- Научная электронная библиотека
- Тема занятия №5. Эмоциональные психические процессы. Эмоции чувства
- Содержательная часть
- Основные теории эмоций. Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге
- Таламическая теория эмоций Кенона-Барда
- Лимбическая теория эмоций
- Информационная теория П.В. Симонова
- Эмоции как психологический процесс
- Эмоции как психический процесс импульсивной регуляции поведения, история их изучения, функции, свойства и физиологическое значение. Общая характеристика основных видов эмоциональных состояний. Сравнительный анализ основных теорий возникновения эмоций.
- Подобные документы
Научная электронная библиотека
Тема занятия №5. Эмоциональные психические процессы. Эмоции чувства
Место проведения: аудитория
Продолжительность: 2часа
Цели занятия:
- Определение и общая характеристика эмоций.
- Изучение основных свойств и функции эмоций.
- Изучение патологий эмоциональной сферы.
Студент должен знать:
- Определение понятия «эмоция»
- Классификации эмоций
- Функции эмоций
- Проявления эмоциональных свойств
- Патологию эмоциональной сферы.
Студент должен уметь:
- Классифицировать эмоциональные состояния.
- Владеть способами снижения эмоциональной напряженности.
- Классифицировать индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств.
Темы проектов, рефератов:
- Эмоции и их роль в жизни человека.
- Изучение эмоциональных отношений больных к своему заболеванию.
- Индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств.
- Патология эмоциональной сферы.
- Развитие эмоций в онтогенезе.
Рекомендуемая литература:
Основная литература
- Сидоров, А.В. Парняков. Б.Д. Клиническая психология. — 2008.
- Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. — Ташкент, 1976.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. — М., 1976.
- Петренко Л.В. Нарушение высших форм памяти. — М., 1976.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — М., 1990.
- Лакосина Н.Р., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. — Л., 1976.
- Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. — М.: 2006.
- Лакосина Н.Д.Клиническая психология. Учеб. для студентов медицинских вузов. — М.: МЕД пресс-информ, 2003.
- Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. — 2002.
- Рубинштейн С.Л Основы обшей психологии: в 2т. — Т.1. — М., 1989.
Дополнительная литература:
1. Современная психология: справочное руководство. — М.: ИНФРА-М, 1999.
2. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружини-на. — СПб.: Питер, 2001.
3. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. общие основы психологии. — 3-е издание. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997.
4. Вилюнас В.К. психология эмоциональных состояний. — М.: Изд-во МГУ, 1976.
5. Изард К.Е. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1999.
6. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. Вилюнаса. — М.: Изд-во МГУ, 1984.
Исходный уровень контроля знаний:
1. Что изучает наука психология?
2. Что является предметом и объектом психологии?
3. Основные формы психических явлений.
4. Какие вы знаете психические процессы и состояния личности?
5. Назовите, какие вы знаете органы чувств?
Основные вопросы темы:
1. Характеристика эмоций
2. Основные теории эмоций.
3. Функции эмоций.
4. Основные компоненты эмоций
5. Классификация эмоций
6. Эмоциональные феномены
7. Снятие эмоционального напряжения
8. Патология эмоциональной сферы
Итоговый контроль уровня знаний:
1. Дайте основную характеристику эмоций.
2. Какие вы знаете основные теории эмоций.
3. Чем обусловлено возникновение эмоций в периферической теории Джеймса-Ланге?
4. В чем заключается различия в теориях эмоций Джеймса-Ланге и Кеннона-Барда?
5. Какие вы знаете функции эмоций?
6. В чем состоит регулирующая функция эмоций?
7. Перечислите основные компоненты эмоций.
8. Что относится к внутренним проявлениям эмоций.
9. Авторы классификаций эмоций.
10. О каких трех основных переменных идет речь в классификации, разработанной Симоновым?
11. В чем разница эмоционального состояния и эмоциональной реакции?
13. Какие проявления эмоциональных свойств вам знакомы?
14. Дайте определение понятию «эмпатия»? Какова ее роль в деятельности медицинского работника?
15. Какие способы снятия эмоционального напряжения вам знакомы?
Содержательная часть
Эмоции и чувства — процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные признаки.
Во-первых, они характеризуются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: веселье — грусть, радость — печаль; счастье — горе и т.д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него).
Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность. Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Различают эмоции:
— стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев);
— астенические, — сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль).
Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является их интегральность, целостность: в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску. Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр. (Например, английские психофизиологи регистрировали изменения КГР у испытуемых в процессе воспоминания ими воздушных налетов на Лондон).
Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций — неотделимость их от других психических процессов. Эмоции взаимосвязаны с психической жизнью, они сопровождают все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное — неприятное), в мышлении — как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и пр.).
