Эмоции это какое отражение

Специфика эмоционального отражения.

Определение и специфика эмоций

Функциональная роль психики заключается в определении способа поведения на основе отражения реальной ситуации, в решении задач ориентирования в ситуации для принятия правильного решения.

Условия ситуации, предметы и явления, которые отражаются индивидом, являются значимыми с точки зрения его потребностей и интересов и раскрывают отношение индивида к этим предметам и явлениям. Такая своеобразная форма отражения действительности человеком посредством отображения ее отношения к действительности связана с распространением возбуждения на весь организм, вызванным активной реакцией субъекта. В отличие от гностических процессов, отражающих свойства и связи предметов материального мира в форме образов, процессы эмоциональной сферы отражают отношение человека к значимым для нее объектов, явлений и событий в форме переживаний.

Таким образом, эмоциональная форма отражения имеет следующие особенности:

1. В эмоциях отражается отношение к предметной действительности, к объективных качеств предмета, значимых для субъекта. Эмоции выражают состояние субъекта.

2. Это отражение внешнего мира происходит не в форме образа, а в форме переживания.

3. Поскольку отражающая деятельность является одновременно психической и физиологической, то психофизиологический характер эмоциональных явлений является отчетливо двойственным. С одной стороны, это аффективное волнение, а с другой — органические проявления. Распространенной является точка зрения, что о наличии эмоционального переживания мы узнаем через ощущения, т.е. внешнее воздействие осознается как изменения в субъекте.

4. Целостное эмоциональное явление всегда представляет собой единство двух моментов: с одной стороны — определенного отображаемого содержания, с другой — собственно эмоционального переживания, т.е. того специфической окраски, с которым данный содержание отображается субъектом. Двойственную строение эмоционального явления наглядно демонстрирует тот факт, что один и тот же смысл может вызвать при разных условиях довольно разные переживания, иногда — прямо противоположные. И наоборот — одно и то же переживание может окрашивать разные мнения, представления, и каждое такое сочетание образует отдельное эмоциональное явление.

Например, содержание субъективного переживания волнения может быть связано с опасением неудачи, с осознанием физиологических изменений в организме, с деконцентрации внимания, со нервозностью. Предметом эмоционального переживания может быть и другая эмоция — человек может радоваться своему настроению или бояться его. Следовательно, идентификация эмоционального явления может вызвать сложности. Событие или явление, их содержание могут непосредственно радовать или огорчать человека в момент их воздействия на нее, а могут и на длительное время повлиять на ее настроение, если такое событие является важным для человека, особенно затрагивает ее потребности, ценности, дополнительно о чем сигнализирует, то напоминает. Этот внутренний, сугубо индивидуальный контекст составляет предмет настроению, непонятный для других. Поэтому эмоциональное явление всегда имеет предметность, содержание, даже если у самого человека, переживающего, складывается впечатление «беспредметности», скажем, настроения.

Таким образом, эмоции всегда имеют смысл, они предметные, и эта предметность имеет специфическую окраску, она переживается человеком, вызывая страстность отображения.

5. В отличие от момента содержания, которое, отражая действительность, представляет в структуре эмоционального явления идеальное, момент эмоционального переживания как «кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его» (С. Л. Рубинштейн) всегда является реальным. Так, наслаждаясь приятными воспоминаниями или предчувствием приятной встречи, человек осознает, что того, чем она наслаждается, уже или еще нет, здесь и сейчас, одновременно само наслаждение является для нее несомненным фактом в данный момент. Этот феноменологический аспект эмоций связан с доступностью для человека переживаний, которые могут быть как амбивалентными (например, ревность охватывают и любовь и ненависть), так и динамическими, когда одни эмоции защищают саму же человека от других ее эмоций. Таким образом, переживания — это реальный факт, реальное свидетельство об эмоциях.

6. Эмоции в отличие от субъективных образов познавательного характера, которые имеют четкие аналоги в объективной действительности, отличаются исключительной субъективностью. Удовольствие, гнев, радость и т.д. существуют в мире только потому, что в этом мире есть существа — люди, субъекты. За пределами субъекта нет ничего, что представляло бы объективный коррелятор страховые, любви, ненависти или ином эмоциональном переживанию. Переживания живут в человеке. Обобщая, отметим, что специфика эмоций проявляется в содержании отображения, его форме, характере и в особенностях структуры и формы существования эмоций

Читайте также:  Прибор для эмоционального состояния

Харакетеристика эмоций.

Эмоции — одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности. Эмоции представляют интегральное выражение измененного тонуса нервнопсихической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организма человека.

Эмоции различаются по модальности (качеству), в частности— знаку, по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм (стенические-астенические), форме своего развития, по уровням проявления в строении психического (высшие-низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны, потребностям (инстинктам), по предметному содержанию и направленности, например, на себя и других, на прошлое, настоящее и будущее, по особенностям их выражения, нервному субстрату и др.

Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Один объекты и явления взывают у нас симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие — безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают безразличны для нас. Ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выраженные, иногда едва заметные. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.

Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения к ним выражаются в таких сложных чувственных переживаниях, как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания представляют собой чувства или эмоции .

Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологически закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах. Их значение для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

Однако следует обратить внимание на то, что мы используем два понятия:

«чувства» и « эмоции ». А насколько тождественны эти понятия? Не является ли одно из них производным от другого?

Дело в том, что эмоции — это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. В практической жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые разнообразные реакции человека — от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Следовательно, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.

Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. Другая всеобщая черта эмоций , о которой необходимо сказать, — это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.

Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека, и поэтому они могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов. Например, покраснение или побледне-ние кожи человека в определенной ситуации может свидетельствовать о его эмоциональном состоянии. Об эмоциональном состоянии могут также свидетельствовать изменения уровня адреналина в крови и многое другое.

Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции , чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Читайте также:  Когда человек чувствует себя животным

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

В частности, принято выделять следующие эмоции :

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Следует отметить, что эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.

Чувства— это еще один вид эмоциональных состояний. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции , как правило, носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Такое явление, как «смутное чувство» (например, «смутное терзание»), говорит о неопределенности чувств и может рассматриваться как процесс перехода от эмоциональных ощущений к чувствам. Другим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства — с социальной сферой. Еще одним существенным различием эмоций и чувств, на которое необходимо обратить внимание, является то, что эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Кроме этого, чувства человека всегда имеют определенное внешнее проявление, а эмоции чаще всего не имеют.

Чувства — еще более длительные, чем эмоции , психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит.

Чувства возникли и формировались в процессе культурно-исторического развития человека. Способы выражения чувств менялись в зависимости от исторической эпохи. В индивидуальном развитии человека чувства выступают как значимый фактор в формировании мотивационной сферы. Человек всегда стремится заниматься тем видом деятельности и тем трудом, которые ему нравятся и вызывают у него позитивные чувства.

Читайте также:  Что чувствует мужчина новаринг

Чувства играют значимую роль и в построении контактов с окружающими людьми. Человек всегда предпочитает находиться в комфортной обстановке, а не в условиях, вызывающих у него негативные чувства. Кроме этого, следует отметить, что чувства всегда индивидуальны. То, что нравится одному, может вызывать негативные чувства у другого. Это объясняется тем, что чувства опосредуются системой ценностных установок конкретного человека.

Источник

Эмоции — отражение реальности или выученное поведение?

Дети играют в эмоции, копируя родителей.
скачать видео

Девочка копирует взрослых.
скачать видео

Я выучила Возмушение, Страдание и Презрение
скачать видео

Чтобы понравиться парню, смейся над любой его шуткой!
скачать видео

Читаем в словарях: «Эмоции — субъективное отражение объективной реальности. «. Правда ли, что эмоции берутся из объективной реальности, ее отражая?

Когда эмоция происходит как бессознательная реакция, она есть отражение (зависит от) многих факторов: настроения, состояния здоровье (и душевного и физического), принятых правил поведения, усвоенного личного опыта. А так же погоды на улице и магнитных бурь на Солнце. Сказать, что эмоции зависят от всего, значит не сказать ничего.

Главная ошибка традиционных исследований природы эмоций в том, что эмоции рассматривались в контексте взаимодействия человека со средой: с природной средой. При таком рассмотрении рассматривались адаптивные, сигнальные и прочие функции эмоций, которые на самом деле являются вторичным и малозначимыми. На самом деле центральная функция эмоций — это коммуникативная функция, через выражение эмоций дети общаются с родителями и управляют их поведением, так же как и родители в первую очередь с помощью выражения собственных эмоций передают детям свое отношение к ним, к их действиям и поведению.

Эмоции, рождаясь как инструмент общения и взаимодействия детей и взрослых, формируются в первую очередь как выученное поведение. Основной массив повседневных эмоций — это выученные эмоции. Это все те эмоции, которым ребенка (а позже взрослого) научили по имеющимся культурным образцам. Или эмоции, которым он научился сам, но тоже по образцам существующей вокруг него культуры.

Например, скорбь — эмоция выученная.

Эмоции выучиваются людьми в течении всей жизни, но максимально активно в детстве, образуя две очень большие группы: эмоции детской культуры и эмоции взрослой культуры.

Эмоции, чувства и состояния детской культуры — те, которые придумывают, перенимают друг у друга и осваивают сами дети в первую очередь в связи с задачей управления родителями и другими взрослыми. Напротив того, эмоции и состояния взрослой культуры — те, которые создаются в кругу взрослых людей и с педагогическими целями передаются, вставляются детям. Скорбь, возвышенная любовь или чувство патриотизма — примеры чувств взрослого круга.

В возрасте от 3 до 7 лет дети успешно осваивают эмоции и состояния детской культуры, такие как: стеснительность, усталость, скука, обида, отупение и ступор, растерянность, расстройство, истерика, детская истерики, отчаяние, ужас… Когда им это выгодно, дети научаются болеть. Дети выучивают и осваивают те эмоции состояния, которые наиболее эффективно защищают их от родителей или позволяют им родителями управлять. Интересно, что в первую очередь это эмоции негативного плана — родители ведутся на них легче всего.

Маленький ребенок еще не умеет обижаться и не знает, на что обижаться правильно, не умеет стесняться и не в курсе, когда это принято, но, приглядываясь к взрослым, он узнает, на какое действие как нужно реагировать. Формируется привычка, шаблон поведения: определенный стимул-определенная эмоция.

‘Удача — переживание радости, упал — расстроиться (или удивиться?), вина — чувство вины (или злость?), страдание — переживание (но это только для девочек, потому что мальчики е плачут!), и так далее.’

Взрослый человек может пересматривать устоявшиеся шаблоны, привычные эмоции. Топать ножками и валяться по полу с криком и плачем взрослому человеку не пристало, это понятно, а вот правильно ли обижаться, возмущаться и расстраиваться (расстраивать себя) — об этом задумываются не все.

Эмоция — это выученное, привычное реагирование, но все, что когда-то человек выучил, он может и переучить.

Источник

Оцените статью