Вы характеризуете себя как честного человека, который прямо выражает то, что он чувствует. Вы из тех, кто привлекает внимание и не остаются незамеченными.
Вы активны, очень энергичны, жизнерадостны и всегда готовы к новым приключениям и впечатлениям. Красный цвет также тесно связан с творчеством и инновациями. У вас есть способность находить быстрые и творческие решения проблем, которые кажутся очень сложными другим людям.
Вы характеризуете себя как веселого, обаятельного человека с чутким и понимающим сердцем. Вы очень чувствительный и эмоциональный человек, который мечтает о равенстве и справедливости, и по этой причине вы очень часто занимаетесь работой и деятельностью, имеющей большое социальное значение, и в то же время испытываете большое разочарование из-за проблем, что вы не можете изменить.
Важно, чтобы вы знали, что нет места для печали, когда вы стараетесь изо всех сил; живите с любовью, добротой и радостью, и ваш мир, мир людей, которых вы любите больше всего, и тех, кто вас окружает, станет добрее и счастливее.
Вы характеризуете себя как аналитического, критического и проницательного человека, которому нравятся люди и ситуации, которые бросают вызов его знаниям, и которому может стать очень скучно, если ему не предложат возможность полностью раскрыть свой потенциал. У вас могут быть проблемы со сном, потому что ваш мозг очень творческий и постоянно генерирует идеи, даже рано утром. Выполнение физических упражнений перед сном принесет вам много пользы, а ношение с собой тетради для записи своих идей поможет вам не забыть ни одну из них.
Вы каким-то образом характеризуете себя как территориальную личность. Вы чувствуете необходимость разграничить барьеры между тем, что вы считаете своей личной жизнью, своим личным пространством, и тем, как далеко могут зайти другие, и хотя вам нравится быть с другими людьми, вы можете расстроиться, когда кто-то выходит за ваши пределы.
Вы организованный и методичный человек, которому нравится уделять время систематизации своих планов и идей. Ваша главная задача — научиться управлять своим временем и находить баланс между своими обязательствами и своим благополучием. Сделайте перерывы в середине дня, это поможет вам освежить свой разум, свои идеи и, несомненно, повысит качество работы.
Вы характеризуете себя как мечтательный человек с богатым воображением и большими способностями к общению. Вы и другие, вероятно, заметили ваш большой талант привлекать внимание других, когда рассказываете или пишете истории, и вашу способность защищать свои идеи и идеи других.
Вы очень прямой и честный человек, и по этой причине вы не можете терпеть ложь, и вам трудно восстановить доверие к тому, кто вас подвел.
Для вас характерно то, что вы позитивный человек, иногда тихий, очень чувствительный и с очень развитым чувством интуиции . Как правило, ваши первые впечатления или догадки о ком-то или о чем-то оказываются верными. Вы также можете стать очень импульсивным человеком, который принимает множество решений, больше увлекаясь эмоциями, чем разумом, и по этой причине вы в конечном итоге участвуете в нескольких действиях или получаете гораздо больше обязательств, чем вы действительно можете выполнить.
Ваша главная задача состоит в том, чтобы добавить немного причин для ваших эмоций и найти тот баланс, который поможет вам принимать правильные решения. Помните, что ваши эмоции показывают вам путь, Помните, что ваши эмоции указывают вам путь, а разум диктует вам путь.
Вы характеризуете себя как идеалистичного, яркого и творческого человека. У вас отличное воображение, которое делает вас генератором прекрасных идей. Ваш особый способ видения и познания мира воспринимается по-разному: в вашем личном пространстве, в вашей одежде и в вашей работе, что обычно несет ваш уникальный и безошибочный отпечаток.
Такие люди, как вы, могли бы стать очень успешными в таких областях, как дизайн, искусство или литература. Вы можете стать очень мало терпимым к людям или ситуациям, которые не позволяют вам ощутить свою индивидуальность или полностью раскрыть свой потенциал , и именно в этом и заключается ваша главная задача: научиться праздновать и терпеть различия, потому что только тогда вы станете полностью счастливы.
Источник
В «Учении о цвете» И.В. Гете писал: «цвет — продукт света, вызывающий эмоции». Когда мы говорим: «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», то не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным выразить их цветом. Первым фактом, с которым сталкивается каждый исследователь отношения эмоции — цвет, является то, что оно не носит случайного произвольного характера, эмоции и цвет «сцеплены» между собой на очень глубокой основе. Цвета не являются знаками эмоций, способными ассоциативно вызывать или выражать то или иное чувство, они предстают перед человеком сами, как эмоции, точнее, как объективно воплощенные эмоции. Почему это так?
Один из родоначальников экспериментальной психологии В. Вундт в «Основах физиологической психологии» (1880) описывает органическую взаимосвязь ощущений и чувств. Филогенетически ощущения и чувства неразрывно связаны между собой. Для ряда модальностей, особенно интерорецептивных (органических), характерно, по выражению Вундта, почти «совершенное поглощение чувством» всех остальных частей ощущения. В первую очередь, это чувства удовольствия и неудовольствия.
