Эмоции ощущают или чувствуют

Чувствовать и ощущать. В чём разница?

Мы привычно и походя говорим об ощущениях и чувствах особо не задумываясь есть ли какая-либо разница между ними и тем, что они отражают. Если серьёзно задуматься, то различие легко обнаруживается. Оно возникло при переходе от животной формы жизни к человеческой. Это различие должно было когда-то возникнуть в сознании, чтобы обеспечить более адекватное отражение окружающей среды и более эффективное воздействие на неё на благо человечества. Это различие необходимо было для поддержания и сохранения человеческого существования. Оно возникло на границе между ощущениями и разумом.
К вашей руке прикоснулись неким предметом. Вы что-то почувствовали. Ощутили. Вы восприняли это внешнее воздействие тактильными рецепторами кожи, вы ощутили, что именно к данному месту вашей поверхности тела прикоснулось, воздействовало на кожу и вам от этого хорошо или плохо, или безразлично.
Способность ощущать дана всем живым существам от природы для различения, выделения источников воздействия, вызывающих эти ощущения, для оценки их жизненной важности и выбора адекватного реагирования и поведения. Для выживания и размножения живым существам даны различные органы, средства ощущений окружающей среды — глаза, уши, язык, нос. Главное — чтобы этого было достаточно для выживания конкретной особи и приумножения численности вида. Внешний мир даётся живым существам в виде их ощущений.
Человекообразное существо стало человеком, когда у него появилась возможность возникающие ощущения и образы форматировать в сигналы, знаки, слова, понятия, термины, отражающие внешние физические феномены и внутренние мыслимые ноумены. Они фиксируются в определённых отделах нервной системы — мозге и во всех возможных запасниках нервных клеток, способных сохранять как сами ощущения так и их обозначения, наименования посредством звуков, знаков, символов, иероглифов и всех возможных способов фиксации ощущений и образов, возникающих от всего, что воздействует извне на органы чувств и воспринимается человеком.
Такая опосредованная совокупность ощущений и их мыслимых обозначений формирует чувственные образы внешней среды в виде особых, условных звуков, знаков, символов, картин. Они отражаются речью или мыслью и выражаются акустически (звуки, слова) или в письменном виде (тексты, рисунки).
Закодированные таким образом ощущения и мысли о них запоминаются в специальных отделах головного мозга посредством памяти. Человек может воспроизводить свои ощущения и чувства посредством звуковых, визуальных, тактильных и т.д. средств.
В процессе нашего обучения жизни все эти сигналы, знаки, символы, слова, мимические формы объясняются нам на всех уровнях нашего восприятия и возможностей понимания нашего интеллекта мамой, папой, бабушкой, сестрой, братом и другими людьми, книгами, фильмами, СМИ и т.д. Благодаря речи (слова) и письму (тексты, картинки) возникают, формируются чувства, эмоции, представления о качестве и количестве.
Услышанные слова, звуки или увиденные картинки, знаки преобразуются в нашем мозге в ощущения и чувства, подобные тем, что мы ощущаем при непосредственном внешнем воздействии из окружающей среды. Мы осознаём услышанные слова и увиденные рисунки и воспроизводим в сознании то, что в своё время было вызвано физико-химическими внешними воздействиями и обозначено в процессе восприятия соответствующими знаками, символами, словами.
Мы формируем, строим мысли, идеи, гипотезы посредством речи или иных звуковых, визуальных, тактильных и др. слов, символов, знаков, отражающих всё то, что мы ранее восприняли в виде ощущений и закодировали в виде мыслей.
Ощущая нечто извне и сопоставляя с тем, что уже есть в нашей памяти мы делаем вывод о предмете воздействия на нас. Возникло ощущение острого. Это нож? Гвоздь? Шило? Зубочистка? Игла? Рыбья кость? И так далее. Возникающее у нас органолептическое ощущение мы приводим к имеющемуся у нас в памяти — от ранее полученного опыта ощущения, обучения и образования, — к виду умственных, интеллектуальных, мыслимых знаний и сопоставляем их со всем своим предыдущим опытом и своим чувственным состоянием в нём. Это и есть процесс формирования чувств от воздействий или мыслей. Мы этому долго учились после рождения. Года три или лет 5. У каждого человека своя скорость обучения человеческому. Лишь на 3-м годе жизни у человека формируется представление о своём Я. И именно в этот период жизни формируются речевые навыки. Как свидетельствуют многочисленные примеры с «маугли», дети, оказавшиеся среди животных в этот временной период своей жизни, никогда затем не осваивают человеческую речь.
