- МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
- § 3. Эмоции, чувства, воля
- 1. Перечислите отличия волевого действия от импульсивных и привычных действий.
- 2. С помощью «колеса эмоций» проследите эмоциональные процессы, связанные с пятью эмоциями — радостью, печалью, страхом, отвращением, гневом. При желании проверьте, почему именно эти эмоции были выбраны в качестве героев фильма «Головоломка» (премия «Оскар» 2016 г. за лучший анимационный фильм).
- 3. Каких эмоций больше — отрицательных или положительных? Обоснуйте свою точку зрения с помощью вводной инфографики.
- 4. Гнев — это сильная эмоция, которая, выйдя из-под контроля, может вызвать необдуманные слова и действия с печальными последствиями. Прокомментируйте способы реагирования людей в гневе. Какой из способов представляется вам наиболее здоровым и разумным, но требует работы над собой? Обоснуйте свое мнение.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ТЕМА: ЭМОЦИИ. ЧУВСТВА. ВОЛЯ.
ПЛАН УРОКА
Тема урока: «ЭМОЦИИ. ЧУВСТВА. ВОЛЯ»
Тип урока: урок изучения нового материала
Время: 45 мин.
Цель: объяснить сущность понятий «эмоции», «чувства», «воля»; показать их взаимосвязи и различия.
Задачи:
1.Образовательная:
— Познакомить учащихся с понятиями «эмоциональная сфера личности», «чувства», «эмоции», «воля»;
— Показать важность эмоциональной регуляции жизнидеятельности человека;
— Развивать умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля.
— Сформировать первоначальные умения определять эмоции человека по ключевым психологическим признакам.
2.Развивающая:
— Развить навыки идентификации эмоционального состояния других людей по невербальным признакам, проявляющимся в поведении.
— Обучить навыкам определения эмоциональных состояний других людей по мимике и жестам;
— Способствовать развитию внимания при изложении нового материала;
— Способствовать развитию логичности и последовательности речевых высказываний при изложении своих мнений.
3.Воспитывающая:
— Формировать навыки выстраивания доброжелательных взаимоотношений с окружающими;
— Воспитывать познавательный интерес;
— Воспитывать культуру обучающихся при общении;
— Воспитывать тактичность, толерантность.
Методы обучения:
Словесные (лекция, проблемно-эврестическая беседа), демонстрация, практический метод, видеометод — просмотр видеороликов из Интеренет-ресурсов по теме.
Виды самостоятельной работы на уроке:
работа с раздаточным дидактическим материалом.
Материально-техническое оснащение урока и оборудование:
телевизор, видеоматериал, тестовый материал.
Работа с потоковым видео, раздаточный дидактический материал, наглядный материал (изображение эмоций и жестов).
В ходе урока у обучающихся формируются следующие общие компетенции:
— Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
— Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения учебных задач.
— Использовать информационно-коммуникационные технологии в подготовке домашнего задания по теме.
— Работать в команде.
Литература: Обществоведение: учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / под ред. А.Н. Данилова. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2019.
Интернет-ресурсы:
1. Сколько у человека чувств.
2. Какие самые сильные чувства человека.
3. КАК СТРЕСС ВЛИЯЕТ НА ЧЕЛОВЕКА НЕГАТИВНЫЕ СВОЙСТВА СТРЕССА.
4. ВЫБЕРИТЕ ГАММУ И УЗНАЕТЕ ВАШЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ.
5. 9 Признаков Эмоционально Нестабильного Человека
6. 10 Признаков Того, Что Ваше Тело Испытывает Серьезный Стресс
7. Внешняя и внутренняя дисциплина. Видеоурок по обществознанию 7 класс
НУ И КЛИП, КОНЕЧНО: Animal ДжаZ — Чувства https://www.youtube.com/watch?v=5sd7gJTnFRM
ХОД УРОКА
I. Организационный этап (5 мин).
Приветствие учащихся, создание положительного эмоционального фона к уроку (играет Animal ДжаZ — видесингл «Чувства»).
Давайте поприветствуем друг друга. Каждый из вас в момент, приветствия может показать улыбку, радость.
