Эмоции по доктору лайтману

Содержание
  1. Стать доктором Лайтманом: как научиться распознавать ложь
  2. Наталия Киеня
  3. «Обмани меня» — один из немногих сериалов, в основе которых лежит подтвержденная научная гипотеза. Прототипом его главного героя, доктора Кэла Лайтмана, стал крупнейший специалист в области психологии эмоций Пол Экман. Он обнаружил, что с точки зрения мимики люди любой культуры одинаково выражают чувства, и открыл микродвижения — короткие эпизоды мимической активности, которые указывают на эмоции, — даже в случаях, когда человек старается их скрыть. T&P составили гид по технологиям Пола Экмана, которые помогут научиться видеть ложь.
  4. От удивления до презрения: семь универсальных эмоций
  5. Обманчивые выражения: контроль сообщения
  6. Физиология лжи: место, время и микровыражения
  7. Доктор Лайтман против персоналки: как измеряют эмоции по лицу и кому это может пригодиться?

Стать доктором Лайтманом: как научиться распознавать ложь

Наталия Киеня

«Обмани меня» — один из немногих сериалов, в основе которых лежит подтвержденная научная гипотеза. Прототипом его главного героя, доктора Кэла Лайтмана, стал крупнейший специалист в области психологии эмоций Пол Экман. Он обнаружил, что с точки зрения мимики люди любой культуры одинаково выражают чувства, и открыл микродвижения — короткие эпизоды мимической активности, которые указывают на эмоции, — даже в случаях, когда человек старается их скрыть. T&P составили гид по технологиям Пола Экмана, которые помогут научиться видеть ложь.

Долгое время наука не обращала на мимику никакого внимания. Впервые ей занялся Чарльз Дарвин, в числе прочих своих работ опубликовавший в 1872 году книгу «О выражении эмоций у человека и животных». Ученый заявил, что выражения лица универсальны не только для нашего вида, но и для животных: например, как и собаки, люди скалятся, когда испытывают гнев. При этом Дарвин утверждал, что наши жесты, в отличие от мимики, можно назвать условными, и был уверен, что они зависят от того, к какой культуре принадлежит человек.

Почти век эта работа Дарвина оставалась практически забытой. Если ее и вспоминали в научных кругах, то только для того, чтобы оспорить. Лишь в 30-х годах XX века к ней обратился французский нейроанатом Дюшен де Булон, который старался опровергнуть теорию нацистского ученого, утверждавшего, будто «представителей низших рас» можно узнать по жестам.

В 60-х годах гипотезы, озвученные в «О выражении эмоций у человека и животных» и многократно упомянутые у де Булона, популяризовал американский психолог Пол Экман. Он провел ряд исследований, чтобы проверить эту теорию, и выяснил, что Чарльз Дарвин был прав: в разных культурах жесты и впрямь различаются, а вот мимика — нет. Оппоненты Экмана утверждали, что всему виной Голливуд и телевидение, которое транслирует усредненный образ мимики, во многом принимаемый за эталон в разных странах. Чтобы оспорить это предположение, в 1967 и 1968 годах ученый исследовал мимику представителей одного из племен в Папуа Новой Гвинее. Эти люди ни разу не контактировали плотно ни с западной, ни с восточной культурой и находились на этапе развития, аналогичном каменному веку. Экман обнаружил, что и в этом случае основные эмоции выражались теми же способами, что и во всем мире. «Система кодирования лицевых движений» (FACS) — метод классификации выражений лица человека, изначально разработанный Полом Экманом и Уоллесом Фризеном в 1978 году и основанный на подборке фотографий с соответствующими эмоциями — оказалась универсальной. Эта своеобразная нотная запись для лица и сегодня позволяет определить, из каких мимических движений состоит то или иное эмоциональное выражение.

От удивления до презрения: семь универсальных эмоций

Существует всего семь эмоций, которые имеют универсальную форму выражения:

— удивление,
— страх,
— отвращение,
— гнев,
— радость,
— печаль,
— презрение.

Все они зашифрованы в FACS и EmFACS (обновленной и расширенной версии системы), так что каждую эмоцию можно найти и определить по характерным признакам, оценив ее интенсивность и степень смешения с другими чувствами. Для этого существуют основные коды (например, код 12: «Подниматель уголка губы», большая скуловая мышца), коды движений головы, коды движений глаз, коды видимости (например, когда не видно бровей, нужно поставить код 70) и коды общего поведения, которые позволяют зафиксировать в записях глотание, пожатие плечом, дрожь и др. «Существуют неконтролируемые, непреднамеренные выражения лица, а также смягченные или притворные выражения, в которых ослабляется переживаемая эмоция, либо симулируется эмоция, не испытываемая в данный момент», — пишет Пол Экман в своей книге «Узнай лжеца по выражению лица». Непреднамеренные выражения всегда проступают за «ширмой», создаваемой на лице. В этом случае их можно определить по микродвижениям. Обычно такие выражения возникают всего на доли секунды, так что для того, чтобы их обнаружить, нужна тренировка.

