- От 6 до 12 месяцев: есть контакт!
- 6 месяцев
- 7 месяцев
- 8 месяцев
- 9 месяцев
- 10 месяцев
- 11–12 месяцев
- От рождения до 6 месяцев: стоит только улыбнуться
- 1 месяц
- 2 месяца
- 3 месяца
- 4 месяца
- 5 месяцев
- Социально-эмоциональное развитие детей от рождения до 1 года
- Роль родителей в социально-эмоциональном развитии малыша
- Проявление эмоционально-социальных навыков с рождения до 1 года по месяцам
От 6 до 12 месяцев: есть контакт!
У малыша сформировался распорядок дня, он освоил многие навыки и быстро развивается. Постепенно в его жизнь входит игра. С каждым днем ребенок все больше проявляет интерес к окружающему миру.
6 месяцев
На данном этапе все заметнее проявляются эмоциональные предпочтения ребенка. Его пугают резкие и громкие звуки. В незнакомой обстановке или при встрече с новыми людьми он настораживается, может даже заплакать.
7 месяцев
Образы родных в сознании ребенка становятся целостными и постоянными. Малыш с удовольствием общается с близкими людьми, радуясь их появлению каждый раз. При этом ребенок не любит оставаться один, поэтому везде и всегда готов следовать за мамой по пятам. Все, что он чувствует, теперь можно прочитать на его лице — он состроит гримасу отвращения — значит, ему не понравилась новая еда, а может улыбнуться, явно радуясь новой игрушке.
8 месяцев
Помимо удовлетворения простых и естественных потребностей, таких как еда, сон, ощущение тепла, у малыша появляются новые желания. Самые важные из них — желание общаться и узнавать. Постепенно из желаний вырастают предпочтения и вкусы — в еде, игрушках, песенках, книжках, развлечениях.
Также в этом возрасте у ребенка может появиться страх расставания с мамой. Он сильно пугается, когда обнаруживает, что он один. Особенно явно это проявляется после пробуждения. Он всегда хочет видеть рядом маму. Не волнуйтесь, это вполне нормально. Со временем этот страх исчезнет.
9 месяцев
В этом возрасте у крохи появляется целая группа эмоций, которая связана с познанием. У него начинает появляться интерес к окружающему миру. Теперь ему обязательно нужно везде сунуть свой любопытный нос. А если его что-то сильно увлечет — может забыть обо всем на свете. Пусть пока еще на очень непродолжительное время.
Постепенно малыш начинает улавливать связь между тем, что он делает, и тем, как на это реагируют взрослые. Такое открытие — начало сознательного общения ребенка с окружающим его миром.
Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком в этом возрасте устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность.
10 месяцев
Мир эмоций ребенка в этот период с каждым днем становится все богаче. Он радуется при появлении одних людей сильнее, чем других. Не просто интересуется новыми предметами, но сосредотачивается, внимательно рассматривая их. Теперь крохе недостаточно, чтобы его просто кормили или баюкали, он буквально требует внимания к себе и общения со старшими.
11–12 месяцев
Сейчас малыш с удовольствием гуляет, сидя в коляске, рассматривает все вокруг, пытается сделать первые шаги. Уже активнее идет на контакт с незнакомцами, так как любопытство побеждает. С интересом наблюдает за теми, кто ему симпатичен, стараясь копировать их мимику и жесты.
Пытается спровоцировать взрослых на те или иные действия и наблюдает за их реакцией на свое поведение. К каждому члену семьи он относится по-своему, и чтобы чего-то добиться, выбирает к каждому индивидуальному подходу. Малыш уже умеет ревновать или злиться, проявлять любовь к близким людям. Любит, когда его хвалят. О своих чувствах и переживаниях сообщает мимикой, жестами, разнообразными интонацией.
