Эмоции это биология 8 класс

Эмоции и темперамент

Эмоции. Эмоции представляют собой реакции организма на внешние или внутренние раздражители, направленные на усиление или ослабление состояния, вызванного этими раздражителями. Эмоции отражают соответствие какой-либо потребности возможности ее удовлетворения.

Что же такое потребность? Потребность — это недостаток чего-либо необходимого человеку для нормальной жизнедеятельности организма или развития его личности. Потребности можно разделить на биологические, вызванные нехваткой пищи, воды, сна. Другой вид потребностей — социальные. Социальные потребности заставляют человека стремиться занять более высокое место в обществе, быть признанным лидером, следовать требованиям и нормам общепринятого поведения. И наконец, у человека есть идеальные потребности. Эти потребности заставляют людей стремиться заниматься наукой, искусством, постоянно познавать новое, жадно поглощая информацию.

Так вот, если вероятность добиться снижения какой-либо желаемой потребности мала, возникают отрицательные эмоции (тревога, страх, разочарование). Если же какая-либо желаемая потребность успешно достигается, возникают положительные эмоции (наслаждение, радость, удовольствие).

В основе эмоций лежит активация систем специализированных мозговых структур, приводящая к изменению поведения с целью ослабить (отрицательная эмоция) или усилить (положительная эмоция) испытываемое организмом состояние. Положительная эмоция сигнализирует о приближении момента удовлетворения потребности, отрицательная — об удалении этого момента.

Вот, например, представьте себе такую ситуацию, когда вы, сильно проголодавшись, собираетесь в гости к друзьям, где вас накормят всякими вкусными вещами до отвала. Какие же эмоции будут возникать у вас в этот момент? Ясно, что положительные. Или же вы ждете начала экзамена, к которому по какой-то причине не успели подготовиться и вероятность его успешной сдачи близка к нулю, то вас будут одолевать отрицательные эмоции — тревога, страх.

Важнейшим материальным субстратом эмоций являются структуры лимбической системы мозга, о чем уже упоминалось выше. Эмоции очень ярко выражаются в жестах человека и его мимике. Общаясь при помощи слов, любой человек невольно дополняет содержание своей речи целым рядом сигналов. В гневе люди сжимают кулаки и искривляют рот, а при удивлении — разводят руки и приподнимают брови. Жестикуляция и мимика придают большую значимость словам и помогают правильно понять мысли собеседника. Мимика так важна для определения состояния организма человека, что люди зачастую приписывают животным склонности и особенности своего характера. Например, нам кажется, что совы мудры, а лисы хитры.

Работая сначала с собаками, И. П. Павлов обратил внимание на то, что их высшая нервная деятельность различается по нескольким параметрам нервных процессов: силе, уравновешенности и подвижности.

Животные с «сильными» процессами отличаются значительным уровнем как возбуждения, так и торможения. Сила нервных процессов определяет работоспособность нервной системы и ее возможность противостоять утомлению. Уравновешенность нервных процессов характеризует баланс между возбуждением и торможением. Подвижность нервных процессов характеризует способность нервной системы менять свое состояние, т. е. переходить от возбуждения к торможению или наоборот.

Различные варианты сочетаний этих свойств нервной системы позволяют выделить довольно много типов высшей нервной деятельности (темпераментов). Однако Павлов, проводя классификацию, старался держаться в рамках четырех классических темпераментов, выделенных еще Гиппократом почти 2500 лет назад.

Меланхолик (слабый тип). Тип легковозбудимый, малообщительный, неуверенный в себе. Отличается сниженным уровнем двигательной и речевой активности, эмоциональной ранимостью. Склонен к глубоким внутренним переживаниям. Меланхоликам в наибольшей степени свойственны нестандартность мышления, богатство воображения.

Холерик (сильный неуравновешенный тип). Тип легковозбудимый, эмоциональный, общительный. Его отличает высокий уровень активности, энергичность действий, сильные и ярко выраженные эмоциональные переживания. Для холерика характерна несдержанность, вспыльчивость в конфликтных ситуациях.