А если бы вы лично ничего не «знали» про то, что данные ощущения, которые возникают у вас под воздействием чего-то внешнего, как-то называются и не имели бы соответствующих слов для их обозначения в мозге, в памяти, то что бы вы тогда «почувствовали», в смысле «осознали», при соответствующих физических или вербальных воздействиях на вас? Ну, нечто такое, что и собака или кошка.
Если вы не можете назвать и понять, что такое «свет» и что такое «красное» или «синее», то откуда у вас могут возникнуть чувства об этих визуальных феноменах или их звуковых (слова, фразы) или графических (текст, картинки) обозначениях?
Вы «нечто» видите, слышите, осязаете, ощущаете разницу во всём, что на вас воздействует, но назвать это словом или обозначить знаком не можете. Значит вы животное. Значит вас не обучили этому и у вас не возникнет никаких мыслей про эти ощущения и нет, соответственно, того, что мы называем чувствами. «Нечто», что не имеет какого-либо обозначения в мозге, в памяти мозга, при воздействии на вас, никак не трактуется в сознании, мыслях и у вас нет осознанного предыдущего жизненного опыта по его оценке, интерпретации, трактовке и включению его в вашу картину мира, есть «ничто». И вы не владеете соответствующей знаковой системой для наименования, запоминания и воспроизводства воспринятого в сознании. Что же вы делаете? Тупо реагируете на воздействие как камень или ощущаете как верблюд? Не зная посредством сознании что это есть такое?
Вы оказываетесь в состоянии просто живого существа: дерева или животного. Да! Вы можете только реагировать на уровне физико-химических систем и рефлексировать на уровне животных инстинктов. В этом и состоит одно из главных отличий животного существа от разумного — возможность осознанного восприятия. Животные способны только реагировать на любые доступные им в ощущениях воздействия со стороны окружающей среды, имеющимися у них способами и реакциями. Инстинктивно и рефлекторно. Внешнее воздействие — внутреннее ощущение и реакция на него. Как говорил Козьма Прутков: «Щёлкни кобылу в нос, она махнёт хвостом».
Но все эти свои «ощущения» животные не могут называть словами, именами, не в состоянии дать им символические и знаковые обозначения. Животные, конечно, могут запоминать обстоятельства возникновения различных ощущений изменения среды обитания, условия окружающей среды, возможные источники и последствия от этих воздействий. Они запоминают эти переживания на уровне приятно, неприятно, плохо, хорошо, нейтрально, чревато гибелью. Не более. Рефлекторный уровень отношения и управления своим поведением. Для сохранения и продолжения жизни.
В следующий раз, когда эти условия повторяются, высокоразвитые животные способны, могут ожидать повторения тех же переживаний, ощущений и их последствий, что и в прошлый раз. И если ощущения повторятся, то они — эти рефлекторно «мыслящие» системы — будут просто ощущать, что у них сейчас произошло нечто, то же, что и тогда, когда-то и они предпримут соответствующие действия, на уровне их запоминания, чтобы не было больно или, наоборот, чтобы было приятно. Отреагируют адекватно. Эволюция позаботилась о таком механизме поведения животных. Они вспомнят и закрепят в своей памяти всё, что повторяется. Без символов, знаков иероглифов и слов. Это можно называть аналоговыми представлениями: внешнее воздействие — определённый электрохимический сигнал в мозге. И наоборот: электрохимический сигнал в мозге — ощущение. Это ещё Павлов показал. У животных реализуется аналоговый уровень реагирования через ощущения.
У человека формируется, возникает символьный, знаковый, цифровой уровень отражения мира.
Человек, при восприятии и оценке внешнего воздействия, может, конечно, сильно ошибаться в интерпретации, трактовке источника своих ощущений. Одно и тоже ощущение от внешнего воздействия может быть вызвано различными источниками, предметами и причинами. Одну и ту же функцию может выполнить, например, и нож, и ножницы, и пика, и грабли, и копьё. А один объект может быть использован для выполнения различных функций: резке хлеба или убийства.
Человек, по уровню и возможностям своих первичных ощущений ведёт себя как типичное высшее животное — примат: в нём имеются аналогичные способности к ощущению внешних воздействий, посредством имеющихся у него специфических детекторов, датчиков, органов пяти-семи видов ощущений. Для обеспечения самых важных условий жизни,- органы обработки всех возможных внешних природных воздействий. Как и все живые организмы, человек стремится обеспечить в первый момент, любого внешнего воздействия сохранение своей жизни. Главное в его поведение — это остаться в живых! Это однозначная реакция. Инстинкт.
