XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
ВЛИЯНИЕ ТАНЦА НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Хореография – это прекраснейшее из искусств, заставляющее человека переживать целую гамму чувств и эмоций. Люди, работающие и прикасающиеся к хореографии, – это тонкие натуры, с эстетическим восприятием окружающей действительности, с изысканным вкусом и стилем. Она имеет условно обобщенный характер, раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека. Основу хореографического образа составляет движение, которое непосредственно связано с ритмом.
Подобно танцу и любому другому искусству, музыка в доисторические времена была волшебным средством. Начиная с ритма (хлопанья в ладоши, притопывание, удары), она служила могучим и испытанным средством «настройки» многих на один лад, сообщая сердцам и дыханию единый ритм, наделяя людей готовностью к танцу, состязанию, походу, к священному действию.
Ко всему тому, что делает человека человеком (чувствительность, эмоции, память, мышление) относится восприятие музыки, пробуждающее духовные силы человека. Музыка – это поток энергии. Он управляет нашими эмоциями, разумом, настроением.
Человека можно сравнить с очень сложным уникальным и тонко настроенным музыкальным инструментом. Соответствие частот музыкальных звуков структурному строению тканей и органов человека, а музыкального ритма — ритмам процессов его жизнедеятельности приводит к тому, что музыка оказывает очень глубокое и многостороннее воздействие практически на все функции в теле человека (кровообращение, пищеварение, дыхание, внутреннюю секрецию, деятельность нервной системы и т.д.), а также на эмоции, желания, чувства.
Айседора Дункан — знаменитая танцовщица считала, что в танце главное не техника исполнения, а эмоциональное состояние.
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, по мнению Ч. Дарвина, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека – мимика, жесты, пантомимика – выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия – оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений.
Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний, а целительное воздействие танцев замечено человеком в глубокой древности.
Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики.
Сегодня танец используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда танец исполняется, чувства выражаются с помощью серии высокоструктурированных движений.
Танцевальные упражнения снимают мышечную закрепощенность, избавляют от нервных перегрузок, решают проблемы гиподинамии.
Можно справиться со стрессом или своими проблемами, используя танец, который высвобождает энергию и превращает ее в акт творчества. Дети бывают очень откровенны, танцуя или двигаясь. Они выражают свои чувства – радость или злость. Злоба может вылиться в танце совсем в другой энергичный и красивый образ. Танцевальные движения значительно отличаются от бытовых. Они достаточно условны. Обобщенная, заостренная форма, приобретенная в ходе исторического развития, стала очень своеобразной. Благодаря ей, танцевальные движения обладают особой выразительностью. Кроме того, в танце используются пантомимические движения. Пантомима менее условна, она ближе к бытовой пластике человека. Однако в танце, подчиняясь законам этого искусства. Пантомима становится танцевальной, ритмированнoй. Таким образом, танцевальные пантомимические движения и являются носителями образности данного вида искусства. Обобщенно-образное значение того или иного движения становится ключевым моментом в создание танцевального образа и танца.
Несомненно, искусство танца – это прекрасный способ для передачи своих чувств и эмоций. В наше время существует множество танцевальных направлений, которые имеют свои особенности. Каждое направление танца имеет ярко выраженные, присущие именно ему интонации и символизм.
Влияние хореографии на настроение и самочувствие человека имеет вполне объяснимую физиологическую природу. Танец – это, прежде всего, физическая активность, которая по определению является лучшим антидепрессантом. В процессе танца происходит сокращение мускулатуры, учащается сердцебиение, кровь начинает быстрее «бегать» по организму, все биохимические процессы в нём оживают и ускоряются. Мозг получает сигнал об оптимизации ситуации в организме и отвечает на это двойным выбросом гормонов удовольствия, которые призваны стимулировать человека танцевать ещё и ещё, поддерживая недавно взятую положительную волну. Усиленный синтез серотонина и других гормонов счастья вызывают повышение настроения, ощущение радости и счастья, что позволяет забыть о своих переживаниях.
