Эмоции как цвета радуги

Цвет и психика: Связь цвета и мышления

Цвет и эмоции человека

В «Учении о цвете» И.В. Гете писал: «цвет — продукт света, вызывающий эмоции». Когда мы говорим: «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», то не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным выразить их цветом. Первым фактом, с которым сталкивается каждый исследователь отношения эмоции — цвет, является то, что оно не носит случайного произвольного характера, эмоции и цвет «сцеплены» между собой на очень глубокой основе. Цвета не являются знаками эмоций, способными ассоциативно вызывать или выражать то или иное чувство, они предстают перед человеком сами, как эмоции, точнее, как объективно воплощенные эмоции. Почему это так?

Один из родоначальников экспериментальной психологии В. Вундт в «Основах физиологической психологии» (1880) описывает органическую взаимосвязь ощущений и чувств. Филогенетически ощущения и чувства неразрывно связаны между собой. Для ряда модальностей, особенно интерорецептивных (органических), характерно, по выражению Вундта, почти «совершенное поглощение чувством» всех остальных частей ощущения. В первую очередь, это чувства удовольствия и неудовольствия.

Воздействие раздражителя вызывает не только ощущение (сенсорный компонент), но и чувство по отношению к этому ощущению. Можно сказать, что ощущение «пристрастно». Психика человека преимущественно ориентирована на внешнюю реальность. Экстерорецептивные ощущения в отличие от интерорецептивных, имея четкую предметную отнесенность (особенно в зрительной и слуховой модальностях), а также в силу своего большего количественного и качественного разнообразия, оказываются более адекватными для воплощения всего многообразия чувств и настроений человека, как это отмечает Вундт.

Проведя анализ цветовых модальных характеристик эмоциональных процессов, Вундт указывает на различие физических основ эмоциогенного действия цветов и звуков. Пространственная симультанность зрительных модальных компонентов эмоций в отличие от временной сукцессивности слуховых компонентов дает первым определенное преимущество за счет своей пространственной стабильности и симультанной данности. Поэтому цвет как экстерорецепторный раздражитель не только вызывает ту или иную эмоцию, но и является исключительно удобным средством для объективации эмоциональных переживаний человека.

Л.М. Веккер (1981) считает описание Вундтом различных цветовых характеристик соответствующих эмоциональных состояний предвосхищающим все дальнейшее развитие приемов цветового тестирования эмоций, а применение цветовых методик изучения эмоциональной сферы человека имеющим большие возможности, чем звуковысотных. Вторым существенным фактом является достаточно жесткая степень «закрепленности» за определенным цветом определенной эмоции. Психически здоровый человек, как взрослый, так и ребенок, начиная с 3-4-х лет, когда он может вербализовать свои впечатления, понимает эмоциональное содержание основных цветов и может их дифференцировать по эмоциональному знаку.

Сотрудницей проф. Кравкова Л.А. Шварц (1947-1948) было выявлено заметное изменение цветовой чувствительности (порогов цветоразличения) в зависимости от эмоционального состояния человека. Положительные эмоции, например, радость, оказались связанными с повышением чувствительности к красному и желтому и с понижением — к синему и зеленому. При переживании отрицательных эмоций наблюдалась обратная картина: чувствительность к синему и зеленому возрастала, а к желтому и красному снижалась. Интересно, что указанные изменения цветовой чувствительности, отмечались не только при актуальном переживании эмоций, но и при воспоминаниях о приятных, либо неприятных событиях. Тем самым, экспериментальные исследования Л.А. Шварц подтверждают положение Вундта об органической связи ощущений и эмоций.

Следуя задаче, нарисовать нечто «красивое», «приятное», «хорошее» дети 3-4-х лет, как это показано в работе В.С. Мухиной (1981), чаще всего используют светлые, яркие краски — желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую. Как указывает В.С. Мухина: «цветовое решение красивого у детей всех стран сходно: цвета в большинстве случаев теплые и уж обязательно чистые, локальные».

