Эмоции для развития речи ребенка

Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка

Алла Будякова
Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка

Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода, а не с точки зрения его несовершенства. Человечество как будто заново открыло его величайшую «тайну»: его слабость и несовершенство, по сути, являются его силой и предоставляют безграничные возможности для духовного и физического совершенствования, для формирования основ будущей взрослой личности.

Особый интерес представляет развитие речи маленьких детей. Вспомним, что они овладевают речью за какие-нибудь 2-3 года. В год ребёнок произносит примерно 10 слов, в 2 года — 300-400, а к 3 годам в его активном словаре уже 1500, и более слов. Ребёнок познаёт грамматический строй языка, от простых предложений переходя к сложным, в том числе к сложноподчиненным. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы, их количество и т. д.

Было бы ошибкой предполагать, что всё это приходит к ребёнку спонтанно, само собой. Решающие условия его жизни, т. е. общение, обучающие воздействия, организация жизни в целом, влияние окружающей среды. При этом именно педагогические воздействия во многом определяют уровень развития ребенка.

Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, попадают в особые условия жизни. Здесь нет близких им людей, круг получаемых впечатлений ограничен, постоянно пребывание в коллективе, недостаточное общение со взрослыми — все это влияет на поведение, развитие, здоровье детей, отягощенных к тому же неблагоприятным анамнезом.

Дети в домах ребенка — это чаще всего дети недоношенные, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного периода и родов, заболевания периода новорожденности, неблагоприятную наследственность и т. п. Многие дети, поступающие из социально неблагоприятных семей, имеют неблагоприятный социальный анамнез, который часто сочетается с неблагоприятным биологическим анамнезом.

Дети домов ребёнка быстро устают и возбуждаются, они трудно привыкают к новым людям. Их поведению свойственна неустойчивость эмоционального состояния. Замедленно развитие высших психических процессов -памяти, внимания, мышления, воображения, в результате чего страдает формирование активной речи.

Поэтому самым важным в работе воспитателя дома ребенка является индивидуальное эмоциональное общение с каждым ребенком, удовлетворение потребности в новых разнообразных впечатлениях, двигательной активности, ярких положительных эмоциях.

Если между взрослым и ребенком устанавливается тесная, интимная связь, если ребенок чувствует любовь, тепло, ласку, он становится спокойным и уверенным, доброжелательным, активным, контактным и самостоятельным.

«Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста через дидактические игры» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

Игры на развитие фантазии. Игры на развитие фантазии. 1. Предложите ребенку описать какой-нибудь привычный, просто предмет — ну, хотя бы.

Источник

Консультация «Развитие эмоционального словаря на занятиях по развитию речи»

Иванна Ткаченко
Консультация «Развитие эмоционального словаря на занятиях по развитию речи»

Эмоции и чувства тесно связаны с развитием речи и речевым общением. Они в значительной мере обусловлены эмоциональной чувствительностью ребенка к воздействиям взрослого (тону общения, тембру, форме высказывания). Эмоциональная окрашенность речи предопределяет эффективность общения, поскольку состояние эмоциональной напряженности влияет на речевое высказывание. Речь не только передает мысли, но и характеризует эмоциональность человека, формирует его чувство.

Понимание эмоциональных переживаний происходит параллельно с речевым развитием и во взаимосвязи с ним. На основе эмоционального опыта первоначально происходит осмысление эмоциональной действительности в форме переживания ситуации. Затем эти переживания отделяются от ситуации через речь, и в конечном итоге ребенок приходит к переживанию самого чувства. В значении слов, обозначающих эмоции, могут отражаться ситуации, вызвавшие эмоцию, отношения ребенка со взрослыми, его намерения осуществлять определенные действия.

Развитие представлений об эмоциональных состояниях может осуществляться как фронтально, так и индивидуально. Занятия проводятся в определенной последовательности. В начале проводятся беседы о различных эмоциональных состояниях, воспитатель знакомит детей с пиктограммами.

Посмотрите на эти рисунки, воспитатель предлагает пиктограммы – радость, грусть, страх.

— Кто из этих людей испытывает радость?

-Кто может изобразить ее?

— Опишите состояние радости. Какие глаза у человека, когда он радостный? (светящиеся, веселые).

