Эмоции люди унаследовали от животного мира

Эмоции люди унаследовали от животного мира

НАСЛЕДИЕ ЖИВОТНОГО МИРА В НАС.
«Мы должны осознать, что все мы являемся выходцами из животного мира. Мы развились из животного мира, и поэтому в нас всё ещё сохраняется столь большое наследие этого животного мира. Агрессивность, доминирование, раздражительность, страх, рвачество — всё это мы получили по наследству от него, и эти качества всё ещё остаются у нас. Мы хотим присваивать себе чужое. Конечно, не вы, а те, кто ещё не пришли в Сахаджа-йогу. Прежде они присваивали себе чужие земли, затем они стали грабить людей, превращать их в рабов. Далее, не удовлетворяясь этим, они стали грабить целые королевства, отнимать драгоценности и все тому подобные вещи. Они просто грабили! Они грабили, не имея даже на это законных прав. Это кажется очень странным. Это кажется очень бесчеловечным, но это существует из-за того, что мы обладаем таким наследием.

Есть и другие качества, такие как зависть. Среди животных её практически нет, у них нет той зависти, которой обладаем мы. Мы же унаследовали эту зависть из-за своих собственных реакций и мыслей. Люди завидуют другим и хотят унизить их. Если они не могут достичь какой-либо высоты, они хотят низвести других людей на более низкий уровень. Когда такого рода зависть овладевает человеком, тогда он считает, что всё, что он делает во имя её, оправдано. Такие люди очень сильно чувствуют, что они ниже какого-то человека, менее талантливы, чем он, и стараются взять верх над ним. За этим стоит сила их зависти.
Проблема состоит в том, что, хотя мы и являемся людьми, мы унаследовали от животных много качеств. Например, свирепость, злость, потерю душевного равновесия, присущие животным, но в дополнение к этому, люди могут реагировать из-за своих мыслей. Они думают. Они могут думать, и из-за этого все эти унаследованные качества становятся извращёнными. Скажем, один человек хочет унизить другого. Тогда он не будет вести себя столь же прямо, как это делает животное, он изыщет способ и метод достижения этого, он обдумает всё.

Главная проблема людей состоит в том, что они всё ещё не могут избавиться от унаследованного ими очень агрессивного характера. Этот агрессивный характер необходимо контролировать, его необходимо видеть. Когда вы видите что-то такое, что вам не нравится, что происходит против вашей воли, немедленно вы вспыхиваете, разражаясь гневом…

Если вместо раздражения вы выкажете Любовь и Сострадание к этому человеку, что тогда произойдёт? У вас не появится никакого гнева, а также вы не вызовете гнева и у этого человека. Гнев порождает гнев. Если вы гневаетесь на кого-то, он может и не ответить вам тем же, поскольку он, к примеру, боится вас. Но в своём сердце он затаит месть, в его уме будет сидеть мысль: «Однажды я проучу тебя за то, что ты злился на меня». Поэтому, пожалуйста, помните, что в Сахаджа-йоге единственный метод решения этой проблемы — Любовь…
Среди животных такого вида деятельность весьма ограничена. Я не думаю, что они верят в месть, за исключением, как утверждают, нескольких животных. Говорят, если вы обидите змею, она не будет спешить, но она вернётся, чтобы напасть на вас. Так что такое качество есть, что-то такое, что присуще змее. Но, поскольку мы прошли через все эти различные категории животных (в прошлых жизнях – прим.), мы можем обладать некоторыми качествами отдельных животных. Мы можем быть и змеями. Если внутри вас находится эта змея, тогда, если кто-то обижает вас, вы будете всю свою жизнь помнить об этом: «Он обидел меня, так что однажды я приведу его в порядок, я отомщу ему». Это случай, когда внутри вас находится змея. Если же внутри вас находится тигр, вы становитесь весьма свирепым, из-за малейших вещей вы злитесь, раздражаетесь. Но это не очень хорошая ситуация, когда мы всё ещё пребываем на уровне животных, и наша наследственность всё еще действует внутри нас…

…в конце концов, необходимо понять, что у людей есть это наследие, причём у одних его больше, у других — это что-то одно, у третьих — это что-то другое. Если же по этой причине вы сердитесь на кого-то, то это не поможет ни ему, ни вам. Но если вы проявляете к нему Любовь и Сострадание и объясняете ему, в чём состоит его проблема и что вы хотите сделать, тогда, скажу Я вам, ситуация улучшится и этот человек определённо улучшится и будет чувствовать вашу Любовь.
Конечно, иногда необходимо и прощать такого человека. Такого человека, безусловно, необходимо простить. Но это не означает, что если он творил всевозможные плохие вещи, вы прощаете ему, и он опять делает то же самое. Простить означает забыть. Такой-то и такой-то человек неправильно вёл себя, так что забудьте, забудьте об этом полностью…

