- Полный список положительных эмоций человека + их значение и описание
- Зачем нужны положительные эмоции
- Полный перечень положительных эмоций человека
- Как научиться распознавать негативные эмоции у себя и других
- Заключение
- РОЛЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ В НАШЕЙ ЖИЗНИ. Зачем они нам вообще?
- ЖизньОт печали до радости: Что такое эмоции и зачем они нам нужны
- Что такое эмоция?
- Существуют ли базовые эмоции?
- Как связаны мозг и эмоции?
- Как отличить одну эмоцию от другой?
- Так из-за чего мы испытываем гнев, уныние или гордость?
Полный список положительных эмоций человека + их значение и описание
Всем читателям привет! На связи Людмила. Какие события вызывают у вас нескончаемый поток радости, оптимизма и счастья? Задумайтесь на секундочку. Воооот, у вас уже наверняка уголки рта потянулись к улыбке. Для меня радость – это выехать на природу семьей, увидеться с друзьями и многое другое. И эта радость заряжает нас на большой кусок времени. Сегодня у нас приятная тема – мы говорим о положительных эмоциях. Приведу их полный список, а также расскажу, какое влияние на нас они имеют. О плохом говорить не хочу… Не сегодня… А если вам так хочется уравновесить знания, можете вникнуть в список негативных эмоций, который я писала раньше.
Зачем нужны положительные эмоции
Мы уже говорили в статье о негативных эмоциях, что эмоции бывают негативными или положительными только в нашем представлении. На физиологическом уровне это просто реакция и все. Любая эмоция помогает нам понимать мир, воспринимать его на своем уровне и просто жить ощущая.
Но как ни странно, большинство исследований эмоций касаются негативных проявлений: страх, ужас, гнев и другие уже настолько заезжены, что сказать о них краткую характеристику может чуть ли не ребенок. А что говорить о положительном? Вроде как полезны и ценны, не правда ли?
Человеку свойственно концентрироваться на негативе, особенно благодаря нашим доблестным СМИ. Мы так и заряжаемся каждый день “сплошным позитивом”: землетрясения, вирусы, финансовые кризисы и другие “положительные” новости.
Но здесь мы уделим внимание именно положительным реакциям нашего организма. В чем их значение? Их главное достоинство в том, что они обогащают нашу деятельность и мышление. Если говорить о негативных реакциях – они побуждают к оборонительному действию. Позитивные же эмоции нас развивают: расширяют мышление и действия. Пройдемся по базовым положительным эмоциям и посмотрим их на картинках.
- РАДОСТЬ приводит к игре у детей или любимому занятию у взрослых
- ИНТЕРЕС побуждает к исследованию, изучению
- УДОВЛЕТВОРЕНИЕ приносит наслаждение
- ЛЮБОВЬ охватывает все перечисленные эмоции и рождает их заново и заново
Такие реакции позволяют творчески относиться к жизни, развивать и проявлять любознательность, преуспевать в общении с людьми. Они создают личные ресурсы человека, влияют на нас продолжительно. Помогают установить новые социальные связи. Расширим немного список:
- радость → игра → физические и социальные навыки (т. е. мы учимся чему-то новому, взаимодействовать);
- интерес → исследование → получение новых знаний;
- удовольствие → наслаждение → жизненные приоритеты.
Все положительные эмоции хранят наши ресурсы, которые можно использовать в трудные времена, начиная с физических сложностей и заканчивая интеллектуальными. Быстро находится способ решения проблем, а также социальные – получение помощи от окружающих.
❗ПРИГЛАШАЮ ВАС В СВОЙ TELEGRAM-КАНАЛ ПО ДЕНЬГАМ❗
Это канал о заработке денег и саморазвитии. В нем я публикую посты, аудио- и видеосообщения. Объясняю все простым языком и никакого спама.
О чем вы узнаете:
- Мой путь от безденежья к богатству.
- Почему у людей не получается зарабатывать и как это исправить.
- Понятным языком объясняю азы финансовой грамотности и законы денег.
- Как заработать и сохранить деньги.
- Как и куда я инвестирую и многое другое.
Поэтому мы приходим к тому, что положительные эмоции не просто поднимают нам настроение. Они нас развивают и берегут.
