Вопрос психологу: как бороться с «эмоциональными качелями» — постоянными перепадами настроения?
На этот раз мы решили поговорить о проблеме перепадов настроения , с которой во время карантина столкнулся каждый из нас. Как не стать заложником собственных эмоций , бить ли тревогу , подозревая у себя биполярное расстройство , и что можно сделать , чтобы « вернуться в берега» и сбалансировать расшатанное самоизоляцией и депрессивными новостными сводками внутреннее состояние? Отвечает практикующий психолог , транзактный аналитик и семейный системный психотерапевт Анастасия Полякова.
Что происходит, когда мы «садимся» на эмоциональные качели?
1) Прежде всего давайте сойдемся на том, что эмоции — это нормально. И тот факт, что они бывают самими разнообразными и по интенсивности, и по окраске, — тоже норма. Мы никуда от них не денемся: эмоции были, есть и всегда будут с нами. Это естественная часть жизни. Другой вопрос, как мы будем с этим обходиться. Если на вас напала злость, не нужно сразу бежать к психиатру с вопросом «Что со мной не так?».
2) У каждого из нас всегда есть при себе полный эмоциональный комплект. Наш мозг и психика так устроены, что все мы без исключения можем испытывать гнев, грусть, радость, возбуждение, связанное с дальнейшими планами, — словом, полный эмоциональный спектр. Просто какие-то эмоции наши «любимые», а какие-то мы усиленно подавляем. И вот когда эти подавленные эмоции просыпаются, тогда-то нас и начинает буквально рвать на части. Например, родители в детстве говорили вам, что «злиться не хорошо, ты же воспитанный мальчик», — и в этом случае вместо злости вы теперь каждый раз впадаете в уныние. Если на карантине вы вдруг с изумлением обнаружили, что способны на гнев, найдите в этом своеобразную пользу — ведь вы открыли в себе нечто совершенно новое. Поначалу это может вас даже напугать: в этом случае примешивается вторичная эмоция страха. Не переживайте и не дайте себе запутаться: как мы помним из первого пункта, испытывать абсолютно разные эмоции — совершенно нормально.
3) Мы подсознательно стремимся быть последовательными. Но наш мир не черно-белый — как и наше отношение к нему. У каждого события есть несколько граней.
Это наиболее ярко прослеживается в личных взаимоотношениях. Я могу злиться на партнера, но и одновременно радоваться, что он находится рядом со мной. Подойди ко мне поближе, отойди подальше. Об этом можно подробнее прочитать в книге Джерольда Крейсмана «Я ненавижу тебя, только не бросай меня. Пограничные личности и как их понять». В жизни нередко происходят неоднозначные события. И реакция на них логично тоже весьма неоднозначна. Это довольно частая история, которая тем не менее может стать источником непонимания не только со стороны ваших близких, но и для вас самих. Ведь в таких случаях мы чаще всего не можем в полной мере осознать, что с нами происходит. Например, вчера я расстраивался, что партнер не поддерживает мои идеи. А сегодня меня нестерпимо бесит, что он лезет со своими умными рекомендациями. И непонятно, что делать: просить совета или справляться самому?
Для начала давайте уясним, что это нормально — сначала грустить о чем-то, а потом злиться. Сначала радоваться тому, что не надо ходить на работу, а потом скучать по ней взаперти. Да, эта неоднозначность может путать наши мысли. Но с этим можно работать.
Возьмите любой предмет — например, ноутбук. Вам может в нем что-то нравиться, а что-то будет раздражать. Например, вам нравится его цвет, то, что он холодный, когда вы к нему прикасаетесь, но при этом вас будет раздражать отпечаток пальца на экране. Я могу радоваться, что купил этот ноутбук, но могу расстраиваться из-за того, что когда я шел в магазин, со мной рядом не было моего партнера и я был один. То есть я могу смотреть на этот предмет с разных сторон. И соответственно, при этом буду испытывать разные эмоции.
