От рождения до 6 месяцев: стоит только улыбнуться
Общение с другими людьми, способы проявления эмоций, усвоение традиций и культуры — основа социально-эмоционального развития малыша
В первый год у ребенка закладывается базовое доверие к людям и окружающему миру. Главное условие появления чувства доверия к людям — это качество материнского ухода за ребенком. В первые месяцы жизни малыш не отделяет себя от матери. Если ребенок знает, что его не оставят одного, что мама всегда рядом и готова в любой момент прийти на помощь, то он учится доверять. Постепенно малыш научится устанавливать доверительные связи с близкими родственниками, друзьями и другими окружающими людьми. Если же по каким-либо причинам не устанавливается глубинное доверие к матери, то, когда ребенок вырастет, ему будет сложно общаться, открываться людям, заводить друзей. Чтобы установить контакт со своим малышом, важно улавливать сигналы, подаваемые ребенком и откликаться на них, чаще брать малыша на руки, поглаживать, прижимать к себе, разговаривать с ним с самого рождения. Совместный сон также помогает укрепить связь с малышом. Очень важно кормить ребенка, держа на руках, даже если он искусственник, — так малыш чувствует мамино тепло, слышит мамин голос и ощущает себя в безопасности.
1 месяц
Уже в 2–3 недели ребенок начинает фокусировать взгляд на лице взрослого, а затем и на глазах. Такое поведение — признак зарождения общения. К концу первого месяца жизни вы можете отметить появление характерных реакций, которые называют комплексом оживления. При виде взрослого малыш сосредотачивается на его лице, начинает улыбаться, появляется двигательное оживление и вокализации. По мере роста ребенка (к 3–4 месяцам) степень выраженности этих проявлений постепенно усиливается. При дефиците общения появление комплекса оживления задерживается.
Эмоциональные состояния малыша в этот период достаточно контрастны. Когда ему хорошо, как правило, он спит. Когда плохо – кричит. Ребенок сейчас настолько бурно выражает все свои эмоции, что порой бывает трудно понять, чего на самом деле он хочет. Маме пока остается только угадывать.
2 месяца
Ребенок постепенно адаптируется к новым условиям, но по-прежнему не отделяет себя от мамы, считая себя единым целым с ней. Со временем он начинает понимать, что его хорошее самочувствие зависит напрямую от других людей. И если к нему идет мама, папа или бабушка — значит, стоит ждать чего-то приятного — его накормят, погладят, приласкают, поговорят. В ответ малыш начинает радостно улыбаться.
3 месяца
Малыш начинает узнавать близких людей, особенно он радуется маме, и это чувство у него с каждым днем становится все сильнее. Теперь он не просто улыбается в ответ, но и сучит ручками и ножками, гулит и корчит смешные гримасы.
4 месяца
С каждым днем вам становится все легче понимать малыша. Если раньше он выражал все свои ощущения только через крик, плач или улыбку, то теперь, когда вы смеетесь с ним или играете (к примеру, в одну из излюбленных его игр, в «полетели»), он уже не просто улыбается, а начинает смеяться.
Среди новых эмоций, появляющихся в этом месяце, можно выделить также удивление, интерес и досаду. Кроха может огорчаться и обижаться, выражая это хныканьем, плачем или недовольным выражением лица. Кроме того, малыш начинает более настороженно относиться к посторонним людям и ему требуется больше времени, чтобы привыкнуть к незнакомцу.
5 месяцев
Уже совсем скоро ребенок научится точно различать жесты и мимику окружающих. Сейчас он уже делит людей на «своих» и «чужих», интересуется незнакомыми людьми, внимательно их изучая. Однако изначальная радость и оживление могут моментально смениться на совершенно противоположные реакции, такие как настороженность и страх. Слезы на лице малыша при появлении незнакомца в данном возрасте — совершенно нормальное явление. Чем старше становится ребенок, тем ярче он выражает свои эмоции.
Источник
Развитие ребенка в первые три месяца жизни
Каждый родитель желает знать, каким будет его ребенок. Часто мамы задают вопрос: «А когда мой малыш будет держать голову», «а что он сейчас видит?». Предлагаем вам поговорить об этом. В данной статье мы обсудим развитие ребенка с рождения и до трех месяцев.
Однозначного мнения о временных сроках новорожденности нет. Большинство мнений сходится на том, что период новорожденности длится 28 дней, но некоторые авторы считают, что этот период заканчивается только в начале второго месяца жизни. И сменяется периодом младенчества. [3]
Новорожденный ребенок по многим параметрам сильно отличается от взрослого человека. Голова младенца большая относительно тела, а ручки и ножки наоборот короткие. Если потрогать голову, можно найти роднички – большой, малые и боковые. Мускулатура недостаточно развита, кожа тонкая и нежная. Ребенок после рождения стремиться принять внутриутробное положение, свернуться калачиком, согнуть ручки, ножки и подтянуть их к телу. У малышей выражен гипертонус, поэтому распрямить кроху бывает довольно сложно. К моменту рождения нервная система и мозг сформированы, но незрелы.
