- Биологическая роль эмоций. Виды эмоциональных состояний. Теории эмоций. Вегетативные и соматические компоненты эмоций. Роль эмоций в целенаправленной деятельности человека
- 8 Эмоции и их биологическая роль Классификация эмоций Теории эмоций . Роль структур головного мозга в формировании эмоций. Вегетативные и моторные компоненты эмоциональных состояний.
- Биологическая роль эмоций
- Теории эмоций
Биологическая роль эмоций. Виды эмоциональных состояний. Теории эмоций. Вегетативные и соматические компоненты эмоций. Роль эмоций в целенаправленной деятельности человека
Эмоции — это психические реакции, отражающие субъективное отношение индивида к объективным явлениям. Эмоции возникают в составе мотиваций и играют важную роль в формировании поведения. Выделяют 3 вида эмоциональных состояний (А.Н. Леонтьев):
1. Аффекты — сильные, кратковременные эмоции, возникающие на уже имеющуюся ситуацию. Страх, ужас при непосредственной угрозе жизни.
2. Собственно эмоции — длительные состояния, отражающие отношение индивида к имевшейся или ожидаемой ситуации. Печаль, тревога, радость.
3. Предметные чувства — постоянные эмоции, связанные с каким — либо объектом (чувство любви к конкретному человеку, к Родине и т.д.).
4. Целостное определение эмоции должно принимать во внимание три аспекта или компонента:
· переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции;
· процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма;
· поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций, в частности те, которые отражаются на лице.
1. Оценочная. Они позволяют быстро оценить возникшую потребность и возможность её удовлетворения. Например, при чувстве голода человек не подсчитывает калорийность имеющейся пищи, содержание в ней белков, жиров, углеводов, а просто ест в соответствии с интенсивностью чувства голода, т.е. интенсивностью соответствующей эмоции.
2. Побуждающая функция — эмоции стимулируют целенаправленное поведение. Например, отрицательные эмоции при голоде стимулируют пищедобывающее поведение.
3. Подкрепляющая функция. Эмоции стимулируютзапоминание и обучение.
4. Коммуникативная функция. Состоит в передаче своих переживаний другим индивидам. С помощью мимики передаются эмоции, а не мысли.
Эмоции выражаются определёнными двигательными и вегетативными реакциями. Например, при определённых эмоциях возникает соответствующая мимика, жестикуляция. Возрастает тонус скелетных мышц. Изменяется голос. Учащается сердцебиение, повышается АД. Это объясняется возбуждением двигательных центров, центров симпатической нервной системы и выбросом адреналина из надпочечников (полиграфия). Основное значение в формировании эмоций принадлежит гипоталамусу и лимбической системе. Особенно миндалевидному ядру. При его удалении у животных механизмы эмоций нарушаются. При раздражении миндалевидного ядра у человека возникают страх, ярость, гнев. Важное значение в формировании эмоций принадлежит лобной и височной областям коры. Например, при повреждении лобных областей возникает эмоциональная тупость. Неодинаково и значение полушарий. При временном выключении левого полушария возникают отрицательные эмоции — настроение становится пессимистичным. При выключении правого возникает противоположное настроение. Установлено, что первоначальное чувство благодушия, беспечности, лёгкости при употреблении алкоголя объясняется его воздействием на правое полушарие. Последующее ухудшение настроения, агрессивность, раздражительность обусловлено действием алкоголя на левое полушарие. Поэтому у людей с недостаточно развитым левым полушарием алкоголь практически сразу вызывает агрессивное поведение. У здоровых людей эмоциональное преобладание правого полушария проявляется мнительностью, повышенной тревожностью. При доминантности левого этих явлений нет (тест эмоциональной асимметрии мозга — юмор).
Важное значение в возникновении эмоций принадлежит балансу нейромедиаторов. Например, если в мозге возрастает содержание серотонина, настроение улучшается, при его недостатке наблюдается депрессия. Такая же картина наблюдается при недостатке или избытке норадреналина. Обнаружено, что у самоубийц значительно снижено содержание этих нейромедиаторов в мозге.
Источник
8 Эмоции и их биологическая роль Классификация эмоций Теории эмоций . Роль структур головного мозга в формировании эмоций. Вегетативные и моторные компоненты эмоциональных состояний.
Что из себя представляют эмоции. Каждый из нас знает что эмоции это наслаждение радость, горе , страх, итд. Благодаря эмоциям Человек различает что плохо , что полезно ,что вредно. Если человек знает что полезно, что опасно тогда должны совершаться определенные действия. Следовательно, зачем нам нужны эмоции. Эмоции это факт нашего бытия и возникли они в процессе эволюции. Связь эмоции с потребностями бесспорна но считать эмоции функциие лиш потребностей нельзя. Так как неудовлетворительная потребность не менее необходима для положительных эмоций. При наличии 2х или более потребностей у человека формируется дополнительная мотивация на удовлетворение этой потребности. Это вторая функция переключающаяся. В качестве примера рассмотрим поведение курящего человека. Инстинкт самосохранение сильнее чем потребление в никотине. Но инстинкт самосохранения не порождает отрицательную эмоцию страха потерять здоровье из за курения так как с точки зрения субъекта эта опасность маловероятна. А потребность в никотине, ритуале курения воспоминанием о затяжки дымом приводит положительной эмоции. Своеобразной специфической разновидностью эмоций является их подкрепляющая функция. Вышеперечисленные виды эмоций определяют биологическую роль .