Любые танцы, хоть вальс, хоть ламбада, хоть рок-н-ролл – мощное оружие против комплексов, стрессов, черных мыслей и чувства одиночеств.
Если это парные танцы, то они помогут решить проблему с семейными конфликтами и ссорами. Танцуя в паре, партнеры получают ощущение единения друг с другом, совместного движения. Необходимо выбирать танец под себя, т.е. под свой темперамент и настроение.
А вот групповые танцы влияют на психику человека еще больше, благодаря особому чувству «команды». Общее настроение настолько сильно, что способно заразить любого и вывести из самого плохого настроения и депрессии.
Что касается самодеятельного хореографического искусства, то оно возникло как необходимость повышения эстетической, художественной, нравственной, физической культуры людей. Ведущая или главная функция самодеятельного хореографического искусства – привлечь человека к активному занятию танцем, приобщить его к национальным хореографическим ценностям, познакомить с классическим наследием народного танца. Тем самым способствовать образованию всесторонней и гармонично развитой личности.
А у профессионального танцевального искусства своя ведущая роль. Именно профессионалы должны заниматься исключительно эстетической деятельностью, творчеством в области танца. Они призваны формировать культурные ценности, и используя художественный опыт хореографии создавать произведения танцевального искусства.
Подводя итог, можно сказать, что танец – вечен. Люди танцевали, танцуют и будут танцевать. Хореография благотворно влияет на социальное становление личности. Искусство танца раскрывает духовный мир человека и воспитывает всесторонне и гармонически развитую личность. Какой бы танец вы не выбрали, может, вы просто захотите ритмично подвигаться под музыку у себя дома, в любом случае это будет хорошо для вашего тела и души.
Источник
Танец и эмоции
Танец — это выражение эмоций, чувств, мыслей, рассказ с помощью музыки, пластики, жестов, ритмичных движений. Танец передает зрителям всю страсть, исполнителя и композитора. Обучение детей танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от педагога не только знания соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. В связи с этим, предваряя описание методики, рассмотрим кратко особенности танцевального искусства на основе методического пособия Е.В.Горшковой «От жеста к танцу».
Танец — это музыкально-пластическое искусство. Это рассказ на определенную тему с сюжетом. Поэтому его характер изначально сюжетно — образный. У танца есть свой выразительтный язык, язык движений и положения человеческого тела. Осанка, динамика размаха движений говорят об эмоциях, которые передает исполнитель.
Выразительна лексика танца — танцевальные и пантомимические движения, которые были заимствованы из бытовой пластики. Человек, настаивая на своем, для большей убедительности топнет ногой, капризные дети, добиваясь желаемого, топают ногами. Так появилось танцевальное движение «притоп».
Пантомима призвана изображать эмоциональное состояние героя, (плачет, трет глаза или радуется встрече и обнимается), но в отличие от «бытового» варианта в «танцевальном» она утрирована.
Особое место в танце занимает музыка. Она задает темп, ритм, является основой образного содержания танца.
Образность и сюжетность придают танцучерты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой. Дети воспринимают танец как игру и с удовольствием в ней участвуют. Однако самостоятельно дошкольники не могут подойти к осознанию языка движений и освоить его. Следовательно, требуется целенаправленное обучение их этому языку.
Музыкальная пантомима (в том числе жесты общения) и танцевальные движения — основные направления обучения. Виды шага, бега, прыжков целесообразно дать детям в виде разминки в начале занятия. Далее начинается работа над выразительностью исполнения.
В процессе обучения в качестве основных используются несколько методов:
Выразительный показ движений, танцевальных композиций (педагогом или ребенком) задает наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений.
2. Словесные пояснения, образный рассказ побуждает детей представить какую- либо ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях.
3. Вслушивание в музыку и простейший анализ ее выразительных особенностей позволяет осмысливать содержание музыкального произведения
4. Знакомство детей с простейшими жестами общения: «прошу», «не надо», «иди сюда», «уходи» и др.
