Эмоции это какая система

Откуда берутся чувства, и какие части мозга за них отвечают?

Почему у человека возникают эмоции, откуда берутся чувства? Понятно, что этим управляет головной мозг, но какие именно части отвечают за те или иные эмоции? Составим эмоциональную карту мозга для того, чтобы определить, чем конкретно мы ощущаем, почему ярость похожа на счастье, и по какой причине люди не могут жить без ласки, нежности и теплых прикосновений.

Височные доли отвечают за стыд и вину

Мы четко понимаем, что запоминание и счет, например, являются процессами, которые происходят в головном мозге человека. Но с эмоциями все обстоит менее очевидно. И, наверное, поэтому мы нередко произносим такие фразы, как «залиться краской», когда стыдно, или «разбить сердце», года испытываем грусть от неудачного завершения любовных отношений. Человек точно не знает, откуда берется чувство стыда, вины или любви. Эмоции относят к нейрофизиологии, и так называют явления, возникающие в тканях головного мозга. На данный момент этот процесс мы можем изучить с помощью нейровизуализации.

Петра Михль вместе с коллегами из Университета Людвига-Максимилиана в Мюнхене провели эксперимент. Они сделали несколько МРТ-снимков и определили, откуда берутся чувства и эмоции, а именно – вина и стыд. Оказалось, они возникают где-то неподалеку друг от друга, хотя и в разных областях.

Участники эксперимента представляли, что чувствуют стыд или вину, и в этих случаях задействовались височные доли. При этом стыд активизировал парагиппокампальную извилину и переднюю поясную кору, передние и средние лобные извилины, а вина – среднюю височную латеральную затылочно-височную извилины, миндалины и островковую долю.

После сравнения снимков мужчин и женщин ученые обнаружили, что чувство вины у женщин возникало только в височных долях, а у мужчин – одновременно в затылочных, лобных долях и в миндалинах.

Ярость и страх затрагивают миндалины

Во время развития эмбриона внутри утробы происходит формирование лимбической системы. Она отвечает за те эмоции и поступки, которые необходимы человеческому виду для выживания. Миндалины – одна из наиболее важных частей лимбической системы. Они находятся вблизи гипоталамуса и задействуются тогда, когда человек видит еду, плачущих детей, противников и сексуальных партнеров.

Откуда берется чувство тревоги или страха? При этих эмоциях также активизируются миндалины, например, когда темной ночью вы думаете, что вас кто-то преследует, и у вас сильно бьется сердце. Ученые определили, что человек чувствует опасность даже тогда, когда эти области активизируются искусственно.

Ярость – также работа миндалин. Невероятно, но ярость человека напоминает счастье: как восторг или удовольствие, она побуждает людей к действиям, в отличие от досады или страха. Ярость и гнев задействуют и другие области мозга, поскольку этому органу требуется также обратиться к памяти, опыту, оценить обстановку, распорядиться гормонами.

Соматосенсорная кора отвечает за утешение и ласку

Далеко не в каждом обществе печаль и тревогу принято показывать. К примеру, британское выражение «keep a stiff upper lip» означает «не падать духом», «не показывать своих чувств». При этом ученые заявляют, что внимание других людей человеку необходимо. Немецкий нейробиолог Стефан Кляйн утверждает, что наиболее распространенной и опасной причиной стресса является именно одиночество. По его мнению, одиночество – это непосильная ноша для организма. Оно активизирует гормоны стресса, вызывает тревогу, неясность мыслей и эмоций, вредит иммунной системе.

Многочисленные исследования доказывают, что приятельское общение положительно сказывается на организме. Жизнь становится дольше и насыщеннее. Грусть может быстро пройти от прикосновения близких и любимых людей. Это происходит потому, что во время ласки активизируются нейромедиаторы – опиоиды и окситоцин.

Компьютерная томография также подтверждает пользу нежности. При касании других людей возбуждается соматосенсорная кора. Она работает все время, реагируя на тактильные ощущения. Ученые определили, что те, кого за руку держал близкий (или даже незнакомый) человек, переживали печаль намного легче.

Счастье и смех контролируют гиппокамп и префронтальная кора

В процессе создания и воспроизведения положительных эмоций участвуют множество различных зон мозга: миндалины, гиппокамп, префронтальная кора, кора передней островковой доли. Поэтому можно уверенно утверждать, что ощущение счастья и радости охватывает мозг почти целиком.