Эмоции не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней среды, в них отражается субъективная значимость объекта для человека.
Основные теории эмоций. Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге
Согласно этой теории, эмоциональные состояния являются вторичным явлением — осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Американец В. Джеймс (18884) и не зависимо от него датчанин Г.Ланге (1885) сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими физиологическим сдвигам в организме. Ощущение этих собственных ощущений в организме и переживаются человеком как эмоция. Джеймс подчеркивал, что телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознания нами этого возбуждения, в то время как оно совершается и есть эмоция. Суть своей теории Джеймс выразил известным парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим». В рамках этой теории физиолого-телесные периферические изменения которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали их причиной. Теория Джеймса Ланге сыграла важную роль в развитии теории эмоций, обозначив связь между тремя событиями: внешним раздражителем, поведенческим актом и эмоциональным переживанием. Наиболее уязвимым местом теории остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций.
Таламическая теория эмоций Кенона-Барда
Одна из первых центральных эмоций — таламическая теория эмоций была создана в 1929 году. Физиолог У. Кенон пришел к выводу, что в теории Джеймса — Ланге ошибочно само исходное положение, согласно которому каждой эмоции соответствует свой собственный набор физиологических изменений. Его исследования показали, что одни и те же физиологические реакции могут сопровождать разные по модальности эмоции. У. Кенон пришел к выводу о том, что телесные изменения при эмоциях биологически целесообразны и являются средством до достижения цели — они готовят организм к борьбе или бегству. Согласно таламической теории (сигналы активизации вегетативных функций возникают в одном и то же центре мозга — таламусе) психологическое переживание и физиологические реакции возникают одновременно. Согласно этой теории центральной структурой эмоционального процесса является таламус, а сам процесс относится к разделу безусловных рефлексов. Таким образом, таламус рассматривается как резервуар эмоционального напряжения который при известных условиях разряжается мощными импульсами направляющимися преимущественно к коре и вызывающими эмоции злобы, страха и т.д.
Лимбическая теория эмоций
Наиболее существенный теоретический вклад в создание лимбической теории принадлежит Пейпецу (1937 г.). В соответствии с его взглядами структурно и функционально связанные между собой гипоталамус, передние таламические ядра, поясная извилина, и гиппокамп составляют замкнутый круг, по которому циркулируют эмоциональные процессы.
Информационная теория П.В. Симонова
П.В. Симонов полагает, что «потребность выступает как побудительная сила любого поступка, в том числе действий обыденных, автоматизированных, осуществляемых на эмоционально нейтральном фоне. Таким образом, мы не имеем никаких оснований рассматривать эмоцию в качестве прямого и обязательного следствия возникновения потребности». [В своих работах П.В. Симонов ставит себе задачу «сосредоточить внимание на тех фактах, которые показывают, что потребность, влечение (мотивация), возбуждение нервного аппарата эмоций и, наконец, действие представляют тесно связанные, но самостоятельные звенья адаптивного поведения, имеющие относительно самостоятельное анатомическое представительство в мозге».] Таким образом, он считает, что за развитие мотиваций и эмоций отвечают различные анатомические структуры нервной системы. Согласно теории П.В. Симонова, в организме человека объективно существуют определенные потребности, которые не зависят от сознания. Мотивация есть результат осознания этой потребности, которое приводит к формированию цели активности. При этом активность может быть двоякого рода: по приближению желаемого события и по устранению нежелаемого.
Таблица 1
Классификация эмоций человека в зависимости от соотношения величины потребности и информационной характеристики среды (по Симонову)
Дистанционное взаимодействие
Овладение, обладание
Источник
Эмоции как психологический процесс
Эмоции как психический процесс импульсивной регуляции поведения, история их изучения, функции, свойства и физиологическое значение. Общая характеристика основных видов эмоциональных состояний. Сравнительный анализ основных теорий возникновения эмоций.
Рубрика | Психология |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 25.11.2010 |
Эмоции — психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. Это одно из проявлений субъективного отношения человека к окружающей действительности и к самому себе. В жизни человека эмоции играют очень важную роль. Это особый класс психических явлений, процессов и состояний, которые связаны с инстинктами, потребностями и мотивами. Они отражают окружающий мир в форме непосредственного переживания, и в них отражается значимость для индивида явлений ситуации, которые его окружают.
Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.[13]
Эмоции в жизни человека играют очень важную роль. Они отличаются от других психических процессов, но отделить их трудно, т.к. они сливаются в едином переживании человека. Например, восприятие произведений искусства в образах всегда сопровождается теми или иными эмоциональными переживаниями, выражающими отношение человека к тому, что он чувствует. Интересная, удачная мысль, творческая деятельность сопровождаются эмоциями. Разного рода воспоминания также связаны с образами и несут в себе не только информацию, но и чувство. Простейшие вкусовые ощущения, такие, как кислое, сладкое, горькое и солёное, также настолько слиты с эмоциями, что без них даже не встречаются в жизни.
