Эмоции понятие формы функции

Виды эмоций в психологии: понятие, классификация, примеры, таблица

От эмоционального состояния зависит многое: принятие решений, реагирование на поступки и поведение других людей, продуктивность и даже самочувствие. Если мы перестаем контролировать наши переживания, они начинают управлять нами, что зачастую приводит к не самым приятным последствиям. В этой статье я приведу классификацию и опишу виды эмоций, чувств человека в психологии, объясню их основные особенности в схемах и таблицах.

Что это такое: понятие

Эмоциональность – это реакция психики на различные обстоятельства жизнедеятельности, которая определяет направленность действий личности. С внешним миром она связана отношениями взаимозависимости: происходящее вокруг (обстановка, общая атмосфера, люди, события) непосредственно влияет на психоэмоциональное состояние, которое, в свою очередь, может оказывать влияние на окружающее пространство.

Между эмоциями и чувствами есть некоторые отличия: первые являются краткосрочными, вторые – устойчивыми, более продолжительными.

Роль и природа

Эмоциональность — сложный психический процесс, состоящий из трех элементов:

  • Физиологический. Отражает изменения, происходящие в организме при проявлении тех или иных настроений: частота дыхания, сокращений сердечной мышцы, преобразования гормонального фона, обменных процессов).
  • Психологический. Характеризует само переживание: гнев, радость, грусть.
  • Поведенческий. Проявляется в мимике, жестикуляции и действиях (заторможенная реакция, активность, агрессия, плач).

Первые два компонента представляют собой внутреннее формирование эмоционального состояния, тогда как третий отвечает за его внешние проявления. Зачастую человек оказывается в ситуации, когда открыто выразить свои чувства он не может. Возникает необходимость в сдерживающем факторе или отсрочки во времени. Но так или иначе, выплескивать лишнюю энергию, возникающую внутри, нужно обязательно. Это можно сделать с помощью двигательной активности или осуществления бытовых действий (заняться уборкой, переключиться на хобби).

Эмоции имеют ряд особых характеристик:

  • Полярность. Они обладают положительной или отрицательной окраской хотя возможно и наличие противоречий (можно любить человека, но вместе с тем испытывать по отношению к нему обиду, гнев или беспокойство).
  • Энергетическая заряженность. Существуют стенические переживания (вызывающие повышение активности – разъяренность, раздражение, воодушевление, восторг) и астенические (порождающие пассивность – грусть, страх).
  • Целостность. Эмоциональность предполагает взаимодействие всех психофизических сторон личности, которые оказывают воздействие на весь организм, проявляясь и в действиях, и в теле, и в образе мыслей.
  • Неотчуждаемость. Эмоции невозможно отделить от остальных процессов, происходящих в психике. Они сопровождают все – и работу органов чувств (отделяют приятное от неприятного), и функционирование интеллекта (вызывают интерес или скуку).

Функции

  • Субъективная. Эмоциональное состояние способствует формированию у индивида определенной точки зрения, а также позволяет устанавливать связи с внешним миром. Все происходящее воспринимается человеком через призму его ощущений.
  • Коммуникативная.С помощью такого свойства психики, как эмпатия мы можем определять настроение, в котором находится другой индивид, что помогает налаживать контакт или даже манипулировать окружающими.
  • Поведенческая. Определение вектора поведения, отделение приятного от неприятного, важного от неважного.

Классификации: все основные виды эмоций

На протяжении жизни мы испытываем колоссальное количество переживаний. Не все из них можно описать двумя словами, многие противоречивы и неоднозначны.

Существует множество различных подходов к систематизации и классифицированию эмоционального состояния. Самый простой из них представлен в таблице ниже.