— Какие у него губы, зубы, рот? («Рот до ушей»).

— А когда ребенок грустит? Найдите изображение этой эмоции на картинке.

Читайте также:  Наши чувства сквозь преграды словно шумный водопад

— Какое лицо у этого человека? (Брови и кончики губ опущены).

— А если человек испытывает страх, то какое у него выражение лица? (Рот открыт,человек кричит: «А! Боюсь! Боюсь! Глаза у него становятся большими).

— А если человек не боится, как о нем можно сказать, какой он? (смелый, храбрый, отважный.

В такой последовательности мы даем характеристику всем пиктограммам. Потом можно переходить к следующему виду занятий – это упражнения, этюды для выражения с помощью мимики и пантомимики определенных эмоций

Например,предлагается детям этюд: «Сердитый дедушка». Пришел дедушка в комнату, а очков на столе нет. Он рассердился и говорит внучке…». Один ребенок показывает, как дедушка ищет очки, не находит их и начинает сердиться… Они придумывают диалог между дедушкой и внучкой. Когда очки находят (они лежат под книжкой на столе) дедушка радуется (ребенок изображает состояние радости). Можно предложить детям вместе с родителями придумать историю про мальчика и девочку, которым было грустно, но затем они развеселились.

На следующем этапе можно использовать такой вид, как чтение художественной литературы и определение эмоциональных характеристик персонажей сказок и произведений. Например, в беседе по содержанию сказки «Царевна лягушка» мы обращаем внимание детей на то, как менялось настроение у Ивана – царевича. Когда он нашел свою стрелу рядом с лягушкой, то загрустил, удивился, испугался, а когда царевна – лягушка превратилась в девицу – красавицу, то (обрадовался, удивился). Но когда злые невестки сожгли лягушечью кожу, то (опечалился, рассердился, расстроился). Можно предложить детям с помощью красок изменить одно эмоциональное в другое. Детям предлагается выполнить следующее упражнение. Дается лист бумаги двойного формата, который они складывают пополам. На одной его стороне рисуют то эмоциональное состояние, которое он выбрал, затем накладывают рисунок на другую сторону листа, рисунок отпечатывается. Далее он добавляет новые краски и получается другое эмоциональное состояние. Например, ребенок рисует «страх», используя черный цвет, а затем красная и желтая краски помогают ему изменить это состояние.

На таких занятиях дети учатся использовать слова близкие или противоположные по смыслу (слова – антонимы) учатся использовать в речевых ситуациях свой личный опыт, понимать свое эмоциональное состояние и чужое, отражать его в рисунках. Так, например, после чтения отрывков из сказки А. Толстого «Золотой ключик» с детьми проводится беседа.

-Давайте вспомним, каким был в сказке Буратино? (веселым, послушным).

-Как другими словами можно сказать про него? Какой он? (веселый, озорной, смешливый, резвый, легкомысленный).

— А Пьеро такой же или он был другим? – полной противоположностью Буратино? (Он был всегда грустным, печальным, серьезным).

— Да, а Буратино был веселым.

— А как вы это определили? Что он делал? (смеялся, веселился, озорничал, резвился, шутил).

— А Пьеро был грустным. Что он делал? (плакал, грустил, печалился).

— А каким вы представляете себе Карабаса Барабаса? Какой он? (злой, недобрый, страшный, жестокий и. т. далее. Рассматривая репродукцию картины В. М. Васнецова «Аленушка»можно задать детям такие вопросы:

— Скажите, что случилось с Аленушкой? (она грустит).

— Какое у нее лицо? (печальное).

— Почему она так сидит? (плачет, ждет братика).

— Какое чувство вы испытываете к девочке? (жалость).

— Что хочется сказать девочке, чтобы она не грустила, не печалилась? «Не печалься, Аленушка).

-Какую сказку вы вспомнили? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка).Можно предложить детям написать «письмо» Аленушке, чтобы она не кручинилась. Дети говорят свои варианты письма, а воспитатель записывает, если предложение составлено неверно, то исправляет его вместе с детьми. Читает «письмо» детям и предлагает нарисовать рисунки, чтобы Аленушка не грустила.