Важно понять вот что. Вы ни в чём не должны уходить в крайности. Это также является человеческим качеством. Предположим, если они склонны к рациональности, они будут постоянно всё рационально объяснять: «Я не могу делать это, я не могу делать то», — у них постоянно происходит что-то в этом роде. Другая же крайность состоит в том, что они становятся очень эмоциональными. И эта эмоциональность заходит так далеко, что они во имя эмоциональности начинают совершать плохие поступки. Вы должны преодолеть эти две крайности. Если же вы не сможете этого сделать, что за польза тогда называть себя сахаджа- йогами?

Читайте также:  Какие художественные средства помогают создать особый эмоциональный колорит стихотворения узник

Это наименьшее из того, что вам надлежит сделать. Следует избегать ухода в крайности, следите за собой. Если вы уходите в крайности, ничего хорошего не получится. Вы можете получить рак, можете получить ужасные болезни при уходе в одну сторону (в левую сторону – прим.). При уходе же в другую сторону (в правую – прим.) вы можете стать очень уж рациональным человеком, и тогда никакая Сахаджа-йога не сможет проникнуть в вашу голову. Поэтому вы должны всё время сохранять свое равновесие… А эти эмоции могут привести вас к любой бессмыслице, вплоть до психологических отклонений, и вы можете под воздействием этих эмоций натворить очень плохих вещей. Например, вы можете петь невротические песни или что-то подобное этому, понимаете?

Все эти эмоции никуда не приведут вас. Так что нет необходимости быть эмоциональными, вы должны любить. Левосторонность — это ещё одна крайность. С одной стороны — эмоциональность, с другой — рационализм. При рационализме вы начинаете оправдывать всё, как это делал Гитлер. Он говорил: «Нет, это правильно. Всё, что я делал, было правильно». Он вбил что-то себе в голову и считал это правильным, рациональным. Так что оба эти качества необходимо надлежащим образом сбалансировать, и вы должны следить за тем, чтобы всё, что бы вы ни делали, давало вам надлежащий результат…» Шри Матаджи Нирмала Деви – Гуру Сахаджа-йоги (1.08.90)

Источник

Научная электронная библиотека

44. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕКА: ПРЕОБЛАДАНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ

Аннотация. Эмоциональная сфера человека унаследована от высших животных и потому отличается преобладанием негативных эмоций. Если бы эмоции полностью контролировались корой больших полушарий, это существенно обеднило бы восприятие и жизнь человека. Эмоции, унаследованные от животных предков, украшают жизнь, в т. ч. и высшие формы творчества. Это –бинарная множественность, необходимая для развития и для жизни.

Summary. Human emotional sphere inherited from higher animals and because the different prevalence of negative emotions. If emotions are completely controlled by the crust large hemispheres, it essentially would state the perception and human life. Emotions, inherited from animal ancestors, adorn the life, and higher forms of creativity. This is the binary plurality needed for development and for life.

В течение истории человек стремился к удовлетворению потребностей, сопровождающемуся положительными эмоциями; из них на первом месте – радость. Эволюция эмоций шла от простейших форм реагирования, связанных с адаптацией к окружающей среде, к развитию эмоциональной сферы человека за счет таких эмоций, как чувства (высшая форма эмоций), страсти (сильное, стойкое чувство, с сильным влечением к объекту страсти), настроения и т.п. Эмоция (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – процесс переживания, отражающий субъективную оценку значимости для человека предметов и явлений. Эмоции позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире. Уровень личного доверия к эмоциям высок. Среди первичных (витальных) эмоций практически всеми исследователями предлагается неравное число позитивных и негативных [2]: так, П. Экман выделяет шесть первичных эмоций (гнев, страх, отвращение, удивление, печаль и радость), из них только две – позитивные (третья часть). Дж. Грей рассматривает три первичные эмоции – ярость – ужас, тревогу и радость, то есть треть – позитивна. У Р. Вудвортса десять первичных эмоций – любовь, счастье, веселье, удивление, страх, страдание, гнев, решимость, отвращение, презрение, то есть три с небольшим эмоции можно считать позитивными. Число эмоций растет, их уже более 150, но всегда соотношение положительных и отрицательных эмоций

1:2. Групповое семантическое пространство эмоций включает в себя гораздо больше негативных (ужас, тоска, страх, отчаяние, горе, печаль, тревога, растерянность, гнев, отвращение) и значительно меньше позитивных эмоций (радость, восторг, уверенность, спокойствие) [2]. Почему так произошло? Нужно ли с этим бороться? Нужны ли человеку негативные эмоции? Можно отметить некоторую условность отнесения эмоций к позитивным или негативным: так, по А.С. Пушкину, «зависть – сестра соревнования»; страх – тоже может быть привлекательным: «Все, все, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья . ».