Освоение пантомимических движений, сопровождая его проговариванием определенных слов, которые раскрывают значение этого жеста. Вскоре проговаривание слов заменяется их пропеванием Наконец, движение исполняется с инструментальным сопровождением и одновременным пропеванием слов сначала вслух, а позже — «про себя».
Работа над танцевальными движениями во многом аналогична, но имеет и свои особенности.
1. Сначала педагог вместе с детьми вспоминает простейшее движение. Дальнейшее обучение танцевальному движению проводится методом его усложнения, изменения, варьирования.
Чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, не следует работать над каждым упражнением или этюдом дольше 2—4 занятий подряд (для сказок — 6—7 занятий). Затем лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя.
Танцевальные упражнения: разновидности качаний, «каблучков» и «носочков», танцевального шага, а также различные прыжки и повороты, полуприседания (может быть самостоятельным движением или входить в состав более сложного), притопов: одной ногой, поочередно двумя, тройной притоп. Несколько разновидностей притопов можно объединить в небольшие композиции, основанные на игровом взаимодействии партнеров, типа «перепляса». «ковырялочку», «гармошку». Кружение и вращение как правило, исполняются в кульминационный момент танцевальной композиции.
Знакомство дошкольников с приемами образного перевоплощения проводится на материале этюдов начинается с восприятия музыки. Вслушиваясь в музыку, ее выразительные особенности, дети пытаются определить, про кого она «рассказывает», каков характер этого персонажа, что он может делать, как двигаться и т. п.
Важными понятиями в танце являются:
Рисунок танца
Хореографический текст
Композиция танца
Если рисунок танца – это перемещение исполнителей по сценической площадке, то хореографический текст – это танцевальные движения, жесты, позы, мимика.
Рисунок танца и танцевальный текст составляют композицию танца. Рисунок танца развивается от простого к сложному, чтобы кульминационному моменту развития действия соответствовал наиболее насыщенный рисунок танца. Это особенно касается номеров, где основным выразительным средством является рисунок танца. Там, где танец насыщен танцевальной лексикой (движениями), кульминация номера может быть решена через интересный танцевальный текст (рисунок в этом эпизоде может быть не столь насыщенным, не столь сложным).
Если имеется повтор музыкальной темы или ее развитие, его отражают либо в повторе, либо а развитии уже использованного рисунка. (припевы песенной музыки).
Основные построения:
Колонна — группа исполнителей, стоящих друг за другом в затылок.
Круг — стоят в кругу, повернувшись лицом к центру или спиной к центру, или друг за другом в затылок.
Хоровод — стоят в кругу взявшись за руки.
Цепочка — группа исполнителей, стоящих в колонне взявшись за руки.
Шеренга — группа исполнителей, стоящих плечом к плечу лицом в одну сторону.
Линия танца — против часовой стрелки.
Против линии танца — по часовой стрелке.
Из кулисы в кулису.
Через середину — слева-направо и наоборот.
Через середину на зрителей.
К центру, от центра.
Противоходом — в кругах, колоннах, цепочках.
Змейкой — продольной, поперечной
Условные обозначения: X — партнеры, О — партнерши
Стоящие в звездочках (по двое или по трое) держатся правыми или левыми руками. Стоящие во внутреннем кругу карусели держатся левыми руками, а правые подают стоящим во внешнем кругу.
Благодаря данной методике детские танцевальные импровизации эмоциональны, разнообразны, насыщены оригинальными движениями.
Источник
Статья «Танец и эмоции»
статья (5, 6, 7 класс) на тему
Известно, что чем лучше ребенок владеет мелкими движениями пальцами, тем быстрее и лучше он учится говорить, и его интеллект повышается. Но мало кто задумывался, что свободным и вдохновенным танцем человек может «раскрыть» свою душу, освободить ее от многих тревог, стрессов и других эмоциональных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tanets_i_emotsii.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Танец и эмоции»
педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ № 282 Санкт-Петербурга
В последнее время стало модно танцевать. Многие родители ведут детей на занятия уже с 4 лет. Сегодня танец и его проявления мы можем увидеть повсюду, все чаще танец используют в фильмах, театральных постановках, различных телепередачах, рекламных роликах, где с помощью движения, музыки передается настроение, эмоции.