Развитие эмоционального словаря проходит на всех на всех занятиях и во всех режимных моментах.

На музыкальных занятиях музыкальный руководитель предлагает детям определить эмоциональное состояние мелодии. Ребенку предлагают картинки различной цветовой гаммы или рисунки (ветер, дождь, солнце, туча и т. д.) Он слушает мелодию и должен определить, какая она (грустная или веселая, спокойная или быстрая, сердитая или ласковая, соответственно показывая ту или иную карточку, и дать обьяснение своему выбору.

Утром и во вторую половину дня можно предложить детям такие упражнения «Радость», «Грусть», «Удивление» с помощью мимики и пантомимики отобразить их. На прогулке очень интересно проходит любимая детьми игра «Море волнуется». Когда мы начинаем играть в эту игру, то словарный запас был у детей невелик.Они предлагали такие фигуры: спортивная, музыкальная, любая. А после ознакомления детей пиктограммами мы подсказали детям, что можно в игре использовать эмоциональные выражения. Дети постепенно стали выбирать такие фигуры как (робкая, безразличная, злая, враждебная, унылая, довольная, счастливая, спокойная). Эту игру можно использовать на занятиях по развитию речи, как физкультминутку.

Читайте также:  Что делать если чувствуешь себя несчастной без причины

Появление в словаре детей слов, описывающих эмоциональное состояние, расширяет возможности ребенка. Отмечается количественный и качественный рост словаря эмоций, описание детьми своего эмоционального состояния происходит намного легче. Проведение занятийдает хорошие результаты: дети не только более успешно усваивают названия эмоций, но и более активно ссылаются на свои переживания, учатся сочувствовать и переживать.

ИКТ на занятиях по развитию речи (звук и буква ы) 1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–5 мин.). — Давайте, поздороваемся с гостями? Мы, сказали – здравствуйте, поздоровались.

Использование устного народного творчества на занятиях по развитию речи МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ — ДЕТСКИЙ САД №10 «ЗВЕЗДОЧКА» «Использование устного народного творчества.

Консультация для педагогов на тему: «Формирование и развитие словаря у детей 2–7 лет» [b]Консультация для педагогов на тему: «Формирование и развитие словаря у детей с 2 до 7 лет»[/b] Учитель-логопед: Горжанова Е. А. (МБУ детский.

Консультация «Музыка на занятиях по развитию речи» Музыкальное искусство на занятиях по развитию речи дошкольников – для чего и зачем это нужно? Давайте попытаемся разобраться в этом вместе.

Методическая разработка «Развитие активного словаря у детей раннего возраста» Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря усилиям. Развитие речи малыша – это длинный.

Конспект НОД по развитию речи и обогащения словаря «Федорино горе» (средняя группа) Непосредственно-образовательная деятельность «ПОЗНАНИЕ» Образовательная область «Речевое развитие». «ФЕДОРИНО ГОРЕ» СРЕДНЯЯ ГРУППА Задачи:.

НОД по развитию словаря, грамматического строя и связной речи в старшей группе комбинированного вида «Зима. Новый год» Филиал 9 МДОУ д/с № 8, ул. Кирова, 34-а Тема: Зима. Новый год. Выполнила: Учитель-логопед: Саютина Елена Васильевна Копейск 2015 НОД.

Педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия старших дошкольников на музыкально-театральных занятиях. В настоящее время во всем мире внимание широкой общественности и ученых самых разных специальностей привлечено к проблеме физического и.

Программа по развитию речи на занятиях ИЗО Особенности работы с детьми с общим недоразвитием речи на занятиях по изодеятельнсти Методические указания 1. Характерные особенности развития.

Речевое развитие. Подбор дидактических игр по формированию словаря. № Название игры Возрастная группа Цель игры Учебное пособие 1. Что было бы.? Младшая Дидактическая игра, направленная на обогащение и активизацию.

Источник

Эмоции, движения и речь и их взаимосвязь в развитии детей дошкольного возраста

Ирина Давыдова
Эмоции, движения и речь и их взаимосвязь в развитии детей дошкольного возраста

Доклад для воспитателей на педагогическом совете

Тема: «Эмоции, движения и речь —

их взаимосвязь в развитии детей дошкольного возраста»

Дошкольное детство — важный период развития человека.

