Эмоции стимулирующие активность человека усиливающие его работоспособность это

Влияние эмоций на активность

Влияние эмоций на активность. Принято различать стенические и астенические эмоции (Э.Кант). Стенические эмоции как бы мобилизируют энергетические ресурсы, повышают активность и поддерживают некоторое время деятельность в напряженном режиме; астенические эмоции, напротив, снижают уровень активности. Примеры стенических эмоций — гнев, ненависть, любовь, воодушевление, надежда. Примеры астенических эмоций — печаль, отчаяние, страх, разочарование, смущение. Полагают, что стенические эмоции сопровождаются выбросом в кровь адреналина, астенические эмоции — норадреналина (Лайкен, 1961).

Эмоции и напряженность. Различают, наконец, эмоции покоя и эмоции ожидания. Эмоции покоя переживаются с ощущением расслабленности, умиротворения, опустошенности, потери сил. Мотивационный компонент у эмоций покоя отсутствует, внешняя деятельность ослабевает или прекращается. Внутренняя активность сосредоточена на анализе своего душевного состояния и попытках спланировать, как выйти из него. Эмоции покоя возникают, если цель достигнута, если нет никакой цели, так как прежняя дискредитирована, или индивиду стало ясно, что препятствия на пути к цели для него непреодолимы. Эмоции ожидания переживаются с ощущением внутреннего напряжения и возникают при приближении к цели, при необходимости скорее сделать начатое, при затягивании ожидания нужного человека, какого-то иного объекта, при окончании паузы в бою и т. д. Такие эмоции обычно возникают и в ситуации конфликта между противоположными желаниями, побуждениями. Типично появление эмоций ожидания в ситуации выбора. Таких ситуаций множество, но, по К.Левину (1935), существует три основных типа конфликта:

Долгое пребывание в напряжении может вызвать нервное истощение. Что это и как с ним справиться?
  • ситуация выбора «из двух зол меньшего». Например, согласиться на рискованную операцию или предпочесть консервативное лечение, когда шансы на выздоровление очень невелики и там и там. Это наиболее травматичный вид конфликта;
  • ситуация выбора типа «и хочется, и колется». Вначале обычно перевешивает желание. С приближением цели становится все более явной и невыгодная сторона дела. Если ошибочное решение все же принято, затрачены немалые усилия, цель осталась недостигнутой, индивиду остается только одно: каким-то образом оправдать свой неудачный выбор и найти в нем преимущества, которых на самом деле нет. Если, например, после колебаний индивид решился все же пройти ритуал посвящения в секту или банду, то позже он будет превозносить эту секту или видеть в банде весьма милое сообщество. Подобные ошибочные действия ведут к внутренним негативным переменам, патологическому развитию личности. Это самый частый вид конфликта и нередко весьма чреватый неблагоприятными последствиями;
  • ситуация «буриданова осла», когда предстоит выбор между двумя одинаково привлекательными возможностями. Например: очень красивая невеста из бедной семьи или богатая невеста, но дурнушка; умный и порядочный жених или жених успешный и богатый, но глуповатый и весьма непорядочный. Такой выбор нередко влечет впоследствии драматические последствия, если индивид не утвердился в подлинных ценностях жизни.

Формы проявления эмоций. Это аффект, страсть, настроение и ситуативные реакции.

Аффект — бурное и относительно кратковременное (в пределах часа-полутора) проявление какой-либо эмоции, возникшей в ответ на важное и неожиданное для индивида изменение жизненной ситуации. Аффект может развиться в силу болезненных причин или в результате особых психологических приемов воздействия на человека. Аффект характеризуют:

  • появление в связи с причинами, которые актуальны только на данный момент; аффектов при воспоминании о чем-то или в ответ на представления о будущем не возникает (исключением являются психиатрические пациенты);
  • обобщенность — абсолютное господство одной эмоции и ее усиление под влиянием разного рода привходящих обстоятельств;
  • приближающаяся к предельной интенсивность эмоции аффекта, что замерить, правда, сложно;
  • наличие признаков нарушения самовосприятия: обычные эмоции воспринимаются индивидом «как состояния моего Я», а эмоции аффекта — как «состояния, происходящие во мне» (А.Н.Леонтьев);
  • изменения состояния сознания — разные степени его сужения с концентрацией внимания преимущественно или исключительно на ситуации, повлекшей аффект;
  • ослабление или утрата самоконтроля: не пациент контролирует эмоцию, а аффект всецело или в значительной степени владеет им; это как бы симптом аффективного овладения;
  • снижение способности или утрата способности продуцировать интерпретации, оценки и решения, противоречащие императиву аффекта;
  • импульсивность поведения, связанная с ослаблением или параличом процессов мотивации: пациент делает то, что первым приходит ему в голову, недостаточно или вовсе не взвешивания последствия своего поведения;
  • частичная или полная конградная амнезия на период аффекта;
  • приближающаяся к максимальной интенсивность соматовегетативных проявлений эмоции, что может повлечь немедленным или отставленным образом телесные нарушения;
  • относительно острое развитие и окончание аффекта, иногда внезапное начало и столь же внезапное завершение пиковой фазы аффекта;
  • наличие опустошения, расслабленности, прострации или сомноленции по окончании аффекта;
  • нарушение критической оценки содеянного в период аффекта; нередко пациент относится к содеянному так, будто совершил это не он, а кто-то другой, что также указывает на патологию самовосприятия;
  • полное несоответствие поведения индивида в период аффекта его личностным качествам, как если бы действовал не он сам, а некая его субличность;
  • наличие в некоторых случаях психотических включений в период аффекта, выпадение болевой чувствительности, а также иных видов элементарной чувствительности. Развитию аффекта могут способствовать органические повреждения мозга, скрытые психические заболевания, злоупотребление психоактивными веществами, соматические заболевания, нарушения или дефицит сна, расстройство питания, расстройство личности. Эмоции аффекта различны, но обычно ими являются гнев, страх, отчаяние, изумление, экстаз. Из расстройств поведения наиболее часты и потому особенно важны агрессия, аутоагрессия, ступор, беспорядочное бегство, разрушение предметов. Иногда поведение внешне напоминает вполне упорядоченное, как бы заранее продуманное, но тем не менее являющееся неадекватным. У стариков, детей и даже подростков собственно аффектов, по-видимому, не наблюдается или они встречаются редко.
Читайте также:  Чувства сильнее цунами меня накрывает его волнами

Термины «аффект», «аффективный» в психиатрической литературе нередко и неточно используются как синонимы терминов «эмоция», «эмоциональный» и, что не очень хорошо, такое словоупотребление часто никак не оговаривается.

Страсть — интенсивное, стойкое и недостаточно контролируемое чувство с концентрацией внимания, мыслей, эмоций и поведения исключительно на объекте страсти. Страсть часто граничит с эмоциональной одержимостью, ослепляет человека и причиняет индивиду и объекту страсти немалые страдания (отсюда и производится термин «страсть»). Страсть целиком определяет круг возникающих в связи с нею эмоций и действий, не оставляя индивиду возможности разумного выбора. При ненависти, например, это враждебные проявления, злорадство, гнев, презрение, отвращение, месть. При любви — радость, восторг, восхищение, нежность, тоска при разлуке, ревность, ссоры, споры, мрачные мысли и взрывы воодушевления, периоды охлаждения или даже враждебности, которой она иногда завершается. Любовь у индивидов с метапотребностями отличается духовной близостью, рядом с которой все прочее отодвигается на второй план. Говорят, нигде человек так ярко не проявляет себя, как в любви и на войне. Любовь может стать и вершиной счастья, и бездонной пропастью падения.

Видов страсти множество. Не все они являются источником страдания, как это укоренилось в массовом сознании и даже зафиксировано в термине. Каковы люди, таковы и их страсти. Обычно человеком владеет одна какая-то страсть. Любая страсть сопровождается туннельным эффектом — сужением сферы сознания, психической активности и восприятия мира вокруг некоего центра притяжения эмоций, мыслей и действий. Поэтому страсти могут значительным образом деформировать личность, проявляться неадекватным и даже странным поведением. Бывает и иначе: «страсть превращает глупца в мудрого, а мудреца лишает разума». Во многих культурах издавна созданы барьеры для зарождения и проявления страстей. В Таиланде, например, к запретным причислено более 100 страстей. Страсти впервые формируются, по-видимому, в юности, к старости они затухают и нередко становятся объектом осуждения. Осуждается при этом именно страсть, а не сама личность, происходит как бы отчуждение страсти, если она владела индивидом и с нею были связаны серьезные проблемы.