Флегматик (сильный уравновешенный инертный тип). Тип малоэмоциональный, малообщительный, малоподвижный, с хорошо развитым вниманием и работоспособностью. Его отличает низкий уровень поведенческой активности, он медлителен, спокоен, ровен. Для флегматика характерно постоянство чувств и настроений. Процесс изменения привычек и навыков у флегматика затруднен.

Сангвиник (сильный уравновешенный подвижный тип). Тип спокойный, устойчивый, с хорошо развитым вниманием и работоспособностью, максимально высоким уровнем исследовательской активности. Он подвижен, общителен, быстро отзывается на события, легко переживает неудачи и неприятности.

Тип нервной системы наследуется от родителей, но на него существенное влияние оказывает окружающая среда. Нет плохих или хороших темпераментов. Человек с любым типом нервной деятельности, имеющий сильную волю, может подавить отрицательные и, наоборот, развить положительные стороны своего темперамента.

Не следует думать, что слабый тип значит плохой. Меланхолики бывают очень чутки к переживаниям других людей, искренне выражают им сочувствие. Они осторожны, осмотрительны. В спокойной обстановке отличаются добросовестностью, внимательностью, обязательностью по отношению к данному слову.

Читайте также:  Что значит умиление эмоция

Проявления темперамента в «чистом виде» встречаются редко. У ярко выраженного флегматика возможны бурные вспышки гнева, — совсем как у холерика. Последний может в ряде случаев под влиянием жизненных потрясений впадать в состояние торможения или демонстрировать быстроту мышления, свойственную сангвинику.

Проверьте свои знания

  1. Что такое темперамент?
  2. Кто создал первую классификацию темпераментов?
  3. Какая классификация используется в настоящее время?
  4. Какие черты характеризуют людей с сильной неуравновешенной нервной системой?
  5. Люди с какой нервной системой быстро ориентируются в обстановке, мгновенно реагируют на раздражители*7
  6. Людей с каким типом нервной системы И. П. Павлов назвал -тружениками жизни»?
  7. Чем отличаются люди со слабым типом нервной системы?
  8. Что влияет на формирование нервной системы человека?

Подумайте

Почему и как окружающая среда влияет на формирование нервной системы?

Темперамент человека определяется силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов, происходящих в его организме. Внешне темперамент выражается как эмоциональность человека, его подвижность и общая активность. Современную классификацию темпераментов создал И. П. Павлов. На формирование типа нервной системы влияет наследственность и окружающая среда.

Источник

Презентация «Эмоции человека» 8 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Эмоциями мы называем переживания человека, сопровождаемые чувствами приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия, а также их разнообразными оттенками и сочетаниями

Малейшие изменения постоянства внутренней среды улавливаются эмоциональными подкорковыми структурами мозга и отражаются в эмоциональной сфере в виде различных витальных эмоций, например, голода или жажды.

