Эмоции по фгос это

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.
статья по теме

Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать и осознавать свои эмоции, уметь конструктивно их выражать, понимать чувства окружающих. От эмоционального интеллекта зависит общее благополучие человека, его удовлетворенность отношениями с другими людьми, успехи на работе и счастье в семейной жизни. Развитие эмоционального интеллекта оказывает влияние на познавательные процессы, эффективность межличностного взаимодействия, повышает культуру общения, способствует развитию эмпатичного поведения и рефлексии, что обусловливает общую успешность ребенка в будущем, в том числе будет способствовать эффективной адаптации в школе и для развития гражданской позиции в дальнейшем.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_emotsionalnogo_intellekta_v_organizatsii_obrazovatelnogo_protsessa_v_detskom_sadu_v_sootvetstvii_s_fgos_do.doc 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО .

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 компенсирующего вида Центрального района

Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования.

Целевая установка, согласно ФГОС ДО, ориентирует педагогов на формирование общей культуры дошкольника, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность дошкольника.

Своеобразие дошкольного детства состоит в том, что именно в данном возрасте в центре всей психической жизни ребенка находится взрослый как носитель общественных функций, смыслов, задач человеческой деятельности в системе общественных отношений. Вхождение ребенка в социальное бытие взрослых происходит в процессе освоения им образовательных областей. Образовательные области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям.

Развитие ребенка выступает как социокультурный процесс, осуществляющийся посредством включения ребенка в разнообразные сферы общественной практики, в широкий контекст социальных связей посредством доступных ему видов деятельности. Взрослый выступает как носитель мотивационно-смысловых образований, передавая их ребенку и обеспечивая его взросление путем организации специфически детских видов деятельности.

В качестве одного из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выступает умение ребенка общаться: «. Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

Одной из областей развития, обозначенных в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, является социально-коммуникативное развитие, которое направленно «. на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта , эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать и осознавать свои эмоции, уметь конструктивно их выражать, понимать чувства окружающих. От эмоционального интеллекта зависят общее благополучие человека, его удовлетворенность отношениями с другими людьми, успехи в работе и счастье в семейной жизни.

Развитие эмоционального интеллекта оказывает влияние на эффективность межличностного взаимодействия, повышает культуру общения, способствует развитию эмпатичного поведения, рефлексии и на познавательные процессы, что обуславливает общую успешность ребенка в будущем, в том числе будет способствовать эффективной адаптации в школе и развитию гражданской позиции в дальнейшем.

Умение понимать свои эмоции, эмоции других людей поможет ребенку облегчить разрешение конфликтных ситуаций, в межличностном взаимодействии при возникновении каких-либо проблем, и будет способствовать развитию товарищества и взаимоподдержки среди детей.

Для создания наиболее благоприятных условий для развития эмоционального интеллекта и гармоничного развития воспитанников в целом, деятельность педагога-психолога ДОО может осуществляется по следующим направлениям:

1). Направление «Психопрофилактика, психогигиена и психологическое просвещение»

Психопрофилактика состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие личности ребенка, предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении.

Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.

Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога-психолога по повышению психологической компетентности воспитателей и родителей, что может рассматриваться как средство психопрофилактики.

2). Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция» (В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников, рассматривается как развивающая.)

Для развития эмоционального интеллекта и его компонентов у дошкольников необходимо:

  • расширять и обогащать представления детей об эмоциях и чувствах, их полярности и способах вербализации;
  • формировать у детей умение осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания;
  • развивать способность понимать эмоциональные состояния, переживания, личностные особенности другого человека;
  • повышать уровень рефлексии и эмоциональной децентрации;

Формы работы по развитию эмоциональной сферы воспитанников могут быть самыми различными и осуществляться в различных видах деятельности, в течении всего периода пребывания ребенка в ДОО: игровые обучающие ситуации, дискуссии, решение ситуативных задач; посещение комнаты психологической разгрузки; комфортная организация режимных моментов; обучающие беседы с психологом и воспитателем, в том числе чтение художественной литературы, дидактические и творческие игры; игротерапия; сказкотерапия; музыкотерапия, арт-терапия; психогимнастика, «календарь эмоций», использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы) и т. д.