В работе В.Н. Ворсобина и В.Н. Жидкина (1980) изучалась динамика цветовых предпочтений дошкольников в зависимости от переживаемых ими эмоций. В случаях переживания детьми эмоций радости значимо по сравнению с фоновыми выборами увеличивалось предпочтение красного, желтого и оранжевого цветов и уменьшалось — зеленого и голубого (анализ проводился по цветовым сочетаниям). При переживании эмоции страха дети достоверно реже предпочитали сочетание красный-синий-фиолетовый, а чаще — зеленый-голубой. Авторы работы приходят к выводу, что отношение у детей данного возраста к красному цвету достаточно специфично для дифференциации эмоций радости и страха. По их мнению, метод выбора цветовых сочетаний несет большую информацию об эмоциональных состояниях, чем выборы отдельных цветов.

Читайте также:  Как руководить своими эмоциями

Результаты этих работ показывают, что цвет связан с эмоциями на самых разных уровнях психической деятельности человека уже с раннего детства, а, следовательно, утверждаемая рядом исследователей ведущая роль фактора научения в образовании цветоэмоциональных связей не может быть принята. Что же касается эмоционально-эстетического отношения к цвету, то, как указывает В.С. Мухина, обучение ребенка устойчивым, предметным ассоциациям цветов, как правило, приводит к стереотипному, косному восприятию красок, снижает способность непосредственно чувствовать цвет. Ядро цветоэмоциональных значений является принципиально схожим у детей и взрослых.

Изучалась возможность диагносцирования эмоциональных состояний испытуемых методом цветовых предпочтений (тест Люшера). В целях верификации результатов, эмоциональные состояния вызывались у испытуемых с помощью гипнотического внушения. Находясь во внушенном состоянии «радости», испытуемые чаще всего предпочитали красный и желтый, а отвергали коричневый и черный. Внушение «чувства вины» вызвало предпочтение серого и синего цвета, а красный и желтый, наоборот, отодвинулись в конец цветового ряда.

А.М. Эткинд (1979; 1980-85) провел серию исследований цветоэмоциональных значений у взрослых. В первой работе (1979) изучалось сопряжение 8-ми цветов теста М. Люшера с 9 основными эмоциями по К. Изарду (1980). В таблице 2.4.1. представлены частоты ассоциаций цветов (в %) с эмоциональными факторами Изарда (в каждый фактор включено по три отдельных эмоции).

Таблица 2.4.1.

Цвет Эмоции
Интерес Радость Удив.* Грусть Гнев Отвр.* Стыд Страх Утом.*
Серый 6 4 2 27 1 15 18 12 53
Синий 27 4 2 27 5 7 13 15 8
Зелен. 26 10 26 13 8 7 19 8 7
Красн. 16 52 23 4 55 4 4 17 2
Желт. 20 24 56 1 9 19 12 15 1
Фиолет. 5 12 14 12 6 22 16 7 12
Корич. 10 8 3 14 4 27 17 3 23
Черный 10 2 2 22 38 18 13 43 24

*Удив. — удивление, Отвр. — отвращение, Утом. — утомление. Наблюдаемая частота цветоэмоциональных ассоциаций достоверно отличалась от случайного распределения по данным Х 2 . Для всей матрицы его значение составило 716 (р

Психофизические характеристики цвета Параметры эмоций
Цветовой тон Направленность
Красный Активная
Зеленый Нейтральная
Синий Пассивная
Светлота Валентность
Светлый Положительная
Темный Отрицательная
Насыщенность Сила
Насыщенный Интенсивная
Ненасыщенный Слабая

Светло-синий — синий, светлый, малонасыщенный. Эмоциональные параметры — пассивный, положительный, слабый. Быть, по настоящему, «веселым», «радостным» голубому мешает его пассивность. Он выражает чувство дружелюбного нейтралитета, легко переходящее в равнодушие и безразличие (см. В. Кандинский).