От ощущений эмоции отличаются тем, что ощущения никакими специфическими субъективными переживаниями типа удовольствия или неудовольствия, приятного или неприятного обычно не сопровождаются. Они дают человеку объективную информацию о том, что происходит в нём и вне его. Эмоции же выражают собой субъективные состояния человека, связанные с его потребностями и мотивами.[7]
Эмоциональные проявления являются интересной сферой психики человека. Эти проявления играют важную роль в любом из видов межличностного общения и не только, т.к. они выражают реакцию и отношение человека к той или иной ситуации, явлению и т.п. Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.
Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.
В эмоциях проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.
Эмоции, так же, как и чувства — это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.
Мир эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Эмоции не всегда ярко выражены и имеют однозначный смысл. Существуют оттенки эмоций, которые не всегда легко распознать. По моему мнению, чем лучше человек распознаёт эмоции, тем проще ему понять другого человека и самого себя.
Эмоция может рассматриваться как изменённое или особое состояние сознания. Она может существовать относительно независимо от других состояний сознания, но обычно взаимодействует с ними и влияет на сосуществующие состояния или процессы в сознании.
Эмоции — это свойственные каждому из нас психологические реакции на хорошее и плохое, это наши тревоги и радости, наше отчаяние и наслаждение, эмоции обеспечивают нам способность к переживанию и сопереживанию поддерживают интерес к жизни, к окружающему миру. Эмоции составляют часть нашей психологической деятельности.
История изучения эмоций
Уже многие века ученые признают центральное место эмоций в человеческой психике. Платон рассматривал их как один из трех существенных элементов человеческой души наряду с разумом и телесными влечениями. Аристотель рассуждал о базовых биологических тенденциях в эмоциональном опыте и, анализируя отношения между представлениями и эмоциями, предвосхитил современные идеи. Эмоциональный опыт и аффективные состояния интересовали не только древних философов, они вызывают интерес и у современных ученых.
В XVIII и XIX вв. не было единой точки зрения на эмоции. Так, согласно трёхкомпонентной теории эмоций В. Вундта, эмоции выражают: удовольствие — неудовольствие, напряжение — расслабление, возбуждение — успокоение. Эмоции представляют собой внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и в некоторой степени влиянием представлений на чувства. Телесные реакции являются лишь следствием эмоций, но вместе с тем эти телесные следствия эмоций влияют на духовную жизнь.
Современная история исследования эмоций начинается с появления в 1884 г. Статьи Джемса «Что такое эмоция». В следующем году немец Г. Ланге опубликовал работу «Эмоции», в которой излагались идеи, близкие идеям Джемса.
По теории Джемса — Ланге, эмоция определяется как «восприятие телесных изменений», производимых стимульной ситуацией. Данная теория подтверждается фактами:
— если из какой либо эмоции как состояния сознания одно за другим вычесть все ощущения, представленные в телесных симптомах, то, в конце концов, от эмоции ничего не останется;
— невозможно выполнение движений, соответствующих оной эмоции, и одновременное переживание другой;
— имеется соответствие между определёнными переживаемыми эмоциями и типичными для них телесными и мимическими реакциями.
Теория Джемса — Ланге была подвергнута критике со стороны У. Кеннона, которому после серии экспериментов с денервацией висцеральных органов экспериментальных животных удалось показать, что:
— отделение внутренних органов от центральной нервной системы не изменяет эмоциональное поведение;
— внутренние органы реагируют слишком интенсивно и слишком медленно для того, чтобы быть источником эмоциональных ощущений;
— одни и те же висцеральные изменения возникают при различных эмоциональных состояниях;
— искусственно вызванные висцеральные изменения, типичные для определённых эмоций, этих эмоций не вызывают.
Таламическую теорию У. Кеннона и Ф. Барда можно считать в определённом смысле альтернативной теории Джемса — Ланге, так как её авторы считают, что не эмоция есть осознание двигательной и вегетативной реакции, а напротив, «вегетативные изменения и мышечные реакции организма являются следствием переживания эмоций». В основе интерпретации центральной нервной системой эмоциональной ситуации лежит работа таламуса, который одновременно посылает и к автономной нервной системе, и к полушариям головного мозга, где осознаётся значение эмоциогенной ситуации. Центром эмоций является таламус, а кора больших полушарий головного мозга выполняет следующие функции: во-первых, благодаря ей значительно увеличивается число ситуаций, вызывающих эмоцию, сочетание в коре множества рецепторных и ассоциативных зон повышает возможности различения стимула и обеспечивает эффективность условных раздражителей; во-вторых, благодаря коре эмоциональные реакции отличаются большей адекватностью ситуации.