Источник
От рождения до 6 месяцев: стоит только улыбнуться
Общение с другими людьми, способы проявления эмоций, усвоение традиций и культуры — основа социально-эмоционального развития малыша
В первый год у ребенка закладывается базовое доверие к людям и окружающему миру. Главное условие появления чувства доверия к людям — это качество материнского ухода за ребенком. В первые месяцы жизни малыш не отделяет себя от матери. Если ребенок знает, что его не оставят одного, что мама всегда рядом и готова в любой момент прийти на помощь, то он учится доверять. Постепенно малыш научится устанавливать доверительные связи с близкими родственниками, друзьями и другими окружающими людьми. Если же по каким-либо причинам не устанавливается глубинное доверие к матери, то, когда ребенок вырастет, ему будет сложно общаться, открываться людям, заводить друзей. Чтобы установить контакт со своим малышом, важно улавливать сигналы, подаваемые ребенком и откликаться на них, чаще брать малыша на руки, поглаживать, прижимать к себе, разговаривать с ним с самого рождения. Совместный сон также помогает укрепить связь с малышом. Очень важно кормить ребенка, держа на руках, даже если он искусственник, — так малыш чувствует мамино тепло, слышит мамин голос и ощущает себя в безопасности.
1 месяц
Уже в 2–3 недели ребенок начинает фокусировать взгляд на лице взрослого, а затем и на глазах. Такое поведение — признак зарождения общения. К концу первого месяца жизни вы можете отметить появление характерных реакций, которые называют комплексом оживления. При виде взрослого малыш сосредотачивается на его лице, начинает улыбаться, появляется двигательное оживление и вокализации. По мере роста ребенка (к 3–4 месяцам) степень выраженности этих проявлений постепенно усиливается. При дефиците общения появление комплекса оживления задерживается.
Эмоциональные состояния малыша в этот период достаточно контрастны. Когда ему хорошо, как правило, он спит. Когда плохо – кричит. Ребенок сейчас настолько бурно выражает все свои эмоции, что порой бывает трудно понять, чего на самом деле он хочет. Маме пока остается только угадывать.
2 месяца
Ребенок постепенно адаптируется к новым условиям, но по-прежнему не отделяет себя от мамы, считая себя единым целым с ней. Со временем он начинает понимать, что его хорошее самочувствие зависит напрямую от других людей. И если к нему идет мама, папа или бабушка — значит, стоит ждать чего-то приятного — его накормят, погладят, приласкают, поговорят. В ответ малыш начинает радостно улыбаться.
3 месяца
Малыш начинает узнавать близких людей, особенно он радуется маме, и это чувство у него с каждым днем становится все сильнее. Теперь он не просто улыбается в ответ, но и сучит ручками и ножками, гулит и корчит смешные гримасы.
4 месяца
С каждым днем вам становится все легче понимать малыша. Если раньше он выражал все свои ощущения только через крик, плач или улыбку, то теперь, когда вы смеетесь с ним или играете (к примеру, в одну из излюбленных его игр, в «полетели»), он уже не просто улыбается, а начинает смеяться.
Среди новых эмоций, появляющихся в этом месяце, можно выделить также удивление, интерес и досаду. Кроха может огорчаться и обижаться, выражая это хныканьем, плачем или недовольным выражением лица. Кроме того, малыш начинает более настороженно относиться к посторонним людям и ему требуется больше времени, чтобы привыкнуть к незнакомцу.
5 месяцев
Уже совсем скоро ребенок научится точно различать жесты и мимику окружающих. Сейчас он уже делит людей на «своих» и «чужих», интересуется незнакомыми людьми, внимательно их изучая. Однако изначальная радость и оживление могут моментально смениться на совершенно противоположные реакции, такие как настороженность и страх. Слезы на лице малыша при появлении незнакомца в данном возрасте — совершенно нормальное явление. Чем старше становится ребенок, тем ярче он выражает свои эмоции.
Источник
Социально-эмоциональное развитие детей от рождения до 1 года
Роль родителей в социально-эмоциональном развитии малыша
Суть эмоционально-социального развития детей до 1 года – закладывание и улучшение навыков адаптации к окружающему миру, общения с другими людьми, познание самого себя, умений эмоционально реагировать на происходящие события и переживания. Сюда входит:
- «знакомство» с собой и своими эмоциями;
- развитие начальных навыков в управлении эмоциональными реакциями;
- налаживание взаимодействия с другими людьми;
- развитие эмпатии;
- обучение «мирному» разрешению конфликтов.