Тип Описание Примеры
Позитивные Доставляют удовлетворение, в совокупности создают ощущение довольства происходящим, счастья. Симпатия, влюбленность, восторг, вдохновение.
Негативные Создают общую неудовлетворенность, плохое настроение. Страх, печаль, зависть, горе, грусть, обида, злость, тоска.
Нейтральные Напрямую не влияют на действия индивидуума. Равнодушие, удивление, интерес.
Читайте также:  Как называют отсутствие чувств

Классификация Додонова

Эта схема более распространена в психологии и показывает распределение видов переживаний по функциям:

  1. Коммуникативные (возникают в процессе общения).
  2. Альтруистические (связаны с желанием приносить пользу людям).
  3. Праксические (появляются при успешном выполнении запланированного).
  4. Глорические (потребность в самоутверждении).
  5. Пугнические (тяготение к риску, опасности).
  6. Романтические (предполагают стремление к новому и необычному).
  7. Эстетические (возникновение определяется взаимодействием со сферой искусства).
  8. Гностические (формируются с тягой к познанию).
  9. Акизитивные (основаны на накоплении, собирательстве).
  10. Гедонистические (направлены на испытание удовольствия).

Классификация Леонтьева

Согласно этому подходу, типы эмоций делятся исходя из породившего их источника. Переживания могут быть вызваны:

  • степенью удовлетворенности тех или иных потребностей;
  • чужими желаниями и отношением к ним индивида;
  • взаимоотношениями;
  • презрением;
  • проведением аналогий между собой реальным и идеальным (соответствие личности внутренним требованиям, ожиданиям, нормам);
  • сравнение своего «Я» с общественными стандартами.

Однако этот вариант разделения вызывает множество вопросов, так как является нечетким. Например, что делать в случае, когда одно и то же ощущение может возникнуть в выстраивании отношений, и при самоанализе?

Формы и примеры эмоциональных процессов

  • Сами эмоции. Могут появиться как в столкновении с действительно существующими ситуациями, так и при обдумывании воображаемых, несуществующих событий. Они позволяют выразить удовлетворенность или неудовлетворенность происходящим, дать ему оценку, основанную на личном опыте индивида.
  • Чувства. Они всегда устойчивы (не сиюминутны) и отличаются яркостью выраженности. Можно чувствовать страсть, любовь, обиду.
  • Настроение. Самое длительное состояние психики, которое влияет на действия и самочувствие личности в целом на протяжении долгого периода.
  • Аффекты. Крайняя форма выражения переживаний, побуждающая краткосрочные неконтролируемые изменения в поведении. Полностью иррациональна и проходит очень бурно.

Взаимосвязь чувственной и эмоциональной сторон

Более стабильным проявлением эмоциональности являются чувства. Они, как правило, возникают на базе потребностей второго уровня (духовных) и формируют определенную позицию, точку зрения человека. Классифицируются по предмету, на который направлены:

  • Интеллектуальные. Возникают во время умственной деятельности (удивление, сомнение, любопытство).
  • Эстетические. Их развитие связано с восприятием прекрасного (любовь к искусству или некоторым его аспектам, восхищение красотой).
  • Нравственные. Характеризуют отношение индивида к поведению других людей. Эта оценка в большинстве случаев зависит от существующих в обществе норм (гуманность, альтруизм, дружба, сострадание, жалость, любовь).

Существуют также такие понятия, как состояние и реакция. Они отличаются степенью длительности и соотносят потребности и стремления личности с ее возможностями и ресурсами на данный момент.

Дифференциальные эмоции Изарда

Ученый определил следующие фундаментальные переживания:

  • Интерес. Это чувство напрямую связано с социальностью человека. Только с ним возможно обрести новые умения, знания, навыки, физически и умственно развиваться.
  • Удовольствие. Является своего рода синонимом радости. Создает положительный фон, хорошее, бодрое настроение. Появляется при наличии возможности удовлетворить важную для индивидуума потребность. Способна повысить уверенность в себе, облегчить процесс налаживания коммуникации, избавиться от тревоги, стресса.
  • Удивление. Краткосрочная реакция на только что произошедшее столкновение психики с определенным неожиданным событием, явлением или действием.
  • Гнев. Негативное состояние, характеризующееся невозможностью получения желаемого, неудачей или неудовлетворенностью чьим-либо поведением. Неконтролируемой формой является ярость.
  • Отвращение. Возникает из-за взаимодействия с неприятным для личности объектом. Сопровождается жаждой избавиться от провоцирующего фактора.
  • Презрение. Проявляется в процессе возникновения разногласий убеждений и действий людей.
  • Стыд. Формируется из-за несоответствия тех или иных сторон личности с собственными требованиями или общественным мнением. Его часто сопровождает неприятное ощущение беспомощности.
  • Вина. Возникает в результате осуждения собственного поведения. Влечет за собой раскаяние.
  • Страх. Связано с осознанием возникшей или надуманно угрозы для жизни.
  • Горе. Реакция на негативные события.
Читайте также:  Эмоции ухмылка для рисования

Существует также шкала, позволяющая определить преобладающее эмоциональное состояние у личности.