В первую очередь спросите себя: «Что именно меня злит? Что именно расстраивает?» Найдите более точную причину ваших эмоций. Например, вместо общей и обтекаемой фразы «У меня депрессия из-за коронавируса» подберите более узкую и специфическую формулировку вроде «Я грущу из-за того, что мой привычный ритм жизни вынужденно поменялся» или «Я расстраиваюсь из-за того, что не могу быть так же свободен в передвижениях, как прежде». Или «На что я злюсь? Потому что домочадцы нарушают мои границы». Или «Я выхожу из себя, когда работаю и хочу сосредоточиться, а в это время в комнату вбегает ребенок».
Так станет понятнее, что именно вас раздражает, что расстраивает, а что приносит положительные эмоции. По сути, так вы будете лучше понимать, что и каким образом влияет на ваше состояние. Если мы будем вычленять эту специфичность и поймем, что вокруг одного события может быть сконцентрировано множество различных аспектов, будет появляться внутренняя целостность — и, как следствие, более цельное отношение к ситуации, явлению и проявлению эмоций.
4) Важно знать о существовании таких понятий, как «лабильность» и «ригидность». Все люди разные. В каждом из нас заложены различные настройки, которые определяют, как будет протекать тот или иной эмоциональный процесс. Для более ясного понимания можно условно представить некую шкалу. На одном конце будет точка максимально легкого переключения с одной эмоции на другую, на другом — полное отсутствие этой гибкости. Все мы тем или иным образом на этой шкале расположены. Лабильные люди легче переключаются между эмоциями. Ригидным это дается тяжело. Людей с лабильной психикой можно сравнить с бенгальским огнем — быстро вспыхивают, искрят, но и быстро затухают. Человек с ригидной психикой подобен свече, которая горит ровным пламенем, пока не растопится весь воск. Важно определить, к какому типу вы относитесь. Люди, склонные к резким эмоциональным перепадам, похожи на бенгальский огонь — они лабильны. Обладатели ригидной психики демонстрируют большее постоянство. Например, если они расстроились с утра, то весь день будут ходить в подавленном состоянии.
5) Эмоции тесно связаны со стрессом и в большинстве случаев служат ответной реакцией на стрессовую ситуацию. «Мне наступили на ногу — я разозлился».
У нас есть четыре базовые реакции на стресс, которые срабатывают без нашего осознания:
Первые две стратегии можно причислить к условно активным. Вторые две — к пассивным.
«Бей» может проявляться как «Проходи бизнес-тренинги и спасай экономику своими достижениями». Эта реакция чаще всего проявляется через гнев.
«Беги» реализуется через страх и заставляет нас двигаться и уходить от опасности.
Следующие две реакции можно сравнить с заморозкой. «Замри» значит «Лежи на диване и залипай в потолок».
«Притворись мертвым» — более радикальный вариант: «Если я уже мертв, то какой с меня спрос? Мне не нужно ни с чем бороться и справляться». По сути, стратегия «притворись мертвым» — это депрессивное состояние.
У каждого из нас есть предпочтительные стратегии, однако они могут меняться.
6) Под влиянием любого стресса (не важно, речь о пандемии или о мелкой бытовой ситуации, когда вы забыли дома ключи) все эмоциональные реакции усиливаются. Это связано с тем, что функция любой эмоции — решать проблемные ситуации.
— Грусть и печаль нужны, чтобы проживать потери, которых в нынешних реалиях стало в избытке.
— Злость эволюционно нужна, чтобы защищать свои границы. Никто из нас прежде не проводил столько времени дома бок о бок с близкими. При этом у каждого из нас есть потребность в личном пространстве, своих ритуалах. Во время самоизоляции проблема личной территории стоит особенно остро, о чем и сигнализирует гнев.
— Страх защищал наших предков от опасностей — а сейчас он нам нужен для того, чтобы не рисковать здоровьем, устраивая шашлыки в шумной компании.
— Радость нужна для сближения и более продуктивного совместного существования. Очевидно, что сейчас одному трудно. Нам нужно сплотиться, чтобы преодолеть сложные времена. Робинзон Крузо сначала разговаривал с вилком капусты до того, как встретил Пятницу. Если рядом нет человека, мы начинаем его выдумывать.
