Эмоции это импульсивная реакция

II. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Глава 6. Эмоциональная регуляция поведения

§ 1. Понятие об эмоциях

Эмоции (от франц. émotion – чувство) – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции возникли как приспособительный «продукт» эволюции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. «Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, т. е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие»[1].

Эмоции возникают в ответ на ключевые особенности явлений, отвечающие или не отвечающие потребностям индивида.

Эмоции двувалентны – они или положительны, или отрицательны – объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.

Эмоции – механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой. Уже элементарный эмоциональный тон ощущения, приятные или малоприятные простейшие химические или физические воздействия придают соответствующее своеобразие жизнедеятельности организма. Но и в самые трудные, роковые мгновения нашей жизни, в критических обстоятельствах эмоции выступают как основная поведенческая сила. Будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения.

Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые регулируют внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях. Так, эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечивает преодоление опасности путем активизации ориентировочного рефлекса, торможения всех побочных текущих деятельностей, напряжения необходимых для борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови, повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилизации резервов из внутренних органов.

По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков – оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз.

Некоторое сглаживание эмоций у социализированного человека происходит за счет возрастания роли волевой регуляции. В критических же ситуациях эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут руководство «в свои руки», осуществляя диктатуру над разумным поведением человека.

Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Мы уже отмечали, что психическое отражение есть сигнальное отражение, чувствительность к тому, что так или иначе ориентирует организм в окружающей среде. Это отражение пристрастное, заинтересованное, потребностно направленное, деятельностно ориентированное. Каждый психический образ дает информацию о возможности взаимодействия с объектом отражения. Из множества вариантов поведения человек избирает тот, к которому у него «лежит душа». Все живое изначально расположено к тому, что соответствует его потребностям, и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены.

Читайте также:  Как выразить радость жестами

Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения.

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.

Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции – чувства, обусловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками. Исторически сформированные устои социального сотрудничества порождают у человека нравственные чувства – чувство долга, совести, чувство солидарности, сочувствия, а нарушение этих устоев – чувство возмущения, негодования и ненависти.

В практической деятельности человека сформировались практические чувства, с началом его теоретической деятельности связано зарождение его интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной деятельности – эстетических чувств.

Различные условия жизнедеятельности, направления деятельности индивида развивают различные стороны его эмоциональности, нравственно-эмоциональный облик личности. Формирующаяся в процессе становления личности эмоциональная сфера становится мотивационной базой ее поведения.

В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его потребностей, строение личности. Сущность человека проявляется в том, что его радует и печалит, к чему он стремится и чего избегает.

Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспособительные возможности индивида – происходит избыточное перевозбуждение его эмоциональной сферы. Поведение индивида при этом смещается на более низкие уровни регуляции. Избыточная энергетизация организма при блокировании высших регуляционных механизмов приводит к соматическим нарушениям и нервным срывам. (Когда «Титаник» потерпел крушение в результате столкновения с айсбергом, подоспевшие через три часа спасатели обнаружили в шлюпках множество умерших и сошедших с ума людей – взрыв эмоций страха подавил их жизнедеятельность. Запредельное эмоциональное напряжение вызвало у многих из них инфаркты и инсульты.)

Во множестве эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически организованной системой потребностей. Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать различные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со стороны сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого – гнев.

Особенно интенсивное эмоциональное обеспечение получают те стороны поведения, которые являются «слабыми местами» для данного индивида.

Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего подкрепления. Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании будущего поведения.

Итак, эмоции, как и ощущения, – это базовые явления психики. В ощущениях отражается материальность бытия, в эмоциях – субъективно-значимостные его стороны Познание дает знание – отражение объективных свойств и взаимосвязей действительности; эмоции придают этому отражению субъективный смысл. Спонтанно определяя значимость воздействий, они мгновенно замыкаются на импульсивные реакции.

Эмоции – механизм экстренного определения тех направлений поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования бесперспективных направлений. Эмоционально воспринимать объект – значит усматривать возможность взаимодействия с ним. Эмоции как бы расставляют смысловые метки на воспринимаемых объектах и актуализируют соответствующую ориентировочную деятельность индивида, влияют на формирование внутреннего плана поведения. В многообразных жизненных ситуациях эмоции обеспечивают мгновенную первичную ориентировку, побуждая к использованию наиболее результативных возможностей и перекрывая бесперспективные направления поведения. Можно сказать, что эмоции – механизм интуитивного смыслообразования, спонтанного распознания первоочередных возможностей и необходимостей, механизм экстренного определения полезности или вредности внешнего воздействия, механизм стереотипного поведения в соответствующих ситуациях.

Читайте также:  Эмоциональная память определяется одним

[1] Анохин П. К. Предисловие к книге: Гелъгорн Э., Луффборру Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. М., 1966. С. 11.

Источник

3 шага к управлению своими эмоциями

Как вы выражаете свои эмоции? Спокойно и с достоинством или так, что сотрясается все вокруг? Второй вариант говорит о том, что не вы управляете своими эмоциями, а они управляют вами. А ведь умение распознавать и правильно проживать свои эмоции — залог здоровья и успешных отношений будь то семья, работа, творчество и т.д.

Эмоции. Что это такое

Эмоции — это временные психические процессы, которые отражают реакции человека на различные ситуации, в которые он попадает.

Примеры эмоций: благодарность, восхищение, гнев, жалость, зависть, злость, нежность, обида, отвращение, печаль, радость, растерянность, скорбь, страх, стыд, тревога, удивление, уныние, эйфория, ярость и т.д. Список можно продолжать очень долго.

