Эмоции развитие старших дошкольников

Особенности эмоционального развития старших дошкольников

Елена Шиянова
Особенности эмоционального развития старших дошкольников

Особенности эмоционального развития старших дошкольников

Жизнь без эмоций также невозможна, как и без ощущений.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания. На фоне этих изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Ведь эмоциивоздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление.

В процессе роста происходит изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуально и важна. Ребенку необходимо общаться со взрослыми, ведь общение в значительной степени обогащает чувственные взгляды на мир и отношения с окружающими. Это очень важно для развития эмоциональной сферы ребенка.

Наверное, мы все хотим видеть своих ребят счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими. Не всегда это получается.

Моя задача помочь ребенку разобраться с основными проблемами общения, научить понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, т. е. научить детей умению управлять своим поведением.

Основой коррекции эмоциональных процессов и состояний детей, развития у них эмоционального контроля является обучение ребенка созданию особой психологической атмосферы, благоприятным образом сказывающейся на его эмоциональном состоянии, настрое чувств и мыслей, а тем самым на характере его действий и поступков.

Если ребенок будет уметь управлять своим эмоциональным состоянием, это будет являться важнейшим условием дружественного и плодотворного общения с окружающими. Т. е. если дети будут уметь контролировать свои эмоции и будут уметь общаться с окружающими, создастся в группе особая эмоциональная атмосфера, которая благотворно действует на психику ребенка.

Работа складывалась из трех этапов. С начало дети учатся «заражаться» эмоциональной атмосферой. Здесь активная роль в создании атмосферы (а вместе с ней и определенного эмоционального состояния) принадлежит воспитателю. Дети еще не умеют сами создавать нужную эмоциональную атмосферу, для этого ему не хватает опыта, обретение которого в процессе моделирования различных эмоциональных ситуаций становиться содержанием работы. На первом этапе я детям объясняла, что такое эмоциональная атмосфера, сопровождая описание соответствующих эмоций. Слушали с детьми записи с разными музыкальными произведениями, рассматривали репродукции картин, фотографии. Давался музыкальный фрагмент и я предлагала детям исполнить импровизированный танец, характер которого соответствовал бы эмоциональной атмосфере, навеянной музыкой. И когда дети начинают ощущать различия в эмоциях, они начинают обращаться к собственному опыту вспоминая, где и когда они испытывали подобные чувства.

Но период «заражения» эмоциональной атмосферой является предварительным и по сути своей пассивным.

Здесь проводились игры и упражнения, «Я и мои эмоции«, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Набор карточек, на которых изображены различные эмоции.

«Музыка и эмоции«

Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки,какая она: веселая — грустная, сердитая, смелая — трусливая, праздничная — будничная, задушевная — отчужденная, добрая — усталая, ясная — мрачная. Это упражнение способствует развитию понимания передачи эмоционального состояния, образного мышления.

«Способы повышения настроения».

Обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

Перед игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предлагаю ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, выбрасывается. Хорошо, если взрослый тоже сложит в этот мешочек свои отрицательные эмоции. Можно использовать еще один «волшебный мешочек», из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

Расширение и упорядочение эмоционального опыта детей происходит, когда дети усвоят представления о «несловесных» средствах выражения эмоций, т. е. что различные настроения выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Например,я прошу детей: «постарайтесь показать, как и с каким настроением, вы шли сегодня в детский сад». Дети оценивают несловесные средства выражения эмоций, сравнивают удачные эмоциональные воплощения детей. Я учу детей изображать различных животных с их типичными повадками и характером. Ребенок преображается в изображаемого животного, а дети отгадывают, какое животное изображал ребенок и оценивают качество и детали изображения, а также указывают, какой это был зверь — страшный, добрый, хитрый или злой, т. е. саму эмоциональную атмосферу.

Игры и упражнения из серии «Я и мой язык», которые направлены на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения.

Читайте также:  Тест какого ты темперамента человек

Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора можно предложить, например; «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно» или » принеси мне стакан воды, я хочу пить», или ребенок сам придумывает свое сообщение.

Детям говорю, что к вам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором он говорит. Предлагаю ребенку пообщаться с ним, показать ему свою комнату, свои игрушки, пригласить пообедать, естественно все это без слов.