Известно, что чем лучше ребенок владеет мелкими движениями пальцев, тем быстрее и лучше он учится говорить, и его интеллект повышается. Но мало кто задумывался, что свободным и вдохновенным танцем человек может «раскрыть» свою душу, освободить ее от многих тревог, стрессов и других эмоциональных проблем.
Танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Хочешь все время быть молодым – танцуй и укрепляй в танце свое здоровье.
В танце неосознанно отражается личность человека и если внимательно приглядеться, то можно очень много рассказать о характере танцующего, его привычках, страхах, особенностях взаимодействия с разными людьми и с самим собой, его фантазии, отношение к себе и к миру, и многое другое.
Если мне плохо — я танцую, хорошо — тоже танцую. Танец без эмоций многого не раскроет зрителю. Танец – это история, рассказанная с помощью движений тела, и каждый сообщает ему свои собственные эмоции.
Эмоции в переводе с греческого «впрыскивание», «выплескивание». Речь идет о способе выражения настроения.
Эмоции — психологические состояния, отражающиеся в форме переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям. К классу эмоций относятся настроения, чувства, страсти, стрессы .
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, не пользуясь речью.
Танцору очень важно научиться передавать зрителю смысл танца. Главную роль здесь играют не только выученные движения, но и эмоции, чувства и настроения, поэтому на тренировочных занятиях танцами проводятся игры на развитие эмоций, например: «Танец пяти настроений», где ребятам даётся музыкальный фрагмент и предлагается исполнить импровизированный танец, характер которого соответствовал бы эмоциональной атмосфере, навеянной музыкой.
Также проводятся игры и упражнения: «Я и мои эмоции», направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции, «Музыка и эмоции» — прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая — грустная, довольная, сердитая, смелая — трусливая, праздничная — будничная, задушевная — отчужденная, добрая — усталая, теплая — холодная, ясная — мрачная.
Играя в такие игры, хорошо ощущаешь различия в эмоциях, обращаешься к собственному опыту, вспоминая, где и когда испытывала подобные чувства.
Танцы – вещь полезная и приятная. Оказывается танец, действительно, может сделать человека счастливее: изучая литературу, в одной из книг прочитала, что после занятий танцами всегда приподнятое настроение – это проявление эффекта эндорфинов — «гормонов счастья», которые во время танца вырабатываются гипофизом.
Учиться танцевать – очень увлекательное занятие. Это прекрасный способ провести время с друзьями .
- Влияние занятий танцами на физическое развитие
Танец дарит человеку здоровье. Танец – это прекрасный лекарь. Начинать заниматься танцами можно практически с любого возраста.
Первый эффект, который вы заметите очень быстро – это повышение настроения. Двигаясь под музыку мышцы начинают расслабляться, а в кровь начинают поступать эндорфины – так называемые «гормоны радости». Это позволяет человеку обрести гармонию со своим телом, начиная ощущать легкость и душевный подъем.
Различные движения, вращения, прыжки заставляют напрягаться все мышцы.
В танце задействованы почти все виды мышц. До начала урока танца нужно проделать серию разминочных упражнений. Они служат для того, чтобы придать мышцам эластичность и подготовить их к интенсивной работе. Во время танцев нужно правильно дышать, используя и верхнюю, и нижнюю часть лёгких. Благодаря правильному дыханию, многие процессы, протекающие в твоем организме, придут в норму, улучшится обмен веществ. Ты будешь реже простужаться, и даже заболев, значительно быстрее выздоравливать.
Учёные считают, что улучшается мозговая деятельность обоих полушариев: одно регулирует работу за образным мышлением, которое активизируется при импровизации, второе отвечает за логику движений. Такое улучшение способствует повышению у танцора координации движений и ловкости. Также происходит улучшение памяти. Ещё занятия танцами полезны при проблемах со зрением, так как необходимо всё время менять фокусировку взгляда. Таким образом укрепляются и глазные мышцы.