Читайте также:  Как сейчас себя чувствует александра яковлева

Источник

Итоговый тест по дисциплине «Психология и педагогика» (Тест из 231 вопроса с отметками на правильных ответах) , страница 4

: Нейрохимическими процессами в коре головного мозга

: Изменением отношения к собственной личности

S: Аффекты – это эмоциональные состояния, которые

: Способствуют спокойному разрешению неприятных ситуаций

: Создают очень длительное и сильное напряжение организма, чреватое истощением

: Протекают длительно и малозаметно для окружающих

: Навязывают способ «аварийного» разрешения ситуации (бегство, агрессия)

S: Настроения – это эмоциональные состояния

: Хорошо наблюдаемые, кратковременные

: Длительные и сильные

: Продолжительные, умеренной или слабой интенсивности

S: Восстановите соответствие:

R1: Длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние

R2: Длительное и выраженное эмоциональное напряжение

R3: Краткое, бурное эмоциональное состояние

R4: Отсутствие эмоциональных реакций

S: Эмоции, стимулирующие активность человека, усиливающие его работоспособность –

Q: Восстановите верную последовательность стадий волевого действия:

1: Возникновение побуждения и предварительная постановка цели

2: Стадия обсуждения

S: Понимание и вчувствование в переживания, эмоции другого человека называется:

S: Эмоция – это психологическое состояние, которое означает

: Временное, непосредственное переживание какого либо постоянного чувства

: Форму постоянного отношения человека к действительности

: Потерю контроля над своими действиями

: Познавательный психический процесс

S: Переживаемая эмоция страха при медицинских манипуляциях влияет на болевую чувствительность так:

: Поддерживает на прежнем уровне

: Усиливает у мужчин и ослабляет у женщин

S: Сильное, бурно протекающее эмоциональное состояние взрывного характера, влияющее на всю личность, нарушающее волевой контроль, это:

S: Феноменологический аспект эмоций отражается в:

: Мимической и пантомимической деятельности

: Деятельности вегетативной нервной системы

: Нейрофизиологических и нейрохимических изменениях

S: Навязчивое неадекватное переживание страхов, имеющих конкретное содержание – это:

S: Переживание гложущего чувства, что человек ошибся, «неправ» по отношению к другим или самому себе, характерно для:

S: При воздействии экстремальных или патологических для организма человека или животного раздражителей возникает

S: В выражении лица проявляется компонент эмоций

: Нейрофизиологический и феноменологический

S: Восстановите соответствие:

L1: Нейрофизиологический компонент эмоций

L2: Нейромышечный компонент эмоций

L3: Феноменологический компонент эмоций

R2: Поза, жесты, мимика

R1: Процессы в центральной нервной системе

R3: Субъективное переживание

S: Волевое действие происходит в ситуации

Читайте также:  Не чувствую запахи что делать причины при простуде что делать

: При наличии содействия, помощи

: При отсутствии затруднений

: При наличии затруднений, препятствий

S: В ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида возникает

S: Установите соответствие:

R1: Реальная или вымышленная угроза

R2: Наличие препятствия в деятельности

R3: Появление новой, непонятной информации

R4: Появление позитивной информации

S: Свойство человеческой психики, проявляющееся в активной саморегуляции им своей деятельности и поведения, вопреки внешним и внутренним препятствиям – это

