Эмоции это биологический или социальный фактор

Биологические, личностные и социальные факторы, влияющие на психическое здоровье

Несмотря на то, что нарушения психического здоровья к на­стоящему времени довольно хорошо изучены, не существует аб­солютной уверенности в том, что можно обнаружить те явления внутренней или внешней природы, которые их вызывают.

Разнообразие факторов, влияющих на психическое здоровье, рассматривается в категориях биологического, психологического и социального, что отражает единство и взаимозависимость чело­века с окружающей социальной средой. Понятно, что и рецепты восстановления психического здоровья нужно искать в каждой из этих категорий. Воздействие на структуры организма обеспечат медицинское лечение и психотерапия, однако не следует забы­вать и о ресурсах ближайшего окружения и общества в целом, ведь социальные услуги и поддержка являются необходимыми ус­ловиями психического здоровья.

Долгое время в традиционной психиатрии социальные факто­ры считались второстепенными, кроме того, акцент ставился на сравнении роли биологических и социальных факторов в возник­новении патологического процесса у индивида. Повседневная же социальная жизнь индивида оставалась побочной ветвью исследо­ваний. Широко применялось деление причинных факторов на эн­догенные (внутренние) и экзогенные (внешние). Соответственно этому принципу классифицировались и психические заболевания. 15 ос­новном ссылки на социальные факторы в учебниках по психиат­рии незначительны, и в целом повествование носит чисто меди­цинский характер.

Тем не менее примеров, которые показывают влияние соци­альных факторов, достаточно много. Так, генезис алкоголизма объясняется социальными установками и культурными традици­ями, в результате чего проявляется очевидная физиологическая зависимость организма, что затем становится самостоятельным фактором биологической природы. В последнее время появляется все больше исследований психического здоровья, в которых учи­тывается воздействие микро- и макросоциальной среды: семьи, производства, профессии, жилищных условий, социального слоя и субкультуры, культуры и общества в целом.

Поскольку биологические, личностные и социальные факто­ры играют различные роли в проблемах психического здоровья и нс сводятся только к патогенному влиянию, то можно говорить о нескольких видах факторов:

условиях, которые создают благоприятную почву для разви­тия патологии;

поводах, запускающих психическое нарушение; факторах, поддерживающих психическое здоровье.

В первом случае к условиям относятся предрасполагающие фак­торы, повышающие уязвимость человека к развитию заболевания. Во втором случае речь идет о провоцирующих факторах, когда на­чало и динамика заболевания связаны с событиями в жизни чело­века, играющими роль спускового крючка (табл. 1). В последнем случае поддерживающие факторы играют роль своеобразного стресс- буфера, способствующего активизации индивидуальных и соци­альных ресурсов, помогающих сохранить здоровье, а также пре­одолеть или ослабить признаки болезни. Для многих тяжелых пси­хических заболеваний генетическая обусловленность является ос­новной. в то же время для кратковременных расстройств опреде­ляющими становятся психогенные и социогенные факторы.

Т а б л и ц а I

Прел располагающие, провоцирующие и поддерживающие факторы

Предрасполагающие факторы
Биологические Личностные Социальные
1. Генетическая пред- ра сположенность: повышенный риск заболевания у родст­венников.

наследст­венный фактор

1. Слабость психологи­ческих защитных меха­низмов: неразвитость механизмов защиты сознания от разруши­тельных бессознатель­ных импульсов 1. Семейная депривация: дефицит родитель­ского внимания и любви, нарушенные семе И Н ЫС ОТНО! 110 Н ИЯ
2. Тип нервной системы:

слабый или неустой­чивый типы нервной системы

2. Психогения: продолжительная психическая травмати- зация, длительные стрессы 2. Социальная депривация: неуд онл створе н ность социальным положе­нием, отсутствие социальных связей
3. Физическое здоровье: ослабленность. старение организма 3. Социальный кризис: со1111альные I фоблсмы, неразвитость социаль­ных и медицинских услуг
Провоцирующие факторы
Биологические Личностные Социальные
1. Мозговые травмы: черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции, травмы рождении 1. Психологические травмы:

травматическое собы­тие в ближайшем окружении, смерть близкого, развод, насилие

1. Психологические травмы:

травматическое собы­тие в социальном окружении, смерть близкого человека, развод, насилие

Провоцирующие факторы
Биологические Личностные Социальные
2. Соматические заболевания: хронические или острые соматические заболевания 2. Конфликты: ннутриличностныс и межличностные конфликты, личност­ный кризис 2.