Полный перечень положительных эмоций человека
Итак, какие бывают эмоции у человека, мы посмотрим в нашем полном списке. Описание будет лишь в некоторых из них, чтобы понимать, о чем идет речь. Отмечу еще, что выделенным курсивом будут базовые эмоции, которые выделил известный психолог Изард. Не беру классификацию Пола Экмана, так как из положительных в ней только радость. Очень хочется немного расширить базовый список! Поехали.
- Спокойствие – состояние мира и уравновешенности.
- Расслабленность – то чувство, когда ничего никому не должен и сам себе тоже.
- Удовлетворенность – ощущение полного довольства моментом.
- Ясность – нет потребности о чем-то переживать, продумывать.
- Четкость.
- Гибкость – возможность без вреда для себя принимать изменения в жизни.
- Плавность.
- Восприимчивость.
- Теплота – ощущение радостной привязанности.
- Принятие.
- Сопереживание – возможность понять, что чувствует другой человек.
- Сочувствие.
- Сострадание.
- Нежность – привязанность с чувствительностью и благосклонным отношением.
- Любовь.
- Благодарность – чувство признательности за какое-либо добро.
- Доверие – ощущение полной безопасности.
- Забота – потребность за кем-то ухаживать.
- Расположение – благосклонное отношение.
- Доброта.
- Веселость.
- Добрая ирония – ласковая и дружеская шутка.
- Уверенность.
- Устойчивость – способность сохранять свое текущее состояние.
- Готовность.
- Собранность – “все под контролем”.
- Сексуальность – переживания человека, связанные проявлением и удовлетворением полового влечения.
- Страстность – сильнейшее влечение к объекту страсти или неиссякаемый энтузиазм.
- Изящество – тонкость и чувство прекрасного, соразмерность во всем.
- Легкость.
- Свобода.
- Раскрепощенность – человек практически не критикует свое поведение.
- Ликование – высокая степень проявления радости и торжества.
- Радость.
- Счастье.
- Блаженство – состояние полного счастья.
- Экстаз – страстно-восторженное состояние.
- Безмятежность – спокойное отношение к миру, принятие всех его проявлений.
- Благость – милосердие и доброе отношение, мягкосердечность.
- Защищенность – состояние надежной безопасности.
- Чувство безопасности – ощущение полной защищенности, “почвы под ногами”, спокойной жизни и развития.
- Предусмотрительность – внимательное и бережное отношение к предстоящим событиям.
- Внимательность.
- Надежда.
- Предчувствие – интуитивное прогнозирование.
- Предвкушение – мысленное ощущение чего-то, предварительное переживание в воображении.
- Интерес.
- Открытость – свойство благородного и великодушного человека, который не испытывает надобности скрывать свои дела и мысли.
- Благоговение – глубокое почтение.
- Умиление.
- Восхищение.
- Преданность.
- Приверженность – тяга, склонность, предрасположение.
- Настойчивость – умение добиваться поставленной цели.
- Упорство – упорное стремление к чему-то.
- Намерение.
- Устремленность.
- Быстрота.
- Стремительность – умение совершить максимальное количество действий за минимальное время.
- Уважение.
- Самоуважение.
- Чувство собственного достоинства – осознание своей ценности, почтительное отношение к себе.
Есть еще нейтральные эмоции, “положительность” которых зависит от контекста событий:
- конкретность,
- убежденность,
- прямота,
- несгибаемость,
- мягкость,
- сожаление,
- текучесть,
- раскаяние,
- податливость,
- светлая грусть,
- жалость,
- гордость,
- серьезность,
- удивление,
- отстраненность,
- непосредственность,
- бесстрастность,
- наивность,
- беспристрастность,
- трепет,
- абстрагированность,
- осторожность,
- задумчивость,
- мечтательность – особенно выражена у женщин.
Как научиться распознавать негативные эмоции у себя и других
Эмоциональный интеллект – это курс от платформы развития мозга Викиум. Он состоит из 20 уроков и предназначен для прокачки определения, понимания, управления своими эмоциями, а также для распознавания эмоций окружающих.
Автор курса – Олег Калиничев. Он директор Paul Ekman International в России.
Пол Экман – мировой эксперт в психологии эмоций, выявлении обмана и невербальном поведении:
- входит в топ-100 самых влиятельных людей в мире;
- консультант спецслужб ЦРУ, ФБР, Скотланд-Ярд;
- лучший в мире “ЖИВОЙ ДЕТЕКТОР ЛЖИ” Forbes;
- 50 лет научных исследований;
- автор 170 научных работ и 15 книг;
- научный консультант сериалов “Обмани меня” и “Головоломка”.