Проявления Сумма баллов Категория
Внимательный Сконцентрированный Собранный С1 Интерес
Наслаждающийся Счастливый Радостный С2 Удовольствие
Удивленный Изумленный Пораженный С3 Удивление
Унылый Печальный Сломленный С4 Горе
Возбужденный Гневный Безумный С5 Гнев
Неприязнь Отвращение Омерзение С6 Отвращение
Презрительный Пренебрегающий Надменный С7 Презрение
Испуганный В ужасе В панике С8 Страх
Застенчивый Робкий Стыдливый С9 Стыд
Сожалеющий Виноватый Раскаивающийся С10 Вина

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Источник

Понятие эмоций, их функции и свойства

Понятие эмоций.Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны нашего бытия: отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание. Эмоции есть особый класс психических процессов и состояний, выражающих в форме переживаний человеком личностного смысла жизненных явлений и ситуаций.

1. Смыслообразование, т.е. формирование жизненного смысла ситуациям и придание этого смысла нейтральным прежде явлениям и ситуациям. В результате чего эмоции помогают человеку в выстраивании главных направлений и приоритетов своего поведения.

2.Формирование образов: эмоции интегрируют, «сцепляют» в единое целостное образование образы человека о мире и о самом себе (образы восприятия, памяти, воображения, мышления), какими бы они не были порою разрозненными и неоднородными по содержанию, происхождению и внешним признакам. Объединение всех этих образов происходит на основе общего эмоционального фона (впечатления), которое с ними связано.

3. Активизация мотивов поведения. Мотивы могут находиться долгое время в латентном состоянии, пока не получат соответствующую «энергетическую подзарядку» от эмоций. Человек может рационально обосновать необходимость выполнения определенной деятельности, но так и не приступить к ней, если нет вдохновения, интереса и других сильных эмоций.

Чтобы приобрести статус мотива, эмоции должны быть оптимальными по своей силе: сверхсильные из них могут разрушить деятельность, а слабые не оказать на неё никакого влияния.

4.Информационно-оценочная функция: эмоции осуществляют быструю оценку происходящих событий (по сравнению с рациональным анализом) и содержат информацию не только о том, насколько важны те или иные явления для человека, но и насколько желаемым и полезным будет их развитие в будущем.

1. Динамичность эмоций заключается в фазовости их протекания, т.е. в нарастании напряжения и его разрешения. Эмоциональное напряжение нарастает при непрекращающемся действии на человека неприятного раздражителя, окончание которого переживается человеком как облегчение и умиротворение. Так, на примере эмоции гнева можно выделить четыре фазы развития: фаза кумуляции (накопления, суммации), взрыв, уменьшение напряжения и угасание).

2. Длительность эмоций является их временной характеристикой, которая зависит от двух факторов:

· продолжительность реального контакта человека с эмоциогенной (порождающей эмоции) ситуацией;

· времени, в течение которого сохраняется значимость данной ситуации для личности. Это время не совпадает с продолжительностью реального контакта с эмоциогенной ситуацией, так как выходит за её границы.

С помощью этих факторов можно преднамеренно изменять продолжительность эмоций, то есть содействовать их удлинению или укорочению. Это является одним из способов управления эмоциями.

3. Интенсивность эмоций – это их количественная характеристика, которая зависит от двух факторов:

· степень неудовлетворенности и значимости для человека соответствующей потребности;

· степень неожиданности (внезапности) появления эмоциогенного фактора. Здесь действует следующая закономерность: чем сильнее и значимее потребность и чем большая непредсказуемость появления препятствий для её удовлетворения, тем сильнее эмоция. С помощью этих факторов можно управлять эмоциями, содействуя их усилению и ослаблению.

