ЖизньВместе веселее: Как мы влияем на домашних животных — а они на нас
И почему собаке может передаться ваша тревога
Домашние животные, не выполняющие никакой практической функции вроде охраны дома или ловли мелких грызунов в саду, появились относительно недавно. Например, слово «pet», то есть «питомец», сначала употребляли для разговора о людях — так говорили об «испорченных и избалованных» детях. К середине шестнадцатого века так стали описывать и животных — «одомашненных или приручённых, которых держат для удовольствия или в качестве компаньонов». Чаще всего так говорили об осиротевших ягнятах, которых нужно было воспитывать человеку, — это близко к тому, что мы думаем о домашних животных сегодня, но всё же не совсем то.
Современное представление о питомцах в массовом сознании появилось около двухсот лет назад. Вместе с ним развилась и соответствующая индустрия: зоомагазины, игрушки, специальное питание. Около ста лет назад начали пользоваться популярностью породистые собаки, а ветеринары стали чаще заниматься мелкими животными-компаньонами. Логично, что за минувшие столетия у нас сформировались иные отношения с домашними животными. Многие считают их полноправными членами семьи, общаются с ними и обращают внимание на то, что у разных животных бывает собственный уникальный характер. Мы решили разобраться, что известно о связи между нами и нашими питомцами сегодня — почему мы так привязываемся к ним и правда ли, что они любят нас в ответ.
Общение
Владельцы самых разных питомцев нередко замечают, что животные общаются с ними — и что это общение не ограничивается тем, что животное замечает, что еда появляется в миске благодаря определённому человеку. Конечно, это общение устроено сложнее: не то чтобы мы рассказываем животным, как прошёл наш день, а они задают уточняющие вопросы, но нельзя отрицать, что оно существует.
Лучше всего исследованы отношения человека с собаками — в первую очередь из-за многовековых отношений между нашими видами. Известно, например, что мимика собак устроена сложнее, чем у их предков-волков — в том числе для того, чтобы животные могли коммуницировать с человеком. Так, исследования показывают, что собаки сильнее и чаще волков двигают бровями. Более того, движения собачьих бровей напоминают выражение лица человека, когда ему грустно — и, возможно, связано с тем, что собака может вызвать у человека в ответ желание позаботиться о ней.
Небольшое исследование немецких учёных показало, что собаки считывают жесты и эмоциональную реакцию людей. Учёные исследовали в том числе и знаменитые «щенячьи глаза» — умилительное выражение морды, когда нам так и хочется угостить животное чем-то вкусным со стола. Исследователи отметили, что животные чаще демонстрировали его — округляли глаза так, чтобы они казались больше и напоминали младенческие, — когда знали, что на них смотрят люди. Ведущий автор исследования Джулиана Камински, правда, предупреждает, что не стоит делать громких выводов о том, что животные пытаются таким образом манипулировать человеком: опыт показал, что собаки чаще показывают определённое выражение лица, но не объяснил, почему именно это происходит.
Кошки используют мяуканье в первую для общения с людьми, а с другими кошками воют
Ещё одно небольшое исследование (в нём приняли участие семнадцать псов) показало, что есть предпосылки считать, что собаки могут распознавать эмоции людей и других собак. Животным показывали картинки радостных или злых собак и людей, сопровождая их разными звуками — например, игривым лаем или фразой на языке, который собака раньше не слышала, сказанной раздражённым тоном. В ситуациях, когда мимика и эмоция звука совпадали, животное смотрело на экран дольше, чем в обратном случае. Правда, делать громкие выводы пока опять же сложно: авторы исследования подчёркивают, что неизвестно, понимает ли собака саму эмоцию как позитивную или негативную. К тому же состояние собак псы понимают лучше, чем эмоции человека.