Взаимосвязь эмоций и цвета является закономерной, обусловленной, с одной стороны, психофизическими характеристиками цвета, а с другой — психофизиологической организацией человека. Из этого с необходимостью следует, что определенные формы отношения к цвету у человека несут информацию об его индивидуальных и типологических качествах — темпераменте, характере и личности. Косвенно, на данную проблему выходили многие исследователи, изучавшие взаимосвязь цвета и эмоций.

Цвет и характер

Разнообразие теоретико-методических подходов в изучении индивидуальных и типологических особенностей человека значительно затрудняет продуктивное сравнение результатов, полученных при исследовании взаимосвязей между отношением к цвету и характером. В настоящем разделе мы используем понятие «характер» достаточно условно — как обозначение устойчивых паттернов внешних (поведенческих) проявлений и их внутренних (психических) условий. Мы специально не будем дифференцировать понятия темперамент, характер, личность, поскольку в различных психологических школах им дается самая различная трактовка, а также потому, что для нас сейчас не столь важно, какая из перечисленных инстанций оказывает большее влияние на отношение субъекта к цвету, а важно установить, что подобное влияние вообще существует.

Одним из немногих обще употребляемых в психологии понятий, относящихся к сфере характера, является введенное К. Юнгом понятие «экстраверсии-интроверсии», хотя следует признать, что его значение различными психологами трактуется не всегда однозначно. Так Г. Айзенк, создатель известного личностного опросника, понимает экстраверсию — интроверсию как, прежде всего, ряд врожденных психофизиологических свойств человека и соотвествующих им характеристик поведения, абстрагируясь от того психологического содержания, которое вложил в это понятие К. Юнг. По данным Айзенка (1941) люди, предпочитающие яркие цвета, являются более активными в поведенческих аспектах (экcтравертированными), чем те, кто отдает предпочтение темным оттенкам.

Читайте также:  Добро это чувство или качество человека

Л.П. Урванцев сообщает о наличии зависимости между цветовыми предпочтениями и факторами «экстраверсии» и «нейротизма» по Айзенку. Испытуемые с высокими показателями нейротизма лишь небольшое число цветов оценивают нейтрально. Количество предпочитаемых цветов у интровертов в два раза меньше, чем у экстравертов. Последние чаще выбирают оттенки красного и желтого и реже — синего и зеленого. . В исследовании корреляции между цветовыми предпочтениями (по тесту Люшера) и факторами опросника Айзенка выявлено не было.

В нашей работе (1983) удалось выявить определенную связь между цветовыми выборами по тесту М. Люшера и значениями факторов экстраверсии и нейротизма. На выборке в 100 испытуемых (студенты) получена прямая корреляционная зависимость между предпочтением красного цвета и уровнем экстраверсии (R = 0.404; Р 1

Источник

Психология цвета: что это, как влияют цвета на эмоции человека

Психология цвета: Freepick

Приходилось ли замечать, что в одних местах расслабляетесь, а в других беспричинно раздражаетесь? Задумывались ли над тем, почему в разные дни выбираете разную одежду? В каждом из случаев важную роль играет цвет и его воздействие, о чем рассказывают опытные психологи.

Что такое психология цвета и как она используется

Психология цвета исследует ментальные и эмоциональные эффекты, которые оказывают на людей цвета. Она описывает индивидуальные особенности, а также общие для всех воздействия.

Дипломированный психолог-практик, создатель центра популяризации практической психологии Вадим Куркин рассказывает, например, о таких эффектах:

  • Теплые цвета (красный, желтый, оранжевый) связаны с разнообразием эмоций. Это может быть как ощущение комфорта и радости, так и враждебность или гнев.
  • Холодные цвета (зеленый, синий, фиолетовый) вызывают спокойствие или печаль.