Учитывая, что сейчас уровень стресса зашкаливает, логично, что и наши эмоции в разы сильнее. Однако если думать об эмоциях как о чем-то, что имеет свою функцию и четкое предназначение, то будет сильно проще с ними совладать. Например, «О чем этот страх хочет меня предупредить? Возможно, о том, чтобы я купил себе больше защитных масок и лишний раз не выходил из дома без повода».
7) Мы привыкли называть сильные эмоции «биполярочкой» — речь о биполярном аффективном расстройстве. Однако не торопитесь ставить себе столь серьезный диагноз: у этого заболевания есть вполне конкретные симптомы и критерии.
Биполярное расстройство — психическое заболевание, которое характеризуется сменой аффективных состояний (депрессии и мании). Опасно то, что человек перестает контролировать поведение и теряет критику к происходящему.
Во время мании люди тратят деньги, берут кредиты, раздают имущество, строят грандиозные планы и не доводят ничего до конца.
В депрессии теряется всякая мотивация, человек может неделями лежать в постели, он не в состоянии ходить на работу и заботиться о близких.
- Гиперактивность.
- Чрезмерная болтливость.
- Много разных беспорядочных мыслей.
- Раздражительность.
- Небольшая потребность в сне.
- Повышенная самооценка.
- Рисковое поведение: чрезмерная трата денег, запои, употребление наркотиков, импульсивные решения и поступки, рискованное и экзальтированное сексуальное поведение.
- Грусть.
- Неконтролируемые приступы страха.
- Ощущение никчемности и безнадежности.
- Чрезмерное чувство вины.
- Усталость.
- Тревога.
- Нарушение сна.
- Отгораживание от близких и друзей.
- Изменения в привычках питания (повышение или снижение аппетита).
Прежде сверьтесь с этими списками, и если найдете подтверждение своим подозрениям, обратитесь за авторитетной помощью к психиатру или психотерапевту. Как правило, биполярное расстройство корректируется сочетанием медикаментозного лечения и психотерапии.
Что делать при эмоциональных перепадах? Как себе помочь?
1) Важно описать словами, что с вами происходит, и дать своему состоянию название. Иногда нам самим сложно понять, какую эмоцию мы испытываем. Для этого можно прибегнуть к такому приему. Найдите в Google картинки с лицами, которые изображают самые разные эмоции и снабжены четким описанием, какая эмоция проиллюстрирована. Подойдите к зеркалу и соотнесите свое лицо с тем или иным изображением. Это поможет осознать, что за эмоция отпечаталась на вашем лице в данный конкретный момент времени.
2) Определите функцию эмоции. Зачем она пришла? Что этот гнев хочет мне сказать? О чем эта грусть? Как я могу строить отношения, используя радость?
3) Продумайте, как реагировать на эмоции, чтобы их сгладить. Этот пункт не только пригодится в качестве самопомощи, но и окажется полезен тем, кто находится рядом с гиперэмоциональным человеком.
- Если вы стали свидетелем гнева, продемонстрируйте серьезное отношение к нему. Это поможет снизить его интенсивность.
- Если столкнулись со страхом, нужно обеспечить физическую и психологическую защиту и безопасность. «Тебе страшно выходить на улицу? Давай создадим все необходимые условия для полноценной и комфортной жизни дома».
- Грусть — важно разделить ее с кем-то и не оставаться с этой негативной эмоцией один на один. Для того чтобы «эффективно» грустить, нам важно проговорить причину грусти — причем сделать это в некотором смысле эгоистично, не задумываясь о чувствах других. Важно, чтобы кто-то разделил с нами боль, переживания и погрустил вместе с нами. Не только устраивайте с друзьями вечеринки в Zoom, но и сообща обсуждайте, чего мы все лишились из-за вспыхнувшей пандемии. Здесь особенно важна совместность, чтобы в грусти не застревать.
- Радость — чтобы откликнуться витально, то есть быть живым и вовлеченным. Когда радостный ребенок приносит маме рисунок, необходимо, чтобы она откликнулась живой улыбкой и сказала «Вау!». Формальное «Молодец, иди рисуй еще» не подходит. По возможности живо реагируйте на радость другого человека. Энергия радости, умение ее конструктивно переживать, ощущая включенность, — вот правильный сценарий. То же самое применимо и в отношении себя самого. Когда мы думаем, что кому-то сейчас хуже, чем мне, и вообще грех радоваться, мы гасим в себе позитив. Такая стратегия не очень полезна для гармоничного самоощущения.
