Ощущения, чувства, эмоции
«Люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены. Такое извращение связи между ощущениями и поведением — свидетельство отчуждения от самого себя». И. Польстер.
Люди часто путают ощущения с чувствами, а чувства с эмоциями. Спросите знакомых: «Как правильно сказать: я чувствую голод или ощущаю голод? Что такое обида: чувство или эмоция? А радость?«. Задав эти, казалось бы, простые вопросы, вы получите разнообразные и противоречивые ответы.
К сожалению, и в психологической литературе эти понятия часто смешивают. К моему большому удивлению, прочитав десятки книг классиков и современников, сотни журнальных статей, я так и не встретил целостной системы, чётко разграничивающей чувства, ощущения и эмоции и дающей ответы на их смысловые различия! Казалось бы, ничего страшного в этом нет, и не стоит цепляться к словам. Вроде бы нет насущной необходимости проводить чёткие и жёсткие границы между смыслами родственных слов. Но это только на первый взгляд. Ясное понимание смысла этих слов и их различий актуально для работы с чувственной сферой человека во всех видах психотерапии и крайне важно в таких направлениях, как гештальт, психосинтез и телесноориентированная психология.
Разграничение этих понятий и умение их дифференцировать позволяет определить место нарушения во взаимоотношении человека с собой и миром и целенаправленно с этим работать.
Пытаясь переосмыслить, ассимилировать и хоть как-то структурировать весь этот хаос из чужих идей, мнений и предположений, я увидел, что у этих феноменов есть определённый смысл, явные границы и очевидная взаимосвязь, если посмотреть на них под другим углом. В этой статье я хочу поделиться с вами тем, что у меня из этого получилось.
Ощущения — это процесс получения информации о свойствах предметов, явлений и о внутренних состояниях организма. Информация поступает к нам через зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, вестибулярный аппарат и кинестетику (сенсорная информация из мышц, сухожилий и связок). Можно сравнить ощущения с панелью приборов и датчиков в кабине пилота, которые показывают параметры полёта: высоту, скорость, температуру воздуха, уровень топлива, направление и силу ветра, наклон фюзеляжа, расстояние до других объектов и многое другое. Когда у меня болит горло, я ощущаю жар, недомогание и тяжесть в голове, и эти признаки говорят мне о том, что я заболеваю. Если человека лишить ощущений, то он не сможет ориентироваться в происходящем и ничего не сможет делать целенаправленно.
У чувств совсем другая функция. Если мы сравнивали ощущения с панелью приборов, показывающей параметры полёта, то чувства можно сравнить с личностной оценкой пилотом этих показаний. Хорошо помню, что заболевание накануне встречи с любимой девушкой вызывало у меня совсем другие чувства, чем тоже заболевание накануне контрольной по физике. Чувства — это процесс личностной оценки ситуации, который выполняет как сигнальную, так и организационно-направляющую функции. Они говорят об отношении человека к происходящему, показывают хорошо ему от этого или плохо. Таким образом, чувства играют двойную роль: это система сигналов благополучия или неблагополучия с одной стороны, и регулятор наших желаний и устремлений с другой. А если говорить языком гештальта, то чувство — это целостный сигнал об отношениях потребности человека и среды. Чувства могут нести в себе огромный энергетический потенциал, но даже в этом случае не стоит путать их с эмоциями. Эмоции — это внешнее выражение наших чувств, предъявление их окружающему миру. Это невербальный язык общения, который появился у наших далёких предков ещё много сотен тысяч лет назад. Он помогал понимать друг друга и успешно взаимодействовать ещё до появления членораздельной речи и вербальных коммуникаций. Даже высшие животные способны различать наши эмоциональные послания по тону голоса и выражению лица.
Таким образом, несмотря на то, что чувства несут в себе эмоциональную окраску и энергию, они превращаются в эмоции только тогда, когда человек начинает предъявлять их миру и людям. Как писал Лоуэн: «Чтобы избежать смешения этих понятий, надо отметить, что слово emotion предполагает деятельность (motion — движение и предлог e-наружу, вовне)». (А. Лоуэн. Психология тела) Если же из-за силы переживания или неумения замечать свои чувства человек проскакивает сразу в область эмоций, не сумев осознать свои чувства, тогда говорят: «Нет чувств — одни эмоции»!
Резюмируя, можно сказать, что:
- ощущения — это информация;
- чувства — как я к этому отношусь (моя оценка);
- эмоции — как на это реагирую, и что я этим выражаю (мои реакции и послания миру).
