Тренинг детско-родительских отношений»Чувства родителей.Как с ними быть?»
Чувства родителей. Как с ними быть?
Время проведения: 1-1,5час.
Цель : помочь родителям сознательно строить и совершенствовать родительско-детские отношения.
познакомить с разнообразными безопасными способами выражения негативных эмоций;
отрабатывать практические умения и навыки взаимодействия с детьми;
обучать умению самостоятельно конструировать собственное поведение при взаимодействии с ребенком.
Оборудование: стаканы для отображения эмоций родителей и детей, карточки для работы в группах.
Разминка “Поменяйтесь местами те, кто…”
Ведущий убирает свой стул и встает в центр круга.
Инструкция: сейчас я скажу некое утверждение. Те из вас, к кому это утверждение относится, должны будут встать и быстро поменяться местами. Те, к кому это утверждение не относится,- остаются сидеть на своих местах. Итак, поменяйтесь местами те, кто …
пришел сюда сегодня…
кто любит мороженое…
у кого есть брат..
у кого есть сестра…
у кого дочка или доченьки..
у кого сыновья или сыночек…
Когда правило игры станет понятным всем в группе, ведущий при очередной смене мест занимает чей-нибудь стул. Оставшийся без стула участник группы становится ведущим.
Такая игра хорошо поднимает настроение в группе и сближает участников.
Знакомство с правилами (слайд 2)
Надпись на слайде.( слайд 3)
Сенека: «Если ты не знаешь, куда плыть, то никакой ветер не будет попутным».
С этого высказывания мы и начнем наш тренинг.
Сегодня я хотела предложить вам научиться правильно строить наши отношения с детьми. Тема занятия: «Чувства родителей. Как с ними быть?».
Ведущий . Сегодня мы поговорим о несколько необычных ситуациях, возникающих в общении с нашими детьми.
Ведущий показывает 2 стакана с водой. Здесь эмоции родителя и ребенка изображены в виде двух «стаканов»:
— 1-ая ситуация, когда больше переживает ребенок, его стакан полный, родитель же относительно спокоен, уровень в его «стакане» низкий;
— 2-ая ситуация, когда наполнен эмоциями родитель, ребенок же особенно не переживает.
В: У каждого из нас были такие случаи давайте поработаем
с ситуациями когда наполнен эмоциями родитель, ребенок же особенно не переживает.
Вот примеры ситуаций подобного типа:
Подходя к дому, вы встречаете собственного сына: лицо измазано, пуговица оторвана, рубашка вылезла из брюк. Прохожие оглядываются, улыбаются; вам же неприятен вид сына и немного стыдно перед соседями. Однако ребенок ничего не замечает: он прекрасно провел время, а сейчас рад встрече с вами.
Малыш с энтузиазмом катает по полу свою машинку. Вы торопитесь на работу, сын мешает, путается под ногами, одним словом, раздражает вас.
Как вы отреагируете на ситуации? (ответы участников.)
Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
В данных ситуациях психологи рекомендуют воспользоваться следующим правилом:
Правило говорит о том, что чувства, особенно если они отрицательные и сильные, ни в коем случае не стоит держать в себе: не следует молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Обмануть такими усилиями вы никого не сможете: ни себя, ни своего ребенка, который без труда «читает» по вашей позе, жестам и интонации, выражению лица или глаз, что что-то не так. Ведь именно через эти «несловесные» сигналы передается более 90% информации о нашем внутреннем состоянии. И контролировать их очень трудно. Через некоторое время чувство, как правило, «прорывается» и выливается в резкие слова или действия.
Как же сказать о своих чувствах ребенку, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас»?
Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА.
Сообщите О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании,
а не о нем, не о его поведении.
Поможет нам в этом следующее правило:
Попытаемся с опорой на приведенные выше правила проанализировать следующие высказывания:
1. Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей.
2. Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и я все время спотыкаюсь.
3 . Меня очень утомляет громкая музыка.
Заметьте, все эти предложения содержат личные местоимения: я, мне, меня. Поэтому высказывания такого рода психологи назвали «Я-сообщениями».
Кто-нибудь из родителей мог бы сказать иначе ( можно привести примеры, которые говорили родители в начале)
2. Перестань тут ползать, ты мне мешаешь!
В таких высказываниях используются слова ты, тебя, тебе. Их можно назвать «Ты-сообщениями».
Однако в ответ на такие сообщения ребенок обижается, защищается, дерзит. Поэтому их желательно избегать.
«Я-сообщение» имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты — сообщением».
1. Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме. Некоторые родители стараются подавлять вспышки гнева или раздражения, чтобы избежать конфликтов, но полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. И если сердиты, то он, в свою очередь, может обидеться, замкнуться или пойти на открытую ссору. Получается все наоборот: вместо мира — война.
2. «Я-сообщение» дает возможность детям ближе узнать нас, родителей. Нередко мы закрываемая от детей броней «авторитета», который стараемся поддерживать во что бы то ни стало. Мы носим маску «воспитателя» и боимся ее хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что мама и папа могут вообще что-то чувствовать! Это производит на них неизгладимое впечатление. Главное же — делает взрослого ближе, человечнее.
3. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.
4. И последнее: высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда — удивительно! — они начинают учитывать наши желания и переживания.
Научиться посылать «Я-сообщения» непросто. Потребуется тренировка, и на первых порах трудно будет избегать ошибок.
Одна из них состоит в том, что иногда, начав с «Я-сообщения», родители заканчивают фразу «Ты-сообщением». Например: «Мне не нравится, что ты такая неряха!» или «Меня раздражает это твое хныканье!». Избежать этой ошибки можно, если использовать безличные предложения, неопределенные местоимения, обобщающие слова. Например: «Мне не нравится, когда за стол садятся с грязными руками», «Меня раздражает, когда дети хнычут».
Работа в группах.
Делятся на 3 группы (фрукты: апельсин, яблоко, ананас)
Задание 1. Участникам предлагается обсудить и выбрать из ответов родителей тот, который больше всего отвечает «Я-сообщению».
Ситуация 2. У вас важный разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает.
1. Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.
2. Не мешай разговаривать.
3. Ты не можешь заняться чем-нибудь другим, пока я разговариваю?
Ситуация 3. Вы приходите домой усталая. У вашего сына-подростка друзья, музыка и веселье. На столе — следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды («Хоть бы обо мне подумал!»).
1. Тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой?!
2. Уберите за собой посуду.
3. Меня обижает и сердит, когда я прихожу усталая и застаю дома беспорядок.
Ситуация 1. Вы который раз зовете дочь садиться за стол. Она отвечает: «Сейчас»,— и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться.
1. Да сколько же раз тебе надо говорить!
2. Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же.
Источник
Новая форма взаимодействия с родителями — встречи с интересными людьми
Елена Владимировна Тинакова
Новая форма взаимодействия с родителями — встречи с интересными людьми
Взаимодействие с родителями — это сложная и важная часть деятельности педагога. Основные трудности возникают при реализации сотрудничества детского сада и семьи при использовании только традиционных методов и форм работы с семьей. В то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей. Преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Уже традиционными стали такие виды организованной деятельности, как день открытых дверей, родительские собрания, консультации, беседы. Сегодня, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективнее использовать формы, на которых знания формируются в процессе экспериментальной деятельности, сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка.
Доброй традицией в нашей группе стали встречи с интересными людьми. Традиция «Встреча с интересными людьми» является одной из эффективных форм работы с семьями воспитанников, где родители – не пассивные зрители, а активные участники. Она позволяет обогатить представления детей об окружающем мире, развивает познавательный интерес, коммуникативные навыки. Результатом детско-родительских встреч является повышение родительского авторитета, укрепление детско-родительских отношений, укрепление позитивного отношения родителей к дошкольному учреждению.
Такие встречи всегда приносят много положительных эмоций и благотворно сказываются на развитии детей, позволяют познакомить воспитанников с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, их хобби и увлечениями, внести в жизнь воспитанников радость от общения с интересными людьми, а также привить детям определённые культурные ценности. Эти встречи являются также психотерапевтическим средством. Надо увидеть глаза ребенка в тот момент, когда его близкие становятся героями сегодняшнего дня в д/саду; увидеть, с каким уважением, любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап, мам, бабушек и дедушек. А все друзья и товарищи по группе хотят непременно быть похожими на них.
Реализуемая форма взаимодействия детского сада и семьи – «Встреча с интересными людьми» — наиболее эффективна для формирования понятия «деятельность людей» и расширения знаний дошкольников о профессиях родителей.
Познавательное развитие является одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе познания ребенок постигает общечеловеческий опыт, выработанные ценности; у него появляются разнообразные способы познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир. Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в первую очередь родителей и близких родственников ребенка. На основе исследований Запорожца, Поддъякова и др. в качестве центрального явления общественной жизни для познания дошкольников была вычленена трудовая деятельность людей, обуславливающая все другие явления. Изучение проблемы ознакомления детей с явлениями социальной действительности в теории и практике показало, что труд взрослых дома и в детском учреждении в изменившихся социально-экономических условиях не всегда ими осознается, не всегда интересен и понятен детям.
Цель традиции: создание условий для расширения и углубления представлений дошкольников о различных профессиях; о ценности, уникальности, своеобразии каждого человека.
Задачи:
раскрыть перед детьми спектр различных видов человеческой деятельности;
развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность;
формировать у детей понятие «трудовая деятельность»;
демонстрировать глубину и разнообразие интересов каждого человека;
обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения с другими людьми;
развивать монологическую и диалогическую речь;
воспитывать любознательность, уважительное отношение к деятельности взрослых людей.
Главные методические принципы организации «Встречи с интересными людьми»:
1. Гость во время встречи рассказывает о всех разновидностях трудовой деятельности взрослого человека: профессиональный труд, домашний труд, хобби и увлечения, но подробно останавливается только на одном виде труда.
2. Выбранный вид трудовой деятельности преподносится как можно ярче и эмоциональнее.
3. Обязательно демонстрируются результаты труда, некоторые трудовые действия и предметы-помощники.