4. Доминантность обнаруживает себя в тех ситуациях, когда сильные эмоции начинают подавлять противоположные себе эмоции, не допуская их в сознание. Так, будучи сильно огорченным, мы вряд ли рассмеемся внезапной шутке, а, находясь в приподнятом, торжественном настроении, мы не в состоянии сразу осознать и пережить печальное событие.

Читайте также:  Стресс релиф сибирского здоровья

Как помочь человеку разрядить доминантную эмоцию?

· создать условия, при которых произойдет наиболее полное выражение силы эмоции, вызывавшей появление доминанты;

· образование нового эмоционального очага (доминанты), достаточно сильного, чтобы затормозить прежнюю доминанту: две сильные доминанты не могут одновременно существовать в головном мозгу. Так, участие в военных действиях излечивало некоторых людей от длительных неврозов.

5. Суммация: эмоции, связанные с одним и тем же объектом, накапливаются, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, (возникновению чувств), в результате чего переживание эмоций становится сильнее. Процесс суммации эмоций протекает скрыто, незаметно для человека, так как не осознается им.

6. Адаптация, т.е. притупление, снижение остроты переживания эмоций при долгом повторении одних и тех же впечатлений («чувство выдыхается»). Адаптации подвержены как положительные, так и отрицательные эмоции. Длительное действие приятного или неприятного раздражителя вызывает ослабление переживания удовольствия или неудовольствия. Так, частые поощрения (или порицания) работников одним и тем же способом приводит к тому, что они перестают эмоционально реагировать на них. Но перерыв в действии раздражителя может снова вызывать эмоциональное переживание.

7. Контагиозность (заразительность): человек, испытывающий ту или иную интенсивную эмоцию, невольно может передавать своё переживание другим людям, общающимся с ним. По причине контагиозности эмоций люди совершают поступки, кажущимися очень далекими от их личных целей и мотивов прежде всего им самим. Например, бессознательное поведение человека в толпе, при панике, всеобщем веселье и т.д.

8. Амбивалентность: человек может одновременно переживать и положительное, и отрицательное эмоциональное состояние к одному и тому же человеку. Причиной амбивалентности является несовпадение ситуативных эмоций и чувств. Так, испытывая чувство любви к ребенку, в некоторых ситуациях мы будем испытывать раздражение или обиду на него. Наличие амбивалентности свидетельствует о том, что мир, в котором мы живем, является сложным, противоречивым и неоднозначным. Именно это обстоятельство надо учитывать при выстраивании стабильных и психологически комфортных межличностных отношений, в основе которых лежат чувства, зачастую не совпадающими с ситуативными эмоциями.

9. Пристрастность– одна и та же жизненная ситуация может вызывать у разных людей разные эмоции. Это зависит от их личностных особенностей (темперамента, характера, жизненного опыта, интересов, нравственных установок и т.д.). Так, к примеру, опасность у одних может вызывать страх, а у других – радостное, приподнятое настроение.

10. Экспрессия – внешнее выражение внутреннего переживания эмоций, чувств. Эмоциональная экспрессия делится на невербальную и вербальную.

Компоненты невербальной экспрессии:

· мимика, особенно длительность визуального контакта;

· кинесика: жесты, позы (особенно угол разворота плеч по отношению к собеседнику), оформление внешности и т.п.;

· такесика (физические контакты, связанные с тактильной системой восприятия, включает самые разнообразные прикосновения: рукопожатия, поцелуи, похлапывания, объятия);

· проксемика (пространственные взаимоотношения людей в процессе общения).

Из всего перечисленного считается, что мимика играет главную роль в эмоциональной регуляции, а именно: эмоциональные выражения лица, совпадающие с определенным состоянием, будут усиливать соответствующую эмоцию, тогда как ослабление или несовместимые выражения лица уменьшают силу соответствующей эмоции. Учитывайте это в регуляции своих эмоциональных состояний.

Компоненты вербальной экспрессии:

· лингвистика: слова, имеющие лексическое значение;

· паралингвистика: интонация, тембр, паузы, плавность речи, интенсивность и скорость.

Все перечисленные и раскрытые нами свойства эмоций и эмоциональных процессов необходимо знать для того, чтобы управлять своими эмоциями и успешно общаться с окружающими.

Источник

Оцените статью