Взглянув на эти понятия с точки зрения выполняемых ими функций, легко увидеть их место на кривой цикла контакта. Их информационную, оценочную и контактинговую роль в процессе удовлетворения потребности трудно переоценить. Помню, как много лет назад, на одном из психологических тренингов меня поразил вопрос ведущего к одной из участниц группы, которую звали Настя: «Кому ты плачешь, и чего ты от этого хочешь?». И её удивлённый ответ: «Никому и ничего, просто плачу и всё, я так часто делаю«. Позже удалось понять и её чувства, и адрес её эмоций, и то, какую потребность она пытается этим разрешить. Меня поразило, что эмоции — не бесконтрольная стихия, а наш выбор действия и разрешения потребности, что у эмоций есть адресат и конкретная цель. Осознает ли это плачущий человек — это уже другой вопрос.
Рассмотрим последовательность возникновения и проявления аффективной волны «ощущения — чувства — эмоции» на примере цикла удовлетворения потребности Б. Резника и Т. Барли:
I. Этап недифференцированности.
II. Этап формирования фигуры.
III. Этап фокусировки фигуры.
IV. Этап сканирования поля.
V. Этап разрешения потребности.
VI. Этап ассимиляции.
VII. Этап недифференцированности».
Возникновение ощущений, нарастание их интенсивности и формирование смутной фигуры потребности соответствует уровню ощущений. Фокусировка фигуры, идентификация ощущений и их оценка рождает чувства, сопровождающиеся сканированием поля на предмет удовлетворения потребности — уровень чувств. Выбор способа действия и разрешение потребности соответствует уровню эмоций. Затем следует вторая, контрольная волна — уровень приятных ощущений — этап разрешения. Отход и ассимиляция — уровень чувств (удовлетворения) и завершающих эмоций. Далее — временное затишье, когда поле не дифференцировано. К сожалению, так происходит далеко не всегда.
Часто нарушение цикла удовлетворения происходят из-за искажения восприятия ощущений, неправильной идентификации чувств и неосознанном предъявлении своих эмоциональных реакций. Ситуацию осложняют речевые шаблоны языка, как русского, так и языков романской группы. Возможно, по-другому обстоят дела на Востоке, но с уверенностью утверждать не могу. Мы говорим «органы чувств» вместо того, чтобы сказать: «органы ощущений»; мы говорим — «он выражает свои эмоции» — вместо того, чтобы сказать: «он выражает свои чувства», а о человеке с небогатой эмоциональной экспрессией мы говорим, что «у него мало чувств». Получается, мы изначально не понимаем роль ощущений, на их место ставим чувства, а на место чувств ставим эмоции.
Хочу повторить хорошо известное высказывание Польстера: «Люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены. Такое извращение связи между ощущениями и поведением — свидетельство отчуждения от самого себя». (И. Польстер, М. Польстер. Интегративная гештальт-терапия)
Если искажения на уровне ощущений приводят к таким последствиям, что же происходит, когда идут искажения также на уровне чувств и эмоций? Ощущение голода и чувство одиночества, ощущение сексуального влечения и эмоция гнева. Научившись разграничивать эти понятия, клиент уже не спутает тревогу и голод, усталость и депрессию, влечение и любовь, уверенность и агрессию. Этот список можно продолжать до бесконечности, и вы можете сами вспомнить несколько наиболее ярких примеров из своей практики.
Для решения этих и подобных вопросов, как мне кажется, необходимо иметь:
- Навык дифференцирования ощущений, чувств и эмоций на основе их критериев.
- Ощущения передают информацию о ситуации внутри и снаружи.
- Чувства — это внутренние оценки, реакции и переживания.
- Эмоции — это предъявление реакций и оценок миру.
- Навык замечания — осознавания моментов перехода ощущений в чувства, а чувств в эмоции, и наоборот.
Предлагаю несколько интересных упражнений, помогающих получить практические навыки осознания и дифференцирования.
Составьте максимально большой список чувств, эмоций и ощущений. Не нужно стремиться сделать это за один раз. Лучше выполнять это упражнение в течение нескольких дней — пока не получится внушительный список, включающий 50–100 или даже более наименований.
Разбейте его на две-три колонки. Я намеренно не говорю, что их должно быть две или три. Это зависит от того, будут ли чувства и эмоции включены вами в один список, когда одно слово в зависимости от контекста может иметь разные значения, или же есть строго детерминированные слова. Например, куда бы вы отнесли негодование? Панику? А удовлетворение?
Примерьте на себя каждое слово из списка — ощутив, прочувствовав или выразив его. Отметьте, что вам давалось легче, а что тяжелее. Есть ли в списке какие-то наименования, которые совсем не удалось представить и пережить? Ещё в течение дня полезно остановиться на минуту-другую и «поймать за хвост» проживаемую эмоцию, чувство или ощущение, осознав и идентифицировав «пойманного зверя». Определяйте силу и чёткость переживаемого, по 10-ти бальной, 100% или какой-либо иной удобной вам шкале.