Термин «Эмоция» происходит от французского слова emotion (волнение) Можно привести несколько определений применяемых в литературе
Эмоция – реакция организма на воздействие внешних и внутренних раздражений , имеющие яркую окраску и охватывающие все виды чувствительности.
Эмоция – это физиологическое состояние организма имеющию ярко выраженную окраску охватывающий все виды чувствительности и переживаний человека- от сугубо травмирующих страданий до до высоких форм радости.
Эмоция- это отражение мозгом человека какой-либо актуальной потребности и вероятности ( возможности) ее удовлетворения. По нашему мнению наиболее приемлемое определение дается в словаре физиологических терминов
Эмоция – это активное состояние системы специализированных мозговых образований , побуждающих субъекта изменить поведение в направлении максимизации или этого состояния.
Классификация эмоций П К Анохин еще в 1964 писал что классификацию отражающую сущность эмоций до сих пор не создано. С тех пор прошло уже более 50 лет , а до сих пор исчерпывающей классификации эмоций нет. Варданян в 1989 предлагал классифицировать эмоции на основные и вторичные последние возникают на основе первых. Многие физиологи различают эмоции отрицательные, связанные с возникновением потребности , и положительные сопровождающие их удовлетворение. Следует отметить что положительные эмоции не всегда соответствует позитивной для организма значимости 9 например (употребление алкоголя или наркотика). Симонов 1981 классифицировал эмоции от величины потребности вероятности ее удовлетворения и характера действия. Он предложил разделить на Контактные и дистанционные. Однако из всего сказанного надо отметить что исчерпывающая классификация дело будущего.
Теории эмоций можно разделить на две большие группы психилогические нейробиологические .
Одной из первых теорий была теория Ч Дарвина 1872 выработанныя на основе эмоциональных выражениях. Гнев, страх, радость и другие выразительные движения включая мимические реакции. В современной литературе широкую информацию получили теории
1Активационная теория эмоций Линдслея 1951-57г. Эмоциональный стимул (внешний, условный, либо внутренний безусловный) активирует ствол мозга, который в свою очередь посылает импульсы в гипоталамус и новой коре. Это активирует механизм трансформируется в поведение с наличием того или иного эмоционального состояния.
2 Биологическая теория П К Анохин 1964 появление эмоции формируется в зависимости от биологической потребности , которая приводит к появлению к появлению отрицательных эмоций , а удовлетворение существующей эмоции потребности ведет к появлению положительной эмоции закрепляется в памяти и выполняет важную роль в механизмах формирования целенаправленной деятельности. Эмоции По Анохину включены в звено целостного поведенческого акта, где происходит спавнение параметров действия с заготовленными заранее на основе афферентного синтеза аппаратом будующих событий(акцептором результата действия) положительная эмоция возникает если сигнал о результатах действия совпадает с параметрами акцкптора результата действия. Несовпадение отрицательную эмоцию.
Вегетативно-моторные компоненты эмоций.
Эмоциональное состояние является результатом системной организации мозговых структур, которое отражается в виде изменение позы мимики. Деятельности внутренних органов т.есть комплекса соматовегетативных изменений. Эти периферические изменения эмоций обладают различными физиологическими свойствами. Выделяют контролируемые и не контролируемые. Так человек может контролировать дыхание речь, слезотечение но совершенно не может контролировать ССС, ЖКТ, ЖВС. Степень участия вегетативной НС при гневе страхе преобладает симпатическая НС, а приятные эмоции характеризуются проявлением парасимпатических компонентов НС. Однако это не правило, так как парасимпатические реакции могут проявляться при страхе особенно у людей склонных к невротическим реакциям. У космонавтов эмоциональное состояние определяется по тембру речи, ее окраски. Из всего сказанного следует, что эмоциональному состоянию соответствует целый комплекс соматов-исцеральных процессов.
9. Типы ВНД животных и человека (И.П.Павлов), их классификация и характеристика. Методики определения типа ВНД. Роль воспитания в формировании типологических свойств ВНД.
Источник
Биологическая роль эмоций
Мотивации и эмоции тесно связаны с возникновением и удовлетворением потребностей организма — необходимым условием его жизнедеятельности. Эмоции тесно связаны с подкреплением — важнейшим компонентом обучения. Таким образом, в поведении отражаются отдельные, но тесно переплетающиеся явления. На основании потребностей формируется мотивация, ее реализация в целенаправленных актах поведения сопровождается эмоциями положительного или отрицательного знака. В целостной поведенческой реакции мотивация и эмоция проявляются в неразрывном единстве, но в экспериментальных условиях их можно разделить, так как они отражают активность хотя и тесно взаимодействующих, но специализированных отделов ЦНС. Особенно четко демонстрируется относительная самостоятельность мотиваций и эмоций при разрушении этих отделов или раздражении их электрическим током или фармакологическими веществами.
