Этикет в сфере делового общения
Трейдинг криптовалют на полном автомате по криптосигналам. Сигналы из первых рук от мощного торгового робота и команды из реальных профессиональных трейдеров с опытом трейдинга более 7 лет. Удобная система мгновенных уведомлений о новых сигналах в Телеграмм. Сопровождение сделок и индивидуальная помощь каждому. Сигналы просты для понимания как для начинающих, так и для опытных трейдеров. Акция. Посетителям нашего сайта первый месяц абсолютно бесплатно .
Эмоции в узком смысле носят ситуативный характер, выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, могут слабо проявляться во внешнем поведении, особенно у человека, который умело их скрывает.
Чувства – наиболее устойчивые эмоциональные состояния. Носят предметный характер: это всегда чувство к чему-то, к кому-то.
Настроение – это состояние, которое окрашивает наши
чувства, длительное эмоциональное состояние сравнительно слабой выраженности. В отличие от эмоций и чувств, настроение не предметно, а личностно, не ситуативно, а растянуто во времени.
Тема человеческих эмоций остается одной из самых загадочных областей психологии. Среди ученых нет даже единого мнения о их роли в осуществлении процессов жизнедеятельности. Еще во времена античности высказывались мнения как о их дезорганизующем влиянии на поведение, так и о том, что они представляют важнейшее мобилизующее и стимулирующее действие.
На сегодняшний день принято различать несколько основных функций эмоций:
1. Коммуникативная функция считается важнейшей, так как без эмоциональных проявлений трудно представить себе общение между людьми. Выражая свое отношение, человек проявляет свое отношение к действительности и прежде всего к другим людям, причем большую часть информации в процессе общения человек получает с помощью средств невербальной коммуникации
4. Сигнальная – эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которых человек узнает о значимости происходящего
7. Мобилизующая – в ходе деятельности человека эмоции выполняют функцию оценки ее хода и результатов, организуют деятельность человека, мотивируя, стимулируя и направляя ее.
Применительно к деловому поведению каждая из перечисленных функций имеет большое значение. Умение эффективно использовать эмоции в своей профессиональной деятельности совершенно необходимо для ее успешности. Одной из самых актуальных задач является преодоление стрессов и саморегуляция. Деятельность делового человека по сути своей связана со стрессами, так как протекает в условиях дефицита времени, при высокой степени неопределенности, требует принятия ответственности за выработку решений на основании недостаточной информации. Для того, чтобы научиться наилучшим образом использовать свои эмоции в работе, регулировать свое состояние и справляться со стрессами, необходимо более подробно рассмотреть природу эмоций и их связь с другими составляющими личностной структуры.
Является величайшим заблуждением думать, что мы можем по своей воле создавать или упразднять свои эмоции. Эмоции являются неотъемлемой частью жизни личности в ее взаимодействии с внешней средой. Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. То есть эмоции служат показателем того, на сколько те или иные внешние события, ситуации или предметы удовлетворяют (или не удовлетворяют) наши потребности.
1.3 Основные принципы делового этикета
Вся система правил делового этикета построена на основе ниже приведенных принципов:
1. Принцип уважения
2. Принцип приоритета старшего
3. Принцип приоритета женщины
4. Принцип эстетики
5. Принцип гигиены
Уважение включает в себя вежливость, соблюдение статусных различий, сочетание равенства (паритета) и преимущества (приоритета). Степень жесткости нормативных требований зависит от ситуации и может сильно меняться в зависимости от культурно-исторического контекста. Требования этикета могут выступать только как добровольно принимаемые каждым человеком обязанности по отношению к другим людям.
Поведение участников делового взаимодействия в значительной степени определяется соотношением их статусов. При этом более высокий статус имеет начальник по отношению к подчиненному, старший по отношению к младшему, женщина по отношению к мужчине, более опытный по отношению к новичку, группа по отношению к одному человеку. Тот, кто имеет более высокий статус, обладает приоритетом, преимуществом. Иногда статусные отношения являются противоречивыми. На практике часто приоритет старшего и приоритет женщины оказываются в конкурирующих отношениях. Это противоречие разрешается в зависимости от ситуации, разницы в статусе, установившихся отношений и личной воли старшего по должности. В более официальной обстановке и при значительной разнице в должностном положении статус начальника-мужчины безусловно выше статуса женщины-подчиненной. В менее официальной обстановке начальник может в виде любезности отдать преимущество женщине, например, пропустив ее в дверь. Таким образом, он проявит свою воспитанность и доброжелательность. Женщина не должна сама принимать решение о свое статусном преимуществе, однако не должна и отказываться от привилегий, предоставляемых ей начальником.