Воздействие раздражителя вызывает не только ощущение (сенсорный компонент), но и чувство по отношению к этому ощущению. Можно сказать, что ощущение «пристрастно». Психика человека преимущественно ориентирована на внешнюю реальность. Экстерорецептивные ощущения в отличие от интерорецептивных, имея четкую предметную отнесенность (особенно в зрительной и слуховой модальностях), а также в силу своего большего количественного и качественного разнообразия, оказываются более адекватными для воплощения всего многообразия чувств и настроений человека, как это отмечает Вундт.
Проведя анализ цветовых модальных характеристик эмоциональных процессов, Вундт указывает на различие физических основ эмоциогенного действия цветов и звуков. Пространственная симультанность зрительных модальных компонентов эмоций в отличие от временной сукцессивности слуховых компонентов дает первым определенное преимущество за счет своей пространственной стабильности и симультанной данности. Поэтому цвет как экстерорецепторный раздражитель не только вызывает ту или иную эмоцию, но и является исключительно удобным средством для объективации эмоциональных переживаний человека.
Л.М. Веккер (1981) считает описание Вундтом различных цветовых характеристик соответствующих эмоциональных состояний предвосхищающим все дальнейшее развитие приемов цветового тестирования эмоций, а применение цветовых методик изучения эмоциональной сферы человека имеющим большие возможности, чем звуковысотных. Вторым существенным фактом является достаточно жесткая степень «закрепленности» за определенным цветом определенной эмоции. Психически здоровый человек, как взрослый, так и ребенок, начиная с 3-4-х лет, когда он может вербализовать свои впечатления, понимает эмоциональное содержание основных цветов и может их дифференцировать по эмоциональному знаку.
Сотрудницей проф. Кравкова Л.А. Шварц (1947-1948) было выявлено заметное изменение цветовой чувствительности (порогов цветоразличения) в зависимости от эмоционального состояния человека. Положительные эмоции, например, радость, оказались связанными с повышением чувствительности к красному и желтому и с понижением — к синему и зеленому. При переживании отрицательных эмоций наблюдалась обратная картина: чувствительность к синему и зеленому возрастала, а к желтому и красному снижалась. Интересно, что указанные изменения цветовой чувствительности, отмечались не только при актуальном переживании эмоций, но и при воспоминаниях о приятных, либо неприятных событиях. Тем самым, экспериментальные исследования Л.А. Шварц подтверждают положение Вундта об органической связи ощущений и эмоций.
Следуя задаче, нарисовать нечто «красивое», «приятное», «хорошее» дети 3-4-х лет, как это показано в работе В.С. Мухиной (1981), чаще всего используют светлые, яркие краски — желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую. Как указывает В.С. Мухина: «цветовое решение красивого у детей всех стран сходно: цвета в большинстве случаев теплые и уж обязательно чистые, локальные».
В работе В.Н. Ворсобина и В.Н. Жидкина (1980) изучалась динамика цветовых предпочтений дошкольников в зависимости от переживаемых ими эмоций. В случаях переживания детьми эмоций радости значимо по сравнению с фоновыми выборами увеличивалось предпочтение красного, желтого и оранжевого цветов и уменьшалось — зеленого и голубого (анализ проводился по цветовым сочетаниям). При переживании эмоции страха дети достоверно реже предпочитали сочетание красный-синий-фиолетовый, а чаще — зеленый-голубой. Авторы работы приходят к выводу, что отношение у детей данного возраста к красному цвету достаточно специфично для дифференциации эмоций радости и страха. По их мнению, метод выбора цветовых сочетаний несет большую информацию об эмоциональных состояниях, чем выборы отдельных цветов.
Результаты этих работ показывают, что цвет связан с эмоциями на самых разных уровнях психической деятельности человека уже с раннего детства, а, следовательно, утверждаемая рядом исследователей ведущая роль фактора научения в образовании цветоэмоциональных связей не может быть принята. Что же касается эмоционально-эстетического отношения к цвету, то, как указывает В.С. Мухина, обучение ребенка устойчивым, предметным ассоциациям цветов, как правило, приводит к стереотипному, косному восприятию красок, снижает способность непосредственно чувствовать цвет. Ядро цветоэмоциональных значений является принципиально схожим у детей и взрослых.
Изучалась возможность диагносцирования эмоциональных состояний испытуемых методом цветовых предпочтений (тест Люшера). В целях верификации результатов, эмоциональные состояния вызывались у испытуемых с помощью гипнотического внушения. Находясь во внушенном состоянии «радости», испытуемые чаще всего предпочитали красный и желтый, а отвергали коричневый и черный. Внушение «чувства вины» вызвало предпочтение серого и синего цвета, а красный и желтый, наоборот, отодвинулись в конец цветового ряда.