4) Учитесь сглаживать амплитуду эмоциональных реакций. Если нарисовать график нашего эмоционального состояния, получится кривая со своими пиками и спадами. Для того чтобы амплитуда была меньше, нужно искать минусы в условно положительном состоянии и плюсы в условно отрицательном. Речь о так называемых вторичных выгодах. «Что я получаю в этом состоянии? Чем оно мне выгодно и чем чревато?» Такой анализ поможет выровнять резкие перепады эмоциональных реакций и ощутимо уменьшить амплитуду их колебаний.
Источник
Позволить жизни прорваться
Когда кажется, что жизнь проходит мимо, нет сил хотеть, мечтать, реализовывать свои идеи, мы не понимаем, что случилось, как исправить ситуацию. Оказывается, одной из основных причин этого является подчинение чувств разуму. Мы часто думаем, что разум позволяет видеть мир таким, каков он есть, а эмоции искажают это восприятие. Поэтому научились справляться с ними, попросту подавляя их. Предлагаю вместе разобраться зачем нам нужны эмоции и к чему приводит их подавление. И как снова научиться быть живым.
Вокруг нас все время что-то происходит. И мы на это реагируем, переживая разные чувства: негативные и позитивные, простые и сложные, сильные и не очень, приятные и очень неприятные. Переживать – это значит вступать в контакт с жизнью, быть живым. Все наши желания, потребности и ценности продиктованы эмоциями. С их помощью мы выбираем то, что для нас действительно важно в бесчисленном количестве жизненных ситуаций.
В своей книге «Ошибка Декарта: Эмоции, причины и человеческий мозг» нейрофизиолог Антонио Дамасио рассказывает очень печальную историю. Ее герою, Элиоту, удалили доброкачественную опухоль и небольшую часть лобной доли мозга. После операции у Элиота сохранились память и интеллект (IQ остался на прежнем уровне). Только он совсем перестал испытывать эмоции. Элиот сухо излагал факты о себе и своих потерях после операции. Он даже не мог сочувствовать себе, тогда как интервьюеры во время его рассказа с трудом сдерживали слезы.
Тогда же, во время интервью, Элиота попросили принять какое-то решение. Вариантов было несколько, он смог их перечислить. Но не знал какой выбрать, так как для него все они имели одинаковую степень важности. В повседневной жизни он даже не может самостоятельно выбрать что съесть на завтрак, какой ручкой писать. Не говоря уже о планировании своего дня, выборе деятельности, друзей, партнёров. Это при полностью сохранном интеллекте. Дамасио предположил, что мы бессознательно взвешиваем различные варианты действий и их последствий на весах эмоций и именно на этом основании принимаем решения
Эмоции также дают нам возможность почувствовать красоту жизни, ощущать ее вкус. Они мотивируют нас, мобилизую энергию, дают импульс к действию. К сожалению, воспитание и жизненный опыт часто учат нас подчинять эмоции разуму, подавлять их. И тогда мы теряем доступ к своим желаниям, потребностям, ценностям. Поэтому становимся зависимыми от авторитетов, порядков, процедур, которые указывают нам, что нужно делать и как жить. Мы думаем, что разум позволяет видеть мир таким, каков он есть, а эмоции искажают это восприятие. А на самом деле, мы перестаём чувствовать себя, быть собой̆. Превращаемся в роботов.
Ещё мы думаем, что чувства могут быть хорошими или плохими, что от вредных чувств нужно избавляться. В результате мы не подпускаем к себе переживания, вытесняем опыт, стараемся избежать те ситуации, которые могут причинить боль. Конечно же мы пытаемся выключить только негативные эмоции и чувства. Но тумблер-то один. Мы выключаем возможность переживать эмоции вообще. Тем самым обрекаем себя на созерцание серого унылого мира, отказываемся от радости и удовольствий, становимся безжизненными. Лишёнными энергии.