С одной стороны, человечество постоянно борется с негативными эмоциями, противопоставляя им позитивные замены, смех и юмор, советы непрерывно улыбаться, предлагая множество естественных и искусственных воздействий, которые могли бы привести к положительному эмоциональному состоянию. Например, в учении известных деятелей культуры Рерихов определяющая роль отводится эмоции радости – «особой мудрости и непобедимой силе». Если бы «весь мир возрадовался хотя бы на одну минуту, то все Иерихонские силы тьмы пали бы немедленно». «Радуйся! Радуйся! Радуйся!» (из поэмы Н.К. Рериха). Но радость – лишь одна из многих эмоций, а другая, например, печаль, – не менее важная для человека и, возможно, более глубокая эмоция.

С другой стороны, часть человечества, пресытившаяся положительными эмоциями, стремится к их замене, уходу от привычных положительных эмоций к экстремальным, зачастую негативным. Часть людей в соответствии с особенностями строения их мозга (доминирования лимбики и потому повышенной склонности к эмоциональному поведению) испытывает особую тягу к страстям, азарту. Азарт ценится этими людьми как спутник деятельности – спорта, науки, искусства, драки, войны, сражений, работы, труда, игры в карты, в казино. Сюда входят бои без правил, восхождение на горы, погружение в глубины океана, полеты в космос, полеты на реактивных самолетах, гонки на мотоциклах и автомобилях, на парусниках, на катерах, судах, опасные путешествия через океаны на лодке, на плоту, и т.д. Человек постоянно придумывает новые потребности, в процессе удовлетворения которых требуется преодоление опасности и переживание соответствующих негативных эмоций: соревнования по разрубанию ладонью струи жидкого металла, хождение по стеклу и углям, по гвоздям, и пр.; человек пробует сажать на себя скорпионов; засовывать голову в пасть тигра; прыгать с парашютом с небольшой высоты, и пр. И все это ради достижения ярких негативных эмоций. Возможно, что к этой деятельности относится пиратство, первые географические путешествия, захватнические войны, и пр. Искусственной заменой этой формы удовлетворения потребностей являются фильмы ужасов. Ряд специалистов упрощенно полагает, что «эмоции играют роль «пеленгов» поведения: стремясь к приятному, организм овладевает полезным, а, избегая неприятного, предотвращает встречу с вредным, опасным, разрушительным» (П. Анохин) [5]. Это объяснение эмоций односторонне, реальная действительность не вписывается в эту идеальную схему: организм может с удовольствием овладевать и вредным для себя (курение, наркотики, пьянство, и пр.), а приятные эмоции могут достигаться искусственным путем, вредным, и даже смертельным для организма.

Читайте также:  Корги менеджер хорошего настроения

Лимбическая система, общая со всеми млекопитающими, и появившаяся около 150 млн. лет назад, генерирует яркие и сильные эмоции. Преобладание негативных эмоций свидетельствует об их «животных» истоках. Оно интересно с точки зрения представления об эмоциональной сфере животных: животные (по крайней мере, высшие) живут в постоянном тревожном состоянии, их жизнь заполнена негативными эмоциями, вызванными постоянным поиском пищи и надежного укрытия, защитой от нападения (или, напротив, поиском жертвы), заботой о потомстве, борьбой за территорию и место в иерархии, и пр. Хотя и у животных бывают периоды преобладания позитивных эмоций, – например, время отдыха, игр. Именно такое соотношение эмоций унаследовано получившим лимбическую систему человеком. Поэтому, очевидно, и у первобытных племен преобладали негативные эмоции, которые постепенно требовали уравновешивания позитивными. Отсюда появились и стали расти новые потребности и вызванные их удовлетворением позитивные эмоции, призванные уравновесить негативные эмоции.