А.М. Эткинд (1979; 1980-85) провел серию исследований цветоэмоциональных значений у взрослых. В первой работе (1979) изучалось сопряжение 8-ми цветов теста М. Люшера с 9 основными эмоциями по К. Изарду (1980). В таблице 2.4.1. представлены частоты ассоциаций цветов (в %) с эмоциональными факторами Изарда (в каждый фактор включено по три отдельных эмоции).
Таблица 2.4.1.
Цвет | Эмоции | ||||||||
Интерес | Радость | Удив.* | Грусть | Гнев | Отвр.* | Стыд | Страх | Утом.* | |
Серый | 6 | 4 | 2 | 27 | 1 | 15 | 18 | 12 | 53 |
Синий | 27 | 4 | 2 | 27 | 5 | 7 | 13 | 15 | 8 |
Зелен. | 26 | 10 | 26 | 13 | 8 | 7 | 19 | 8 | 7 |
Красн. | 16 | 52 | 23 | 4 | 55 | 4 | 4 | 17 | 2 |
Желт. | 20 | 24 | 56 | 1 | 9 | 19 | 12 | 15 | 1 |
Фиолет. | 5 | 12 | 14 | 12 | 6 | 22 | 16 | 7 | 12 |
Корич. | 10 | 8 | 3 | 14 | 4 | 27 | 17 | 3 | 23 |
Черный | 10 | 2 | 2 | 22 | 38 | 18 | 13 | 43 | 24 |
*Удив. — удивление, Отвр. — отвращение, Утом. — утомление. Наблюдаемая частота цветоэмоциональных ассоциаций достоверно отличалась от случайного распределения по данным Х 2 . Для всей матрицы его значение составило 716 (р
Психофизические характеристики цвета | Параметры эмоций |
Цветовой тон | Направленность |
Красный | Активная |
Зеленый | Нейтральная |
Синий | Пассивная |
Светлота | Валентность |
Светлый | Положительная |
Темный | Отрицательная |
Насыщенность | Сила |
Насыщенный | Интенсивная |
Ненасыщенный | Слабая |
Светло-синий — синий, светлый, малонасыщенный. Эмоциональные параметры — пассивный, положительный, слабый. Быть, по настоящему, «веселым», «радостным» голубому мешает его пассивность. Он выражает чувство дружелюбного нейтралитета, легко переходящее в равнодушие и безразличие (см. В. Кандинский).
Взаимосвязь эмоций и цвета является закономерной, обусловленной, с одной стороны, психофизическими характеристиками цвета, а с другой — психофизиологической организацией человека. Из этого с необходимостью следует, что определенные формы отношения к цвету у человека несут информацию об его индивидуальных и типологических качествах — темпераменте, характере и личности. Косвенно, на данную проблему выходили многие исследователи, изучавшие взаимосвязь цвета и эмоций.
Разнообразие теоретико-методических подходов в изучении индивидуальных и типологических особенностей человека значительно затрудняет продуктивное сравнение результатов, полученных при исследовании взаимосвязей между отношением к цвету и характером. В настоящем разделе мы используем понятие «характер» достаточно условно — как обозначение устойчивых паттернов внешних (поведенческих) проявлений и их внутренних (психических) условий. Мы специально не будем дифференцировать понятия темперамент, характер, личность, поскольку в различных психологических школах им дается самая различная трактовка, а также потому, что для нас сейчас не столь важно, какая из перечисленных инстанций оказывает большее влияние на отношение субъекта к цвету, а важно установить, что подобное влияние вообще существует.
Одним из немногих обще употребляемых в психологии понятий, относящихся к сфере характера, является введенное К. Юнгом понятие «экстраверсии-интроверсии», хотя следует признать, что его значение различными психологами трактуется не всегда однозначно. Так Г. Айзенк, создатель известного личностного опросника, понимает экстраверсию — интроверсию как, прежде всего, ряд врожденных психофизиологических свойств человека и соотвествующих им характеристик поведения, абстрагируясь от того психологического содержания, которое вложил в это понятие К. Юнг. По данным Айзенка (1941) люди, предпочитающие яркие цвета, являются более активными в поведенческих аспектах (экcтравертированными), чем те, кто отдает предпочтение темным оттенкам.
Л.П. Урванцев сообщает о наличии зависимости между цветовыми предпочтениями и факторами «экстраверсии» и «нейротизма» по Айзенку. Испытуемые с высокими показателями нейротизма лишь небольшое число цветов оценивают нейтрально. Количество предпочитаемых цветов у интровертов в два раза меньше, чем у экстравертов. Последние чаще выбирают оттенки красного и желтого и реже — синего и зеленого. . В исследовании корреляции между цветовыми предпочтениями (по тесту Люшера) и факторами опросника Айзенка выявлено не было.
В нашей работе (1983) удалось выявить определенную связь между цветовыми выборами по тесту М. Люшера и значениями факторов экстраверсии и нейротизма. На выборке в 100 испытуемых (студенты) получена прямая корреляционная зависимость между предпочтением красного цвета и уровнем экстраверсии (R = 0.404; Р 1
Источник