Занятие по психологии в 6 классе «Путешествие по стране эмоций»
Конспект занятия по психологии.
Дата проведения : 14.05.19 г
Педагог — психолог: Ярмухаметова Л.Н.
Тема: «Путешествие по стране эмоций»
Цель: формирование психологического здоровья школьников, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и других людей.
Тип занятия: формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями по ФГОС
— Ввести понятие “эмоции”;
— Изучить виды эмоций;
— Определить причины и следствия эмоций;
— Развивать у учащихся логическое и критическое мышление;
— Развивать умение использовать свой жизненный опыт;
— Развивать умения публичного выступления;
— Воспитывать умение слушать собеседника;
— Воспроизведение разных эмоциональных состояний позволяет учащимся научиться сопереживать;
Ожидаемый результат: подростки приобретут стремление к самопознанию, саморазвитию и самореализации, познакомятся со своим внутренним миром, получат опыт общения, умения слушать, поразмышляют о своих жизненных ценностях и ориентирах.
Участники: подростки 11-12 лет.
Оборудование:
Мультимедийная презентация, раздаточный материал, картинки, фломастеры; клей, смайлики, макет корабля, пиктограммы, шкатулка.
Структурные компоненты занятия:
1.Вводная часть направлена на снятие эмоционального напряжения, создание благоприятной, дружеской атмосферы, психологического комфорта и безопасности для каждого участника.
2.Основная часть направлена на формирование новых знаний и представлений, обретение новых навыков и установок, конструирование и отработку личной стратегии поведения, осмысление полученного опыта, формирование ценностно-значимой личностной концепции взаимодействия с миром.
3.Заключительная часть включает в себя подведение итогов, интеллектуальную и эмоциональную рефлексию.
Вводная часть – 10 минут
Педагог-психолог приветствует обучающихся: «Здравствуйте! Рада вас видеть сегодня. За окном весна, расцветают цветы, теплее светит солнце. Это отражается в моём хорошем, приятном и свежем настроении, давайте мы с вами поприветствуем друг друга: посмотрим друг на друга, по-доброму улыбнемся, поделимся хорошим настроение, положительной энергией.
Основная часть – 20 минут
— Предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по миру наших эмоций и чувств. Это очень интересный и загадочный мир, где нас ожидают множество открытий. И сегодня мы отправимся в путешествие на корабле и посетим несколько интереснейших островов. Вам понадобятся ваша смекалка, находчивость, умения находить общий язык с другими людьми. Отправляемся мы налегке, но в ходе путешествия будем наполнять свой багаж новыми знаниями, впечатлениями, практическими работами. Я желаю вам, чтобы каждый нашел что-то интересное для себя!
— В плавание мы выйдем вот на этом судне (показ корабля) (включить звуки моря) Представьте, что вы прогуливаетесь по палубе этого корабля…Почувствуйте соленый, прохладный, морской воздух… Подумайте, какое у Вас сейчас настроение. (фон: шум волн, крик чаек).
Перед вами лежат смайлики с разными эмоциями, выберите тот смайлик, который отражает ваши эмоции, ваше настроение на данный момент, поднимите тот смайлик, который отражает ваше настроение сейчас.
Спасибо, вижу, что у вас преобладает…. настроение.
Сегодняшнюю нашу встречу мы начали с того, что поприветствовали друг друга достаточно радостно и позитивно, а давайте попробуем поздороваться грустно.
– Таким образом, мы по-разному можем выражать свои чувства, свое настроение.
– Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется?
– Конечно же, нет. Человек постоянно испытывает самые разные эмоции (показ мультика).
— Ребята, как вы понимаете слово «эмоции»?
— Назовите эмоции, которые испытывает человек?
Как вы думаете, какая будет тема нашего занятия сегодня? Дети отвечают . (вывешивается тема урока).
А цель нашего занятия, для чего мы будем сегодня изучать эту тему? (выводим цель урока).
Слово «эмоции” латинского происхождения, и означает » потрясаю, волную».
Эмоции — это наши переживания в различных жизненных ситуациях. Человек постоянно испытывает самые разные эмоции. Нет хороших и плохих эмоций, есть положительные и отрицательные эмоции. Эмоции дополняют нашу речь, раскрывая богатство нашего внутреннего мира. Все люди отличаются друг от друга в эмоциональном плане по силе, с которой протекают их эмоции, длительности, устойчивости эмоциональных переживаний, преобладанию положительных или отрицательных эмоций, их глубине и содержанию.
Прибытие на остров под названием «Мимика человека”.
Итак, мы с вами прибываем на первый остров, под названием «Мимика».