Ребенок рождается совершенно несамостоятельным и полностью зависит от взрослого.
Поведение новорожденного строится в первую очередь на рефлексах.
Это рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма – дыхания, кровообращения, пищеварения и т.д.
Кроме того, можно выделить такие важные безусловные рефлексы как:
1. Пищевое и лабиринтное сосредоточение. Пищевое сосредоточение выступает в форме сосания, лабиринтное – проявляется во время укачивания. Это одни из самых сильных рефлексов. [3] Т.е., чтобы ребенка успокоить, можно просто приложить его к материнской груди и покачать.
2. Пищевые рефлексы: поисковый, сосательный, глотательный. Попробуйте прикоснуться к уголкам губ ребенка, к его щекам и вы увидите, как он начинает искать грудь, вытягивая губки, а затем захватывает сосок и начинает совершать сосательные движения.
3. Защитные, оборонительные рефлексы. К ним относится рефлекс Пейпера или зрачковый рефлекс – на яркий свет или хлопок над головой, ребенок закрывает глаза или поворачивает головку к свету, звуку, а также рефлекс Моро – если голове ребенка придать некоторое ускорение, например, слегка ударить по подушке под головой, то ребенок быстро разводит руки в стороны и растопыривает пальцы. Кроме того, каждый новорожденный ребенок отдергивает конечности на болевые раздражители. [6]
4. Ориентировочные рефлексы со зрительного и слухового анализаторов – зрение и слух. [3]
5. Рефлексы-атавизмы. К ним относится атавистический обезьяний рефлекс или цеплятельный, хватательный рефлекс, рефлекс Робинсона. Рефлекс отталкивания (если к ножкам малыша поставить опору, например, книгу, то он может немного проползти), шагательный, плавательный рефлексы. Например, в первые 3 недели, если ребенка взять под мышки, он делает шагательные движения, а если положить его в воду на животик, то плавательные. К 3 месяцам они исчезают. [3] Рефлекс задержки дыхания, например, используют в своей практике инструкторы по раннему детскому плаванью.
Кроме этих рефлексов, существует множество других, которые управляют поведением новорожденного. Безусловные рефлексы не закрепляются в поведении ребенка, они постепенно угасают. На смену им приходят условные рефлексы. [5] Первые условные рефлексы могут появиться уже на 9 день жизни ребенка. Например, рефлекс на положение под грудью. [6]
Наиболее развитой у ребенка сразу после рождения является кожная чувствительность. Он реагирует на прикосновения, на различие температуры. Наиболее чувствительны губы, ладони и лоб ребенка. У новорожденного малыша также достаточно развита вкусовая и обонятельная чувствительность. Зрение и слух же к моменту рождения оказываются незрелыми. В первые дни после рождения ребенок может не реагировать даже на громкие звуки. Однако уже на 2-3 неделе жизни ребенка можно заметить первые реакции на звук. Малыш как бы замирает при громком звуке. На 3-4 неделе такая же реакция возникает на человеческий голос. И уже на 2 месяце жизни у ребенка развивается способность выделять из всех звуков человеческий голос. Например, ласковый голос мамы действует на малыша успокаивающе. [5]
Зрение у новорожденного развито слабо. Интенсивное развитие происходит как раз после рождения.
После 6 дней жизни ребенок начинает следить за движущимися предметами. Уже на первой-второй неделе он может поворачивать головку за медленно движущимся объектом, который находится от ребенка на расстоянии 20-30 см. Это как раз расстояние, позволяющее рассматривать и изучать лицо матери во время кормления грудью. На 2-3 неделе дети начинают пытаться присматриваться к предметам. На 3-5 неделе ребенок замирает и задерживает взгляд на предмете. С 4 недель ребенок может следить за предметом на расстоянии 1-1,5 м., а к 2 месяцам – на расстоянии 2-4 м. [6] Цвета ребенок различает еще очень плохо. Есть исследования, которые говорят, что дети в большей степени реагируют на оранжевый, белый, красный и зеленый цвета. По мере роста ребенка зрение развивается и улучшается [3] Движения новорожденного хаотичны. Развитие органов чувств опережает моторику. Так, например, в возрасте 1 месяца, если ребенка положить на живот, он может приподнять подбородок. К 2 месяцам он пытается приподнять головку, держит ее, пытается поднимать грудь. [3]
Часто нас спрашивают – есть ли у новорожденных детей эмоции? Конечно же есть! С помощью эмоций ребенок осуществляет связь с внешним миром.