В то же время эмоции имеют и биохимическую природу: выделены отдельные комплексы гормонов, пептидов, медиаторов, связанных с эмоциями. Так, например, дефицит норадреналина проявляется депрессией тоски, а недостаток серотонина – депрессией тревоги [2]. Но, с другой стороны, депрессии тоски и тревоги вызываются и негативными внешними воздействиями на человека, что вызывает изменения в биохимических процессах: это – прямые и обратные связи в механизмах управления. В реальном организме человека сложные эмоциональные состояния тесно связаны с множеством воздействий внешнего
и внутреннего мира, и негативные эмоции так же необходимы организму, как и позитивные. Например, американскими психологами было выявлено, что поощряемое принудительное насаждение позитивного мышления, принудительный оптимизм, проявляющийся в неизменной улыбке и притворной приветливости, провоцируют глубокую внутреннюю депрессию.

Человек в процессе эволюции получил весьма консервативный и чрезвычайно сложно устроенный орган управления – мозг с наслоениями сохранившихся древних и более новых структур, в котором последующие слои, отвечающие за все более сложные органы и действия, взаимосвязаны и, видимо, контролируются в той или иной степени всеми предыдущими слоями [4]. Мозг содержит в себе, как археологический срез, всю историю эволюции человека, но при этом все древнейшие, древние, старые и более новые слои, работают и взаимодействуют. И.П. Павлов полагал, что кора больших полушарий в процессе развития все более подчиняла себе деятельность всех нижележащих центров мозга, и у высших млекопитающих и человека стала главным «распорядителем и распределителем всей деятельности организма»; но в процессе восприятия импульсов от органов чувств и выдаче решений взаимозависимо участвуют почти одновременно многие более древние структуры [1, 2, 4]. Среди этих структур есть такие, чьи функции познаны пока недостаточно. Причины этого – и то, что мозг изучается мозгом упрощенно мыслящего человека, и отсутствие надежных методов исследования функций мозга без отключения его частей, и сложность строения мозга.

Видимо, множество отрицательных эмоций является древней, животной особенностью эмоциональной сферы животных – предков, тогда как небольшое число положительных эмоций – это более новая часть эмоциональной сферы. Несомненно, что отрицательные эмоции – древние, идущие от предков человека. Вот, например, описание трагического крика птиц ночью на озере: «Концерт начался тихим попискиванием песочников и жалобными криками ржанок и зуйков… Мало-помалу к ним присоединились другие птицы. Шум усиливался с минуты на минуту, и через некоторое время озеро превратилось в форменный бедлам… Сумасшедший гвалт нарастал до тех пор, пока не вступили фламинго. С этого момента озера не стало – был один только сплошной рев, темное пустое пространство, вскипающее волнами оглушительного шума. … Голоса птиц звучали на такой печальный, минорный лад, что у меня мурашки бегали по коже. Нечто подобное я испытывал, слушая некоторые пассажи Сибелиуса или пробирающий до мозга костей каденции из «Гибели богов» [3]. Мир страстей закреплен, очевидно, в самых древних, «животных» отделах мозга человека, а новая кора может только в определенных пределах контролировать деятельность Р-комплекса и лимбической системы [4]. Именно поэтому страсти так слабо управляемы, человек так сильно подвержен страстям, и не способен подчинять их себе. Страсти – это эмоции, унаследованные человеком от мира животных, поэтому они не только прочно закреплены в поведении, но и недостаточно поддаются контролю со стороны новой, «человеческой» коры. Можно предположить, что древние и старые структуры сложного мозга, несмотря на их небольшой объем, существенно влияют на восприятие действительности, ее анализ и мышление в целом. Новые структуры мозга выросли из старых, что еще более объединяет их. Поэтому «новые» структуры могут быть названы так только несколько условно, на самом деле это выросшие «прогрессивные» области древнего мозга, при этом производные первичной коры (гиппокамп, перегородка, миндалина) не теряют своего значения. В любом случае новые и старые, древние и древнейшие, структуры мозга тесно взаимосвязаны.

Читайте также:  Чувствует ли котенок беременность хозяйки

Возникновение новой коры не было внезапным, отменившим все предыдущие структуры, которые достаточно успешно руководили животными предками. В [1, 5] отмечается, что изменения мозга в процессе эволюции носят в большей степени количественный характер, увеличиваются относительные размеры мозга и его долей, что связано с усложнением функций, развитием психики и обучением. Сознание животных было в основном эмоциональным, оно носило яркую эмоциональную окраску, так как вся информация в первую очередь обрабатывалась в виде эмоций. Если учесть гораздо более древнюю и надежную связь лимбической системы и других древних отделов мозга с органами чувств (детекторами) и органами тела (эффекторами), то можно предположить, что и после образования новой коры все сигналы проходят по тем же каналам через эти структуры. При этом древние системы являются своего рода фильтрами, добавляющими к мыслям чувства, к сознанию – эмоции. Все осознанное в мозгу, все мысли «окрашиваются» эмоциями. В функции новой коры входят когнитивные операции – мышление, воображение, запоминание, желание, причем все эти процессы делятся на неосознаваемые и осознаваемые (в категорию бессознательных включают досознательные – биологические потребности, безусловные рефлексы, подсознательные процессы – стереотипы, и сверхсознание – интуицию [2]).

