- Доклад на тему «Эмоции человека» (окружающий мир, 4 класс)
- Разновидности эмоций и их проявления
- Основные отличия от чувств
- Теории формирования
- Факторы влияния и возрастные особенности
- Эмоции, движения и речь и их взаимосвязь в развитии детей дошкольного возраста
- Тема: «Эмоции, движения и речь —
- Физкультминутка.
- Пальчиковая игра «Паучок»
- Упражнение «Словесная карусель»
Доклад на тему «Эмоции человека» (окружающий мир, 4 класс)
Жизнедеятельность человека состоит не только из удовлетворения физиологических потребностей. Люди испытывают необходимость в выражении своего личного отношения к окружающей обстановке и событиям, другим людям и их поступкам. Это становится возможным благодаря проявлениям эмоций человека. На окружающем мире в 4 классе это явление рассматривается довольно подробно, чтобы школьники учились распознавать его оттенки.
Разновидности эмоций и их проявления
За способность наполнять реальность ощущениями определённой личности и передавать её отношение к происходящему эмоции образно назвали «красками переживаний». Примечательно, что выражаются они могут не только словесно. Способов проявления множество. Вот основные из них:
- Движения мимической мускулатуры. При этом задействуются мышцы, приводящие в движение уголки рта, брови, веки. Сочетание таких произвольных и непроизвольных гримас приводит к отражению на лице господствующей эмоции.
- Выразительные жесты или движения всего тела. В зависимости от силы и характера переживаний, а также состояния человека такие проявления могут быть как произвольными, так и непроизвольными.
- Произвольные и непроизвольные звуки, возгласы.
- Вегетативные реакции, возникающие в ответ на интенсивную эмоциональную нагрузку. К ним можно отнести сужение или, напротив, расширение просвета кровеносных сосудов, приводящих к субъективным ощущениям (жар, холод, головокружение, покалывание, шум в ушах и др.), повышенная потливость и другие.
Спектр человеческих эмоциональных состояний легко различим как по выражению лица, так и по другим невербальным знакам. Он весьма широк. Обычно проект на тему «Эмоции человека» включает в себя следующий список основных состояний:
- Злость, гнев, ярость, возникающие в качестве реакции, в том числе протестной, при ощущении несправедливости.
- Радость — переживание позитивного ряда, которое связано с нахождением человека в благоприятной ситуации или с его внутренним состоянием.
- Страх — реакция организма на ощущение угрозы здоровью и благополучию.
- Грусть. В этом состояние ухудшается настроение, ощущается подавленность. Видимых внешних причин при этом может и не быть.
- Удивление — довольно яркое переживание, возникающее в случае противоречия между убеждениями и представлениями о незнакомой ситуации и новым, не совпадающим с ними опытом.
К эмоциональному ряду можно отнести и спокойствие — состояние, характеризующееся абсолютной удовлетворённостью собой и окружающей обстановкой. Спокойствие характеризуется минимальной химической активностью или ее отсутствием.
Разумеется, в разнообразных жизненных ситуациях эмоциональных состояний человек использует гораздо больше. К ним можно отнести равнодушие, интерес, волнение, обиду, смущение. Нередко эмоции комбинируются между собой, и в этом случае даже самому человеку сложно сразу разобраться, что именно он испытывает.
Все эмоциональные состояния можно разделить на две большие группы:
- Положительные — восторг, радость, ликование. Они оказывают благоприятное влияние на самого человека. Вызывая в организме ряд биохимических реакций, они в некоторых случаях способны повысить работоспособность, улучшить самочувствие, изменить взгляд на мир. Нередко они благотворно действуют и на состояние окружающих людей. Отсюда расхожее выражение «зарядиться хорошим настроением».
- Отрицательные. Относящиеся сюда гнев, страх, злость способны не только заметно испортить настроение самому человеку и окружающим, но и навредить его объективному состоянию. Такие состояния легко передаются между людьми. Результатом этого может стать возникновение в коллективе нервозности, немотивированных обид, тревожности. С этой точки зрения, становится очевидно, насколько важно человеку контролировать свои негативные переживания, научиться переключаться с отрицательных переживаний на что-то другое.
Предполагается, что эмоциональные переживания есть и у животных.
Основные отличия от чувств
И чувства, и эмоции имеют тесную взаимосвязь с личными качествами самого́ человека и представляют собой своеобразные отражения его собственных переживаний, мышления, имеющегося у него опыта. Эти различия следует обязательно упомянуть в сообщении на тему эмоций.
В ряде случаев эмоции и чувства самим человеком не осознаются. Кроме того, зачастую сложно сразу определить их происхождение.
В пособиях по психологии эмоции определяются в виде переживания человеком его собственного отношения к какому-либо явлению. Эти переживания актуальны лишь в текущем моменте. В обиходе же понятие «эмоции» используется в более общем смысле и подразумевает цельную реакцию на происходящее в текущий момент. Подразумевается как психологическое переживание человека, так и физиологические реакции, сопровождающие переживание. Такое комплексное явление можно назвать эмоциональным состоянием.