Читайте также:  Как чувствовать себя нормально когда не спал всю ночь

На нашем лице есть три области лица, способные двигаться независимо:

— брови и лоб;
— глаза, веки и переносица;
— нижняя часть лица: щеки, рот, большая часть носа и подбородок.

Для каждой из них существует своя схема движения в каждом из семи случаев. Например, при удивлении брови приподнимаются, глаза широко раскрываются, челюсти разжимаются, а затем размыкаются губы. Страх выглядит иначе: брови приподняты и слегка сведены к переносице; верхние веки также подняты, обнажая склеру, нижние веки напряжены; рот приоткрыт, а губы тоже слегка напряжены и оттянуты назад.

Пол Экман дает в своей книге подробную карту микродвижений для каждой универсальной эмоции и предлагает фотографии для самостоятельной практики. Чтобы по этой книге научиться быстро определять, какое чувство выражается на человеческом лице, нужно найти партнера, который будет показывать вам эти фотографии — полностью или закрывая L-образной маской часть изображения. Книга также позволяет научиться определять степень выражения эмоций и распознавать компоненты смешанных выражений лица: горьковато-сладкой печали, испуганного удивления и так далее.

Обманчивые выражения: контроль сообщения

«Проще фальсифицировать слова, чем выражения лица, — пишет Пол Экман. — Нас всех учили говорить, мы все обладаем достаточно большим запасом слов и знанием правил грамматики. Существуют не только орфографические, но и энциклопедические словари. Вы можете заранее написать текст своего выступления. Но попытайтесь сделать то же самое с выражением своего лица. В вашем распоряжении нет никакого «словаря выражений лица». Намного проще подавлять то, что вы говорите, чем то, что вы показываете».

По мнению Пола Экмана, человек, который лжет в мимических проявлениях своих чувств или в своих словах, обычно стремится удовлетворить свою текущую потребность: карманник изображает удивление, неверный муж скрывает улыбку радости при виде любовницы, если рядом жена, и так далее. «Однако слово „ложь“ не всегда правильно отображает то, что в этих случаях происходит», — объясняет Экман. — Оно предполагает, что единственно важное сообщение — это сообщение об истинном чувстве, которое лежит в основе ложного сообщения. Но ложное сообщение также может иметь важное значение, если вы знаете, что оно ложно. Вместо того чтобы называть этот процесс ложью, вам следовало бы лучше называть его контролем сообщения, потому что ложь сама по себе также может передавать полезное сообщение».

В таких случаях на лице человека присутствуют два сообщения: одно отражает фактическое чувство, а другое — то, что он хочет передать. Пол Экман впервые вплотную заинтересовался этой проблемой, когда столкнулся с поведением пациентов, страдающих тяжелой депрессией. В беседах с врачами они утверждали (мимически и на словах), что испытывают радость, однако на самом деле стремились добиться прекращения своей госпитализации и совершить самоубийство. В «Обмани меня» сценаристы тоже поднимают эту проблему: по сюжету, мать доктора Кэла Лайтмана покончила с собой после того, как ей удалось таким образом обмануть психиатров. Позже, просматривая видеозаписи ее бесед с врачами, главный герой сериала обнаруживает микровыражение печали у нее на лице.

Контроль мимического сообщения может быть разным:

— смягчение,
— модулирование,
— фальсификация.

Смягчение, как правило, происходит за счет добавления мимических или словесных комментариев к уже присутствующему выражению. Например, если взрослый человек боится зубного врача, он может слегка сморщиться, добавив к выражению страха на своем лице элемент отвращения к себе самому. С помощью смягчения люди часто сообщают окружающим, что способны справиться со своими чувствами и добиться соответствия собственного поведения культурным нормам или текущей ситуации.

В случае с модулированием человек корректирует интенсивность выражения эмоции, а не комментирует ее. «Есть три способа модулирования выражения лица, — пишет Пол Экман. — Вы можете менять количество вовлекаемых областей лица, длительность сохранения выражения или амплитуду сокращения лицевых мускулов». Как правило, используются все три метода. А вот при фальсификации мимический процесс становится ложным: на лице демонстрируется не та эмоция, которую человек испытывает на самом деле (симуляция), не показывается ничего, когда на самом деле чувство есть (нейтрализация), либо же одно выражение скрывается за другим (маскировка).