Мимика – выражение лица человека. Ваше лицо выражает различные эмоции.
Упражнение «Изобрази, угадай эмоцию”. (Работа с карточками). злость, удивление, печаль, радость
А сейчас кто – то вытянет карточку, на которой изображена эмоция. Ваша задача – изобразить эмоцию с помощью мимики, жестов, а мы попытаемся ее отгадать.
– Как вы думаете, можно ли глядя на человека понять, что он чувствует в данный момент, какую эмоцию переживает?
– Что нам помогло определить эмоции?
— Сложно изобразить эмоцию с помощью мимики?
Когда вы изображали эти разные эмоции, изменялось выражение лица. Выражение лица в основном зависит от различных сочетаний положения глаз, губ и бровей. При этом каждый изображал по-своему, потому что каждый из вас – уникален. Человек имеет право на любую эмоцию. Нет хороших и плохих эмоций. Есть хорошие или плохие поступки. Эмоции влияют на наши поступки, на наше поведение. Поэтому важно учиться контролировать свои эмоции, управлять ими. Научиться управлять своими эмоциями – это в первую очередь, значит выражать их в такой форме, чтобы было понятно другим людям и не причинять им вреда.
Прибытие на остров под названием «Цветонастроение».
— Согласны ли Вы с тем, что свое настроение, чувства и эмоции человек может выразить в цвете, например, рисуя картины?
Упражнение «Эмоция и цвет»
— Давайте с вами рассмотрим репродукции картин и попробуем определить, какие эмоциональные состояния, чувства хотел передать художник.
(репродукции представлены в виде компьютерной презентации).
Быстро встали, улыбнулись.
Выше. выше потянулись,
Вправо, влево повернулись, сели.
Встаньте те, кто сегодня проснулся в хорошем настроении.
Пожмите соседу руку те, кто чаще улыбается, чем грустит.
Погладьте себя по голове те, кому есть, за что себя похвалить.
Мы с вами прибыли на следующий остров под названием «Радость».
Упражнение: «Букет приятных событий”, «Ромашка”.
— А сейчас мы с вами будем составлять букет, но не простой, а букет приятных событий.
На лепестках вам нужно написать: Я радуюсь, когда…Я счастлив, когда…Я весел, когда…
Далее скрепляем и получаем букет цветов – приятных событий.
Упражнение «Мое настроение”.
— Наше путешествие подходит к концу, и сейчас я попрошу вас оценить свое настроение с помощью цвета.
(Каждый выбирает определенный цвет и разукрашивает им свою бабочку)
Каждый цвет – определенное эмоциональное состояние:
Заключительная часть – 10 минут.
Упражнение «Волшебная коробочка»
Для упражнения понадобится коробочка, в которую заранее кладется небольшое зеркало.
Инструкция: Сейчас я буду передавать вам коробочку. Тот, кто ее получает, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.
— Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
— Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
– Что вы испытали во время нашего путешествия? (радость….)
– Как, одним словом это можно сказать? Эмоции
Мы познакомились с миром эмоций. Мы обсудили, что на любую ситуацию человек эмоционально реагирует: он то – волнуется, то боится, то печалится. И с помощью эмоций передает свое отношение к действительности. Исследование эмоциональной сферы человека очень интересное и увлекательное занятие. Сегодня мы затронули лишь некоторые вопросы этой загадочной стороны человеческой жизни. В дальнейшем вы узнаете много нового об эмоциях и их проявлениях.
— Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, поделимся друг с другом положительной энергией, эмоциями.
Перешагните, люди, через грусть!
Вы улыбнулись, значит все в порядке.
Почаще смейтесь, радуйтесь и пусть
Улыбка станет утренней зарядкой!
Я желаю вам хорошего настроения и удачного дня!
Источник
Мысли, чувства, эмоции
Урок 13. Обществознание 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Мысли, чувства, эмоции»
Как часто нам говорят: «Думай», «Нужно подумать», «Подумай ещё раз». Как будто это так просто сделать. А что же по вашему мнению значит мыслить?
Давайте проведём с вами маленький эксперимент. Положите перед собой лист бумаги и в течение нескольких минут пишите всё, что вам приходит в голову, ну, например, о школе.
Согласитесь, что проводя этот опыт, вы, безусловно, активно мыслили, ведь способность мыслить – это отличительная черта человека и важнейшая составляющая его духовной жизни.
Ведь как говорил математик Рене Декарт: «Я мыслю, а, следовательно, я существую».
В русском языке словом «мысль» принято обозначать как сам процесс размышления, рассуждения, так и его результат.
