- Модуль 4. Эмоции и психические состояния личности
- Виды и функции эмоциональных состояний в психологии
- Понятие и значение
- Виды и характеристики
- Эмоции
- Аффекты
- Чувства
- Настроения
- Стрессы
- Фрустрация
- Функции
- Применение шкалы Абрахама Хикса для оценки состояния
- Красная зона
- Оранжевая
- Желтая
- Зеленая
- Голубая
- Синяя
- Фиолетовая
- Психологическая саморегуляция
Модуль 4. Эмоции и психические состояния личности
Общее понятие об эмоциях. Психологическая структура эмоций. Классификация эмоций. Формы эмоционального реагирования. Особый класс субъективных психических состояний формируют эмоции. Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий.
Сами эмоциональные явления включают компоненты разного рода (как субъективные, так и объективные; первичные и вторичные): 1) эмоционально-оценочный компонент (эмоциональное переживание); 2) экспрессивный компонент (выразительные движения: мимика, жесты, пантомимика, голосовые реакции и др.); 3) когнитивный, в т. ч. рефлексивный, компонент (анализ и понимание воспринимаемой, припоминаемой или воображаемой ситуации, что, собственно, придает эмоциональным явлениям предметную направленность, интенциональность; ощущение и восприятие состояний организма; рефлексия разных компонентов эмоции); 4) физиологический, как центральный, так и периферический, компонент (включает разнообразные вегетативные и биохимические, в т. ч. эндокринные, изменения; зрачковый рефлекс, тремор и т. д.); 5) поведенческий компонент.
1. По субъективному переживанию эмоции можно разделить на положительные (радость) и отрицательные (гнев) или приятные и неприятные.
2. По влиянию эмоций на деятельность человека немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические — повышающие жизнедеятельность организма, и астенические — ослабляющие ее.
3. По форме переживания и продолжительности есть:
Настроение — это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе.
Собственно эмоции — это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т. п. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления.
Аффект — быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия (внимание фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект). При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Про такого человека говорят, что он не помнит себя, находился в беспамятстве. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном.
Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Чувства — это переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает. Существуют следующие виды чувств:
1) Интеллектуальные чувства — чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.
2) Нравственные чувства — чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями.
3) Эстетические чувства — это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного или низменного и т.д.
4) Практические чувства – чувства, связанные с деятельностью человека.
Простейшая форма эмоций — эмоциональный тон ощущений — врожденные гедонические переживания (от греч. hedone — наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (напр., вкусовые, температурные, болевые).
Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, напр. во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие «стресс» было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации.
Понятие о психических состояниях. Взаимосвязь психических состояний и поведения. Психические состояния – это целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Примерами психических состояний могут служить: бодрость, усталость, апатия, депрессия, эйфория, отчуждение, утрата чувства реальности, переживание «уже виденного», скука, тревога и т. п. Психические состояния так или иначе характеризуют психику человека, определяют своеобразие разных психических процессов. Психические состояния тесно связаны с индивидуальными особенностями личности.
Психическое состояние представляет собой внутреннюю целостную характеристику индивидуальной психики, относительно неизменную во времени. По уровню динамичности состояния занимают как бы промежуточное место между процессами и свойствами. Психические свойства определяют постоянные способы взаимодействия человека с миром, а психические состояния детерминируют активность «здесь и сейчас». Поскольку состояние характеризует в данный момент времени целостную психику, оно является многомерным и включает в себя параметры всех психических процессов (эмоциональных, мотивационных, познавательных и др.).
Выделяют следующие основные характеристики психических состояний:
— эмоциональные (тревога, радость, печаль и др.);
— активационные (уровень интенсивности психических процессов);
— тонические (психофизиологический ресурс индивида);
— тензионные (уровень психического напряжения);
— временные (длительность состояния);
— знак состояния (благоприятное или неблагоприятное для деятельности).