4. Во время встреч необходимо разнообразить демонстрируемые детям виды трудовой деятельности:
профессиональный труд – профессии сотрудников детского сада, родителей и близких людей воспитанников группы;
домашний труд – труд по дому: уборка квартиры, приготовление пищи и т. п. ;
труд, связанный с природой: выращивание овощей, цветов; уход за животными и т. п.
хобби и увлечения (труд для души): ручной труд (вязание, вышивание, шитье, плетение, резьба по дереву, походы и т. п.); увлечения, связанные с искусством (игра на музыкальных инструментах, увлечение живописью, коллекционирование книг по искусству и т. п.); занятия спортом, увлечения туризмом, рыбалкой и др.
Традиционные встречи с интересными людьми с участием родителей начинают проводиться со средней группы и продолжаются до момента расставания с детским садом. Чаще всего они проходят в группе.
Перспективный план проведения традиции «Встречи с интересными людьми» в средней группе на 2017-2018 год
Октябрь «Встречи с интересными людьми» — профессия библиотекарь
Ноябрь «Встречи с интересными людьми» — профессия парикмахер
Декабрь «Встречи с интересными людьми» — музыкальный руководитель (хобби – игра на флейте)
Январь «Встречи с интересными людьми» — воспитатель (хобби – игра на гитаре)
Февраль «Встречи с интересными людьми» — профессия военный
Март «Встречи с интересными людьми» — профессия пожарный
Апрель «Встречи с интересными людьми» — профессия почтальон
Май «Встречи с интересными людьми» — труд, связанный с природой: выращивание овощей, цветов
Алгоритм проведения встречи
1. Составление перспективного плана на основе комплексно-тематического планирования, бесед с детьми и родителями, учета диапазона интересов, хобби, профессионализм, коллекционирование.
2. Предварительная работа
• Заинтересовать предстоящей встречей;
• Спланировать время встречи;
• Повторение правил этикета.
• Воспитателю раскрыть цель и задачи предстоящей встречи;
• Обговорить и составить план выступления (оформить рассказ с учетом возраста детей);
• Подготовить необходимые технические средства.
3. Проведение встречи
Примерная последовательность проведения «Встреч с интересными людьми».
1. Приход гостя. — Знакомство с гостем (если необходимо). — Приветствие гостя детьми (речевой этикет).
2. Рассказ гостя о своей трудовой деятельности с демонстрацией результатов труда, трудовых действий, предметов-помощников. Вопросы детей. Совместная деятельность.
3. Прощание с гостем
Такие встречи повышают авторитет воспитателя, показывают родителям сложность и важность педагогической работы.
Родители и гости, посещающие группу, отмечают раскованность детей. Они быстро идут на контакт, с удовольствием отвечают на вопросы, рассказывают о том, как живут, какие события происходят в группе, что узнают нового. Проявляют активное желание общаться с взрослыми, задавать им вопросы. Изменилось отношение родителей к жизни группы, вырос интерес к воспитательно-образовательному процессу. Взрослые обращаются за советом по самым разнообразным вопросам. Яркие впечатления, полученные детьми в процессе встреч с родителями, из книг и рассказов воспитателя существенно обогащают игровую деятельность дошкольников. Воспитанники с удовольствием играют в сюжетно — ролевые игры.
Прикреплённые файлы:
vstrechi-s-interesnymi-lyudmi-tinakova-e-v_q1c00.pptx | 13703,08 Кб |
Семейный клуб в ДОУ, как форма взаимодействия с родителями Семейный клуб в ДОУ как форма взаимодействия с родителями» (Из опыта работы МКДОУ №4 с. Эльхотово Кировского района) Подготовила Арчегова.
Фотоотчёт «Встреча с интересными людьми» Добрый вечер, дорогие коллеги! Хочу поделиться фотоотчётом о Встрече с интересными людьми -замечательной поэтессой Галиной Александровной.
Педагогический проект «Встреча с интересными людьми» Видео Педагогический проект «Встреча с интересными людьми» (взаимодействие с семьей) Средняя-подготовительная группа (4-7 лет) Воспитатель: Прокопова.
Презентация «Метод проектов как современная форма взаимодействия с родителями» Методическая разработка «Метод проектов как современная форма взаимодействия с родителями» 2 СЛАЙД Общение педагогов с родителями воспитанников.
Презентация «Встречи с интересными людьми» В соответствии с ФГОС ДО решение образовательных задач осуществляется педагогом совместно с родителями. Родители являются активными участниками.
Родительский университет в ДОО, как активная форма взаимодействия с родителями «Родительский университет как активная форма взаимодействия с родителями» Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды.
Фотоотчет «Встреча с интересными людьми. Моя мама — фармацевт» Воспитание детей, формирование личности ребенка является основной обязанностью родителей, что закреплено нормативными документами Международного.
Фотоотчет «Встреча с интересными людьми» «Встречи с интересными людьми». Одна из интересных традиционных форм работы с родителями в МАДОУ «Детский сад «Радуга» — «Встречи с интересными.
Встреча с интересными людьми! Гости из детско-юношеской спортивной школы В начале декабря 2017 дети подготовительной группы «Пчелка» ждали в гости представителя детско-юношеской спортивной школы Олимпийского резерва.
Источник