- 10 причин, почему стоит ездить с детьми на экскурсии
- Предметные знания
- Познание мира непосредственно, «на ощупь»
- Расширение кругозора
- Общение детей
- Социализация детей
- Развитие творческих способностей
- Стремление к новым знаниям
- Изучение реальной жизни
- Положительные эмоции
- Воспитание патриотизма
- Консультация для родителей «Польза прогулок и экскурсий в детьми для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения» консультация на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
10 причин, почему стоит ездить с детьми на экскурсии
Дети с восторгом принимают уроки-экскурсии. Но среди родителей и даже среди педагогов зачастую бытует мнение, что это всего лишь дань моде. Иногда просто говорят, мол, учителю неохота работать, вот он и ушел на экскурсию. Нужны ли уроки-экскурсии? Какая от них польза? Какие есть причины, чтобы водить детей на экскурсии? Попробуем разложить по полочкам.
Предметные знания
Некоторые школьные предметы просто невозможно представить себе без экскурсий, на которых расширяются и углубляются знания детей, полученные на обычных уроках. География не существует без экскурсии по улицам своего населенного пункта, без составления его плана, без изучения ближайших географических объектов: реки, холма, оврага, завода и др. Биология не может существовать без изучения растений и животного мира своей местности. Многие уроки истории требуют проведения их в музеях. Первые знания по астрономии дети могут получить в планетарии. И вариантов проведения уроков-экскурсий очень много. Можно сказать, что в этом случае экскурсии выступают как наглядное пособие к школьным предметам.
Познание мира непосредственно, «на ощупь»
На экскурсии дети узнают новое, открывают для себя мир. Но в отличие от урока, здесь они могут собственными глазами увидеть предмет исследования, разглядеть его в деталях, со всех сторон, потрогать, понюхать и даже попробовать на зуб. Изученное таким способом запоминается гораздо лучше.
Расширение кругозора
Выходя за пределы класса и школы, дети получают не только дозированный объем учебного материала, но и те знания, что изначально не входили в план. Хороший педагог использует и путь к объекту экскурсии и обратно, чтобы рассказать детям что-то новое, связанное с темой похода.
Общение детей
В ходе экскурсии, задавая вопросы экскурсоводу, дети учатся общаться. Предваряющие экскурсию задания требуют от них точно сформулировать вопросы. Обсуждая увиденное, делясь впечатлениями, подводя итоги, они учатся говорить, выражать свое мнение, отстаивать его, выделять главное. При этом они выслушивают других, сравнивают их мнение со своим и т. д. То есть у детей развиваются коммуникативные способности.
Социализация детей
На экскурсиях дети учатся правилам поведения в разных ситуациях. Как вести себя в транспорте, в музее, в театре, на природе? Они начинают понимать, что правила поведения придуманы для удобства людей и их безопасности. Если в первый раз с поведением могут быть проблемы, то в следующий ─ уже легче, позднее эти правила станут привычными.
У ребенка формируются модели поведения в разных условиях. И он уже гораздо увереннее чувствует себя в обществе. Ученики становятся более самостоятельными, сознательно соблюдают дисциплину, меньше теряются в незнакомых ситуациях. И им проще наладить общение с незнакомыми людьми.
Развитие творческих способностей
Впечатления от экскурсии должны быть обобщены. Для этого учитель дает творческие задания: написать сочинение, нарисовать иллюстрацию, создать презентацию, фотоотчет, карту, выпустить стенгазету и др. Ученик должен иметь возможность выбрать задание по своим интересам. И поверьте, он постарается вложить душу в свою работу.
Стремление к новым знаниям
Чем больше знаешь, тем больше интересного открывается, тем больше хочется узнать еще. Знания, полученные на экскурсии, могут стать трамплином для дальнейшего изучения: темой ученической исследовательской работы, проекта, интереса к предмету. А в дальнейшем могут повлиять и на выбор профессии.
Изучение реальной жизни
Экскурсии — это способ показать детям, как интересен и разнообразен мир. Это возможность оторвать их от модных гаджетов, вытащить из виртуального мира в реальный, научить их видеть прекрасное в окружающем их пространстве, заинтересовать прошлым, настоящим и будущим страны и мира.