: Сила нервных процессов

: Подвижность нервных процессов

  • АлтГТУ 419
  • АлтГУ 113
  • АмПГУ 296
  • АГТУ 267
  • БИТТУ 794
  • БГТУ «Военмех» 1191
  • БГМУ 172
  • БГТУ 603
  • БГУ 155
  • БГУИР 391
  • БелГУТ 4908
  • БГЭУ 963
  • БНТУ 1070
  • БТЭУ ПК 689
  • БрГУ 179
  • ВНТУ 120
  • ВГУЭС 426
  • ВлГУ 645
  • ВМедА 611
  • ВолгГТУ 235
  • ВНУ им. Даля 166
  • ВЗФЭИ 245
  • ВятГСХА 101
  • ВятГГУ 139
  • ВятГУ 559
  • ГГДСК 171
  • ГомГМК 501
  • ГГМУ 1966
  • ГГТУ им. Сухого 4467
  • ГГУ им. Скорины 1590
  • ГМА им. Макарова 299
  • ДГПУ 159
  • ДальГАУ 279
  • ДВГГУ 134
  • ДВГМУ 408
  • ДВГТУ 936
  • ДВГУПС 305
  • ДВФУ 949
  • ДонГТУ 498
  • ДИТМ МНТУ 109
  • ИвГМА 488
  • ИГХТУ 131
  • ИжГТУ 145
  • КемГППК 171
  • КемГУ 508
  • КГМТУ 270
  • КировАТ 147
  • КГКСЭП 407
  • КГТА им. Дегтярева 174
  • КнАГТУ 2910
  • КрасГАУ 345
  • КрасГМУ 629
  • КГПУ им. Астафьева 133
  • КГТУ (СФУ) 567
  • КГТЭИ (СФУ) 112
  • КПК №2 177
  • КубГТУ 138
  • КубГУ 109
  • КузГПА 182
  • КузГТУ 789
  • МГТУ им. Носова 369
  • МГЭУ им. Сахарова 232
  • МГЭК 249
  • МГПУ 165
  • МАИ 144
  • МАДИ 151
  • МГИУ 1179
  • МГОУ 121
  • МГСУ 331
  • МГУ 273
  • МГУКИ 101
  • МГУПИ 225
  • МГУПС (МИИТ) 637
  • МГУТУ 122
  • МТУСИ 179
  • ХАИ 656
  • ТПУ 455
  • НИУ МЭИ 640
  • НМСУ «Горный» 1701
  • ХПИ 1534
  • НТУУ «КПИ» 213
  • НУК им. Макарова 543
  • НВ 1001
  • НГАВТ 362
  • НГАУ 411
  • НГАСУ 817
  • НГМУ 665
  • НГПУ 214
  • НГТУ 4610
  • НГУ 1993
  • НГУЭУ 499
  • НИИ 201
  • ОмГТУ 302
  • ОмГУПС 230
  • СПбПК №4 115
  • ПГУПС 2489
  • ПГПУ им. Короленко 296
  • ПНТУ им. Кондратюка 120
  • РАНХиГС 190
  • РОАТ МИИТ 608
  • РТА 245
  • РГГМУ 117
  • РГПУ им. Герцена 123
  • РГППУ 142
  • РГСУ 162
  • «МАТИ» — РГТУ 121
  • РГУНиГ 260
  • РЭУ им. Плеханова 123
  • РГАТУ им. Соловьёва 219
  • РязГМУ 125
  • РГРТУ 666
  • СамГТУ 131
  • СПбГАСУ 315
  • ИНЖЭКОН 328
  • СПбГИПСР 136
  • СПбГЛТУ им. Кирова 227
  • СПбГМТУ 143
  • СПбГПМУ 146
  • СПбГПУ 1599
  • СПбГТИ (ТУ) 293
  • СПбГТУРП 236
  • СПбГУ 578
  • ГУАП 524
  • СПбГУНиПТ 291
  • СПбГУПТД 438
  • СПбГУСЭ 226
  • СПбГУТ 194
  • СПГУТД 151
  • СПбГУЭФ 145
  • СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 379
  • ПИМаш 247
  • НИУ ИТМО 531
  • СГТУ им. Гагарина 114
  • СахГУ 278
  • СЗТУ 484
  • СибАГС 249
  • СибГАУ 462
  • СибГИУ 1654
  • СибГТУ 946
  • СГУПС 1473
  • СибГУТИ 2083
  • СибУПК 377
  • СФУ 2424
  • СНАУ 567
  • СумГУ 768
  • ТРТУ 149
  • ТОГУ 551
  • ТГЭУ 325
  • ТГУ (Томск) 276
  • ТГПУ 181
  • ТулГУ 553
  • УкрГАЖТ 234
  • УлГТУ 536
  • УИПКПРО 123
  • УрГПУ 195
  • УГТУ-УПИ 758
  • УГНТУ 570
  • УГТУ 134
  • ХГАЭП 138
  • ХГАФК 110
  • ХНАГХ 407
  • ХНУВД 512
  • ХНУ им. Каразина 305
  • ХНУРЭ 325
  • ХНЭУ 495
  • ЦПУ 157
  • ЧитГУ 220
  • ЮУрГУ 309

Полный список ВУЗов

Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).

Источник

Оцените статью