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями
Теории эмоций
Первой теорией эмоций можно считать эволюционную (рудиментарную) теорию Ч. Дарвина. В работе «О выражении эмоций у человека и животных» (1872) он привел большой материал по сравнительному анализу мимики, пантомимики, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях у представителей разных отрядов млекопитающих и человека. Он предположил, что мимико—жестикуляционные реакции являются компонентами агрессивного, оборонительного или других форм поведения. Например, отражающие аффект гнева оскаливание зубов и угрожающие жесты пугают врага. Некоторые выражения аффективного состояния являются рудиментами. Так, в состоянии гнева человек сжимает кулаки и скалит зубы, показывая готовность к борьбе. Ч. Дарвин оценивал эмоциональные состояния в связи с побуждением к действию, не пытаясь анализировать их субъективную сторону. Подобный подход был полезен для подтверждения сходства в поведении животных и человека и обоснования происхождения человека от обезьяны.
Доказательством теории Дарвина считают тот факт, что существуют генетически заданные универсальные комплексы поведенческих реакций, выражающие возникновение основных фундаментальных эмоций. Генетическая детерминированность экспрессивных реакций подтверждается сходством выразительных мимических движений у слепых и зрячих (улыбка, смех, слезы). Различия в мимических движениях между слепыми и видящими маленькими детьми совсем незначительны. Однако с возрастом мимика зрячих становится более выразительной и генерализованной, тогда как у слепых она не только не совершенствуется, а даже регрессирует. Следовательно, мимические движения имеют не только генетическую детерминанту, но и сильно зависят от обучения и воспитания. Люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.
В конце XIX в. американский психолог и философ У. Джемс предпринял попытку создания физиологической теории эмоций, вторичных, по его мнению, по отношению к вызванным различными стимулами телесным изменениям. Согласно «периферической теории» У. Джемса, эмоция является осознанием изменений в работе внутренних органов и мышц. Близкую позицию занял датчанин К. Ланге, полагавший, что эмоциональное состояние отражает органические изменения, связанные преимущественно с кровообращением. Вопреки представлению об эмоции (психическом состоянии) как первопричине изменения деятельности различных физиологических систем было предложено считать эти изменения источником эмоций. С этой точки зрения человек печален, потому что он плачет, испытывает ярость или страх, потому что бьет другого или дрожит, и т. д. Попытка превратить эмоции в объект, доступный объективному анализу, не была подкреплена физиологическими опытами. Теория Джемса—Ланге явилась толчком для многих физиологов к объективному исследованию этих изменений.
Американский физиолог У. Кеннон, первоначально сочувственно относившийся к «периферической теории», в результате экспериментов на кошках пришел к заключению о центральном происхождении эмоций. Он показал, что после удаления симпатических ганглиев эмоциональные реакции сохраняются. Например, симпатэктомированная кошка, увидев собаку, издавала угрожающие звуки, оскаливала зубы, поднимала лапу с выпущенными когтями.
Согласно биологической теории П. К. Анохина, эмоции возникли в процессе эволюции как средство быстрой оценки потребностей и их удовлетворения в соответствии с состоянием внешней ситуации. Если параметры достигнутого эффекта соответствуют свойствам акцептора результатов действия, возникает положительная эмоция, если не соответствуют — отрицательная.
Потребностно—информационная теория П. В. Симонова рассматривает эмоцию как отражение мозгом человека и высших животных качества и величины определённой потребности и вероятности ее удовлетворения. Регуляторная роль эмоций проявляется в их отражательно—оценочной, переключающей, подкрепляющей, компенсаторной (замещающей) функциях.
Такое представление о природе эмоции позволяет формировать ее информационную природу в следующей форме (П. В. Симонов): Э=П (Н—С), где Э — эмоция (определенная количественная характеристика эмоционального состояния организма, обычно выражаемая важными функциональными параметрами физиологических систем организма, например частота сердечных сокращений, артериальное давление, уровень адреналина в организме и т.д.); П— жизненно важная потребность организма (пищевые, оборонительные, половые рефлексы), направленная на выживание индивида и продолжение рода, у человека дополнительно еще определяемая социальными мотивами; Н — информация, необходимая для достижения цели, удовлетворения данной потребности; С — информация, которой владеет организм и которая может быть использована для организации целенаправленных действий.
Знак эмоциональной реакции можно определить по формуле П. В. Симонова. Отрицательная эмоция возникает в случае, когда Н>С и, напротив, положительная эмоция ожидается, когда H 4 / 9 4 5 6 7 8 9 > Следующая > >>
Источник