Умение мыслить – наблюдать жизнь, понимать её, объяснять прошлое, иногда предсказывать последствия своих действий – самая драгоценная способность человека.
Не умея мыслить, человек не смог бы изобретать те вещи, без которых мы не можем представить себе нашу жизнь: компьютер, телефон, автомобиль, самолёт, поезд – этот список можно продолжать бесконечно.
Именно человеческая мысль не только открыла дорогу в космос, но и помогла человеку побывать на Луне.
Без умения мыслить не было бы той удивительно интересной, яркой жизни, которой мы живём.
Наряду с мыслью, содержание человеческого мышления составляют понятия суждения и умозаключения.
Суждение – это высказывание, содержащее определённую мысль.
Умозаключение – это несколько логично связанных между собой суждений.
Но нормальное существование человека невозможно не только без мышления, но и без эмоций и чувств, которые постоянно окружают нас в повседневной жизни.
Различные события в жизни человека, поступки других людей, окружение человека в целом, заставляют его не только задумываться над происходящим, но и каким-то образом выражать свои чувства, своё отношение к чему-либо.
Горе и радость, любовь и ненависть, уважение и пренебрежение, смелость и страх. Чувства каждого человека индивидуальны и всегда направлены. Они могут проявляться по отношению к кому-то, например, к любимому человеку, друзьям, родителям, бабушкам и дедушкам, учителям или по отношению к чему-то, например, к своей стране, к тому месту, где он родился, профессии, к знаковым событиям своей жизни.
То есть чувство – это внутреннее отношение человека к чему-то или кому-то.
Современный американский Писатель Митч Элбом писал: «. жить – значит общаться с людьми. Выражать свои чувства. Говорить с ними. Сопереживать им…».
Одно и то же событие может вызвать у людей совершенно противоположные чувства. Всё зависит от того, насколько произошедшее важно для конкретного человека.
Например, закрытие библиотеки останется незамеченным для большинства, но только те, кто любит читать и привык каждую неделю брать новую книгу, расстроятся.
Среди чувств человека особую группу составляют «высшие чувства».
К ним относятся нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства.
Нравственные чувства – это чувства, переживаемые людьми при восприятии ими явлений действительности и при сравнении их с общественными нормами.
К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и так далее.
Эстетические чувства – это эмоциональное отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, в природе и в искусстве.
К эстетическим чувствам относят чувство наслаждения прекрасным в искусстве, в природе, иными словами – наслаждение формами и содержанием всего, что мы видим вокруг, а также чувство юмора, иронию.
Интеллектуальные чувства – это переживания, связанные с познавательной деятельностью человека.
К ним можно отнести чувство удивления, сомнения, любознательности, радость открытия и так далее.
Отношение человека к окружающему миру переживается и в виде эмоций.
Именно эмоции определяют настроение человека в тот или иной момент.
То есть эмоция – это внутреннее состояние, связанное с настроением человека.
Американский психолог Изард Кэррол выделил одиннадцать основных эмоций человека: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, горе или страдание, стыд, интерес или волнение, вину, смущение.
Все остальные эмоции человека, по мнению Кэррола, являются производными от одиннадцати основных.
Для человека свойственно постоянное проявление своих эмоции.
Как говорил американский писатель Стивен Кинг: «У меня такое чувство, будто большую часть времени я провожу в стиральной машине, только в ней вместо белья мои эмоции».
Человек может выразить свои эмоции мимикой, жестикуляцией, интонацией в голосе, поведением и так далее.
Хорошо, когда человек испытывает много позитивных эмоций, таких, например, как радость, удовольствие, смех и так далее.
И очень непросто тем, у кого преобладают в основном эмоции негативные – обида, злость, гнев, раздражение и тому подобные.
Человеку постоянно необходимо выражать свои эмоции, ведь если удерживать все отрицательные эмоции внутри себя, накапливать их, то человек рано или поздно может взорваться не только эмоционально, но и психически.
Это может привести к самым негативным последствиям, а в ряде случаев человеку может потребоваться помощь квалифицированного психолога.
Вам это ничего не напоминает? Ну, например, кипящий чайник. Если его плотно закрыть и закупорить носик, то он, в конце концов, взорвётся, ошпарив окружающих.
Но не стоит сбрасывать негативные эмоции на окружающих при первой возможности. Ведь если это делать постоянно, вы можете потерять не только друзей, но и лишиться общения с близкими вам людьми.
Поэтому тому, кто хочет стать счастливым и многого добиться в жизни, быть в итоге и успешным, и здоровым, просто необходимо научиться разбираться в своих эмоциях, управлять ими, научиться видеть в жизни приятные для себя моменты.
Источник