Чему можно научиться, если пройти этот курс:
- узнавать лживых людей, которые встречаются на работе и в личной жизни;
- видеть проявление эмпатии и других скрытых эмоций;
- умение “читать” собеседника;
- определять, где произошла утечка информации;
- умение не выставлять напоказ свои эмоции;
- умение видеть манипулятора;
- налаживать отношения в личной жизни;
- стать уверенным в себе.
Стоимость обучения – 990 руб. Запись производится автоматически на сайте.
В течение 7 дней вы сможете вернуть деньги, если курс вас не устроит.
Вы уже сейчас можете узнать, как развит у вас EQ. Для этого пройдите онлайн-тест эмоционального интеллекта.
Также на levelself.ru есть статья, где собраны самые лучшие курсы по ЭИ.
Заключение
Примеров проявления положительных эмоций масса. Но не всегда даже их уместно высказывать и проявлять. Поэтому, какими бы ни были наши реакции на события, важно не только направлять все на позитив, но и уметь контролировать эмоции.
Поэтому давайте развивать в себе эмоциональный интеллект – стараться не только “организовывать” себе позитив, но и уметь понимать себя и других. Это поможет предотвратить проявление негативных моментов в нашей жизни и иметь больше качественного общения с окружающими.
До скорых встреч!
С Уважением, Людмила Редкина
Привет! Я профессиональный психолог и в каждую статью вкладываю душу и частичку своего опыта. Все советы, написанные мной для этого блога, помогут вам стать чуточку лучше. Очень рада делиться с вами своими идеями, верю, что вместе мы изменим этот мир в лучшую сторону! Подробнее обо мне вы можете прочитать в разделе «Об авторах».
Источник
РОЛЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ В НАШЕЙ ЖИЗНИ. Зачем они нам вообще?
Психологи и исследователи позитивной психологии изучали положительные эмоции, такие как радость, надежда, благодарность и любовь, чтобы пролить свет на их адаптивную значимость, исследовать неизведанные местности в человеческих психикии и источники счастья.
Негативные эмоции имеют специфические конфигурации лица, общепризнанное значение сигнала. Мы можем легко определить сердится, грустит или недоволен человек. В отличие от этого, мимика для положительных эмоций не имеют уникальное значение сигнала: во всех случаях мы различаем улыбку, при которой уголки губ поднимаются и сокращаются мышцы вокруг глаз, что приподнимает щеки. Аналогичное различие проявляется в реакции вегетативной нервной системы: гнев, страх и печаль, вызывают различные реакции в вегетативной нервной системы. В противоположность этому, положительные эмоции не имеют вегетативных различий.
Гнев создает тягу к атаке, страх желание бежать, отвращение желание прогнать или сплюнуть. Происходят изменения на физиологическом уровне побуждающие к действию. Это способствовало выживанию наших предков в угрожающих условиях. С этой точки зрения эволюции, радость, интерес и благодарность, кажутся, не так полезны. Имеют ли позитивные эмоции какую-либо адаптивную ценность вообще? Возможно, они просто сигнализирует об отсутствии угрозы?
Вот, что удалось выяснить:
— положительные эмоции решают проблемы, связанные с личностным ростом и развитием, так как радость подталкивает к игре, интерес к исследованию, удовлетворение к расстановке приоритетов и т.д.
— даже если, положительные эмоции вы создаете сами ненадолго, они могут иметь глубокие и прочные последствия. Теперь, когда вы наслаждаетесь прогулкой, веселитесь с друзьями, играете с детьми, задумайтесь над тем, что вы не просто проживаете приятные моменты, а улучшаете свое здоровье и благополучие в перспективе.
— положительные эмоции, это больше, чем просто «чувствовать себя хорошо» в настоящее время. Представители позитивной психологии утверждают, что положительные эмоции помогают снизить физиологический «ущерб» на сердечно-сосудистую систему.
— психологические тесты показывают, что люди склонны думать масштабно, когда они испытывают положительные эмоции. Положительные эмоции расширяют мышление, что позволяет решать проблемы легче и мыслить творчески.
Как трансформировать негативные эмоции в позитивные, смотрите в моем видео. Упражнение подходит как для детей, так и для взрослых!