Социальные катастрофы: техногенные катастро­фы. террористические травмы, войны, воору­женные конфликты

І Іоддержииаюімие факторы
Биологические Личностные Социальные
1. Профилактические медицинские осмотры: ранняя диагностика нарушений психиче­ского здоровья

2. Медицинское лечение:

медикаментозная тера­пия, физиотерапия

3. Медицинская реабилитация: поддс рж и ва юта я терапия

1. Психотерапевтиче­ские программы: доступные услуги по консультированию, участие в программах срочной помощи

2. Личностные ресурсы:

навыки саморегуля­ции, саморазвития, установка на здоровье

1. Поддержка социаль­ного окружения: внимание и забота близких, социальная активность человека

2. Сеть социальных

социальные програм­мы профилактики и реабилитации

Источник

Контрольная работа по дисциплине Педагогика на тему Соотношение биологического и социального в развитии личности

по дисциплине Педагогика

на тему Соотношение биологического и социального в развитии личности

1. Понятие личности и процесс её развития 4

2. Биологические факторы развития личности 6

3. Социальные факторы развития личности 8

4. Соотношение биологического и социального в развитии личности 10

Список использованной литературы 14

Введение

Одним из самых дискуссионных вопросов, всегда возникающих в процессе построения психологической реальности, являлся и есть вопрос о соотношении биологического и социального в психологии. Первоначально вопрос о детерминации развития человека был поставлен в философии. Традиционно выделяют биологические и социальные факторы развития человека как вида (антропогенез) и индивида (онтогенез).

Цель данной работы – рассмотреть проблему соотношения биологического и социального в развитии личности.

    дать определение понятию «личность»; рассмотреть биологические и социальные факторы развития личности; изучить соотношение биологического и социального в развитии личности.

1. Понятие личности и процесс её развития

Понятие человек является самым широким. Это принятое классическое научно обобщенное название особого вида живого существа — «человека разумного», или homo sapiens. В это понятие объединено все: природное, биохимическое, социальное, медицинское и др.

Индивид — категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. В этом понятии выражена родовая принадлежность человека, т. е. любой человек — это индивид. Это подчеркивание единичности (в отличие от человека) и неделимости (в отличие от личности). Индивид акцентирует в человеке биологическое, но и не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестает одновременно быть индивидом.

Личность — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка.

Личность — это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

В общественныхнауках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде впроцессе совместной деятельности и общения.

В психологии имеют место и другие, более узкие трактовки понимания личности, когда выделяют те или иные качества, якобы выступающие для нее неотъемлемыми атрибутами. Здесь личностью предлагается считать лишь того, например, кто самостоятелен, ответственен, высокоразвит. Подобные критерии являются, как правило, субъективны и труднодоказуемы.

В психологии существует огромное количество моделей психологической структуры личности, которые проистекают из различных теорий о психики и личности, из разных параметров и задач. В нашем пособии мы используем модель психологической структуры личности, на основе совмещения двух схем, разработанной вначале , а затем .

Эта базовая модель исходит из личностно-деятельностного подхода. Данная структура включает в себя шесть взаимосвязанных подструктур. Они условно выделяются лишь для получения некоторой схемы целостной личности.

Итак, в личности выделяются следующие психологические составляющие, или подструктуры:

    самосознание; направленность личности; темперамент и характер; психические процессы и состояния; способности и задатки; психический опыт личности.

2. Биологические факторы развития личности

Под биологическими особенностями человека понимают то, что сближает его с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т. д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Биологические факторы, влияющие на развитие личности:

1. Наследственность – свойство организма передавать от родителей к детям, определённые качества и особенности. Наследственность обусловлена генами. По наследству от родителей к детям передаются:
1. Анатомо-физиологическая структура (задатки речи, прямохождение и т. д.)
2. Физические данные (особенности телосложения, черты лица, цвет волос)
3. Физиологические особенности (обмен веществ, группа крови, резус фактор)
4. Особенности нервной системы (строение коры головного мозга)
5. Аномалии в развитии организма (заячья губа, волчья пасть)
6. Предрасположенность к некоторым заболеваниям (сахарный диабет,
гемофилия, шизофрения)

2. Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей.

3. Способности — это индивидуальные особенности личности, которые являются уровнями успешного осуществления определенного рода деятельности (рисование, занятие музыкой).

Сторонники биологического направления утверждали и утверждают, что сознание, интересы и способности человека, его нравственные и профессиональные качества неизменно передаются по наследству (от музыканта рождается музыкант, от математика — математик, от инженера — инженер, от коммерсанта — коммерсант и т. д.).