Функциональные состояния. Деятельность человека сопровождается ответной реакцией его психических и физиологических функций, которая отражает, во-первых, процессы адаптации к реальному или ожидаемому воздействию рабочей нагрузки, факторов окружающей среды, эмоциональных переживаний и, во-вторых, характеризует остаточные процессы после этих взаимодействий. Функциональные реакции человека, задаваемые конкретным содержанием деятельности, всегда специфичны и целостны (взаимосвязаны, взаимообусловлены). Это дает основание говорить о функциональном состоянии – системной реакции организма и психики человека, выражающейся в виде интегрального динамического комплекса наличных характеристик физиологических, психологических, поведенческих функций и качеств, которые обусловливают выполнение деятельности. Понятие «функциональное состояние» возникло в физиологии труда для характеристики мобилизационных возможностей и энергетических затрат работающего организма.
Функциональное состояние формируется и изменяется под влиянием воздействия ряда особенностей субъекта труда и самой деятельности: степень профессиональной пригодности к конкретной деятельности; уровень подготовленности к выполнению трудовых задач; величина индивидуальных ресурсов и функциональных резервов для энергетического и информационного обеспечения деятельности; состояние здоровья; отношение к труду.
Функциональные состояния, отражающие особенности реализуемой деятельности, характеризуются наличием следующих компонентов:
— энергетический — физиологические реакции, обеспечивающие требуемый уровень энерготрат (от биохимического до уровня отдельных систем: кровообращения, дыхания и др.);
— сенсорный — характеризует возможности по приему и первичной обработке поступающей информации (пороги ощущения, адаптация к сигналам и др.);
— информационный — обеспечивает дальнейшую обработку информации и принятие решений на ее основе (память, мышление);
— эффекторный — ответственный за реализацию принятых решений в поведенческих актах (скорость, темп, точность реакций, координация движений, рабочие действия и др.);
— активационный — определяет направленность и степень напряженности деятельности и характеризует актуальную способность человека к реализации имеющихся у него качеств и личностных свойств (особенности гормональной активности и нервной регуляции, уровень внимания, мотивации, эмоционально-волевого напряжения).
Регуляция и саморегуляция психических состояний. Возможности саморегуляции психических состояний определяются индивидуально-психологическими особенностями личности человека, его привычками в организации своих действий, складывающимися в процессе воспитания и самовоспитания. Hеобходимым условием сознательной саморегуляции психических состояний является принятие человеком цели и программы овладения приемами соответствующих действий. Например, выделяют следующие приемы управления эмоциональными состояниями и выхода из стресса:
— понижение субъективной значимости события, переоценка значимости ситуации в сравнении с жизненно важными, общечеловеческими ценностями;
— разрядка эмоциональной напряженности в движении, в физической нагрузке;
— переключение внимания, концентрирование его не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях проблемы, что уменьшает эмоциональную напряженность;
— предварительная разработка запасных стратегий, путей отступления, учитывая тот факт, что повышение эмоциональной напряженности снижает интеллектуальный контроль за поведением;
— по возможности, активизация чувства юмора;
— овладение приемами аутогенной (от греч. аutos – сам, genos – происхождение) тренировки, основанной на нервно-мышечной релаксации (от лат. relaxatio – уменьшение напряжения) и самовнушении;
— использование систем специальной тренировки, в которой сами факторы неожиданности и внезапности становятся предметом обучения, например в компьютерных играх.
Источник
Виды и функции эмоциональных состояний в психологии
Эмоции, переживания, чувства — факторы, отвечающие за психоэмоциональное состояние индивида. Оно меняется каждый день и влияет на работоспособность человека. Эмоциональные состояния в психологии регулируют поведение человека, его мышление, желание, мотивации. Зависимо от настроения субъект может быстро достигать поставленных целей или ничего не делать, вести аморальный образ жизни.
Понятие и значение
Эмоции — элементарные переживания. Они могут возникать под воздействием внешних или внутренних раздражителей. Характер проявления зависит от степени удовлетворенности собственных желаний, ожиданий.