Интересно: спектр негативных эмоций намного шире и разнообразнее спектра позитивных эмоций. Одна положительная эмоция приходится на каждые три- четыре отрицательных и этот дисбаланс находит свое отражение во многих языках.
Источник
ЖизньОт печали до радости: Что такое эмоции и зачем они нам нужны
Разбираемся, что говорит об эмоциях наука и как научиться их различать
Текст: Лиля Брайнис
Мы уже рассказывали о том, как важен эмоциональный интеллект и зачем его развивать. Теперь мы решили разобраться, что на сегодняшний день учёные могут сказать об эмоциях, как научиться отличать одну эмоцию от другой и нужно ли их сдерживать.
Что такое эмоция?
За последние сто пятьдесят лет учёные по-разному пытались описать эмоции и ответить на вопрос, откуда они берутся. Чарльз Дарвин написал книгу о том, что эмоции — врождённый способ адаптации организма к окружающей среде, при этом эмоции испытывают и выражают как люди, так и животные. Например, страх и отвращение — очень полезные для выживания эмоции: если организм умеет бояться, у него больше шансов вести себя осмотрительно и не быть съеденным кем-то более ловким. Две главные поведенческие стратегии всех живых существ — бороться или бежать — результат переживания гнева или страха соответственно. В своей работе «О выражении эмоций у человека и животных» Дарвин опирался на труд французского невролога Гийома Дюшена, который анализировал движение лицевых мышц, присоединяя к лицу человека электроды. С помощью иллюстраций Дюшена Дарвин доказывал, что универсальность выражения эмоций — результат генетически запрограммированного поведения. Испытывая отвращение, человек морщит нос, а испытывая радость, поднимает уголки рта.
Существуют ли базовые эмоции?
Спустя сто лет идею Дарвина и Дюшена стали развивать американские психологи Пол Экман, Кэррол Изард и Сильван Томкинс. Они так же, как и их предшественники, считали, что эмоции — врождённые механизмы, которые возникают в строго определённых условиях и умеют по-своему выражаются физиологически, экспрессивно и поведенчески. Учёные не смогли договориться, сколько существует базовых эмоций: кто-то говорит, что их пять, кто-то — семь, а кто-то утверждает, что и все двенадцать. Что касается всех состояний, не вошедших в пантеон, то они, по мнению исследователей, являются результатом смешения одних базовых эмоций с другими, как цветов в палитре.
Пол Экман продолжил дело Дюшена и Дарвина, анализируя выражения лиц человека в разных культурах. За свою жизнь он создал базу из 10 тысяч выражений лица, приобрёл прозвище «живого детектора лжи» и доказал, что самыми универсальными для разных культур являются мимические выражения шести эмоций: гнева, страха, отвращения, счастья, грусти и интереса. Концепция Экмана получила самое широкое признание в массовой культуре: в 2009 году Fox Network выпустила сериал «Обмани меня» о человеке, который лучше всех умеет определять эмоции по выражению лица, а в 2015 году компания Pixar сняла мультфильм «Головоломка» о том, что в голове у каждого человека живут пять эмоций, которые управляют всеми его поступками.
Но если поп-культура убедила вас в том, что теория о базовых эмоциях — единственно верная и доказанная, то совершенно зря. Существует ещё по меньшей мере две довольно убедительных концепции, и обе они ставят под сомнение то, что эмоции — наследуемый биологический механизм. Согласно первой, эмоции всегда результат воздействия социокультурного контекста. По мнению учёных, придерживающихся этой теории, именно общепринятые нормы поведения, социальные и личные ценности, а не эволюция определяют значение каждой эмоции, её уместность в той или иной ситуации и приличные способы выражения. Поэтому трудно говорить об универсальности, если в одной культуре ценится вина, а в другой — стыд. Концепция психолога Рут Бенедикт, например, говорит о том, что европейская культура — культура вины (человек всё время перед кем-то должен держать ответ: перед богом, королём или своим народом), а японская культура — культура стыда (для человека самое главное — репутация и впечатление, которое он производит на окружающих).
Другая теория говорит, что эмоция не врождённый механизм и не результат социокультурного развития (хотя и телесная реакция, и культура важны), а всегда результат умственной оценки, неосознанной и неконтролируемой. Впервые эту идею сформулировал американский психолог Ричард Лазарус. Пользуясь метафорическим языком компании Pixar, можно сказать, что, согласно этой теории, в голове у человека не пять анимационных персонажей, а огромный игровой автомат: в нём есть шарик, который должен попасть в одну из бесконечных лунок — эмоций. Шарик — реакция, и он запускается, если происходит событие, которое имеет значение, является важным для организма. Значимость события или мысли можно проанализировать, и в результате можно предсказать эмоцию, которую испытает человек.