Дети превращаются в животных, в тех в кого захотят сами. Сначала все сидят за стульями («в клетках») каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он изображает. После того, как всех узнали, «клетки» открываются и «звери» выходят на свободу; прыгают, бегают, кричат, рычат. Развитие эмоционального опыта детей связано с формированием у них понимания различных форм поведения людей в разных ситуациях. Для этого я описывала детям анализ реакций человека в стрессовой ситуации,таких реакций может быть три: агрессивная, неуверенная и уверенная. Помогала детям уяснить смысл каждой реакции в стрессовой ситуации. Сначала детям предлагала типичный пример; «Вы играли на улице в мяч, попали мячом в песочницу, где играли другие дети, и все им поломали». Как вы поступите? А как надо поступить? Как поступят те дети, которые играли в песочнице? Или по сказке «Заюшкина избушка». А как бы вы поступили на месте лисы? Как обернулось бы действие сказки, если бы лиса поступила иначе?

Здесь я большое внимание уделяла организации дискуссий, чтобы дети свободно высказывались, в рамках предлагаемой темы, анализируя поведение героев и свой собственный жизненный опыт.

Предлагала детям разыгрывание ситуаций;

— Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика, как ты поступишь?

— Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой как у одного из ребят из вашей группы, что ты будешь делать?

— Ты очень обидел своего друга, как ты с ним помиришься?

— Ты нашел на улице слабого, замерзшего котенка, как ты поступишь?

Большое внимание я уделяю обучению детей выражению дружеских чувств, симпатии, сочувствия к окружающим. Объясняю, что с доброжелательным, ласковым и добрым человеком больше хочется общаться, чем со злым и обидчивым. Работа по совершенствованию общения значительно облегчается в результате развития у детей навыков саморегуляции эмоциональных состояний. Любому конфликту предшествует всплеск напряжения, злости, обида. Возникшие в группе конфликты становятся объектом обсуждения. После чего осуществляю более простой способ анализа – сама воздаю по заслугам участникам ссоры, а потом спрашиваю у детей в группе, как они считают, почему я так поступила? Учу детей избавляться самостоятельно от сильных отрицательных эмоций и объясняю на понятном детям языке, что, пока эти эмоции будут владеть ими, дружбы, радости общения и совместной игры не может быть – все вокруг будут восприниматься как враги, и сами они будут оставаться для окружающих врагами. В основе любого навыка саморегуляции лежит умение расслабляться, которому учу детей, используя оригинальные методики и известные в психологии тренинги расслабления.

«Брыкание» — упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения. Ребенок ложиться на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.

Совместные настольные игры. В ходе их дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения. Здесь с успехом используются различные настольные игры, которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно.Например: игра «Конструктор»- предложить детям вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру. По ходу игры взрослый помогает решить детям возникшие конфликты и избежать их.

• Дотронься до” Все играющие одеты по-разному.Ведущий выкрикивает: “Дотронься до синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел — ведущий.

1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. – М. : Сфера, 2005 – 85с.

2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль 1996.

3. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М. Аркти, 2001.

4. Степанова Г. Эмоциональное состояние ребё нка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. – 1997. – №5. – с. 65.

5. Эмоциональное развитие дошкольника. // Под ред. А. Д. Кошелевой. – М. : Просвещение 1985. – 175 с.

«Особенности мотивационной готовности к обучению в школе старших дошкольников» Особенности мотивационной готовности к обучению в школе старших дошкольников. Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться.

Конспект занятия в старшей группе по программе социально-эмоционального развития дошкольников «С кем я дружу» Цель: Развивать представления о том, что такое дружба. Учить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное.

Методическая разработка. Программа «Формирование адекватного эмоционального восприятия у старших дошкольников» Целью программы является формирование адекватного эмоционального восприятия у старших дошкольников, а именно умение понимать эмоциональное.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.1) Подготовила: Шкруднева О. Д. учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области» Большие трудности.

Читайте также:  Возьми с собой хорошее настроение объявление

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.2) Четвёртый уровень речевого развития характеризуется остаточными проявлениями нерезко выраженного недоразвития лексики, грамматики, фонетики.