На бытовом уровне, человеку не нужно особо анализировать, делать обобщения, строить гипотезы, теории, проверять их, систематизировать возникающую ситуацию, — что, мол, было источником воздействия на него. В момент ощущения действия на него, человек ведёт себя как обычные животные, стремящееся сохранит жизнь. Обычное животное, которые что-то ощущает и действует инстинктивно, рефлекторно и не стремится это понять, осознать.
Пока есть проблема жизни, человек не задумывается о названии интервалов времени и пространства, не стремится дать специфические названия, обозначения и выделять в них нечто общее, главное из множества различных, систематизировать, классифицировать по определённым критериям и строить на этой основе правдоподобные представления (гипотезы, идеи, теории, объяснения) о том, что он ощущает. Короче, пока сохраняется возможность умереть, человеку не до философии.
Известно, что человек — это довольно чувствительный прибор на многие физико-химические воздействия. Поэтому человека и стали называть мерой всех вещей и процессов в природе. Восприятие воздействий и реагирование на внешние факторы у различных животных и людей проявляется по разному. Человек — не обладает нюхом собаки. Скоростью лошади. Силой медведя. Приспособляемостью таракана. Это банальные истины. Но у человека, в отличии от этих животных, есть разум. И разум этот обеспечивает человеку неограниченное познавательное движение в обе стороны: и от объектов к ощущениям, к чувствам и сознанию, и от сознания к чувствам, ощущениям и к объектам. Человек научился делать приборы неограниченно расширяющие его способности ощущать (от микроскопа до телескопа, от трактора до ракеты. ).
Человек не может, по причинам устройства своих ушей, осознанно «слышать» инфразвук, но при наличии звука такой частоты, он чувствует дискомфорт. Чувства без ощущений. При воздействии на человека такого звукового поля, он явно не ощущает это как звук. Но человек испытывает чувство страха. У человека возникает некое не осознаваемое ощущение, которое им трактуется и воспринимается как опасность.
Человек находится, живёт, существует в инфракрасном излучение, но не воспринимает это осознанно,- у него возникает специфическое чувство тепла при воздействии инфракрасных электромагнитных волн. Мы живём в потоках нейтрино и радиоволн. Их человек также не ощущает своими органами чувств. Но к каким последствиям приводят возможные воздействия этих частиц и полей до сих пор ещё точно не известно.
Человек не чувствует ультрафиолетовое излучение, радиацию, потоки электронов, нейтронов и протонов, но у него от этих воздействий возникают смертельные заболевания. Или волны от кухонных микроволновых печей.
Человек не всегда слышит, осознаёт запахи, но этот молекулярный источник воздействия на человека, формирует у него определённое отношение к другому человеку или ситуации. Человек не ощущает многие химические вещества, но они могут влиять на его поведение (феромоны, наркотики. ).
Человек не осознаёт звук, но этот звук влияет на его эмоциональное состояние.
Человек не осознаёт свет, но «свет» влияет на его здоровье и химическое состояние. Эти воздействия и восприятия — не осознаваемые явно человеком часто относят к действию, так называемой, интуиции.
Человек в какой-то конкретной ситуации поступил так, а не иначе. Почему? Он этого не может объяснить. Сработало не осознаваемое ощущение и память.
Под словом «чувствовать» следует понимать состояние человека, возникающее у него при воздействии внешних или внутренних факторов, которые человек осознаёт определённым образом, фиксирует их в форме мыслей и запоминает. Чувства рождаются на границе между ощущениями и разумом. Чувства — это продукт отражения ощущений разумом. Чувства формируют эмоции.
Под словом «ощущать» следует понимать непосредственную реакцию живого организма на внешние воздействия, которые влияют на его состояние, поведение и принятие решений.
Ощущения — это разновидность безусловных рефлексов.
Чувства — это нечто подобное рефлексам условным.
Реальность — это то, что ты чувствуешь и что влияет на твоё поведение.
Действительность — это всё, что есть вне твоего сознания.
Действительность объективна, реальность — субъективна.
Свободы нет. Есть надежда на независимость.
Счастья нет. Есть вера в радостное существование.
Равенства нет. Есть мечта о справедливости.