Как связаны мозг и эмоции?
Если собрать воедино всё, что учёным удалось доказать об эмоциях, мы точно можем быть уверены в нескольких фактах. Во-первых, эмоция — это физиологическая реакция. Когда человек испытывает эмоцию, у него активизируются определённые отделы мозга, эндокринная система вырабатывает определённые гормоны, повышаются или понижаются давление и сердцебиение, напрягаются мышцы — в общем, тело переживает эмоцию на всех возможных уровнях. Во-вторых, эмоция — это всегда реакция организма на какое-то внешнее или внутреннее событие, мысль, идею, которые имеют значение. Эмоция — это индикатор важности и значимости: если вы почувствовали что-то, нужно разобраться, какое значение для вас имеет событие. Это очень важно, ведь, если научиться понимать, что сейчас испытываешь (раздражение, ярость или, например, страх), можно разобраться, что именно в ситуации задело больше всего. А это, в свою очередь, позволит организму расслабиться и перестать тратить энергию на переживание эмоции.
Эмоция имеет начало и конец, это ограниченное по времени событие — что довольно приятно, потому что эмоция требует от организма больших энергетических затрат. Задача организма — заставить нас перестать испытывать эмоцию, а для этого мы должны выбрать, что делать дальше: грубо говоря, прятаться, бежать или ввязываться в драку.
Как отличить одну эмоцию от другой?
Научиться понимать собственные эмоции — один из важнейших навыков эмоционального интеллекта, но это довольно трудно, если до конца не ясно, как отличить ярость от раздражения, а страх — от тревоги. Швейцарский учёный Клаус Шерер с конца 1970-х занимается разработкой теории, позволяющей отличать одну эмоцию от другой. Он, как и Ричард Лазарус, считает, что эмоции не существуют в организме сами по себе, а являются результатом последовательной оценки разной информации. По его мнению, решение, что испытать — отвращение, скуку или страх, — организм принимает бессознательно, проанализировав огромный объём информации о произошедшем событии.
Каждое событие — и внешнее, и внутреннее — организм оценивает по нескольким параметрам: значимости в целом, возможных последствий и действий, а также соответствия личным и культурным нормам. Чтобы было понятнее, что имеется в виду, Шерер сформулировал для каждого параметра вопросы. Первый из них: «Насколько это событие вообще ко мне относится? Влияет ли оно напрямую на меня или на мою группу?» Ещё до того, как начать реагировать на событие, организм должен решить, стоит ли тратить на него энергию. Для принятия такого важного решения психика бессознательно проверяет, насколько это событие новое (если новое, то на него точно надо обратить внимание), приятное и соответствует внутренним потребностям и целям.
Второй вопрос: «Каковы результаты и последствия этого события и как они влияют на моё благополучие, на мои нынешние и долгосрочные цели?» Если на предыдущем этапе организм решил, что событие стоит внимания, то дальше проясняется самое главное: кто виноват в событии (я, другие или природа), каким был мотив (всё произошло случайно, намеренно или по небрежности), какие возможны последствия, насколько они соответствуют моим ожиданиям и сколько времени у меня есть для действия.
На третьем этапе организм задаётся вопросом: «Насколько хорошо я смогу справиться или приспособиться к этим последствиям?» Задача эмоции — мобилизовать организм и справиться с событием: в этом случае эмоция исчезнет, и, если задача выполнена, организм сможет расслабиться. При этом справиться не обязательно означает достичь цели — может быть, отказаться от её достижения уже будет приемлемым результатом. На этом этапе организму очень важно определить, насколько человек вообще может контролировать произошедшее, и, если контроль возможен, какие силы (деньги, знания, социальные связи и тому подобное) есть у него, чтобы с этим событием справиться.
Наконец, последний вопрос: «Каково значение этого события по отношению к моему представлению о себе, к общественным нормам и ценностям?» На этом этапе организм пытается понять, помешало ли ему событие чувствовать себя хорошим человеком и что скажут о нём другие: друзья, родственники или коллеги. Для большинства эмоций этот пункт не очень важен, но в случае вины или гордости он решает всё.