Танцы развивают дыхательную систему организма человека. Занятия танцами реально помогают избавиться от регулярных простудных заболеваний, бронхитов и даже облегчают течение болезни у людей, страдающих астматическими приступами.
При выполнении упражнений на растяжение мышц, в них вырабатываются вещества, укрепляющие способность организма противостоять инфекции.
Танцы способствуют развитию хорошей осанки и красивой походки. Сбалансированные умеренные нагрузки на все группы мышц постепенно формируют сильный мышечный корсет, который удерживает позвоночник в правильном положении. Даже если есть нарушение осанки или начальная стадия сколиоза, через некоторое время происходит значительное улучшение состояния спины, а при постоянных, настойчивых тренировках печальный диагноз будет забыт. Красивая походка и умение «держать себя» — одна из составляющих успеха.
У танцующих людей присутствует чувство уверенности в себе, они умеют не только красиво двигаться, но и красиво носить наряды, быть в центре внимания.
Танцы воспитывают собранность и организованность. Суметь выполнить все задания, написать рефераты, а потом умчаться на тренировку – это под силу только людям с сильной волей.
Танцы – лучшее средство от стресса. Танец берёт на себя заботу о душевном благополучии человека.
Таким образом, танцы продлевают жизнь, способствуют поддержанию общего
тонуса и позволяют сохранить человеку работоспособность до последних дней жизни.
- Влияние танцев на умственное развитие
Еще в Древней Греции полагали, что в процессе обучения такие дисциплины как музыка и танцы не менее важны, чем точные науки. Учителя того времени были твердо убеждены, что для формирования творческой, гармонически развитой личности необходимо всесторонне образование. . Швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз разработал систему музыкально-ритмического воспитания, которая до сих пор является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в мире. Далькроз справедливо полагал, что посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают воспитать внимание, волю и коммуникабельность.
Американские ученые проводили исследования, подтвердившие, что дети, занимающиеся танцами, опережают своих сверстников в развитии и добиваются больших успехов в учебе.
Чем это объясняется? Человеческий мозг состоит из двух полушарий. Каждое полушарие отвечает за противоположную сторону тела, потому что существует перекрест нервных путей, ведущих от конечностей к полушариям мозга, например, при доминировании левого полушария ведущей в большинстве случаев оказывается правая рука. Ясно стало также, что мозг работает не по стереотипу, а динамически, «руководствуясь ситуацией». При обработке информации одним полушарием, другое на время уменьшает свою активность, как бы затормаживается.
Как же взаимосвязаны между собой занятия танцами и учебная деятельность? В начале занятия всегда выполняется разминка, в которой используется много перекрёстных движений, пересекающих среднюю линию тела. Оказывается, что перекрёстные движения разогревают не только мышцы нашего тела, но и активизируют работу полушарий, дают высокую умственную энергию, помогают использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше.
- у детей, занимающихся танцами, реже бывает плохое настроение, а после занятий хореографией настроение значительно повышается;
- физические качества, такие как гибкость, выносливость, прыгучесть, ловкость, быстрота, координация, у детей, занимающихся танцами, развиты сильнее;
- дети, которые занимаются танцами, учатся успешнее, чем их одноклассники.
Итак, танцевать — это здорово! Потому что:
- танцевать или двигаться может каждый человек, вне зависимости от возраста, пола, социального положения, уровня образования, ценностей, установок и даже здоровья (не считая случаи обездвиживания);
- танец помогает снять напряжение; уменьшить тревожность, агрессивность; высвободить сдерживаемые, подавляемые чувства и эмоции;
- танец способствует проявлению индивидуальности, искренности, спонтанности, принятию себя;
повышается самооценка, появляется уверенность в себе, человек становится более успешным, привлекательным, удовлетворенным.
Танцуйте свои радости и страхи, танцуйте везде и при любом настроении, танцуйте в одиночестве и в компании. Включаешь музыку и просто танцуешь. И тогда уходят все грустные мысли, забываются обиды, поднимается настроение.
Источник