Прислушайтесь к себе и осознайте ваше актуальное чувство в данный момент. Оставайтесь с ним некоторое время, а затем уйдите в область ощущений, связанных с этим чувством, замечая и осознавая место, силу, чёткость и другие параметры. Вернитесь в область чувств и посмотрите, какие новые оттенки возникли у чувства, или же оно изменилось совсем. А затем, оттолкнувшись от этого чувства, уйдите в область эмоций, замечая как вы их выражаете в движениях, жестах, мимике и интонации. Через некоторое время вернитесь снова в область чувств и осознайте, что вы чувствуете теперь, что изменилось и что появилось.
- «Зона беспокойства».
Когда человека волнует какая-то проблема, вокруг неё возникает зона беспокойства из чувств, ощущений и эмоций. С одной стороны, в этой области все переживания сильнее и острее, а с другой — они менее ясные и устойчивые. Это напоминает комнату кривых зеркал, в которых человек искажается так, что выглядит то тощим гигантом, то широким карликом, то идущим вверх ногами, то растягивающимся вперёд как жевательная резинка. Ежедневно замечая — осознавая силу и определённость чувств, ощущений и эмоций в этой проблемной зоне, вы сможете отслеживать положительную динамику изменений как самой зоны, так и проблемы, которая её порождает. Работе со сферой, в которой улучшения идут медленнее, стоит уделить больше времени и сил.
Подводя итоги, отмечу, что понимание роли и места этих феноменов, а также умение их дифференцировать является важным условием для осознавания — замечания истинных чувств, ощущений и эмоций, которые помогут клиенту увидеть и восстановить нарушения контакта с актуальной потребностью. Они являются самым надёжным индикатором энергетических процессов, идущих в человеке при «возмущении» поля «организм — внешняя среда». Процессов с момента возникновения первых смутных ощущений до момента удовлетворения потребности и растворения её в окружающем фоне. Выражу уверенность, что, пока человек существует, любое нарушение в системе «Self» обязательно сопровождается большими или меньшими изменениями в чувственной сфере как через функцию «Id», так и через функцию «Personality». Если же убегать от распознавания и осознания, ожидая, что всё наладится автоматически, само по себе, то это приведёт к потере функции «Ego» как механизму оценки ситуации, выбору и принятию адаптивных решений.
Как писал Перлз: «Стремиться к максимально автоматическому функционированию и минимальной осведомлённости — осознаванию — это значит стремиться к смерти, прежде, чем она пришла» (Ф. Перлз, П.Гудмен, Р.Хефферлин. Практикум по гештальт-терапии).
Источник
ЧУВСТВА VS ЭМОЦИИ VS ОЩУЩЕНИЯ: в чем отличия и как не запутаться
-Аня, это что все не об одном? — получила я недавно комментарий.
Давайте разбираться вместе😉
Чувства и эмоции дают нам ощущения в теле, верно?
👉 эмоция страх даёт ощущение сжатия, напряжения в каких-то частях тела.
👉 чувство благодарности приносит в тело ощущение расширения, тепла.
И также ощущение в теле может быть не связано с эмоцией или с чувством.
👉ощущение голода, усталости, спать хочется, жарко, холодно — по этому поводу могут возникнуть эмоции, а могут и не возникнуть 😉
❗️️ЧУВСТВО — ЭТО НЕ ТО ЖЕ САМОЕ,
ЧТО ЭМОЦИЯ.
То есть, да, мы в русском языке так и говорим:
«Я ЧУВСТВУЮ какую-то эмоцию».
И это создаёт некоторую путаницу.
Я просто хочу донести мысль, что эмоции — это просто реакции организма на внешний раздражитель, присущие не только людям, но и даже млекопитающим (зачатки эмоций есть даже у птиц). Это, с одной стороны, работа высшей нервной системы, а с другой, это физиология.⠀
Нам важно понимать, что любая эмоция нужна нам для выживания. Хотя многие из них социально неприемлемы.
Просто вопреки тому чему нас учили про наши эмоции (мальчики не боятся, девочки не злятся, отдай машинку малышу, ешь кашу — ничего, что противно) взять и принять их, признать, дать им место в своей картине мира.
Давайте закрепим вместе, что скажете?
Напишите в комменатриях одно чувство, одну эмоцию и одно ощущение из сегодня 🙏
Источник
Чем эмоции отличаются от чувств?
Мы привыкли считать, что «эмоция» и «чувство» — слова-синонимы. Но это не совсем так. Узнав, в чем между ними разница, мы сможем быстрее и четче понимать и себя, и окружающих.