На самом деле, подавляя негативные эмоции мы блокируем их проявление мышцами тела. Они никуда не деваются, они заперты в теле. Из-за этого возникает напряжение в мышцах. Чем больше мы подавляем чувства, тем больше напряжение в разных частях тела. Оно становится хроническим. Что приводит к возникновению психосоматических заболеваний и зависимостей. Кроме того, на удержание подавленных эмоций мы расходуем очень много энергии.
Такие непрожитые эмоции все равно ищут выход. И находят его, как правило, в самое неподходящее время. Наверное, у любого из нас есть опыт, когда мы реагировали слишком бурно на какое-то незначительное событие. Мы можем испытывать непомерный гнев, страх, печаль, когда попадаем в ситуацию, которая чем-то напоминает эмоционально трудное событие из прошлого. Тогда эмоции вырываются на волю, и мы оказываемся захваченными нашим прошлым, даже не осознавая этого. А потом удивляемся: «Что это было?»
Понятно, что от подавления эмоций сплошной вред. И выгорание не зря называется эмоциональным. С другой стороны, захват эмоциями тоже ни к чему хорошему не приводит. Хорошо бы научиться балансировать между этими двумя крайностями. Для этого нужно понимать свои эмоции, позволить себе чувствовать их. В наших силах научиться регулировать их в какой-то степени. И можно начать делать первые шаги в эту сторону, если понимать, что:
1. Эмоции происходят от нас самих, связаны с нами. Хотя нам кажется, что какие-то события или другие люди рождают их в нас. Если думать подобным образом, то придётся как-то переделывать окружающий мир, чтобы он производил для нас больше позитивных эмоций. Или подавлять свои чувства и ждать, пока ситуация изменится сама. Или научиться осознавать, что мы сами реагируем так на реальность. Что она такова и к ней можно и нужно адаптироваться. Уильям Уорд сказал гениальную фразу: «Пессимист жалуется на ветер; оптимист ожидает, что он изменится; реалист настраивает паруса».
2. Нам нужен весь спектр эмоций. Позитивные эмоции возникают, когда потребности удовлетворены. Негативные эмоции показывают, что какие-то потребности не удовлетворены или есть опасность их нарушения. Например, мы злимся на кого-то, если действия этого человека нарушают наши ожидания или границы. Боимся кого-то или что-то потерять. Испытываем отвращение от чего-то неприятного или потенциально опасного. Печалимся о потерях. Печали тоже надо дать место, чтобы пережить, отгоревать потерю и жить дальше, а не застревать в прошлом.
Негативные эмоции нужны для развития, движения вперед. Если все будет хорошо, не будет мотивации что-то менять в своей жизни и изменяться самому. Во время кризисов мы переживаем много негативных чувств. Это сложно. Но это даёт возможность изменить образ мышления, отношение к себе, окружающему миру. Тем самым перейти на следующую ступень развития: получить новый опыт, новые знания о мире и о себе.
3. Эмоции – это не истина в последней инстанции. Они являются частью нашего опыта и поэтому достаточно субъективны. Когда мы захвачены своими эмоциями, полностью полагаемся на них, мы теряем возможность трезво оценивать ситуацию и адекватно реагировать на неё. Поэтому надо научиться распознавать эмоции, отмечать какими телесными ощущениями и мыслями они сопровождаются. Мы должны использовать интеллект, чтобы регулировать их. Связать сердце и разум. Только так мы можем эффективно использовать свои чувства. Учиться на них, извлекать полезный опыт и адаптировать своё поведение.
4. Наша реакция на происходящее зависит от того, насколько мы эмоционально грамотны. Чем больше оттенков каждой эмоции мы будем различать, тем более гибкими будем при регулировании своих эмоций и тем адекватнее реагировать в различных ситуациях.
В своей книге «Как рождаются эмоции» Лиза Ф. Баррет вводит термин «эмоциональная гранулярность — явление, при котором одни люди конструируют эмоциональные переживания более тонко, чем это делают другие.» Так, например, у маленьких детей ограниченно понятие «гнев». Поэтому, когда они сердятся, обычно дают один тип реакции: начинают кричать и устраивать истерику. Некоторые взрослые ведут себя также. Это пример низкой эмоциональной гранулярности.