Выполнение норм делового этикета требует определенных усилий, самоконтроля и самоограничения, и при этом обеспечивает сочетание вне-личностных требований, условий и задач общества с поведением и проявлениями личности. Таким образом, деловой этикет является важной составляющей делового общения, обеспечивая на поведенческом уровне согласование интересов все его участников.
В основе правил делового этикета лежат общие предпосылки и основные принципы. Первые представляют собой следующие постулаты:
— к любому человеку, с которым имеешь дело в бизнесе, следует относиться с одинаковой учтивостью и уважением;
— правила этикетного поведения одинаковы для мужчин и для женщин.
При этом сохраняются, естественно, и правила общепринятого этикета, хотя некоторые из них сейчас утратили свою обязательность, например, элементы «рыцарского» поведения. Например, оплата счетов в ресторане, распахивание дверей перед женщиной, вскакивание со стула, если входящая женщина опоздала к назначенному времени, пропускание дамы вперед при выходе из лифта — такие традиции уже отходят в прошлое.
Современный деловой этикет рекомендует выходить первым тому, кто находится ближе к двери. Мужчина и женщина надевают каждый свое пальто сам, хотя если у кого-либо при этом случаются затруднения, другой обязан помочь ему. Необходимо всегда принимать знаки внимания со стороны другого человека. Женщины должны не только открывать двери сами, но и пропускать других в случае необходимости, причем вне зависимости — мужчина это или женщина. Обходительность, такт, отдача и получение, оказание взаимной помощи в случае необходимости, причем равно для лиц обоего пола — таковы основные черты делового этикета.
Золотое правило: относитесь к другим, ко всем без исключения, так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам. Вежливый человек – тот, кто научился смотреть на себя как бы со стороны, глазами других людей. Об этом сказал в своей статье « О хороших манерах » народный артист Н.П.Акимов: « Если бы удалось приучить людей почаще оценивать собственное поведение со стороны, видеть себя как бы сторонним взглядом – свою позу, свои движения, слышать свои слова и свои интонации — это было бы огромным достижением в нашей жизни. Потому что человек, совершающий неэтичный поступок, делается при этом некрасивым, а этого никому не хочется. Невоспитанный молодой человек, грубо отталкивающий пожилого при посадке в трамвай, не думает о том, какой у него в это время неприглядный вид. Но если он знает, что на остановке осталась провожавшая его девушка, в глазах которой он хочет быть красивым, он непременно будет вести себя изящно и даже уступит дорогу женщине».[2]
Источник
Эмоции носят ситуативный характер
Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным образом к предметам, событиям, к другим людям, к своей личности. Радость, печаль, возмущение, восхищение, любовь, ненависть — все это различные формы субъективного отношения человека к действительности: эмоции и чувства.
Слово «эмоция» происходит от латинского слова «emovere», что значит возбуждать, волновать, потрясать.
Определение. Эмоции и чувства — это психические процессы, отражающие личную значимость внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.
Эмоции и чувства включаются во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
По своему существу эмоции и чувства — это тождественные психические процессы, они образуют единую подструктуру личности — ее эмоциональную сферу. Но вместе с тем эмоции и чувства отличаются друг от друга по ряду параметров.
Отличительные особенности эмоций
С точки зрения эволюции, эмоции — это более древняя форма отношения человека к окружающему миру, поэтому они присущи и животному, и человеку. Чувства же присущи только человеку.
Эмоции в большей мере связаны с удовлетворением естественных потребностей. Чувства же возникают при удовлетворении высших социальных, в том числе, духовных потребностей.
Эмоции носят ситуативный характер . Они отражают отношение субъекта к объекту в данный момент. Чувства, в отличие от эмоций, обладают относительной устойчивостью и постоянством. Они отражают отношение человека к объекту его устойчивых потребностей.
Эмоция — это всегда непосредственное переживание . Чувства же всегда опосредуются сознанием. Они связаны с определенными знаниями, пониманием объекта, включают в себя память, процессы мышления и воли.
Эмоции часто неосознаваемы, поэтому их очень сложно соотнести с определенным объектом . Одна и та же эмоция может быть связана с разными объектами. Чувства же всегда предметны. Они выражают устойчивое отношение к реальным или воображаемым объектам. Не может быть чувств вообще, их вызывают конкретные факты, события, люди и обстоятельства, к которым человек положительно или отрицательно мотивирован.
Чувства являются ведущими образованиями эмоциональной сферы личности, определяют динамику и содержание эмоций.
Эмоциональные реакции связаны с нервными и гуморальными процессами, они также проявляются во внешних движениях, получивших название « экспрессивные движения». Выразительные движения являются важным компонентом эмоций, внешней формой их существования. Выражения эмоций — это универсальные, сходные для всех людей, наборы экспрессивных знаков, отражающие те или иные эмоциональные состояния.
