Эмоции пониженной активности человека

Влияние эмоций на активность

Влияние эмоций на активность. Принято различать стенические и астенические эмоции (Э.Кант). Стенические эмоции как бы мобилизируют энергетические ресурсы, повышают активность и поддерживают некоторое время деятельность в напряженном режиме; астенические эмоции, напротив, снижают уровень активности. Примеры стенических эмоций — гнев, ненависть, любовь, воодушевление, надежда. Примеры астенических эмоций — печаль, отчаяние, страх, разочарование, смущение. Полагают, что стенические эмоции сопровождаются выбросом в кровь адреналина, астенические эмоции — норадреналина (Лайкен, 1961).

Эмоции и напряженность. Различают, наконец, эмоции покоя и эмоции ожидания. Эмоции покоя переживаются с ощущением расслабленности, умиротворения, опустошенности, потери сил. Мотивационный компонент у эмоций покоя отсутствует, внешняя деятельность ослабевает или прекращается. Внутренняя активность сосредоточена на анализе своего душевного состояния и попытках спланировать, как выйти из него. Эмоции покоя возникают, если цель достигнута, если нет никакой цели, так как прежняя дискредитирована, или индивиду стало ясно, что препятствия на пути к цели для него непреодолимы. Эмоции ожидания переживаются с ощущением внутреннего напряжения и возникают при приближении к цели, при необходимости скорее сделать начатое, при затягивании ожидания нужного человека, какого-то иного объекта, при окончании паузы в бою и т. д. Такие эмоции обычно возникают и в ситуации конфликта между противоположными желаниями, побуждениями. Типично появление эмоций ожидания в ситуации выбора. Таких ситуаций множество, но, по К.Левину (1935), существует три основных типа конфликта:

Долгое пребывание в напряжении может вызвать нервное истощение. Что это и как с ним справиться?
  • ситуация выбора «из двух зол меньшего». Например, согласиться на рискованную операцию или предпочесть консервативное лечение, когда шансы на выздоровление очень невелики и там и там. Это наиболее травматичный вид конфликта;
  • ситуация выбора типа «и хочется, и колется». Вначале обычно перевешивает желание. С приближением цели становится все более явной и невыгодная сторона дела. Если ошибочное решение все же принято, затрачены немалые усилия, цель осталась недостигнутой, индивиду остается только одно: каким-то образом оправдать свой неудачный выбор и найти в нем преимущества, которых на самом деле нет. Если, например, после колебаний индивид решился все же пройти ритуал посвящения в секту или банду, то позже он будет превозносить эту секту или видеть в банде весьма милое сообщество. Подобные ошибочные действия ведут к внутренним негативным переменам, патологическому развитию личности. Это самый частый вид конфликта и нередко весьма чреватый неблагоприятными последствиями;
  • ситуация «буриданова осла», когда предстоит выбор между двумя одинаково привлекательными возможностями. Например: очень красивая невеста из бедной семьи или богатая невеста, но дурнушка; умный и порядочный жених или жених успешный и богатый, но глуповатый и весьма непорядочный. Такой выбор нередко влечет впоследствии драматические последствия, если индивид не утвердился в подлинных ценностях жизни.

Формы проявления эмоций. Это аффект, страсть, настроение и ситуативные реакции.

Аффект — бурное и относительно кратковременное (в пределах часа-полутора) проявление какой-либо эмоции, возникшей в ответ на важное и неожиданное для индивида изменение жизненной ситуации. Аффект может развиться в силу болезненных причин или в результате особых психологических приемов воздействия на человека. Аффект характеризуют:

  • появление в связи с причинами, которые актуальны только на данный момент; аффектов при воспоминании о чем-то или в ответ на представления о будущем не возникает (исключением являются психиатрические пациенты);
  • обобщенность — абсолютное господство одной эмоции и ее усиление под влиянием разного рода привходящих обстоятельств;
  • приближающаяся к предельной интенсивность эмоции аффекта, что замерить, правда, сложно;
  • наличие признаков нарушения самовосприятия: обычные эмоции воспринимаются индивидом «как состояния моего Я», а эмоции аффекта — как «состояния, происходящие во мне» (А.Н.Леонтьев);
  • изменения состояния сознания — разные степени его сужения с концентрацией внимания преимущественно или исключительно на ситуации, повлекшей аффект;
  • ослабление или утрата самоконтроля: не пациент контролирует эмоцию, а аффект всецело или в значительной степени владеет им; это как бы симптом аффективного овладения;
  • снижение способности или утрата способности продуцировать интерпретации, оценки и решения, противоречащие императиву аффекта;
  • импульсивность поведения, связанная с ослаблением или параличом процессов мотивации: пациент делает то, что первым приходит ему в голову, недостаточно или вовсе не взвешивания последствия своего поведения;
  • частичная или полная конградная амнезия на период аффекта;
  • приближающаяся к максимальной интенсивность соматовегетативных проявлений эмоции, что может повлечь немедленным или отставленным образом телесные нарушения;
  • относительно острое развитие и окончание аффекта, иногда внезапное начало и столь же внезапное завершение пиковой фазы аффекта;
  • наличие опустошения, расслабленности, прострации или сомноленции по окончании аффекта;
  • нарушение критической оценки содеянного в период аффекта; нередко пациент относится к содеянному так, будто совершил это не он, а кто-то другой, что также указывает на патологию самовосприятия;
  • полное несоответствие поведения индивида в период аффекта его личностным качествам, как если бы действовал не он сам, а некая его субличность;
  • наличие в некоторых случаях психотических включений в период аффекта, выпадение болевой чувствительности, а также иных видов элементарной чувствительности. Развитию аффекта могут способствовать органические повреждения мозга, скрытые психические заболевания, злоупотребление психоактивными веществами, соматические заболевания, нарушения или дефицит сна, расстройство питания, расстройство личности. Эмоции аффекта различны, но обычно ими являются гнев, страх, отчаяние, изумление, экстаз. Из расстройств поведения наиболее часты и потому особенно важны агрессия, аутоагрессия, ступор, беспорядочное бегство, разрушение предметов. Иногда поведение внешне напоминает вполне упорядоченное, как бы заранее продуманное, но тем не менее являющееся неадекватным. У стариков, детей и даже подростков собственно аффектов, по-видимому, не наблюдается или они встречаются редко.
Читайте также:  Почему такая депрессия после алкоголя

Термины «аффект», «аффективный» в психиатрической литературе нередко и неточно используются как синонимы терминов «эмоция», «эмоциональный» и, что не очень хорошо, такое словоупотребление часто никак не оговаривается.

Страсть — интенсивное, стойкое и недостаточно контролируемое чувство с концентрацией внимания, мыслей, эмоций и поведения исключительно на объекте страсти. Страсть часто граничит с эмоциональной одержимостью, ослепляет человека и причиняет индивиду и объекту страсти немалые страдания (отсюда и производится термин «страсть»). Страсть целиком определяет круг возникающих в связи с нею эмоций и действий, не оставляя индивиду возможности разумного выбора. При ненависти, например, это враждебные проявления, злорадство, гнев, презрение, отвращение, месть. При любви — радость, восторг, восхищение, нежность, тоска при разлуке, ревность, ссоры, споры, мрачные мысли и взрывы воодушевления, периоды охлаждения или даже враждебности, которой она иногда завершается. Любовь у индивидов с метапотребностями отличается духовной близостью, рядом с которой все прочее отодвигается на второй план. Говорят, нигде человек так ярко не проявляет себя, как в любви и на войне. Любовь может стать и вершиной счастья, и бездонной пропастью падения.

Видов страсти множество. Не все они являются источником страдания, как это укоренилось в массовом сознании и даже зафиксировано в термине. Каковы люди, таковы и их страсти. Обычно человеком владеет одна какая-то страсть. Любая страсть сопровождается туннельным эффектом — сужением сферы сознания, психической активности и восприятия мира вокруг некоего центра притяжения эмоций, мыслей и действий. Поэтому страсти могут значительным образом деформировать личность, проявляться неадекватным и даже странным поведением. Бывает и иначе: «страсть превращает глупца в мудрого, а мудреца лишает разума». Во многих культурах издавна созданы барьеры для зарождения и проявления страстей. В Таиланде, например, к запретным причислено более 100 страстей. Страсти впервые формируются, по-видимому, в юности, к старости они затухают и нередко становятся объектом осуждения. Осуждается при этом именно страсть, а не сама личность, происходит как бы отчуждение страсти, если она владела индивидом и с нею были связаны серьезные проблемы.