Поскольку все люди разные и сталкиваются с особыми обстоятельствами, на эти вопросы каждый организм отвечает по-разному. Но за последние тридцать лет Шереру удалось доказать, что эмоции отличаются в зависимости от ответов на эти четыре основных вопроса.
Так из-за чего мы испытываем гнев, уныние или гордость?
На вопрос о том, какие вообще бывают эмоции, нет однозначного ответа. Существовало мнение, что эмоций столько, сколько существует слов в языке, описывающих разные состояния. Эта мысль кажется логичной до тех пор, пока речь не заходит о разных языках: если в одном языке есть понятие «восхищение», а в другом нет, значит ли это, что носители последнего никогда не испытывали эту эмоцию?
Клаус Шерер считает, что эмоциональных состояний может быть очень много, в зависимости от того, как именно организм отвечает на поставленные вопросы. В качестве примера он описал шестнадцать эмоций, утверждая, что человек будет их испытывать, если событие имеет для него определённое значение. Например, радость возникает, если событие не было новым и приносило удовольствие, произошло по чужой воле, соответствовало ожиданиям и не требовало срочных действий. В отличие от неё, восторг возникает, если событие было неожиданным и совершенно непредсказуемым, но очень сильно удовлетворило какую-то потребность и имело благополучные последствия.
Отвращение, или неудовольствие, возникает, когда событие было незнакомым и непредсказуемым, совершенно не удовлетворило потребности, с большой вероятностью будет иметь последствия и потребовало довольно срочных действий. Презрение, или пренебрежение, в отличие от отвращения, возникает, когда событие произошло из-за намерений других, оно с большой вероятностью будет иметь последствия, но срочные действия не требуются. При этом ситуацию можно контролировать, но у человека для этого недостаточно власти и силы. К тому же событие совершенно не соответствует представлениям об идеальном «я» и вряд ли будет положительно оценено окружающими.
Печаль, или уныние, человек испытывает, когда произошедшая ситуация была неожиданной и незнакомой и произошла по чьей-то вине или из-за чьей-то небрежности. Она могла бы удовлетворить потребность, но совершенно точно будет иметь неприятные последствия. Печаль возникает, если человек не может контролировать ситуацию (например, в случае смертельной болезни), имеет мало силы и власти, но у него есть возможность приспособиться к обстоятельствам.
Отчаяние возникает, когда событие было внезапным, совершенно незнакомым и непредсказуемым, стало препятствием для достижения целей и удовлетворения потребностей, произошло по вине окружающих или природы и было абсолютно случайным. Оно неподвластно человеческому контролю, и у человека нет ни сил, ни власти, чтобы к нему приспособиться. Тревога, или беспокойство, в отличие от отчаяния, возникает, если события были ожидаемыми, но, даже несмотря на то что у человека мало сил, он может к ним приспособиться.
Страх рождается, когда событие было неожиданным, совершенно непредсказуемым и незнакомым, когда оно оценивается как неприятное и даже болезненное. Это событие, причиной которого являются другие, оно с довольно большой вероятностью будет иметь неприятные последствия, над которыми у человека нет совершенно никакой власти. Раздражение, в отличие от страха, возникает по отношению к событиям, которые были ожидаемы и предсказуемы, но произошли не по чьей-то конкретной вине, а из-за небрежности и халатности. При этом у события будут неприятные последствия, с которыми (в отличие, например, от страха) у человека есть силы справиться.
Ярость — результат неожиданного, незнакомого и совершенно непредсказуемого события, виной которому намеренно стали другие. Это событие с большой вероятностью будет иметь неприятные последствия и требует немедленных действий. Но при этом ситуацию можно контролировать, и у человека есть над ней власть.
Стыд, вина и гордость в некоторых теориях называются эмоциями самосознания: они отличаются от остальных эмоций тем, что возникают только тогда, когда причиной события является намеренное желание человека. Стыд человек испытывает, если событие произошло по его собственной халатности и небрежности и оно совершенно не соответствует его внутреннему представлению об идеальном «я». Вина возникает, если человек сделал что-то намеренно и его действия не соответствуют внутреннему и внешнему представлению о правильном и хорошем поведении. Гордость возникает, когда событие произошло из-за намеренного желания человека и его последствия с большой вероятностью соответствуют и собственным идеалам человека, и культурным нормам.
Источник