Кошки, которых в массовом сознании считают менее преданными и эмоциональными питомцами, чем собак, тем не менее также коммуницируют с человеком. Самый известный пример — мяуканье. Кошки используют его в первую очередь для общения с людьми, а с другими кошками общаются иначе — воют (вспомните, что дерущиеся кошки кричат совсем не так, как общаются с человеком). Единственное исключение — котята: они могут мяукать, чтобы показать матери-кошке, что голодны или замёрзли, но с возрастом отказываются от этого поведения. «Люди считают это классическим кошачьим поведением — но кошки научились так делать, чтобы привлекать наше внимание», — говорит антрозоолог Джон Брэдшоу, изучающий отношения животных с людьми.
При этом, по мнению учёного, «универсального» кошачьего языка не существует — речь идёт скорее о персональном коде, который используют животное и хозяин. Это подтвердило небольшое исследование 2003 года. Учёные записали звуки, которые дюжина кошек издавала в разных ситуациях, а затем попросили владельцев кошек по звуку определить, о какой ситуации речь. Оказалось, что лучше эмоции животных распознавали их собственные хозяева. Сегодня учёные даже исследуют, могут ли у кошек быть «акценты», связанные с местом, где они живут — и могут ли животные по-разному мяукать в разных странах. Но пока говорить о таком рано.
Связь
Логично, что если мы смотрим на домашнее животное как на члена семьи, нам сложно назвать отношения с ним просто совместным проживанием на одной площади. Мы привязываемся к нему и считаем, что оно привязано к нам. Понять, что думают о нас животные, не так просто — нельзя спросить у рыбки, испытывает ли она к нам нежные чувства. Тем не менее учёные пытаются разобраться и с этим. Одно из самых известных исследований о том, привязаны ли к нам собаки, было опубликовано в 2013 году. Исследователи приучили собак находиться в томографе — в спокойном и свободном состоянии. Им удалось обнаружить, что собаки реагируют так же, как люди, на многие ситуации — у них активируется центр удовольствия головного мозга, связанный с положительными эмоциями. По мнению авторов исследования, возможность испытывать положительные эмоции может означать, что сознательность собак можно сравнить с сознательностью, например, младенца — хотя, конечно, для масштабных выводов рано. Исследователи отмечают, что собаки реагируют на возвращение хозяина, который ненадолго скрылся из вида, и на знакомый человеческий запах — правда, называть это любовью всё же не стоит.
В конце сентября было опубликовано исследование о том, как к человеку могут привязываться кошки — их принято считать более холодными, отстранёнными и независимыми животными по сравнению с собаками. Учёные пришли к выводу, что кошки, подобно собакам и младенцам, способны формировать безопасные и небезопасные привязанности к владельцу. В рамках исследования кошек оставляли в незнакомом помещении с владельцем на две минуты, затем владелец выходил на пару минут и возвращался. То, как кошки реагировали на знакомое лицо, позволило учёным сделать вывод об их привязанности к человеку. Они обнаружили, что у 65 % кошек безопасный стиль привязанности к хозяину — то есть родной человек помогает им почувствовать себя спокойнее и безопаснее. По заявлениям учёных, примерно у такого же процента младенцев формируется безопасная привязанность со взрослым, который о них заботится. Правда, не все разделяют этот оптимистичный вывод: критики исследования говорят, что эксперимент следовало бы провести ещё раз с незнакомыми людьми, чтобы понять, реагируют кошки именно на хозяина или на человеческое присутствие в целом.
Мы можем считать отношения с животными, в частности собаками, более стабильными и комфортными — они гораздо более предсказуемы, чем человеческие
То, как мы реагируем на любимое животное, возможно, больше говорит о нас самих, чем о наших отношениях с кошкой или собакой. Историк Кэтрин Гриер, исследующая домашних животных, например, считает, что сама современная традиция отношения к домашним животным связана с переменами в нашей культуре — мы по-другому начали воспринимать нашу ответственность перед обществом в целом и перед беззащитными существами в частности.