В специальных играх дети должны учиться делиться своими переживаниями, осознавать и различать оттенки чувств, понимать собственные переживания и эмоциональное состояние другого человека. И, что важно, называть свои чувства и выражать их. (Ю.Б. Гиппенрейтер: «Ребенку, который хочет рассказать что-то маме — нужен способ, нужен язык, нужно средство для выражения своих эмоций. А еще привычка делиться, семейная традиция, живое общение со взрослыми».)

Целевыми ориентирами для педагога-психолога ДОО могут служить:

  • снижение эмоционального напряжения ребёнка,
  • повышение самоуважения и самооценки ребёнка,
  • освоение ребенком способов эффективной работы со своими эмоциями,
  • освоение навыков сотрудничества, улучшение коммуникации со сверстниками и взрослыми.
  • развитие общения, усложнение и обогащение его форм, открытие перед ребенком новых возможностей усвоения от окружающих различного рода знаний и умений.
  • развитие умения сотрудничать друг с другом, усвоение новых ролей, норм, правил поведения.
  • развитие самосознания, формирование «образа Я», осознание себя и свое существование, и своей роли в окружающем мире.
  • развитие осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения.

3). Направление «Психологическое консультирование» (консультирование и ознакомление всех участников образовательного процесса с научными и практическими исследованиями в области развития эмоционального интеллекта).

Формы работы с педагогами: индивидуальное и групповое консультирование; выступление на педсоветах, методических объединениях; групповые занятия, семинары и тренинги.

Работа с родителями может осуществляться в форме психологического тренинга; консультаций психолога, оформления информационных стендов; бесед; выступления на групповых родительских собраниях, проведения совместных досуговых праздников и мероприятий; открытых занятий; организация выставок поделок и работ, сделанных родителями совместно с детьми и т.д.

Таким образом, развитие эмоционального интеллекта является очень важным фактором в ходе всего образовательного процесса, так как непосредственно участвует в «. формировании у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования».

Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников необходимо проводить в тесном сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями и родителями). Важно помнить, что «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений» являются одним из основных принципом дошкольного образования.

Список использованной литературы:

1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» — М: УЦ Перспектива, 2014.

2. Афонькина Ю.А. «Рабочая программа педагога-психолога в ДОО» — Волгоград — Изд. «Учитель» — 2015г.

3. Николаева Е.И. «Воспитание толерантности. Психологическое сопровождения в начальной школе». -М.: ООО «Мой учебник», 2007.

4. Куракина А.О. Эмоциональный интеллект дошкольника: структура, условия и механизмы развития. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2013.

5. Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребенком. Как?» — М: АСТ, 2014 г.

Источник

Консультация для педагогов на тему «Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в контексте требований ФГОС»

Светлана Молочкова
Консультация для педагогов на тему «Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в контексте требований ФГОС»

Проблема эмоционального самочувствия детей в образовательном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности ребенка

ФГОС ДО о эмоциональном благополучиидетей в детском саду:

1.6.Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста,предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребёнком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

Если ребенок испытывает состояние эмоционального комфорта, то это обеспечивает

• доверительное и активное отношение к миру

• формирует высокую самооценку

самоконтроль

• ориентацию на жизненный успех.

Если ребёнок находится в состоянии эмоционального неблагополучия,то это может проявиться в:

которые будут сопровождать его всю жизнь.

Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное благополучие ребёнка, является правильно организованная работа воспитателя. Для организации такой работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатель был ориентирован не столько на создание предметно-развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе, т. е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребёнка дошкольного возраста (как условия его дальнейшего и гармоничного развития).

Рекомендации для достижения эмоционального благополучия ребёнка при взаимодействии с педагогом:

• Придерживаться демократического стиля общения с детьми– не над, а рядом, вместе, глаза в глаза. Общаясь с детьми, воспитатель организует с ними контакт «на уровне глаз». Ребёнку необходим глазной контакт со взрослым для эмоциональной подпитки. Это помогает маленьким детям чувствовать себя в общении с взрослым более уверенными.

• Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе

Использовать в работе телесные формы общения: нежные прикосновения, поглаживания, объятия. Физический контакт – прикосновение к руке, поглаживание по голове, лёгкое объятие. В каждодневном общении ребёнок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть естественной, но не чрезмерной, тогда ребёнок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой и с другими. Ему будет легко общаться с людьми, у него будет положительная самооценка.

Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям. Речь воспитателя должна быть эмоционально-насыщенной. У воспитателя должно быть внимательное и приветливое отношение к детям. Не получая достаточно пристального внимания ребёнок испытывает беспокойство. В результате не чувствует себя в безопасности, нарушается его психическое и эмоциональное развитие.

• Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном

• Уважать в каждом ребенке личность. Оценивать поступок, а не личность ребёнка. Не должно быть никаких отрицательных обращений воспитателя к личности ребёнка.

• Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу. Чем больше воспитатель обращает внимание на отрицательные проявления в поведении ребёнка, тем сильнее эти отрицательные проявления в поведении закрепляются. Чтобы изменить поведение ребёнка в лучшую сторону и вообще не допустить нарушений в поведении, ребёнка нужно чаще хвалить, тем самым закреплять хорошее поведение, а не плохое.

• Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития

• Поощрять стремление ребенка задавать вопросы

• Опираться на добровольную помощь детей

• Быть затейником и участником детских игр и забав

o И конечно необходимо наличие эмоционально-активизирующей совместной деятельности воспитателя с детьми. Это в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольников:

• Игры на знание и определение эмоциональных состояний. Игры на эмоциональное общение

• Упражнения на снятие эмоционального напряжения, релаксацию.

• Наличие в группах «Уголков приветствия» и «Уголков настроения»

• Проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания. Наличие «Уголка именинника»

• Наличие «Копилки добрых дел», «Уголка достижений»

• Организация выставок «Моё творчество»

• Наличие в группах «Уголков гнева»

• Наличие в группах «телефонов доверия», по которым можно позвонить маме

• Наличие «семейных альбомов», «уголков психорелаксации»

• Зональность развивающей среды, позволяющая детям рассредоточиться

• Разумная занятость детей, в течении всего дня

• Применение физминуток, релаксационных пауз во время организованной образовательной деятельности

• Наличие эмоционально-активизирующей совместной деятельности воспитателя с детьми.

• Развитие коммуникативной культуры, навыков общения и сотрудничества

• Сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, сухой бассейн

Основными признаками благоприятного эмоционально-психологического климата являются:

• Хорошее настроение детей в течение всего дня;

• Свободное отправление детьми всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении;

• Доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;

• Возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться;

• Отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых;

• Информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного;

• Высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из воспитанников;

• Желание участвовать в коллективной деятельности;

• Удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.

Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка тепло, свет, влага, удобрение, почва и т. д.

Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых!

Картотека «Игры по социально — коммуникативному развитию для детей 6–7 лет» (в контексте ФГОС ДО) 1.«Возрастная линия» Цель: уточнять знания детей о возрастном развитии людей разного пола от рождения до старости. Ход игры Педагог предлагает.

Конспект НОД «Встреча на полянке обиды» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Встреча на полянке обиды»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: «Встреча на полянке обиды».

Конспект НОД «Полянка Зависти» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Полянка Зависти»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: «Полянка зависти» Задачи: создавать.

Конспект НОД «Это не твоя вина» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Это не твоя вина» Цель: создавать условия для формирования умения передавать эмоции вины и стыда. Пополнять активный словарь. Оборудование:.

Конспект НОД «Злючка» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования умения передавать эмоцию злости. Формировать умение сравнивать эмоции на фотографии и на картинке.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе». Содержание учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь ориентировано на развитие способностей детей в различных видах.

Подборка дидактических игр для развития эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей. В частности дидактическая игра.

Развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работы Как часто недооценивается роль положительных эмоций в развитии ребенка-дошкольника! А ведь если малыш смотрит на жизнь добрым, открытым.

Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС «Могучая духовная сила воспитания заложена в том. что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.

Источник

Читайте также:  Чувство чего то под языком
Оцените статью