Состояние здоровья очень сильно зависит от частоты переживаемых стрессов, которые могут быть положительными и отрицательными. Состояние здоровья очень сильно зависит от частоты переживаемых стрессов, которые могут быть положительными и отрицательными. Физиологически положительные эмоции, физическая и умственная нагрузка, активность способствуют нормальному развитию организма. Положительный стресс восстанавливает израсходованную энергию, причём с избытком. Физиологически положительные эмоции, физическая и умственная нагрузка, активность способствуют нормальному развитию организма. Положительный стресс восстанавливает израсходованную энергию, причём с избытком. Физиологической основой эмоций является, прежде всего, деятельность подкорковых отделов мозга – гипоталамуса, таламуса и лимбической системы. При ослаблении корковой деятельности у больного проявляется чрезмерная вспыльчивость, истеричность и гневливость. Физиологической основой эмоций является, прежде всего, деятельность подкорковых отделов мозга – гипоталамуса, таламуса и лимбической системы. При ослаблении корковой деятельности у больного проявляется чрезмерная вспыльчивость, истеричность и гневливость. Эмоции имеют характерное внешнее и внутреннее выражение: Эмоции имеют характерное внешнее и внутреннее выражение: 1. двигательные и звуковые реакции; 2. мимика; 3. изменение дыхания; 4. изменение деятельности желудка; 5. изменение деятельности кишечника; 6. изменение деятельности мочевого пузыря; 7. изменение деятельности желёз внутренней секреции; 8. изменение деятельности сердца; 9. изменение просвета кровеносных сосудов. Любая эмоция сопровождается активацией нервной системы и появлением в крови биологически активных веществ. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может способствовать возникновению болезненных изменений в организме. Любая эмоция сопровождается активацией нервной системы и появлением в крови биологически активных веществ. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может способствовать возникновению болезненных изменений в организме. Известно, что сердце чаще всего «поражается» страхом, печень — гневом, а желудок – апатией и подавленным настроением. Под действием гормона из надпочечников выбрасывается в кровь смесь адреналина и норадреналина, которые разносятся по кровяному руслу и вызывают целый ряд симпатических реакций: учащение ритмики сокращений сердца, выделение пота, усиленное кровоснабжение мышц и покраснение кожи. Под действием гормона из надпочечников выбрасывается в кровь смесь адреналина и норадреналина, которые разносятся по кровяному руслу и вызывают целый ряд симпатических реакций: учащение ритмики сокращений сердца, выделение пота, усиленное кровоснабжение мышц и покраснение кожи. При сильных нервных возбуждениях могут быть судорожные сжатия желчного протока, что вызывает застой желчи. Она задерживается в мелких протоках печени и всасывается под давлением в кровь. При сильных нервных возбуждениях могут быть судорожные сжатия желчного протока, что вызывает застой желчи. Она задерживается в мелких протоках печени и всасывается под давлением в кровь. Когда человек подавлен, находится в состоянии депрессии или стресса, его организм не может функционировать в обычном режиме. Когда человек подавлен, находится в состоянии депрессии или стресса, его организм не может функционировать в обычном режиме. Аденогипофиз (часть мозга) выделяет ряд гормонов: тиреотропный гормон (пищевое насыщение), тироксин (иммунитет и скорость метаболизма) , лютеинизирующий гормон (половая система) Аденогипофиз (часть мозга) выделяет ряд гормонов: тиреотропный гормон (пищевое насыщение), тироксин (иммунитет и скорость метаболизма) , лютеинизирующий гормон (половая система) Кортизол — гормон стресса. Как только мы испытываем физический или психологический стресс, кора надпочечников начинает вырабатывать кортизол, который стимулирует работу сердца и концентрирует внимание, помогая организму самому справляться с негативным воздействием внешней среды. Слезы успокаивают, обезвреживают бактерии, улучшают зрение. Облегчение приносит химический состав слез. Они содержат гормоны стресса, выделяемые мозгом в момент выплеска эмоций. Слезная жидкость удаляет из организма вещества, образующиеся при нервном перенапряжении. Слезы успокаивают, обезвреживают бактерии, улучшают зрение. Облегчение приносит химический состав слез. Они содержат гормоны стресса, выделяемые мозгом в момент выплеска эмоций. Слезная жидкость удаляет из организма вещества, образующиеся при нервном перенапряжении. По поводу и без него 2-3 раза в месяц плачут 74% женщин и 20% мужчин; От боли плачут 36% женщин и 25% мужчин; От любви и связанных с нею переживаний — 41% женщин и 22% мужчин По поводу и без него 2-3 раза в месяц плачут 74% женщин и 20% мужчин; От боли плачут 36% женщин и 25% мужчин; От любви и связанных с нею переживаний — 41% женщин и 22% мужчин Смех понижает уровень гормонов напряжения и усиливает иммунную систему, лучше умеренных физических нагрузок снижает кровяное давление, избавляет от стресса, укрепляет иммунную систему. У смеющегося резко падает концентрация гормонов стресса, повышается количество иммунных Т-клеток, снижается кровяное давление и уровень холестерина. Смех понижает уровень гормонов напряжения и усиливает иммунную систему, лучше умеренных физических нагрузок снижает кровяное давление, избавляет от стресса, укрепляет иммунную систему. У смеющегося резко падает концентрация гормонов стресса, повышается количество иммунных Т-клеток, снижается кровяное давление и уровень холестерина. Дофамин — «гормон удовольствия» Серотонин — «гормон хорошего настроения». Его выброс в организме приводит к улучшению настроения и повышению двигательной активности. Эндорфины вырабатываются организмом в ответ на стресс с целью уменьшить боль, они вызывают эйфорию — своеобразную награду организму за избавление от боли. Дофамин — «гормон удовольствия» Серотонин — «гормон хорошего настроения». Его выброс в организме приводит к улучшению настроения и повышению двигательной активности. Эндорфины вырабатываются организмом в ответ на стресс с целью уменьшить боль, они вызывают эйфорию — своеобразную награду организму за избавление от боли. Выводы Эмоции — одни из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов. Жизнь без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции помогают нам познавать мир; Сами эмоции формируются на основе наследственного и приобретенного опыта и возникают на основе физиологических процессов, протекающих в мозге и организме в целом; Выводы Эмоции — одни из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов. Жизнь без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции помогают нам познавать мир; Сами эмоции формируются на основе наследственного и приобретенного опыта и возникают на основе физиологических процессов, протекающих в мозге и организме в целом; Мир окутывает нас эмоциями — пока мы чувствуем – мы живем!