Шесть упражнений для психологической силы

Знания психологии цвета применяются в разных аспектах.

Цвет в дизайне помещений и выборе одежды

Психология цвета актуальна для дизайнеров, которые планируют ремонт и выбирают гамму для оформления тех или иных помещений. Спокойные холодные тона рекомендуют для спален, а в ярких оттенках декорируют гостиные и кухни. Немаловажна цветовая гамма при оформлении офисов и рабочих помещений.

Помогает знание психологии цвета в составлении гардероба, выборе одежды для разных мероприятий. Чем ярче цвет и контрастнее тона, тем быстрее окажетесь в центре внимания, холодные тона сделают вас неприметным.

Диагностика психологического состояния

Магия цвета: Freepick

Для оценки психоэмоционального состояния человека применяется цветовой тест Люшера. Он хорошо известен психиатрам и психологам, консультантам по вопросам брака, криминалистам, врачам и кадровым агентам:

Проживание эмоций: что это такое и как с этим справиться?

  • В полном варианте теста есть семь таблиц и 73 цветных поля. Есть упрощенный вариант на восемь цветов.
  • Во время теста человек последовательно выбирает цвета от наиболее до наименее приятных.
  • Исходя из выбора, делают выводы о душевном, а порой и о физическом состоянии человека, особенностях его поведения, страхах, склонностях, отношениях к окружающему миру.

Психология цвета в рекламе и маркетинге

Различные цвета способны вызывать у человека ощущение голода, стимулировать позитивные или негативные эмоции, вселять доверие, ощущение спокойствия или стимулировать активность. Оттенок упаковки и самого продукта имеет огромное значение для покупателя, даже если он не задумывается об этом.

Даже цвет таблеток влияет на их эффективность. Поэтому современные маркетологи учитывают особенности цветовой гаммы продуктов.

Как избавиться от комплексов и почему они появляются

Влияние цвета на человека

Влияние цвета на человека: Freepick

Психологические эффекты цвета сейчас активно изучаются и используются. Кандидат психологических наук Борис Базыма рассказывает об основных характеристиках цветов и их воздействия на человека с точки зрения психологии.

Красный

Красный — это сильный цвет, это кровь, огонь и страсть. Оттенок на человека воздействует как агрессивный и возбуждающий стимул:

  • Он помогает принимать решения, бодрит, дает энергию, подталкивает к действиям.
  • С помощью этого тона можно улучшить тонус кровяных сосудов и согреться.
  • Оттенок поможет наладить сексуальную жизнь.

Следует помнить, что переизбыток красного приводит к вспыльчивости, излишней эмоциональности и несдержанности. Поэтому, если собираетесь выбрать тон для интерьера, не окрашивайте стены в красный, сделайте несколько ярких акцентов. Хорошо, если поставите какой-либо предмет в этом цвете в ванной, то сможете быстрее проснуться, он поднимет настроение.

Как избавиться от тревожности и страха

Читайте также:  Если у мужа переменчивое настроение

Красный цвет идеален для одежды, если собрались на свидание.

Желтый

Желтый — цвет солнца и одуванчиков:

  • Предметы этого оттенка вызывают ассоциации с теплом, светом и радостью. Желтый поднимает настроение и дарит заряд положительных эмоций.
  • Многое зависит от оттенка. Например, медовый тон ассоциируется с осенними листьями, поэтому может навевать легкую грусть. Лимонный оттенок подталкивает человека к новым свершениям.

Желтый цвет в интерьере положительно влияет на мозговую деятельность и развитие творческих способностей. Однако этот тон необходимо разбавлять другими, чтобы не потерять контроль над собой.

Оранжевый

Оранжевый относится к теплым и положительным оттенкам:

  • Он благотворно влияет на работоспособность человека, повышает концентрацию внимания, помогает наладить контакт с другими людьми.
  • Способен избавить от затяжного стресса.