Положительные эмоции
Хорошая экскурсия вызывает у детей самые различные чувства: радость открытия, восхищение красотой, удивление, любознательность, удовольствие, предвкушение новых ощущений, вдохновение. Согласитесь, в обычной жизни таких эмоций маловато. А все, что связано с положительными эмоциями, в том числе и предмет экскурсии, запоминается человеком надолго.
Воспитание патриотизма
Чтобы осознать себя гражданином, человек должен чувствовать сопричастность к судьбе своего народа. Без знаний о своей родине, о ее природе, населении, истории, культуры такая сопричастность не появится. Получая эти знания в ходе экскурсий, человек учится гордиться своей Родиной, ценить, любить и уважать ее.
Выражаясь словами Юрия Ефремова, «Люблю и знаю, Знаю и люблю! И тем сильней люблю, Чем больше знаю!».
Читайте также:
Об авторе: Гайша Камалетдинова, учитель географии, стаж работы более 20 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник
Консультация для родителей «Польза прогулок и экскурсий в детьми для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения»
консультация на тему
Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками, также прогулка имеет оздоровительное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_polze_progulok.doc | 393.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Польза прогулок и экскурсий в детьми для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения»
Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками, также прогулка имеет оздоровительное значение.
Родители понимают, что ребенку нужно гулять как можно больше. Однако не все знают о значении прогулки для детей. Прогулки на свежем воздухе важны для каждого человека, и особенно для детей. Они позитивно влияют на здоровье и эмоциональное состояние крохи. С их помощью можно улучшить состояние организма в целом. В первую очередь во время пребывания на свежем воздухе легкие очищаются от аллергенов и пыли, благодаря этому улучшаются функции верхних дыхательных путей и слизистой носа.
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений.
Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года существенно варьирует, но даже в холодное время и ненастную погоду она не должна быть отменена. Режимом дня в группах дневного пребывания предусмотрены 2 прогулки, продолжительностью около 4-4.5 ч.
Зимой прогулки с младшими дошкольниками разрешается проводить при температуре воздуха не ниже —15°, со старшими — не ниже —22°. При этих же значениях температур, но сильном ветре рекомендуется сокращать продолжительность прогулки, если нет возможности защитить детей от ветра специально устроенным навесом.
Также прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
Прогулки решают не только воспитательные, но и оздоровительные задачи. На них педагог проводит индивидуальную работу по развитию движений, подвижные, спортивные игры, развлечения и физические упражнения. Специальное время отводится для трудовой и самостоятельной деятельности детей. Разумное чередование и сочетание этих разнообразных занятий делает прогулку интересной, привлекательной. Такая прогулка обеспечивает хороший отдых, создает у детей радостное настроение.
Большинству кажется, что на зимней прогулке ребенок замерзнет и непременно заболеет. И связывают простудные заболевания детей именно с прогулками в зимний период.
Прогулки с ребенком должны быть каждый день и в любую погоду. Вас не должны пугать ветер, дождь, холод или жара. Ребенок должен со всем этим сталкиваться, чтобы в дальнейшем не возникало «сюрпризов» в виде простуды при первом же ветре и прочего.
Прогулка обогащает кругозор ребенка разнообразными впечатлениями, знакомит с внешним миром, помогает ориентироваться в новой обстановке вне стен помещения. Она развивает любознательность ребенка, способность наблюдать за происходящими вокруг него явлениями, вызывает вопросы, обогащает речевой багаж новыми словами. На прогулке ребенок совершенствует движения, вырабатывает устойчивость в ходьбе по неровной поверхности, настойчивость в преодолении встречающихся на пути затруднений. А затруднений немало. Ребенку приходится иногда, то подняться на горку, то спуститься вниз, то перешагнуть канавку или перейти по узкому мостику по доске, обойти лужу, пройти по высокой траве или по узкой неровной и скользкой дорожке, проложенной пешеходами в снегу, и пр.
Прогулка может быть неприятна и в том случае, если взрослые не позаботятся обеспечить детей интересными впечатлениями.
Нужно помнить, что дети знакомятся с внешним миром, сталкиваются с такими явлениями, которые их поражают, восхищают, а иногда и пугают своей новизной. Дети стремятся к познанию окружающего, им надо во многом разобраться, понять, осознать в пределах возможного происходящее вокруг, ведь они еще так мало знают, а окружающая жизнь так сложна и многообразна, что им трудно в ней ориентироваться. Прогулка в детском учреждении является очень сложным режимным моментом в зимние дни. Надо одеть ребенка так, чтобы ему было тепло, но в то же время он мог бы легко и свободно двигаться на прогулочной площадке или по улицам.