Читайте также:  9 грамм у микрофона чувствую себя как дома

Источник

Ощущения, чувства, эмоции

«Люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены. Такое извращение связи между ощущениями и поведением — свидетельство отчуждения от самого себя». И. Польстер.

Люди часто путают ощущения с чувствами, а чувства с эмоциями. Спросите знакомых: «Как правильно сказать: я чувствую голод или ощущаю голод? Что такое обида: чувство или эмоция? А радость?«. Задав эти, казалось бы, простые вопросы, вы получите разнообразные и противоречивые ответы.

К сожалению, и в психологической литературе эти понятия часто смешивают. К моему большому удивлению, прочитав десятки книг классиков и современников, сотни журнальных статей, я так и не встретил целостной системы, чётко разграничивающей чувства, ощущения и эмоции и дающей ответы на их смысловые различия! Казалось бы, ничего страшного в этом нет, и не стоит цепляться к словам. Вроде бы нет насущной необходимости проводить чёткие и жёсткие границы между смыслами родственных слов. Но это только на первый взгляд. Ясное понимание смысла этих слов и их различий актуально для работы с чувственной сферой человека во всех видах психотерапии и крайне важно в таких направлениях, как гештальт, психосинтез и телесноориентированная психология.

Разграничение этих понятий и умение их дифференцировать позволяет определить место нарушения во взаимоотношении человека с собой и миром и целенаправленно с этим работать.

Пытаясь переосмыслить, ассимилировать и хоть как-то структурировать весь этот хаос из чужих идей, мнений и предположений, я увидел, что у этих феноменов есть определённый смысл, явные границы и очевидная взаимосвязь, если посмотреть на них под другим углом. В этой статье я хочу поделиться с вами тем, что у меня из этого получилось.

Читайте также:  Аргументы по теме чувства

Ощущения — это процесс получения информации о свойствах предметов, явлений и о внутренних состояниях организма. Информация поступает к нам через зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, вестибулярный аппарат и кинестетику (сенсорная информация из мышц, сухожилий и связок). Можно сравнить ощущения с панелью приборов и датчиков в кабине пилота, которые показывают параметры полёта: высоту, скорость, температуру воздуха, уровень топлива, направление и силу ветра, наклон фюзеляжа, расстояние до других объектов и многое другое. Когда у меня болит горло, я ощущаю жар, недомогание и тяжесть в голове, и эти признаки говорят мне о том, что я заболеваю. Если человека лишить ощущений, то он не сможет ориентироваться в происходящем и ничего не сможет делать целенаправленно.

У чувств совсем другая функция. Если мы сравнивали ощущения с панелью приборов, показывающей параметры полёта, то чувства можно сравнить с личностной оценкой пилотом этих показаний. Хорошо помню, что заболевание накануне встречи с любимой девушкой вызывало у меня совсем другие чувства, чем тоже заболевание накануне контрольной по физике. Чувства — это процесс личностной оценки ситуации, который выполняет как сигнальную, так и организационно-направляющую функции. Они говорят об отношении человека к происходящему, показывают хорошо ему от этого или плохо. Таким образом, чувства играют двойную роль: это система сигналов благополучия или неблагополучия с одной стороны, и регулятор наших желаний и устремлений с другой. А если говорить языком гештальта, то чувство — это целостный сигнал об отношениях потребности человека и среды. Чувства могут нести в себе огромный энергетический потенциал, но даже в этом случае не стоит путать их с эмоциями. Эмоции — это внешнее выражение наших чувств, предъявление их окружающему миру. Это невербальный язык общения, который появился у наших далёких предков ещё много сотен тысяч лет назад. Он помогал понимать друг друга и успешно взаимодействовать ещё до появления членораздельной речи и вербальных коммуникаций. Даже высшие животные способны различать наши эмоциональные послания по тону голоса и выражению лица.