Почему важно проживать свои эмоции и как правильно это делать

Однако оранжевый вызывает и негативные чувства: при избытке тона возникает раздражительность и усталость.

Если хотите использовать оранжевый в интерьере, разбавьте его желтым, белым или зеленым, иначе быстро устанете. Это цвет энергичный, поэтому лучше сделать несколько акцентов в рабочем кабинете или гостиной.

Зеленый

Зеленый — многогранный цвет. Он вписывается в любой образ, какую бы одежду такого цвета ни выбрали. Его теплые оттенки действуют успокаивающе, а холодные — приводят в тонус. Кроме того, зеленый улучшает аппетит, дарит ощущение безопасности и уюта, избавляет от плохих эмоций и поднимает настроение.

Зеленый — отличный основной цвет для большинства интерьеров. Хорошо подходит для оформления гостиной, кухни и ванной комнаты.

Как стать лучше: эффективные способы изменить себя

Голубой

Голубой цвет в психологии: Depositphotos

Голубой цвет ассоциируется с небом и морем, спокойствием и умиротворением, ожиданием радости:

  • Он вызывает положительные эмоции — эйфорию, радость, счастье.
  • Способствует развитию творческих способностей.
  • Стимулирует общительность, снижает утомляемость и стабилизирует эмоции.

Голубой подходит для спальни: он вызывает сонливость и расслабляет после трудового дня. Его часто применяют для оформления детских комнат.

Синий

Яркий синий цвет связан с чрезмерной активностью и деятельностью. Он возбуждает головной мозг и повышает импульсивность. По этой причине эмоциональному человеку лучше относиться к его ярким оттенкам с осторожностью.

Глубокий оттенок синего способен подарить спокойствие и умиротворение. Люди, которые часто носят одежду таких тонов, уверены в себе. В интерьере синий подходит для оформления кабинетов, так как он помогает сосредоточиваться и настраиваться на рабочий лад.

Как преодолеть страх и почему мы боимся

Фиолетовый

Фиолетовый — один из самых загадочных и противоречивых цветов:

  • Тона фиолетового вызывают спектр эмоций — от умиротворения до агрессии.
  • Этот цвет хорош для творческих и уверенных в себе людей.
  • Фиолетовый развивает интуицию, усиливает работоспособность, повышает концентрацию внимания.
  • Его переизбыток способен вызвать депрессию.

В интерьере все оттенки фиолетового смотрятся шикарно и богато, однако лучше разбавить их серым, белым или желтым цветом. Если выбираете одежду фиолетового цвета, то помните: он подходит харизматичным людям.

Белый

Белый — цвет чистоты и невинности. Однако у некоторых он вызывает отвращение, ассоциируясь с больницами.

Белый цвет предпочитают люди, которые точно знают, чего хотят добиться в жизни. Он побуждает к деятельности, дарит силы на новые свершения и заставляет отбросить все сомнения и страхи. Белый нравится тем, кто ценит свободу и независимость.

Кремовый цвет: сочетание и применение для создания модного образа

Переизбыток белого вызывает раздражительность и утомляемость, поэтому в интерьере он подходит как дополнительный цвет.

Черный

Черный часто ассоциируется с трауром, депрессией, смертью, негативом, но вместе с тем он самый стильный оттенок в интерьере и одежде. Черный отображает протест против мира, а также побуждает к глубоким размышлениям и открытиям.

Люди, которые предпочитают этот оттенок, склонны к депрессиям. Однако цвет провоцирует человека на неожиданные поступки.

В интерьере черный используют редко, чтобы не оказать негативное влияние на психику, но несколько деталей в гостиной не повредят.

Зная секреты психологии цвета, сможете создать максимально комфортное пространство. Обращайте внимание на то, как влияют на вас те или иные оттенки, и применяйте эти сведения. Пусть жизнь будет яркой и насыщенной!

3 способа быть здоровыми и счастливыми каждый день

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Оцените статью