Читайте также:  Хорошо чувствую себя тебя ебя

Источник

Конспект урока по биологии для 8 класса на тему «Эмоции. Память».

Конспект урока по биологии для 8 класса на тему «Эмоции. Память».

Предварительное распределение ролей.

1. Ученик продолжает поговорку.

1. Пара (родитель- ребенок (интонация).

2. Пара (родитель показывает – ребёнок отгадывает).

2. Ученик рассказывает.

Король, дочь, жених.

4. Ученик запоминает второе слово.

В ходе этого урока мы узнаем о таких особенностях высшей нервной деятельности человека, как эмоции и память.

Что мы знаем про эмоции? Чтобы мы хотели узнать?

Что мы знаем про память? Чтобы мы хотели узнать?

Заполнение таблицы.

Хочу знать

Узнал

1.Эмо­ции – это субъ­ек­тив­ные ре­ак­ции че­ло­ве­ка на воз­дей­ствия внеш­них и внут­рен­них раз­дра­жи­те­лей, от­ра­жа­ю­щие в форме пе­ре­жи­ва­ний их лич­ную зна­чи­мость для субъ­ек­та и про­яв­ля­ю­щи­е­ся в виде удо­воль­ствия или неудо­воль­ствия.

2. Па­мять – это ком­плекс про­цес­сов, ко­то­рые про­те­ка­ют в ЦНС и на­прав­ле­ны на со­хра­не­ние, на­коп­ле­ние и вос­про­из­ве­де­ние раз­лич­ной ин­фор­ма­ции.

1. Что такое эмоции?

2. Как возникают эмоции?

1. Что такое память?

2. Виды памяти

3. Как улучшить память?

Изучение нового материала.

К любым вещам и со­бы­ти­ям, про­ис­хо­дя­щим во­круг нас, мы ис­пы­ты­ва­ем раз­лич­ные эмо­ции, по-раз­но­му их оце­ни­ва­ем, от­но­сим­ся к ним.

Отгадайте эмоции. Учащиеся отгадывают.

Эмо­ции – это субъ­ек­тив­ные ре­ак­ции че­ло­ве­ка на воз­дей­ствия внеш­них и внут­рен­них раз­дра­жи­те­лей, от­ра­жа­ю­щие в форме пе­ре­жи­ва­ний их лич­ную зна­чи­мость для субъ­ек­та и про­яв­ля­ю­щи­е­ся в виде удо­воль­ствия или неудо­воль­ствия.

Эмо­ции от­ра­жа­ют со­от­вет­ствие ка­кой-ли­бо ак­ту­аль­ной по­треб­но­сти и воз­мож­но­сти её выполнения.