Источник

Научная электронная библиотека

Тема занятия №5. Эмоциональные психические процессы. Эмоции чувства

Место проведения: аудитория

Продолжительность: 2часа

Цели занятия:

  1. Определение и общая характеристика эмоций.
  2. Изучение основных свойств и функции эмоций.
  3. Изучение патологий эмоциональной сферы.

Студент должен знать:

  1. Определение понятия «эмоция»
  2. Классификации эмоций
  3. Функции эмоций
  4. Проявления эмоциональных свойств
  5. Патологию эмоциональной сферы.

Студент должен уметь:

  1. Классифицировать эмоциональные состояния.
  2. Владеть способами снижения эмоциональной напряженности.
  3. Классифицировать индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств.
Читайте также:  Чувствовать себя не очень хорошо ответ

Темы проектов, рефератов:

  1. Эмоции и их роль в жизни человека.
  2. Изучение эмоциональных отношений больных к своему заболеванию.
  3. Индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств.
  4. Патология эмоциональной сферы.
  5. Развитие эмоций в онтогенезе.

Рекомендуемая литература:

Основная литература

  1. Сидоров, А.В. Парняков. Б.Д. Клиническая психология. — 2008.
  2. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. — Ташкент, 1976.
  3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. — М., 1976.
  4. Петренко Л.В. Нарушение высших форм памяти. — М., 1976.
  5. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — М., 1990.
  6. Лакосина Н.Р., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. — Л., 1976.
  7. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. — М.: 2006.
  8. Лакосина Н.Д.Клиническая психология. Учеб. для студентов медицинских вузов. — М.: МЕД пресс-информ, 2003.
  9. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. — 2002.
  10. Рубинштейн С.Л Основы обшей психологии: в 2т. — Т.1. — М., 1989.

Дополнительная литература:

1. Современная психология: справочное руководство. — М.: ИНФРА-М, 1999.

2. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружини-на. — СПб.: Питер, 2001.

3. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. общие основы психологии. — 3-е издание. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997.

4. Вилюнас В.К. психология эмоциональных состояний. — М.: Изд-во МГУ, 1976.

5. Изард К.Е. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1999.

6. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. Вилюнаса. — М.: Изд-во МГУ, 1984.

Исходный уровень контроля знаний:

1. Что изучает наука психология?

2. Что является предметом и объектом психологии?

3. Основные формы психических явлений.

4. Какие вы знаете психические процессы и состояния личности?

5. Назовите, какие вы знаете органы чувств?

Основные вопросы темы:

1. Характеристика эмоций

2. Основные теории эмоций.

3. Функции эмоций.

4. Основные компоненты эмоций

5. Классификация эмоций

6. Эмоциональные феномены

7. Снятие эмоционального напряжения

8. Патология эмоциональной сферы

Итоговый контроль уровня знаний:

1. Дайте основную характеристику эмоций.

2. Какие вы знаете основные теории эмоций.

3. Чем обусловлено возникновение эмоций в периферической теории Джеймса-Ланге?

4. В чем заключается различия в теориях эмоций Джеймса-Ланге и Кеннона-Барда?

5. Какие вы знаете функции эмоций?

6. В чем состоит регулирующая функция эмоций?

7. Перечислите основные компоненты эмоций.

8. Что относится к внутренним проявлениям эмоций.

9. Авторы классификаций эмоций.

10. О каких трех основных переменных идет речь в классификации, разработанной Симоновым?

11. В чем разница эмоционального состояния и эмоциональной реакции?

13. Какие проявления эмоциональных свойств вам знакомы?

14. Дайте определение понятию «эмпатия»? Какова ее роль в деятельности медицинского работника?

15. Какие способы снятия эмоционального напряжения вам знакомы?

Содержательная часть

Эмоции и чувства — процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные признаки.

Во-первых, они характеризуются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: веселье — грусть, радость — печаль; счастье — горе и т.д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него).

Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность. Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Различают эмоции:

— стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев);

— астенические, — сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль).

Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является их интегральность, целостность: в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску. Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр. (Например, английские психофизиологи регистрировали изменения КГР у испытуемых в процессе воспоминания ими воздушных налетов на Лондон).

Читайте также:  Зачем стефан отключил чувства

Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций — неотделимость их от других психических процессов. Эмоции взаимосвязаны с психической жизнью, они сопровождают все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное — неприятное), в мышлении — как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и пр.).

Эмоции не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней среды, в них отражается субъективная значимость объекта для человека.

Основные теории эмоций. Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге

Согласно этой теории, эмоциональные состояния являются вторичным явлением — осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Американец В. Джеймс (18884) и не зависимо от него датчанин Г.Ланге (1885) сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими физиологическим сдвигам в организме. Ощущение этих собственных ощущений в организме и переживаются человеком как эмоция. Джеймс подчеркивал, что телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознания нами этого возбуждения, в то время как оно совершается и есть эмоция. Суть своей теории Джеймс выразил известным парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим». В рамках этой теории физиолого-телесные периферические изменения которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали их причиной. Теория Джеймса Ланге сыграла важную роль в развитии теории эмоций, обозначив связь между тремя событиями: внешним раздражителем, поведенческим актом и эмоциональным переживанием. Наиболее уязвимым местом теории остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций.

Таламическая теория эмоций Кенона-Барда

Одна из первых центральных эмоций — таламическая теория эмоций была создана в 1929 году. Физиолог У. Кенон пришел к выводу, что в теории Джеймса — Ланге ошибочно само исходное положение, согласно которому каждой эмоции соответствует свой собственный набор физиологических изменений. Его исследования показали, что одни и те же физиологические реакции могут сопровождать разные по модальности эмоции. У. Кенон пришел к выводу о том, что телесные изменения при эмоциях биологически целесообразны и являются средством до достижения цели — они готовят организм к борьбе или бегству. Согласно таламической теории (сигналы активизации вегетативных функций возникают в одном и то же центре мозга — таламусе) психологическое переживание и физиологические реакции возникают одновременно. Согласно этой теории центральной структурой эмоционального процесса является таламус, а сам процесс относится к разделу безусловных рефлексов. Таким образом, таламус рассматривается как резервуар эмоционального напряжения который при известных условиях разряжается мощными импульсами направляющимися преимущественно к коре и вызывающими эмоции злобы, страха и т.д.

Лимбическая теория эмоций

Наиболее существенный теоретический вклад в создание лимбической теории принадлежит Пейпецу (1937 г.). В соответствии с его взглядами структурно и функционально связанные между собой гипоталамус, передние таламические ядра, поясная извилина, и гиппокамп составляют замкнутый круг, по которому циркулируют эмоциональные процессы.

Информационная теория П.В. Симонова

П.В. Симонов полагает, что «потребность выступает как побудительная сила любого поступка, в том числе действий обыденных, автоматизированных, осуществляемых на эмоционально нейтральном фоне. Таким образом, мы не имеем никаких оснований рассматривать эмоцию в качестве прямого и обязательного следствия возникновения потребности». [В своих работах П.В. Симонов ставит себе задачу «сосредоточить внимание на тех фактах, которые показывают, что потребность, влечение (мотивация), возбуждение нервного аппарата эмоций и, наконец, действие представляют тесно связанные, но самостоятельные звенья адаптивного поведения, имеющие относительно самостоятельное анатомическое представительство в мозге».] Таким образом, он считает, что за развитие мотиваций и эмоций отвечают различные анатомические структуры нервной системы. Согласно теории П.В. Симонова, в организме человека объективно существуют определенные потребности, которые не зависят от сознания. Мотивация есть результат осознания этой потребности, которое приводит к формированию цели активности. При этом активность может быть двоякого рода: по приближению желаемого события и по устранению нежелаемого.

Таблица 1

Классификация эмоций человека в зависимости от соотношения величины потребности и информационной характеристики среды (по Симонову)

Дистанционное взаимодействие

Овладение, обладание

Источник

Оцените статью