Несмотря на очевидные достоинства, теория Кеннона — Барда страдает механистичностью, сводя сложный механизм действия эмоций к рефлекторной деятельности. Безусловно, физиологические корреляты являются фактором, детерминирующим эмоциональные реакции, но не единственным, как удалось доказать авторам двухфакторной теории эмоций Э. Шехтеру и Д. Сингеру. Уровень активации, составляющий физиологическое возбуждение, ещё не определяет эмоцию. Для этого необходимо когнитивная интерпретация связанных с конкретной ситуацией причин внутреннего состояния возбуждения. Уровень активации — физиологический компонент — обладает энергетической функцией. Когнитивный компонент сообщает переживанию эмоции содержание, окраску и направленность. Таким образом, согласно данной теории, эмоциональное реагирование обусловлено двумя факторами — физиологическим и когнитивным. Например, одна и та же ситуация — дождливая погода — может рассматриваться в различных смысловых контекстах и вызвать, соответственно различные эмоциональные реакции: если рассматривать дождливую погоду в контексте планов на прогулку, то это вызовет реакцию огорчения, если же в контексте открывшейся возможности остаться дома и почитать интересную книгу, то, как минимум, реакцию удовлетворения. [12]
Исследователь эмоций Роберт Плутчик полагает, что в основе современных исследований эмоций лежат четыре традиции, возникшие в конце XIX — начале XX века. Каждая из этих традиций предвосхитила один из аспектов современных исследований. В своем труде «Выражение эмоций у человека и у животного» Чарльз Дарвин утвердил эволюционные подходы к изучению эмоций. Он описал многочисленные сходства между выражением эмоций людьми и животными (например, волчий оскал и издевательская усмешка человека). Основываясь на этих данных, он заключил, что выражение эмоций отражает врожденные биологические механизмы, эволюционировавшие посредством естественного отбора. Джемс и Ланге раскрыли роль физиологических процессов в эмоциональном опыте. Они предположили, что эмоциональный опыт основан на восприятии состояния организма и что разные эмоции порождаются восприятием разных паттернов изменения в мышцах и активности периферической нервной системы. Уолтер Кэннон предложил другую точку зрения. По его мнению, в основе эмоционального опыта лежат не периферические процессы, а процессы центральной нервной системы. Наконец, в психоаналитической теории Фрейда были раскрыты потенциально значительные расхождения между внутренней эмоциональной жизнью и внешним проявлением эмоций. Как подчеркивал Фрейд, эмоции могут вытесняться и искажаться с последствиями для эмоционального и физического благополучия. Современные исследования универсальности эмоционального опыта и выражения эмоций различных физиологических паттернов, связанных с конкретными эмоциональными состояниями, специфических участков коры головного мозга, ответственных за возникновение разных эмоций и индивидуальных различий в тенденции выражать или подавлять свои чувства значительно обогатили упомянутые выше традиции. Наконец, необходимо отметить вклад Силвана Томкинса, который интенсивно изучал эмоциональный опыт в то время, когда эта тема не вызывала интереса академических психологов. Рассмотрение им эмоций как врожденных механизмов, мотивирующих разные формы действий и выражающихся в биологически детерминированных паттернах лицевой экспрессии, оказало существенное влияние на последующие поколения исследователей.
У всех высших животных и у человека есть в мозге структуры, тесно связанные с эмоциональной жизнью. Это лимбическая система, в которую входят скопления нервных клеток, расположенные под корой головного мозга, в непосредственной близости к его центру, управляющему основными органическими процессами: кровообращением, пищеварением, железами внутренней секреции. Отсюда тесная связь эмоций как с сознанием человека, так и с состояниями его организма.[3]
— Организующая функция (организация некоторой деятельности, на которую отвлекаются силы и внимание, что может помешать параллельно осуществляемой деятельности). Также эмоции выполняют дезорганизующую функцию (состояние аффекта).
— Оценочная функция (эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость или смысл каких-либо явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий, а также служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленного на удовлетворение тех потребностей, которые являются актуальными в данный момент).
— Регуляторная функция (способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нём те воздействия и удавшиеся — неудавшиеся действия, которые их возбудили).
— Предвосхищающая функция (прогнозирование, предвосхищение дальнейшего развития событий).
— Экспрессивно-коммуникативная функция (способность вызывать и испытывать сочувствие, сострадание, разделять чувства других людей).