К выразительным формам эмоций относятся следующие:
жесты (движения рук),
мимика (движения мышц лица),
пантомимика (движения всего тела),
эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса),
вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение).
Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.
В современной психологии выделяют несколько основных функций эмоций: сигнальную, оценочную, приспособительную, регуляторную, коммуникативную, стабилизирующую, мотивирующую.
Сигнальная (информационная) функция эмоций. Возникновение эмоций и чувств информирует о том, как идет процесс удовлетворения потребностей субъекта.
Оценочная функция эмоций. Эмоция выступает обобщенной оценкой ситуации, в которой находится субъект. Эмоции и чувства помогают ему ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.
Приспособительная функция эмоций. Благодаря вовремя возникшей эмоции субъект имеет возможность быстро среагировать на внешнее или внутреннее воздействие и целесообразно приспособиться к сложившимся условиям.
Регуляторная функция эмоций возникает на основе информационно-сигнальной функции. Отражая и оценивая действительность, эмоции и чувства направляют поведение субъекта в определенную сторону, способствуют проявлению определенных реакций.
Коммуникативная функция эмоций свидетельствует о том, что без эмоциональных проявлений трудно представить какое-либо взаимодействие между людьми. Выражая эмоции через чувства, человек проявляет свое отношение к действительности и к другим людям в выразительных движениях (жесты, мимика, пантомимика, интонация голоса). Демонстрируя свои переживания, один человек воздействует на эмоциональную сферу другого человека, вызывая у него ответные эмоции и чувства.
Стабилизирующая (защитная) функция эмоций . Эмоции являются регулятором поведения, который удерживает жизненные процессы в оптимальных границах удовлетворения потребностей и предупреждает разрушительный характер каких-либо факторов для жизнедеятельности данного субъекта.
Мотивирующая функция эмоций . Эмоции (страх, удивление, беспокойство и др.), сообщая нам о характере воздействий внешней среды, побуждают нас к определенным действиям.
Источник
Человеческие эмоции, их виды и особенности проявления
Вы будете перенаправлены на Автор24
Характеристика эмоций
Эмоция – это психический процесс средней продолжительности, который отражает субъективное оценочное отношение индивида к существующим ситуациям.
Эмоция переживается как чувство, которое направляет восприятие, мышление и действие. Эмоция заставляет энергию мобилизоваться и руководит мыслительной и физической активностью индивида. Когда человека охватывает гнев, то он не убежит, а если испуган, то не решится на агрессию. Эмоция регулирует восприятие человека – счастливый человек умиляется обычным вещам и идет по жизни легкой походкой.
Благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга и могут судить о состоянии человека, не пользуясь речью.
Люди, принадлежащие к разным культурам, могут по выражению лица человека безошибочно воспринимать эмоциональное состояние, например гнев, печаль, страх, что доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице.
Недавние исследования показали, что способность читать и сопереживать своим сородичам могут и антропоиды, испытывая при этом похожие эмоции. В их организме, как показали исследования, происходят аналогичные физиологические функциональные изменения, что и в организме «наблюдателей».
Надо сказать, что не все эмоционально-экспрессивные выражения являются врожденными. Некоторые приобретаются в результате обучения и воспитания, т.е. прижизненно. Это относится в первую очередь к жестам, которые являются способом культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и аффективных отношений к чему-либо.
Так же как и без ощущений, жить без эмоций нельзя.
Психологи под эмоциональными явлениями понимают субъективные переживания человека, его отношение к событиям, людям, явлениям, предметам.
В переводе с латинского «эмоция» означает возбуждать, волновать, но к серьезному исследованию этой проблемы психология обратилась сравнительно недавно.
Готовые работы на аналогичную тему
Появление эмоции у человека специалисты относят к процессу эволюции и считают, что каждая эмоция выполняла свои адаптивные функции. Её возникновение связывают с нейрофизиологическими процессами, вызываемыми внутренними и внешними факторами.
Эмоции человека имеют связь с его потребностями, поскольку, если потребности удовлетворены, то человек испытывает положительные эмоции, а в противном случае эмоции будут отрицательными.
Каждая эмоция оказывает свое воздействие на человека, несмотря на то, что их влияние генерализовано.
У человека, переживающего эмоцию, уровень активности головного мозга изменяется, в результате чего происходит напряжение или расслабление тех или иных мышц лица и тела.
Высота эмоционального порога у каждого человека своя – одни люди часто, а другие реже переживают и проявляют ту или иную эмоцию, от чего будут зависеть их взаимоотношения с окружающими людьми.