Особенности развития мыслительных операций у дошкольников. Особенности развития мыслительных операций. Взаимозависимость формирования и развития математических способностей детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей «Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста» В настоящее время активно развивается личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении,.

Педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия старших дошкольников на музыкально-театральных занятиях. В настоящее время во всем мире внимание широкой общественности и ученых самых разных специальностей привлечено к проблеме физического и.

Статья «Особенности эмоционального развития у детей дошкольного возраста» «Особенности эмоционального развития у детей дошкольного возраста» Специфика детских эмоций, их отличие от других психических процессов,.

Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития дошкольников. Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития дошкольников. В жизнь современных детей рано и прочно входят аудиовизуальные.

Источник

Проект «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»

Оксана Давыдова
Проект «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»

Проект

«Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально — личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Однако, как справедливо указывали педагоги Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Следовательно, актуальность данной проблемы очевидна.Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.

Почему эту проблему важно обсуждать и решать: У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т. д.

Цель проекта:

Создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния.

Вид проекта – практико-ориентированный.

Описание проекта:

Классификация эмоций. Различные способы выражения эмоционального состояния (вербальный способ, мимика, пантомимика, жесты и т. д.). Доступные для детей методы саморегуляции. Способы снятия или снижения негативного эмоционального состояния.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети научились выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями; стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей; узнали о способах, как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить. Родители глубже осознали свою роль в эмоциональном благополучии ребенка.

По продолжительности проведения – долгосрочный (продолжительность 6 месяцев)

Для решения данной темы необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить соотношение между формированием эмоциональной сферы и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

2. Разработать систему занятий, комплекс игр, упражнений и психологических этюдов по формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

3. Научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать их, и регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям.

Подготовительный этап включал в себя проведение первоначальной диагностики (методики «Дом-Дерево-Человек», «Тест Руки», «Рисунок семьи», «Рисунок человека», анкетирование родителей (Анкета «О способах воспитания», «Рисунок семьи», наблюдение; подбор и анализ методической литературы, наглядного материала (пиктограммы «Эмоции») и оборудования; разработка плана занятий с детьми.

Основной этап – проведение цикла занятий, психологических упражнений и игр.

Завершающий этап – проведение сравнительной диагностики, ознакомление родителей с результатами, подведение итогов.

В основу системы работы легли следующие принципы: позитивности, взаимодействия, индивидуального подхода, психологической комфортности, развития и саморазвития личности, здоровьесберегающий принцип.

Для решения поставленных задач и целей по развитию эмоциональной сферы дошкольников использую тренинговые программы С. В.Крюковой:

1. Программа адаптации детей 4-6 лет к условиям дошкольного учреждения «Давайте жить дружно!».

Основная цель: адаптация детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.

2. Программа эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», которая направлена на эмоциональное развитие детей и является логическим продолжением первой.

Все занятия имеют гибкую структуру, исходя из поставленных целей и индивидуальных особенностей каждого ребёнка в группе.

Вводная часть – это введение в тему, создание эмоционального настроя.

В рабочей части проводятся: игры, упражнения, психогимнастика, релаксация, ролевые диалоги, проблемные ситуации.

В завершающей части создаем у каждого участника чувство принадлежности к группе и закрепляем положительные эмоции от работы. Проводится либо общая игра-забава или продуктивная коллективная деятельность, например, создание общего рисунка.

Ниже приводится одно из занятий.

Занятие по развитию эмоциональной сферы дошкольников

«Закрепление знаний о чувствах»

— закрепление умения различать чувства;

— закрепление мимических навыков;

— повышение у детей уверенности в себе;

— формировать навыки саморегуляции.

— игра «Азбука настроений»; настольный театр «Эмоции»; лист ватмана, гуашь.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас! (все садятся на пол в круг)

Читайте также:  Радость ты моя как тебя увижу радость ты моя как тебя услышу

1. Давайте поздороваемся друг с другом.

Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа, и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа. (Цель – создание положительного настроения).

А теперь давайте вспомним, с какими чувствами мы с вами уже знакомы. (Показываю детям пиктограммы и провожу беседу о том, как именно мы узнаем, что это именно то или другое чувство).

2. А теперь давайте сядем за один стол. Настольный театр «Эмоции».