Биологическое – это общее по происхождению, хотя и необязательно тождественное у человека с животными. Оно близко, но неоднозначно природному – существующему и развивающемуся в человеке независимо от влияния на него других людей. Все наследственное в человеке биологическое, но не все биологическое наследственно. Например, особенности личности взрослого человека, явившееся результатом мозговой травмы, полученной им при рождении, биологичны, но не наследственны. Биологическое накладывает свой отпечаток на личность человека.

Фундаментальные открытия генетики во второй половине нашего века вызвали оживление биологизаторских концепций личностного развития. Их сторонники полагают, что основные психические свойства личности как бы заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу. Некоторые психологи делают вывод о том, будто те или иные черты личности у людей являются «роковым наследием», передающимся вполне закономерно от поколения к поколению как любое простое телесное свойство. Роль генов состоит в том, что они обеспечивают принадлежность всех людей к единому человеческому роду и в то же время создают между ними индивидуальные различия.

3. Социальные факторы развития личности

Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т. п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Социальные факторы, влияющие на развитие личности:

1. Среда – это действительность, в условиях которой происходит
развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, социальная, семейная, окружающая среда.

2. Общение – это форма с помощью, которой мы воспринимаем и приобретаем новых друзей, одна из универсальных форм активности личности, проявляющаяся в установлении и развитии межличностных
отношений.

3. Воспитание – это целенаправленный, планомерный, непрерывный процесс воздействия воспитателя на воспитанника, с целью гармонического развития личности.

4. Самовоспитание – это работа по совершенствованию самого себя, изменению своих качеств.

Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных вилах деятельности: творческой, учебной, познавательной, трудовой, творческой, спортивной и т. д.

Социальное – это все то в человеке, что возникло в нем в процессе антропогенеза и истории человечества и возникает в онтогенезе в результате общения с другими людьми. Социально не совпадает полностью с приобретенным в личном опыте, так как не все, что приобретено человеком в процессе его индивидуальной жизни, социально. В то же время человек социален уже в момент своего рождения. Так, например, социально приобретенная человечеством способность научиться речи прирожденна, хотя и обнаружится у ребенка только на определенном этапе созревания его нервной системы и будет проявляться в различной степени и в различных социальных условиях. И все другие прирожденные свойства личности также будут с раннего возраста развиваться и социализироваться, хотя и в разной степени. В процессе антропогенеза формировалась социальная сущность человека как система материальных и духовных факторов, межчеловеческих и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности. Социальный фактор оказывает существенное влияние на жизнедеятельность человека, на его здоровье.

4. Соотношение биологического и социального в развитии личности

Вопрос соотношения биологического и социального в человеке всегда интересовал ученых. Существуют два противоположных представления о закономерностях становления личности. Сторонники панбиологизма объясняют все особенности человека его биологической сущностью, наследственными генетическими программами. Пансоциологизм считает, что наследственные факторы у всех людей одинаковы, а индивидуальные особенности личности развиваются под влиянием общественных отношений, обучения и воспитания.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.

Естественное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма, суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека. Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В становлении, существовании человека, и об этом уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными институтами. Каждый человек уникален и это тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами — мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно этими факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.

Социальное в человеке — это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, «воспитывались» ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на это — только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homo sapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.

Заключение

Человек — не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире — в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Он учится языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли.

Таким образом, при рассмотрении проблемы, касающейся роли биологических и социальных факторов в развитии человека следует избегать как панбиологизма, так и пансоциологизма. В первом случае человек низводится до уровня животного. Во втором — предстает как tabula rasa (чистая доска), на которой среда пишет все развитие индивида.

Кроме того, наследственные задатки могут получить развитие, а могут оставаться неразвитыми. Всё зависит от условий, в которых растёт и развивается ребёнок.

Из этого следует радикальный вывод: одарённость — врождённое свойство личности, а способность — приобретённое качество. Эти две категории не тождественны как в понятийном отношении, так и по существу. Врождённые свойства и дарования детей передаются по наследству, генетически предопределены, если не происходит мутации генотипа. Способности же приобретаются в результате жизнедеятельности, обучения и воспитания детей.

Поскольку задача учителя – не усложнять, а облегчать учебную деятельность детей, знание природных особенностей своих учеников и умение учитывать их в педагогической деятельности и есть основа индивидуального обучения.

Источник

Читайте также:  После удаления зуба чувствую осколки
Оцените статью