Детям нужно создавать условия для интересных прогулок зимой : сделать во дворе горку, организовать катание на салазках; приобрести для ребенка лопаточку, сделать метелочку. Можно слепить из снега какую-либо фигуру — снежную бабу, мишку, зайца. Дети на санках будут подвозить снег. Надо иметь расчищенные во дворе дорожки, по которым дети могли бы катать друг друга на санках. Хорошо зимой организовать игру в лошадки, догонялки и другие подвижные игры, чтобы дети не зябли и прогулка была для них интересной.
Для зимней прогулки прежде всего необходимо подготовить участок: очистить от снега часть площадки и слегка посыпать .ее песком, сделать небольшую отлогую снежную горку; оформить из снега домик, вставив в него вместо стекол квадраты цветного льда (для этого окрашенную в какой-либо цвет воду нужно заморозить в небольших прямоугольных противнях).
Можно слепить снежную бабу, оформить снежную клумбу и выложить ее стенки и верхнюю часть окрашенными в разные цвета ледяными фигурками. При замораживании воды, окрашенной в разные цвета, можно использовать поломанные игрушки: половинки целлулоидных попугаев, рыбок, лягушек, уток, мишек, кукол. Можно также использовать для этого и песочные наборы. Все эти разноцветные фигурки, вкрапленные в снег, в зимний солнечный день будут переливаться всеми цветами радуги и привлекать к себе ребенка, радуя его взор яркими красками.
Много радости может доставить ребенку елка, вынесенная после новогоднего праздника на площадку и украшенная разноцветными ледяными подвесками. Легкий ветерок слегка колышет это ледяное украшение, и отдельные фигурки его, сталкиваясь друг с другом, издают своеобразный мелодичный звон. Сосновыми ветками можно оформить аллейку по бокам расчищенной дорожки. На площадке, между двух противоположных стенок ограды можно протянуть гирлянду разноцветных флажков или сосулек всех цветов, замороженных в пробирках, которые даже при слабом ветерке будут колыхаться и привлекать внимание детей.
С наступлением теплых дней надо позаботиться о том, чтобы дети как в семье, так и в яслях как можно дольше оставались на воздухе.
Особенно много разнообразных впечатлений дети получают летом на даче. На каждом шагу им встречаются домашние животные и птицы, насекомые, пресмыкающиеся и земноводные. Дети знакомятся с различными видами труда взрослых, с жизнью и повадками животных и насекомых (собачка может укусить, козочка и коровка бодаются, оса больно жалит, а бабочки, кузнечики, жучки, лягушки, червячки, букашки не кусаются, их можно брать в руки). Также деткам нравится изучать растения, деревья, кусты, цветы. Если ребенок проведет на даче все лето, можно показать ему, как красиво цветет шиповник, как завязываются ягодки, которые вы осенью соберете, а зимой он будет пить вкусный и полезный отвар из шиповника.
Очень интересны прогулки в лес. На опушке леса в светлой зелени травы наливается и краснеет земляника. Здесь же, на склоне горы, много красивых цветов. Из них можно сплести венок или сделать букет, принести его домой, поставить в воду. В лесу можно набрать еловых и сосновых шишек, желудей, с которыми так любят играть малыши. Большую радость доставляют детям найденные в лесу грибы.
Много радостных впечатлений получают дети и во время прогулок на пруд, г де много воды, где можно наблюдать за купающимися детьми и взрослыми, поупражняться в бросании в воду камешков и щепок и последить за последними, как одни из них тонут, а другие плавают. В пруду можно наловить лягушек и головастиков, принести их в банке домой и пустить попрыгать по террасе. Словом, лес, поле, луг, сад, пруд, река — все может послужить хорошими объектами для наблюдений и бесед с детьми.
Не следует запрещать ребенку играть во дворе с другими детьми: ему нужны товарищи, нужна совместная игра. Это будет приучать детей к коллективу, к хорошим взаимоотношениям. Подражая игре других, ребенок внесет большее разнообразие и в свою игру, обогатит ее содержание. Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья. Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря. Гуляйте больше со своими детьми и получайте от прогулок как можно больше удовольствия.
Источник