Таким образом, несмотря на то, что чувства несут в себе эмоциональную окраску и энергию, они превращаются в эмоции только тогда, когда человек начинает предъявлять их миру и людям. Как писал Лоуэн: «Чтобы избежать смешения этих понятий, надо отметить, что слово emotion предполагает деятельность (motion — движение и предлог e-наружу, вовне)». (А. Лоуэн. Психология тела) Если же из-за силы переживания или неумения замечать свои чувства человек проскакивает сразу в область эмоций, не сумев осознать свои чувства, тогда говорят: «Нет чувств — одни эмоции»!

Резюмируя, можно сказать, что:

  • ощущения — это информация;
  • чувства — как я к этому отношусь (моя оценка);
  • эмоции — как на это реагирую, и что я этим выражаю (мои реакции и послания миру).

Взглянув на эти понятия с точки зрения выполняемых ими функций, легко увидеть их место на кривой цикла контакта. Их информационную, оценочную и контактинговую роль в процессе удовлетворения потребности трудно переоценить. Помню, как много лет назад, на одном из психологических тренингов меня поразил вопрос ведущего к одной из участниц группы, которую звали Настя: «Кому ты плачешь, и чего ты от этого хочешь?». И её удивлённый ответ: «Никому и ничего, просто плачу и всё, я так часто делаю«. Позже удалось понять и её чувства, и адрес её эмоций, и то, какую потребность она пытается этим разрешить. Меня поразило, что эмоции — не бесконтрольная стихия, а наш выбор действия и разрешения потребности, что у эмоций есть адресат и конкретная цель. Осознает ли это плачущий человек — это уже другой вопрос.

Рассмотрим последовательность возникновения и проявления аффективной волны «ощущения — чувства — эмоции» на примере цикла удовлетворения потребности Б. Резника и Т. Барли:

I. Этап недифференцированности.

II. Этап формирования фигуры.

Читайте также:  Чувство засоренности глаз что это

III. Этап фокусировки фигуры.

IV. Этап сканирования поля.

V. Этап разрешения потребности.

VI. Этап ассимиляции.

VII. Этап недифференцированности».

Возникновение ощущений, нарастание их интенсивности и формирование смутной фигуры потребности соответствует уровню ощущений. Фокусировка фигуры, идентификация ощущений и их оценка рождает чувства, сопровождающиеся сканированием поля на предмет удовлетворения потребности — уровень чувств. Выбор способа действия и разрешение потребности соответствует уровню эмоций. Затем следует вторая, контрольная волна — уровень приятных ощущений — этап разрешения. Отход и ассимиляция — уровень чувств (удовлетворения) и завершающих эмоций. Далее — временное затишье, когда поле не дифференцировано. К сожалению, так происходит далеко не всегда.

Часто нарушение цикла удовлетворения происходят из-за искажения восприятия ощущений, неправильной идентификации чувств и неосознанном предъявлении своих эмоциональных реакций. Ситуацию осложняют речевые шаблоны языка, как русского, так и языков романской группы. Возможно, по-другому обстоят дела на Востоке, но с уверенностью утверждать не могу. Мы говорим «органы чувств» вместо того, чтобы сказать: «органы ощущений»; мы говорим — «он выражает свои эмоции» — вместо того, чтобы сказать: «он выражает свои чувства», а о человеке с небогатой эмоциональной экспрессией мы говорим, что «у него мало чувств». Получается, мы изначально не понимаем роль ощущений, на их место ставим чувства, а на место чувств ставим эмоции.

Хочу повторить хорошо известное высказывание Польстера: «Люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены. Такое извращение связи между ощущениями и поведением — свидетельство отчуждения от самого себя». (И. Польстер, М. Польстер. Интегративная гештальт-терапия)

Если искажения на уровне ощущений приводят к таким последствиям, что же происходит, когда идут искажения также на уровне чувств и эмоций? Ощущение голода и чувство одиночества, ощущение сексуального влечения и эмоция гнева. Научившись разграничивать эти понятия, клиент уже не спутает тревогу и голод, усталость и депрессию, влечение и любовь, уверенность и агрессию. Этот список можно продолжать до бесконечности, и вы можете сами вспомнить несколько наиболее ярких примеров из своей практики.