Древняя притча
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Вы можете лепить свою жизнь так, как желаете сами. Вы можете выбрать: жаловаться ли на проблемы, копить негатив или работать над собой, решать проблемы, чтобы Ваша жизнь стала гармоничнее, радостнее, успешнее и светлее.
Человек — существо эмоциональное, реагирующее. Мы радуемся, волнуемся, боимся, раздражаемся, удивляемся.
При отрицательных эмоциях и чувствах в кровь поступает адреналин, от которого сужаются сосуды, повышается кровяное давление, и активизируются все энергетические процессы в организме.
Если эмоции и чувства очень сильны (при потере близкого человека), то нужно дать организму разрядку — не стоит сдерживать слезы, иначе печаль, не выраженная слезами, плохо отразится на здоровье.
План-конспект урока
Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое эмоции и чувства, какие виды эмоций можно выделить, а также о том, какую роль они играют в жизни человека.
Проблемный вопрос: — Что такое эмоции человека? Приведите примеры.
Какие виды эмоций вы знаете? (учащиеся высказывают свое мнение).
Давайте запишем: эмоции – это короткие душевные переживания, чувства – это длительные душевные переживания Кто может привести пример, как мы выражаем эмоции и чувства?
(Получил плохую оценку, испытал обиду, злость – эмоции; весь день был огорчен, напряжен — чувства).
Виды чувств
Моральные чувства:
§ — чувство справедливости
§ — чести
§ — долга
§ — ответственности
§ — патриотизма
§ — солидарности
§ — творческое вдохновение
§ — трудовой энтузиазм
Интеллектуальные:
§ — чувство удивления
§ — сомнения
§ — уверенности
§ — удовлетворения
Эстетические:
§ чувство красоты
§ — восхищения прекрасным
§ — возвышенного
Настроения аффекты
Настроение – это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека.
Аффекты – это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва.
Аффект в психологии — это сильные, а также кратковременные эмоции (переживания), которые наступают после определенных раздражителей. Состояние аффекта и эмоции отличаются друг от друга. Эмоции воспринимаются человеком как неотъемлемая часть себя — «Я», а аффект — это состояние, появляющееся мимо воли человека. Аффект возникает при неожиданных стрессовых ситуациях и характеризуется сужением сознания, крайней степенью которого выступает патологическая аффективная реакция.
Подведение итога.
Уч-ль: Давайте подведем итог. С какими эмоциями вы познакомились?
Уч-ся: Перечисляют эмоции.
Уч-ль: Что такое культура поведения? Культура эмоций и чувств?
Уч-ся: называют понятия.
Домашнее задание: § 3, стр.26-34.
В заключение предлагаю пройти интересный тест, который поможет вам определить уровень вашей эмоциональной агрессивности (Приложение). Для этого возьмите лист бумаги и напишите цифры вопросов от 1 до 35, напротив отмечайте вариант ответа («ДА» +, «НЕТ» -). Ответив на все вопросы теста, внимательно прочитайте алгоритм расчета.
Приложение
ТЕСТ
1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
2. Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
7. Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны.
8. Мне не раз приходилось драться.
9. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
10. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
11. Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся.
12. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
13. Я думаю, что многие люди не любят меня.
14. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
15. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
16. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
17. Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка.
18. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.
19. Меня легко обидеть.
20. Многие люди мне завидуют.
21. Если я злюсь, я могу выругаться.
22. Если не понимают слов, я применяю силу.
23. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.
24. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
25. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
26. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
27. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
28. Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю.
29. На удар я отвечаю ударом.
30. В споре я часто повышаю голос.
31. Я раздражаюсь из-за мелочей.
32. Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место.
33. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
34. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
35. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
Ключ к тесту
Вопросы
За каждое совпадение с ключом начисляется (1) один балл. Совпадением с ключом считается ответ “Да” на вопросы, в вышеприведенной таблице.
ИСТОЧНИКИ
Тест эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г.Резапкиной) / Резапкина Г. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие. М., 2006.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ТЕМА: ЭМОЦИИ. ЧУВСТВА. ВОЛЯ.