Если более древние структуры нервной системы не исчезают (или не полностью исчезают) по мере ее совершенствования и роста сложности, то можно считать, что в ходе эволюции происходило наслоение новых структур, и в мозгу человека в разной степени сохранилось множество нервных систем его предков. Считается [2], что подтверждением этого служит, например, взаимодействие в передаче информации двух классов информационных молекул – медиаторов (появившихся намного позже и передающих информацию на близкое расстояние от нейрона к нейрону) и пептидов, действующих на большие расстояния по химическому адресу. Эволюционно более поздняя синаптическая система тесно взаимодействует с древней пептидергической системой. Эмоции – более древние психические процессы, чем сознание и мышление, они интегрируют в себе соматические, вегетативные и субъективные компоненты. Казалось бы, за эмоции должны быть ответственны только структуры лимбической системы, но это не совсем так. Например, миндалина получает сигналы от всех сенсорных систем и ответственна за эмоциональное и социальное поведение, но интенсивность и знак эмоций зависят и от передних отделов новой коры и гиппокампа [2]. «Нейронные сети, представляющие эмоции, распределены по многим структурам мозга» [2]. В восприятии, создающем константный экран внешнего зрительного поля, участвует множество структур. Если древние отделы мозга сохранились, то не продолжают ли они создавать упрощенные, целиком «животные» картины внешнего мира? Можно определенно утверждать, что это справедливо в отношении эмоционального восприятия мира.

Если древние части мозга по-прежнему создают параллельные зрительные, звуковые и другие образы внешнего мира, причем более древние картины служат только для сопоставления с новыми, то, возможно, в экстремальных, критических условиях они могут проявиться более определенно. Например, у впадающего в ярость человека существенно меняется зрительный образ врага, – поле зрения сужается, в нем виден только ненавистный враг, который должен быть повергнут. В сильном горе представляется «небо с овчинку», то есть зрительное поле сужается. Не включаются ли в этих экстремальных случаях «животные» зрительные образы с помощью эмоций? В [1] отмечается, что первичный образ в древнейших структурах мозга создается без участия коры больших полушарий. При этом простейшие и полезные поведенческие системы формируются как последовательные экраны. «Дефинитивный (вполне развитой) вызванный потенциал в коре взрослого животного является сложным, физиологически гетерогенным образованием, состоящим
из нескольких восходящих возбуждений, имеющих различный генез и разный филогенетический возраст» [1]. Древние, ответственные за эмоции, структуры производят эмоциональную оценку информации с точки зрения ее полезности, нейтральности или негативности для организма, эмоционально окрашивая ее. Более древние структуры мозга фильтруют (анализируют) информацию и сообщают новой коре ее окраску, интегрирующую в себе субъективные, соматические и вегетативные компоненты. Сигналы поступают одновременно через ретикулярную формацию, таламус, гиппокамп, миндалину и гипоталамус к лобной коре. Таким образом, древние структуры стоят на пути сигналов от рецепторов и определяют их значимость.

Особенности строения и работы мозга человека поддерживают склонность к упрощенному мышлению, к дополнению мышления чувствами. Если бы эмоции полностью контролировались корой больших полушарий, это существенно обеднило бы восприятие и жизнь человека. Эмоции, унаследованные от животных предков, украшают жизнь, в т.ч. и высшие формы творчества («Ай да Пушкин, ай да сукин сын!»). Можно сказать, что все эмоции в равной степени нужны; но – во всесторонне обоснованном объеме. Это – бинарная множественность, необходимая для развития и для жизни.

1. Ата-Мурадова Ф.А. Развивающийся мозг: системный анализ. – М.: Медицина, 1980. – 296 с.

2. Данилова Н.Н. Психофизиология. – М.: Аспект – пресс, 1998. – 373 с.

3. Клинджел Д. Остров в океане. – М.: Географгиз, 1962. – 344 с.

4. Саган К. Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого разума. – М.: Знание, 1986. – 256 с.

5. Тетиор А.Н. Искусственная (антропогенная) эволюция. – М.: Palmarium, 2013. – 460 с.

Источник

Оцените статью