Для решения этих и подобных вопросов, как мне кажется, необходимо иметь:

  1. Навык дифференцирования ощущений, чувств и эмоций на основе их критериев.
  • Ощущения передают информацию о ситуации внутри и снаружи.
  • Чувства — это внутренние оценки, реакции и переживания.
  • Эмоции — это предъявление реакций и оценок миру.
  1. Навык замечания — осознавания моментов перехода ощущений в чувства, а чувств в эмоции, и наоборот.

Предлагаю несколько интересных упражнений, помогающих получить практические навыки осознания и дифференцирования.

Составьте максимально большой список чувств, эмоций и ощущений. Не нужно стремиться сделать это за один раз. Лучше выполнять это упражнение в течение нескольких дней — пока не получится внушительный список, включающий 50–100 или даже более наименований.

Разбейте его на две-три колонки. Я намеренно не говорю, что их должно быть две или три. Это зависит от того, будут ли чувства и эмоции включены вами в один список, когда одно слово в зависимости от контекста может иметь разные значения, или же есть строго детерминированные слова. Например, куда бы вы отнесли негодование? Панику? А удовлетворение?

Примерьте на себя каждое слово из списка — ощутив, прочувствовав или выразив его. Отметьте, что вам давалось легче, а что тяжелее. Есть ли в списке какие-то наименования, которые совсем не удалось представить и пережить? Ещё в течение дня полезно остановиться на минуту-другую и «поймать за хвост» проживаемую эмоцию, чувство или ощущение, осознав и идентифицировав «пойманного зверя». Определяйте силу и чёткость переживаемого, по 10-ти бальной, 100% или какой-либо иной удобной вам шкале.

Прислушайтесь к себе и осознайте ваше актуальное чувство в данный момент. Оставайтесь с ним некоторое время, а затем уйдите в область ощущений, связанных с этим чувством, замечая и осознавая место, силу, чёткость и другие параметры. Вернитесь в область чувств и посмотрите, какие новые оттенки возникли у чувства, или же оно изменилось совсем. А затем, оттолкнувшись от этого чувства, уйдите в область эмоций, замечая как вы их выражаете в движениях, жестах, мимике и интонации. Через некоторое время вернитесь снова в область чувств и осознайте, что вы чувствуете теперь, что изменилось и что появилось.

  • «Зона беспокойства».

Когда человека волнует какая-то проблема, вокруг неё возникает зона беспокойства из чувств, ощущений и эмоций. С одной стороны, в этой области все переживания сильнее и острее, а с другой — они менее ясные и устойчивые. Это напоминает комнату кривых зеркал, в которых человек искажается так, что выглядит то тощим гигантом, то широким карликом, то идущим вверх ногами, то растягивающимся вперёд как жевательная резинка. Ежедневно замечая — осознавая силу и определённость чувств, ощущений и эмоций в этой проблемной зоне, вы сможете отслеживать положительную динамику изменений как самой зоны, так и проблемы, которая её порождает. Работе со сферой, в которой улучшения идут медленнее, стоит уделить больше времени и сил.

Подводя итоги, отмечу, что понимание роли и места этих феноменов, а также умение их дифференцировать является важным условием для осознавания — замечания истинных чувств, ощущений и эмоций, которые помогут клиенту увидеть и восстановить нарушения контакта с актуальной потребностью. Они являются самым надёжным индикатором энергетических процессов, идущих в человеке при «возмущении» поля «организм — внешняя среда». Процессов с момента возникновения первых смутных ощущений до момента удовлетворения потребности и растворения её в окружающем фоне. Выражу уверенность, что, пока человек существует, любое нарушение в системе «Self» обязательно сопровождается большими или меньшими изменениями в чувственной сфере как через функцию «Id», так и через функцию «Personality». Если же убегать от распознавания и осознания, ожидая, что всё наладится автоматически, само по себе, то это приведёт к потере функции «Ego» как механизму оценки ситуации, выбору и принятию адаптивных решений.

Как писал Перлз: «Стремиться к максимально автоматическому функционированию и минимальной осведомлённости — осознаванию — это значит стремиться к смерти, прежде, чем она пришла» (Ф. Перлз, П.Гудмен, Р.Хефферлин. Практикум по гештальт-терапии).

Источник

Оцените статью