Эмоции выполняют огромную роль. От эмоционального состояния зависит:
- продвижение в карьере;
- развитие личных интересов;
- общение с родными;
- физическое здоровье.
Если человек подавлен, могут начаться проблемы со здоровьем, снизится физическая активность.
Виды и характеристики
Психологи выделяют несколько видов проявлений — эмоции, аффекты, чувства, настроения, стрессы, фрустрация. Каждое из них имеет определенные характеристики.
Эмоции
Сложные психические явления. Наиболее значимые — стрессы, чувства, настроения. От аффектов эмоции можно отличить по длительности. Аффекты — кратковременные проявления. Эмоции могут на длительное время изменить психическое состояние.
Аффекты
Аффекты — мощное проявление психологических реакций. Их можно сравнить с эмоциональными вспышками, которые на короткий промежуток времени изменяют психическое состояние. Примеры аффектов:
При возникновении аффекты полностью захватывают психику. Подобные вспышки полностью подавляют волю. Аффекты непреодолимы, они навязывают человеку какое-либо действие, которое чаще имеет дурные последствия.
Чувства
Чувства — эмоциональные процессы, которые длятся дольше, чем аффекты, но менее интенсивны. Могут проявляться по отношению к какому-либо предмету, животному, другому человеку. Чувства мотивируют человека к каким-либо действиям.
Настроения
Настроения — эмоциональные процессы, которые длятся дольше аффектов. Интенсивность крайне слабая. К подобным проявлениям можно отнести скуку, нейтралитет, безразличие, недовольство, удовлетворение.
Стрессы
Стресс — эмоциональное состояние, которое возникает как реакция на различные события, экстремальные воздействия. Возникают из-за неудач, потерь, череды тяжелых жизненных моментов, конфликтных ситуаций, испытаний.
Стрессы знакомы людям, которые занимаются ответственной работой, развивают бизнес. Они постоянно нервничают, и напряжение накапливается, вызывая нервный срыв.
Одно из известных эмоциональных состояний, которое похоже на затяжной стресс — эмоциональное выгорание.
Фрустрация
Фрустрация возникает при систематическом разрушении планов, расстройстве, обмане. Чаще вызвано непреодолимыми трудностями, барьерами, затруднениями, которые возникают при достижении определенной цели.
Фрустрации сопровождают негативные чувства. Они способны разрушить деятельность, сознание. Виды:
- внешняя, внутренняя агрессия;
- подавленность;
- озлобленность;
- огорчение;
- неудовлетворенность.
Функции
Психологи выделяют ряд функций, которые выполняют эмоции:
- Мобилизация. Эта функция проявляется на физиологическом уровне. Основные проявления — выброс в кровь адреналина, притупление ощущений, сужение сознания. Описанные проявления помогают отбросить лишние мысли, действовать согласно конкретной ситуации.
- Оценка. С помощью эмоций можно моментально оценить сложившуюся ситуацию или внешний раздражитель. Эмоциональная оценка появляется прежде, чем будет составлен развернутый ответ. Первое впечатление о новом человеке крайне сложно разрушить.
- Компенсация. Эмоции можно назвать высшим порядком интеллекта. Они не идут вразрез с разумом. Психологи называют их ресурсом для решения разных задач. Например, с помощью положительных эмоций можно усилить потребности, а с помощью отрицательных — снизить их эффективность.
- Следообразование. Часто случаются ситуации, когда эмоции проявляются слишком поздно, когда все закончилось, ничего серьезного изменить невозможно. Созданный эмоциональный эффект закрепляется в памяти, будет возникать при появлении подобных ситуаций.
- Коммуникация. Эмоции имеют экспрессивный компонент. Они прозрачны для социума. Например, когда один человек выражает боль, горечь утраты, у окружающих возникает альтруистическая мотивация, желание помочь. Часто подобные проявления приводят к новым знакомствам, которые могут сыграть значительную роль в жизни.