Антропозоолог Хал Херцог считает, что нельзя сбрасывать со счетов антропоморфизм — наше желание перенести человеческие черты на тех, кто ими не обладает. Он отмечает, что мы нередко говорим с животными как с младенцами: более тонким голосом, короткими и простыми фразами — вероятно, из-за их трогательного внешнего вида, напоминающего младенческий (большие глаза, маленький нос). Исследования десятилетней давности показывают, что мы нередко можем быть предрасположены к тому, чтобы относиться к животным как к людям, в двух типах ситуаций. Во-первых, так могут поступать люди, чувствующие себя одиноко — им общение с животным может давать эмоциональную поддержку. Во-вторых, это связывают с тревогой: люди, которые хотят сильнее контролировать ситуацию, могут приписывать животным эмоции, так как хотят предсказать, каким будет их поведение в том или ином случае. Другие исследования говорят, что мы можем считать отношения с животными, в частности собаками, более стабильными и комфортными — они гораздо более предсказуемы, чем человеческие. Известно, что сильнее к животным привязываются более уязвимые люди — например, разведённые или недавно овдовевшие.
При этом говорить, что наши отношения построены только в одну сторону, тоже не совсем честно. Исследования подтверждают то, о чём нередко догадываются владельцы домашних животных и зоопсихологи: наша тревога может влиять на наших животных и под влиянием человека животное может испытывать больший стресс. Это касается и собак, и кошек — последние под влиянием человеческой тревоги могут сами стать более тревожными, агрессивными и пугливыми. Так что при всей любви к домашнему животному стоит подумать, что даём ему мы сами.
Источник
Психолог назвал тайные причины любви людей к животным
Фото © «Московская газета»/Алёна Черепкова
А также рассказал, почему некоторые любят животных больше, чем людей
Если бы кто-то задался целью провести исследование о том, кто популярнее в соцсетях – политики или котики – то последние, не исключено, одержали бы победу. Ведь любовь к домашним питомцам – «общее место» для всех: патриотов и либералов, критиков власти и лоялистов, сильных независимых женщин и сторонников патриархального уклада жизни. Но как объяснить, на первый взгляд, иррациональную привязанность людей к животным? Об этом мы беседуем с клиническим психологом, основателем школы психологического боя «Валаал» Валерием Ивановским.
— Валерий Валерьевич, исторически симбиоз человека и тех же кошек и собак объяснялся практическими соображениями. Кошки, например, истребляли грызунов, собаки помогали на охоте, охраняли жилище – и за это те и другие получали кров и заботу. Сейчас утилитарный функционал упомянутых зверей чаще всего неактуален, но, тем не менее, миллионы людей содержат их в качестве животных-компаньонов. То есть, просто для получения позитивных эмоций от общения с питомцами. Но раз практический смысл этого симбиоза давно утрачен, в чем психологическая причина такой привязанности?
— Я вижу как минимум три вероятных причины этого явления. Первая заключается в том, что человек, обретя в процессе эволюции сознание, был, образно выражаясь, изгнан из рая – из рая неведения, когда он был един с природой и являлся, по сути, ее частью. Но с того момента, когда человек начал осознавать себя, мыслить, когда между ним и природой возникло удивительное явление – речь, он получил возможность (и потребность) сигнифицировать, опредмечивать предметы и явления окружающего мира. И, думаю, домашние животные в определенном смысле могут быть для человека символом того самого утраченного рая единения с природой.
— В Древнем Египте, как известно, почитали кошек. Существовал культ богини Баст, которая изображалась в виде кошки или женщины с кошачьей головой. Обожествляли кошачьих и в других культурах. Разве можно в данном случае говорить о тоске по единению с природой?
— В ответе на ваш вопрос кроется вторая возможная причина современного отношения людей к животным, в частности, к кошкам. Как мы уже говорили, приобретя сознание, человек начал постигать мир и взаимодействовать с ним при помощи речи, которая, собственно, не только опредмечивает объекты и явления, но и категоризирует их. И кошка в этих категориях стала мощнейшим символом из-за тех свойств, которыми человек ее наделил. Каковы кошки в сознании миллионов людей? Это сильные, грациозные, благородные, независимые, уверенные в себе животные. С одной стороны, они бесконечно мягкие и податливые, с другой – способные постоять за себя. Одним словом, идеал, к которому нужно стремиться.