— Мотивационная функция (способность эмоций побуждать человека к действиям).
— Активационная функция (обеспечение оптимального уровня возбуждения центральной нервной системы).
Возможность переноса, обобщенность. Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс подобных объектов.
Притупляемость. Под влияние длительно действующих раздражителей чувства перестают быть яркими (любая песня надоедает, если ее постоянно слышишь, часто повторяемая шутка уже не вызывает смех). Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку отрицательные чувства сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая человека к изменениям.
Взаимодействие. Различные чувства, возникающие при воздействии разнообразных раздражителей, влияют друг на друга. Например, чувство досады от неэтичного поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Происходит контраст чувств.
Суммирование. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммирования, может укрепляться любовь, уважение к человеку или, наоборот, ненависть, которая может привести к аффекту.
Замещение. Неудача в одной сфере может компенсироваться успехом в другой.
Переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты.[16]
Виды эмоциональных состояний
В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.
— Эмоциональный тон — это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия и побуждающие субъекта к их устранению или сохранению. Может быть сравним с примитивными психическими тропизмами (приближение к приятному стимулу малой интенсивности и удаление от стимула большей интенсивности). Нередко подобные переживания в силу их слабой дифференцированности невозможно выразить вербально. Осознаются как эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т.п.
— Собственно эмоции — психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
Эмоции и чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам. Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия.[2] Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Это менее сильные и более длительные, чем аффект, предметные специфические психические процессы и состояния, возникающие в конкретной обстановке и имеющие узконаправленный характер, отражающие совершающиеся, вспоминаемые и вероятные события в форме переживаний, сопровождающих субъективную оценку этих событий. Или, словами А. Н. Леонтьева: «Они имеют отчётливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Собственно эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально ещё не наступили, и возникают в связи с представлением о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний».
Традиционным считается деление эмоций на положительные и отрицательные. Хотя эта, весьма общая, классификация эмоций в целом правильна и полезна, понятия положительности и отрицательности в приложении к эмоциям требуют некоторого уточнения. Например, такие эмоции, как гнев, страх, стыд не могут быть безоговорочно отнесены к категории отрицательных, негативных. Гнев иногда прямо соотносим с приспособительным поведением и ещё чаще — с защитой и утверждением личностной целостности. Страх также связан с выживанием и наряду со стыдом способствует регуляции разрешительной агрессивности и утверждению социального порядка. Вместо того чтобы говорить об отрицательных и положительных эмоциях, более точно было бы считать, что существуют такие эмоции, которые способствуют психологической энтропии, и такие, которые облегчают конструктивное поведение. В этом смысле будет ли данная эмоция положительной или отрицательной, зависит от интраиндивидуальных процессов взаимодействия субъекта и окружающей среды.
Не менее популярной является классификация эмоций по отношению к деятельности и, соответственно, их деление на стенические (побуждающие к действию, вызывающие напряжение) и астенические (тормозящие действие, угнетающие).
Также известны классификации эмоций: по происхождению от групп потребностей — биологические, социальные и идеальные эмоции, по характеру действий, от которых зависит вероятность удовлетворения потребности,- контактные и дистантные.
— Аффект — стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчинённую сознательному волевому контролю разрядку в действии. Это особо выраженное эмоциональное состояние, сопровождаемое видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность.
Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.
Аффекты способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.
Основное в аффекте — это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком потрясение, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля над действиями. В аффекте резко изменяются параметры внимания: снижается его переключаемость, нарушаются концентрация, память вплоть до частичной или полной амнезии.
Аффект оказывает дезорганизующее влияние на деятельность, последовательность и качество выполнения, при максимальной дезинтеграции — ступор или хаотичные нецеланправленные двигательные реакции. Различают нормальные и патологические аффекты. Главные признаки патологического аффекта: изменённость сознания (дезориентация во времени и пространстве); неадекватность интенсивности реагирования интенсивности раздражителя, вызвавшего реакцию; наличие постаффектационной амнезии.
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.
— Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Это интенсивное, обобщённое и продолжительное переживание, сплав эмоций, мотивов и чувств, доминирующий над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти. Объектом страсти может стать человек. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели.[9]
Причины, вызывающие страсть, могут быть различны — начиная от телесных влечений и до осознанных идейных убеждений. Она может быть принята, санкционирована личностью, а может переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Характерными чертами страсти являются сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, устойчивость, единство эмоциональных и волевых моментов, своеобразное сочетание активности и пассивности.
— Настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности. Причины, вызывающие настроение, многочисленны — от органического самочувствия (тонуса жизнедеятельности) до нюансов взаимоотношений с окружающими. Настроение имеет субъективную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознаётся не как свойство объекта, а как свойство субъекта. Определённую роль играют индивидуально-личностные особенности (например, личностные акцентуации, гипертимия- склонность к повышенному настроению, дистимия — склонность к пониженному настроению и депрессивному реагированию, эмотивность — высокая эмоциональная чувствительность и глубина эмоциональных реакций и др.).
Теории возникновения эмоций
— Теория Дарвина (Эволюционная теория). В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.[14]
— Теория Джемса — Ланге. Идеи Ч. Дарвина были восприняты и развиты в другой теории, получившей в психологии широкую известность. Ее авторами явились У. Джемс и К. Ланге. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций — любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса — Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем — как их следствие — возникает сама эмоция.
— Теория Кеннона — Барда. Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро.
Самым сильным контраргументом Кеннона к теории Джемса — Ланге оказался следующий: искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций.
Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.
В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх.
— Теория Линдсея — Хебба. Психоорганическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса — Ланге и Кеннона — Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла акгивационная теория Линдсея — Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Акгивационная теория базируется на следующих основных положениях:
1. Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной формации.
2. Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.
— Теория Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т. е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение. Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями. В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим.
Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве змоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.
— Теория Шехтера. Согласно этой теории на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также той дополнительной эмоциогеннои информации, которая предназначена для изменения оценки человеком возникшей ситуации.
В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом — состояние гнева. После принятия соответствующего «лекарства» испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.
Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемьгх эмоциональных переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.[6]
— Теория Симонова. Интересную гипотезу о причинах появления эмоций выдвинул П. В. Симонов. Он утверждает, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоционального напряжения определяется силой потребности и величиной дефицита информации, необходимой для достижения цели.
Эмоции способствуют поиску новой информации за счет повышения чувствительности анализаторов (органов чувств), а это, в свою очередь, приводит к реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов и улучшает извлечение информации из памяти. Вследствие этого при решении задачи могут быть использованы маловероятные или случайные ассоциации, которые в спокойном состоянии не рассматривались бы. Тем самым повышаются шансы достижения цели. Хотя реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых еще неизвестна, избыточно, оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.[11]
— Теория Фрейда. 3. Фрейд основывал свое понимание аффекта на теории о влечениях и, по сути, отождествлял и аффект, и влечение с мотивацией. Наиболее концентрированное представление психоаналитиков о механизмах возникновения эмоций дано Д. Рапапортом. Суть этих представлений в следующем: воспринятый извне перцептивный образ вызывает бессознательный процесс, в ходе которого происходит неосознаваемая человеком мобилизация инстинктивной энергии; если она не может найти себе применения во внешней активности человека (в том случае, когда на влечение налагается табу существующей в данном обществе культурой), она ищет другие каналы разрядки в виде непроизвольной активности; разными видами такой активности являются «эмоциональная экспрессия» и «эмоциональное переживание». Они могут проявляться одновременно, поочередно или вообще независимо друг от друга.
Фрейд и его последователи рассматривали только негативные эмоции, возникающие в результате конфликтных влечений. Поэтому они выделяют в аффекте три аспекта: энергетический компонент инстинктивного влечения («заряд» аффекта), процесс «разрядки» и восприятие окончательной разрядки (ощущение, или переживание эмоции).
Фрейдовское понимание механизмов возникновения эмоций как бессознательных инстинктивных влечений подверглось критике со стороны многих ученых.[15]
— Теория Анохина. В рамках этой теории эмоции рассматриваются как биологический продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни животных.
Возникновение потребностей приводит, по П. К. Анохину (1949,1968), к возникновению отрицательных эмоций, которые играют мобилизующую роль, способствуя наиболее быстрому удовлетворению потребностей оптимальным способом. Когда обратная связь подтвердит, что достигнут запрограммированный результат, т. е. что потребность удовлетворена, возникает положительная эмоция. Она выступает как конечный подкрепляющий фактор. Закрепляясь в памяти, она в будущем участвует в мотивационном процессе, влияя на принятие решения о выборе способа удовлетворения потребности. Если же полученный результат не согласуется с программой, возникает эмоциональное беспокойство, ведущее к поиску других, более успешных способов достижения цели.
Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых, более успешных способов достижения цели.[1]
Помимо этих, существует ещё множество других теорий, таких, как теория дифференциальных эмоций К. Изарда, фрустрационные теории эмоций и прочие теории.[6]
Эмоциональность трактуется как совокупность свойств человека, характеризующих содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности определяются теми явлениями, ситуациями и событиями, которые имеют особую значимость для субъекта. Они связаны со стержневыми параметрами личности: её мотивационной направленностью, мировоззрением, системой ценностей и базовых представлений и т.п. Качественные характеристики эмоциональности описывают отношение индивида к явлениям действительности. Они выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения.
Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, является ли эмоциональность врождённым или приобретённым свойством. Ещё И. П. Павлов считал, что различия в эмоциональности животных или людей зависят от самого типа нервной системы и от тех влияний, которым подвергался индивид с момента рождения.
Замечено, что лица, перенесшие тяжёлые заболевания, сильнее реагируют на ситуации, вызывающие гнев и страх, причём люди, имеющие несколько заболеваний, реагируют ещё острее. В то же время эмоциональные потрясения имеют более или менее генерализованный аффект, а эмоциональность обычно носит избирательный характер. У эмоциональных субъектов независимо от того, чем обусловлена их эмоциональность, отмечается высокая энергетическая мобилизация, с трудом поддающаяся контролю и порождающая эмоциональные реакции. В аналогичных ситуациях у неэмоциональных субъектов наблюдаются лишь приспособительные реакции. Данная закономерность позволяет двояко рассматривать эмоциональность: как разную степень чувствительности и как разную степень нарушения механизмов регуляции. В таком случае минимальная эмоциональность будет обнаружена при низкой чувствительности и высоком уровне развития навыков регуляции поведения.
Большинство психологов выражают согласие с тем, что эмоциональность следует рассматривать в качестве одной из центральных составляющих темперамента. Сама эмоциональность имеет сложную структуру, включающую в себя ряд основных компонентов.
— Эмоциональная возбудимость. При повышенной эмоциональной возбудимости функциональный уровень деятельности изменяется в ответ на более слабые внешние и внутренние воздействия.
— Сила эмоций. Функция этого свойства — энергизация деятельности в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов.
— Тревожность — это эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации, склонность к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.
— Эмоциональная устойчивость. Функция данного свойства — сопротивление действию эмоциогенных факторов, контроль импульсов и влечений.
Попытка расширить перечень компонентов эмоциональности приводит к выходу за рамки её понимания как составляющей темперамента. В то же время такие параметры личности, как сензитивность (повышенная чувствительность к происходящим с человеком событиям) и эмотивность (богатство нюансов и утончённость эмоциональных переживаний) признаются характерологическими особенностями. Предполагается, что существует общая эмоциональная направленность личности, проявляющаяся в том, какие эмоции оказываются наиболее близкими человеку, наиболее желательными и устойчивыми. Она обусловливает избирательность отношения субъекта к явлениям природы и искусства, жизненным ситуациям и окружающим его людям.[10]
Физиологическое значение эмоций
Эмоции человека имеют важное значение в оптимизации всей деятельности организма. Отрицательные эмоции являются сигналом нарушения постоянства внутренней среды организма и тем самым способствуют гармоничному течению жизненных процессов. Положительные эмоции — своеобразная «награда» организму за труд, затраченный им в процессе достижения полезного результата. Тем самым положительные эмоции — сильнейшее средство закрепления полезных для организма условно- рефлекторных реакций. Следовательно, положительные эмоции — сильнейший стимул эволюции, нарушитель покоя и стабилизации, без которого невозможен был бы и сам общественный прогресс. Действительно, у человека положительные эмоции всегда вызываются успехами в его деятельности, например сделанным научным открытием.
Эмоции способствуют концентрации всех резервов организма, необходимых для быстрейшего достижения полезного эффекта. Такая концентрация всех сил организма помогает нам успешно справляться с трудностями. Особенно это важно в стрессовых ситуациях, возникающих в результате действия на организм сверхсильных раздражителей, например факторов, опасных для жизни, или больших физических и умственных нагрузок.[5]
Какова же роль эмоций? Во-первых, эмоции, отражают в своём качестве характер протекания различных жизненных процессов. Во-вторых, они управляют этими процессами, активизируя или тормозя их в зависимости от необходимости. Под жизненными процессами здесь понимается то, что связано с удовлетворением потребностей человека.
Эмоциональная жизнь человека, его переживания стали сегодня объектом исследования физиологов и врачей. Не только потому, что человек в силу своей природной любознательности стремиться проникнуть в самые заповедные уголки своего существа, не только потому, что моделирование эмоций обещает новый этап в развитии кибернетических машин, но ещё и потому, что большое число заболеваний современного человека мы зачисляем в разряд неврогенных. Роковую роль в возникновении этих заболеваний играют отрицательные эмоции.
В эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и ситуаций. Иначе говоря, эмоции — это отражение в форме переживания жизненного смысла, явлений и ситуаций. В общем, можно сказать, что все способствующее или облегчающее удовлетворение потребностей факторы вызывает положительные эмоциональные переживания, и, наоборот, всё, что этому препятствует, — отрицательные.