Что мы испытываем, когда злимся? Гнев. Наш гнев — это эмоция или чувство? А боль, ярость, радость, обида — как мы можем назвать их? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прислушаться к тому, как мы описываем происходящее с нами.
У простой на первой взгляд фразы может быть сразу несколько смыслов. К примеру, когда мы говорим: «Я благодарен», то можем подразумевать, что испытываем благодарность в этот самый конкретный миг. А можем иметь в виду, что благодарны кому-то (или чему-то) в целом, вообще. Точно так же если мы говорим «Я горжусь», то можем иметь в виду и гордость в моменте, и гордость за кого-то или что-то в общем.
Чтобы отличить чувство от эмоции, достаточно спросить себя, испытываем ли мы некое переживание в настоящий момент или оно глубинное, постоянное, оно всегда с нами. Эмоция — это то, что происходит с нами здесь и сейчас. Чувство же длится долго и занимает гораздо больше места в нашей жизни.
Однако эти понятия взаимосвязаны: так, есть мнение, что чувство — это сложная, многосоставная эмоция. Кроме того, чувство может вызывать разные эмоции, а за эмоциями скрываются некие чувства. Например, любовь может выражаться не только с помощью радости, но и через гнев, досаду, удивление.
В чем разница?
Есть несколько признаков, описывающих разницу между эмоциями и чувствами.
- Эмоции возникли в процессе эволюции раньше, а потому их могут испытывать и люди, и животные. Эмоции зарождаются в древней части головного мозга — лимбической системе. Тогда как чувства возникли позже и свойственны только человеку. Они — продукт более нового участка головного мозга, неокортекса, и связаны со способностью мыслить.
- Эмоции изменчивы, кратковременны и быстро сменяют друг друга. Чувства, которые возникают в результате нарастающих эмоциональных переживаний, устойчивы и постоянны, поэтому могут «жить» в человеке многие годы.
- В то время как эмоция привязана к ситуации, чувство имеет отношение к некому объекту. Например, когда сестра взяла без спроса ваши серьги, то ее поступок (то есть ситуация, в которой вы оказались) привел вас в ярость. Но вообще сестру вы любите, следовательно, сестра — объект вашего чувства.
- Эмоции — это физиологические процессы, которые сопровождаются телесными реакциями. Когда мы радуемся, то сердце бьется чаще, лицо горит, глаза блестят. Чувства, наоборот, скрываются внутри нас и проявляются разными эмоциями, то есть опосредованно, а не напрямую. Поэтому о чувстве можно рассказать, а показать его физически не получится.
- В отличие от чувств, эмоции не всегда можно осознать. «Во мне все затрепетало!» — что стоит за этой фразой? Тревога? Страсть? Волнение? Страх? А вот любовь, ненависть, зависть, счастье, гордость мы обычно распознаем. Хотя порой настолько стыдимся своих чувств, что прячем их даже от себя.
- Мы не можем испытывать одновременно две разные эмоции. А вот два чувства — можем. То есть ненавидеть и любить человека в один и тот же момент мы способны, а и радоваться, и грустить — нет.
Как научиться распознавать свои чувства
Принято считать, что существует стандартный набор эмоций — гнев, печаль, страх, отвращение, интерес и радость. И что каждая из них соответствует определенному виду активности мозга. По мнению нейробиолога Лизы Барретт, мы отделяем одну эмоцию от другой не только с помощью разницы в физиологических реакциях, но и с учетом контекста и личного опыта.
В зависимости от обстоятельств мы можем в какой-то момент назвать свою реакцию «удивлением», а в другой — «страхом». Но как нам научиться лучше понимать себя и свои реакции?
Вот несколько советов, чтобы это получалось все лучше и лучше:
- Расширьте «словарный запас» эмоций — это позволит вам почувствовать важные различия между ними.
- Попробуйте технику «заземления»: переведите внимание на стопы и сосредоточьтесь на ощущениях. Им тепло или холодно? Какая под ними поверхность? Так ваше тело «научится» отличать и реакции на ту или иную эмоцию.
- Рассказывайте о своих чувствах, а не демонстрируйте их. Но не ограничивайтесь общими утверждениями вроде «Я чувствую себя прекрасно» или «Я чувствую себя ужасно». Подключайте все многообразие эмоционального спектра. Говорите и об умиротворении, и об обескураженности, и о досаде, и о трепете.
Замечая разницу между чувствами и эмоциями, вы сможете лучше понимать, что происходит с вами, и сумеете лучше понять других. А эти умения всегда пригодятся тем, кто хочет выстраивать теплые и доверительные отношения с окружающими.
Источник