Эти и другие навыки «раскрываются» при наличии крепкой связи между крохой и родителями. Именно эта связь помогает ребенку налаживать отношения с другими людьми, выражать эмоции и справляться с трудностями. Благодаря поддерживающему отношению со стороны родителей, малыш может спокойно исследовать окружающий мир, понимать разницу между «правильным» и «неправильным».
Первый год жизни – время абсолютной зависимости малыша от заботящихся о нем взрослых. И, если выстроены адекватные отношения, то в дальнейшем они помогают ребенку проявлять независимость и самодостаточность.
С самого рождения дети изучают и формируют у себя понимание того, кем они являются. Родители могут помочь им в этом следующим образом:
- своевременно распознавать «сигналы» крохи, которыми он выражает свои потребности;
- распознав, вовремя реагировать на них и удовлетворять – это поможет малышу лучше понимать, что он хочет и в чем нуждается;
- обеспечивать малышу стабильность, безопасность и «предсказуемость» в окружающей его обстановке – это формирует «базовое доверие к миру» и повышает уверенность в своих силах
Дальше мы рассмотрим, какие стратегии можно использоваться для гармоничного развития эмоционально-социальных навыков малыша. А пока давайте выясним, как проявляются эмоционально-социальные навыки у ребенка по месяцам от рождения.
Проявление эмоционально-социальных навыков с рождения до 1 года по месяцам
Свою первую социально-эмоциональную реакцию новорожденные обычно проявляют на 3-4 недели жизни. Это первая улыбка, которую вы сможете наблюдать, если склоните над крохой свое лицо и будете разговаривать с ним ласково и с улыбкой.
Затем дети проявляют следующие навыки социально-эмоционального развития.
2 месяца. В этот период малыш активно развивается в психоэмоциональном плане. Ему очень важен контакт с мамой, так как он не воспринимает себя отдельно от нее. Беря ребенка на руки, вы будете чувствовать, как ему комфортно и хорошо. В это время невозможно «приучить» младенца к рукам, как опасаются многие родители. Если действовать из этих опасений и ограничивать нахождение ребенка на руках, то он будет проявлять беспокойство, «беспричинно» плакать, требовать внимания. Если же без ограничений брать малыша на руки, то он будет активно развивать концентрацию внимания, координацию движений рук и глаз, фиксацию взгляда и так далее.
3 месяца. Ключевое социально-эмоциональное умение, которое развивается в этот период, это терпение. Малыш уже может терпеливо «ждать» до 5 минут, когда его просьба будет выполнена, и когда его переоденут или покормят. Он по-прежнему предпочитает изучать окружающий мир на руках у мамы, но уже может и самостоятельно полежать (до 10 минут). Кроха продолжает учиться ориентироваться в пространстве, изучать свое тело, «знакомиться» с другими людьми и испытывать от этого различные эмоции.
4 месяца. До этого периода малыши часто плачут «без причины», но к 4 месяцам их эмоциональный фон становится более ровным и устойчивым. Поэтому плачут они уже практически всегда «по делу». У крохи развивается оптимистичный настрой, настойчивость и ориентация на новые впечатления. В этом возрасте детки способны самостоятельно занимать себя до 25-30 минут. Большую часть их активности занимают манипуляции с игрушками и предметами. Малыш изучает их свойства, настойчиво повторяет различные действия, чтобы выявить новые возможности взаимодействия с ними. От таких занятий он получает бурные положительные эмоции.
