которые складывались в общую картину. Например, в аниме «Рыбка Поньо на утёсе» он оставил главную героиню босой. Когда она радовалась, ее эмоции выражались через прыжки и растопыренные пальцы на ногах.
Шпаргалка FACS
Facial Action Coding System — мануал доктора психологии Арминдо Фрейтас-Магальяйнса. Это система кодинга эмоций, оцифрованные знания о мимике.
FACS связывает каждую эмоцию в мозге с тем, какие мышцы в теле за нее отвечают. Так появилась огромная цифровая библиотека с описаниями, фото- и видеообразцами проявления чувств разных людей. Например, можно посмотреть, как выглядит грусть на лицах разных возрастных групп (от детей до стариков), рас и культур (от белых американцев до представителей племен из Папуа — Новой Гвинеи).
Ее разрабатывали для обучения работников полиции и спецслужб, таможенников и психологов, но потом FACS стал золотым стандартом и для мультипликаторов. Например, «Историю игрушек» и «Шрека» создавали с использованием этого мануала.
«Демоверсию» руководства можно найти в книгах Пола Экмана — реального ученого, который стал прототипом главного героя сериала «Теория лжи». Например, в книге Экмана «Психология эмоций» — масса иллюстраций и схем движения мышц лица, которые могут стать референсами для художников.
Программы для анимации лица
Программы для лицевой анимации — хороший помощник для иллюстраторов. Там можно смоделировать конкретную эмоцию или звук, который должен издавать персонаж. В такие программы можно загрузить собственное видео и «списать» язык тела с него:
Adobe Character Animator — программа из семьи Creative Cloud. Она анимирует не только лицо, но и движения. Персонаж может ходить, указывать на что-то, удерживать предметы, главное — задать параметры.
Cartoon animation 4 — профессиональный инструмент для создания 2D-анимации персонажей, который также поддерживает захват движений лица для анимации лица в реальном времени. Можно использовать его с любой веб-камерой, а также с iPhone X или выше, но нужно будет установить приложение Live Face.
CrazyTalk 8 — это простая программа, в которой создают говорящие анимации с 3D- и 2D-персонажами. В нее загружают предварительно записанный звук или даже текст, а затем программа анимирует лицо персонажа под эту речь. Для текстовых файлов можно настраивать ударения, интонацию, длительность отдельных звуков и самого файла.
Источник
Преодоление страха у ребенка через рисование
Преодоление страха у ребенка— непростая задача для родителей. Одним из самых эффективных способов является рисование. Сначала рисуем страх, а потом преобразовываем его в новый рисунок. При такой трансформации происходит внутренняя работа над страхом и изменение мыслей о неприятной ситуации.
Способы рисования страха:
- Страх как образ. Так же он может быть предметом, явлением природы или каким-то существом. Способ подходит для людей с сильно развитым образным мышлением.
- Изображение ситуации, при которой человек испытывает страх. Самый легкий способ
- Рисуем ощущение страха: холод внутри, дрожь, онемение конечностей или языка и другие внутренние ощущения
4. Рисуем первую ситуацию, при которой был испытан страх. Укус собаки в детстве, насмешки друзей и т.д.
5. Сделать свой страх игрушкой. Например, сделать костюм или маску страха и поиграть в него. Подходит детям, которые не любят рисовать и боятся темноты и привидений
6. Гримаса ужаса, испуга,страха. Нарисовать это будет непросто, нужно будет поработать с воображением.
Какой из этих нескольких способов выбрать для преодоления страха? Нужно послушать как человек говорит о своем страхе, что это: монстры, ощущения, ситуация? И отталкиваться от услышанного.
Попозже можно проработать все способы и таким образом избавиться от страха полностью.
Как понять, что страх преодолен? Если автор рисунков рисует его с легкостью или скукой, то все, страх мы победили)
Кстати, рисунок ни в коем случае нельзя рвать, жечь или стирать. Почему? Потому, что страх — часть психики. И если его оттуда вырвать, то эта дыра заполнится новыми страхами или проблемами. Лучше преобразовать рисунок во что-то новое: спокойное и веселое, именно таким он и запомнится автору.
Кaк oпpeдeлиmь, чmo стpax пpoшeл? Кoгдa вaш xудoжник нaчнeт гoвopить и pисoвaть eгo лeгкo, бeз нaпpяжeния и, мoжeт, дaжe сo скукoй.
Источник