Малыш довольно часто попадает в состояние дискомфорта – это может быть все, что угодно: смена подгузника; мама не отреагировала на беспокойство сразу и не взяла сразу на ручки, не приложила к груди; сборы на прогулку; чистка носа и т.д. А реагирует ребенок на любой дискомфорт плачем. Отрицательные эмоции преобладают на первом месяце жизни. [5]
Однако, уже в первые часы после рождения у ребенка можно увидеть некое подобие улыбки. Она появляется как во сне, так и в минуты бодрствования. Улыбка может возникать в первую неделю жизни. Но первые улыбки – это обычно просто гримаса. А вот уже в начале 2 месяца у малыша появляется настоящая улыбка, обращенная ко взрослому.
Улыбка влечет за собой целый комплекс оживления. Появление улыбки можно назвать важным этапом в развитии малыша. При «комплексе оживления» снижается гипертонус мышц Цеплятельный безусловный рефлектор исчезает. Комплекс оживления – это не только улыбка, но и движения всего тела, учащение дыхания, голосовые реакции, моргание. [3] «Комплекс оживления» многие ученые называют поведением, т.к. ребенок выделяет лицо и радуется, все его поведение направлено на общение. [4]
Именно появление «комплекса оживления» многие ученые считают той границей, которая определяет наступление возраста младенчества, который длится до одного года.
Л.С.Выготский пишет об этом так: «Мы – единство матери и ребенка» [2] Это означает, сам по себе младенец беспомощен. Все потребности ребенка удовлетворяются взрослым.
Отдельно хочется рассмотреть вопрос сна новорожденных, который очень волнует многих родителей. Л.С. Выготский пишет: «Сон у новорожденного поверхностный, прерывистый, беспокойный. Во сне он производит много импульсивных движений, иногда даже ест, не просыпаясь. Может спать с полузакрытыми глазами. Спит примерно 80% суток, а взрослый – 20%. Общее состояние – это дремотное состояние с кратковременным сном и кратковременным бодрствованием.» [1] Действительно, часто в нашей практике мы часто видим деток, которые самостоятельно спят недолго. Сон без мамы тревожный и прерывистый. Зато у груди или на руках у мамы сон становится крепче и продолжительнее. Для новорожденных характерны короткие периоды бодрствания, сменяющиеся непродолжительным сном. Так же замечено, что малыши прекрасно отдыхают, посасывая грудь. Совмещать кормление и отдых – отличный вариант как для ребенка, так и для мамы. Кроме того, для многих родителей выходом становится совместный сон с ребенком. Подробнее о сне новорожденного вы можете почитать в данной статье или пообщаться с консультантом по сну лично.
Развитие предметных действий в младенческом возрасте
Возраст | Сенсорные и моторные акты |
1 мес. | Кратковременная зрительная фиксация и прослеживание; слуховое сосредоточение; прекращение или изменение характера плача как реакция на голос взрослого |
2 мес. | Слежение за движущейся в горизонтальной плоскости игрушкой; слуховое сосредоточение |
3 мес. | Плавно следит за игрушкой во всех направлениях; поворот головы и глаз к источнику звука; направляет руку к объекту |
Развитие двигательной сферы на первом году жизни
Возраст | Двигательные функции |
1 мес. | Лежа на животе – кратковременно приподнимает голову |
2 мес. | Лежа на животе – удерживает голову, в вертикальном положении – непостоянно |
3 мес. | Лежа на животе – опирается на согнутые под острым углом предплечья; в вертикальном положении хорошо удерживает голову |
Развитие общения и речи на первом году жизни
Возраст | Развитие коммуникации со взрослым на первом году жизни | Голосовые реакции |
1 мес. | Просыпается голодный и мокрый; быстро засыпает; ротовое внимание при общении | Крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом |
2 мес. | Четкий ритм сна и бодрствования; сытый и сухой засыпает не сразу, спокойное бодрствование; улыбка при общении со взрослым | Крик интонационно выразительный; начальное гуление (гукание) |
3 мес. | Активное бодрствование; комплекс оживления при общении | Крик с отчетливыми интонациями; певучее гуление. Появляются звуки радости и смеха. |
Короткова Алена, клинический психолог, консультант по грудному вскармливанию
Литература:
- Выготский, Л. С. Младенческий возраст. 1. Период новорожденности Л. С. Выготский // Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М., 2002. – С. 901-909.
- Выготский, Л. С. Младенческий возраст. 2. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте / Л. С. Выготский // Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М., 2002. – С. 919-920.
- Кручинин В.А. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебн. пос. для вузов / В.А. Кручинин, Н.Ф. Комарова; Нижегор. гос. архитектур.- строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. – 219 с. I
- Лисина, М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни / М. И. Лисина // Психология развития : хрестоматия. – СПб, 2001. – С. 158-159.
- Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учеб. для вузов / Л. В. Обухова. – М. : Высш. образование ; МГППУ, 2006. – 460 с
- Шаповаленко, И. В. Возрастная психология : (психология развития и возрастная психология) : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И. В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2005. – 349 с. (можно любое изд.).
Источник