Применение шкалы Абрахама Хикса для оценки состояния
Чтобы составить точную психологическую характеристику эмоциональных состояний человека, выявить нарушения эмоциональной сферы, можно воспользоваться шкалой Абрахама Хикса. С ее помощью можно описать обширный диапазон чувств — от негативных до положительных. Чувства в шкале разделяются по цветам.
Важно запомнить особенность шкалы. Невозможно передвигаться по шкале с одной стороны к другой, минуя промежуточные этапы. Например, невозможно перейти от страдания сразу к радости. Цвета идут от красного до фиолетового. Нейтральная зона, которая расположена по центру обозначается зеленым цветом.
Красная зона
Проявления:
Оранжевая
Оранжевая зона менее негативная, но ощущения остаются плохими:
- испуг;
- отстраненность;
- возмущенность;
- недооцененность;
- злость;
- жажда мести;
- вина;
- недоверие;
- обида;
- ненависть;
- обескураженность.
Желтая
Это зона разочарования. Чувства:
- беспокойство;
- грусть;
- разочарование;
- раздражение;
- сомнение;
- жалость к себе;
- одиночество;
- подавленность;
- тревога;
- сожаление.
При прохождении этой и следующе зоны психологи рекомендуют перенастраиваться на положительные мысли.
Зеленая
Нейтральная зона. Главное проявление — скука. Чувства становятся смешанными, поскольку происходит переход между положительными и отрицательными эмоциями. Субъект не может точно охарактеризовать свое состояние. Ему не хорошо, но и не плохо. Ему:
На этом этапе важно расслабиться, попытаться отречься от любых чувств. Временно появится ощущение усталости. Человек не знает, что ему делать дальше. Главное не поддаваться негативу. Нужно попробовать отдохнуть.
Голубая
На этом этапе у субъекта появляется надежда. Характеризуется:
- доверием;
- ценностью;
- благородностью;
- весельем;
- принятием;
- заинтересованностью.
Синяя
С каждым этапом чувства будут становиться лучше. На этом этапе появляется вера в себя. Ее цель — продвинуться от надежды к вере. Важно правильно настроиться, чтобы происходили только хорошие вещи. Синяя зона характеризуется:
- уверенностью;
- одобрением;
- уважением;
- предвкушением интересных событий.
Фиолетовая
Последняя зона — фиолетовая. Для этого этапа характерно чувство непобедимости. Чтобы почувствовать глобальные позитивные изменения, нужно оставаться в этой зоне не менее трех дней подряд. Если подобное состояние будет сохраняться на протяжении месяца и больше, поменяется жизненная позиция, ход мыслей. Скорее всего произойдут материальные изменения — смена работы, переезд на новое место жительства, продвижение по карьерной лестнице.
Психологическая саморегуляция
Психологическая саморегуляция — совокупность методов управления собственным психическим состоянием. Субъект воздействует на себя с помощью силы воли. С помощью методик психологической саморегуляции можно легко добиться необходимого результата.
Эффекты психологической саморегуляции:
- Успокоение — достигается после устранения эмоциональной напряженности.
- Восстановление — начинается после полного успокоения, качественного отдыха.
- Активация — начинается при повышении психофизиологической активности.
Способы психологической саморегуляции делятся на две больших группы:
- Естественные — происходят сами по себе, без определенной цели.
- Направленный — применяются человеком для достижения определенного психического состояния.
- сон, еда;
- взаимодействие с животными, природой;
- массаж, танцы;
- музыка, развлечения.
Доступные методы психологической саморегуляции:
- Смех, улыбка, юмор.
- Созерцание панорам, пейзажей.
- Концентрация внимания на приятном, например, на любимых цветах, старых фотографиях.
- Вдыхание свежего воздуха.
- Размышление о хорошем.
- Мышечное расслабление.
- Выражение похвал, комплиментов.
Источник