Миром правят символы; и кошки впитали в себя многие из них. Причем эти символы универсальны, они имеют одинаковое прочтение во многих культурах. Отсюда и любовь к кошкам, которую, кстати говоря, можно рассматривать как определенную потребность. То есть, если человеку не хватает независимости, уверенности в себе и других качеств, которых в избытке у кошки – он как будто бы «добирает» их через кошачий символизм.
Третья причина любви людей к животным, вытекающая из первых двух, состоит в том, что привязанность к домашним питомцам общая для жителей разных стран, людей различных религиозных и политических взглядов. Когда в тех же социальных сетях потенциально конфликтной может быть любая тема – от оценки работы власти до восприятия произведений искусства – посты с условными котиками, с одной стороны, являются неким объединяющим символом, а другой – сигналом «я пришел с миром, я мягкий и пушистый». Тем самым человек пытается защитить себя от возможных нападок. Однако в определенных случаях за фасадом этой «мимимишности» может скрываться неуверенность в себе.
— Если кошки ассоциируются с грациозностью и независимостью, то собаки – с дружбой, преданностью хозяину, защитой. Архетипически предназначение собаки – быть стражем хозяина и его семьи. То есть, кошки и собаки – разные, и часто люди, предпочитающие одних, недолюбливают других. Можно ли по этому признаку судить о неких психологических особенностях «собачников» и «кошатников»?
— Конечно. Привязанность к тем или иным животным имплицитно намекает на то, что человек пытается компенсировать якобы существующий у него недостаток: неуверенность в себе, зависимость от чужого мнения – и так далее. В этом плане кошки и собаки – мощнейшие символы, которые могут многое сказать о своих почитателях. Отношение к ним можно уподобить проективным тестам, когда человеку предъявляется некий абстрактный символ, как правило, визуальный. И человек в зависимости от своей эмоционально окрашенной психологической продукции наделяет предъявленный символ теми или иными свойствами.
Сразу оговорюсь: любая ситуация должна рассматриваться в комплексе, и сам по себе факт, что человек постит в соцсетях фотографии милых животных, не говорит ровно ни о чем. Однако в ряде случаев, в совокупности с другими факторами, можно предполагать: если у человека присутствует «кошачий» символизм, то у него могут быть проблемы с самоидентификацией, уверенностью в себе, что он конформен – то есть, подвержен влиянию извне, реальному или мнимому. «Собачий» символизм может свидетельствовать о недостатке внутренней силы, здоровой агрессии для защиты себя и своей индивидуальности. То есть, за счет «звериной» символики индивидуум пытается «добрать» недостающей ему психической энергии и реадаптировать свои особенности к окружающей среде.
— Может ли человек за счет общения с домашними животными компенсировать недостаток социального взаимодействия?
— Конечно. Во-первых, это достигается за счет непосредственного взаимодействия с питомцами: недаром все большую популярность в мире обретает пет-терапия – лечение через общение с домашними животными. Во-вторых, это может быть все тот же животный символизм, например, многочисленные посты с изображением милых кошечек и собачек. То есть, символ со всеми присущими ему свойствами является мотиватором, определяющим поведение человека; он дает ему необходимую энергию, социализирует его. По сути, это явление того же порядка, что и ношение талисманов. Неважно ведь, что именно станет талисманом: ветка, перо, медальон, картинка или произнесенное (написанное) слово. Важно смысловое наполнение талисмана: с его помощью человек настраивает определенным образом свою нервную систему.
— Каков механизм действия пет-терапии? Проще говоря, почему она работает?