Люди с высокой эмоциональной гранулярностью могут различать разные понятия «гнева»: недовольство, раздражение, досада, злость, негодование, ярость, бешенство. В мгновение ока мозг анализирует эти понятия, сопоставляет их с прошлым опытом и текущей ситуацией, и выбирает ту реакцию, которая подходит наилучшим образом для данного момента. Мы тоже можем научиться этому.
5. Важно, на что мы обращаем своё внимание. Находим ли мы поводы чему-то улыбнуться и порадоваться в течение дня? Пусть даже на короткое время. Каждый раз, когда мы создаём возможности для неожиданных радостных событий, мы стимулируем мозг к выработке соответствующих нейронных связей. Благодаря этому мы начинаем видеть вокруг больше позитива и испытывать больше положительных эмоций. Так формируется восходящая спираль.
Если же наоборот, мы видим вокруг только плохое, постоянно жуём мысленную жвачку по поводу негативных событий, то теряем контроль над ситуацией. Работа мозга переключается на негатив, который нарастает, как снежный ком. Соответственно мы испытываем все больше негативных эмоций. Так формируется нисходящая спираль.
В случае захвата негативными мыслями и эмоциями необходимо сделать над собой усилие и переключиться на что-то другое: посмотреть интересный фильм, прочитать увлекательную книгу, заняться таким видом спорта, где требуется все внимание и нет возможности думать о чем-то другом.
6. Мы можем влиять на свои эмоции, используя взаимосвязь пары тело – мозг. Наш мозг постоянно получает от тела сигналы о том, как оно себя чувствует. Хорошо бы научиться понимать эти сигналы и начать пользоваться ими. В первую очередь, пусть это и звучит банально, нам следует позаботиться о достаточном количестве сна. Если мы не высыпаемся, то чувствуем себя плохо и все вокруг скорее всего будет окрашено в мрачные тона. Эмоции будут соответствующими. Тело посылает мозгу сигнал, что с ним не все в порядке. В ответ мозг экономит расход энергии. В этом случае нет места положительным эмоциям: радость, с точки зрения мозга – ненужная трата энергии.
Наше эмоциональное состояние также зависит от того, какую позу мы принимаем. В ходе ряда исследований учёные доказали, что поза влияет на уровень кортизола (гормона стресса) и тестостерона (гормона силы и уверенности). Если всего на две минуты принять позу победителя: расслабить тело, поднять вверх широко распахнутые руки и слегка приподнять подбородок – как будто раскрыться, занять как можно больше места, то уровень тестостерона повышается на 20%, а уровень кортизола снижается на 25%. Если же сжаться, закрыться, обхватить себя руками и побыть в таком состоянии те же две минуты, уровень тестостерона снижается на 20%, а кортизол увеличивается на 15%. Соответственно меняется настроение и восприятие мира. Эта информация — хороший повод задуматься о том, какие позы для нас привычны в повседневной жизни.
7. Мы можем «заставить своих бабочек летать строем.»* Все мы испытываем волнение перед экзаменами, публичными выступлениями, соревнованиями, собеседованиями на работу, свиданиями и другими важными событиями в жизни. Волнение часто проявляется своеобразными ощущениями в области солнечного сплетения. Кто-то придумал сравнивать эти ощущения с порхающими бабочками. Надо понимать, что это всего лишь телесный симптом. Многое меняется от того, как мы его интерпретируем.
Можно зациклиться на волнении, сжаться, обхватить себя руками и дойти до очень высокого уровня тревоги или даже панической атаки. А можно сказать себе, что я настроен(а) на победу, моё тело справляется. И принять позу победителя (см. предыдущий пункт). Ведь управляемое волнение помогает добиться лучших результатов. Про это давно известно в спорте.
Учиться быть в контакте со своими чувствами – не просто. Но проживание эмоций приводит к тому, что у нас в распоряжении появляется мощный̆ ресурс, который̆ позволяет хотеть, мечтать и реализовывать себя и свои идеи. И даёт энергию на воплощение этих идей. Начать чувствовать — значит позволить жизни прорваться. Снова стать живым.
Источник