Надо отметить, что дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности ребенка. Главными элементами выступает система мотивов, нравственные нормы и произвольность поведения. У ребенка уже различают личные и общественно- значимые мотивы. Преобладают личные мотивы. Достаточно посмотреть, как ребенок стремится обеспечить себя необходимыми предметами в игре, в бытовых сценках. Во взаимодействии с взрослыми ребенок стремится заслужить похвалу. Он тянется к ласке. У него такая большая потребность в положительной оценке своей личности, что частенько, он преувеличивает плоды своей деятельности.

В дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться представления о нравственных нормах. Он знакомится с тем, «что такое хорошо и что такое плохо».

Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Он характеризуется совершенствованием ощущений, восприятий, наглядных представлений. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к наглядно-образному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между предметами и их свойствами.

Развитие мышления тесно связано с речью.

Ведущим средством общения у ребенка дошкольного возраста становится речь. Кто не знает «почемучек», задающих тысячу вопросов взрослым. Ответы на вопросы помогают ребенку расширять его знакомство с окружающей действительностью. Очень важен ответ взрослого. Он должен быть серьезным и понятным.

Значение речевого развития для детей трудно переоценить. Речь — основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Читайте также:  Цвет который лечит депрессию

Проблема развития речи является одной из актуальных. Речь тесно связана со всеми психическими процессами. Включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и воспроизведения; существенна роль речи в воображении, при осознании своих эмоций, при регулировании своего поведения и т. д. Именно поэтому уровень развития речи является показателем психического развития дошкольников.

По данным мировой статистики, число речевых расстройств стремительно растет, в связи с чем актуальность проблемы речевого развития детей и подростков принимает глобальный характер. В последние годы привлекает большое внимание исследователей вопрос психической депривации детей. Под депривацией понимают недостаточное удовлетворение основных потребностей (эмоциональной и сенсорной). Выделяют познавательную и социальную депривации. Установлено, что все виды депривации существенно влияют на речевое развитие ребенка.

Дети дошкольного возраста разговаривают не всегда красиво. Растёт число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения и т. д. Речь малышей нередко бывает однообразной: дети не употребляют в активной речи наречия, прилагательные и причастия; слабо развита связная речь, умение логично, без пропусков передавать содержание только что просмотренного мультфильма или прослушанной сказки.

Развитие речевой деятельности ребенка определяется степенью зрелости его центральной нервной системы и в значительной степени зависит от особенностей взаимодействия ребенка с внешним миром.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.

Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками,развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые — родители, педагоги возьмут себе в помощники движение.

Итак, установлено, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела и органов способствует снятию напряжённости, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов.

Физкультминутка.

(воспитатели,как оказалось, сами с удовольствием участвуют в физкультминутках)

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного (на 2- ом году жизни ребенка) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека.

Поэтому с раннего возраста необходимо использовать в педагогической работе пальчиковую гимнастику, игры, направленные на развитие мелкой моторики руки, графические упражнения.

Пальчиковая игра «Паучок»

(любая на ваш выбор)

Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние маленького человека и его отношение к миру. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем и со сверстниками, на поддержание и развитие интереса ко всему, что происходит вокруг. Организация различных физических упражнений и подвижных игр, в свою очередь, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, помогает укреплению воли, самостоятельности, возникновению и проявлению товарищеских чувств, желания прийти не помощь другу. Установлено, что наиболее сильное влияние на развитие положительного эмоционального фона у детей оказывает физическая активность под музыку.

Мне хотелось бы отметить, что очень важную роль в развитии речи детей дошкольного возраста играет и культура речи педагога, задавая детям образцы правильной литературной речи. Речь педагога должна быть грамотной, эмоционально насыщенной и сейчас я предлагаю вам проверить свою речь.

Упражнение «Словесная карусель»

Командам дается карточка в которой на одной стороне написано три слова к которым надо подобрать по три синонима, а на другой стороне написаны пять слов к которым надо подобрать антонимы.

Смелый – бесстрашный, храбрый, отважный.

Жадный – скупой, прижимистый, алчный.

Большой – огромный, колоссальный, громадный.

Источник

Оцените статью