— Есть разные виды пет-терапии: лечение с помощью кошек, собак, лошадей, дельфинов. Каждый из них имеет свои особенности и показания, поэтому и механизм воздействия стоило бы рассматривать в каждом конкретном случае.
Если же говорить в общем, то дезадаптационные процессы и патологические реакции, как правило, возникают из-за обилия разнонаправленных внешних раздражений, в том числе и социальных. Происходит перегрузка нервной системы; то есть, она получает больше сигналов, чем в состоянии «переварить».
Когда человек взаимодействует с животным, то, с одной стороны, он сосредотачивается на одном действии, при этом влияние других раздражителей воспринимается слабее. С другой стороны, думаю, общение с животными – это всегда акт единения с природой. То есть, в итоге мы получаем момент крайней осознанности и концентрации; плюс к этому, метафизически человек возвращается в тот самый первобытный рай, из которого был «изгнан» с появлением сознания.
На практике же, как считают эксперты, пет-терапия способствует уменьшению тревожности, укреплению иммунитета, позитивно влияет на нервную систему. Стабилизируются эмоции, человек начинает чувствовать себя увереннее.
— Не поэтому ли некоторые любят животных больше, чем людей?
— Предполагаю, именно поэтому. Взаимодействие с человеком – это, образно говоря, всегда хождение по минному полю. Мы с вами не раз говорили о том, что человек в своих действиях полимотивирован; то есть, на его поведение в один и тот же момент могут оказывать влияние совершенно разные, порой противоречащие друг другу мотивы. Поэтому трудно предсказать реакцию человека в определенных обстоятельствах: она может быть сюрпризом, причем не всегда приятным.
Животные, в отличие от человека, более предсказуемы: они если злятся – то злятся, если ластятся – то ластятся. Их любовь безусловна, чтобы ее заслужить, нужно просто ухаживать за питомцами и по-доброму к ним относиться.
— Еще один интересный момент: люди нередко антропоморфизируют своих питомцев, наделяя их чисто человеческими качествами и мотивациями. Почему?
-— Это может быть связано с тем, что у людей и животных общий прародитель: я говорю о том времени, когда в так называемом биологическом бульоне возникла первая простейшая клетка, с которой, собственно, и началась история жизни на нашей планете.
Животные, конечно, не имеют такого сознания, как у человека, венцом которого считаются высшие психические функции: восприятие, воображение, память, мышление и речь. Да, интеллект есть и у животных: они способны к обучению и общению. Однако у них нет речи в человеческом понимании – их системы коммуникации (так называемый язык сигналов) имеют ситуационный характер, они не означивают предметы и явления, а служат исключительно для удовлетворения базовых биологических потребностей. Поэтому животные априорно не могут реагировать на мир так, как реагируем мы, и попытки наделять их человеческими свойствами ошибочны.
Впрочем, и люди еще порядка 50 тысяч лет назад были бессознательными существами. Эволюция наделила нас сознанием, речью, появилось общество, и человек в итоге стал тем, кем он является сейчас. Я думаю, нельзя исключать, что многие животные, например, кошки, собаки, лошади, приматы, могут в процессе эволюции при определенных условиях обрести сознание. Очень интересные опыты в свое время были проведены на обезьянах: как только им привили язык условных жестов, они очень сильно продвинулись в своем взаимодействии с окружающей средой, стали продуктивно общаться с людьми.
— Существует ли грань между нормой и патологией в вопросе привязанности к домашним питомцам?
— Грань в данном случае, как и любых вопросах, связанных с психикой, весьма условна, и уж точно здесь не может быть какой-то количественной нормы. Если человек социализирован, живет в гармонии с внешним миром и самим собой, то вид и количество домашних животных у него – исключительно дело личных предпочтений. Но когда индивидуум отказывается от контактов с социумом или ограничивает их, предпочитая людям домашних питомцев, когда любовь к ним становится навязчивой идеей, и через общение с животными он компенсирует некие личностные проблемы – это уже, полагаю, повод задуматься о консультации с психологом.
Источник