По­треб­но­сти:

Ви­таль­ные – фи­зио­ло­ги­че­ские (сон, пища)

Со­ци­аль­ные (обучение, ка­рье­ра, на­вы­ки)

Твор­че­ские (пение, ри­со­ва­ние)

При невоз­мож­но­сти до­сти­же­ния по­треб­но­сти воз­ни­ка­ют от­ри­ца­тель­ные эмо­ции, при до­сти­же­нии – по­ло­жи­тель­ные.

Любая эмо­ция со­про­вож­да­ет­ся ак­ти­ва­ци­ей нерв­ной си­сте­мы и по­яв­ле­ни­ем в крови спе­ци­аль­ных био­ло­ги­че­ских ве­ществ.

По­го­вор­ки про эмо­ции. Учитель читает начало поговорки.

1. Ученик продолжает поговорку.

От ужаса во­ло­сы вста­ли …дыбом.

От стра­ха уда­ри­ло в… пот.

По спине по­бе­жа­ли… му­раш­ки.

От ра­до­сти серд­це… за­ще­ми­ло.

Читайте также:  Это чувство как вор

От страха сердце ушло… в пятки.

По­яв­ле­ние эмо­ци­о­наль­ных ре­ак­ций свя­за­но с ра­бо­той коры боль­ших по­лу­ша­рий и с ра­бо­той про­ме­жу­точ­но­го мозга.

Кроме фи­зио­ло­ги­че­ских про­яв­ле­ний, эмо­ции очень ярко вы­ра­жа­ют­ся в ми­ми­ке, же­стах, интонации че­ло­ве­ка. Ми­ми­ка, жесты, интонации пе­ре­да­ют осо­бый смысл, на­стро­е­ние че­ло­ве­ка и поз­во­ля­ют лучше по­нять его эмо­ци­о­наль­ное со­сто­я­ние.

1. Пара (родитель- ребенок (интонация)).

2. Пара (родитель показывает – ребёнок отгадывает).

1. Угрожает, машет кулаком.

2. Грозит пальцем.

3. Разводит руками.

4. Показывает большой палец.

Все ­куль­тур­ные люди умеют вла­деть сво­и­ми эмо­ци­я­ми.

«Память есть кладовая ума» — говорил Суворов.

2. Ученик рассказывает.

1. Моцарт обладал феноменальной памятью. Отец взял маленького Моцарта в Ватикан, где исполнялось секретное духовное сочинение композитора Аллегри. Утром Моцарт сказал отцу: «Отец, этот подарок мы пошлем нашей Нинель. Она будет первым человеком после папы, имеющим ноты Аллегри».

2. А. Македонский знал в лицо каждого из 30 тысяч своих солдат.

3. Ученый А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов.

4. Э Гаон помнил 2500 книг. Мог воспроизвести любой отрывок из книги.

5. Генрих Шлиман за 6-8 недель мог освоить иностранный язык.

6.. Венгерский шахматист Янош Флеш в 1960 году установил рекорд, играя по памяти на 52 досках. Потерял в весе 6 килограмм, игра продолжалась 13 часов, 31 партию выиграл, 18 — свел вничью, 3 — проиграл.

Па­мять – это ком­плекс про­цес­сов, ко­то­рые про­те­ка­ют в ЦНС и на­прав­ле­ны на со­хра­не­ние, на­коп­ле­ние и вос­про­из­ве­де­ние раз­лич­ной ин­фор­ма­ции. Су­ще­ству­ют за­бо­ле­ва­ния, свя­зан­ные с па­мя­тью (ам­не­зия – пол­ная или ча­стич­ная по­те­ря па­мя­ти).

Ко­ор­ди­ни­ру­ет все виды па­мя­ти, в первую оче­редь, лоб­ная доля го­ло­вы.

Когда нерв­ные им­пуль­сы про­дви­га­ют­ся, в коре го­лов­но­го мозга со­зда­ет­ся «след» па­мя­ти, который носит на­зва­ние «Эн­грамма». Эн­грам­ма – ги­по­те­ти­че­ский след па­мя­ти. По со­дер­жа­нию раз­ли­ча­ют два вида эн­грамм : об­ра­зы (отоб­ра­жа­ю­щие ста­ти­че­ской струк­ту­ры объ­ек­та) и мо­де­ли дей­ствий (про­грам­мы).