Перед вами герои с одними лишь лицами. Подумайте, кто эти герои и почему у них именно такие эмоции (дети рассказывают свои истории про героев).

3. А сейчас вернемся опять на ковер и возьмемся за руки.

Упражнение «Зеркало».Ребенок встает в центр круга и изображает чувства: страх, гнев, обиду, радость и т. п. При этом он как будто смотрится в зеркало. Роль «зеркала»играют все стоящие в кругу. Дети должны точно «отзеркалить» изображенное ребенком чувство. (Мимическая гимнастика)

4. Наша следующая игра называется «Спаси птенца» (цель: ознакомить детей с методами саморегуляции)

Воспитатель: «Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам».

5. А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев». (повышение у детей уверенности в себе).

Воспитатель: «Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей. Сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например, «Я – лев Гриша». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой. (дети выполняют упражнение)Отлично! Молодцы!

6. Релаксация. Упражнение «Цветок-имя».

Воспитатель. «Сядьте поудобнее на ковер, закройте глаза и представьте летний день в саду или на лесной полянке. Почувствуйте запахи летнего дня. Может быть, кто-то сумеет что-нибудь услышать, например, пение птиц или еще что-нибудь. Рассмотрите цветы вокруг себя. А теперь попробуем увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Рассмотрите его, ощутите его запах, возьмите в руки. Попробуйте запомнить, что чувствуют ваши руки. Можно сделать глубокий вдох и открыть глаза».

Воспитатель: «А теперь давайте расскажем друг другу о цветах, которые носят ваши имена, и поделимся своими чувствами» (Ответы детей).

Хорошо. Садитесь на стульчики.

И в заключение нашего занятия, я предлагаю сделать плакат под названием «Ладонь, полная солнца» (цель: формирование у детей умения любить окружающих). На подготовленный лист ватмана (в середине солнце) дети по очереди кладут ладошку и обводят ее. После этого каждый ребенок закрашивает чужую ладошку. Коллективная работа готова.

Воспитатель: «Ребята, давайте представим, какие добрые качества будут находиться в наших ладошках, наполненных солнцем (Смех, дружба, любовь и п. т.)

Воспитатель: «Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. А теперь улыбнемся друг другу». На этом наше занятие заканчивается.

Для развития эмоциональной сферы в свободной деятельности детейи в режимных моментах я использую психологические упражнения: «Цирк» (снижение агрессивности, «Я не упаду» (формирует доверие к окружающим, «Листочек падает» (формирует умение любить окружающих) и др.,а также игры: «Смешные и сердитые лица», «Я кот Мур-Мур» (развитие фантазии и воображения, терапевтические сказки-метафоры; пальчиковый театр; работу в уголке настроения.

И, конечно, для решения поставленных задач я не могла не обойтись без активного взаимодействия с семьями своих воспитанников. Ведь значительную роль в развитиии воспитании у ребёнка дошкольного возраста эмоций (например: сопереживания и сочувствия) принадлежит семье.

Формы работы с семьёй:

— анкетирование «Какие мы родители?»,

— индивидуальные беседы по текущим проблемам,

— консультации «в мире детских эмоций»

— проведение родительских собраний «Эмоциональное благополучие ребёнка. Что это такое?»

— дни открытых дверей,

— оформление групповых фотовыставок.

В результате целенаправленной работы с детьми и при содействии родителей мы добились позитивных результатов по развитию эмоциональной сфере детей, на что указывают данные мониторинга. На начало года, с высоким уровнем развития эмоциональной сферы было выявлено 6 (23%) детей, со средним 15 (58%, с низким 5 (19%) детей, от общего количества (26детей). На конец года количество детей с высоким уровнем развития составило 10 (39%)детей, со средним 16 (61%) и с низким уровнем детей не выявлено.

Итак, можно сказать, что цели и задачи достигнуты, но работу по развитию эмоциональной сферы детей необходимо продолжать и далее.

1. Программа С. В. Крюковой и Н. П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь!»

2. КряжеваН. Л. Развитие эмоционального мира детей. М., 1997г.

3. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/Под ред. А. В. Можейко.— М: ТЦ Сфера, 2009.(Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (3).

4. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М. :Генезис, 2011г.

Источник

Оцените статью