Эмоции и особенности их проявления
Источники эмоций, переживания, внешние проявления, способы их регуляции своеобразны.
Классификаций эмоций довольно много. На основе критериев мобилизации ресурсов организма, эмоции разделяют на положительные и отрицательные, стенические и астенические. Стенические эмоции вызывают прилив сил и энергии, а астенические действуют противоположным образом.
Фундаментальные эмоции были выделены К. Изардом. К ним он отнес:
Очень мощной эмоциональной реакцией является аффект, захватывающий психику человека полностью. Возникновение аффекта связано с экстремальными условиями, при которых человек не может справиться с ситуацией. Эта эмоция практически неуправляема и не подчиняется волевому контролю, поступки человека совершаются без учета обстановки. После аффекта возникает эмоциональный шок, и даже ступор.
Самым распространенным видом аффекта является стресс – это состояние сильного и продолжительного психологического напряжения, при котором нервная система человека получает эмоциональную перегрузку. Длительные стрессы оказывают влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье, являясь главными «факторами риска» при обострении сердечнососудистых заболеваний и желудочно-кишечного тракта.
Собственно эмоции выражают оценочное отношение к складывающимся ситуациям, носят ситуативный характер и могут слабо проявляться во внешнем поведении.
К более устойчивым эмоциональным состояниям относятся чувства, имеющие обычно предметный характер, т.е. чувство к кому-то или чему-то. Возникают они при удовлетворении потребностей высокого порядка, поэтому их называют «высшими» эмоциями. Чувства человека и его общее эмоциональное состояние в течение длительного времени связано с настроением. Настроение не является предметным, оно личностно и растянуто во времени.
Эмоции могут выражаться в экспрессивном поведении человека. Экспериментальное исследование эмоций состоит в изучении выразительного их компонента – это пантомимики, мимики, интонации и др.
Проявляются они в выразительных движениях, например, мимика проявляется в выразительном движении лица, а пантомимика – в выразительных движениях всего тела.
Некоторые эмоциональные состояния с точки зрения внешних признаков и качества субъективных переживаний имеют четкую дифференцированность. В ряде шкал эмоциональных состояний в основе лежат общие характеристики эмоций.
Эмоции – это одна из загадочных областей психологии, сложность исследования которых связана с высоким уровнем субъективности их проявлений. Из всех выделяемых процессов эмоции относятся к наиболее психологическим.
Античные философы считали, что с одной стороны, эмоции оказывают на поведение человека нарушающее, дезорганизующее влияние, а с другой стороны – они оказывают важнейшее стимулирующее и мобилизующее воздействие.
Функции эмоций
Человек является самым эмоциональным представителем животного мира, а о биологической целесообразности эмоций говорил ещё Ч. Дарвин.
Специалисты различают несколько основных функций эмоций.
Знакомство с человеком начинается с его оценки, эта функция дает возможность быстро оценить смысл изолированного раздражителя и, если первое впечатление будет благоприятным, то в дальнейшем разрушить позитивный настрой будет достаточно сложно. Человек, показавшийся неприятным, реабилитации практически не подлежит.
Функция мобилизации, в первую очередь, проявляется на физиологическом уровне – эмоция страха заставляет адреналин выбрасываться в кровь и бежать. Правда, высокая доза адреналина приводит человека к ступору.
При интенсивных эмоциональных состояниях наблюдается феномен «сужения сознания» и организм сосредотачивает все усилия на том, чтобы преодолеть негативную ситуацию.
При дефиците информации, необходимой для принятия решения срабатывает функция компенсации информационного дефицита.
Дефицит информации объясняет гипотеза П.В. Симонова. Потребности усиливаются в результате положительных эмоций, а их интенсивность снижается при отрицательных эмоциях.
В ситуации информационного дефицита, когда человек не может принять решение, он может опереться на эмоцию, т.е. получить «эмоциональный аванс».
Важнейшей функцией эмоций является коммуникативная. Человек, выражая свои эмоции, проявляет, таким образом, свое отношение к действительности, к другим людям.
Эффективное протекание деятельности могут нарушить интенсивные эмоции, длительное действие которых обуславливает развитие состояния дистресса, приводящего к расстройству поведения и здоровья – это функция дезорганизации.
Мотивационная функция эмоций побуждает человека к тем или иным действиям.
Предвосхищающая функция предполагает прогнозирование дальнейшего развития событий, а регуляторная функция проявляется в способности эмоций оставлять след в опыте индивида, закрепляя удавшиеся и неудавшиеся действия.
Одинаковые раздражители вызывают у разных людей разные эмоциональные проявления, в которых выражается глубина внутренней жизни человека. Эмоциональные реакции зависят от индивидуальных особенностей эмоциональной сферы человека.
Источник