Эмоции возникают как результат изменений в нервной системе, и эти изменения могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. Они могут существовать относительно независимо от других состояний сознания, но обычно взаимодействуют с ними и влияют на сосуществующие состояния или процессы в сознании.
Эмоции влияют на человека в целом, но каждая эмоция влияет на субъект по-разному. Они воздействуют на уровень активности мозга, степень напряжения мышц лица и тела, на функционирование эндокринной, кровеносной и дыхательной систем. Эмоции могут изменять восприятие окружающего мира от яркого и светлого к тёмному и угрюмому, наши мысли от творческих к меланхолическим и наши действия
1. Анохин П.К. Воспоминания современников, публицистика. — М.: Наука, 1990.
2. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоции. Психология эмоций.
3. Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. Физиология ВНД и Психология. — М.: Просвещение, 1977.
4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — Л, 1985.
5. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. — М.: Высшая школа, 1985.
6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. -СПб.: Питер, 2001.
7. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. — СПб.: Питер, 2003.
8. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. — 4 изд. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2003. — Кн. 1: Общие основы психологии.
9. Общая психология: учебник. Под общ. Ред. Проф. А. В. Карпова. — М.: Гардарики, 2005.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М.,1989. — Т II.
11. Симонов П. В. ВНД человека. Мотивационно — эмоциональные аспекты. — М.: Наука, 1975.
12. Ярошевский М. Г. История психологии. 1997.
13. Психические процессы >> Эмоциональная регуляция деятельности. http://azps.ru/articles/proc/proc27.html
14. Психологические теории эмоций.
16. Словари и энциклопедии на Академике. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/674772
17. Эмоции. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B8
Подобные документы
Основные эмоциональные процессы и управление ими. Виды чувств. Эмоции как особый класс субъективных психологических состояний. Процесс импульсивной регуляции поведения. Чувства как продукт эмоционального развития человека.
контрольная работа [17,0 K], добавлен 03.08.2007
Теории изучения эмоциональных процессов и состояний, их классификация. Настроение, собственно эмоции и чувства. Аффект как разновидность эмоций. Причины возникновения и этапы стресса. Электромиографические методы диагностики эмоций по выражению лица.
курсовая работа [44,5 K], добавлен 08.05.2011
Виды и роль эмоций в жизни человека. Классификация эмоций по силе длительности и качественным параметрам. Теории эмоций и их содержание. Самооценка эмоциональных состояний. Положительные и отрицательные эмоции. Составляющие компоненты эмоций человека.
презентация [4,3 M], добавлен 23.12.2013
Общее понятие об эмоциях и определение их роли в жизни человека. Изучение основных функций и видов эмоций. Общая характеристика собственной эмоции, настроения, аффекта и стресса. Анализ отличий эмоций от ощущений и оценка их индивидуального своеобразия.
контрольная работа [42,5 K], добавлен 27.01.2012
Общая характеристика эмоций и эмоциональных состояний. Виды и проявление эмоциональных переживаний. Анализ аспектов, связанных с учетом юридически значимых эмоциональных состояний в юридической практике. Психологическая экспертиза эмоциональных состояний.
курсовая работа [40,8 K], добавлен 15.10.2014
Понятие и значение эмоций в жизни человека, разновидности и характеристика эмоциональных процессов и состояний. Теории эмоций в современной психологии. Творчество как процесс создания чего-то нового, описание главных факторов, провоцирующих его.
реферат [48,3 K], добавлен 01.08.2010
Эмоции — психологический процесс средней интенсивности. Отличительные черты и формулы эмоций. Особенности и характеристики эмоциональных переживаний. Мимические проявления эмоций. Психологические теории эмоций. Критерии оценки эмоционального отклика.
презентация [2,3 M], добавлен 16.01.2012
Изучение некоторых существующих теорий эмоций, функции и формы проявления эмоциональных явлений. Анализ классификационной схемы, выделяющей аффекты, эмоции, чувства, настроения. Влияние настроения на организм человека и роль эмоций в нашей жизни.
контрольная работа [42,0 K], добавлен 10.06.2010
Эмоции, их сущность и характеристика. Акт возникновения эмоции с позиции теории Джемса-Ланге. Характеристика положительных и отрицательных эмоций. Взаимосвязь чувств и эмоции в личности человека. Цели и задачи эмоционального воспитания человека.
реферат [36,6 K], добавлен 19.11.2015
Эмоции как особый класс субъективных психологических состояний, их характеристика и основные теории. Типы и особенности эмоциональных переживаний, понятие аффекта и стресса. Воспитание, формирование и развитие эмоций и чувств у человека, их роль.
реферат [35,4 K], добавлен 27.11.2010
Источник