Читайте также:  Что это чувство для него смертельно

Физиология лжи: место, время и микровыражения

Чтобы научиться распознавать ложь на лицах, нужно обращать внимание на пять аспектов

— морфологию лица (конкретную конфигурацию черт);
— временные характеристики эмоции (как быстро возникает и как долго держится);
— место проявление эмоции на лице;
— микровыражения (они прерывают основное выражение);
— социальный контекст (если на рассерженном лице виден страх, нужно подумать, есть ли для этого объективные причины).

Люди, которые контролируют выражение своего лица, больше всего внимания уделают его нижней части: рту, носу, подбородку и щекам. Ведь именно через рот мы осуществляет звуковую коммуникацию, в том числе бессловесную: крики, плач, смех. А вот веки и брови чаще «показывают» истинное чувство — впрочем, брови тоже используются для мимической фальсификации, что может влиять на внешний вид верхних век. Что и как именно оказывается «не на месте» в процессе обмана, зависит от того, что именно транслируется, а что скрывается. Например, выражение радости вообще не требует от нас задействовать лоб — так что если она прикрывает другую эмоцию, последнюю нужно искать в этой области.

По книгам Экмана можно научиться распознавать разные фальсифицированные выражения лица в разных ситуациях: видеть испуганные брови на нейтральном лице (что свидетельствует о неподдельном страхе), обнаруживать отсутствие напряжения нижних век на разгневанном лице (что говорит о том, что злоба поддельная), находить утечку информации о настоящем гневе под маской отвращения, замечать паузы между словесным сообщением об эмоции и появлением ее ложной версии на лице (1,5 секунды) и обращать внимание на другие важные мелочи.

Но главный навык, который позволяют выработать книги и тренинги Экмана, — это распознавание микровыражений. Эти проявления эмоций обычно длятся совсем недолго: от половины до четверти секунды. Научиться находить их можно, используя те же фотографии и маску, — если изображения будут быстро сменять друг друга. Присутствие микровыражений тем не менее не означает, что человек одновременно не маскирует, не ослабляет и не нейтрализует переживаемые эмоции. Эти короткие эпизоды мимической активности являются симптомом обмана либо в крайнем случае признаком, что человек сам не знает, что чувствует, однако их отсутствие еще ни о чем не говорит.

Сегодня Пол Экман и его исследовательская группа проводит тренинги распознавания эмоций для работников таможни, полиции и пограничной службы, HR-специалистов и других людей, которым часто приходится искать обман или подтверждать факты. Однако его разработки полезны не только на границе: они могут помочь журналистам во время интервью, преподавателям на уроках, бизнесменам на переговорах и многих другим людям. Впрочем, ни техники доктора Лайтмана из сериала, ни техники доктора Экмана, которые легли в основу «Обмани меня», не стоит использовать дома. Ведь далеко не каждый обман в действительности влечет за собой негативные последствия, — а близким людям нужно давать право на тайну, поскольку не все, что они скрывают, имеет отношение к нам.

Источник

Доктор Лайтман против персоналки: как измеряют эмоции по лицу и кому это может пригодиться?

Честно сказать, я не поклонник сериалов. И когда супруга попыталась «подсадить» меня на доктора Лайтмана (помните «Обмани меня»?), поначалу не поддался. Тогда она взяла хитростью. Как-то раз за ужином мне было поведано, что в основе этого многомногосерийного фильма — реальный учёный, создавший теорию так называемых микровыражений лица: хотим мы того или нет, мельчайшие нюансы мимики выдают нас с головой, якобы позволяя судить о том, говорим мы правду или лжём.

Устоять против такого аргумента я, понятно, не мог (женщины!), но в общем не жалею. Потому что хоть истина, как водится, оказалась посередине (учёный и правда был, и даже не один, вот только лицо не детектор лжи и в лучшем случае предоставляет лишь косвенные улики, отражая эмоциональное состояние), сегодня мне есть на что опереться, приступая к рассказу о компании RealEyes. Той самой, которая называет себя «Гуглом эмоций», меряет настроение человека по его лицу — и только что приняла от венчурных инвесторов три миллиона с копейками, доведя общую вложенную в неё сумму почти до пяти миллионов долларов.