В свою очередь, чувства представляют собой субъективное отношение человека к окружающим его предметам и явлениям. В обыденном же представлении понятие «чувство» настолько обширно, что утратило первоначальный смысл. При повседневном употреблении оно передаёт целый ряд понятий. Проявление чувств обусловливается ситуацией, в которой находится человек. Оно происходит на фоне определённых эмоций.
Например, мама, любящая своего ребёнка, в период предстоящих ему испытаний (например, экзаменов) может испытывать тревогу и даже страх, а в случае неудачи — огорчение. Однако её непосредственное отношение к ребёнку при этом не меняется, она его по-прежнему любит. А в случае успешного завершения испытаний мама будет испытывать радость, ликование. Таким образом, одно и то же чувство может выражаться в самых разнообразных эмоциях.
На этом примере видно, что непосредственного соотношения между чувствами и эмоциями нет.
Теории формирования
Получив задание составить план рассказа об эмоциональных переживаниях, школьник обязательно должен включить туда этот пункт.
В разные времена учёные и мыслители выдвигали различные гипотезы, объясняющие происхождение эмоций. Некоторые из них противоречили друг другу, а некоторые — дополняли. Список основных теорий формирования эмоций с привязкой ко времени выглядит следующим образом:
- Интеллектуалистическая концепция, подразумевающая, что телесное проявление эмоциональных состояний является результатом психической активности. Эта теория появилась на рубеже 18 и 19 столетий и была выдвинута И. Ф. Гербартом. Эту концепцию поддержал В. Вундт.
- Периферическая теория Джеймса-Ланге. Согласно ей, формирование эмоций происходит на фоне внешних событий, которые способны вызывать физиологические сдвиги в организме.
- Таламическая гипотеза связывает возникновение эмоций со стимуляцией вегетативных функций. Согласно ей, психологические переживания и физиологические реакции возникают единовременно.
- «Круг Папеса». Эта гипотеза подразумевает, что эмоции возникают в результате оживления и возбуждения сложной системы центров головного мозга.
- Авторы когнитивной теории считали, что эмоции образуются в результате механизмов мышления.
- Когнитивный диссонанс. Авторы теории считают, что в формировании мыслей важное положение занимают психологические обстоятельства. В результате позитивное эмоциональное состояние формируется при подтверждении ожиданий человека, а отрицательное — при несоответствии ожиданий и реальности.
- Психоорганическая гипотеза. Автор этой теории считал базисом эмоциональных проявлений физиологическое состояние человека. Оно считалось первоначальным, а эмоции — сопутствующим явлением. Согласно этой гипотезе, изменение организма происходит вследствие внешних влияний, а эмоциональные состояния формируются посредством системы обратных связей.
Из отечественных специалистов с этой темой работал Ю. Е. Виноградов — автор теории о наличии у человека эмоциональной памяти.
Обобщая опыт построения теорий, призванных объяснить формирование эмоций, можно заметить, что все рассмотренные предположения объясняют лишь единичные частные эпизоды происхождения эмоциональных состояний. Это является своеобразным доказательством точки зрения о том, что подробно разъяснить универсальный механизм возникновения эмоций пока невозможно.
Факторы влияния и возрастные особенности
Реферат, презентация или доклад на тему «Эмоции человека» должен содержать и информацию о факторах, способствующих их формированию. Считается, что на формирование эмоциональных реакций влияют несколько групп факторов:
- Социальные, которые причисляются к внешним.
- Биологические факторы, которые традиционно относят к внутренним.
Биологические факторы являются преобладающими на ранних стадиях детского психического развития. В этот период формирующиеся эмоции сопряжены с необходимостью удовлетворения основных потребностей. Возникающие и формирующиеся эмоции в этот период называют первичными, или базовыми. По мере расширения социальных факторов, влияющих на детскую психику, на основании базовых эмоций образуются производные от них. Они называются вторичными.
Считается, что особенное значение для формирования эмоциональной сферы представляют личностные переживания человека. Здесь велика роль отличительных черт характера, морально-этических и нравственных качеств. Всё это в совокупности является фундаментом для формирования эмоциональной сферы человека и его внутреннего мира. В то же время эмоции человека определяются и спецификой социальной сферы:
- Для новорождённого основным моментом, влияющим на формирование эмоций, является непосредственный контакт с матерью.
- В периоде младенчества присоединяются условия невербальной коммуникации со стороны близкого окружения.
- В период раннего детства ведущую роль играют обстоятельства игровой коммуникации.
- Для дошкольника наряду со всем этим важна и познавательная деятельность, отражённая в детском восприятии. Для детей в этом возрасте важны все виды игровой деятельности.
- Младший школьный возраст характеризуется расширением воздействия на эмоциональную сферу за счёт учебно-воспитательного процесса.