5 месяцев. В этом возрасте детки способны на самостоятельные игры уже в течение 15-30 минут. Они более терпеливы и лучше понимают свои желания, «сообщая» о них взрослым. Например, вы сможете уже четко распознать, когда ваш сын или дочь просятся к вам на ручки. Еще один характерный навык этого периода – подражание взрослым. Малыш старается повторить за вами все, что вы ему показываете. Повышен интерес к взрослым – как близким, так и незнакомым. 5-месячные детки эмоционально показывают свое отношение к событиям и предметам – плачут, недовольно хмурятся или радостно смеются. Все, что вызывает положительные эмоции, они с удовольствием повторяют снова и снова. Например, манипуляции с игрушкой или игру в «ку-ку». В этот период дети охотно идут на общение, они любознательны и подвижны.
6 месяцев. В этом возрасте у малыша повышается терпеливость и сосредоточенность. Он активно изучает свое тело и способности и открыт для общения с окружающими. Заинтересовавшись игрушками или новыми предметами, он может самостоятельно играть до 40 минут. Одна из любимых игр – прятки. Она забавляет малыша, и когда вы захотите закончить игру, то он будет всеми способами показывать свое недовольство, требуя продолжения. И так будет до тех пор, пока ему не станет скучно. Главное осознание этого периода – что его желания важны, а общение со взрослыми приятно.
7 месяцев. Деткам пока кажется, что их возможности неограниченны. И, когда они убеждаются в обратном, то испытывают и проявляют отрицательные эмоции – злятся, капризничают, плачут. В этом возрасте малыш уже способен «адресовать» свои негативные эмоции конкретному человеку и чувствует, когда взрослые злятся или раздражаются.
8 месяцев. Это период, когда крохе уже не так интересно находиться на руках у взрослых. Он стремится самостоятельно изучать окружающий мир, ползает по квартире, интересуясь абсолютно всем, что попадается ему. Он активно общается со знакомыми людьми, но в этом возрасте детям свойственно развитие стеснения и социальный страх. Если раньше он спокойно «знакомился» с незнакомыми людьми, то в 8 месяцев начинает стесняться, прятаться за родителей и плакать. Со своими родными же кроха с удовольствием взаимодействует, играет и стремится быть рядом.
9 месяцев. Кроха все дольше играет самостоятельно, но предпочитает держать взрослых в поле зрения. Он способен сам передвигаться ближе к вам, если хочет пообщаться. А также просится на руки, если устал, хочет спать или болеет. У него активно развиваются процессы подражания и элементарные бытовые навыки. Малыш стремится к порядку и иногда сам кладет игрушку или предмет на место. Уход мамы из дома воспринимает как трагедию – нервничает, плачет и пытается «найти». В 9 месяцев деткам особенно важно получать от родителей знаки любви, чувствовать положительное отношение и надежность.
10 месяцев. В этом периоде у детей на первый план выходят навыки подражания. Они повторяют за взрослыми все, что видят – бытовые действия, разговоры по телефону и т.д. Также на новый уровень переходят игры и занятия, становятся более социализированными. Малыш с удовольствием «кормит» свои игрушки, начинает играть в ролевые игры, по-прежнему любит прятки, «ладушки» и другие пальчиковые игры. Также продолжает изучать свойства окружающего мира и свои способности, улучшая свои социальные навыки и расширяя эмоциональную палитру.
11 месяцев. Малыш подолгу и с удовольствием играет самостоятельно. Его эмоциональный фон становится более спокойным и уравновешенным. Он стремится к самостоятельности и укреплению социально-эмоциональных связей со взрослыми. Продолжает играть в ролевые игры с подражанием «взрослым» действиям.
12 месяцев. Особенность этого возраста – конфликт между стремлением к самостоятельности и пока ограниченными способностями. Из-за чего малыш становится капризным, плачет, если ему что-то не удается. Это период начала «кризиса первого года». Ребенок также учится «манипулировать» поведением взрослых и замечает, на какие его «сигналы» охотнее и быстрее реагируют родители. Если вы будете быстрее «отвечать» на его слезы или истерики, то он будет использовать их как способ привлечения внимания. Детки продолжают активно подражать взрослым, а также развивают свою самостоятельность, с радостью выполняют простые бытовые поручения и просьбы. Начинает развиваться эмпатия – кроха переживает и пытается «пожалеть», видя, что мама плачет.
Источник