У доктора Лайтмана и американской RealEyes — общие корни. Они опираются на работы американских психологов второй половины XX века, в том числе труды Пола Экмана. Несколько упрощая, можно сказать, что центральная идея там очень проста: если замедлить ход времени и следить за лицом человека, окажется, что оно постоянно меняет своё выражение. Краткосрочные, длительностью в десятые доли секунды «гримасы» появляются непроизвольно и отражают основные эмоции, переживаемые нами (злость, страх, удивление и пр.). Экман, консультировавший создателей «Обмани меня», расширил список, сумев распознать гордость, вину, возбуждение и некоторые другие. Но одно дело — кино, где суперталантливый герой ловит микровыражения чуть ли не на глаз и распознаёт их интуитивно, и совсем другое — настоящая жизнь, где для поимки и анализа экспрессий на лице пришлось строить точную цифровую механику.

Читайте также:  Ненависть это чувство цитаты

RealEyes, у истоков которой, кстати, стоял Микел Ятма, в определённом смысле наш соотечественник (эстонец), начинала во второй половине нулевых с мониторинга движений глаз и постепенно освоила всю гамму непроизвольной мимики. Ничего особенно хитрого в плане аппаратного обеспечения (сгодится любая персоналка с хорошей веб-камерой), зато нетривиальная программная часть. Скажем, взять радость. Распознать её не так сложно, достаточно диагностировать известные изменения двух групп лицевых мышц (над и под глазами, в уголках губ). Но можно ли измерить её степень? Человек сделает это интуитивно, без труда, а вот машине приходится туго. В RealEyes научились измерять амплитуду эмоций — и очень этим гордятся. Кстати, можете прямо сейчас опробовать их метод на себе: если у вас на компьютере установлена камера, на официальном сайте компании есть соответствующее веб-приложение.

Но Ятма с коллегами сделали ещё один важный шаг. Эмоции рождаются в подсознании и выплёскиваются на лицо без участия, ведома и против воли человека. И там же, в подсознании, как результат эмоций или параллельно им рождаются почти все наши решения. Так это на самом деле или нет, я утверждать не возьмусь, но в RealEyes в это верят — и это даёт им возможность продолжить логическую цепочку: квантование эмоций может и должно использоваться для оценки истинного отношения человека к той или иной проблеме, истинных его намерений.

Как принято оценивать потенциальную эффективность рекламных кампаний? Бета-версию рекламного ролика демонстрируют группе добровольцев, после чего заставляют их описать свои ощущения на бумаге. Вот она, конфликтная точка: совсем не факт, что, вымучивая из себя слова, подопытный индивид сможет правильно оценить свою реакцию. Настоящие решения рождаются подсознательно, а значит, и ловить их нужно иначе, нежели вручая человеку ручку. Измерение эмоций по лицу способно дать правдивую картину. Неубедительно? Несмешно? Неудачно? Пугающе (вспомните, почему провалились «Лемминги» Apple)? По лицу можно прочесть всё это раньше, точней, да ещё и быстрей и дешевле, нежели классическими методами.

RealEyes владеет сетью «пунктов сбора информации» в больших магазинах Европы и США: по заказу они отслеживают реакцию настоящих посетителей на товары, рекламу, стенды и пр. Но, вообще говоря, область применения технологии ничем не ограничена. Раз наблюдать за лицом можно даже на персоналке, почему не сделать интерактивную веб-рекламу, оценивающую реакцию сетян прямо на домашней или офисной PC (а в обмен за участие можно предложить скидку)? Или корректировать политические кампании, наблюдая за микрореакциями небольших групп избирателей на тот или иной слоган, политическую идею, законопроект? А бескрайнее море мобильных устройств — кто вообще сможет предсказать, как квантование эмоций может быть использовано там?

Конечно, RealEyes работает в этом направлении не одна. Тем же заняты Affectiva (вышедшая из MIT), Sensory Logic, если поискать, наверняка отыщутся и другие игроки. Некоторая сомнительность концепции с лихвой компенсируется перспективами и списком клиентов, среди которых — натуральные гиганты мирового пищепрома, бытовой химии, электроники, маркетинга. Услугами RealEyes и её коллег по цеху не стесняются пользоваться Coca-Cola, eBay, Unilever, Sony, солидные офф- и онлайновые СМИ, известные исследовательские конторы (ранга Nielsen Media Research). Квантование эмоций часто даёт результаты, противоречащие полученным классическими методами, — но тем хуже для «классики», явно доживающей свой век.

Для RealEyes же и прочих всё только начинается. Прогресс, правда, идёт чуть медленней, чем предполагалось: два года назад геймеры бредили идеей игр, учитывающих эмоции игрока, но на прилавке их по-прежнему нет. Зато обозначилась голубая мечта сторонников автоматического анализа лицевых экспрессий: социальные сети! Там раскинулись необъятные поля для анализа и выводов. Туда лежит их путь.

Источник

Оцените статью