- В подростковом возрасте ведущую роль приобретают биологические изменения, сопряжённые с половым созреванием. Они некоторым образом диктуют своеобразные механизмы формирования эмоций в этом возрасте.
К этой социальной группе влияющих факторов можно отнести нюансы культур разных народов, воздействие средств массовой информации и общепринятые способы проявления различных переживаний у разных народов мира.
Источник
Эмоции, движения и речь и их взаимосвязь в развитии детей дошкольного возраста
Ирина Давыдова
Эмоции, движения и речь и их взаимосвязь в развитии детей дошкольного возраста
Доклад для воспитателей на педагогическом совете
Тема: «Эмоции, движения и речь —
их взаимосвязь в развитии детей дошкольного возраста»
Дошкольное детство — важный период развития человека.
Надо отметить, что дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности ребенка. Главными элементами выступает система мотивов, нравственные нормы и произвольность поведения. У ребенка уже различают личные и общественно- значимые мотивы. Преобладают личные мотивы. Достаточно посмотреть, как ребенок стремится обеспечить себя необходимыми предметами в игре, в бытовых сценках. Во взаимодействии с взрослыми ребенок стремится заслужить похвалу. Он тянется к ласке. У него такая большая потребность в положительной оценке своей личности, что частенько, он преувеличивает плоды своей деятельности.
В дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться представления о нравственных нормах. Он знакомится с тем, «что такое хорошо и что такое плохо».
Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Он характеризуется совершенствованием ощущений, восприятий, наглядных представлений. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к наглядно-образному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между предметами и их свойствами.
Развитие мышления тесно связано с речью.
Ведущим средством общения у ребенка дошкольного возраста становится речь. Кто не знает «почемучек», задающих тысячу вопросов взрослым. Ответы на вопросы помогают ребенку расширять его знакомство с окружающей действительностью. Очень важен ответ взрослого. Он должен быть серьезным и понятным.
Значение речевого развития для детей трудно переоценить. Речь — основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
Проблема развития речи является одной из актуальных. Речь тесно связана со всеми психическими процессами. Включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и воспроизведения; существенна роль речи в воображении, при осознании своих эмоций, при регулировании своего поведения и т. д. Именно поэтому уровень развития речи является показателем психического развития дошкольников.
По данным мировой статистики, число речевых расстройств стремительно растет, в связи с чем актуальность проблемы речевого развития детей и подростков принимает глобальный характер. В последние годы привлекает большое внимание исследователей вопрос психической депривации детей. Под депривацией понимают недостаточное удовлетворение основных потребностей (эмоциональной и сенсорной). Выделяют познавательную и социальную депривации. Установлено, что все виды депривации существенно влияют на речевое развитие ребенка.
Дети дошкольного возраста разговаривают не всегда красиво. Растёт число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения и т. д. Речь малышей нередко бывает однообразной: дети не употребляют в активной речи наречия, прилагательные и причастия; слабо развита связная речь, умение логично, без пропусков передавать содержание только что просмотренного мультфильма или прослушанной сказки.
Развитие речевой деятельности ребенка определяется степенью зрелости его центральной нервной системы и в значительной степени зависит от особенностей взаимодействия ребенка с внешним миром.
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками,развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.
Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые — родители, педагоги возьмут себе в помощники движение.
Итак, установлено, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела и органов способствует снятию напряжённости, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов.
Физкультминутка.
(воспитатели,как оказалось, сами с удовольствием участвуют в физкультминутках)
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного (на 2- ом году жизни ребенка) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека.
Поэтому с раннего возраста необходимо использовать в педагогической работе пальчиковую гимнастику, игры, направленные на развитие мелкой моторики руки, графические упражнения.
Пальчиковая игра «Паучок»
(любая на ваш выбор)
Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние маленького человека и его отношение к миру. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем и со сверстниками, на поддержание и развитие интереса ко всему, что происходит вокруг. Организация различных физических упражнений и подвижных игр, в свою очередь, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, помогает укреплению воли, самостоятельности, возникновению и проявлению товарищеских чувств, желания прийти не помощь другу. Установлено, что наиболее сильное влияние на развитие положительного эмоционального фона у детей оказывает физическая активность под музыку.
Мне хотелось бы отметить, что очень важную роль в развитии речи детей дошкольного возраста играет и культура речи педагога, задавая детям образцы правильной литературной речи. Речь педагога должна быть грамотной, эмоционально насыщенной и сейчас я предлагаю вам проверить свою речь.
Упражнение «Словесная карусель»
Командам дается карточка в которой на одной стороне написано три слова к которым надо подобрать по три синонима, а на другой стороне написаны пять слов к которым надо подобрать антонимы.
Смелый – бесстрашный, храбрый, отважный.
Жадный – скупой, прижимистый, алчный.
Большой – огромный, колоссальный, громадный.
Источник