Эмоции — одна из важнейших сфер психики. Она находится в подкорковой (лимбической) области головного мозга. Туда поступает информация из окружающей среды и информация из тела. Эмоции непосредственно связаны с поведением. Именно под воздействием эмоций человек совершает те или иные действия.

Эмоции выполняют несколько функций:

  • сигнальную — дают нам информацию о наших потребностях и о том, как мы должны отреагировать на конкретную ситуацию;
  • регуляторную — уменьшают напряжение, которое мы испытываем;
  • коммуникативную — дают окружающим важную информацию о нашем самочувствии.

Эмоции делятся по интенсивности на слабые, средние, сильные и супер сильные. Нужно стремиться к тому, чтобы интенсивность наших эмоций была не выше средней. В этом случае они находятся под контролем.

Сильная эмоция вызывает стрессовое состояние и выходит из-под контроля. Это может приводить к необдуманным и импульсивным действиям, о которых впоследствии приходится жалеть.

Супер сильные эмоции «переливаются» за психический уровень. Они могут перейти в соматику, в тело, и тогда мы можем получить заболевание из области психосоматики. Может возникнуть аффективно шоковая реакция (возбуждение) или противоположная ей — человек впадет в ступор.

Базовые эмоции

Базовые эмоции возникли в процессе эволюции, их похожим образом ощущают и распознают представители всех культур. Это радость, удивление, злость, отвращение, страх (тревога), стыд (чувство вины), грусть.

О чем сигнализирует

мы совершаем правильные действия;

находимся рядом с источником силы и энергии;

должны воспроизводить больше таких событий.

нарушаются наши границы;

не удовлетворяются наши потребности.

что-то не нравится и нужно от этого уйти

происходит событие, с которым мы недостаточно хорошо справляемся, нужно мобилизовать свои ресурсы

мы что-то потеряли:

расстались с важным для нас объектом;

устали и потеряли свой ресурс — его необходимо восполнить;

утратили иллюзии и т.п.

мы сделали что-то плохое, и важно в будущем это не делать

Читайте также:  Почему мне не смешно чувство радости ушло

Как управлять эмоциями

Навык управления своими эмоциями включает три шага:

  1. Умение распознать эмоцию.
  2. Умение осознать эмоцию.
  3. Умение выразить эмоцию.

Эмоции. Как распознать

Эмоции, под действием которых находится человек в данный момент, отражаются в первую очередь на его лице. Как распознать эмоцию человека? Для каждой базовой эмоции есть свое хорошо узнаваемое выражение лица. Его практически невозможно утаить. Даже если кто-то пытается вас обмануть, эмоцию выдаст микровыражение. Нужно просто наблюдать.

Распознать эмоции можно по мимике. А мимические морщинки на лице подскажут вам, какие эмоции человек испытывает чаще всего. Тайны лица человека изучает физиогномика.

Навык «как распознать эмоции у человека» совершенствуется в результате наблюдений за людьми и внимательного отношения к ним.

Навык «как понимать эмоции» формируется у человека в детстве. Развивается он под воздействием близких. Как распознать в себе эмоции? Для этого нужно знать:

  1. Какие ситуации вызывают конкретную эмоцию.
  2. Какие мысли могут возникать у вас в подобных ситуациях.
  3. Какие физические реакции вы можете испытывать в подобных ситуациях.
  4. Особенности поведения в эти моменты.

Эмоции. Как осознать

Умение осознать эмоцию — это значит ответить на вопросы:

  • какая конкретно ситуация ее вызвала?
  • какие мысли у вас возникли?
  • какие физические реакции вы испытали?
  • как вы собираетесь действовать под влиянием этой эмоции?

Эмоции. Как правильно выразить

На каждую эмоцию человек должен отреагировать каким-то действием. Невыраженные и невысказанные эмоции никуда не исчезают. Они накапливаются в организме, из лимбической системы мозга по нервной системе спускаются и оседают в разных органах.

Правильно выражать эмоции очень важно в отношениях с другими людьми. Выражение эмоции — это источник обратной связи. Выражая эмоцию, вы даете информацию о своем состоянии, о том, что вы думаете, чего хотите. И другой человек может менять и регулировать свое поведение.

Не выражая эмоции, вы даете о себе неправильную информацию. Фактически вы обманываете человека, ваши отношения нарушаются. Невыраженная эмоция — это источник недопонимания.

Чрезмерное выражение эмоций (оскорбления, угрозы, пощечины и пр.) означает, что вы долго держали эмоции в себе и также расстраивает отношения. Важно выражать эмоции своевременно.

И позитивные, и негативные эмоции должны быть выражены наиболее полно, ясно и честно. Для каждой эмоции есть три способа выражения:

  1. Невербальный — тон голоса, мимика, жестикуляция, интонации, позы и пр. Этот способ обеспечивает заразительность эмоции. До 70% информации о вашей эмоции передается именно этим способом.
  2. Вербальный — словами.
  3. В виде поступков.

Соотношение способов выражения эмоции зависит от самой эмоции и от конкретной ситуации. Умение выражать свои эмоции поможет вам распознавать эмоции других людей.

Навыком «как определить, что за эмоция у человека в данный момент времени» владеют и пользуются специалисты, проводящие различные виды психологического консультирования, например, коучинг. Прочитать о коучинге вы можете в разделе «Коучинг» на нашем сайте.

Хотите знать, как определить эмоции человека? Вы можете сделать это в рамках курса «Психологическое консультирование и коучинг», который предлагает Академия дополнительного образования EdPro. Ознакомиться с программой курса можно, перейдя по ссылке.

Источник

Оцените статью