Виды па­мя­ти :

Крат­ко­вре­мен­ная (хра­нит­ся около 30 се­кунд и может за­пом­нить всего несколь­ко сим­во­лов – 7).

Цифра “7” чаще всего употребляется в пословицах, то есть наши предки, инстинктивно чувствовали значимость этого числа. Чаще всего именно оно используется в пословицах.

Учитель читает начало поговорки – ученики заканчивают.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Семь бед – один ответ.

Семеро одного не ждут.

Дол­го­вре­мен­ная (всё, что хра­нит­ся более 30 се­кунд).

Виды па­мя­ти.

Дви­га­тель­ная (обу­че­ние дви­же­нию, тру­до­вая де­я­тель­ность).

Об­раз­ная (по­мо­га­ет за­по­ми­нать, на­при­мер, звуки окру­жа­ю­щей при­ро­ды и му­зы­каль­ные звуки).

Эмо­ци­о­наль­ная ( со­хра­ня­ет эмоции).

Сло­вес­ная (за­по­ми­на­ние вос­про­из­ве­де­ния слов или про­чи­тан­ной ин­фор­ма­ции).

Непро­из­воль­ная па­мять – со­бы­тия, за­по­ми­на­ют­ся, неза­ви­си­мо от на­ше­го же­ла­ния.

Про­из­воль­ная па­мять – всё то, что мы ста­ра­ем­ся за­пом­нить. У ма­лень­ких детей раз­ви­та непро­из­воль­ная па­мять, но когда ре­бе­нок идет в школу, на­чи­на­ет тре­ни­ро­вать­ся про­из­воль­ная.

Очень часто проблемы с памятью объясняются проблемами со вниманием.

Король, дочь, жених.

Король рассказывает.. Я король. У меня есть взрослая дочь. И решил я выдать её замуж. Приехали женихи разные. Должны они были пройти по стене вокруг замка. Но женихи падали и разбивались. Все упали. Остался один пастух. Пошёл он по стене держа в руках кувшин с молоком и не упал. Я спросил у него, в чём его секрет. Пастух ответил: «Я смотрел на молоко».

Учащимся предлагаются следующие задания (устно):

Ученик 3 должен считать вслух от 1 до 21. Но учащийся не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь, 7, 8, не собьюсь, 10,11 не собьюсь, не собьюсь, 14, не собьюсь, 16, 17, не собьюсь 19, 20, не собьюсь».

ПАМЯТЬ может быть смысловая и механическая.

Когда понимаешь – легко учить. А когда не понимаешь, приходится запоминать механически.

Ученик 4 запоминает слова. Затем, учитель называет первое слово, ученик второе. Проверяем сначала смысловую память.

Продуктивность смысловой памяти примерно в 25 раз выше продуктивности механической памяти.

1. Ставить цель – запомнить надолго.

2. Нужно внимание.

3. Используйте ассоциации.

4. Учить осмысленно.

6. При запоминании проговаривайте вслух.

7. Человек должен верить в необходимость запоминаемой информации.

1. Определим время хранения кратковременной памяти (30 с).

2. Назовите количество символов, которые может сохранить кратковременная память (7).

3. Назовите субъективную реакцию организма человека на раздражители (эмоции).

4. Назовите объект отражения эмоций (потребности).

5. Назовите ком­плекс про­цес­сов, ко­то­рые про­те­ка­ют в ЦНС и на­прав­ле­ны на со­хра­не­ние, на­коп­ле­ние и вос­про­из­ве­де­ние раз­лич­ной ин­фор­ма­ции (память).

6. Назовите нарушение памяти (амнезия).

7. Выберите отдел головного мозга, с которым связаны эмоции (кора и промежуточный мозг).

8. Выберите витальную потребность (сон, пища).

9. Как называют гипотетический след памяти? ( Эн­грам­ма ).

10. Память какого типа сохраняет пережитые чувства? (эмоциональная).

11. Какая память запоминает события вне зависимости от нашего желания? (непроизвольная).

Ученики меняются тетрадями – взаимопроверка.

Источник

Оцените статью