Читайте также:  Чувства которые не остывают

Во время счастья правая миндалина начинает работать интенсивнее левой. При этом долгое время существовало мнение, что правое полушарие мозга отвечает за творческие процессы, а левое – за логические. Теперь известно, что это далеко не так, однако некоторое функциональное разграничение все же присутствует: например, слева находятся речевые центры, а справа обрабатываются интонации и акценты.

Префронтальная кора – это зоны лобных долей в передней части полушарий. Эти области отвечают за создание целей и планов, за их достижение и выполнение. У женщин во время радости такие части более активны в левом полушарии, чем в правом.

Гиппокамп – парное образование в височных долях – позволяет человеку расставлять приоритеты, при удержании знаний в памяти отдает предпочтение только существенным и нужным. Они наиболее активны во время радости или грусти. Чувство юмора и дежавю также возникают при участии гиппокампа.

Любовь и похоть – вовсе не эмоции

Несмотря на то, что сегодня наш мозг изучают сотни ученых во всех странах мира, у науки пока что нет точного ответа на вопрос, что такое эмоции или чувства. Да, многие из них возникают в лимбической системе, однако, физиологически некоторые сильно отличаются друг от друга. К примеру, с этой точки зрения вожделение совсем не похоже на счастье или страх. Оно появляется в вентральном стриатуме, а не в миндалинах. Вентральный стриатум также возбуждается при оргазме или поедании пищи. Существует множество сомнений, является ли вожделение чувством или нет.

При этом любовь, в отличие от вожделения, активизирует дорсальный стриатум. Интересно, что при употреблении наркотиков возбуждается эта же область. Во время любви человек испытывает и ярость, и страх, и счастье, и грусть намного интенсивнее и чаще, чем в тихие и спокойные моменты, так что можно утверждать, что влюбленность – это именно совокупность чувств, импульсов и намерений.

Заключение

Говоря о чувствах и эмоциях, следует понимать, что надо стремиться к избавлению от негативных и к постановке в приоритет положительных эмоций. Чем больше позитивных чувств, тем счастливее мы себя ощущаем, тем больше добиваемся в жизни. Негативные же эмоции изменяют мышление, оказывают плохое влияние на здоровье, мешают достижению целей. Поэтому необходимо работать над собой и стараться испытывать только позитивные эмоции. А если вы чувствуете, что ваш мозг во власти негативных мыслей и переживаний, пройдите курс Викиум «Детоксикация мозга». Он помогает избавиться от токсичных мыслей, сократить уровень стресса, наладить сон и жизнь в целом.

Источник

Эмоциональный интеллект и способы его развития

«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».

Что такое эмоция?

Как зарождается эмоция?

  1. Сначала приходит стимул из окружающего мира.
  2. Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.

Эмоции характеризуются тремя компонентами:

  1. Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
  2. Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
  3. Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.

Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.

Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.

Чувства длительны и устойчивы.

Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «тепло» внутри.

Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?

Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.

Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.

Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное время.

Теория базовых эмоций

Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.

Читайте также:  Какие цвета вызывают депрессию у человека

Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:

  1. Нейрофизиологический
  2. Экспрессивный
  3. Субъективный

Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх.

Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,
психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.

Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:

  1. радость
  2. печаль
  3. страх
  4. гнев

На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.

Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.

Краткая история

В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.

В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.

Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.

Модель Майера-Саловея

Модель Рувена Бар-Она

Модель Гоулмана

Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?

EQ основан на четырех факторах:
  1. Самосознание
  2. Самоконтроль
  3. Эмпатия
  4. Управление отношениями

Важность коэффициента эмоционального интеллекта

Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
  • понимает свои эмоции;
  • знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
  • умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
  • стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
  • умеет регулировать свои эмоции;
  • умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Человек с низким уровнем EQ:
  • конфликтен;
  • раздражителен;
  • нерешителен;
  • стремится держать все под контролем;
  • подвластен сильному чувству гнева.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения
обоих».

Фазы управления эмоциями:
  1. Идентификация. Распознавание эмоции.
  2. Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
  3. Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
  4. Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.

Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?

  • Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
  • Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
  • Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
  • Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.

Как развить эмоциональный интеллект?

Шаг первый

Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.

Читайте также:  Крош говорит про депрессию

Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.

В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.

Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:

Факт (ситуация, человек)

Шаг второй

Практика «Немой телевизор»

Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.

Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.

Практика «Общественный транспорт»

Шаг третий

Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.

Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.

Практика «Телесные методы»
Практика «Проблемы»

Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).

Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально
конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.

Шаг четвертый

Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Практика «Эмоциональный баланс»

Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».

Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?

Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?

И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.

Источник

Оцените статью