ПЛАН УРОКА
Тема урока: «ЭМОЦИИ. ЧУВСТВА. ВОЛЯ»
Тип урока: урок изучения нового материала
Время: 45 мин.
Цель: объяснить сущность понятий «эмоции», «чувства», «воля»; показать их взаимосвязи и различия.
Задачи:
1.Образовательная:
— Познакомить учащихся с понятиями «эмоциональная сфера личности», «чувства», «эмоции», «воля»;
— Показать важность эмоциональной регуляции жизнидеятельности человека;
— Развивать умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля.
— Сформировать первоначальные умения определять эмоции человека по ключевым психологическим признакам.
2.Развивающая:
— Развить навыки идентификации эмоционального состояния других людей по невербальным признакам, проявляющимся в поведении.
— Обучить навыкам определения эмоциональных состояний других людей по мимике и жестам;
— Способствовать развитию внимания при изложении нового материала;
— Способствовать развитию логичности и последовательности речевых высказываний при изложении своих мнений.
3.Воспитывающая:
— Формировать навыки выстраивания доброжелательных взаимоотношений с окружающими;
— Воспитывать познавательный интерес;
— Воспитывать культуру обучающихся при общении;
— Воспитывать тактичность, толерантность.
Методы обучения:
Словесные (лекция, проблемно-эврестическая беседа), демонстрация, практический метод, видеометод — просмотр видеороликов из Интеренет-ресурсов по теме.
Виды самостоятельной работы на уроке:
работа с раздаточным дидактическим материалом.
Источник
§ 3. Эмоции, чувства, воля
1. Перечислите отличия волевого действия от импульсивных и привычных действий.
Отличия волевого действия от импульсивных и привычных действий:
1) сознательный контроль;
2) целенаправленные действия и поступки;
3) связаны с мыслительной деятельностью;
4) преодоление внутренних и внешних препятствий;
5) возможность управления своим поведением.
2. С помощью «колеса эмоций» проследите эмоциональные процессы, связанные с пятью эмоциями — радостью, печалью, страхом, отвращением, гневом. При желании проверьте, почему именно эти эмоции были выбраны в качестве героев фильма «Головоломка» (премия «Оскар» 2016 г. за лучший анимационный фильм).
Радость как базовая эмоция связана с восторгом и безмятежностью. Данные аффекты связаны с эмоцией любви и оптимизма. Печаль является легкой формой раскаяния или разочарования. Она может перейти в грусть и горе. Страх — это базовая эмоция, которая может перерасти в более интенсивное переживание — ужас. А также выразиться в таком эмоциональном состоянии как тревога. Отвращение — аффект, базовой эмоцией которого является недовольство и выражается в эмоциональном состоянии — скука. Гнев также является аффектом, мощной кратковременной эмоциональной реакцией. Его базовой эмоцией считается злость, а досада — эмоциональным состоянием или настроением.
3. Каких эмоций больше — отрицательных или положительных? Обоснуйте свою точку зрения с помощью вводной инфографики.
Проанализировав вводную инфографику, можно сделать вывод, что положительных и отрицательных эмоций одинаковое количество. Но в реальной жизни отрицательных эмоций больше. Это связано с высокими темпами жизни, повышенной тревожностью людей и стрессами на работе и дома.
4. Гнев — это сильная эмоция, которая, выйдя из-под контроля, может вызвать необдуманные слова и действия с печальными последствиями. Прокомментируйте способы реагирования людей в гневе. Какой из способов представляется вам наиболее здоровым и разумным, но требует работы над собой? Обоснуйте свое мнение.
Прямое выражение гнева может привести к угрозе жизни и здоровья другого человека, на которого гнев направлен. Это может привезти к юридической ответственности человека, проявляющего гнев.
При косвенном выражении может пострадать невинный человек как морально, так и физически.
Игнорирование приводит к болезням и плохому самочувствию самого человека, проявляющего гнев, если он будет подавлять данною эмоцию и копить обиды.
Самый здоровый и разумный метод — понимание и устранение причин. Если человек вовремя распознает признаки гнева, он может его устранить без негативных последствий для себя и обидчика. Это сбережет физическое и моральное здоровье индивида.
Источник